Бюргерско евангелическое направление реформации суть направления кратко представители

Обновлено: 04.07.2024

Философия реформации – это направление, критикующее католический уклад, чтобы сделать церковь более демократичной. Ее задачей является создание взаимоотношений между прихожанами и Богом, основанных на справедливости. Реформация появилась на основании целого ряда причин:

  • Мистика, ересь, антикатолические религиозные и философские учения становятся популярными;
  • Мышление людей меняется, начинается становление сознания, культ индивидуальности;
  • Гуманизм завоевывает признание в европейских государствах;
  • Начало морального разложения, кризисная ситуация в католицизме;
  • Церковь развивается значительно медленнее, чем народ, общество, жизнь;
  • Феодализм переживает нелегкие времена;
  • Феодальная раздробленность становится слабее, задает урок многим государствам, формируется европейский строй;
  • Укрепляется, зарождается буржуазное общество, формируется торговый, промышленный класс;
  • Сильное влияние церквей и Папы Римского не выгодно для общеевропейского правительства, национальных властей;
  • Главы стран, политическая элита не поддерживают значимость католицизма.

Реформацией называли массовые общественные, политические, религиозные течения в начале семнадцатого века. Основное распространение они получили на западе Европы, в центральных регионах. Задача течения – реформировать католическую церковь. Различают две направленности реформации – народную и бюргерско-евангелическую.

Философские идеи реформации – философия реформации кратко

Приверженцы реформации боролись с авторитетом католических церквей. Движение стартовало в 1517 году. Местом зарождения стала Германия. Инициатор – Лютер, он является автором тезисов, отрицающих потребность католицизма, иерархического строя церквей, духовного наставничества. Он отрицал право церковных служителей на земли. Философский взгляд на реформацию выделяет ключевую причину начала течения во внутренней потребности людей в возврате к Божеству.

Реформация была начата Мартином Лютером

Мартин Лютер

Многие хотели возродить духовность, описанную в библейских рассказах. Современная вера разочаровывала прихожан. Новое направление внедрялось в жизнь поэтапно:

  • 1517 год. Представление девяноста пяти тезисов Лютером во время публичного выступления. Он оспаривает тот факт, что индульгенции можно приобрести или продать. Тема духовенства отходит на задний план, уступая место материальным интересам;
  • 1518 год. Монах продолжает придерживаться своих идей. Церковь старается заставить автора отказаться от тезисов и своего мнения, однако Лютер непоколебим;
  • 1520 год. Издание главных реформаторских трудов;
  • 1521 год. Анафема монаха по воле Папы Римского;
  • 1522 год. Выход Нового Завета. Лютер переводит книгу на немецкий язык;
  • 1523. Шестьдесят семь тезисов публично зачитывает народу Ульрих Цвингли.

Основные тезисы реформации

Реформация была начата Мартином Лютером – молодым монахом, который прибил табличку на двери Божьего храма с тезисами, критикующими индульгенцию. Государства столкнулись с массовыми идейными, вооруженными восстаниями. Приведенные тезисы положили начало реформации движению за отказ от идеалов католицизма. Мартину Лютеру удалось трансформировать текст библейских писаний, выстроить иную структуру христианской веры. Основной смысл тезисов:

  • Отсутствие посреднических отношений человека и Бога;
  • Библия как основа вероисповедания;
  • Божья милость – единственный возможный способ получить вечную жизнь;
  • Дела, поступки человека не способны вызвать милость Бога;
  • Люди – свободные индивиды, они самостоятельно принимают решение веровать в силу Божью или отказаться от нее.

Исходя из этой посылки Эберлин разработал проекты социально-экономических и политических реформ. Они предусматривали возвращение крестьянам в собственность общественных угодий, уменьшение земельного чинша, отмену церковной десятины, производство ремесленниками только доброкачественных изделий, облегчение положения подмастерьев и учеников, ликвидацию крупных купеческих компаний, отмену всех привилегий папского Рима в торговле с Германией. Как и Карлштадт, Эберлин подчеркивал, что труд является обязанностью всех членов общества и требовал, чтобы и представители привилегированных сословий занимались земледелием или ремеслом.

В политической области Эберлин предлагал централизацию государственного управления с правом занятия должностей представителями всех сословий, от крестьян до князей, причем подчеркивал, что и князья — лишь государственные служащие, обязанные беспрекословно исполнять поручения центральной власти (в лице монарха). Строя свои проекты государственного устройства в реформационном духе, Эберлин стремился претворить их в жизнь путем установления тесного сотрудничества между всеми сословиями, однако, как показала жизнь, такой социальный союз был неосуществим.

Все сказанное дает основание видеть в Мюнцере представителя радикально-мистического течения в германской Реформации. Сторонники этого учения выражали настроения прежде всего городских низов и беднейшего крестьянства. Сформулированная Мюнцером в самом общем виде программа построения идеального общества далеко выходила за рамки задач, которые тогда можно было решить на практике. Все это превращало его программу в социально-политическую утопию.

Основные течения в германской Реформации

Основные течения в германской Реформации Распространение идей Лютера среди представителей разных социальных групп привело к тому, что они стали приобретать социальную окраску, а каждая общественная среда рождала своих собственных реформационных лидеров. Оформление

VII. ВСТРЕЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

VII. ВСТРЕЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ 1Принимая во внимание доказательства, приведенные в предыдущих главах, легко понять, почему польские историки – которые, в конце концов, стоят ближе всего к сути проблемы, – согласны, что «в ранний период основное ядро еврейского населения вышло из

ЖИВОПИСЬ XVII ВЕКА. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ

ЖИВОПИСЬ XVII ВЕКА. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ В истории западноевропейской живописи рубеж XVI и XVII в. был отмечен появлением имен (и творческих манер), отчасти еще находящихся в традиции Высокого Ренессанса и маньеризма, но уже прорывающих, нарушающих ее.Новое видение

ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ГОСПОДИНУ ВИЛЬГЕЛЬМУ ПИКУ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ГОСПОДИНУ ОТТО ГРОТЕВОЛЮ

ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ГОСПОДИНУ ВИЛЬГЕЛЬМУ ПИКУ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ГОСПОДИНУ ОТТО ГРОТЕВОЛЮ Разрешите приветствовать вас и в вашем лице германский народ с образованием

Основные направления и течения русской литературно-общественной мысли второй четверти XIX в.

Три идейных течения

Три идейных течения В настоящее время (да и длительное время в прошлом) в нашей интеллектуальной элите преобладают, постоянно конкурируя, три основных идеологических направления: традиционное, оно же государственно-националистическое; социалистическое, оно же левое,

ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ Интернациональное Коммунистическое течение защищает следующие политические позиции:— Со времени первой мировой войны капитализм является общественной системой, находящейся в состоянии упадка. Он

Оппозиционные течения

Оппозиционные течения Однако партийные и государственные структуры постепенно переставали быть единственной ареной, где протекала политическая жизнь страны. После трудного 1968 года и после жестоких репрессий вследствие событий в Чехословакии и Польше диссидентство

Оппозиционные течения

Оппозиционные течения Однако партийные и государственные структуры постепенно переставали быть единственной ареной, где протекала политическая /86/ жизнь страны. После трудного 1968 года и после жестоких репрессий вследствие событий в Чехословакии и Польше диссидентство

КП(б)У и украинские течения

Течения и явления

Глава II Основные черты идеологии реформации

Глава II Основные черты идеологии реформации Как мы уже говорили, реформаторы не считали, что они создают какое-то новое учение. Они стремились лишь воссоздать прошлое – возродить христианство в его первоначальной чистоте. Но объективно это стремление привело к созданию

Понятие Реформации, Мартин Лютер и Жан Кальвин как основные представители христианской реформы. Три основных направления Реформации: бюргерское, плебейское и королевско-княжеское. Главные понятия, сущность и основные идеи лютеранства и кальвинизма.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.03.2015
Размер файла 17,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Христианская реформа М. Лютера, Ж. Кальвина

Реформация - движение внутри церкви. Основные представители: Лютер (он положил начало реформации, годы жизни которого 1483-1586г), Кальвин.

Мартин Лютер

Начало Реформации связывают с выступлением М. Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с её иерархией и институтом духовенства, отвергали каноны католического богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства. Идеологи Реформации требовали внимательного изучения Библии каждым христианином. Это способствовало, во-первых, переводам Библии на основные европейские языки (классический перевод на немецкий язык был сделан самим Лютером; католическая церковь допускала только латинский текст Библии); а во-вторых -- распространению грамотности и развитию национальных культур. Принципиально самостоятельное чтение Библии приводило к появлению самых разных интерпретаций, уже не скованных церковными догмами, приучало к самостоятельному мышлению, хотя и порождало опасность субъективизма в толковании Библии.

Традиционно выделяют три основных направления Реформации: бюргерское (Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли); плебейское, соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся расширить свое политическое значение за счет церковных владений.

В некоторых странах (Англия, скандинавские страны) реформация церкви была проведена сверху в интересах укрепления королевской власти, опиравшейся не столько на высшее дворянство, сколько на укрепившееся сословие богатых горожан и крестьян. Во многих странах вспыхнули войны между сторонниками и противниками Реформации. В результате Реформации католическая церковь утратила свое влияние на большую часть территории Германии, Швейцарии, Англии и Шотландии, в Нидерландах (здесь произошел раскол и католические и протестантские земли обособились в отдельные государства). Отголоски Реформации докатились и до России, где изгнанные из своих стран протестанты нанимались на военную и государственную службу и вели религиозную пропаганду.

Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов, Нидерландская и Английская революции. В Реформации лежат истоки протестантизма (в узком смысле реформация -- преобразование христианства в протестантском духе).

Протестантизм отверг институт монашества, культ Мадонны, святых, ангелов, иконопочитание, освятив трудовую деятельность человека. Структура и управление новыми церквами демократизировались, богослужение и культ упростились и удешевились.

Из семи таинств протестанты признали лишь два -- Крещение и Причащение.

Протестантизм, в отличие от католицизма, не имеет единой иерархической структуры, управляемой из единого центра (Ватикана), и характеризуется множеством автономных церквей, объединенных по деноминациям (т.е. придерживающихся одних и тех же исповедуемых принципов, изложенных в официально принятых той или иной церковью вероучительных документах). Через систему прекрасно организованных по всему миру библейских обществ протестанты ведут большую просветительскую и миссионерскую деятельность. В настоящее время различных направлений протестантизма придерживаются большинство англичан, шотландцев, немцев, датчан, шведов, норвежцев, исландцев, финнов, североамериканцев. Протестантизм распространен в Австралии, Нидерландах, Швейцарии. Протестантские церкви действуют в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Лютеранство исповедуют эстонцы и большая часть латышей, кальвинизм распространен в Западной Украине. Часть населения России и Украины придерживается таких направлений протестантизма, как баптизм (греч. баптиздо -- крещу), в котором практикуется крещение только взрослых людей, способных осознанно принять христианство, а также пятидесятничество, адвентизм и некоторые другие.

ЛЮТЕРАНСТВО, крупнейшее направление протестантизма (которое в наши дни очень сильно распространено в Германии и Америки). Основано М. Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм. Распространено в скандинавских странах, Германии, США, странах Прибалтики.

Суть идей Лютера заключается в том, что он отверг верховенство папской власти над всей церковью и признал источником христианского вероучения только Священное Писание. Это повлекло за собой отвержение авторитета Священного Предания, отказ от культа святых, от почитания икон и других священных изображений. Основой для создания протестантской догматики во многом послужили Послания апостола Павла. Так, доктрина оправдании верой виделась Лютеру в центре новозаветной концепции спасения. Суть этой доктрины заключалась, по Лютеру, в следующем: попытки человека обрести спасение самостоятельно, путём соблюдения заповедей - бессмысленны; более того, они греховны, ибо человек ценой собственных усилий пытается приблизиться к цели, достижимой лишь с Божией помощью, и таким образом отвергает Божественную милость и претендует на роль Бога. Заповеди, по мнению Лютера, способны лишь побуждать к добродетельным поступкам, но у человека нет сил для их осуществления. Когда человек осознаёт это, на помощь приходит милость Бога. Закон неисполним, следовательно, - делает вывод Лютер, - человек спасётся только через веру.

Радикально изменился взгляд на церковь. Это уже не мистический организм, вне которого нет спасения (а именно так трактует себя церковь и в католицизме, и в православии), а просто сообщество верующих. И священники перестали быть высшими существами, стоящими над мирянами, людьми наделёнными особой благодатью и исключительным правом совершать таинства и отпускать грехи. Их роль свелась к произнесению проповеди и совершению богослужения. Каждый верующий, минуя духовенство, получал право непосредственно обратиться к Богу.

Основные идеи:

· Недоверие к возможностям. Человек не может спастись в одиночку. Основа спасения - вера, а не разум. Философия, науки, искусство, это следствия человеческой гордыни.

· Необходимость религиозного обновления и новой религиозной жизни.

· возвращение к истокам. К первоначальному тексту Евангелие и христианским ценностям.

Критикует религиозную и культурную жизнь эпохи возрождения. Отказывается от всех гуманистических ценностей и философских учений.

Учения Лютера:

· учение о радикальном оправдании человека верой. Истинная вера предопределяет добродетельные поступки, но они не влияют на судьбу человека.

· учение о непогрешимости писания. Свою деятельность начинает с создания Библии. Единственный источник истины - Библия. Истины Библии просты и не нуждаются в комментариях.

· учение об универсальном богослужении и о свободе толковании Библии. Истины писания просты и доступны каждому человеку. Человек не нуждается в церкви и священнике, чтобы понимать Бога. Вся жизнь человека нацелена на то, чтобы служить Богу. Лютер рисует человека полностью зависящего от Бога. Между Богом и человеком нет священника, прощает грехи только Бог.

Жан Кальвин

КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма -- кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Воззрения реформатора Жана Кальвина (1509--1564) были ещё более радикальными, чем лютеранство. Он свергнул институт духовенства и утверждал полную независимость каждой религиозной общины. Кальвин ввёл демократическое управление церковью: независимые общины верующих (конгрегации) управлялись консисториями (пастор, диакон и избираемые верующими старейшины -- пресвитеры из числа мирян). Делегаты от провинциальных консисторий составляют провинциальный синод, созываемый ежегодно.

Кальвинистская церковь должна была следить за религиозным и нравственным поведением людей, а светская власть должна была выполнять все предписания церкви, приобретавшие силу законов. Это привело к догматизму и крайней нетерпимости в отношении идейных и политических противников церкви. реформация христианский лютеранство кальвинизм

Основные идеи:

· спасение возможно только через веру и слово божье.

· идеи проведения и предопределения (человеческая судьба предопределена Богом, человек от рождения приговорен либо к наказанию, либо к спасению, от человека ничего не зависит, Бог ведет его по жизни).

Главные понятия

· призвание первоначально имело узко религиозный смысл, как судьба, определенная для человека Богом. Но каждая профессия ценна. Успехи в профессии рассматриваются как божественное благоволение, как знаки спасения. Успешная экономическая деятельность становится разрешенной. Богатство признак того, что человек правильно идет по своей судьбе.

Подобные документы

История реформации во Франции. Биография французского теолога, религиозного реформатора, основоположника кальвинизма Жана Кальвина. Новая форма церковной организации. Характеристика основных идей кальвинизма. Результаты деятельности реформатора.

презентация [2,0 M], добавлен 16.02.2015

Сущность реформации, причины появления. Протестантизм как особая христианская конфессия. Историческое значение деятельности М. Лютера. Взгляды деятелей Реформации. Особенность реформаторского движения в Англии. Критика основных положений католицизма.

презентация [1,1 M], добавлен 23.03.2015

Основные религиозные идеи реформаторов. Доктринальный плюрализм и практика индульгенций М. Лютера. Влияние схоластики и гуманизма на формирование доктрины. Доктрина оправдание верой – развитие и трансформации в процессе Реформации, "праведность Божия".

реферат [25,4 K], добавлен 29.11.2007

Времена Реформации, их особенности и происходившие исторические события, оценка положения католической церкви в данный период. Исследование деятельности Мартина Лютера. Протестантские богословы и анализ их значения в истории религии: Кальвин, Аврелий.

контрольная работа [39,6 K], добавлен 06.01.2015

Реформации - движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви. Репутация церкви, власть и политическая ситуация периода Реформации: теологическая структура протестантизма, вероисповедания разных церквей и направлений.

реферат [55,9 K], добавлен 25.02.2012

Протестантизм, православие и католицизм как основные направления христианства. Реформация: сущность и причины возникновения. Борьба Дж. Уиклифа и Яна Гуса против превращения церкви в бюрократический институт. Основные идеи лютеранства и кальвинизма.

реферат [23,9 K], добавлен 18.06.2009

История протестантизма и движения реформации. Особенности протестантского вероучения, организации и культа. Современные протестантские церкви в России. Религиозное содержание протестантизма. Значение личной веры для человека по учению Мартина Лютера.

Распространение идей Лютера среди представителей разных социальных групп привело к тому, что они стали приобретать социальную окраску, а каждая общественная среда рождала своих собственных реформационных лидеров.

Так, реформационное движение в Саксонии оказалось под влиянием более радикальных, чем Лютер, деятелей: профессора Виттенбергского университета Андреаса Боденштейна (Карлштадта), бывшего монаха Габриэля Цвиллинга и их соратников. Из церквей были удалены алтари, иконы, исполнение католической мессы было объявлено идолопоклонством. Карлштадт и Цвиллинг также решительно выступали против землевладения духовенства.

Таким образом, выступления Карлштадта и Цвиллинга дали толчок более радикальной оппозиции, которая не удовлетворялась чисто церковной Реформацией Лютера, а желала ее распространения на социально-экономическую, политическую и этическую сферы.

Исходя из этой посылки Эберлин разработал проекты социально-экономических и политических реформ. Они предусматривали возвращение крестьянам в собственность общественных угодий, уменьшение земельного чинша, отмену церковной десятины, производство ремесленниками только доброкачественных изделий, облегчение положения подмастерьев и учеников, ликвидацию крупных купеческих компаний, отмену всех привилегий папского Рима в торговле с Германией.

Как и Карлштадт, Эберлин подчеркивал, что труд является обязанностью всех членов общества и требовал, чтобы и представители привилегированных сословий занимались земледелием или ремеслом.

В политической области Эберлин предлагал централизацию государственного управления с правом занятия должностей представителями всех сословий, от крестьян до князей, причем подчеркивал, что и князья — лишь государственные служащие, обязанные беспрекословно исполнять поручения центральной власти (в лице монарха).

Строя свои проекты государственного устройства в реформационном духе, Эберлин стремился претворить их в жизнь путем установления тесного сотрудничества между всеми сословиями, однако, как показала жизнь, такой социальный союз был неосуществим.

Он отрицал церковную иерархию, монашество, индульгенции, веру в чистилище, поклонение святым, мощам и иконам. Богословское различие между Лютером и Цвингли касалось трактовки таинства причастия. Цвингли считал хлеб и вино лишь символами жертвы Христа. В цвинглианской общине пастыри избирались верующими, жизнь общины и нравы ее членов строго регламентировались.

Внутри секта была пропитана мистическим духом, пророчество заменяло проповедь. Анабаптисты, тяготея к индивидуальным действиям, отрицали необходимость существования церковной организации и таинств как внешних символов веры. Программа духовного совершенствования была довольно индивидуальной (одни придерживались строгости первоначального христианства, другие, корчась в судорогах, уверяли, что при этом общаются с Богом).

В целом идеал будущего совершенного общественного строя, в котором не будет частных интересов, а власть отдана простому народу, представлялся Мюнцеру весьма туманным, лишенным конкретных очертаний.

Все сказанное дает основание видеть в Мюнцере представителя радикально-мистического течения в германской Реформации. Сторонники этого учения выражали настроения прежде всего городских низов и беднейшего крестьянства.

Сформулированная Мюнцером в самом общем виде программа построения идеального общества далеко выходила за рамки задач, которые тогда можно было решить на практике. Все это превращало его программу в социально-политическую утопию.

Читайте также: