Церковь покрова богородицы кижи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Кижи)17.jpg

Содержание

Кижский погост — одно из древнейших русских поселений Заонежья — сохранил до наших дней две церкви, принадлежащие к числу наиболее значительных созданий русского деревянного зодчества.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, стоящий по соседству со Спасо-Преображенским храмом и составляющий вместе с ним единый ансамбль, на 50 лет младше своего "соседа". Хотя его и начали строить в 1694 году, вскоре после пожара, уничтожившего предыдущие храмы Кижского погоста, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в следующем столетии претерпела серьёзную перестройку, придя к своим нынешним формам и пропорциям. Произошло это в 1764 году. Чтобы новый храм полностью соответствовал главному храму Кижского погоста — Спасо Преображенскому, не контрастировал с его великолепием и в то же время не стушевался на его фоне, мастерами было решено сделать сооружение — "отголосок", своеобразное архитектурное "эхо".

При ремонте 1860-х годов Покровская церковь была обшита тёсом, который был снят только в конце 1950-х годов, благодаря предпринятой реставрации по проекту московского реставратора А. В. Ополовникова. В 1865 году Покровский храм лишается Никольского придела, существовавшего в нем изначально, и разбирается "из-за тесноты".

С ХVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная Покровской церкви — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее. В более позднее время в трапезной проходили занятия церковно-приходской школы. Недаром вдоль стен трапезной Покровской церкви расположены лавки, в углах её находились печи. В сенях ныне расположена небольшая выставка, посвящённая Кижскому восстанию 1769-1771 годов. По конструкции и декоративным деталям крыльцо Покровского храма тождественно крыльцам крестьянских домов — та же простота, выразительность, отточенность каждой детали. Многое роднит эту церковь с гражданскими постройками: и кладка сруба "в обло", и высокий подклет, и безгвоздёвая крыша с потоками, причелинами и полотенцем. Внутреннее убранство храма также менялось неоднократно.

Особенно серьёзным явилось поновление 1903 года, когда стены церкви были оштукатурены и выкрашены масляной краской, причём в нижней части окраска имитировала мраморный цоколь. Тогда же оштукатурили и потолки, украсив их лепными карнизами. Окна растесали; стену, отделяющую трапезную от собственно церковного помещения, почти полностью выпилили. В 1950-е годы интерьеры церкви были реставрированы по проекту А. В. Ополовникова и во многом вернули себе первоначальный облик, однако полностью "изгладить" память о существовавшей некогда штукатурке не удалось: следы её видны и теперь.

Отдельно стоящая шатровая колокольня, построенная в 1874 году на месте старой, является приблизительным воспроизведением последней.

В настоящее время Покровский храм используется совместно Церковью и музеем. Раньше "зимний" храм отапливался, службы в нём проводились с 1 октября и до Пасхи. Богослужения вновь проводятся в летнее время с 1997 года.

В 2003 году было создано Спасо-Кижское патриаршее подворье.

Храм является архитектурным памятником мирового значения и находится под охраной ЮНЕСКО.

Центральный восьмерик увенчан своеобразным многоглавием: на каждом из восьми углов здания стоит глава; в центре – девятая, самая большая; десятая главка над алтарным прирубом. Девять верхних глав образуют поразительную по красоте ажурную корону – легкую, изящную, пронизанную светом и воздухом. Многоглавие такого типа уникально и подобного ему нет в русской деревянной архитектуре. Купола поставлены не прямо на пологую кровлю центрального объема, а на небольшие восьмерики, нижняя часть кровли которых заканчивается зубцами.

В основе Покровской церкви - четырехугольный сруб – четверик. Наверху при соединении с восьмериком он расширяется, образуя промежуточный повал, выполняющий архитектурно-конструктивную роль карниза. Еще более энергичным и плавным повалом заканчивается восьмерик. Под ним – декоративный пояс из резных треугольных фронтонов. Фронтонный пояс не только декоративная, но и конструктивно-защитная деталь, принимающая на себя часть осадков и отводящая их в стороны.

Воссозданием интерьера в 1960-е годы занималась Галина Ивановна Фролова - научный сотрудник музея-заповедника "Кижи", художник-реставратор темперной живописи, музейной коллекции икон. Иконостас в храме сборный, составленный в 1956-1959 годах из икон заонежского письма ХVII-ХIХ веков. Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который был реконструирован Ополовниковым на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 году В. Г. Брюсовой (Светличной). Самые ранние иконы, датируемые 2-ой половиной ХVII века были подобраны для иконостаса из "Кижской коллекции", составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Первоначальный иконостас не сохранился, известно лишь, что он тоже был тябловый. В самом храме разместилась небольшая выставка "Древнерусская живопись Карелии" из фондов музея-заповедника "Кижи". Высота церкви — 26 м, общая длина — 32 м, ширина — 8 м. Материал — сосна, осина.

Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи" (сектор "Русские Заонежья")

Как добраться: от Петрозаводска на теплоходе на Великую Губу до пристани Кижи, от причала идти пешком на юг 1 км

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Продолжаю рассказ о посещении острова Кижи.


По традиции северных русских погостов рядом с летним храмом Спаса Преображения стоит теплая зимняя церковь. Официально службы в Покровской церкви проходили в холодное время года: от праздника Покрова (14 октября по н.с.) и до Пасхи. Сегодня она используется как летний храм.


Построена в 1694 году. В настоящее время различные исследователи народной архитектуры, основываясь на анализе особенностей конструкций этого храма, архитектурных аналогов и данных дендрохронологического анализа древесины, выдвигают предположение, что в его истории было три строительных периода, что Покровская церковь не раз перестраивалась и к 1764 г., а возможно и ранее, сформировался ее современный облик.





Столбы крыльца Покровской церкви традиционной геометрической порезки.



Покровская церковь построена с использованием традиционных строительных пород дерева: сосны, осины, березы (бересты). Пазы бревен, в отличие от летней неутепленной Преображенской церкви, проложены мхом – для утепления стен.




История формирования современного архитектурного облика существующей колокольни включает два строительных периода. Построенная в 1862 году, она перестраивалась в 1874 г. В таком виде колокольня и дошла до наших дней.

В основе объемно планировочного решения колокольни Кижского погоста мы видим традиционную схему – восьмерик на четверике, но вместе с тем оно значительно отличается от архитектурного решения древних аналогов. Особенностью колокольни Кижского ансамбля является то, что пропорциональные отношения здесь изменены в сторону увеличения четверика. Он необычайно высок и равен по высоте прирубам Преображенской церкви.

По мнению специалистов, она обладает уникальными акустическими качествами и сегодня является практически единственной, на территории России, действующей деревянной колокольней столь большого размера.



Исторически ограды на русских погостах имели два назначения. Первоначально это были своеобразные военно–оборонительные сооружения, в последствии, когда оборонная функция отпала, они служили обозначением границы между церковной землей, где располагались церкви и кладбище (погост), и мирской.


Ограда Спасско–Кижского погоста, которую мы видим сегодня, была реконструирована в 1959 г. по проекту архитектора А.В.Ополовникова. За основу проекта реконструкции были приняты близкие архитектурные аналоги, такие как ограды Водлозерского Ильинского погоста (Пудожский район) и Почезерского погоста (Архангельская область), а также изображение Кижского погоста на гравюре Р.Зотова.


Ее бревенчатые стены высятся на каменном основании из крупного булыжника. При сооружении основания реставраторами были использованы камни ограды 1800 г. Стены и кровля выполнены из нового материала.




Длина сооружения, согласно обмерам, произведенным в 2003 г. архитектором А.Ю.Любимцевым, составляет 305 м.



Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: Многоглавые храмы
Год постройки: 1764.
Адрес: Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи" (сектор "Русские Заонежья")
Координаты: 62.067363, 35.223944


Юрий Верещагин
18 августа 2021


Турбаев Роман
29 августа 2018

Музей-заповедник


Костя
17 августа 2007

Музей-заповедник


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Людмила Хлопкина
30 июля 2004


Юрий Верещагин
18 августа 2021


Юрий Верещагин
18 августа 2021


Юрий Верещагин
18 августа 2021


Юрий Верещагин
18 августа 2021


Юрий Верещагин
18 августа 2021


Юрий Верещагин
18 августа 2021


Юрий Верещагин
18 августа 2021


потолок
Арсений Тюпин
21 июля 2021


иконы над входом в основной объем
Арсений Тюпин
21 июля 2021


Покровская церковь (вид с колокольни)
Арсений Тюпин
21 июля 2021


Турбаев Роман
29 августа 2018

Музей-заповедник


sasa_1941
12 августа 2018


Валерий Долженко
3 сентября 2015


Валерий Долженко
3 сентября 2015

Музей-заповедник


Алексей Полудницын
5 августа 2014


девятиглавое завершение
uchazdneg
26 июля 2011


Церковь Покрова Богородицы. Главы из осинового лемеха.
Юрий Булкин
9 сентября 2005


царские врата иконостаса
Арсений Тюпин
21 июля 2021


Турбаев Роман
29 августа 2018

Музей-заповедник


Ole Lukoye
15 августа 2015

Музей-заповедник


Ole Lukoye
15 августа 2015

Музей-заповедник


Алексей Полудницын
5 августа 2014


yozik
9 июля 2009


yozik
9 июля 2009


yozik
9 июля 2009


Вид с колокольни погоста
Валерий Долженко
3 сентября 2015

Музей-заповедник


Ole Lukoye
15 августа 2015


вид с юго-востока, в составе погоста
uchazdneg
26 июля 2011


Юрий Булкин
5 сентября 2005


Юрий Булкин
5 сентября 2005


Юрий Булкин
5 сентября 2005

Музей-заповедник


Фото из журнала "Мир искусства".
Андрей Агафонов
1 января 1904


Фото из книги С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Русское деревянное зодчество. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР. М., 1942 г.
Валерий Долженко
??

Музей-заповедник


Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
??

Музей-заповедник


kei
15 августа 2015

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Центральный восьмерик увенчан своеобразным многоглавием: на каждом из восьми углов здания стоит глава; в центре – девятая, самая большая; десятая главка над алтарным прирубом. Девять верхних глав образуют поразительную по красоте ажурную корону – легкую, изящную, пронизанную светом и воздухом. Многоглавие такого типа уникально и подобного ему нет в русской деревянной архитектуре. Купола поставлены не прямо на пологую кровлю центрального объема, а на небольшие восьмерики, нижняя часть кровли которых заканчивается зубцами.

В основе Покровской церкви - четырехугольный сруб – четверик. Наверху при соединении с восьмериком он расширяется, образуя промежуточный повал, выполняющий архитектурно-конструктивную роль карниза. Еще более энергичным и плавным повалом заканчивается восьмерик. Под ним – декоративный пояс из резных треугольных фронтонов. Фронтонный пояс не только декоративная, но и конструктивно-защитная деталь, принимающая на себя часть осадков и отводящая их в стороны.

Первоначальный иконостас Покровской церкви утрачен. Ныне существующий сделан при реставрации в 1950-е годы, по образцу старинных иконостасов, он собран из заонежских икон 17 – начала 18 веков.

Кижский погост — одно из древнейших русских поселений Заонежья — сохранил до наших дней две церкви, принадлежащие к числу наиболее значительных созданий русского деревянного зодчества.

Вторая церковь — Покровская, 1764 г. На невысокой кровле восьмерика девять маленьких восьмериков, несущих главы на круглых шеях; десятая глава увенчивает бочку, покрывающую алтарь. Церковь обшита тёсом, но сохранила лемеховое покрытие глав и бочки и алтаря и тесовое на курицах и потоках трапезной.

Отдельно стоящая шатровая колокольня, построенная в 1874 г. на месте старой, является приблизительным воспроизведением последней.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, стоящий по соседству со Спасо-Преображенским храмом и составляющий вместе с ним единый ансамбль, на 50 лет младше своего "соседа". Хотя его и начали строить в 1694 году, вскоре после пожара, уничтожившего предыдущие храмыКижского погоста, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в следующем столетии претерпела серьёзную перестройку, придя к своим нынешним формам и пропорциям. Произошло это в 1764 году. Чтобы новый храм полностью соответствовал главному храму Кижского погоста - Спасо Преображенскому, не контрастировал с его великолепием и в то же время не стушевался на его фоне, мастерами было решено сделать сооружение - "отголосок", своеобразное архитектурное "эхо".

При ремонте 1860-х годов Покровская церковь обшивается тёсом, которая была снята только в конце 1950-х годов, благодаря предпринятой реставрации по проекту московского реставратора А. В. Ополовникова. В 1865 году Покровский храм лишается Никольского придела, существовавшего в ней изначально, и разбирается "из-за тесноты". Основной объём храма представляет собой восьмерик на четверике, перекрытый восьмискатной крышей с малыми главками на малых же восьмериках. Восемь главок сгруппированы вокруг несколько большей по размеру девятой, что придаёт завершению Покровской церкви нечто от венца или короны. Этот восьмерик на четверике связывает в единый комплекс придел алтаря с дополнительной главкой, трапезную, сени и крыльцо.

С ХVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная Покровской церкви - место мирской сходки - суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и проч. В более позднее время в трапезной проходили занятия церковно-приходской школы. Недаром вдоль стен трапезной Покровской церкви расположены лавки, в углах её находились печи. В сенях ныне расположена небольшая выставка, посвящённая Кижскому восстанию 1769-1771 гг. По конструкции и декоративным деталям крыльцо Покровского храма тождественно крыльцам крестьянских домов - та же простота, выразительность, отточенность каждой детали. Многое роднит эту церковь с гражданскими постройками: и кладка сруба "в обло", и высокий подклет, и безгвоздёвая крыша с потоками, причелинами и полотенцем. Внутреннее убранство храма также менялось неоднократно.

Особенно серьёзным явилось поновление 1903 года, когда стены церкви были оштукатурены и выкрашены масляной краской, причём в нижней части окраска имитировала мраморный цоколь. Тогда же оштукатурили и потолки, украсив их лепными карнизами. Окна растесали; стену, отделяющую трапезную от собственно церковного помещения, почти полностью выпилили. В 1950-е годы интерьеры церкви были реставрированы по проекту А. В. Ополовникова и во многом вернули себе первоначальный облик, однако полностью "изгладить" память о существовавшей некогда штукатурке не удалось: следы её видны и теперь.

Воссозданием интерьера в 1960-е годы занималась Галина Ивановна Фролова - научный сотрудник музея-заповедника "Кижи", художник-реставратор темперной живописи, музейной коллекции икон. Иконостас в храме сборный, составленный в 1956-1959 годах из икон заонежского письма ХVII-ХIХ веков. Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который был реконструирован Ополовниковым на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 году В. Г. Брюсовой (Светличной). Самые ранние иконы, датируемые 2-ой пол. ХVII века были подобраны для иконостаса из "Кижской коллекции", составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Первоначальный иконостас не сохранился, известно лишь, что он тоже был тябловый. В самом храме разместилась небольшая выставка "Древнерусская живопись Карелии" из фондов музея-заповедника "Кижи". Высота церкви - 26 м, общая длина - 32 м, ширина - 8 м. Материал - сосна, осина.

В настоящее время Покровский храм используется совместно РПЦ и музеем. Раньше "зимний" храм отапливался, службы в нём проводились с 1 октября и до Пасхи. Богослужения вновь проводятся в летнее время с 1997 года.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №8, 2012 г.

saratov алтай архангельск архангельская область афиша петрозаводск база отдыха карелия байдарка ладога башкоркостан белое море белое море карта белое море фото беломорск соловки бурятия валаам валаам и кижи валаам карта валаам кижи валаам отдых валаам отзывы валаам фото

-Сообщества

-Статистика

 (348x510, 63Kb)

Novicova все записи автора

По своим архитектурным и художественным достоинствам Покровская церковь, типичный представитель северного зодчества XVIII века, - один из лучших памятников подобного типа. Высокие композиционные достоинства церкви не затмевают влияние канонических начал официального православия. Дата строительства церкви неизвестна, однако ее окончательный облик сложился к 1764 г.

Во всех древних церквях трапезная занимала господствующее положение. В Покровской церкви она уменьшена, а объем алтарного прируба увеличен, от чего здание утратило пластическое сочетание разновеликих объемов и вытянулось в несколько унылый прямоугольник

Невычурно и просто внутреннее пространство церкви - просторное помещение, резные широкие лавки вдоль стен, иконостас. К сожалению, живопись церкви не сохранилась, поэтому иконостас был собран из икон других церквей.

Существующий ныне облик церкви был восстановлен в ходе реставрации 1950 - 1959 гг. Тогда была снята тесовая обшивка, заменена кровля.

Колокольня Кижского ансамбля построена на месте древней разрушившейся шатровой колокольни. Звонница колокольни окружена балюстрадой и увенчана высоким шатром с главкой. Она поднята на такую высоту, что с нее открывается фантастические картины карельской природы Заонежья.

Читайте также: