Бюджетные риски это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы оценки бюджетных рисков и способы минимизации их воздействия на социально-экономическое состояние публично-правовых образований России.Объектом исследования является федеральный бюджет РФ. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как: методы оценки вероятности и интенсивности негативного влияния рисков на устойчивость бюджета; создание резервов, которые позволят выполнять бюджету стабилизирующую и стимулирующую функции. Особое внимание уделено недостаточной разработанности важных элементов механизма управления бюджетными рисками. Методы исследования - анализ данных официальных интернет-сайтов (Министерства финансов РФ), синтеза теоретического и прикладного материала. Основными выводами исследования являются: выявлены ключевые проблемы в исследуемой сфере: 1. отсутствие четкого понятийного аппарата; 2. слабая институциональная структура управления бюджетными рисками; 3. отсутствие эффективного кадрового обеспечения.Вклад автора и новизна исследования заключается в предложении мер по устранению выявленных проблем.


Ключевые слова: бюджетные риски, оценка, метод, федеральный бюджет, виды бюджетных рисков, управление рисками, эффективность, балансирование бюджета, регулирование, бюджетный процесс

Abstract: The subject of the research is the problems related to the analysis of budgetary risks and the ways to minimize the impact of above described risks on the social and economic situation in Russia. The object of the research is the federal budget of the Russian Federation. The author of the article examine such aspects of the topic as methods to evaluate probability and intensity of the negative influence that risks may hvae on the budget stability; and creation of the reserves that allow to influence the quality budget functions, in particular, stabilising and stimulating functions. The author pays special attention to the insufficient elaboration of the important elements of a complete system of the budget risk management mechanism. The research methods include analysis of data from official Internet sites (Ministry of Finance of the Russian Federation), and methods of synthesis of theoretical and practical aspects. The main findings of the research are as follows. The author of the article has analyzed the following key problems: 1. undeveloped categorical apparatus; 2. weak institutional structure of the budget risk management; 3. staff deficiency. The author's contribution and novelty of the research are caused by the fact that the author offers ways to solving the aforesaid problems.

balancing of the budget, effectiveness, risk management, types of the budgetary risks, federal budget, method, assessment, budgetary risks, regulation, budgetary process

Введение

Бюджетные риски заключаются в вероятности недостижения запланированных параметров бюджета в процессе его исполнения. Наступление вероятности бюджетных рисков способно привести к значительным финансовым потерям, уменьшению устойчивости бюджетов и экономической безопасности страны, социальным и прочим негативным потерям. Несомненна актуальность исследования бюджетных рисков, методологии их оценки и путей снижения. Однако в настоящее время в отечественных научных публикациях и нормативно-правовых актах отсутствует единая трактовка как данного понятия, так и единых подходов к классификации бюджетных рисков и методам управления ими. Исследования в данной сфере проводятся, так, учеными РЭУ им. Г.В. Плеханова: проф. Слеповым В.А. и доц. Чаловой А.Ю. определены элементы бюджетного менеджмента в субъектах РФ, позволяющей воздействовать на бюджетные риски [1] . Также отметим труды Губина Б.В., Гамукина В.B., Тимошенко К. А., Морозкина М.С., др. [2, 3] [8, 9] .

Оценка существующих проблем в системе управления бюджетными рисками

Подчеркнем недостаточную разработанность важных элементов механизма управления бюджетными рисками. К сожалению, отсутствует и определенная концепция министерства финансов РФ в сфере управления бюджетными рисками. В Основных направлениях бюджетной политики выделены рискообразующие факторы, основные из которых представим схематично на рис. 1.


Рисунок 1. Риски федерального бюджета

Источник: составлено автором на основании Основных направлений бюджетной политики РФ

Известен достаточно оптимистический прогноз социально-экономического развития России в 2017-2019 гг., подготовленный Правительством РФ. По нашему убеждению, реализация прогноза будет зависеть в значительной степени от активизации внутренних факторов, в т.ч. эффективности расходования бюджетных средств и эффективности осуществления государственного финансового контроля. Известно, что бюджетные деньги – это мощный инструмент контроля за эффективным использованием бюджетных ресурсов, инструмент борьбы с коррупцией. [4]

И в целом на данный момент отсутствует единая система борьбы с комплексом бюджетных рисков. Единой стратегии с обозначенными приоритетами и просчитанными детально сценариями развития действий пока не существует. В сфере бюджетного риск-менеджмента России множество нерешенных проблем. По нашему убеждению, следует обратить внимание на три ключевые проблемы:

1. отсутствие четкого понятийного аппарата;

2. слабая институциональная структура управления бюджетными рисками;

3. кадровое обеспечение мониторинга и управления бюджетными рисками.

Первая проблема. Государство, определяя задачи реформирования бюджетного процесса, не дает базовых понятий бюджетного риска. Отсутствует единая методологическая база и единый подход к оценке бюджетных рисков.

Вторая. Не сформирована институциональная структура управления бюджетными рисками.

Третья проблема – это кадры для системы государственного управления бюджетными рисками.

Управление рисками в современных условиях требует создания комплексного механизма, и, хотя задача его создания является весьма непростой, она все же представляется оправданной.

Отметим существующие и применяемые на уровне субъектов РФ незначительные методы, с помощью которых оценивают бюджетные риски. В качестве наиболее известных можно отметить статистические методы оценки бюджетных рисков. Плановые показатели расходов и доходов являются исходной базой, по сравнению с которой и определяется размер риска. Следующим методом оценки бюджетных рисков является метод анализа дерева решений, предполагающий наличие сложных вычислений результата исполнения бюджета. Наибольшее распространение получила оценка бюджетных рисков региона на основе математических моделей.

Переход к управлению бюджетным процессом на основе принципов, применяемых в сфере корпоративных финансов, необходим для восстановления баланса в региональных финансах и результативного их использования для вывода экономики регионов на новый уровень развития. [1.]

Основные риски федерального бюджета РФ

Попытаемся раскрыть основные риски федерального бюджета РФ. Во-первых, это риски, связанные непосредственно с процессом планирования и формирования бюджета. Самым ярким и показательным примером подобного риска является риск неточного прогнозирования. Вторую группу рисков можно назвать внутренними рисками, поскольку они связаны с экономической ситуацией и экономическими процессами внутри страны. В третью группу можно объединить все те риски, которые по природе своего происхождения являются внешними к стране. Ключевым фактором реализации бюджетных рисков в области доходов федерального бюджета служат колебания цены на нефть.

Рассмотрим три основных внутренних риска, выделенных министерством финансов РФ. Инфляционный риск. Несмотря на то, что показатели РФ по уровню бюджетного дефицита и внешнего долга намного лучше, чем у многих развитых стран Запада, в нашей стране по-прежнему уровень инфляции в несколько раз выше, чем на Западе. Также отметим связь темпа инфляции с валютным курсом рубля, что в условиях такого внешнего риска как волатильность цен на нефть лишь усугубляет ситуацию с инфляцией. Данный риск очень сложно минимизировать и выработать схему действий на случай его осуществления. Меры денежно-кредитной политики ЦБ РФ, применяемые для борьбы с инфляцией, в нынешних условиях могут оказаться неприменимы в связи с тем вредом, который они могут принести экономике. Один из самых очевидных рычагов работы с инфляцией – повышение ключевой процентной ставки и сокращение таким образом объемов кредитования. Экономическая политика должна быть стимулирующей, а не стерилизующей денежную массу, в этой связи использование подобного инструмента крайне негативно скажется на экономике страны и вполне может привести к снижению темпов экономического роста.

Риск невыполнения программы импортозамещения в случае своей не реализации также приведет к падению темпов экономического роста. Сейчас наличие данного риска связывают прежде всего с инфраструктурными ограничениями и снижением уровня инвестиций. С финансовой точки зрения главным стимулом для развития национальной экономики является доступ к инвестициям и кредитованию. С этой позиции простым решением по минимизации данного риска было бы выделение большего количества средств на кредитование или же повышение объема государственных закупок, однако такой подход является слишком узким для столь объемной задачи. В рамках комплексного решения данного вопроса государство непременно должно улучшать инвестиционный и предпринимательский климат в стране, в последние несколько лет были предприняты серьезные шаги в этом направлении. Однако примеры многих зарубежных стран показывают, что этого недостаточно, и для дальнейшего стимулирования национальной экономики нужны комплексные изменения на уровне инфраструктуры целой страны. Данный процесс, целью которого является облегчение условий ведения бизнеса, является очень продолжительным, трудоемким и затратным, потому положительных результатов и их отражения в годовом бюджете в скором времени ждать не придется. Однако изменение такого плана в долгосрочной перспективе позволит сильно укрепить национальную экономику и минимизировать многие риски, связанные с нею. Ко всему перечисленному, в самой конструкции бюджета на 2016 г. заложен ряд серьезных рисков, которые за относительно небольшой период могут снизить объем средств Резервного фонда. Следовательно, источники финансирования дефицита бюджета будут трансформироваться. [6]

Демографический риск. Старение населения в России уже приводит к увеличению нагрузки на бюджет в связи с выделением средств на социальные программы. Однако более значимая проблема связана с уменьшением количества экономически активного населения, что несет прямой ущерб как национальной экономике, так и бюджету. Согласно данным Росстата, в 2016 г. в нашей стране естественный прирост населения на 1000 человек составил всего 0,3 человека. По сравнению с предыдущими годами, это хороший показатель, но он явно недостаточен для того, чтобы обеспечить увеличение в перспективе экономически активного населения. Министерством финансов рассматривается вариант увеличения пенсионного возраста. Однако существует ряд оснований не согласиться целиком с подобным мнением. Дальнейшее стимулирование рождаемости могло бы быть верным решением.

Помимо перечисленного, к группе внутренних рисков для бюджета хотелось бы также добавить коррупционный риск. В 2016 г., например, Счетная палата РФ выявила нарушений при использовании бюджетных средств на сумму в 516,5 млрд рублей. Для сравнения на тот же самый год, общий объем расходов бюджета составлял 15513,079294 млрд рублей. То есть от общей суммы расходов нарушения в бюджете составили примерно 3,3%. Минимизация подобного риска лежит в усилении мер контроля за исполнением бюджета.

Внешними рисками для бюджета РФ являются геополитическая напряженность и волатильность цен на нефть. Несмотря на попытки снижения доли нефтегазовых доходов в бюджете, на данный момент по-прежнему данная статья доходов федерального бюджета весьма значительна. Потому волатильность цен на углеводороды имеет непосредственное влияние на формирование доходов федерального бюджета. В долгосрочной перспективе стоит диверсифицировать национальную экономику, чтобы и дальше сокращать относительно высокую долю нефтегазовых доходов в государственном бюджете и сократить таким образом риски, связанные с влиянием этой отрасли. [7]

Предложения по решению ключевых проблем

На рис.2 представлена расширенная трактовка видов рисков федерального бюджета и обозначены основные пути минимизации бюджетных рисков.


Рисунок 2. Меры по минимизации рисков федерального бюджета РФ

Источник: составлено автором

Не менее важным в условиях отсутствия единого государственного подхода считаем предусмотреть меры, позволяющие минимизировать влияние рисков на уровень и структуру доходов федерального бюджета. Мероприятия по управлению бюджетными рисками можно условно поделить на два вида: превентивные и действия, которые проводятся как реакция на последствия реализовавшегося риска. Вероятно, основная проблема неустойчивого состояния федерального бюджета заключается в том, что все меры, предлагаемые и внедряемые на государственном уровне с целью минимизировать влияние рисков, являются реактивными, а не предупредительными.

В текущих условиях необходима активная позиция в управлении рисками, главное место в оценке бюджетного риска и управлении риском занимают анализ и прогнозирование вероятности наступления риска и его интенсивности.


Для обеспечения эффективного устранения бюджетных рисков и снижения вероятности их наступления, управление рисками должно строиться на следующих принципах: комплексность; адаптация к постоянно возникающим изменениям событий, происходящих во внешней среде. Представим пути решения выявленных ключевых проблем (рис. 4).

Рисунок 3. Пути решения ключевых проблем

Источник: составлено автором.

Выводы

Появление новых тенденций в развитии национальной финансовой системе требуют внесения конкретных изменений в разработку и реализацию финансовой политики. Модернизация финансовой политики, в первую очередь, должна охватывать все элементы финансовой политики, включая бюджетную, денежно-кредитную, долговую, инвестиционную. Весьма важным является обеспечение координации элементов финансовой политики; сведение к минимуму влияния на систему финансов внутренних и внешних рисков [5] . Бюджетная политика государства должна учитывать вероятность негативного влияния реализации рисков на устойчивость бюджетов, предусматривать резервы бюджетов, которые позволят выполнять бюджету стабилизирующую и стимулирующую функции, а не являться дополнительным источником рисков для экономики. Особое значение управление бюджетными рисками имеет в современный период, отличающийся макроэкономической и геополитической нестабильностью, появлением новых рисков, усилением коррупции.

Губин Б.В. Бюджет 2016 – бюджет ожидания позитивной динамики и нейтрализации современных рисков. //Вестник ИЭ РАН. №2. 2016 С. 154–164.

Гамукин В.B. Бюджетные риски: варианты траекторий. // Вопросы регулирования экономики. 2015.Т. 6, №4. с. 120-130.

Слепов В.А., Киреева Е.В. Государственный финансовый контроль: проблемы организации и взаимодействия в современных российских условиях. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 6 (84). С. 71-77.

Киреева Е.В. Особенности современного состояния системы региональных финансов России. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. № 1-3 (49). С. 359-368.

Киреева Е.В. Повышение эффективности системы управления региональными финансами. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. 2017.— № 2-1 (50). С. 30-34.

Киреева Е.В., Мордвинцев А.И. Финансы, бюджет и налогообложение. / Волгоград, 2005.- 90 c. ISBN 5230-0406

Морозкина М.С. Проблема оценки бюджетных рисков региона и необходимость управления ими. // Региональная экономика. 2015. N 6. С.89-92.

Тимошенко К. А., Филатова Д. Д. Управление бюджетными рисками на федеральном уровне.// Российская наука и образование сегодня: проблемы, перспективы. 2017. N 1(14). С.22-24.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Целью планирования контрольной деятельности на основе системы риск-мониторинга является повышение эффективности и результативности контрольных мероприятий, что, в свою очередь, обеспечивает сохранность бюджетных средств и эффективность их использования при минимальных трудовых затратах. В данной статье рассмотрены основные моменты применения риск-ориентированного подхода к планированию контроля в финансово-бюджетной сфере и сфере государственных закупок.

Без применения риск-ориентированного подхода к определению объектов контроля не каждое мероприятие может быть результативным. Порой ревизоры выходят на проверки и не выявляют существенных нарушений, при этом необоснованно затрачивают как материальные, так и трудовые ресурсы.

В целях минимизации трудовых затрат и повышения эффективности каждого контрольного мероприятия в городе Москве разработана и внедрена автоматизированная система предварительного выявления рисков и проблем объектов контроля в сфере финансов и государственных закупок.

Система риск-ориентированного мониторинга в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок строится на основании формализованных и неформализованных показателей. К формализованным показателям относятся данные, собираемые из внешних информационных систем. Это, например, сведения по закупкам из региональной информационной системы торгов или ЕИС, данные из систем казначейства и учета реализации государственных программ.

Источники неформализованных показателей разделены на две группы: внешние и внутренние.

К внутренним показателям относятся результаты:

  • анализа обоснованности осуществления закупок;
  • мониторинга торгов;
  • анализа исполнения государственных программ;
  • анализа эффективности отраслей;
  • анализа эффективности деятельности государственных унитарных и казенных предприятий;
  • анализа организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

К внешним показателям относятся:

  • обращения граждан;
  • мониторинг средств массовой информации, блогов;
  • сведения, поступающие из иных контрольных органов.

Преимущества системы риск-мониторинга Главконтроля

автоматизация и учет полного объема накопленной информации;

мониторинг и оперативное реагирование на возникающие риски (система автоматически уведомляет сотрудников Главконтроля о каких-либо резких отклонениях у объекта контроля, что позволяет оперативно принимать меры).

Система рисков в финансово-бюджетной сфере

Система рисков в финансово-бюджетной сфере насчитывает более 70 формализованных показателей, которые объединены в четыре основные группы, позволяющие учитывать информацию по всем основным характеристикам бюджетного процесса:

качество финансового планирования (например, показатель количества внесений изменений в бюджетную роспись);

эффективность реализации государственных программ (например, отклонение фактических объемов финансового обеспечения программ за счет средств бюджета от планового значения);

эффективность предоставления субсидий (например, количество получателей субсидий);

качество организации деятельности в сфере закупок (например, доля закупок ГРБС и их подведомственных учреждений, проведенных с нарушениями в общем объеме осуществленных ими закупок).

Система рисков в сфере закупок

Система рисков в сфере закупок состоит из 30 формализованных показателей, позволяющих выявлять риски при планировании и размещении закупок, а также при исполнении контрактов. Например, рассчитываются доля контрактов с единственным поставщиком или доля контрактов с истекшим сроком действия в общем их числе, среднее количество поданных заявок на один лот, среднее снижение начальной (максимальной) цены контракта.

Расчет формализованных показателей

В зависимости от типов объекта контроля применяются различные порядки расчета формализованных показателей.

1 Так, по главным распорядителям бюджетных средств анализ осуществляется на основании бюджетной росписи конкретного ГРБС и его подведомственных учреждений. Также учитываются собственные показатели ГРБС и совокупные агрегированные показатели его подведомственных учреждений.

Важно

Система риск-мониторинга автоматически формирует рейтинг объектов контроля, ранжируя их по количеству и степени имеющихся рисков. Это позволяет сотрудникам Главконтроля проводить проверки максимально результативно.

2 Расчет формализованных показателей автономных и бюджетных учреждений осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности и внесенных в него изменений. Также показатели отражают эффективность расходования субсидий, принятие и использование лимитов бюджетных обязательств.

Низкий, средний, высокий

При риск-мониторинге используется трехуровневая оценка рисков. Низкий уровень риска свидетельствует об отсутствии основания для включения ведомства или организации в план контрольной деятельности. Средний риск свидетельствует о возможности наличия нарушений и (или) недостатков у объекта контроля. Высокий риск предупреждает о высокой вероятности совершения объектом контроля нарушений и допущения недостатков. Данное обстоятельство является основанием для включения заказчика в план контрольной деятельности.

3 По казенным учреждениям анализ осуществляется на основании данных бюджетной сметы. Показатели характеризуют принятие и использование лимитов бюджетных обязательств учреждения.

Таким образом, автоматизированная система риск-мониторинга аккумулирует формализованные и неформализованные показатели, являющиеся базой для системы риск-ориентированного подхода. Далее, для построения рейтинга необходимо присвоить значение каждому показателю, определить, является ли он рисковым, что может свидетельствовать о наличии потенциальных нарушений у объекта контроля, или находится в безрисковой зоне.

например

например

Важно

Система весов имеет свои ключевые принципы. Так, все показатели объединены в группы, вес определяет важность группы или показателя при риск-мониторинге, сумма весов групп, так же как и сумма весов показателей внутри одной группы, равна 1. Такая система позволяет построить сбалансированный итоговый рейтинг.

После расчета всех показателей, присвоения каждому показателю балла, формирования итогового балла по результатам расчета формализованных показателей объекта контроля и присвоения баллов за неформализованные показатели формируется итоговый балл, позволяющий составить рейтинг.

Итоговый рейтинг в чистом виде не может быть применен для формирования плана проверок на следующий год по нескольким основаниям. В частности, одно из таких оснований — объект контроля не может проверяться ежегодно.

Подводя итог, отметим, что вышеописанная система риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольной деятельности Главного контрольного управления города Москвы демонстрирует свою эффективность. В планы проверок попадают только те объекты контроля, действия которых несут в себе определенный риск. До начала проведения контрольного мероприятия ревизоры имеют достаточный объем информации, позволяющий уже на подготовительном этапе понять проблемы организации и целенаправленно выходить на объект, имея представление о том, в каких сферах его деятельности наиболее вероятны нарушения.

Статья посвящена актуальной теме современного общества – оценке бюджетных рисков в повседневной жизни. В текущей макроэкономической ситуации бюджет подвержен существенному влиянию внутренних и внешних факторов. Возможность реализации таких факторов с определенной степенью вероятности является бюджетным риском и способна оказать значительное влияние на текущий бюджет и бюджеты планового периода. В статье раскрыты вопросы управления бюджетными рисками.

Ключевые слова

Текст научной работы

В настоящее время бюджет подвержен существенному влиянию внутренних и внешних факторов. Возможность реализации таких факторов с определенной степенью вероятности является бюджетным риском и способна оказать значительное влияние на текущий бюджет и бюджеты планового периода. Очевидно, что реализация бюджетных рисков приводит к снижению уровня устойчивости федерального бюджета, в связи с чем необходимо исследование бюджетных рисков, а также определение степени и путей их влияния на устойчивость бюджета.

Риск всегда предполагает вероятностный характер исхода, при этом в основном под словом риск чаще всего понимают вероятность получения неблагоприятного результата (потерь), хотя его можно описать и как вероятность получить результат, отличный от ожидаемого. В этом смысле становится возможным говорить и о риске убытков, и о риске сверхприбыли. [1;2].

Понятие бюджетный риск. Устойчивость бюджета и факторы, влияющие на него

Устойчивость бюджета – это динамичное состояние бюджета, позволяющее осуществлять формирование и исполнение будущих бюджетов с целью исполнения бюджетных обязательств без увеличения государственного долга и сокращения расходных обязательств бюджета.

Единое понятие бюджетных рисков отсутствует. Однако выделяют два основные определения:

  1. Степень или вероятность отклонения параметров бюджета от плановых показателей под воздействием бюджетных рисков;
  2. Вероятность невыполнения финансовых планов (бюджета) ввиду нарушений регулярности/полноты движения финансовых ресурсов.

Для целей анализа влияния на устойчивость федерального бюджета необходимо дать специальное определение бюджетного риска. Кроме того, необходимо указать на отличие бюджетных рисков и факторов, влияющих на устойчивость бюджета.

Для целей анализа влияния на устойчивость федерального бюджета бюджетный риск стоит понимать, как возможность и степень отклонения фактических от плановых параметров бюджета. [3,с.17]. При этом под возможностью понимается количественная вероятность наступления с учетом влияния всех факторов. Под степенью понимается интенсивность воздействия, то есть насколько сильно риск влияет на параметр федерального бюджета.

Понятия факторов, влияющих на устойчивость бюджета, и бюджетных рисков во многом схожи. Так, под факторами, влияющими на устойчивость федерального бюджета, понимается совокупность всех особенностей внутренней и внешней среды, в какой-либо мере влияющей на устойчивость бюджета. [4, с.119].

Иными словами, фактором может являться любое социальное, экономическое, политическое, технологическое и прочие явления, а также особенности самого бюджета и бюджетного процесса. Бюджетный риск представляет собой такой фактор, который имеет критическое значение, так как имеет существенное ожидаемое влияние, которое может быть определено как вероятность наступления в процентах, умноженная на интенсивность, выраженная в изменении объема движения денежных средств. [19, с.197].

Классификация бюджетных рисков федерального бюджета

Для целей анализа влияния бюджетных рисков на устойчивость федерального бюджета необходимо выделить актуальный набор таких рисков с учетом текущей макроэкономической ситуации. Можно выделить следующие группы федерального бюджета:

Системные (общие) риски:

  • снижение эффективности государственного управления;
  • коррупция;
  • иные риски.

Риски, влияющие на доходы федерального бюджета (риски потери доходов):

  • волатильность нефтегазовых доходов;
  • снижение деловой активности;
  • снижение совокупного спроса и предложения;
  • иные риски.

Риски, влияющие на расходы федерального бюджета (риски дополнительных расходов):

  • увеличение количества бюджетополучателей;
  • рост объема условных обязательств (например, обязательства по льготам, пенсиям и прочие в случае снижения реального уровня доходов населения);
  • увеличение расходов на обслуживание инфраструктурных проектов и расходов на функционирование органов власти;
  • форс-мажорные обстоятельства (природные и техногенные катастрофы);
  • иные риски.

Так, докладом рабочей группы при Минфине России выделяются следующие долгосрочные риски: рост расходов на пенсионное обеспечение, рост расходов на здравоохранение, замедление роста экономики, несимметричность связи между доходами и принятием расходных обязательств. На основании анализа бюджетных рисков федерального бюджета видно, что риски сводятся к двум основным категориям – риски экономического развития и риски, вызванные ростом социальных обязательств России. При этом первая категория – риски экономического развития – обусловлены экономической структурой, а также экономической (деловой) средой (спецификой государственного управления и администрирования). Вторая категория – риски, вызванные ростом социальных обязательств, - обуславливается абсолютным изменением числа получателей средств бюджета, а также качеством финансового управления и планирования. [12;13].

Риски экономического развития

Риски экономического развития проявляются в первую очередь в недополучении доходов бюджета. Недополучение доходов бюджета может быть вызвано диспропорциями в структуре национальной экономики, в частности в экономике России. Доля поступлений в федеральный бюджет от экспорта энергетических ресурсов в последние годы составляла, по разным оценкам, от 40% до 50%. При этом единственными инструментами, прямо направленными на снижение зависимости от ценовых колебаний на энергетические ресурсы, выступают Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Более того, следует отметить фактическое отсутствие инструментов прогнозирования цен на энергетические ресурсы для целей формирования бюджета. Таким образом, высокую степень зависимости от мировых цен на энергетические ресурсы можно рассматривать как один из основных рисков устойчивости федерального бюджета. Такая структура доходов федерального бюджета, обусловленная структурой экономики России, приводит к высокой волатильности объема поступлений в бюджет, что особенно выделяется при анализе исполнения федерального бюджета за 2014 и 2015 года. Кроме того, следует отметить, что энергозависимость не является единственным риском, который может привести к снижению уровня доходов федерального бюджета. К иным рискам можно отнести, в первую очередь, снижение поступления налоговых и таможенных платежей в связи со снижением прибыли и оборотов экономических субъектов, снижения качества администрирования и проверок. [14, с.151].

Экономическая среда представляет собой определенные основы, в рамках которых функционируют экономические субъекты. Сюда относятся:

  • общепринятая деловая практика,
  • функционирование арбитражной судебной системы,
  • налоговая и таможенная системы и особенности администрирования,
  • особенности систем государственного контроля и надзора, как экономического, так и специального (применительно к сфере деятельности),
  • антимонопольное законодательство,
  • коррупция,
  • система технического регулирования и технических регламентов,
  • рынок труда и рынки иных производственных факторов,
  • формы и степень защиты активов,
  • формы и степень участия государства в экономике (государственные закупки, государственные и квази-государственные организации, учреждения) и прочее.

Иными словами, к экономической среде относятся все факторы, определяющие сложность ведения бизнеса и возможности/ограничения для потенциального экономического роста. [5, с.8]. К конкретным рискам экономической среды для федерального бюджета можно отнести:

  • высокую степень зависимости экономики и финансовых рынков от участия государства;
  • монополизация экономики;
  • наличие существенного административного давления на бизнес;
  • низкий уровень реальных доходов населения и низкий совокупный спрос;
  • сложность логистических цепочек и стоимость транспортировки ввиду географических особенностей;
  • высокую степень зависимости от импорта;
  • наличие высоких рисков при осуществлении производственной деятельности;
  • высокий уровень процентных ставок и инфляции.

Следует понимать, что под рисками имеется ввиду не только наличие определенного риска, как факта, но и существование возможности дальнейшего негативного развития.

Риски, вызванные ростом социальных обязательств

Бюджетные риски, связанные с социальными обязательствами, представляют собой отдельную категорию, не имеющую прямой связи с экономическим развитием. [6, с.102].Существующая система социальных гарантий, а также принятие новых социальных обязательств, обусловленных политическим циклом, но не обоснованных с точки зрения устойчивости бюджета и темпов экономического роста, приводит к высокой финансовой нагрузке на федеральный бюджет. Особенностью социальных расходов является то, что они не оказывают прямого положительного эффекта на денежный поток бюджета в краткосрочном и, как правило, в среднесрочном периоде. Иными словами, социальные расходы нельзя приравнять к инвестиционным с точки зрения возвратности денежных средств. [17;18].

Однако осуществление социальных расходов, в первую очередь на здравоохранение и образование, положительно сказываются на долгосрочной устойчивости бюджета ввиду формирования социально-экономической основы для роста производительности труда потребления. В этой связи осуществление социальных расходов представляется необходимым и критичным для нормального экономического развития. Риски, основанные на росте числа получателей или объема затрат на одного получателя, обуславливаются, в первую очередь, негативными демографическими тенденциями. [7, с.27]. Старение населения России приводит к увеличению числа пенсионеров и росту расходов на здравоохранение. Одна из возможных областей решений проблемы роста социальных расходов связана с ужесточением критериев, на основании которых возможно получение соответствующих выплат или государственных услуг. К таким решениям относятся:

  • увеличение пенсионного возраста;
  • уменьшение количества/доступности/качества государственных услуг.

Оценка бюджетных рисков федерального бюджета

Таким образом, представленная выше классификация позволяет оценить основные категории бюджетных рисков, способных оказать критическое влияние на устойчивость бюджета. Отдельными вопросами анализа бюджетных рисков, связанных с устойчивостью бюджета, является определение вероятности реализации риска (или усугубления негативных тенденций), а также определение степени такого ухудшения и соответствующего влияния на параметры бюджета. [15;16].

Вероятность реализации риска зависит от его природы или причины возникновения. Так, риск снижения мировых цен на энергоресурсы связан с изменением геополитической ситуации, динамикой мировой экономики и ВВП, спецификой регионального развития, технологическими изменениями в производстве и прочее. [10, с.124] Большинство из указанных факторов не могут являться прямыми объектами государственных политик, предусматривающих целенаправленные изменения, так как зависят от объективных мировых тенденций и событий, подверженных лишь ограниченному влиянию со стороны отдельных государств и международных организаций. В этой связи для целей оценки вероятности реализации бюджетных рисков и снижения устойчивости бюджета, связанных со снижением цен на энергоносители, представляется целесообразным использование трендовых моделей, а также корреляционно-регрессионных моделей в связке с циклическими моделями. Такая оценка позволит выявить вероятность наступления шокового сценария, а также определит основные количественные параметры макроэкономических показателей, на основании которых возможна оценка степени влияния на параметры бюджета и его устойчивость.

В свою очередь, экономическая среда, как фактор рисков ухудшения экономического развития федерального бюджета, а также изменение количества бюджетополучателей и эффективности управления, во многом определяется качеством и эффективностью реализации внутренней экономической политики. [11, с.51]. Такая связь позволяет оценивать и связывать вероятность реализации рисков с достижением задач реформирования экономической среды и системы. Оценка вероятности реализации таких рисков требует экспертного анализа (метод экспертных оценок), учитывающего место того или иного фактора в экономической системе и учета оказываемого синергетического эффекта на экономику. Прямая количественная оценка таких факторов, в отличие от снижения цен на энергоносители, как правило, затруднена, что также обуславливает необходимость применения метода экспертных оценок.

Проблемы исполнения федеральных бюджетов в 2014-2016 годах были вызваны, в том числе, реализацией ряда бюджетных рисков. При этом реализация рисков оказывает влияние не только на федеральный бюджет отдельного бюджетного периода, но и приводит к структурным изменениям в составе доходов и расходов бюджета, а также к необходимости осуществления дополнительного объема государственных заимствований. Это означает, что бюджетные риски оказывают не только краткосрочный эффект, приводящий к изменению структуры бюджета, а значит, и его устойчивости. В этой связи представляется необходимым дальнейшая формализация процедур выявления, оценки и принятия мер по снижению бюджетных рисков федерального бюджета.

Список литературы

Цитировать


Риск является исторической и экономической категорией. Он возник на низшей ступени цивилизации и связан с появлением у человека чувства страха перед смертью. Как экономическая категория риск — это событие (возможная опасность), которое может как произойти, так и нет.

В отличие от неопределенности, риск — это субъективная характеристика действия с точки зрения одного из его участников, отражающая возможность реализации неблагоприятных для него сценариев или последствий.

Имеется множество и других определений риска. Риск как уровень финансовой потери, выражающейся [2, С,7]:

а) в возможности не достичь поставленной цели;

б) в неопределенности прогнозируемого результата;

в) в субъективности оценки прогнозируемого результата.

Риск трактуется и как любые (положительные или отрицательные) отклонения параметров от математических ожиданий.

Нельзя не отметить, что влияние неопределённости и риска на бюджетный процесс растет с каждым годом, в связи с чем возникает проблема анализа и изучения этих процессов, что осложняется недостаточным статистическим материалом по этим показателям и отсутствием четкого понимания того, что подразумевается под бюджетными рисками в отечественной экономической теории и практике.

Понятие бюджетных рисков как разновидности финансовых рисков представляет собой их рассмотрение в качестве такой ситуации в бюджетном процессе, когда снижается качество налогового и бюджетного планирования и предоставленных бюджетных услуг [5, С,17].

Количественно бюджетный риск можно охарактеризовать субъективной вероятной оценкой, то есть ожидаемой величиной максимального и минимального уровня собираемости доходов и финансирования расходов по сравнению со сметой, планом утвержденных по бюджету ассигновании. При этом, чем больше диапазон между максимальным и минимальным значением при равной вероятности их получения, тем выше степень бюджетного риска.

Можно смоделировать несколько позиций рассмотрения бюджетных рисков:

- Бюджетные риски в узком значении представляют собой потенциально возможные отклонения бюджетного показателя от его запланированного значения под воздействием рискообразующих факторов.

- Бюджетные риски в широком представлении (в широкой трактовке) заключаются в вероятности невыполнения мероприятий бюджетного планирования и бюджетной политики в связи с нарушениями в движении бюджетных ресурсов и их пропорциях.


На рис. 1 представлено воздействие факторов различных уровней на величину бюджетного риска.

Рис. 1. Факторы формирования бюджетных рисков

На сегодняшний день вопрос управления бюджетными рисками стоит особенно остро, так как имеет место их влияние на финансовую устойчивость как и субъектов РФ, так и нас страну в целом.

Органы государственной власти и управления, располагая информацией о возможном риске бюджета, могут применять меры по более эффективному управлению бюджетными средствами. Определение бюджетного риска позволит решить следующие задачи:

- определить процент исполнения бюджета с поправкой на риск;

- выявить факторы риска и способы его оптимизации;

- вынести решение о принятии или пересмотре проекта бюджета.

Мероприятия, которые целесообразно провести, с целью по оптимизации бюджетных рисков составляют следующие направления, имеющие как прямое, так и косвенное воздействие:

- регулярный мониторинг законодательных актов регионального и местного уровней в целях выравнивания в регионе налоговой нагрузки и установления наиболее экономически обоснованных налоговых ставок;

- сотрудничество и обмен информацией между финансовыми органами в ходе бюджетного планирования и налогового администрирования;

- мероприятия по снижению себестоимости оказываемых бюджетными учреждениями услуг, модернизация основных фондов (в целях роста поступлений налога па прибыль, налога на имущество организаций);

- заключение соглашений о взаимодействии органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды с муниципальными образованиями в целях роста поступлений штрафных санкций;

- развитие механизмов гарантирования исполнения обязательств субъектов малого предпринимательства по кредитам банков;

- контроль и финансирование уровня технического оснащения финансовых и налоговых органов, муниципальных учреждений;

- организация узлов и технологий учета энерго, тепло и иных ресурсов в целях мониторинга расходования средств учреждениями ЖКХ и др;

- рационализация кадровой политики в контексте повышения эффективности работы главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных учреждений;

- координация инвестиционной деятельности на территории субъектов федерации и муниципальных образований посредством принятия правового акта об осуществлении инвестиционной деятельност и;

- осуществление функций финансового менеджмента организациями налогоплательщиками, создание отделов финансового и налогового планирования, привлечение налоговых консультантов;

- повышение прозрачности процедур бюджетного планирования.

Решение о минимизации риска не всегда является единственно необходимым и оправданным действием. Целью управления рисками выступают меры по достижению их оптимальной величины или допустимой при сложившейся экономической ситуации. Кроме того, уйти от рисковой ситуации на практике возможно далеко не всегда. Поэтому задачей любого субъекта, подвергшегося влиянию рискообразующих факторов, является выбор наиболее целесообразных и реализуемых инструментов по оценке и нормализации финансового состояния.

По итогам внесенных предложений и рекомендаций может быть сформулирован тезис о том, что включение в состав мероприятий налогового и бюджетного планирования действий и методик по оценке бюджетных рисков позволит повысить качество прогнозов, оперативность деятельности органов планирования, эффективность финансового контроля.

1. Кандинская О. А. Управление финансовыми рисками: поиск оптимальной стратегии. — М.: Консалтбанкир, 2000. — 272 с.

2. Кирикова О. А. Управление рисками как ключевое звено в системе финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений / Кирикова О. А. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 5. С.76–79.

3. Маршаллл А. Принципы экономической науки: в 3-х т./ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. — Т. 1,2.

4. Подобряев С. В. Управление рисками потери финансовой устойчивости региональных бюджетных систем на современном этапе бюджетной реформы. Финансы и кредит, № 35(323), с.26–31, 2008.

5. Степанова Е. А. О некоторых аспектах совершенствования налогового законодательства с целью снижения бюджетных рисков / Степанова Е. А. // Финансы. — 2010. — № 10. С. 76–77.

Основные термины (генерируются автоматически): риск, бюджетный риск, бюджетное планирование, бюджетный процесс, государственная власть, прогнозируемый результат, экономическая категория.

Читайте также: