Цензурная реформа при александре 1 кратко

Обновлено: 12.05.2024

Правительство не решилось полностью отменить предварительную цензуру, но ввело, первоначально только для столичной печати, цензуру карательную. На практике это означало, что периодические издания могли выходить без предварительного просмотра их цензорами, но в случае, если в напечатанных статьях содержались предосудительные материалы, то на редактора и издателя накладывались денежные штрафы и административные кары. В определенных случаях периодическое издание могло быть закрыто либо временно приостановлено. Карательная цензура давала возможность динамичного развития газет и журналов, но обрекала их сотрудников на строгую самоцензуру.

Военная реформа . На много лет растянулось преобразование военного ведомства и реорганизация армии, настоятельная потребность в которых диктовалась поражением в Крымской войне. Большая часть преобразований была связана с деятельностью военного министра Д. А. Милютина и его ближайших сотрудников Ф. Л. Гейдена, Н. В. Исакова, Н. Н. Обручева. Исходя из необходимости облегчить бремя финансовых расходов, он уменьшил срок солдатской службы до 15 лет, предоставляя солдатам после выслуженных 7 лет уходить в отпуск, что привело к существенному сокращению армии в мирное время.

В 1864 г. им была проведена реформа местного военного управления, которая разделила территорию империи на военные округа. Новая военно-окружная система позволяла приблизить управление к войскам, обеспечивала быстрое проведение мобилизации и стала основой стабильности русской армии. В 1865 г. был учрежден Главный штаб, который стал центральным органом управления войсками. Была кардинально перестроена система подготовки офицеров: существовавшие прежде кадетские корпуса преобразовывались в военные гимназии, создавались военные училища, готовившие офицеров. Были открыты юнкерские училища, поступление в которые открывало доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения. Создание стройной системы военного образования потребовало пересмотра программ и курсов Академии Генерального штаба и других академий.

При Милютине изменились условия службы нижних чинов: были отменены телесные наказания, строго расследовались случаи побоев солдат, было введено систематическое обучение солдат грамоте в ротных школах. Большое внимание уделялось боевой подготовке. К 1881 г. была завершена коренная реорганизация армии. Войска были разделены на полевые и местные, были упразднены армии и корпуса, пехота и кавалерия была оснащена винтовками Бердана. Артиллерия получила первые нарезные орудия, заряжаемые с казенной части. Все эти мероприятия создали основу для введения всеобщей воинской повинности.

По Уставу о воинской повинности, утвержденному Александром II 1января1874 г., военную службу должны были отбывать все лица мужского пола в возрасте от 21 года до 40 лет. Срок действительной службы устанавливался в армии 6, а на флоте 7 лет с последующим пребыванием в запасе армии 9 лет, флота 3 года. После этого военнообязанные переводились в государственное ополчение, куда зачислялись и все освобожденные от призыва. Военная повинность была всеобщей и всесословной, буржуазный принцип равенства был выражен в ней последовательнее, чем в любой другой реформе Александра II. Вместе с тем исполнение всеобщей воинской повинности предусматривало многочисленные льготы и изъятия, значительная часть которых была связана с сословным происхождением и имущественным положением призывника. По религиозным и национальным мотивам освобождались от военной службы некоторые народы Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Поскольку штат армии мирного времени был меньше, чем общее число подлежащих призыву, то на действительную службу попадали далеко не все. В 1884 г. из 725 тыс. молодых мужчин было призвано 150 тыс., в 1900 г. из 1500 тыс. — 315 тыс. В целом действительную службу проходили 20-30% лиц призывного возраста. Меньшая часть освобождалась от военной службы по состоянию здоровья. Кроме того, не призывались: единственный кормилец малолетних братьев и сестер, единственный сын у родителей и те, чей старший брат служил на действительной службе. Таким образом освобождалось до половины призывников. Остальные должны были тянуть жребий. Такая сложная система призыва создавала возможности для злоупотреблений.

Срок действительной военной службы зависел от образовательного ценза, что было проявлением сословных предпочтений. Окончившие начальную школу служили 4 года, гимназию — полтора, а лица, получившие высшее образование, — полгода. Максимальный срок службы предусматривался для неграмотных, которые в армии обучались чтению, письму и счету. Воинская повинность способствовала резкому повышению грамотности мужского населения страны.

Проведение военных реформ наталкивалось на сопротивление части генералитета, которую возглавлял генерал-фельдмаршал А. И. Барятинский. Д. А. Милютина упрекали в ослаблении роли командного состава, в бюрократизации армии. Тем не менее события русско-турецкой войны 1877-1878 гг. показали высокую боеспособность частей и соединений, хорошую выучку солдат и офицеров. Военная реформа сделала армию современной, хотя и не изменила сословного характера офицерского корпуса. Очевидным недостатком милютинских преобразований было невнимание к интендантской части, что вполне проявилось уже в русско-турецкую войну.

В 60-х годах Российская империя уверено встала на путь капитализма. Это неизбежно привело к изменениям в финансовой системе. Правительство было вынуждено упорядочить государственный бюджет, пересмотреть расходы. Торговля, промышленность, сельское хозяйство развивались, требовали нового подхода к организации процесса работы. Появилась потребность в образованных людях. В связи с этим правительство решило провести реформу в сфере просвещения.

Основные принципы Финансовой реформы (1862-1866)

Финансовая реформа 1863 года

После поражения в Крымской войне Российская империя переживала экономический кризис. Нужно было срочно структурировать бюджет страны, централизовать финансовую систему. Александр II понимал необходимость проведения реформ, а для этого требовались дополнительные средства. Поэтому в 60-х годах произошел ряд серьезных изменений:

  • В 1860 году открылся Государственный банк. Он вытеснил Коммерческий и Земский банки, приказы общественного презрения.
  • В 1862 году министр финансов получил право распоряжаться всеми финансами России. Его деятельность контролировал лишь государственный контролер.
  • С 1862 года данные о бюджете страны появились в открытом доступе. Их регулярно публиковала пресса.
  • В 1863 году введен особый акциз, патентные сборы. От винных откупов отказались.
  • В 1864 году в губерниях появились контрольные палаты, проверяющие финансовую деятельность местных органов. Они были независимы от администраций, публиковали итоги проверок.

Финансовая реформа привела к существенным переменам в налоговой системе. Данные о бюджете больше не хранили за семью печатям. О финансовой ситуации в стране мог узнать каждый желающий. Распределение финансов четко контролировалось. Это положительно повлияло на экономику России.

Образовательная реформа (1863-1864)

Страна не могла развиваться при тотальном невежестве народа. Поэтому так важно было реформировать сферу просвещения. Главные изменения:

  • В 1863 году изменился университетский устав. Университеты получили большую автономию. Появились советы, занимавшиеся формированием преподавательского состава, избранием ректора. Также в их компетенции было утверждение смет расходов, назначение стипендий, присуждение ученых степеней.
  • В 1864 году вышло Положение о начальных народных училищах. Церкви потеряли монополию на образование. Земства получили право открывать учебные заведения. Школы также могли основать частные лица, общественные организации.

Образовательная реформа Александра 2

На государственном уровне была утверждена классификация типов образовательных учреждений.

  • Начальные школы (продолжительность обучения 3 года): государственные, земские, воскресные, церковно-приходские, частные.
  • Гимназии (продолжительность обучения 7 лет): классические и реальные.
  • Университеты.

В 60-х годах увеличилось количество женских гимназий и высших учебных заведений. Образование перестало быть прерогативой лишь мужчин. Система народной школы распространилась по всем губерниям, уездам, многим селам. Бедные слои населения получили доступ к начальным знаниям.

Цензура при Александре II

Реформа цензуры

Введенные Николаем I цензурные правила у многих вызывали раздражение после окончания Крымской войны. Государь понимал, что нужно их смягчить. Положения Цензурной реформы 1865 года:

  • Отменена обязательная предварительная цензура литературных журналов, книг. Рукописи никто не вычитывал.
  • Введена карательная цензура. Санкции к неугодным правительству авторам применялись уже после публикации книг, журналов.

Цензурная реформа имела половинчатый характер. Авторы стали более свободными. В стране появились новые периодические издания. Но вот для провинциальных изданий ничего не изменилось, их по-прежнему внимательно вычитывали перед публикацией. К тому же никуда не делась цензура со стороны церкви.

В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе.

Шарль де Голль

Негласный комитет

негласный комитет при александре 1

Вступив на престол, Александр 1 искал соратников, на которых можно было бы положиться при руководстве страной. В результате был создал Негласный комитет, в который вошли доверенные императору людям: Строганов, Чарторыйский, Кочубей, Новосильцев. Это были ближайшие соратники императора, которые стояли во главе всех реформ, которые начали проводиться в Российской Империи. Всего Негласный комитет состоял из 12 человек. Официальная работа его началась в июне 1801 года и продолжалось до мая 1802 года. По начальному замыслу основное направление деятельности Комитета заключалась в ограничения самодержавия, но решено было начать с местных, менее масштабных реформ.

Реформы 1801 года

Первые шаги либеральных реформ императора Александра 1 начались с амнистии всех, кто пострадал при Павле 1. В результате амнистии подверглось 12 тысяч человек. Это был вполне осознанное шаг, который наглядно демонстрировала, что Александр не разделяет взглядов своего отца, и что люди, которые представляют угрозу для Павла, являются друзьями для Александра. Это было кардинальное изменение курса внутренней политики страны. Кроме того в 1801 году либеральные реформы включали в себя следующие направления:

  • Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
  • Разрешение свободного выезда за границу.
  • Разрешение свободного ввоза из заграницы любой литературы.
  • Ликвидация Тайной экспедиции. Тайная экспедиция это специальный надзорный орган, который занимался политическим и гражданским сыском. Его место фактического занял теперь Сенат.

Эти реформы были проведены 2 апреля 1801 года. Они не носили кардинальных перемен для страны, но лишний раз подчеркивает курс Александра 1, который стремился изменить все, что делал его отец. Кроме того в этом году была проведена еще 1 реформа, согласно которой разрешалось мещанам и крестьянам покупать землю (указ от 12 декабря 1801). Кроме того, дворянам запрещалось подавать объявления в газету о продаже своих крепостных.

объявление о продаже крепостного

Реформа 1802 года

1802 год ознаменовался реформированием органов местной и государственной власти. В частности, Сенат получил особые полномочия, стал высшим судебным органом в стране. Кроме того, Сенат занимался еще и тем, кто контролировал деятельность всех органов местной государственной власти. Одновременно с этими реформами, Александр 1 изменил коллеги, поставив на их место министерства (указ от 8 сентября). Реформы в России 1802 года породили следующие министерства (всего их было создано 8): военное, юстиции, морское, внутренних дел, иностранных дел, народного просвещения, финансов и коммерции. Для координации деятельности министерства был создан Комитет министров, который фактически занимался вопросами управления внутри страны. Все члены Негласного комитета вошли в новое правительство (надобность в Негласном комитете ропала):

  • Кочубей занял пост министра внутренних дел.
  • Строганов стал заместителем министра внутренних дел.
  • Новосильцев получил должность министра юстиции России.
  • Чарторыйский официально числился заместителем министра иностранных дел, хотя на практике был не заместителем, а полноценным руководителем данного министерства.

Реформы 1803 года

Одними из самых значимых являются либеральные реформы Александра 1 в 1803 году. В начале этого года произошло реформирование системы народного просвещения. Молодой император настаивал на том, чтобы образование и науки были доступны для всех слоев населения, включая крестьян и бедноту. Также было увеличено количество университетов, которые дополнительно получили больше независимости.

Однако самое важное событие этого года, а также одна из важнейших реформ царствования Александра 1, произошла 20 февраля 1803 года. В этот день был издан указ о Вольных хлебопашцах. Согласно этому указу крестьяне могли по согласованию с помещиком выкупить свою свободу. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этом указе, поскольку он уже подробно описан на нашем сайте, и вы можете найти этот материал.

крепостные крестьяе и реформы

Все либеральные реформы с 1801 по 1804 года

Выше мы рассмотрели только основные либеральные реформы, которые проводились в России на начальном этапе правления Александра 1. Этих реформ было гораздо больше, и они оказывали воздействие на все сферы жизнедеятельности государства. В частности, реформаторская деятельность императора затронула следующие направления:

  • Образование. Александр заявил о бесплатном начальном образовании для всех. Что касается самих учебных заведений, то они были разделены на четыре основные категории: церковные школы, уездные школы, гимназии и университеты.
  • Нормы поведения и жизни. Был утвержден первый либеральный цензурный устав.
  • Открытие новых университетов. Были открыты крупные университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Работа университетов контролировалась вновь созданным министерством народного просвещения.
  • Шаги к освобождению крестьян. Впервые были озвученны и четко определены крестьянские повинности, а также возможности для выкупа своей свободы крестьянам у помещиков.

таблица либеральных реформа Александра 1

Именно такими были либеральные реформы Александра 1 на начальном этапе его правления. Молодой император с одной стороны пытался показать, что он не разделяет взглядов своего отца но, с другой стороны пытался создать условия для лучшей жизни внутри страны. Можно сколько угодно говорить о причастности Александр к смерти Павла 1, его любви или не любви к России, но его реформаторская деятельность на начальном этапе носила исключительный характер, который был направлен на попытки улучшения жизни в стране.

Реформы Александра I сыграли двоякую роль в становлении государства. Некоторые из них способствовали развитию империи, другие вызывали недовольство среди народных масс. Правитель ввел преобразования в различных отраслях жизни страны. Он вступил на престол в 1801 году и оставался у власти двадцать четыре года. За время правления Александра к Российской империи присоединились польские земли, территория Финляндии.

В начале девятнадцатого века реформирование проводилось с особой интенсивностью. Император уделял особое внимание государственному строю, он хотел убрать крепостной строй, облегчить жизнь крестьян. В создании реформ принимали участие сторонники правителя – Новосильцев, Сперанский. Были написаны масштабные программы преобразований, но лишь малая толика была реализована.


Александр I

Реформы Александра I кратко

Высокий чин давал право соратникам императора принимать участие в реформировании. Основными преобразованиями во время правления Александра считаются:

  1. Ослабление крепостничества. Каждый крестьянин получал некоторые свободы. Выпущен запрет на раздачу казенных крепостных. Земля может быть приобретена крестьянами. Чтобы стать свободным, необходимо выкупить земельный надел. В период пятидесяти лет позволить себе свободу смогло не более двух процентов крепостных. Реформа оказалась не слишком эффективной.
  2. Проведение министерского реформирования. Характеризуется упразднением коллегий, созданных Петром Первым, появлением восьми министерств. Каждое министерство возглавлял соратник правителя.
  3. Планирование Сперанского программы реформ. Он создал масштабную программу, которая касалась различных сфер жизни государства, но большую часть не удалось воплотить в жизнь. Имя деятеля прославило создание Государственного совета как законодательного органа. Он предложил провести корректировку министерской реформы путем создания единого образца министерства. Император самостоятельно назначает министров. Все представители должны лично отвечать перед правителем.
  4. Конституция для Бессарабского государства и Польши. Власть приняла решение дать конституцию польским землям в 1815 году.
  5. Крепостное право и Конституция России. Установление конституционной монархии стало важным шагом для страны. Были сформированы Сенат и Посольская палата, которые были ключевыми органами парламента. Дворянство избирало членов палаты, после чего выбор утверждал государь. Участники Сената подбирались исключительно правителем. Он же полностью отвечал за предложение законов. В России появились наместничества в количестве десяти штук. Вместе с новой Конституцией должна была начаться новая эпоха.
  6. Военные поселения. Эта реформа вызвала отрицательную реакцию у народа. Содержать армию становилось слишком неэкономно, потому был предложен переход к самостоятельному финансированию. Солдаты вынуждены были выполнять крестьянскую работу параллельно военному делу. Военные поселения стали заменой казарм, частей. Они находились в разных концах страны. Порядки здесь можно было назвать тюремными.

Реформы Александра I и их значение

Реформирование позволило реорганизовать часть правительственных, центральных учреждений. Комитет усовершенствовал бюрократическую структуру, она обрела безличность, что было крайне важно для развития государства.

Государственный совет стал постоянным, он заменил хаотичные временные совещания, учрежденные прежней властью. Исполнительный комитет стал более организованным. Государь назначил министров, губернаторов. Процедуру контролировал министр внутренних дел.

Отечественная война, начатая в 1812 году, привела к сворачиванию реформ. Император не успел реализовать преобразования в полном масштабе. Ему также удалось провести реформирование образовательной системы, открыть университеты в крупных городах. Либерализм правителя положительно отразился на культурной сфере, но ему не удалось полностью решить проблему крепостничества в стране.

Читайте также: