Чаадаев о принятии православия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Признавая поступательный характер общественного разви­тия, Чаадаев не отделял историю России от общеевропейского исторического развития. Но, идеалистически представляя этот процесс, он впал в глубочайшее заблуждение, усмотрев движу­щую силу социального прогресса Западной Европы в католицизме. Роковым злом в истории России было, по мысли Чаадаева, принятие ею христианства от византийской церкви. Правосла­вие, по его мнению, отторгнуло Россию от общеевропейского культурного развития, лишило ее социальных и политических достижений западной цивилизации. Отсюда безысходно мрачная оценка прошлого и настоящего России.

Колыбелью европейской цивилизации по праву называют Древнюю Грецию – родина демократии, философии, искусства, литературы, физико-математических наук и т.д. Влияние культуры Древней Греции на Рим не подлежит сомнению, который, в свою очередь, донес ее почти до каждого европейского народа. Религия, в данном контексте, является неотъемлемой частью культуры человечества.

Христианская религия возникла в I веке в Палестине - провинции Римской империи, первоначально в среде евреев, но в первое десятилетия распространилось в другие провинции и другие этнические группы. К V веку н. э. лучшие умы Церкви создали философскую основу религии, включающую учения древнегреческих мыслителей. Важным достижением стал перевод Библии на латынь.

Однако, когда-то единая христианская церковь, на фоне историко-политических событий, которые веками налагались друг на друга, разделилась на два центра христианской традиции – латинский (Рим) и греческий (Константинополь). В корне раскола лежало множество причин, но одной из основных являлось банальное деление власти.

Таким образом, вывод напрашивается сам собой: раннее христианство, принятое Русью скорее дало толчок в культурно-просветительном развитии государства, чем наоборот, в отличие от Европы. Однако, со временем история показывает иное. Следовательно, не религия (её не правильный выбор, как утверждал Чаадаев) является определяющим фактором в культурном развитии государства, скорее это один из множества факторов, оказывающих на него воздействие.

К этому можно только добавить, что на цивилизацию государства влияет не только религия, как определяющий фактор самобытности, а и политическая воля исторической личности привилегированного класса в равной степени, как и национальные русские традиции, национальная духовная идея.


Чаадаев видел цель христианства в учреждении на земле совершенного порядка. Этой цели отвечает западное (католическое) христианство, которому свойственны "животворный принцип единства", организующее начало и социальность. Византийская православная церковь, наоборот, исповедует аскетизм, покорность, смирение, отрешение от мира.
Объединенные народы Европы, писал Чаадаев, в столкновении мнений, в кровопролитной борьбе за истину создали себе целый мир идей: "Это идеи долга, закона, правды, порядка. Они развиваются от происшествий, содействовавших образованию общества; они необходимые начала мира общественного. Вот что составляет атмосферу Запада; это более чем история: это физиология европейца. Чем вы замените все это?"
В странах Запада, подчеркивал философ, борьба за идеи привела к важным социальным последствиям: "Искали истину и нашли свободу и благосостояние". Чаадаев оговаривает, что на Западе есть не только добродетели, но и пороки. Однако народы Европы, в отличие от России, имеют богатую историю: "Мир пересоздавался, а мы прозябали в наших лачугах из бревен и глины". "Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя".
Из-за православия, считал Чаадаев, вся история России шла не так, как история западных народов: "В самом начале у нас дикое варварство, потом грубое суеверие, затем жестокое, унизительное владычество завоевателей, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, владычество, следы которого в нашем образе жизни не изгладились совсем и поныне".
И он прав. Пока Патриархи РПЦ лобзаются с Януковичем, украинский народ, который собственно и кормит и Януковича с РПЦ, на свои последние копеечки, потихоньку спивается и исчезает. Простые люди не всилах разобраться в ловушке для ума от православия.
Если мать 2-х детей ограбили и выбросили из маршрутки, то это ее Боженька добрый наказал. В тоже время, Янукович, ограбивший пол Украины, жтвет и здравствует, и попы на вопрос "А почему боженька ничего не делает с Януковичем?" говорят - неисповедимы пути Господни. А некоторые всерёз отвечают, что Бог рад, что ТАКОЙ грешник приходит де поклониться. Бог видимо доволен, что сам Янукович к нему пожаловал. )))
Не носите денег попам, пусть козлищи, идут и работают.
Аминь.))

Поиск

Администрация сайта не несет ответственности за
содержание материалов, размещенных пользователями.

В 1836 году российское просвещенное общество было шокировано. В журнале "Телескоп" было опубликовано "Философическое письмо" П.Я. Чаадаева, первое из серии "Философических писем к г-же ***" . Философ, публицист Петр Яковлевич Чаадаев был известен публике своими западническими взглядами, а в обществе славился блестящими манерами и умением одеваться. А.С. Пушкин вывел его образ в "Евгении Онегине": " Второй Чадаев, мой Евгений, Боясь ревнивых осуждений, В своей одежде был педант И то, что мы назвали франт ".

В "Философических письмах" Чаадаев поделился своими раздумьями о прошлом и будущем России.

Литературно-общественный журнал "Телескоп" выходил с 1831 по 1836 г. сначала 2 раза в неделю, потом стал еженедельником. Издавал и редактировал журнал все эти годы философ, проф. Московского университета Н.И. Надеждин.

Литературно-общественный журнал "Телескоп" выходил с 1831 по 1836 г. сначала 2 раза в неделю, потом стал еженедельником. Издавал и редактировал журнал все эти годы философ, проф. Московского университета Н.И. Надеждин.

Письма, написанные философом на французском языке в 1829-1831 гг. были адресованы Екатерине Пановой. Но скорее, жанр письма был выбран потому, что позволял автору свободно выражать мысли.

Первое же из писем (всего их 8) произвело на современников сильнейшее впечатление, А.И. Герцен даже назвал его "выстрелом в ночи", и вот почему:

в православной стране, где главной идеологией была теория официальной народности, христианский философ (так сам себя называл Чаадаев) написал, что роковой ошибкой для России и всей ее последующей истории было принятие христианства из Византии .

Что касается теории официальной народности, то ее сформулировал министр народного просвещения граф С.С. Уваров в 1833 году. Она содержала три основных положения: православие , самодержавие, народность, и первый пункт заключался в том, что русский народ очень привязан к православной церкви, а в основе народности опять же лежит вера народа в царя и церковь.

"Философическое письмо" Чаадаева прозвучало для современников, по выражению Герцена, "выстрелом в ночи".

Чаадаев в "Философическом письме" объявил принятие христианства из Византии (православия) ошибкой для Руси.

Почему? Чаадаев считал, что Россия, приняв православие , оторвалась от западноевропейской цивилизации и оказалась в культурной изоляции. В Европе общество основывается на законе, порядке, в нем сильны идеи справедливости; в России не так. Западником философ стал, как считают, во время заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. Будучи гусаром, Чаадаев участвовал в войне 1812 года, а из Европы он привез знания и идеи.

Приняв восточный вариант христианства из Византии , Россия унаследовала не столько культуру, сколько традиции византийского деспотизма. Россия с тех развивается сама по себе, не примыкая ни к востоку, ни к западу, существует как бы вне времени. Поэтому перемены, происходящие в других странах, ее не коснулись. Историю России Чаадаев видит мрачной и бесперспективной, а ее роль - в том, что она дала всему миру урок бесцельно прожитых веков.

А цивилизация и прогресс, по мнению Чаадаева, связаны не с православием , а с католицизмом .

Цивилизация и прогресс, по мнению Чаадаева, связаны не с православием, а с католицизмом.

Оставаясь православной страной, Россия и дальше обречена на бесцельное существование.

Не случайна и подпись под письмом. Авторской подписи не было, но было обозначено место написания письма: "Некрополис. 1829, декабря 1. Некрополис - это Город мертвых (греч .). Так назвал Чаадаев николаевскую Россию .

Место написания письма было обозначено как Некрополис - т.е. Город мертвых Так назвал Чаадаев николаевскую Россию.

Реакция властей была вполне ожидаемой: журнал закрыли, издателя Надеждина сослали, цензора Болдырева, пропустившего статью, отправили в отставку, а Чаадаева объявили сумасшедшим.

Первым потребовал закрыть журнал министр просвещения Уваров. Он лично написал Николаю I о том, что считает статью "преступлением против народной чести. против религиозной, политической и нравственной чести". Резолюция Николая I не замедлила себя ждать: "Прочитав статью, нахожу, что содержание оной есть смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного: это мы узнаем непременно, но не извинительны ни редактор журнала, ни цензор. Велите сейчас журнал запретить, обоих виновных отрешить от должности и вытребовать сюда к ответу".

По указу Николая I Чаадаев был признан душевнобольным.

Год после написания письма он находился под наблюдением полиции и врачей, только после этого был объявлен выздоровевшим; однако же писать и публиковать свои работы ему было запрещено (чтобы и "не смел ничего писать").
Но он написал в 1837 году "Апологию сумасшедшего" (правда, не дождался публикации, она не была опубликована при его жизни).

Петр Яковлевич Чаадаев, безусловно, был интереснейшим человеком, пробудившим мыслящее общество. Послужил прообразом Чацкого в "Горе от ума" А.С. Грибоедова; того тоже объявили сумасшедшим. Подтолкнул споры западников и славянофилов, разгоревшиеся в 1830-1840-е годы. " Он в Риме был бы Брут , в Афинах Периклес, А здесь он — офицер гусарской ", - написал о Чаадаеве А.С. Пушкин.

Коснусь в нескольких словах биографии Чаадаева 1 .

В одиночестве Чаадаев размышлял все на те же темы – не только историософские, но и общефилософские, – следы этого мы находим в его переписке, тщательно (хотя, как теперь ясно, не в полноте) изданной Гершензоном. В его мировоззрении, особенно во взгляде его на Россию, постепенно «пробивались новые черты, хотя основные идеи оставались по-прежнему незыблемы в сознании Чаадаева. В 1856-ом году, уже после вступления на престол Александра II, Чаадаев скончался.

2. Переходя к изучению и анализу миросозерцания Чаадаева, отметим прежде всего те влияния, которые отразились в его своеобразной системе.

Он высшей волей небес

Рожден в оковах службы царской,

Он в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклес,

A здесь – он офицер гусарский.

Минуты вольности святой.

Во всяком случае, Чаадаеву были близки многие стороны в русском либерализме и радикализме, хотя впоследствии он сурово и с осуждением относился к восстанию декабристов.

Очень велико было влияние немецкой мистической литературы XVIII-го века на Чаадаева – особенно Юнга Штиллинга. Об этом мы имеем прямое свидетельство в дневнике Чаадаева 11 и в заметках по поводу книги Ю. Штиллинга. Ниже мы коснемся этого материала.

Английская философия, которую знал и изучал Чаадаев, не оставила никакого следа в его творчестве.

3. Перейдем к изучению доктрины Чаадаева.

В космологии Чаадаева есть несколько интересных построений 45 , но мы пройдем мимо них и вернемся теперь к изложению историософии Чаадаева, ныне достаточно уже ясной после изучения его антропологии.

6. Пора подвести итоги.

Вся значительность (для русской мысли) построений Чаадаева в том и состоит, что целый ряд крупных мыслителей России возвращается к темам Чаадаева, хотя его решения этих тем имели сравнительно мало сторонников.

Пушкин написал несколько превосходных и замечательных по содержанию стихотворений, обращенных к Чаадаеву.

См. об этом больше всего у Пыпина. Общественное движение при Александре I.

Гершензон. Чаадаев. Жизнь и мышление. III.

См. об этом книгу Viatte. Le cathilicisme chez lea romantiques. 1922.

Сочинения Чаадаева. T. I. Стр. 188.

По словам кн. Гагарина (первого издателя сочинений Чаадаева), Шеллинг сам отзывался о Чаадаеве, как о un hommte le plus remarquable qúil eût rencontré. О влиянии Шеллинга на Чаадаева см. Quenet. Op. cit. P. 165–172.

Выдержки из дневника Чаадаева в книге о нем Гершензона.

Гершензон. Op. cit. Стр. 104.

Флоровский. Пути русского богословия. Стр. 247.

Сочинения. T. I. Стр. 236.

Ibid. T. I. Стр. 218.

Pr. Gagarine. Les tendances catholiques dans la société russe. P. 27.

То же письмо Тургеневу (1835 г.). Соч. T. I. Стр. 189.

Впрочем, один раз это прорвалось наружу – см. неудачную попытку вернуться на государственную службу (до опубликования Филос. письма). Сочинения. T. I. Стр. 173–178.

Сочин. T. I. Стр. 86.

Ibid. Т. I. Стр. 117.

Письмо Кн. Мещерской. Соч. T. I, стр. 242.

Литературное Наследство. Стр. 27.

Этот тезис очень часто встречается у Чаадаева. См. особенно Литературное Наследство. Стр. 34–36, 50, 53.

Читайте также: