Церковь в западной европе в vi xi вв кратко

Обновлено: 05.07.2024

Религия и церковь в средние века играла большую, даже можно сказать, ведущую роль. Людям даже в голову не приходила мысль, что Бога нет. Всю жизнь человека, его сознание было пронизана верой. Воображение человека средневековой Европы о Боге, мире и человеке в протяжении многих веков формировалась на основе христианства. Согласно христианским представлений человек создан Богом. Бог наделил человека особыми качествами: душой. Умом, языком, чувствами, красотой, силой. Сама природа, живые существа были созданные Богом ради человека. Но первые люди - Адам и Ева - ослушались Бога, осуществив грех - первый, или первородный. За это они были изгнаны из Рая. Человек стал смертным, слабой, несчастной. Душа всякого человека страдает, ибо ув ` заключенные ц греховном теле.

Врагами человека были семь его "смертных грехов ": гордыня, зависть, гнев, линости, жадность, росточительство, чревоугодия. Эти грехи толкали человека на ложь и всевозможные преступления.

Все верующие должны были приходить к священника на исповедь. Идеалом средневекового человека был аскет (тот воспитывающая в себя д. ..). Так называли людей, которые ради любви к Богу отказывались от всех удовольствий, богатств, родных.

Люди верили, что после смерти душа может попасть или в ад или в рай. Все очень боялись Ада. На Западе также постепенно сложилось представление о чистилище - где душа может очиститься от мелких грехов и попасть в Рай.

Средневековый человек считала, что время сотворен Богом и потому всю жизнь проходило по звоном церкви. Сам отсчет времени велся от рождения Христа.

2. Христианская церковь в І V – V І ст.

С тех пор как 313 г. император Константин И Большой позволил христианам открыто исповедовать свою веру, и к тому моменту когда прекратила свое существование Римской империи, христианская церковь превратилась в могущественную организацию, которую не смогла уничтожить варварская нашествие. Даже наоборот, именно христианская церковь "приручил" варваров. Авторитет римского епископа постепенно возрастал. Это объяснялось тем, что для тогдашних людей Рим был центром св иту. Римского епископа стали называть, как и верховного жреца Древнего Рима, великим понтификом (Pontifex maximus) или "отцом церкви" (папой).

Первым римским епископом считали одной из ближайших учеников Иисуса Христа - апостола Петра, поэтому все римские папы считали себя преемниками этого апостола. Перекрещенные золотой и серебряный ключи апостола Петра стали первым символом папской власти. Вторым символом является тиара - главный уби р , что его папа надевает во время торжеств. Основой папской тиары является митра - особая высокая шапка . Ее п рикрашають три короны, значение которых объясняют по-разному. Одним из объяснений является то, что они символизируют тройную власть папы: епископа Рима, пастыря христианской церкви и главы Папского государства. Официальный титул римского папы теперь: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник головы апостолов, первосвященник вселенской (католической) церкви, патри арх Мероприятия, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан. Символами власти епископе в есть митра , Кольцо и особый посох.

На первый церковном соборе325 г. в г. Никее римского епископа было признаноединственным патриархом (председателем) церкви на Западе. На Востоке христианскую церковь возглавляли четыре патриарха: константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Именно на Никейском соборе по настоянию римского епископа арианство было признано ересью - "Ложными взглядами", отступлением ви д христианского учения, а тех, кто поддерживал еретические взгляды, называли еретиками.

Арианство возникло как рел игийний направление в христианской церкви в IV - V вв. Оно получило большое распространение преимущественно в восточных провинциях Римской империи, а также среди варваров - остготов, вестготов, вандалов, бургундов и др. Основал арианство александрийский священник Арий. Ви н утверждал, что Христос, Сын Божий, не существовало от возраста, а является лишь первой из созданных Богом существ. Это отрицало одну из главнейших догм христианства. Также Арий защищал права священников, выступал за р ивнисть всех церковнослужителей, против власти епископов над ними. В IV ст. арианство было запрещено императором Феодосием.

На Никейском соборе начали, а на Константинопольском (381 г.) закончили составлять основные положения (догматы) христианства - Символ веры . Среди р изних описаний жизни Иисуса Христа были признаны правильными (каноническими) только четыре - Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эти Евангелия вместе с Деяниями апостолов, Послания апостолов и О бьявленням апостола Иоанна Богослова составили Новый Завет. Он стал продолжением Ветхого Собрания - собрание древних священных текстов, общих для христиан и иудеев. Вместе Старый і Новый Завет составили христианскую Библию, Или Священное Писание.

Церкви удалось сохранить и умножить свои владения во время варварских нашествий. Она содействовала процессу феодализации, сыграв в нем немалую роль. В раннем средневековье в странах Западной Европы в руках епископов, монастырей, соборных капитулов сосредоточилась значительная часть земли; церковь эксплуатировала труд крестьян. Церковные феодалы заняли видное место в формирующейся феодальной иерархии. Являясь вассалами светских государей, они имели многочисленных как духовных, так и светских вассалов. Крупные церковные феодалы имели широкие иммунитетные права. Для укрепления социального и экономического влияния церковь задействовала монастыри. Монастыри уже в VII—VIII веках были центром экономической жизни — рядом с ними устраивались ярмарки, на принадлежащих им землях велось обширное хозяйство. Обогащаясь, они развертывали хозяйственную деятельность еще шире, увеличивая владения за счет разоряющихся общинников и за счет освоения болот, лесов и пустошей. Наиболее крупные монастыри оказывали влияние на политическую жизнь Западной Европы.

Союз между церковью и государством

В целом между церковью и государством в период раннего средневековья существовал союз.

В борьбе с врагами этого союза, как и с теми, кто посягал на авторитет церкви, она использовала систему церковных наказаний:

Готовые работы на аналогичную тему

Эти меры для людей того времени были так же страшны, как и налагаемые светской властью наказания.

Раннефеодальное государство защищало интересы церкви. Пипин Короткий участвовал в создании Папского государства. Карл Великий узаконил церковную десятину как обязательную подать.

Влияние церкви определялось не только ее союзом с государством и богатствами, а также монополией, которую она имела в интеллектуальной жизни. В руках церкви были сосредоточены школьное образование, литература, переписка книг, от нее зависели отбор и сохранение элементов античной традиции. Из рядов духовенства выходили все образованные люди, писатели, поэты, историки, педагоги.

Политические и социальные предпосылки возвышения папства в XII—XIII веках

В XII—XIII веках происходит усиление влияния католической церкви. Этот процесс связывается с тем, что большинство стран Европы находилось в состоянии феодальной раздробленности. При отсутствии сильных государств усилившая свое могущество церковь оказалась единственной силой, авторитет которой был признан во всех странах.

Папство использовало феодальную раздробленность в собственных интересах. Его опорой в отдельных странах были епископы и монастыри, располагавшие широкими иммунитетными привилегиями. Но одновременно являясь вассалами короля страны и папы, в разные периоды они занимали разные позиции. Многие поддерживали усиление центральной власти и потому не сочувствовали теократическим притязаниям папства; другие рьяно проводили папскую политику, препятствуя усилению центральной власти и поддерживая феодально-сепаратистские выступления.

В XII—XIII веках папство для усиления влияния использовало все политические события. Оно выступало организатором крестовых походов на Восток; придало Реконкисте религиозный характер; освящала грабительские походы рыцарей против прибалтийских и славянских народов. Папство участвовало в подавлении антифеодальных движений. Политическое влияние церкви опиралось на финансовую мощь римской курии. Сюда ежегодно стекались значительные денежные суммы. Располагая финансовыми ресурсами, превосходившими средства светских государей, папы могли активно проводить свою внешнюю политику. Укреплению церкви и папства содействовало то, что она сохраняла власть над идейной жизнью общества.

XIII век стал временем наивысшего международного влияния папства. Папа Иннокентий III (1198—1216) отстаивал идею верховенства церковной власти над светской и притязал на мировое господство. Он восстановил владения церкви в Папской области и расширил ее границы; он одно время был правителем Сицилийского королевства. Папской курии он придал значение высшей судебной инстанции католического мира. Его вассалами признавали себя король Англии Иоанн Безземельный, короли Арагона и Португалии. Преемники Иннокентия III вмешивались во внутренние дела государств Западной Европы, претендуя на роль всеевропейского арбитра.

Папская власть объявлялась высшей властью. Однако притязания пап не были осуществлены на практике, поскольку эта политика оказалась в противоречии с процессами централизации национальных государств — Англии, Франции и др.

Крушение политических притязаний папства в XV веке

В раннее средневековье церковь еще содействовала формированию феодальных отношений и духовной культуры. В период развитого феодализма она становилась преградой на пути прогресса в социально-политической и интеллектуальной сферах. Церковные феодалы упорно сопротивлялись смягчению эксплуатации зависимых крестьян: на церковных землях дольше всего сохранялось крепостничество. Епископы препятствовали освобождению городов, расположенных в их владениях.


церковь в средние века

С V века христианство становится единственно признанной религией Римской империи.

Католическая церковь была построена по иерархическому принципу. Во главе — папа римский; затем — архиепископы, епископы, аббаты, священники, монахи. Огромную роль в укреплении господства феодалов и в подавлении борьбы народных масс против феодальной эксплуатации играла католическая церковь в Европе.

Земли Римской области и Равеннского экзархата (наместничество) были объединены в Папское государство (VIII в.). Во время феодальной раздробленности церковь была единственной сплоченной организацией (XI—XIII вв.).

Церковь была крупнейшим земельным собственником. С земель, принадлежавших ей, церковь собирала десятину — налог в виде десятой части денежных и натуральных доходов крестьянского двора.

Римско-католическая церковь торговала должностями епископов и аббатов (до XI в.). Продавала индульгенции — грамоты, освобождавшие преступников от груза от угрызений совести, от наказаний, обещавших прощение грехов.

В годы правления папы Григория VII в католической церкви были проведены реформы (XI в.):

  • запрещены браки священникам (целибат — обет безбрачия);
  • запрещена покупка церковных должностей (симония);
  • новый порядок выбор папа — право выбора принадлежало кардиналам.

церковь в средние века

Пользуясь религиозными средствами идеологического воздействия на людей, церковь выступала в качестве защитницы интересов господствующего класса и видела свою основную задачу в том, чтобы примирить трудящихся с их тяжёлым положением в феодальном обществе. Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, но очень умело приспособилось к условиям феодализма и стало феодальной религией с соответствующей церковной организацией.

Точно так же позднее оно приспособилось к условиям буржуазного общества и стало одной из опор господства буржуазии. Это произошло потому, что религия имеет глубокие социальные корни во всяком классовом обществе, где существует эксплуатация человека человеком, где господствующие классы наряду с бичом надсмотрщика нуждаются в молитвах священника, который оправдывает классовое угнетение и обещает народным массам за все муки на земле вечное блаженство после смерти.

Христианская церковь в средние века была решительно враждебна классовой борьбе трудящихся и эксплуатируемых.

Власть духовенства (которое к тому же держало всё образование в своих руках) над умами людей была чрезвычайно велика. Утверждая божественность власти феодалов и освящая господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, церковь учила, что обязанность трудящихся масс состоит в том, чтобы выполнять феодальные повинности в пользу сеньоров и безропотно переносить гнёт и насилие с их стороны.

Религия и церковь в Средние века играли огромную роль. Вся жизнь человека, его сознание были проникнуты верой. Воображение людей средневековой Европы о Боге, мире и человеке на протяжении многих веков формировалось на основе христианства. Согласно христианским представлениям, человека создал Бог, наделив его особенными качествами: душой, умом, языком, чувствами, красотой, силой. Сама природа, живые существа были созданы Богом ради человека. Но первые люди — Адам и Ева — ослушались Бога, совершив грех — первый, или первородный. За это они были изгнаны из рая. Человек стал смертным, слабым, несчастным. Душа любого человека страдает, ибо заключена в греховном теле.


Хорошие качества, чувства, поступки людей называли добродетелями, плохие — грехами.

Все верующие должны были приходить к священнику на исповедь. Идеалом средневекового человека был аскет. Так называли людей, которые ради любви к Богу отказывались от родных, всех удовольствий и богатств.

Люди верили, что после смерти душа может попасть или в ад, или в рай. Все очень боялись ада. В Западной Европе постепенно сложилось представление о чистилище — месте, где душа может очиститься от мелких грехов и попасть в рай.

Средневековый человек считал, что время создано Богом, и поэтому вся жизнь проходила по церковному колоколу. Счет времени велся от рождения Христа.

  • Чем предопределено большое влияние религии на жизнь средневекового человека?

2. Христианская церковь в IV-VI вв.


Константин Великий


Никейский собор

Первым римским епископом считали одного из ближайших учеников Иисуса Христа — апостола Петра, потому все папы римские называли себя преемниками этого апостола. Перекрещенные золотой и серебряный ключи апостола Петра стали первым символом папской власти. Вторым символом является тиара — головной убор, который папа одевает во время торжеств. Основой папской тиары является митра — особенная высокая шапка. Символами власти епископов также являются перстень и особенный посох.

На первом церковном соборе в 325 г. в городе Никеи римского епископа было признано единственным патриархом (главой) церкви на Западе. На Востоке христианскую церковь возглавляли четыре патриарха: константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский.

На Никейском соборе начали, а на Константинопольском (381 г.) закончили составлять основные положения (догматы) христианства — Символ веры. Среди разных описаний жизни Иисуса Христа правильными (каноническими) были признаны лишь четыре — Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эти Евангелия вместе с Деяниями Св. апостолов, Посланиями Св. апостолов и Объявлением Св. апостола Иоанна Богослова образовали Новый Завет. Он стал продолжением Ветхого Завета — собрания древних священных текстов, общих для христиан и иудеев. Ветхий и Новый Заветы вместе образовали христианскую Библию, или Святое Письмо.


Фрагмент из Библии


Тиара — папская корона


Бенедиктинцы


Святой Антоний


Архиепископ

Значение и влияние христианской церкви на государственные дела и общественную жизнь Запада и Востока были разными. На Западе христианская церковь пыталась заменить разрушенные варварами государственные структуры, а на Востоке она была частью единственного механизма государственного управления. Отличалось и само духовенство: западное значительно уступало образованностью восточному.

Христианское духовенство разделялось на две большие группы: белое и черное. К белому духовенству принадлежали дьяконы, священники, епископы и патриархи. Дьяконы помогали проводить церковные службы священникам. Священники несли христианскую веру членам прихода, которому принадлежало несколько деревень или кварталов города. Прихожане платили особенный налог на содержание церкви — десятину. Несколько церковных приходов объединялись в епископство, возглавляемое епископом. Епископства объединялись в архиепископства. На Востоке архиепископства назывались митрополиями, а их главы — митрополитами. На Западе епископы подчинялись Папе Римскому — епископу Рима.

Основателем западного монашества считают св. Бенедикта, жившего в первой половине VI в. Он, по примеру восточных монахов, составил для западных монахов устав — правила жизни, основой которого также были труд и молитва.

Арианство возникло как религиозное направление в христианской церкви в IV-V вв. Оно получило распространение преимущественно в восточных провинциях Римской империи, а также среди варваров — остготов, вестготов, вандалов, бургундов и др. Учредил арианство александрийский священник Арий. Он утверждал, что Христос, Сын Божий, не существовал извечно, а является лишь первым из созданных Богом существ. Это отрицало одну из самых главных догм христианства. Также Арий защищал права священников, выступал за равенство всех церковнослужителей, против власти епископов над ними. В IV в. арианство было запрещено императором Феодосием.

Монахи отказывались от мирской жизни, мешавшей сосредотачиваться на молитвах, и жили отдельно от других людей — в горах, пустынях или лесах. Если монахи селились, например, в городах, то образовывали свою общину — монастырь. На Западе большие монастыри стали называть аббатством, а их руководителей — аббатами (на Востоке — лаврами). Во времена раннего Средневековья монастыри стали центрами христианской культуры и образования. В IV-VI вв. христианская церковь постепенно превращалась во влиятельную силу, заложившей фундамент для формирования новой европейской цивилизации.

  • Когда и где были утверждены догматы (Символ веры) христианской церкви?
  • Как был создан Новый Завет? Назовите четырех евангелистов.

3. Христианизация Европы

На момент падения Западной Римской империи большинство ее населения было христианами. Проповедь христианства имела успех и среди варварских племен. Ее приняли вестготы, остготы, вандалы и другие, но в форме арианства.

Лишь франки крестились по западноримскому образцу. Благодаря поддержке франкских королей именно римская церковь окрепла и окончательно утвердилась на Западе. Карл Великий узаконил сбор десятины в пользу церкви.

Большую роль в христианизации Европы также сыграли путешествующие ирландские монахи. Свое предназначение они видели в том, чтобы не только хранить, но и распространять знания. Они создавали удивительные по красоте рукописные книги религиозного и светского содержания. На небольших лодках с драгоценными книгами они плыли к далеким берегам Европы, несли Слово Божье к варварам, основывали монастыри.

После завоевания Британии ирландские монахи стали обращать в христианство англосаксов. Именно они окрестили северную часть страны и стремились распространить свою деятельность на другие территории, но им недоставало сил, чтобы охватить всю Британию. В конечном итоге Папа Римский взял на себя всю миссионерскую деятельность среди варварских племен.


Ирландские монахи


Христианизиация — процесс распространения и утверждения христианской веры на определенной территории.

С новой силой христианизация Европы началась в VIII в. К этому приобщился и Константинополь. Благодаря деятельности проповедников Кирилла и Мефодия в IX в. христианство распространилось среди болгар и сербов, а в дальнейшем и на Руси. В свою очередь, Рим распространил свое влияние на поляков, чехов, венгров, скандинавские народы.

  • Назовите основные центры христианизации Европы.

4. Клюнийское движение. Схизма 1054 г.

Церковь зависела от светских вельмож. Поскольку церковные должности обеспечивали достаточно большую прибыль, герцоги и графы предоставляли их своим родственникам и друзьям. Духовенство, по свидетельствам современников, намного больше внимания уделяло приумножению своего богатства, чем спасению душ верующих. В среде церкви было немало недовольных таким положением вещей. Самыми сознательными среди них были монахи аббатства Клюни (восток Франции). Их уважали за аскетизм и стремление изменить церковную жизнь. Клюнийцы, в частности, требовали освободить церковь от подчинения светской власти, установить суровую дисциплину для всего духовенства — от монахов до Папы Римского.

Аббат — настоятель католического монастыря.

Аскетизм — форма поведения, которая предусматривает подавление желаний, отказ от роскоши и большинства удобств, ограничения в еде и сне, причинение себе физических страданий с целью искупления грехов.

Клюнийское движение постепенно распространялось. Некоторые из клюнийских монахов становились епископами, аббатами и начали упорядочивать церковную жизнь. Наконец один из них стал Папой Григорием VII. Он развернул борьбу за воплощение в жизнь идей клюнийцев. В 1073-1085 гг. он провел реформы, в частности установил новый порядок избрания римских пап конклавом, что исключало возможность вмешательства в выборы светских лиц; также ввел целибат — запрет бракосочетания для духовных лиц, чем обеспечил неприкосновенность земельных владений церкви, которые раньше кое-кто из духовенства пытался оставить в наследство своим детям.

Целибат — запрет бракосочетания для духовных лиц.


Клюнийский собор (гравюра)


Аббат

Григорий VII также упразднил инвеституры — права императора или короля утверждать духовные лица на церковные должности, и ввел запрет на их продажи и покупки — симонию.

В своем стремлении укрепить власть папства Григорий VII наткнулся на противодействие светской власти. Ему активно противостоял немецкий император Генрих IV И хотя эта длительная и изнурительная борьба завершилась смертью папы, но реформы, осуществленные Григорием VII, заложили основы грядущего могущества папства.

Католическая и православная церкви имели определенные отличия. Во-первых, в догматах веры. Православная церковь не признает учения о главенстве папы и его непогрешимости, отрицает использование индульгенций (освобождение от грехов за плату). Православие признает существование лишь ада и рая, а католицизм также провозглашает существование чистилища.

Во-вторых, в обрядах. Католики осуществляют крещение обливанием, а православные — погружением в воду; миропомазание у католиков осуществляет лишь епископ и только над взрослыми. Также у католиков в субботу пост. У православных есть иконы, а у католиков нет, у них — живопись.

В-третьих, в управлении церковью. Католическая церковь запрещает мирянам читать Библию. Также у католиков существует должность кардинала; с IX в. введен целибат (запрет вступать в брак). У православных духовенство разделяется на белое (могут вступать в брак) и черное (брак запрещается).

В-четвертых, в обычаях. У католиков богослужение ведется только на латинском языке и используются колокольчики для обращения внимания на важнейшие места проповеди. К тому же, все места в католической церкви сидячие в отличие от православной церкви.

Читайте также: