Церковь спаса преображения на ильине улице кратко

Обновлено: 05.07.2024

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Новгород

Спасская церковь один из древнейших православных храмов Новгорода.

История церкви Спаса Преображения на Ильине улице

История церкви Спаса Преображения на Ильине улице

О начале истории каменной церкви Спаса Преображения мы знаем совершенно точно, на сей счет сохранилось летописное свидетельство:

Церковь Феодора Стратилата на Ручью, послужившая образцом при строительстве Спасского храма на Ильине улице.

Кто строил храм, неизвестно, но совершенно очевидно, что строители ориентировались на возведенную тринадцатью годами раньше церковь Феодора Стратилата на Ручью. Спасская церковь по своим плану и композиции повторяет Феодоровскую.

Судя по всему, строители обошлись без обмазки внешних стен, так что структура кладки из грубого кирпича и камня тогда была хорошо видна.

Уникальные фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине

Сохранившийся фрагмент росписи Троицкого придела храма Спаса на Ильине.

В благоукрашенном виде церковь Спаса на Ильине простояла, скорее всего, недолго. Спустя семь лет после выполнения росписи храма, в 1385 году, случился страшный пожар. Летописец отмечает по этому поводу:

Спасскую церковь на Ильине улице этот пожар не миновал.

В 1391 году в Новгород прибыл митрополит Киприан, занявший московскую кафедру, его со свитою торжественно встретили именно в Спасо-Преображенской церкви, а уже отсюда проводили в Софийский собор. Кажется, эта традиция встречи московских первосвятителей сохранялась довольно долго.

Спасо-Преображенская церковь на дореволюционной фотографии. Позднейшие трапезная и колокольня были снесены в 1936 году.

Спасская церковь в Советское время

В советские годы богослужения в Спасской церкви, разумеется, прекратились, она подверглась музеефекации. В 1936 году — в видах возвращения ей первоначального облика — были снесены позднейшие трапезная (теплая церковь) и колокольня.

В годы Великой Отечественной войны храм чудом избежал гибели. Он находился на передовой и подвергался артиллерийскому обстрелу. На фотографии 1944 года, сделанной после освобождения Новгорода от немцев, видно, что кровля церкви разрушена, стены покрыты трещинами, а юго-западный угол здания вообще почти отвалился от основного объема. В таком виде Спасский храм вступил в свою новейшую историю.

О фресках Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода

О фресках Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода

На фото: фрагмент росписи Феофана Грека. Обратите внимание на насечки, нанесенные на изображение во время ремонта 1858 года.

Но настали новые времена, когда искусствоведы заговорили о великой ценности древней русской иконописи и принялись заново открывать и спасать то, что еще можно было спасти. Первый опыт открытия фесок Феофана Грека в Спасской церкви относится к 1910—1912 годам — он оказался не слишком успешным, обнаруженные фрески были испорчены.

1935— 1936 годами датируется последний предвоенный этап открытия фресок Феофана. Тогда бригада художников-реставраторов обнаружила изображение Пантократора, ангелов и серафимов в куполе, фигуры в простенках светового барабана и завершила расчистку фресок в Троицком приделе на хорах.

Таким образом, основная часть (из того, что сохранилось) росписи Феофана Грека была вновь явлена миру.

Архитектура церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде

Архитектура церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде


Барабан и глава

Архитектура церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде представляет собой четырехстолпную одноглавую постройку кубического типа. Ее строители использовали формы и пропорции, найденные зодчими храма Феодора Стратилата на Ручью, но в оформлении фасадов пошли гораздо дальше.


Новгородские кресты

Обилие крестов во внешнем убранстве храма, по мнению некоторых исследователей, служит своеобразным поминовением новгородцев, погибших при разгроме Торжка тверичами в 1372 году. В Новгороде с древних времен существовала традиция не только ставить каменные кресты, но и непосредственно закладывать их в стены здания. До революции в стенах Спасской церкви насчитывалось около двадцати крестов самой разнообразной формы. Сейчас их меньше — часть утрачена, часть хранится в Историческом музее в Москве.

Когда-то церковь имела трехлопастное завершение фасадов в сочетании с многолопастной декоративной аркой. Не позже середины XVI столетия кровлю заменили на щипцовую восьмискатную, придав завершению фасадов треугольную форму. Когда в 1936 году ломали трапезную и колокольню, возвращая храму первоначальный вид, кровлю решили не трогать — такой она остается до сих пор.


Характерная композиция

Эта декоративная пестрота, придающая особую нарядность внешнему облику храма, к счастью, не мешает восприятию церкви как некоего художественного целого, причем необыкновенно гармоничного и выразительного.

Интерьер церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода

Интерьер церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода

Интерьер церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода вполне традиционно для конца XIV столетия. Четыре массивных, квадратных в плане, столпа придвинуты довольно близко к стенам. На столпы опираются арки и паруса с поставленным на них световым барабаном. Боковые квадраты перекрыты сводами, в угловых частях своды — полукоробовые. Подкупольные подпружные арки — основные, наряду со стенами, несущие конструкции здания, они выложены из кирпича в технике XIX века, то есть представляют собой продукт уже нового времени; скорее всего, эти арки появились во время капитального ремонта, предпринятого в 1885 — 1887 годах.

Лестница на хоры

В западной стене устроена узкая каменная лестница, ведущая на хоры. Они состоят из двух угловых камер с соединяющим их деревянным переходом. Своды под камерами, подобно подпружным аркам,—тоже позднейшего происхождения; изначально здесь, вероятнее всего, были деревянные накатные потолки. В древности в камерах были приделы — в честь Троицы и во имя святых Космы и Дамиана.

В 1378 году церковь Спаса Преображения расписал сплошной росписью великий Феофан Грек. Большая часть росписи стечением времени пришла в негодность, и в XIX столетии она была закрашена. На протяжении XX века происходило постепенное открытие остатков Феофановых фресок. Фрески вполне соответствуют средневековому канону, однако манера исполнения, расположение фресок и выбор конкретных святых для изображения позволяют утверждать, что роспись выполнялась в духе христианского учения исихазма, близкого воззрениям Феофана Грека.

На переходе от купола к барабану —Силы небесные.

Третий ярус этой росписи занимает площадь светового барабана с четырьмя щелевидными окнами. В простенках в рост изображены праведники и праотцы: Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мелхиседек, Илия и Иоанн Предтеча. Все надписи, подсказывающие имена святых, кроме Адамовой, хорошо сохранились.

Божия Матерь Знамение

Под Троицей — служба святых отцов. Святые отцы, которые плохо идентифицируются и чьи изображения частично попорчены, направляются к престолу, чтобы служить Богу, известному в трех ипостасях Троицы. Тут —явная логическая связь двух изображений, верхнего и нижнего, что характерно для всей стенописи Феофана — она буквально пронизана смысловыми перекличками.


Церковь Спаса является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества ХIV века. По своему архитектурному облику она, вместе с выстроенной несколько раньше церковью Федора Стратилата, знаменовала завершение длительного процесса формирования нового направления в новгородском зодчестве, начавшегося еще в конце ХIII века. Уже зодчий церкви Федора Стратилата сумел найти простые и ясные решения, ставшие надолго классическими для дальнейшего развития новгородского зодчества. Зодчий церкви Спаса на Ильине, опираясь на формы и пропорции, найденные зодчим церкви Федора Стратилата, пошел значительно дальше по пути развития декора фасадов здания. Стены, барабан и апсида церкви Спаса явно перегружены разнообразными декоративными мотивами, хотя конструктивная основа здания по-прежнему остается ясной и простой. В средней части южного фасада при последней реставрации храма обнаружена и восстановлена очень интересная пятичастная композиция из трех окон и двух узких ниш между ними. Вся композиция увенчана декоративной пятилопастной бровкой.

Церковь Спаса, как и церковь Федора Стратилата, в древности имела трехлопастное завершение фасадов, сочетавшееся с многолопастной декоративной аркой. Как в большинстве других построек ХIV века, трехлопастное завершение фасадов было выражением сочетания среднего коробового и угловых полукоробовых сводов.

Интерьер церкви Спаса повторяет давно уже разработанное решение, для которого характерно выделение северо-западной и юго-западной угловых камер на полатях-хорах в качестве замкнутого придела и помещения хозяйственного назначения, соединенных между собой деревянным переходом-балконом, на который снизу ведет лестница, расположенная в толще западной стены.

Роспись церкви Спаса на Ильине была расчищена из-под побелки и частично из-под штукатурки в 1913, 1918, 1920 - 1921, 1936 и 1968 годах. Среди памятников монументальной новгородской живописи роспись Спаса на Ильине занимает совершенно исключительное место. Созданная знаменитым византийским художником Феофаном Греком, она отличается необыкновенной виртуозностью исполнения, большой свободой в обращении с иконографическими традициями, безудержной смелостью в композиционных исканиях. Стенопись Спаса на Ильине производит впечатление своими неповторимыми и незабываемыми по выразительности характеристиками различных персонажей (столпники, Макарий Египетский, пророки и праотцы), исполненных смелой, молниеносно, но безошибочно работающей рукой. Изощренная отточенность формы поразительно сочетается со своеобразной эскизностью.

По монументальности и декоративной широте письма фрески Спаса на Ильине не имеют равных в искусстве ХIV века, конкурируя в этом отношении с фигурами пророков из купольной росписи Софии. Стенопись Спаса на Ильине, подобно фрескам Федора Стратилата, монохромна, но это своеобразное цветовое решение, построенное на различных оттенках красно-коричневых тонов, доведено в росписи Спаса до неповторимой виртуозности.


Манера Феофана не знает детализации. Он оперирует предельно обобщенной формой. Более или менее сложная форма создается при помощи двух-трех эскизно положенных мазков. Вместо детальной разделки волос, столь характерной для росписи предшествующей поры, Феофан наделяет свои фигуры шапкой всклокоченных нерасчлененных волос, исполненных в широкой декоративной манере (св. Акакий). Пределом обобщенности живописной трактовки является фигура обнаженного пустынника Макария, тело которого сплошь покрыто белыми волосами. Волосы, свисающие с головы, седая борода и волосы, покрывающие тело, сливаются в одно белое пятно, которое прорезывается красно-коричневым острым лицом и эскизно, но предельно мастерски написанными руками.

Живопись Феофана плоскостная и условная. Созданные им грозные фигуры святых, подобно фантастическим призракам выделяющиеся на ровном одноцветном фоне стены, не имеют ни реального объема, ни материальной тяжести. Художник не стремится к реалистической трактовке формы, хотя его искусство пронизано подчас исключительно острым наблюдением природы. Внутренняя динамика, психологическая напряженность и необычайная острота характеристик росписи Спаса не знают себе равных.

Феофану Греку принадлежит поистине выдающаяся роль в развитии новгородской монументальной живописи.

Роспись церкви Спаса сохранилась далеко не полностью. Наилучшая по сохранности часть росписи сосредоточена в северо-западной камере на хорах и в куполе церкви. Фрагменты росписи сохранились также в алтаре и в средней части храма.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице - храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Храм был построен жителями Ильинской улицы - главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Богоматери Знамение, через который по преданию Новгород был чудесно спасен в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор построен в 1682-1688 гг. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе.

Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.

Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма - приделами святой Троицы и святых Косьмы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъем в нее осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.

Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году.

10:00-17:00, перерывы - 11:00-11:15 и 14:00-14:15

Выходные - понедельник, вторник; санитарный день - последний четверг месяца. Открыта только в сухую погоду

5 марта- закрыт, 7 марта- 10:00-17:00, 8 марта- 10:00-17:00, 9 марта-закрыт


Билеты

Как добраться

схема прохода во время ремонта

О музее

В годы фашистской оккупации в результате бомбардировок часть сводов церкви была разрушена, в углах здания образовались трещины, пострадала живопись. В ходе послевоенной реставрации храм восстановлен в древних формах, с сохранением щипцовой кровли XVII в. по проекту архитектора-реставратора Л.М. Шуляк. В послевоенные годы была промыта и укреплена стенопись, а исследования 1960-х годов показали, что под поздними наслоениями XIX в. еще возможны новые находки древней живописи.

В 1992 году церковь Спаса Преображения на Ильине улице внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в ее стенах размещена выставка об истории, архитектуре и живописи памятника. Посетители также могут воспользоваться аудиогидом. Сегодня это один из самых посещаемых в Великом Новгороде музейных объектов.

Читайте также: