Бытие и действительность сущность и существование кратко

Обновлено: 05.07.2024

3.2.1. К истории проблемы

3.2.1.1. Уже из учения об акте-потенции Аристотеля можно понять, хотя и не в развернутом виде, различие между существованием [Dasein] и сущностью [Sosein]; оно вводится Боэцием (ок. 500 от Р. X.), позднее развивается также в арабской философии Средневековья, по-видимому впервые аль-Фараби (в X ст.). Оно становится общим достоянием арабо-исламской философии и христианской схоластики Средневековья. Вера в творение, объединяющая ислам с иудейством и христианством, образует для этого основной фон.

3.2.1.2. Это учение было подхвачено схоластикой Средневековья и особенно обстоятельно развито Фомой Аквинским (в XIII ст.). Он применяет отношение потенции и акта ко многим важным предметным сферам – к материи и форме (материя пребывает в потенции по отношению к актуирующей форме), к субстанции и акциденции (конечная субстанция есть потенция относительно дальнейшего актуирования благодаря акциденциальным определениям), и прежде всего – к онтологически основополагающему отношению сущности (essentia) и бытия (esse). Собственное достижение Фомы Аквинского, превышающее Аристотеля, – это понимание бытия и сущности сущего как акта и потенции.

Другие схоластические школы, прежде всего последователи Иоанна Дунса Скота (скотианцы, особенно францисканцы), позднее школа Франсиско Суареса (суаресианцы, особенно иезуиты и др.), отклонили реальную дистинкцию и предположили только мыслимое различение (distinctio formalis или virtualis), которое, однако, обосновано в предмете (контингенции). Они критиковали также учение Фомы Аквинского об акте бытия и потенции сущности. Эти контроверзы, даже в неосхоластике XIX и XX столетий, так и не разрешились[19].

3.2.2. Бытие сущего

3.2.2.1. Принцип существования

Мы можем всё опрашивать о том, есть ли оно (an sit) и что оно есть (quid sit). На первый вопрос ответ дается благодаря существованию (да или нет), на второй – благодаря сущности (так или иначе). Первый вопрос есть решающий вопрос, второй – определяющий вопрос. Если чему-либо присуще не существование, а лишь (мыслимая) сущность, то, быть может, оно не действительно положено. Действительному сверх возможной сущности присуще действительное существование; оно переведено из возможности в действительность.

Оба понятийно различаемых определения – существование и сущность – осуществлены в конкретном сущем; они имеют значимость бытия. Иначе сущее само не было бы существующее-сущее [Da-Seiende] и сущностно-сущее [So-Seiende]. Сначала мы остановимся на аспекте существования. Оно есть нечто в действительном сущем, не только в нашем мышлении; иначе оно само не было бы действительным, а только мыслилось бы как действительное. Но если существование присуще действительному сущему, то оно есть то, благодаря чему действительное отличается от возможного, благодаря чему оно определено как действительно сущее. Существование есть внутреннее основание (принцип) для того, чтобы сущее полагалось как действительное.

Таким образом, понятие существования, если под ним понимают лишь фактическое состояние экзистенции, возвышается до наполненного понятия бытия как акта бытия. Это означает не только то, что в своей (возможной) сущности полностью конституированное нечто переведено в состояние (действительной) экзистенции, но и то, что оно в целостной и конкретной полноте своего содержания бытия положено в бытии, осуществлено в бытии благодаря бытию (как принципу).

3.2.2.2. Принцип содержания бытия

Возможность абстрактного образования понятий еще не доказывает, что бытие есть принцип чистого, самого по себе неограниченного содержания бытия, пока что он говорит лишь о том, что бытие есть внутренний принцип положенного всякий раз в конечном сущем и потому ограниченного содержания бытия. Следующие шаги должны вести далее.

Все сущее, положенное в действительном существовании (существует), пребывает в одной сфере безусловно значимого существования со всем действительно сущим. Оно находится во взаимосвязи со всем другим, что есть, и утверждается в своей значимости бытия относительно всего, что бы то ни было. Все, что действительно есть, имеет свою общность в бытии; бытие есть (формальное) единство всего действительно сущего.

Если бы все было не так, тогда действительность распадалась бы на бессвязную плюральность. Все, что есть, было бы решительно [radikal] единичным. Его уже нельзя было бы ни схватывать в общем понятии, ни даже вопрошать о нем. Ничто не могло бы вступить в связь с другим, оказать влияние на другое или ощутить таковое. Каждое единичное было бы замкнутым миром. Нельзя было бы говорить о множестве и различности, ибо они уже предполагают единство и общность. Последнее единство во множестве, общность во всякой различности есть бытие.

Однако это касается не только бытия как существования, это приложимо и к бытию как принципу содержания бытия всего сущего. Все осуществленное в содержании бытия не только в этом, но и во всяком другом сущем, присуще ему благодаря тому, что положено в его конкретной действительности, т. е. с его определенным, с ему одному свойственным содержанием бытия положено в существование. Но если бытие есть принцип актуальности или реальности сущего, тогда оно есть также внутреннее основание актуальной действительности определенного содержания бытия, т. е. всех реальных (актуальных) содержаний бытия, которые свойственны всем действительным (существующим) сущим. Можно сказать короче: бытие оказывается принципом всех реальных содержаний бытия всего реального сущего.

3.2.2.3. Принцип возможного

Мы обязаны идти еще дальше: от действительного к только возможному сущему. И делаем этот шаг вновь с обеих точек зрения – существования и содержания бытия.

Не все, о чем мы можем вопрошать, что можем мыслить, является действительным; многое лишь возможно. Возможно то, что может быть; но то, что еще только может быть, не есть еще действительное. Это предполагает, что в его сущности есть (или мыслится) нечто осуществимое, а следовательно, полагаемое в бытии и благодаря бытию. Нормой для возможности или невозможности оказывается бытие. Если бы действительного бытия не было вообще, то ничто также не было бы возможным. Не действительность предполагает возможность, а возможность предполагает действительность[23]. Отсюда вытекает: бытие есть основание всего возможного сущего.

3.2.2.4. Принцип вседействительности бытия

Из сказанного следует, что мы должны понимать бытие (акт бытия) как принцип неограниченной действительности бытия. Здесь мы объединяем оба аспекта существования и содержания бытия, ибо (действительное или только возможное) существование всегда означает конкретную действительность сущего в его содержании бытия.

3.2.2.4.1. Положенная или полагаемая бытием действительность бытия была бы ограничена, если бы имела принципиальную границу. Но граница по своей сути означает границу по отношению к другому. Граница по отношению к ничто не есть граница. Нечто, которое ни из чего другого не выделяется, ограничено лишь ничто (ничем не ограничено), следовательно, принципиально неограничено. Другое по ту сторону границы, которое обусловливает границу как таковую, должно быть позитивным нечто, стало быть, действительным или, по меньшей мере, возможным, сущим.

Сфера бытия всеохватывающа; нет ничего потустороннего по отношению к бытию, вне которого – ничто. Если бы с бытием образовывало границу нечто действительное, оно опять-таки было бы положено благодаря бытию как сущее с сообщенным ему содержанием бытия; оно не ограничивало бы бытие. Но если бы оно было лишь нечто возможное, то было бы таковым лишь постольку, поскольку способно к бытию и осуществимо, следовательно, полагаемо бытием; оно опять-таки не образовывало бы границы бытия. Таким образом, бытие оказывается принципом действительности бытия как таковой, т. е. всех актуально действительных или только возможных содержаний бытия в сущем. Эта целостность принципиально не имеет границ, ибо сверх того ничто иное невозможно. Бытие, стало быть, есть принцип из самой себя неограниченно возможной действительности бытия.

Это следует уже из неограниченности горизонта бытия. Все вопрошание и знание исполняется в некоем горизонте безусловной значимости, которая, однако, требует неограниченной сферы значимости (ср. 2.3). Теперь обнаруживается, что бытие как горизонт имеет свое основание в бытии как принципе. Горизонт может быть лишь неограниченным, ибо бытие как принцип принципиально неограничено, т. е. оно есть основание неограниченной действительности бытия сущих, которые как сущие положены (действительны) или полагаемы (возможны) в этом горизонте. Если горизонт неограничен, то – как его условие – бытие как принцип также должно быть основанием из самой себя неограниченной действительности бытия.

3.2.3. Сущность сущего

3.2.3.1. Принцип ограничения

3.2.3.1.1. Конечное сущее не есть само бытие; в нем положено лишь ограниченное содержание бытия. В этом состоит его конечность. Если имеется конечное сущее, то бытие как таковое должно быть отнесено к чему-то другому, к тому, что конституирует ограниченность как таковую. Если бытие есть принцип позитивности, то сущность есть принцип негативности. Благодаря конечной сущности положено отрицание бытия, но не такое, которое упраздняло бы (уничтожало бы) бытие сущего, а то отрицание, которое ограничивает бытие, низводит к конечному бытию. Следовательно, это не тотальное отрицание (negatio totalis), а относительное, или частичное, отрицание (negatio partialis), которое относится к определенным содержаниям бытия и в этом сущем отрицается.

3.2.3.1.2. Конечная сущность полагает ограничение благодаря относительному отрицанию, или отрицательному отношению. Относя сущее к тому и выделяя его из того, что оно не есть, она определяет сущее в том, что оно есть. Здесь отрицание проявляется в своей весьма позитивной функции; оно вводит ограниченное содержание сущности в определенный смысловой образ конечного бытия.

Конечное сущее – до всякого дальнейшего разграничения – не есть само бытие, не есть абсолютное бытие в бесконечной полноте содержания бытия. Благодаря своей сущности оно выделяется как относительное из абсолютного, как конечное из бесконечного бытия и определено в конечное сущее. Сущность есть, следовательно, принцип ограниченности, поскольку она в отрицательном отношении к бесконечному полагает относительное отрицание бесконечного бытия и таким образом конституирует конечное как таковое.

Отрицание всегда есть определенное отрицание, конечность необходимо есть определенная конечность. Конкретная определенность дана с сущностью. Относительно-отрицательное выделение из абсолюта есть формальное основание конечного как такового, но еще не формальное основание определенной конечности. Конечное как таковое возможно бесконечно многообразным и разнообразным способом. Однако сущее благодаря своей сущности есть не некое другое, не всякое другое, которое возможно как конечное сущее. Оно, следовательно, выделяется благодаря своей сущности в своем своеобразии из всего другого – не только действительного, но и возможного – и полагает себя в собственную определенность конечного бытия.

Это вновь означает относительное отрицание или отрицательное отношение, но оба в позитивно смысло-учреждающей функции. Благодаря своей сущности, относящей к другому и выделяющей из другого, сущее переводится в собственную определенность. Из этого понимания сущности получается сущностная общность и связность всего конечного сущего: все отнесено ко всему другому и зависимо от всего другого, каждое выделяется из всего другого и тем самым полагает себя в определенный, свойственный ему смысловой образ в целом бытия. Сущность, следовательно, есть принцип определенного ограничения, которое выделяет сущее из другого и конституирует сущее в его конечном, но определенном содержании сущности.

3.2.3.2. Сущность сущности

3.2.4. Различие бытия и сущности

Бытие есть внутреннее основание для действительности сущего в его реальном содержании бытия, таким образом, оно есть и основание всего лишь возможного сущего в его всякий раз возможном содержании бытия. Однако бытие как таковое (из самого себя) не есть бытие определенного и ограниченного сущего; иначе могло бы иметься лишь тождественное с бытием сущее, которое было бы поэтому необходимым (не контингентным). С бытием не дана сущность этого (или того) конечного сущего. С сущностью определенного сущего также не дано уже бытие; иначе сущее опять-таки было бы необходимым (не контингентным). Отсюда следует различность бытия и сущности конечного сущего. Бытие не есть сущность, сущность не есть бытие. Тем самым предположено различие между бытием и сущностью того же сущего. Спрашивается, какого же вида это различие.

3.2.4.1. Если сущее опрашивается о том, есть ли оно и что оно есть, то существование и сущность оказываются понятийно отличаемыми аспектами. Их отличие, во всяком случае, является логическим различием (distinctio rationis) между понятийными содержаниями мышления. Существование понятийно не включает сущность данного сущего. И сущность не включает существование. То, что между существованием и сущностью имеется по меньшей мере логическое различие, неоспоримо; в этом выражается конечность и контингентность сущего.

Из этого следует: бытие как принцип всей действительности и возможности бытия (самого по себе), неограниченного содержания бытия есть то, из чего возникает также возможность конечных сущностей как принципов определенного ограничения.

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание] [л. 5] Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью[19], вступают в определенные общественные

Всеобщие, формальные понятия бытия (бытие-объектом, бытие-Я, в-себе-бытие)

Всеобщие, формальные понятия бытия (бытие-объектом, бытие-Я, в-себе-бытие) Бытие, как постигнутое, становится тут же определенным бытием. Поэтому в ответ на вопрос, что есть бытие, нам представляются различные виды бытия (vielerlei Sein): эмпирически действительное в пространстве

Бытие как экзистенция и бытие для всех

Бытие как экзистенция и бытие для всех Мир мыслится при первом постижении как существование в абсолютном пространстве и в абсолютном времени; затем его разлагают на относительности и видят в его перспективном характере; в этой своей доступности рассмотрению и

1. Вещь и сущность. Сущность и существование.Единство субстрата и многообразие сущностей. Платон

Сущность

Глава III. Бытие и Не-Бытие

Глава III. Бытие и Не-Бытие Мы указали выше на различие возможностей проявления и возможностей непроявления, и те и другие одинаково и на тех же основаниях заключены в тотальной Возможности. Это различение ведет нас к другому, более частному различению разных модусов

h) Что -бытие, что-бытие и бытие-истинным как возможные истолкования связки. Нераздельное многообразие этих значений как первичное существо связки

с) Бытие-свободным, дологическое бытие-открытым для сущего как такового и устремленность навстречу связуемости как основание возможности высказывания

§ 42. Бытие как сознание и бытие как реальность. Принципиальное различие способов созерцания

§ 42. Бытие как сознание и бытие как реальность. Принципиальное различие способов созерцания Итогом проведенных нами рассуждений стала трансцендентность вещи по отношению к ее восприятию, а в дальнейшем в отношении любого сопряженного с нею сознания вообще, — не просто

§ 44. Исключительно феноменальное бытие трансцендентного, абсолютное бытие имманентного

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание] Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью[16], вступают в определенные общественные и

II. Сущность

II. Сущность А. Понятие сущности§ 33Простое взаимное проникновение количественного, или внешнего, определения и собственной внутренней определенности есть сущность. Как проникновение самоопределения и безразличной определенности сущность имеет в себе моменты

3. Объективное бытие и Я-бытие

3. Объективное бытие и Я-бытие Именно в XX в. эта проблема выдвинулась на передний план, хотя ее назревание чувствовалось уже в конце XIX в., особенно у Ф.М. Достоевского. Если угодно, то было предчувствие страшных потрясений, ожидавших человечество в XX в., когда потерпели

1. Категория бытия в истории философии. Смысл проблемы бытия.

2. Основные формы бытия.

3. Реальность субъективная и объективная. Бытие как единство субъективной и объективной реальности.

4. Многообразие явлений и проблема единства мира поиск первоосновы сущего.

Онтология – философское учение о бытии.

Бытие – предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом.

Сущее – то, что есть;

Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета.

Существование – реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т.д. их реальность.

Реальность – совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем.

1) все существующее, т.е. материальный мир и его идеальные продукты;

2) противостоящие явлениям сознания.

Субстанция – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой

Центральное место во многих философских учениях прошлого и современности занимает категория бытия.

Становление философии начиналось именно с постановки проблемы бытия.

Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще;

всеохватывающая реальность. Бытие фиксирует не просто существование чего-нибудь, а сложную связь всеобщего характера. С помощью категории бытия интегрируются основные идеи о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивидуальное и общественное равно существуют, хотя различаются по форме; 3) мир

образует совокупную реальность с которой необходимо считаться человеку, с одной стороны мир не однороден, он представляет собой всеобщее единство, которое включает в себя множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, человеческих индивидов, с другой стороны, мир в его существовании

образует непрерывное единство, универсальную целостность. Существование – предпосылка единства мира.

Основные формы бытия: а) бытие вещей; б) бытие человека; в) бытие социального; г) бытие духовного.

Все существующее, все, что может возникнуть и

возникло во времени образует реальность поскольку вещи,

процессы, явления бывают разного рода, то различают 2

вида реальности: объективную и субъективную.

Объективная реальность – действительность,

существующая вне человеческого сознания и независимо от

него. Субъективная реальность противоположна

объективной и обозначает наш внутренний мир. Различаясь

по способу своего существования, они тесно связаны друг с

другом и в реальной жизни постоянно переходят друг в

друга. Такую глубинную связь между ними, их единство и

Идея единства всего бесконечного многообразия

мира приводит к представлению об общей основе всего

существующего, для обозначения которой в философии

была выработана категория субстанции. Субстанция

обозначает внутреннее единство многообразия конкретных

вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых

и через которые они существуют. Учения, объясняющие

единство мира, исходя из одной субстанции, называются

В зависимости от того, что мыслится в качестве

субстанции – материя или дух – различают

материалистический монизм и идеалистический монизм.

Монизму противостоят дуализм, согласно которому

существует два исходных начала (и материя, и дух), и

плюрализм, допускающий множество самостоятельных

План семинарского занятия

1. Онтология как учение о бытии.

2. Онтологические категории: бытие и ничто, сущность и

существования, единое и многое; вещь, свойства,

3. Проблема субстанции. Монизм. Дуализм. Плюрализм.

4. Материализм и идеализм – альтернативные способы

2. Абсолютное бытие – это бог? Бог – объективная

нашего сознания. Согласны ли Вы с этим

предположить, что бытие более широкое понятие, чем




материя? Как быть тогда с положением: «В мире нет

4. В чем отличие философского понятия материи от

естественнонаучных представлений о материи?

2. Представления о мироздании в физике и космологии.

3. Современная научная картина мира.

4. Картина мира: от космизма к антропологизму.

5. Историческое развитие материализма.

1. Введение в философию: Учебник для вузов. 2ч. – М.:

Политиздат, 1989 (ч.2).

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия, в классической

западноевропейской философии. –М., 1986.

3. Канке В.А. Философия. –М. 1997.

1. Категория бытия в истории философии. Смысл проблемы бытия.

2. Основные формы бытия.

3. Реальность субъективная и объективная. Бытие как единство субъективной и объективной реальности.

4. Многообразие явлений и проблема единства мира поиск первоосновы сущего.

Онтология – философское учение о бытии.

Бытие – предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом.

Сущее – то, что есть;

Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета.

Существование – реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т.д. их реальность.

Реальность – совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем.

1) все существующее, т.е. материальный мир и его идеальные продукты;

2) противостоящие явлениям сознания.

Субстанция – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой

Центральное место во многих философских учениях прошлого и современности занимает категория бытия.

Становление философии начиналось именно с постановки проблемы бытия.

Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще;

всеохватывающая реальность. Бытие фиксирует не просто существование чего-нибудь, а сложную связь всеобщего характера. С помощью категории бытия интегрируются основные идеи о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивидуальное и общественное равно существуют, хотя различаются по форме; 3) мир

образует совокупную реальность с которой необходимо считаться человеку, с одной стороны мир не однороден, он представляет собой всеобщее единство, которое включает в себя множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, человеческих индивидов, с другой стороны, мир в его существовании

образует непрерывное единство, универсальную целостность. Существование – предпосылка единства мира.

Основные формы бытия: а) бытие вещей; б) бытие человека; в) бытие социального; г) бытие духовного.

1. Философское понимание бытия. Единство мира и многообразие реальности

1.1. Проблема бытия в истории философии:

Концепция бытия вызвала древнюю дискуссию среди философов по вопросу о качественной и количественной определенности. Некоторые мыслители утверждают, что реальность основана на одной субстанции. Другие считают, что в мире существует два вида субстанций, а некоторые утверждают, что существует множество идентичных субстанций. В то же время большинство философов решили эту проблему, сделав выбор в пользу одной субстанции, тем самым перейдя на монистическую позицию.

Наиболее распространенная форма монизма — генетическая – признание единого происхождения множества разнородных явлений. В зависимости от того, принимается ли за первооснову природа, материя или Бог, идея, выделяются два направления монизма: материалистический (Демокрит, Фейербах, Маркс) и идеалистический (Платон, Гегель, В.С. Соловьев). Материалистический монизм выводит идеальное из материального и противостоит как объективно-идеалистическому, так и субъективно-идеалистическому монизму. Идеалистический монизм, сталкиваясь с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования "сотворения" мира сознанием, духом, противоречит данным естествознания и логике.

1.2. Смысл и содержание основных онтологических категорий: бытие и ничто; сущность и существование; субстанция; содержание и форма; единичное и общее; возможность и действительность.

Для того, чтобы полно понять любую философскую категорию, нужно точно сознавать противоположную ей категорию. Для онтологической категории бытие противоположной является категория ничто. Бытие – это сложная совокупность всего сущего, мир как единое целое. А категория ничто служит для обозначения того, чего нет, что не существует. Бытие и ничто является одним и тем же, при этом они не разделены и нераздельны. Бытие и ничто непосредственно исчезают в своей противоположности.

Сущность - это основное качество вещи, объекта и человека, ее фундаментальная сущность, а существование - это форма выражения самой сущности, реальность ее существования. Одно неотделимо от другого, но концепция все равно разная. Другими словами, существование разума проявляется в форме сущности через понятия, другими словами, объект неотделим от его существования.

Субстанция является первоосновой бытия. Субстанция – это внутреннее единство материи во всех формах ее саморазвития.

Под содержанием понимаются элементы, составляющие вещь, а форма является совокупностью связей между этими элементами вещи, т.е., форма – это организация или структура вещи. Форма и содержание взаимозависимы: нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы. Форме и содержанию свойственна разнородность. Содержание в процессе своих изменений может изменять форму. Форма же может сдерживать или способствовать развитию содержания и изменять содержание, если происходят изменения во внутренней форме предмета. Форме и содержанию свойственная вариативность: одно содержание может быть выражено в различных формах; в одной форме может выражаться разное содержание.

Общее – это то, что характерно для класса предметов, явлений, процессов, а единичное присущее элементу класса. Единичное и общее не существуют как таковые, они существуют лишь в отдельном: в виде его сторон и моментов. Единичное является более глубоким проявление, чем общее, которое является абстрактным. А общее глубже раскрывает содержание и сущность предмета.

Категории возможность и действительность подчеркивают процессуальность бытия. Возможность является будущим объекта в его настоящем, перспектива его развития. А действительность является конкретным бытием объекта в каком-то пространстве и времени. Возможность на данный момент не существует, но может осуществится потом, при определенных условиях. А действительность – это реализованная возможность.

1.3. Бытие и реальность: соотношение понятий.


Бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Б ытие – это всё сущее, включающее материальные и духовные феномены. То есть бытие охватывает все существующее на данный момент, то есть в реальности. Бытие и реальность являются философскими синонимами. Бытие обозначает реальность. Реальность это совокупность всего сущего: материальные и нематериальные объекты, процессы и явления, системы. Бытием обладает любая часть реальности, а реальность является составной частью бытия. Бытие является совокупностью разновидностей реальности. Бытие включает два способа существования и две реальности: объективную – это мир физических состояний, или материальный, природный мир; субъективную реальность – это мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека.

1.4. Проблема различения материальной и идеальной (духовной), объективной и субъективной реальности.

Выбор в качестве субстанции материальной или идеальной основы мира разделил философов на материалистов и идеалистов. Материалисты (Демокрит, Эпикур, Дж. Локк, Л. Фейербах, К. Маркс и др.) видят первооснову мира в материальном бытии. К материальному бытию относит­ся все то, что существует вне и независимо от сознания, т.е. явля­ется причиной самого себя. Идеалисты (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Г.В. Лейбниц, Г.В. Гегель и др.) считают, что первоначальным и порождающим началом в мире выступает идеальное бытие.

Материальное бытие называется объективной реальностью. Идеальное (духовное) бытие является субъективной реаль­ностью, т.к. оно испытывает определенную зависимость в своем существовании от материального бытия. Данная зависимость про­является как в том, что содержанием духовного сознания высту­пает явление реального мира, так и в том, что продукты индивидуального сознания могут существовать для. Другого, т.е. стать частью культуры, толь­ко получив объективированное воплощение в знаковых формах.

Таким образом, объективная и субъективная реальность взаимосвязаны, пред­ставляют собой неразрывное целое. Субъективная реальность является отражением объективной реальности в сознании человека. В результате одни и те же предметы и явления разные люди воспринимаю по разному. Объективная реальность останется даже в том случае, если субъект уйдет в мир иной, а вместе с ним и его субъективная реальность.

1.5. Многообразие и взаимосвязь форм бытия.

Представители диалектического материализма, считают целесообразным выделение следующих различающихся, но взаимосвязанных форм бытия:

Бытие вещей и процессов. Представлено в двух формах:

а) бытие вещей и состояний природы, которые большинство людей считают объективными реальностями, которые существовали до них и не зависят от них. Это взгляд с позиции материализма.

б) бытие природы, цивилизации. Это существование двоякое, потому что, с одной стороны, они состоят из природного тела, а с другой стороны, в него встроены человеческое сознание и душа.

Бытие человека: бытие человека в мире вещей: человек, как и вещь – часть природ; специфическое человеческое бытие: человек не как тело, а как индивидуум.

Бытие идеального (духовного): индивидуальное духовное (сознание индивида); объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре.

Бытие социальное: бытие человека; бытие человека в обществе.

Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия не рассматривались, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией - материю. Во всех формах проявления бытия есть собственные законы и закономерности, которые являются объектом исследования для различных наук. Формы бытия активно взаимодействуют и проникают друг в друга.

Практическое задание №2

2. Экзистенциализм

2.1. Какие причины обусловили возникновение философии экзистенциализма и его непреходящую популярность?


  • нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество во время Первой и Второй Мировой войны.

  • бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку;

  • опасность гибели человечества (ядерное оружие, экологическая катастрофа);

  • усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку;

  • распространение фашистских и иных тоталитарных режимов;

  • бессилие человека перед природой техногенным обществом.

Отождествляя человеческое существование с переживанием существования, экзистенциалисты утверждают, что не всё, чем человек живет, есть существование. Когда человек трудится, отдыхает, учится и т.д. - это лишь внешнее, не подлинное существование. Чтобы приблизиться к собственно существованию, необходимо, согласно экзистенциализму, "заключить внешний мир в скобки", т.е. решительно отвлечься от него, замкнуться в рамках своего внутреннего "Я". Надо отвлечься и от того, что человек получает из внешнего мира благодаря опыту, образованию и пр. Вот тогда существование человека окажется подлинным, в то время как в обществе человек ведет неподлинное существование. Это отчуждение нужно преодолеть. А для этого, как считают экзистенциалисты, следует заглянуть в глаза смерти, т.е. сосредоточиться на осознании собственной неустранимой смертности. Смерть - это то, перед чем человек сбрасывает покровы отчуждения. В экзистенциализме объективная действительность существует как субъективная действительность, как продукт переживаний субъекта, как существование его восприятий, его сознания.

2.2. В чем отличие понимания способов достижения человеком подлинного существования в религиозном и нерелигиозном экзистенциализме?

Выделяют два направления экзистенциализма: атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и религиозное (Н.А. Бердяев, К. Ясперс, М. Бубер, Г. Марсель).

Таким образом, существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте экзистенциализма иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу.

2.3. Как в экзистенциальной философии различаются сущность и существование человека?

Экзистенциальная философия утверждает, что не все в жизни человека, а то, что он переживает, является реальным существованием. Если человек работает, учится, отдыхает и радуется по тому или иному поводу - это внешнее существование. В таком существовании исчезает уникальная целостность каждого отдельного субъекта, и исчезают те первоначальные, внутренние, интимные переживания, которые, как говорят, независимы от внешнего мира и других, составляющих существование. Экзистенция выражает глубокую основу человека, сущность существования, уникальность, неповторимость и его судьбу. Если есть возможность, которая отражает истинную природу человека, то есть вероятность, что она скрывается в нем. Существование означает, что человек делает выбор, раскрывает свои способности и становится самим собой.

1. Применительно к человеку, существование предшествует сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Ж.–П. Сартр сущность и существование объяснял так: человеческое дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Значит, существование предшествует сущности.

Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни.

3. Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих.

4. Временное и конечное существование. Человеческое существование – это бытие, обращённое в смерть.

Пограничные ситуации - это не то, что можно было бы принять к сведению и учесть в действии, но решающим в них является именно то, что под напором их реальности человеку становится сомнительным основание любого знания и действия, что в них открывается ущербность, способная - поскольку человек не закрывает искусственно на них глаза - потрясти его жизнь до самых основ. В пограничных ситуациях человек сталкивается с глубокой тревогой по поводу своего существования. Просто в пограничной ситуации человек отдает себе отчет в том, что его существование и есть бытие в мире, бытие "здесь и теперь", а не какое-то абстрактное, отдельное от человека бытие вещей.

Таким образом, лишь на основе опыта пограничной ситуации формируется полное и конкретное понятие экзистенциального существования.

2.5. Какова трактовка свободы и ответственности в экзистенциализме?

Экзистенциализм называют философией свободы. Экзистенциализм определяет свободу как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он сам себя свободно выбирает. По Н. Бердяеву, свобода это первичное бытие. Свобода трактуется не как свобода деятельности, а как свобода выбора, т. е. отношение субъекта к независимому от него окружению. Центральной проблемой философии Кьеркегор является проблема выбора. Выбор необходим, решайся: "или-или". Сама ситуация выбора "потрясает" душу человека своей неизбежностью, ибо она ущемляет свободу личности. По Кьеркегору, человек многообразен в силу многообразия своей жизнедеятельности, в этом смысле свободен в своих поступках, обладает свободой воли. Но свобода в проявлении жизнедеятельности ставит человека перед необходимостью выбора. Неизбежность выбора, принятие решения несет трагедию, психическое переживание. Выбор навязан человеку извне, человек "заставлен" выбирать независимо от того, хочет он этого или нет. И все же выбор необходим, выбор при этом процесс неотлагаемый, срочный, мгновенный. И в этом смысле - экзистенциален.

Свобода и ответственность — неразделимые понятия. Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность - неизменный спутник свободы, который отличает ее от хаоса и произвола.

Но нельзя все вопросы взаимоотношения свободы и необходимости сводить к проблеме взаимоотношения свободы и ответственности. Последняя — лишь одно из выражений необходимости. Не во всех случаях свобода органически связана с ответственностью, так сказать, дружит с ней. Бывают такие формы ответственности, которые делают человека несвободным. Например, ответственность за преступление-злодеяние, ответственность раба, крепостного, заключенного. Таким образом, есть ответственность, которую свобода предполагает, и есть ответственность, которая отрицает свободу в том или ином отношении.

Что такое бытие? В философии это понятие впервые раскрывается как обозначение целостности мира. Мыслители каждой эпохи интересовались вопросом его определения. И до сегодняшнего дня не существует единого мнения. Наука о бытии — онтология — учение о сущем. Она раскрывает принципы существования общества, человека и природы.

  • Философские течения
  • Бытие как специфическая категория
  • Виды реальности
  • Человек: единство тела и духа
  • Истинное существование
  • Отражение в науках

Бытие в философии это

Философские течения

Бытие как философская категория по некоторым трактовкам обозначает существование реальности независимо от сознания. Это понятие ввел древнегреческий мыслитель Парменид. Он утверждал, что бытие — это нечто непрерывно существующее, четное, однородное и абсолютно неподвижное, кроме него, ничего нет.

Большой вклад в понятие этой категории и ее разработку внес Платон. Он отождествляет бытие с миром всегда существующих, неизменных, подлинных идей, но задается вопросами: существование, которое рассматривается в разное время, различно или одинаково? Претерпевает ли бытие, чудесное само по себе, перемены, или же любая из вещей одинакова и всегда неизменна?

Платон философ

Платон противопоставляет бытие истинное и неподлинное, описывая чувственно воспринимаемые вещи как четность, тень, в которой отражаются совершенные образы и идеи.

Согласно теории Аристотеля, человек познает реальное через доступный образ, существующую форму. Он расположил не поддающуюся классификации первичную материю в основе мироздания.

Еще один философ ХХ в. Хайдеггер считал, что бытие и сущее — разные понятия. Сущее он приравнивал к времени и делал заключение, что ни одно, ни второе рациональными методами познать нельзя.

Бытие как специфическая категория

Разбирая вопрос существования и сталкиваясь с проблемой изучения бытия, наука философия отталкивается от факта реального существования мира. Первым постулатом при этом становится уже смысл этого факта, при этом рассматривается несколько аспектов:

Основные формы бытия

  1. К первому аспекту относится ряд мыслей о существовании. Если кратко, то это ответы на такие вопросы: Что существует? Где и как долго?
  2. Второй аспект основывается на реальном существовании человека, вещей, природы, общества в целом и единства бесконечного мира.
  3. И третий аспект является положением, что мир представляет собой действительность, которая обладает внутренней логикой развития и существования. Для продуктивной человеческой деятельности надо изучать эту логику, исследуя законы и историю существования.

Виды реальности

Бытие в философии делится на 2 мира, которые имеют разные способы существования и существенные отличия:

Внутренний мир человека

  • Мир материальной действительности, процессов и физических вещей. Он относится к объективной реальности, не зависящей от человеческого сознания.
  • Внутренний мир человека, мир психического состояния. Сознательный мир относится к субъективной реальности, принадлежащей человеку и не существующей без него.

Существует и другая классификация основных форм бытия:

  • Человеческое. Человек представляет собой одновременно и объект, и субъект, социальное духовное существо, одновременно подчиняющееся незыблемым законам природы.
  • Природное. Делится на то, что было задолго до появления человека, и то, что появилось под его воздействием. К первой части относится атмосфера.
  • Социальное. Человек — личность, часть социума.
  • Духовное. Делится на бессознательное, сознательное и сферу идеального.

Человек: единство тела и духа

Человек является природным существом. Но благодаря сознанию, он не только физически существует, но и способен рассуждать о существовании мира и себя. Человека олицетворяет единство духа и тела. Первичной предпосылкой существования у человека является материальное. Человечество — это общность, включающая всех индивидов, живущих, живших и тех, что в будущем родятся. Важно понимать, что существование людей не зависит от сознания отдельно взятого человека.

Здоровое тело — необходимая характерная предпосылка здорового духа, хорошей умственной деятельности. Несмотря на верность этого изречения, психика не всегда подчиняется здоровому телу. При этом дух также имеет влияние на жизнедеятельность человека.

Важно обратить внимание на такой нюанс человеческого существования, как зависимость от общественных мотиваций. Если иные природные категории функционируют автоматически и можно предсказать их поведение с достаточной определённостью, то на поступки человека и его поведение часто влияют не биологические инстинкты, а общественные и духовные мотивы.

Здоровое тело

Для человеческого общества тоже характерен способ существования, в котором переплетаются материальное и духовное. Бытие социальное подразделяется на существование отдельной личности в обществе и на само общество.

Истинное существование

Истинное или идеальное бытие представляет собой существование вне времени, вечное и неизменное. Оно подобно мысли и слову бога и всегда, когда это надо, питается чистым знанием и энергией. По Аристотелю основой существования является первичная материя, которая не поддается идентификации. Ее сложно определять с помощью какой-либо категории. Существует неподвижная, вечная сущность, у которой нет никакой величины, она неделима и не имеет частей.

Понятие бытия в философии

Хотя материя является частью существования, ее не стоит считать главной частью реального бытия. В нее входят 4 элемента: земля, воздух, огонь и вода, которые, соединяясь в различных комбинациях, являются посредниками между реально существующим миром и первой материей, которую невозможно постигнуть с помощью чувств.

Декарт одновременно с признанием мыслящего, духовного начала признает и материю, обладающую протяженностью и движением.

Бытиё как философская категория

Объясняя суть бытия, Джордж Беркли опирается на позиции субъективного идеализма и утверждает, что все вещи представляют всего лишь комплекс ощущений, данных сознанием. По его мнению, в реальности вещи не существуют. Они являются всего лишь прибежищем человеческой мысли.

По-иному термин трактуется в работах Карла Маркса и Фридриха Энгельса, где, опираясь на материалистические тенденции, под бытием понимают существующую бесконечную материю, которая абсолютно не зависит от человеческого сознания. При этом утверждается возникновение (начало) и конечность вещей и явлений. Бытие не может существовать без материи. Небытие является переходом из одной формы существования в другую.

Отражение в науках

Диалектико-материалистическая концепция и толкование о единстве мира не противоречат развитию естествознания в тот период. Появляются понятия электромагнитной волны и светового давления. Изучение клетки указывает на существующее единство в строении всего сущего, на сохранение и превращение энергии.

На рубеже 19−20 вв. знаменательными стали открытия в физике о сложной структуре атома. Изменились представления об основных видах движения, что послужило опровержением субстратно-вещественной модели мира. Возникает теория о функциональной модели, которая утверждает, что Вселенная — это единый механизм, где все явления имеют определенные места в цепи событий, несмотря на их многообразие.

Сущность бытия

Единство мира находит отражение в таких науках, как математика, физика, астрофизика, кибернетика.

Читайте также: