Церковь ильи пророка в ярославле 17 век кратко

Обновлено: 07.07.2024

Храм Ильи Пророка — шедевр древнерусской архитектуры и живописи и один из самых узнаваемых символов города — строился в 1647-1650 гг. богатыми купцами братьями Вонифатием и Иоанникием Скрипиными.

Центральный храм окружен большим количеством разновеликих несимметричных объемов: приделы с севера и юга, колокольня, шатровый придел Положения Ризы (построенный специально для великой святыни, пожалованной Скрипиным в 1650 г. царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом — частицы Ризы Господней), галереи и два крыльца.

Уникальность Ильинского храма еще и в том, что здесь полностью сохранилось художественное убранство, принадлежащее по праву к вершинам древнерусского искусства.

Главная его часть — удивляющие своей сохранностью подлинные росписи XVII века, сохранившие свежесть и яркость красок.

Золоченый иконостас пышной резьбы появился здесь в 1696 году. Составляющие его иконы являются безусловными шедеврами древнерусского искусства, особенно иконы нижнего местного яруса, большая часть которых приписывается выдающемуся иконописцу XVII века Федору Зубову (храмовый образ Ильи Пророка, Благовещение, Вознесение и др.)

Сейчас церковь Ильи Пророка находится в совместном использовании Ярославского музея-заповедника и Ярославской епархии.



Церковь Ильи Пророка была построена в 1647 – 1650 годах на месте двух деревянных храмов. Строилась церковь на средства богатейших купцов Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Купцы происходили из новгородского рода, а в Новгороде одним из наиболее почитаемых святых был библейский пророк Илья. Поэтому церковь была названа его именем. Работы велись местными мастерами, имена их остались неизвестными. Когда строительство было завершено, патриарх Иосиф подарил Скрипиным частицу ризы Христа, которая ранее хранилась в Успенском соборе Московского кремля.

Церковь представляет четырехстолпный храм с самостоятельными шатровыми и купольными приделами и шатровой колокольней, объединенными галереей. Основной четверик храма увенчан пятью главами на световых барабанах. Барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясами, окружены рядами кокошников. В храме три придела: Ризоположенный (в честь хранившейся там реликвии – частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, которые считаются покровителями семейного очага). Зеленые главы храма увенчаны золотыми крестами. Крест центральной главы храма считается выдающимся произведением ярославских ковалей XVII века. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей.



Храм известен своими уникальными росписями, абсолютное большинство которых сохранились с XVII века до сегодняшнего дня. Расписана церковь была костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным, которым помогали ярославские мастера. Росписи были составлены в 1680 году. Резной золоченый иконостас был выполнен в 1696 году. Особенно интересными считаются иконы нижнего местного яруса, большая часть которых приписывается выдающемуся иконописцу XVII века Федору Зубову.





Храм Ильи Пророка стал центром радиально-кольцевой планировки городского посада, когда в 1778 году город Ярославль получил регулярный план застройки города. Тогда вокруг храма была создана Ильинская площадь (сегодня – Советская), где разместились административные учреждения. Сегодня Храм Ильи Пророка относится к ведению Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.

Советская площадь (бывш. Ильинская) города Ярославля – центральная историческая площадь, от которой лучами расходятся в разные стороны главные улицы и проспекты.

Регулярный план города конца 18 века не минул и древний Ярославль, однако благодаря Ярославскому генерал-губернатору А.П.Мельгунову, решение было таким, что удалось сохранить аутентичность города на слиянии двух рек и реализовать планировку, коей подверглись многие города во времена правления Екатерины II.

Все дороги по новому плану вели на Ильинскую площадь, к храму Ильи Пророка , построенному в 1647-1650 годах на средства купцов Вонифатия и Иоанникия Скрипиных – выходцов из Новгорода, богатейших людей того времени в стране. До появления каменного храма в 17 веке ему предшествовали две деревянных церкви – Ильинская и Покровская.

При первом знакомстве с храмом с западного фасада, выходящего на Советскую площадь, кажется, что Храм Ильи Пророка ничем не отличается от других подобных: кубическое сооружение на подклете, увенчанное пятью световыми барабанами.

Однако, если приглядеться, то этот фасад интересен с точки зрения выстроенной линейной композиции. Слева – шатровая колокольня, справа – Ризположенский придел (восьмерик на четверике, пристроенный позже). При беглом взгляде разница между этими строениями не сразу заметна.

Если же вы внимательно рассмотрите храм и обойдете его по кругу, то обнаружите, что это сложный ансамбль, куда, кроме центрального объема, входят зимний храм Покрова Богоматери, приделы, колокольня, двухъярусная галерея. Всё это соединяется вокруг основного храма в асимметричную, но уравновешенную композицию. У каждого фасада свой индивидуальный облик декорирования и отделки.

Храм Ильи Пророка . Вид на колокольню, Придел Гурия, Самона и Авива (слева) и Ризположенский придел (справа). Фото автора

Храм Ильи Пророка . Вид на колокольню, Придел Гурия, Самона и Авива (слева) и Ризположенский придел (справа). Фото автора

Самая же высокая ценность дошедшего до нашего времени Ильинского храма – роспись конца 17 – начала 18 веков . Ансамбль росписи создавался постепенно, за три периода тремя артелями мастеров, которым удалось сохранить единство композиции и общность стиля.

Темы росписей — евангельские события, деяния апостолов, житие и деяния пророка Ильи и его ученика пророка Елисея. Обращают на себя внимание огромные образы святых на столпах храма, среди которых соименные святые храмоздателей — св. мученик Вонифатий и преподобный Иоанникий Великий в вечном за них молении.

Теплый Покровский придел дописывался в 1697, Ризположенский придел, паперти и придел Гурия, Самона и Авива — в 1716—1717 уже после смерти последних представителей семьи Скрипиных. Клейма с именами мастеров, работавших в двух последних артелях, в настоящее время утрачены.

Храм Ильи Пророка — шедевр древнерусской архитектуры и живописи и один из самых узнаваемых символов города — строился в 1647-1650 гг. богатыми купцами братьями Вонифатием и Иоанникием Скрипиными.

Центральный храм окружен большим количеством разновеликих несимметричных объемов: приделы с севера и юга, колокольня, шатровый придел Положения Ризы (построенный специально для великой святыни, пожалованной Скрипиным в 1650 г. царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом — частицы Ризы Господней), галереи и два крыльца.

Уникальность Ильинского храма еще и в том, что здесь полностью сохранилось художественное убранство, принадлежащее по праву к вершинам древнерусского искусства.

Главная его часть — удивляющие своей сохранностью подлинные росписи XVII века, сохранившие свежесть и яркость красок.

Золоченый иконостас пышной резьбы появился здесь в 1696 году. Составляющие его иконы являются безусловными шедеврами древнерусского искусства, особенно иконы нижнего местного яруса, большая часть которых приписывается выдающемуся иконописцу XVII века Федору Зубову (храмовый образ Ильи Пророка, Благовещение, Вознесение и др.)

Сейчас церковь Ильи Пророка находится в совместном использовании Ярославского музея-заповедника и Ярославской епархии.

Читайте также: