Центральная избирательная комиссия российской федерации кратко

Обновлено: 07.07.2024

Содержание

Список председателей ЦИК России

    с 24 сентября 1993 по 1996 г. с 1996 по 1999 г. с 24 марта 1999 по 26 марта 2007 г. с 27 марта 2007 г.

Состав ЦИК России на 2011 г.

    — Председатель — Заместитель Председателя
  • Ивлев Леонид Григорьевич — Заместитель Председателя
  • Конкин Николай Евгеньевич — Секретарь
  • Лавров Олег Леонидович
  • Гришина Майя Владимировна — курирует вопросы, связанные с соблюдением избирательного законодательства
  • Даниленко Сергей Андреевич
  • Дубровина Елена Павловна
  • Лопатин Антон Игоревич
  • Крюков Валерий Александрович
  • Кулясова Нина Александровна
  • Шапиев Сиябшах Магомедович

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами:

5 декабря на пресс-конференции ЦИК России, посвященной предварительным итогам выборов, Владимир Чуров заявил:

В Центризбирком не поступала информация о нарушениях на избирательных участках на выборах в Госдуму, которые были засняты на видео избирателями. Мы об этом узнаем, когда они поступят в суды, если нас пригласят в качестве третьей стороны.

6 декабря 2011 года по этому случаю было возбуждено уголовное дело [8] .

Многие СМИ также обнаружили, что результаты голосования у ЦИК не совпадают с данными официальных протоколов — то есть, ЦИК преувеличивал долю голосов у Единой России в два или три раза [10] .

Статья 21. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

3. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет пять лет. Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации истекает в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума Российской Федерации и до окончания кампании референдума, которые организует Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

5. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь высшее образование.

(в ред. Федеральных законов от 30.01.2007 N 6-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организуют работу по конкретным направлениям ее деятельности, определяемым Регламентом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям.

7. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум Российской Федерации.

9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует закупку этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 24.11.2014 N 355-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

и) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона.

Ст. 21 (в ред. ФЗ от 09.03.2021 N 43-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 09.03.2021.

10.1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах, информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 09.03.2021 N 43-ФЗ)

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.

12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.

(п. 12 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок.

(п. 12.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

13. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

14. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

15. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет официальный печатный орган и официальное сетевое издание.

Регулярная смена власти – это основа политической системы большинства современных государств. В демократическом обществе выборы выполняют сразу несколько важнейших функций. С их помощью не только формируются органы власти, но и происходит процесс их легитимации. Через этот механизм граждане выражают свое отношение к политическим процессам, лидерам страны и курсу, которым идет государство. Можно сказать, что именно выборы обеспечивают обратную связь между властью и обществом.

Организацией и проведением избирательного процесса занимаются специальные органы. Как правило, они формируются по коллегиальному принципу и не зависят от властных структур, партий или общественных организаций. В России выборами в высшие органы власти занимается Центральная избирательная комиссия (ЦИК). В зоне ее ответственности – избрание президента страны, депутатов парламента, проведение общенациональных референдумов.

Общая информация

ЦИК РФ – государственный орган, который занимается организацией выборов в нашей стране. Кроме того, комиссия следит за соблюдение избирательных прав российских граждан и за распределением средств в границах своих полномочий. Порядок ее формирования, полномочия и деятельность регулируются специальным законом и рядом нормативных актов.

ЦИК РФ – это коллегиальный орган, который не относится ни к одной из трех ветвей власти. Он действует на постоянной основе и имеет статус юридического лица. Решения данного органа принимаются на заседаниях простым большинством голосов.

В нашей стране существует довольно сложная избирательная система, состоящая из пирамиды комиссий разных уровней. ЦИК является вышестоящей инстанцией в данной системе, именно сюда приходят жалобы на нарушения или бездействие, допущенные избирательными комиссиями в регионах.

ЦИК РФ имеет собственный герб. Это двуглавый российский орел золотого цвета. На его груди расположен червлёный щит с изображением колокола и императорской короны. В лапах орел держит черный шар и серебряный безант. Колокол на эмблеме – это символ верховной власти народа, а корона указывает на общегосударственный масштаб деятельности ЦИК. Шары в лапах птицы – традиционный символ честного волеизъявления.

На основе данного герба была разработана эмблема ЦИК. На ней орел помещен в лазоревый круг с двумя каймами серебряного цвета. Эмблема и герб были утверждены специальным постановлением комиссии.

Функции и полномочия

Главной функцией ЦИК является проведение процесса голосования. Кроме того, комиссия:

Кроме того, в обязанности ЦИК входит работа по совершенствованию избирательной системы в стране, создание и внедрение более эффективных средств автоматизации, проведение обучения членов региональных комиссий, просвещение населения.

Состав и принципы формирования

ЦИК – это коллегиальный орган, действующий на постоянной основе. В его состав входит 15 членов с правом решающего голоса. Срок их полномочий – пять лет. Если его окончание приходится на период выборов или подготовки к референдуму, то полномочия органа продлевают, а новые члены назначаются уже после завершения выборов. Работу комиссии определяет ее Регламент.

Назначение членов ЦИК РФ происходит по квотному принципу: по пять кандидатов назначает глава державы, Государственная дума и Совфед . При этом каждая фракция ГД или депутатское объединение может делегировать в ЦИК только одного представителя.

В составе ЦИК есть члены с правом совещательного голоса. Они присутствуют на заседаниях, но в принятии решений участия не принимают.

ЦИК РФ руководит председатель, он избирается путем тайного голосования. В работе ему помогает секретарь и заместитель.

Кроме того, в структуру ЦИК входит ревизионная служба, консультативные органы и аппарат. Последний занимается обеспечением текущей работы комиссии. Согласно штатному расписанию, в настоящий момент в нем трудится 292 человека.

В состав аппарата входят отделы и управления, каждый из них занимается своим направлением работы. Например, есть правовое управление, отдел для рассмотрения избирательных споров, управление информации, пресс-служба.

Членом ЦИК с решающим правом голоса может стать любой гражданин РФ , достигший возраста 18 лет. Он не должен состоять на государственной службе, быть депутатом ГД или местного законодательного собрания, иметь непогашенную судимость, вид на жительство в другой стране. Еще одно требование к кандидатам – это наличие высшего образования. Также кандидат на должность члена ЦИК должен обнародовать сведения о доходах и имуществе.

История

Предшественником института выборов в нашей стране можно считать народное вече. Данная традиция существовала во многих крупных городах Киевской Руси: в Новгороде , Киеве , Суздале , Полоцке , Белгороде . Специального органа, который бы проводил подобные мероприятия, не существовало.

После создания централизованного Московского государства вся полнота власти перешла к князю, и вече утратило свое значение. Вплоть до середины XIX столетия выборы в государстве не проводились.

В 1864 года Александр II назначил выборы в органы местного самоуправления. Они проходили под надзором губернаторов и полицейских управлений.

В государстве не существовало особого органа для подсчета голосов и организации избирательного процесса. После учреждения Государственной думы эти функции были возложены на специально образованное управление министерства внутренних дел. К губерниях и уездах были созданы особые комиссии, которые подсчитывали голоса и принимали жалобы.

После победы Февральской революции была создана специальная комиссия, которая занялась подготовкой избрания Учредительного собрания. Она состояла из 15 членов и председателя. После прихода к власти большевиков данный орган был распущен.

Советская республика предоставила избирательные права всем категориям граждан, но сама процедура выборов не была выписана законодательно. Считалось, что местные Советы будут сами организовывать процесс, подсчитывать голоса и объявлять итоги волеизъявления.

В 1925 году было принято специальное постановление по выборам. В ней был выписан механизм создания единой системы комиссий. В 1930 году появилась ЦИК, которая стала руководить процессом волеизъявления в масштабах страны.

Конституция 1936 года изменила форму голосования – оно стало прямым и тайным. Кандидаты в органы власти стали выдвигаться от общественных организаций, предприятий, научных и культурных учреждений. Власть стала большое внимание уделять агитации.

Обычно в СССР местные комиссии состояли из 10 человек. В их состав входил председатель, его заместитель и секретарь. Если участок был небольшим, то последние две должности объединяли. Членов комиссий выдвигали местные партийные ячейки, комсомол, профсоюзы или крупные предприятия.

Для первых конкурентных выборов 1989 года была создана новая ЦИК СССР. В 1991 году специальная комиссия была учреждена для проведения референдума и подведения его итогов. В данный период были значительно расширены полномочия избиркомов, к их работе стали привлекать общественные организации.

ЦИК в современной России

В независимой России ЦИК появилась в 1993 году, накануне выборов в Верховный совет и голосования по Конституции.

В первом составе ЦИК находилось 20 человек, половину из них предложили региональные парламенты, другую – главы исполнительной власти субъектов страны. Обязательным условием для кандидатов было наличие ученой степени в области права, позже это требование было отменено.

В 1996 году появились первые сканеры для обработки бюллетеней. В 1997 году парламент принял закон о референдуме.

В 1999 году были приняты законы о президентских и парламентских выборах, а в 2001 – закон о партиях.

Первые формирования ЦИК имели срок полномочий в четыре года, в 2010 году он был увеличен до пяти лет.

С момента образования ЦИК на посту ее председателя пребывало пять человек. Нынешняя глава комиссии Элла Памфилова успешно провела две крупные кампании: парламентские выборы в 2016 году и президентские – в 2018. Также на ее счету референдум по изменениям в Конституцию, который прошел летом прошлого года.

Несмотря на такой послужной список, ходят слухи, что в 2021 году состав ЦИК будет серьезно обновлен. Своих должностей может лишиться заместитель председателя комиссии и ее секретарь. По информации журналистов, сама Памфилова, скорее всего, сохранит свое кресло.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России [1] , разг. также Центризбирком) — федеральный государственный орган Российской Федерации, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов и референдумов в стране. Действует независимо от других органов государственной власти в пределах своей компетенции.

ЦИК России осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан страны, обеспечивает подготовку и проведение выборов и референдумов, организует их финансирование и контролирует распределение бюджетных средств, осуществляет иные полномочия [3] .

Действующий состав ЦИК России сформирован в марте 2016 года, до этого комиссия формировалась в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах. Штатная численность аппарата ЦИК России на 2017 год составляла 277 работников [4] .

Читайте также: