Целительная сила музыки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее отраслями, можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т.д.

Цель данной работы: диагностирование влияния музыки на человека с последующей выработкой рекомендации музыкотерапии в образовательном учреждении.

Задачи:

- Изучить литературу о происхождении и видах музыки;

- Определить механизм воздействия музыки на человека;

- Выявить музыкальные предпочтения учащихся лицея.

Воздействуя на психику и поведение человека, не важно, в какой степени это проявляется, какой носит характер, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом.

ВложениеРазмер
soderzhanie.doc 293 КБ
prilozhenie.doc 28 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – лицей 9 класс

г. Татарска Новосибирской

Ульбертова Ольга Васильевна

2.2. Восприятие звука человеком………………………………………6

2.3. Музыкальные способности…..……………………………………7

3.1. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека?.8

3.2. Воздействие музыки на организм человека. 9

4.1. Какую музыку предпочитают учащиеся лицея. 11

4.2. Использование музыкотерапии в образовательном процессе….12

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землёй…

Но разве может жить она без нас

Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

И, веря в торжество её,- творим!

Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встречается где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет - в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке - везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение - поведение.

Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее отраслями, можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т.д.

Воздействуя на психику и поведение человека, не важно, в какой степени это проявляется, какой носит характер, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом.

Цель данной работы: диагностирование влияния музыки на человека с последующей выработкой рекомендации музыкотерапии в образовательном учреждении.

- Изучить литературу о происхождении и видах музыки;

- Определить механизм воздействия музыки на человека;

- Выявить музыкальные предпочтения учащихся лицея.

Прогнозируемый результат: выработка рекомендаций музыкотерапии в образовательном учреждении .

Объект исследования: уровень влияния музыки на психоэмоциональное состояние человека.

Предмет исследования: звуковое воздействие музыки на человека.

- поиск и изучение литературы;

- сбор и обработка материалов;

- диагностика общественного мнения по проблеме;

Данные источники позволили сформировать образовательно–информационное пространство по вопросам: - происхождение музыки; - направления музыки; - что такое звук.

Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было.

Путь, пройденный русской музыкой в течение длительного исторического периода – от древнейших времен до середины ХIХ века, - это процесс формирования, развития и роста богатейшей музыкальной культуры народа. Это и составило ту прочную основу, на которой возросли и расцвели великие, достижения представителей русской классической музыки и современные направления.

1.1. Направления музыки.

В настоящее время наши представления о музыке значительно расширяются и изменяются. Этому способствовал ряд начавшихся в 20 в. процессов: развитие новых технологий; знакомство с музыкальными культурами различных народов мира; интенсивный обмен музыкальной информацией между странами.

Классическая (или серьезная) – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16–17 вв.) и в средние века;

Популярная – массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.

Этническая (и традиционная) – фольклорные (и устно -профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени.

Эстрадная (или легкая) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.

Джаз – подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.

Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь – гитар. [1]

Многие направления музыки определяются по среде их обитания и функциям, а также – по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, хоровая, сольная.

Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками. Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, авангард, тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж – в рок-музыке и т.п.

  1. Механизм воздействия музыки на человека.
  1. Что такое звук?

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Уже с незапамятных времён человека окружали они. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шелест листвы… Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. На основании врождённого и приобретённого опыта, человек воспринимает звуки по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра.

Начнём с того, что звук – это волновой колебательный процесс, происходящий в упругой среде и вызывающий слуховое ощущение.

Но звуки сами по себе - еще не музыка. В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка.

Из вышесказанного, можно заключить, что различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Орган слуха человека состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. В месте соединения наружного слухового прохода и среднего уха находится барабанная перепонка, вибрирующая под действием звуковых волн.

Орган слуха позволяет различать все основные свойства звука: высоту, силу (интенсивность, громкость), тембр. Человеческое ухо способно воспринимать звуки с частотой 20 - 20000 колебаний в секунду. Ухо человека наиболее чувствительно к звукам с частотой 1000 - 2000 колебаний в секунду. В этом диапазоне ухо чрезвычайно чувствительно. В музыке используются не все звуки, которые человек может слышать. В музыке всего 8 полных октав, а число простых музыкальных звуков равно 57. [2]

Нельзя себе представить более эффективного слухового прибора, чем ухо человека.

Возможно с такой высокой чувствительностью слухового аппарата, способного различать оттенки звука, и связано то, огромное воздействие, которое оказывает на человека музыкальное искусство.

Центр слуха в коре больших полушарий мозга, куда приходит вся звуковая информация, находится в височной доле, над ухом. Раздражение его при ударе вызывает ощущение звука. Поражение центра слуха с одной стороны приводит к снижению остроты слуха на оба уха.

2.3. Музыкальные способности человека

Музыка - это искусство звуков. В центре внимания музыкантов всегда был звук, его самые важные с точки зрения музыкального искусства особенности, нельзя полностью объяснить законами физики и математики. Звуки музыки оказывают сильное, порой труднообъяснимое воздействие на человека. Они способны вызвать у слушателя такие эмоции, пробудить которые не под силу ни одному из других искусств.

Нежный и обольстительный, яркий и матовый, мягкий и жесткий… Все оттенки звука важны не сами по себе, они подчинены главному - выразительности музыки. Именно выразительность решительным образом отличает музыкальный звук от немузыкального. Именно выразительность заставляет нас волноваться, когда мы соприкасаемся с музыкой.

Под музыкальным звуком мы имеем в виду звук, издаваемый не каким-то прибором, а извлекаемый музыкантом, некоей личностью, живым человеком, который всегда передает в звуке свои эмоции, свое отношение к окружающему миру.

Человек органами слуха не способен определить громкость звука или частоту колебаний звучащей струны так точно, как это сделают соответствующие приборы. Но различать множество тончайших оттенков в окраске, в характере звучания люди, чувствующие и понимающие музыку, могут безошибочно.

Важнейший признак общей музыкальности человека - музыкальный слух. В широком смысле под музыкальным слухом понимается восприимчивость человека к музыке. В узком смысле - это способность воспроизводить высоту музыкальных звуков. В какой-то степени музыкальным слухом обладают все. Людей, лишенных природных музыкальных задатков, абсолютно не способных воспринимать произведения музыкального искусства, наслаждаться ими, нет. "Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся", - говорил Шостакович.

III. Влияние музыки на человека

С давних времен известно, что музыка влияет не только на организм человека, но и на психику. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию. Практически все разработки в области музыкального воздействия осуществляются медиками или, в лучшем случае, психологами. Дальнейшие исследования в этой области, дадут дополнительные сведения и позволят еще подробнее разобраться в вопросах влияния музыки на состояние человека в целом.

3.1. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека?

К лассическая музыка дарит чувство покоя, она анальгетик в мире звуков, помогает справляться с болью, поднимает нас над уровнем повседневности. Музыка Баха и Генделя призывает к гармонии в жизни, может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение. Но самая необыкновенная музыка у Моцарта : не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная — этот музыкальный феномен так и назвали — "эффект Моцарта”.

Гармонизирующее действие музыки, спокойствие ее устойчивых и уравновешенных сил еще много лет назад применялось целителями в качестве терапевтического средства. Музыкотерапия - наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Лечение музыкой набирает свои обороты, и музыкотерапия для нас становится не таким уже и диким и странным занятием. Сейчас продаются аудиозаписи, которые воспроизводят шум леса, звуки дождя, морской прибой, пение птиц. Есть музыка, которая имитирует звуки природы или дополняет их.

Такие мелодии помогают человеку нормализовать ритмы дыхания, пульс, давление, температуру, снимают мышечное напряжение, правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. Слушайте гармоничную музыку — она лучший психолог.

3.2. Воздействие музыки на организм человека?

Музыка – явление физическое. В каждом конкретном случае Музыка представляет собой определенную совокупность звуковых сигналов, которые проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга.

Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. [4] В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.

Поэтому неудивительно, что воздействие классической музыки , доставляющая радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.

Интересно, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. Поэтому обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, но и с физиологической точки зрения.

По мнению специалистов, воздействие музыки на человека – избирательно , в зависимости не только от ее характера, но и от инструмента, на котором она исполняется.

Длительное воздействие звука на организм – звуковое давление, ведет к нарушению логики и неуравновешенности. Порог звуковой опасности составляет 80 дБ, звук работающего пылесоса – 85 дБ, уровень боли – 120, рев взлетающего самолета – 150 дБ, смертельный уровень – 180.

Рано или поздно вирус уйдет. Но не сразу исчезнут те травмы психологического или даже психического свойства, которые получают сейчас миллионы людей. Поэтому сегодня наряду с традиционными и понятными каждому мерами предосторожности необходимо обращаться к тем средствам, которые, увы, не привычны огромному количеству людей, — к искусству и, в частности, к классической музыке. Великие гармонии и музыкальные вибрации гениев лежат на полке и ждут, когда к ним за помощью придут миллионы людей.

Мир классической музыки обладает огромной силой психологического и лечебного воздействия. Произведения гениев — не просто украшение жизни, а воздух, жизненное пространство. Сами творцы этой музыки жили на планете очень нелегкой жизнью. Для них был тяжел контраст между обыденностью, суетой и той грандиозной вселенской музыкой, которую транслировал им Космос. Но их музыка, записанная земными нотами на земной нотной бумаге для земных ушей и сердец, победила.

Сегодня я хочу предложить список музыкальных произведений, которые могут помочь обрести равновесие, гармонию и свет.
В условиях потери жизненного равновесия очень важной становится высоко гармоническая и равновесная музыка гения итальянского барокко Арканджело Корелли — и, прежде всего, его 12 кончерто гроссо.

В отличие от И. С. Баха и Антонио Вивальди, он и его музыка никогда не были забыты. Бах вернулся на Землю через сто лет после смерти, Вивальди — через 200. Но Корелли долгое время был композитором для композиторов. Он тайно влиял на всю последующую музыку. Перед ним преклонялись все последующие музыкальные гении. Но. поскольку его музыка — образец абсолютной гармонии и равновесия, лишенная эмоционального возбуждения, казалось, она навсегда останется историческим явлением и не более. Корелли был ценителем и собирателем картин великих мастеров. И его музыка, как никакая другая, построена по законам золотого сечения (божественной пропорции).

Следующим композитором, который дарует великую гармонию, является Георг Фридрих Гендель . Не случайно он похоронен в Вестминстере, рядом с королями и сэром Исааком Ньютоном. Его музыкальные заслуги признаны так же, как научные заслуги Ньютона. Его величие было не меньшим, чем величие королей, которые стремились с ним дружить и никогда не воспринимали его слугой. Только на равных. За что?

Слушайте 12 кончерто гроссо Генделя. В них такая же по силе гармония, как в музыке Корелли. Но больше аффекта, поскольку он был необычайно жизнерадостным, успешным, богатым и энергичным человеком. Есть люди, которые не признают никого выше Корелли. Они полагают, что музыка после Корелли стала более земной. Но поклонники Генделя утверждают, что его произведения продиктованы любовью, что в них мы слышим подтверждение красоты и могущества человека.

Теперь перейдем от музыки барокко к классицизму.

Из романтиков рекомендую Франца Шуберта и его симфонию Си-бемоль мажор.

Шуберт преклонялся перед Моцартом, но это было уже иное время. И, сохранивши моцартовский свет, Шуберт соединил это с романтическим чувством. Неповторимость Шуберта в том, что он никогда не слышал свою музыку исполненной перед публикой. В результате писал для себя и для узкого круга своих друзей. Отсюда абсолютная особенность его произведений. Чувство, что он общается напрямую с рядом сидящим слушателем. Его музыка обладает огромной очищающей силой.

Связь, которую музыка имеет с нашими чувствами сильнее любой другой формы искусства. Музыка вдохновляет, утешает и помогает нам. Ее влияние на наше эмоциональное состояние, мыслительные способности и социальные навыки впечатляюще сильны, настолько сильны, что уже доказано, что музыка обладает целебными свойствами. Окружите себя музыкой и ваш день станет более гармоничным.

Музыка имеет духовную ценность, потому что она может приносить надежду в человеческую душу. Существует глубокая и таинственная связь между музыкой и надеждой, между песней и вечной жизнью. Музыка, по сути, имеет гораздо большую ценность, чем мы себе представляем, потому что она еще больше напоминает нам о ценности и общемировом значении художественного наследия.

Исследования, связанные с младенцами, возможно, являются одними из самых сильных показателей нашей врожденной связи с музыкой. Недоношенные малыши, которые слышали колыбельные мелодии успокаивались, ели и спали лучше, чем младенцы, которые не слышали музыку, а только обычные шумы больницы.

Музыка как терапия

Как же именно музыка влияет на наш мозг таким позитивным образом? Считается, что музыка оживляет большинство областей мозга, поэтому вызывает широко распространенный эффект. Когда мы слушаем любимую мелодию, это усиливает положительные эмоции через центры удовольствия нашего мозга, стимулируя выработку дофамина, благодаря которому мы чувствуем себя хорошо.

Помощь детям

Эксперты начинают признавать музыку как эффективный инструмент для лечения детей с ограниченными возможностями, для которых повторение часто имеет центральное значение для достижения конкретных целей. Моррисон рассказывает об одном ребенке, у кого был поставлен диагноз эхолалия, психическое расстройство, при котором ребенок автоматически (не контролируемо) повторяет чужие слова, полные фразы, их части и даже целы предложения. Используя визуальные и музыкальные фразы, где ребенка просили вставлять собственные слова, терапевты в конечном итоге смогли сломать цикл бессмысленного повторения.

Физическое исцеление

Хотя музыка в основном связана с психологической и эмоциональной терапией, новое исследование показало, что она имеет успех при решении физических проблем, особенно для уменьшения боли.

Некоторые институты начали посвящать усилия анализу влияния музыки на физическое тело человека. Одно из исследований, проведенных в лаборатории, доказало, что музыка улучшает иммунную систему организма и снижает уровень стресса. Было также установлено, что прослушивание музыки перед операцией более эффективно снижает тревогу, чем лекарственные средства. Музыка усиливает иммуноглобулин А и снижает уровень кортизола — гормона стресса. Профессор Даниэль Дж. Левитин, автор исследования, задокументировал, как музыка может оказывать нейрохимическое воздействие на управление настроением, стрессом, иммунитетом и социальными связями. Использование музыки в качестве медицинского инструмента идет еще дальше. Виброакустическая терапия фактически позволяет пациентам чувствовать музыку. Процедура включает использование низкочастотного звука, который выходит из динамиков, встроенных в коврик, кровать или стул. Вибрации передаются телу, в то время как пациент слушает мелодию. Эта терапия была рекомендована для людей с депрессией, фибромиалгией и болезнью Паркинсона. Исследование Лорен Кинг о краткосрочных эффектах вибрационной терапии при моторных нарушениях у пациентов с болезнью Паркинсона показало значительное улучшение симптомов, в том числе меньшую скованность, улучшение скорости ходьбы и снижение тремора. Другие исследователи стремятся расширить этот вид терапии для других заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера.

Музыка в нашей повседневной жизни

Пять способов интегрировать музыку в свою жизнь

  1. Уменьшите стресс и беспокойство, слушая медленную с низкой частотой звука музыку. Выбирайте варианты без текста или громких инструментов. Если вы умеете играть на музыкальном инструменте, то исполняйте музыкальное произведение, которое тоже, в свою очередь может нести успокаивающий эффект.
  2. Чтобы улучшить память, включите музыку во время обучения, пойте в перерывах, потому что это увеличивает выработку дофамина, который связан с мотивацией, обучением и памятью.
  3. Выполнение физических упражнений и одновременное прослушивание мотивационной и быстрой музыки поможет вам заниматься дольше и улучшить качество тренировки, а также ваше состояние после занятия.
  4. Перед отходом ко сну создайте музыкальный фон, это уменьшит стресс и беспокойство, а также способствует улучшению сна и, в конечном итоге, более спокойный сон по ночам вам гарантирован.
  5. Пусть счастье станет для вас здоровой привычкой. Счастье можно увеличить, прослушивая музыку, которая вдохновляет вас лично, потому что во время этого процесса ваш мозг начинает вырабатывать дофамин.

Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН

Идея об исцелении через искусство музыки в действительности принадлежит к начальной стадии развития человека; концом этого пути является достижение, продвижение посредством музыки или, как это называется в Веданте, — Самадхи. В первую очередь, если мы посмотрим, что является основой всех лекарств, используемых для исцеления, если мы спросим, что в них есть такого, что исцеляет, то мы обнаружим, что это различные элементы, составляющие наше физическое бытие. Такие элементы присутствуют в этих лекарствах, и то, что отсутствует в нас, берется из них, то есть эффект, который должен быть произведен в нашем теле, производится ими. Вибрация, необходимая для нашего здоровья, создается в теле их силой; а ритм, необходимый для выздоровления, вызывается приведением циркуляции крови к определенной скорости. Из этого мы узнаем, что здоровье есть состояние совершенного ритма и тона.

А что есть музыка? Музыка есть ритм и тон. Когда здоровье не в порядке, это значит, что музыка не в порядке. Поэтому, когда музыка в нас неправильна, необходима помощь гармонии и ритма, чтобы привести нас в состояние гармонии и ритма. Этот способ исцеления может быть изучен и понят посредством изучения музыки собственной жизни, изучения ритма пульса, ритма биения сердца и головы. Врачи, чувствительные к ритму, определяют состояние пациента, наблюдая ритм его пульса, сердцебиения, ритм циркуляции крови. И чтобы определить действительный недуг, врач, со всем его материалистическим знанием, должен полагаться на свою интуицию и на использование своих музыкальных способностей.

В древние времена, и даже теперь на Востоке, мы обнаруживаем две основные медицинские школы. Одна пришла из древней греческой школы через Персию; другая происходит из Веданты и основана на мистицизме. А что лежит в основе мистицизма? Это закон вибрации. Хорошее здоровье происходит из понимания природы заболевания по ритму и тону, которые могут ощущаться в человеческом теле, и из управления телом посредством ритма и тона, в соответствии с пониманием их пропорций. Кроме того, мы можем посмотреть на это по-другому. Каждая болезнь представляется имеющей свою особую причину, но в действительности все болезни происходят из одного основания, одной причины, одного условия: это отсутствие жизни, недостаток жизни. Жизнь есть здоровье. Ее отсутствие есть болезнь, достигающая высшей точки в том, что мы зовем смертью. Жизнь в своей физической форме, как она воспринимается в физических сферах, на санскрите называется праной. Эта жизнь поддерживается едой или лекарством; то есть тело подготавливается определенной едой или лекарством к тому, чтобы оно могло быть в состоянии дышать само в этой жизни, для того, чтобы оно могло находиться в лучшем здравии или могло испытывать совершенное здоровье. Но эта прана, которая также означает дыхание, центральное дыхание, притягивает из космоса различные элементы, присутствующие там, так же, как все травы, растения, цветы и фрукты притягивают из космоса тот элемент, их которого состоят; и все эти элементы притягиваются дыханием. Поэтому мистики, будь они из Греции, Персии или Индии, всегда принимали за основу духовного развития культуру дыхания, науку дыхания.

Что есть музыка? Согласно мыслителям древней Индии существуют три аспекта музыки: пение, игра на инструменте и танец. Все три представляют ритм, и все три представляют тон, в той или иной форме. А каков эффект музыки? Воздействие музыки состоит в регулировании ритма человека и настройке его на музыку, которая исполняется. Что за секрет заключается в музыке, которая привлекает всех тех, кто слушает ее? Это создаваемый ритм. Это тон музыки, который настраивает душу и поднимает ее над депрессией и отчаянием повседневной жизни в этом мире. И если кто-то знает, какой ритм необходим для конкретного индивидуума в его беде и отчаянии, какой нужен тон, до какой высоты должна быть поднята душа этого человека, тогда он может исцелить его посредством музыки.

Могут спросить: если музыка является ритмом, то почему так часто музыканты темпераментны, эмоциональны, и их легко потревожить? Но разве не красиво иметь небольшой темперамент? Жизнь не музыкальна, если в ней нет темперамента. Человек, который не сердится хотя бы изредка, не живет. Это по-человечески, — иметь все виды небольших недостатков; радость заключается в их преодолении. Музыка не есть только печаль; существуют высшие октавы и низшие октавы. Музыка есть все, музыка включает в себя все; вот почему музыка даже выше, чем небеса.

В Индии было время, когда музыка очень сильно использовалась для целительства. Она применялась для исцеления ума, характера и души, потому что именно здоровье души приносит здоровье физическому телу. Но исцеление физического тела не всегда помогает душе. Вот почему материалистическая медицинская наука хотя иногда и может принести пользу, но не полностью удовлетворяет нужды пациента. Под этим я не имею в виду, что внешнее лечение бесполезно. В этом мире нет ничего бесполезного, если мы только знаем, как извлечь пользу из этого. Все вещи в этом мире необходимы, все вещи имеют свою пользу и применение, если только мы знаем, как использовать их правильно. Но если выздоровление вызывается внешне, в то время как внутри болезнь остается, то рано или поздно болезнь, похороненная в теле, опять выйдет наружу и покажет себя.

Часто причина болезни внутри, хотя, без сомнения, многие вещи вызваны внешне. Ни одно правило не охватит всего.

Несомненно, что по мере того, как изменились в мире вещи и материализм распространился по всему миру, это повлияло не только на Запад, но и на Восток также. Использование музыки для духовного достижения и исцеления души, преобладающее в древние времена, не обнаруживается сейчас в той же мере. Из музыки сделали времяпровождение, средство забывания Бога, вместо осознания Его. А ведь именно то, как человек использует вещи, образует их недостатки и достоинства. Однако воспоминание о древнем способе врачевания музыкой остается среди бедняков Индии. Там есть целители, играющие на особых инструментах, и люди приходят к ним за излечением. Игрой на этом инструменте они пробуждают в человеке некое особое чувство, которое охладело в нем, и это глубокое чувство, когда-то похороненное, начинает выходить наружу. В действительности, это древний способ психоанализа. Музыка помогает пациенту полностью выразить скрытое влияние, имевшее место, такой способ помогает многим, и им не приходится идти к врачу. Но, без сомнения, это грубый, незрелый способ целительства.

1. Целительная сила дыхания

1. Целительная сила дыхания В древних и доиндустриальных обществах дыхание играло очень важную роль в космологии, мифологии и философии, а также в качестве главного инструмента в ритуальной, духовной и целительской практике. Различные дыхательные техники во многие

Глава 12 Использование музыки в терапии: новые возможности

Глава 12 Использование музыки в терапии: новые возможности Несколько лет назад мне посчастливилось присутствовать на недельном семинаре с известным музыкантом Полом Винтером в его музыкальной деревне на ферме в штате Коннектикут. Меня глубоко поразило услышанное, а

Глава 2 История музыки в психодраме

Глава 2 История музыки в психодраме Я чувствую, что начиная с сегодняшнего дня музыка станет существенной частью любого анализа. Она добирается до архетипического материала такой глубины, которую мы редко можем достичь в нашей аналитической работе. К.Г. Юнг В работе

Целительная сила иконописи

Целительная сила иконописи Огромным целительным действием обладают изображения ликов святых на иконах, но умению иконописи учатся годами. Кроме того, чтобы стать хорошим иконописцем, нужно обладать истинной духовностью и быть глубоко верующим человеком, а также

3. Символы целостности Целительная сила символических образов

3. Символы целостности Целительная сила символических образов Истина пришла в этот мир не нагишом: она скрыта в образах и символах. Талмуд Язык символов – это единственный язык, который следует выучить каждому. Эрих Фромм Все быстротечное – символ, сравненье. И. В.

Целительная сила настоящего объятия

Целительная сила настоящего объятия Вероятнее всего, вы впервые узнали, что такое любовь, когда спустя несколько мгновений после вашего рождения вас радостно прижала к себе ваша мама. Делая первые вдохи, уютно свернувшись у нее на груди, вы почувствовали, что вам рады, что

Глава 19 Целительная улыбка любви

Глава 19 Целительная улыбка любви Наконец мне представился случай, и я поделился с Эшли своими соображениями. Он вначале даже не понял, что я имею в виду, настолько был далек от этого:– Ты о чем говоришь, Олег?– О том, чтобы устроить тебе встречу с девушкой, с которой ты

Целительная сила присутствия

Целительная сила присутствия Присутствие заботливого и близкого человека, хорошо чувствующего наш внутренний мир, часто является ключом к расширению границ терпимости. Поскольку в детском возрасте у Энн не было такого человека, ее способность к осознанию телесных

Глава 5 НАУКА И ИСКУССТВО ИНДИЙСКОЙ МУЗЫКИ

Глава 5 НАУКА И ИСКУССТВО ИНДИЙСКОЙ МУЗЫКИ Музыка, литература и философия близки нашим душам, какими бы ни были наши верования и убеждения или наш способ смотреть на жизнь. Индия в истории мира представляет собой страну и народ, издревле вовлеченный в поиски истины в

Глава 12 ПСИХИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ

Глава 12 ПСИХИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ В области музыки существует огромное поле для исследования, а ее психическое влияние представляется очень мало известным современной науке. Нас учили, что влияние музыки, или звука и вибрации, приходит к нам и затрагивает наши чувства

Глава 14 ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКИ

24. ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

Глава 22 ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА СОЗНАВАНИЯ

Глава 22 ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА СОЗНАВАНИЯ Настоящий человек видит то, что видят глаза, и не добавляет к этому того, чего нет. Чжуан Цзы Как замечает иудейский Талмуд, мы видим вещи не просто, как они есть, но и как мы есть. Все то, что составляет наш опыт, приходит к нам через

Читайте также: