Чань буддизм в китае кратко

Обновлено: 02.07.2024

Дело в том, что Истина и Будда растворены во всём Мире – они в красоте гор и долин, в журчании ручья, общении друзей, раскатах грома, в каждом живом существе, и, конечно, в каждом человеке. Согласно чань-буддизму, познать Истину, стать Просветлённым, может каждый "здесь и сейчас", разбудив Будду, внутри себя.

Для этого часто применялись неожиданные действия - крики, удары. Или парадоксальные диалоги - вэньда (яп. мон-до) и загадки - гунъань (яп. коан), которые непосвящённым могли показаться абсурдными и не имели однозначного ответа, но размышление над ними, могло подтолкнуть ученика к внезапному осознанию Истины.

Но главное, к озарению может прийти только тот, кто уже готов к этому, как бы "настроен" на нужную волну. На пути к прозрению нужно постоянно прислушиваться к себе и постигать красоту и мудрость мира.

Нужно отметить, что чань-буддизм повлиял на развитие всей китайской культуры, особенно на средневековую поэзию, каллиграфию и живопись. О которых я буду рассказывать в своих последующих статьях.

Если вас интересует культура древнего и средневекового Китая, то могу предложить вниманию следующие публикации по этой теме:

Если вы интересуетесь историей религий , то краткие сведения о различных религиях и верованиях, вы можете найти в моих публикациях:

Будды

Будды прошлого, настоящего и будущего. Монастырь Линъиньсы, Ханчжоу

Становление буддизма в Китае

В I в. н.э. из Центральной Азии по Великому шелковому пути в Поднебесную прибыли первые буддийские миссионеры. В 64 году недалеко от Лояна был основан монастырь Баймасы 白马寺 (Монастырь Белой лошади): согласно преданию, первые буддийские сутры были привезены в Китай на лошади белой масти. Первыми легендарными буддийскими миссионерами в Китае считаются Кашьяпа Матанга и Дхармаракша.

Условно период становления буддизма в Китае можно разделить на три этапа:

  1. Проникновение буддизма в Китай (I в. — первая половина II в. н.э.).
  2. Ознакомление китайцев с буддизмом через переводную буддийскую литературу (II — начало V вв.).
  3. Формирование в Китае собственных буддийских школ (V-VI вв.).

Я слышал, что варвары изменялись [под влиянием] Китая, но я еще не слышал, чтобы варвары изменяли [что-либо] в Китае.

Вплоть до падения династии Хань в 220 году конфуцианство оставалось официальной идеологией, а буддизм воспринимался как одна из даосских сект. Иероглифическая письменность, тональность языка, наличие омофонов значительно затрудняли перевод буддийских категорий на китайский язык.

После падения династии Хань (206 до н.э.-220 н.э.) и начала периода Шести династий (220-589), когда Китай оказался разделенным на несколько независимых царств, началось широкое распространение буддизма в Поднебесной.

Великие переводчики и трудности перевода

Первым переводчиком и активным проповедником буддизма в Китае был парфянский принц Ань Шигао (II – начало III в. н.э.). После смерти отца он отказался от престола и стал монахом. В 148 году Ань Шигао прибыл в Лоян, где занялся переводами буддийских текстов на китайский язык. Впоследствии жил на территории современных провинций Цзянси и Чжэцзян. Он перевел, по разным данным, от 40 до 90 цзюаней (свитков) текстов, главным образом, принадлежащих буддизму хинаяны (тхеравады).

Даоань также разработал образцовый монастырский устав, утвердил культ будды Майтрейи (弥勒 Милэ). Кроме того, он ввел обязательный для всех монахов фамильный знак Ши 释 (первый иероглиф китайской транскрипции имени Шакьямуни — Шицзямоуни 释迦牟尼).

Кумараджива (344 или 350 – 413 или 409) наряду с Ань Шигао, Чжэньди (Парамартха, 499-569) и Сюаньцзаном (600 или 602 — 664) входит в число четырех знаменитых китайских переводчиков. Предположительно, был сыном дочери царя Кучи (город-государство в Центральной Азии) и индийского миссионера Кумараяны. С раннего детства посвятил себя буддизму, изучал тексты махаяны и хинаяны. В 401 году по приглашению правителя он прибыл в Чанъань, где вместе со своими помощниками начал переводить на китайский язык основополагающие буддийские тексты. Всего он перевел более 35 текстов. Многие сутры в переводе Кумарадживы до сих пор более популярны, чем в других переводах.

Ученик Кумарадживы Даошэн (ум. в 433 г.) обосновал наличие природы Будды во всех живых существах. Эта идея очень скоро стала чрезвычайно популярной в Китае и предопределила специфику китайского и всего дальневосточного буддизма в целом.

Деятельность переводчиков, которые в довольно короткий срок перевели на китайский язык все значимые буддийские тексты, способствовала не только укреплению буддизма в Китае, но и тому, что благодаря им многие произведения санскритского канона, впоследствии утраченные, сохранились на китайском языке.

Монахи

Монахи, монастырский комплекс Бадачу, Пекин

На территории страны функционировало несколько десятков тысяч монастырей, в которых проживали миллионы монахов и послушников. Монастыри занимались активной экономической деятельностью, являлись крупными землевладельцами, что вызывало гнев со стороны ряда императоров.

Пагода-реликварий Зуба Будды

Пагода-реликварий Зуба Будды, монастырский комплекс Бадачу, Пекин

Сюаньцзан

Сюаньцзан

Широкое распространение получили культы будды Амитабхи (кит. Амитофо 阿弥陀佛) и бодхисаттвы Гуаньинь 观音. К ним обращаются с просьбами монахи и миряне, искренне верующие и атеисты. Кроме того, они стали героями китайского фольклора.

Статуя Гуаньинь

Статуя Гуаньинь. Монастырь Гуйюань, Ухань

Школа цзинту

[1] По преданию, будда Амитабха когда-то был царем. Познакомившись с буддийским учением, он отрекся от престола и стал монахом, взяв себе имя Дхармакара.

[2] Почитаемый Миром – один из эпитетов Будды.

[3] Ануттара самьяк самбодхи – всецелое и подлинное просветление.

[4] Кальпа – единица измерения времени в индуизме и буддизме.

Школа чань

Особая передача вне учения
Не основывается на словах и письменных знаках.
Указывает непосредственно на сознание,
Оно позволяет увидеть свою истинную природу и достичь состояния Будды.
(Стихотворение, приписываемое Бодхидхарме и выражающее суть чань)

Окончательное оформление учения школы связывается с именами шестого патриарха Хуэйнэна (638—713) и патриарха Линьцзи Исюаня (810/815 — 866/867).

Монастырь Линъиньсы

Монастырь Линъиньсы (Храм Прибежища Души), один из крупнейших чаньских монастырей. Ханчжоу

В чань-буддизме идея махаяны о том, нирвана и сансара суть одно и то же, и что каждое живое существо потенциально является Буддой, получила дополнительное развитие. Согласно учению этой школы, каждый может стать Буддой здесь и сейчас, поскольку несет в себе природу пробуждения, все зависит от уровня сознания адепта. Таким образом, достижение нирваны становилось возможным путем просветления сознания.

[1] Считалось, что посохом наставника может владеть только просветленный.
[2] Дракон традиционно считается первопредком китайцев. Ему подвластны все стихии: небо, земля, вода, подземный мир. Драконы обладают мудростью, считаются символом императора. В отличие от западных представлений, китайские драконы в целом доброжелательные и приносят удачу.

[1] В китайском буддизме считалось, что все живые существа обладают природой Будды. Значит и собака в том числе. Однако наставник Чжаочжоу ответил, что собака не обладает природой Будды.

[1] Чань исходит из представления о недифференцированности, целостности субъекта и объекта. Поднятый палец был выражением истины у Цзюйди. Послушник бессмысленно стал копировать учителя, не понимая его смысл. Именно поэтому Цзюйди и отрубил тому палец. Выражение чаньской истины у каждого человека индивидуально. Ученик это понял и потому обрел просветление.
[2] Цзюйди здесь подчеркивает, что чань неисчерпаем. Одно и то же действие каждый раз будет означать совершенно разные вещи.

Из Китая чань-буддизм, как и остальные буддийские школы, широко распространились по дальневосточному региону, включая Японию, Корею, Вьетнам, где со временем появились собственные мощные буддийские центры и традиции.

В монастыре

В монастыре Вофо-сы, Пекин

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Содержание учений понять очень сложно (очевидно, для этого нужны годы учебы, да и то не всем было бы под силу). А вот социальный аспект мне особенно интересен. Обратил внимание на разные пути буддизма на Севере и Юге Китая.

В Китае вообще культурный водораздел идет по линии Север — Юг. Страна нередко была разделена, сложились разные культурные тенденции.


Содержание

Общие сведения

Основные принципы чань-буддизма сводятся к следующему: не опираться на какие-либо писания, использовать передачу вне слов, совершать прямой контакт с духовной сущностью человека, и, созерцая свою изначальную природу, достигнуть совершенства Будды. Исследования историков показывают, что точное время, когда были сформированы эти принципы, нельзя установить, однако принято считать, что их фундаментом стало учение Бодхидхармы [9] .

История чань-буддизма

Ранний буддизм в Китае

Чаньские патриархи раннего периода

Бодхидхарма

Бодхидхарма сводил все возможные пути освобождения к двум: пути разума и пути праведного поведения. На пути разума, согласно учению Бодхидхармы, необходима большая вера в единство всех существ с истинной природой, не являющейся ни единством, ни множеством, и скрытой за формами объектов. На пути праведного поведения, согласно учению Бодхидхармы, необходимо отсутствие волнений ума и его изменений [19] .

Где бы вы ни находились, сохраняйте умственный покой и ни к чему не стремитесь. Подобно каменному утёсу, даже в самую страшную бурю оставайтесь непреклонны. Отбросив все эгоистические мысли и чувства, спасайте всех, помогая перебраться на другой берег. Нет рождения, нет признаков, нет привязанности, нет отречения: в уме бодхисаттвы нет движения внутрь и наружу. Когда этот ум, не знающий движения наружу или внутрь, вступает туда, куда никогда нельзя войти, то это и есть вступление.

Хуэйкэ



Хуэйкэ (487—593) стал вторым патриархом чань-буддизма. До встречи с Бодхидхармой Хуэйкэ исследовал даосизм и буддийскую философию [23] . Но Хуэйкэ не был удовлетворён своими обширными знаниями и пришёл к Бодхидхарме за наставлением, которое было получено. После того как Хуэйке покинул учителя, он некоторое время прятался среди бедняков, возможно не желая открываться людям в качестве великого учителя. В то же время Хуэйке не отказывался от речи дхармы в благоприятных обстоятельствах [24] .

Сердечность и теплота Хуэйкэ, по словам Досэна, покоряли слушавших его проповеди людей, и из-за этого он подвергался преследованиям со стороны священнослужителей. Так в 593 году Хуэйкэ держал речь о дхарме у ворот храма, в котором в этот же момент проповедовал местный учёный проповедник. Собравшиеся в храме покинули священнослужителя и собрались возле Хуэйкэ, который был одет в лохмотья и не имел каких-либо внешних особенностей, указывавших на его духовный сан. Данное явление рассердило местного священника, и он указал местным властям на то, что Хуэйкэ учит ложному учению. Вскоре после этого Хуэйкэ был казнён в возрасте ста шести лет [24] [23] .

Сэнцань

Преемником Хуэйкэ стал Сэнцань (ум. в 606 г.), третий патриарх. Однажды он пришёл к учителю со следующей просьбой:
— Я страдаю фэн-ян, умоляю, очисти меня от грехов.
— Принеси мне свои грехи сюда, — сказал Хуэйкэ, — и я очищу тебя от них.
— Когда я ищу их, они исчезают.
— В таком случае, я тебя уже совсем очистил. Отныне ищи убежища в Будде, дхарме и сангхе и пребывай в них [25] .

Даосинь



Четвёртым патриархом был Даосинь (580—651). Он стал учеником Сэнцаня в 592 году. На путь окончательного освобождения его подтолкнул следующий диалог с учителем [27] :
— Пожалуйста, укажи мне путь освобождения.
— Кто же и когда тебя поработил?
— Никто.
— Если это так, — сказал учитель, — то зачем же тебе тогда искать освобождение?

Закройте дверь и сидите! Не декламируйте сутр и ни с кем не разговаривайте! Если вы будете настойчиво совершен­ствоваться в этом в течение долгого времени, то плод будет сладок, как мякоть ореха, которую обезьяна дос­тает из скорлупы. Но редко кому удается достичь такого состояния.

Хунчжэнь

Хуэйнэн



Тем самым чань раскололся на северную школу Шэнь-сю и южную школу Хуэйнэна. После того, как Шэнь-сю умер, северная школа, делавшая упор на изучение сутр [33] , пришла в упадок, в то время как школа Хуэйнэна активно распространяла собственные тексты [34] . Южная школа также подчёркивала внезапность просветления, во многом отличаясь от постепенной концепции северной школы [35] . Шестой патриарх со своими учениками закончили формирование главных особенностей китайского чань [33] .

Дзэнские наставники эпохи Тан

Также известным чаньским наставником, прославившимся своими ударами посохом, был Дэ-шань Сюань-цзянь (780/782 [42] —865). Дэ-шань прибыл с севера Китая чтобы посмотреть на дзэн. Он знал буддийские сутры и сомневался в необходимости их отрицания школой дзэн, а также в правильности обретения природы Будды только за счёт созерцания своей природы. Согласно хронике, он встретил старую женщину, которая задала вопрос по Алмазной сутре, на который он не смог ответить. Дэ-шань по совету женщины посетил наставника Лунь-тяня. После разговора Лунь-тянь в нужный момент потушил свечу, и Дэ-шань обрёл просветление. В скором времени Дэ-шань сжёг все буддийские писания, которые носил с собой [43] .

Пять Домов



Гуйян

Название школы берёт свое начало от горы Гуй в провинции Хунань и горы Ян в провинции Цзянси, где находились храмы основателей школы. Наставником школы Гуйян был Гуй-шань (771—853) [47] (по другим данным его звали Вэйшань Линью и школа называлась Вэйянцзун [46] ). Наиболее заметными учениками Гуй-шаня были Сянь-янь и Ян-шань. Ян-шань в детстве хотел посвятить себя чаньскому учению, но родители отказались отпустить его в монастырь. Тогда для показания твёрдости намерений Ян-шань отрезал два своих пальца, и родителям пришлось согласиться с желанием сына, впоследствии получившего печать Дхармы от Гуй-шаня [47] .

Юньмэнь

Юнь-мэнь давал достаточно парадоксальные и резкие ответы и считал, что хорошим днём для постижения просветления может быть любой день. Юнь-мэнь умер в 949 году, а продолжателем его учения стал Дэ-шань. Дэ-шань описывал просветление как свободу от всяких привязанностей к чему-либо [50] . Школа Юньмэнь, получившая свои истоки из школы Фаянь [46] , просуществовала некоторое время, а потом исчезла [51] .

Наставник Суй Юнь, собирая вокруг себя учеников в храме Юньмэня, вновь возродил школу в 1943 году [52] .

Фаянь

Школа Фаянь была наименее значимой из всех пяти школ. Основатель школы Фа-янь Вэньи (885—958) хорошо знал китайские и буддийские тексты, в частности Аватамсака-сутру. В своих наставлениях он не использовал грубых методов и обучал лишь при помощи своих парадоксальных фраз. Его учение кроме ориентации на внезапное просветление большое значение придавало сутрам Махаяны, тем самым в некоторый степени возвращаясь к традиционным ценностям буддизма [53] .

Цаодун

Дунь-шань сформировал основы учения о пяти рангах, в которое в качестве основы была взята доктрина Праджняпарамиты и китайская Книга Перемен И-цзин. Основным стержнем данной теории является постулат о единстве Абсолюта и относительно-феноменального. Учение рассматривается по следующим рангам, начиная от низшего к высшему (в скобках указана параллель, которую для большего понимания провёл Цао-шань) [55] :

  1. Абсолют внутри относительного (господин смотрит на слугу);
  2. Относительное внутри Абсолюта (слуга поворачивается к господину);
  3. Единичность Абсолюта (господин пребывает в одиночестве);
  4. Единичность относительного (слуга пребывает в одиночестве);
  5. Единство Абсолюта и относительно-феноменального (господин и слуга едины).

Линьцзи

Школа Линьцзи являлась наиболее значимой из всех пяти школ. Её основателем стал наставник Линь-цзи Исюань, к которому уважительно относились многие буддисты Китая. В начале своей духовной жизни Линь­-цзи изучал сутры, а потом заинтересовался практикой чань.

Полемика Линьцзи и Цаодун

Наставник Да-хуай школы Линьцзи выразил мнение о ложном пути школы Цаодун, которая настаивала только на одной лишь сидячей медитации. Наставник Тянь-тун школы Цаодун в ответ на это написал текст о безмолвном озарении, где указал, что сидячая поза не может рассматриваться как бессловесное бездействие (таким образом позу рассматривал Да-хуай). Также Тянь-тун высказал презрительное мнение о методе коанов [65] .

Взаимные упреки постоянно высказывались в письмах друг к другу, но спор не перешёл в форму вражды, так как между последователями наставников двух школ были хорошие отношения. В дальнейшем школа Линьцзи, практикующая метод коанов, и школа Цаодун, практикующая сидячую медитацию, оформились окончательно [66] . Эти две школы, существующие в Китае до сих пор [67] , получили дальнейшее развитие в Японии в виде школ Риндзай и Сото, конфликта между которыми уже не существует. Каждая школа признает методы другой школы и иногда применяет их у себя [68] .

Основные правила чань-буддизма

Чаньское направление буддизма отличалось от его ортодоксального варианта. Сегодня вы узнаете основные правила чань-буддизма.

Ранний период

Основные правила чань-буддизма

Он прибыл в Китай примерно в 525 году. Сначала первый чаньский патриарх проповедовал, странствуя, а затем поселился в монастыре Шаолинь, который был основан за 30 лет до этого события.

Излагая монахам основы нового учения, он вначале остался непонятым, так как то, что говорил Дамо, переворачивало устоявшиеся представления послушников об их вере. Он предлагал им

  • отказаться от чтения сутр и церемоний в храмах
  • начать активно заниматься физическим трудом (что было запрещено в Винае)
  • принять новую технику медитации и осознать её эффективность

Такие крамольные, в представлении монахов, речи напоминали им вероотступничество и вызывали у них большие сомнения.

Тогда Белый Будда, как ещё называли Дамо, ушёл в пещеру, которая находилась в нескольких сотнях метров выше монастыря, на вершине горы с пятью пиками. Он сел лицом к стене и провёл в этом положении, медитируя, 9 лет.

Основные правила чань-буддизма

С этой длительной медитацией связана одна интересная история. Только раз за всё время Бодхидхарма ненадолго уснул. Расстроенный этим, он вырвал себе ресницы и бросил на землю. Вскоре на этом месте выросли чайные кусты.

На большом валуне стены самопроизвольно образовалось его изображение. Этот камень является святыней для всех чань-буддистов, его перенесли, чтобы почитать и охранять, под своды монастыря.

Бодхидхарму очень уважало китайское монашеское сообщество. В общей сложности он провёл в этой северной части Китая около 40 лет. У Дамо были ученики, продолжатели его дела. Один из них, Хуэйкэ, стал вторым чаньским патриархом по назначению Белого Будды.

Основы учения

Основные правила чань-буддизма

  • понимать причинно-следственное устройство этого мира, не реагировать остро на все неприятности в жизни, не обижаться на тех, кто служит их причиной, осознавая, что всё это проявления кармы; понимать, что причина сама по себе не приводит к следствию, для этого нужны определённые условия
  • приспосабливаться к условиям: выбирать наилучший способ действия в данной ситуации, не слишком радоваться успехам, не печалиться из-за неудач, спокойно принимать карму
  • погасить в себе все страсти, в том числе, страстное стремление к чему-либо (даже к просветлению), стремиться действовать бескорыстно
  • понимать и признавать Дхарму

В принципе, цель у традиционного и чань-буддизма одна: узреть в себе природу Будды. Отличаются только способы достижения этой цели и соответствующие возможности.

Чань-буддизм говорит о том, что найти в себе Будду можно при условии наличия незамутнённого и спокойного разума, испытав внезапное озарение в любой момент уже этой жизни, а не в неопределённом далёком грядущем, как это предполагается в ортодоксальном буддизме.

Если для достижения просветления и ухода в нирвану в ортодоксальном буддизме нужно успокоить все чувства и эмоции, то в Чань для этого нужно успокоить разум.

В традиционной нирване человек лишён способности физически действовать, так как эмоции приходят вслед за действиями, а это мешает пребывать в нирване.

Чаньское просветление примечательно тем, что в состоянии ментальной нирваны автоматически стабилизируются и эмоции.

Адепт традиционного направления буддизма, медитируя, стремиться избавиться от очередного перерождения на этой бренной земле.

Чаньский послушник во время медитации обладает абсолютно спокойными сознанием и чувствами, поэтому он не ощущает привязанности к чему бы то ни было.

Основные правила чань-буддизма

Его свобода и открытость к восприятию, физическая сила обеспечивают высочайшую дееспособность. Он наблюдателен и обладает отличными мыслительными способностями, при этом ничего не анализирует.

В классическом же буддизме накапливают книжные знания, ожидая, когда количество этой мудрости приведёт к её качественному изменению и наступлению Просветления.

  • понимать учение сердцем
  • не придавать большого значения написанному и сказанному
  • обращаться к своему сознанию
  • исследовать внутренний мир и находить в себе Будду
  • Боевые искусства
  • живопись
  • каллиграфия
  • чайная церемония,
  • стихосложение
  • музыка,
  • парковое искусство

Монашеский кодекс

Основные правила чань-буддизма

Изменились и правила поведения для монахов. Основным отличием от традиционного буддийского подхода является обязательность активного физического труда. Монах, отказавшийся трудиться, мог быть удалён за это из общины.

Послушники несколько раз в день участвовали в особых тренировках по погружению в транс. Для этого нужно было, неподвижно стоя на коленях, с абсолютно ровной спиной, сосредоточиться на определённом фокусе на стене.

Затем предлагалось рассредоточить внимание по всей стене, после чего разум и чувства уменьшали свою активность, и медитирующий погружался в состояние небытия. Таким образом проходило обучение концентрации сознания и познаванию самого себя.

Другим видом транса был двигательный. Во время движения требовалось всеми органами чувств воспринимать теперь уже внешний мир, ни на секунду не прерывая этого восприятия. Это тренировало выработку молниеносной реакции на любой внешний раздражитель, будь он еле заметным, внезапным или необычным.

Монахи соблюдали особую диету, вернее сказать, постоянно пребывали в полуголодном состоянии. Кроме трансовых тренировок, они использовали

Читайте также: