Быт казаков кратко для ребенка

Обновлено: 05.07.2024

Много разных народов живет на земле, и у каждого свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Родина русского народа – Россия. Есть в России такое место, которое дорого любому из нас. Это место, где мы живем.

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть Родина своя.

И там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы Родиной зовем.

В народе говорят: "Человек без Родины, что соловей без песни.

Нет в мире краше Родины нашей.

Всякому мила своя сторона.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха."

Славится Россия плодородными степями, зеркальными озерами, быстрыми реками, зелеными лесами. Щедро одаривает нас своими богатствами родная природа. Ребята, что же дают нам плодородные степи? (пшеницу, подсолнечник, лекарственные травы). А что берет человек из рек и озер? (раков, рыбу). Ребята, чем богаты наши леса? (ягодами, грибами, разными видами животных и птиц).

Вот какой у нас богатый край. Но не только этим славится наша земля. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки.

Садитесь поудобнее, я расскажу вам, кто такие казаки, ведь их жизненный уклад, то есть их жизнь сильно отличается от русского. Первые поселения казаков появились на берегу Дона еще в древности.

scale_1200.jpg

Тогда на нашей земле жили кочевые народы, которые пасли своих овец, быков, лошадей и перебирались с места на место, захватывая земли других народов, грабя их города. Поэтому казакам приходилось защищать свою землю от набегов кочевников.

Как же выглядели казаки? Казачий костюм очень отличается от русского. Давайте его рассмотрим. Это – шаровары, широкие штаны, собранные внизу. В них удобно сидеть на коне. Цвет шаровар имел свое значение: старики носили белые, на праздники казаки надевали красные,

а в будни носили синие. На синие шаровары нашивались лампасы – символ казачьей вольности. У донских казаков лампасы красного цвета. Рубаха казака называется бешмет.

i__1_.jpg

Головными уборами были фуражка и папаха.

4437c6d99b37a242a749738d17230c38.jpg

Казачки носили пышные юбки и кофты с баской; украшали свою одежду вышивками и кружевами.

860a5cbfe04de0704ad051f7e261ed20.jpg

В древности казаки жили в землянках и шалашах,

hello_html_33c9277.jpg

1622258538_7-phonoteka_org-p-donskie-kazaki-art-krasivo-8.jpg

Но прежде всего казаки ценили воинскую честь. Это значит, что они ценили преданность своему народу, Родине, защищали их даже ценою своей жизни. Казаки славились как искусные воины.

1622258466_23-phonoteka_org-p-donskie-kazaki-art-krasivo-28.jpg

3978ec5605c1f9eee2acef9b6f315dfb_XL.jpg

С детства мальчиков учили стрелять, скакать на коне, ухаживать за ним.

IMG_0632.jpg

Много раз доказывали казаки свою преданность Отечеству, готовность его защищать. Множество побед одержали казаки во славу России.

Где тревога, туда казаку и дорога.

Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Казаки всегда славились своим трудолюбием, они занимались самыми разными делами: работали в кузнецах, изготавливали посуду из глины, рыбачили, охотились.

Все эти ремесла были широко распространены на донской земле. В наши дни на Дону появился новый промысел – семикаракорский фаянс. На белой глазури переплетаются степные травы и цветы, композиции из фруктов и ягод. Вот посмотрите.







Ну вот, ребята, теперь вы знаете, кто такие казаки. Знаете, как они жили, какими ремеслами занимались, какие песни пели.

-Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

— Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям.

Ход ОД:

Под казачью мелодию дети входят в музыкальный зал в одежде казачат. Их встречает казачка-воспитатель :

Казачка – Давайте с вами поздороваемся, как здоровались казаки : «Здорово ночевали!

Казачка :– Проходите, присаживайтесь, гости дорогие!

— Мы живем с вами в замечательном, героическом казачьем крае и поговорим мы о жизни казачьей.

Казачка – Ребята, а вы знаете на какой земле вы живете? (ответы детей)

А вы казаки? Можно ли вас так назвать?

А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?

Дети : Казаки свободные, вольные люди.

Казачка : Давайте я вам расскажу рассказ о казаках. Давно в Тамбовскую область переселились казаки с Дона.

Казачка : — Казачата я хочу вам загадать загадку.

Лес на берегах стоит

Под мостом она бежит,

И течет вода куда-то

Догадались вы ребята?

У молчу ответ пока,

Под мостом бежит ….

— Правильно это река. Какая главная река в Донском крае?

Дети: Река называется Дон.

(показ иллюстрации реки Дон)

Хозяйка. Посмотрите – вот река Дон. А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

1 реб. Река Дон большая, широкая, она тянется далеко по всей области.

2 реб. По реке Дон ходят корабли, теплоходы.

3 реб. По берегам реки расположены села, города.

Казачка : Издавна были крепки казачьи семьи. Они селились на берегах реки Дон. И сильны они были тем, что каждый в семье имела свои обязанности.

Казачка : А вы знаете казачата, какие обязанности имели казаки?

Кто охраняет любимую Родину (любимую Родину охраняет казаки)

Кто ведёт домашнее хозяйство (домашнее хозяйство ведет казачка)

Кто пашет и засевает широкие донские поля (пашет и засевает широкие донские поля казак)

Кто поёт своим детям колыбельные песни? (своим детям поет колыбельную песню мать -казачка)

Кто готовит вкусный казачий борщ (вкусный казачий борщ готовит казачка)

Кто ухаживает за лошадьми (ухаживает за лошадьми казак)

Кто печёт вкусный каравай (печет вкусный казачий каравай хозяйка — казачка)

А что делали казачата? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)

— Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин! С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Кто шагает дружно в ряд,

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Молодцы, ребята! Присаживайтесь.

Казачка : А сейчас поговорим о казачьей избе. Казачьи, да и все русские избы были построены из дерева, т. к. лесов в России много (показ презентации).

Рубили их с помощью топора из толстых бревен. Казачьи избы называли куренями. Расположение комнат в таком доме шло по кругу, вокруг печки. Внутри куреня насчитывалось не меньше трех комнат : стряпная, спальня,

чистая или зала. Стены делали из нетолстых бревен, обмазывали снаружи и внутри глиной. Пол был земляной, для этого насыпался ровный слой глины и утрамбовывался, каждый год пол смазывался смесью — глины и коровьего

помета. Вначале крылись курени чаканом — камышом, лубом или тесом, а позже железом. Вокруг дома шел небольшой балкончик — балясник. Для отопления зимой и приготовления пищи делали печь-каменку. Труб и

дымоходов печь не имела. Для выхода над печью делалось отверстие — волоковое окно. Помимо волокового окна в курене было еще одно-два окна.

Но стекло было большой редкостью, окна затягивались бычьими пузырями.

Казачка :

Казаки — люди гостеприимные. Всегда рады гостям. И сегодня мы тоже приготовим угощение. А вот кто нам в этом поможет, отгадайте.

3. Загадывание загадки.

Наша барыня — сударыня

Щи да каши наварила

Пирогов нам напекла

(печь – каменка).

Казачка :

Без печки курень — не курень

В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке-каменке. А еще каменка обогревала дом, на ней сушили одежду, и обувь, грибы и ягоды. На печке-каменке можно было спать.

Ну и какие посиделки без песен. А не спеть ли нам песню казачата?

(Показ картинок приготовление пирогов и вареников)

А сейчас время поиграть.

Ребенок: А горелки как? горелки!

Ах, горелки хороши!

Были праздником души.

Казачка : Хорошо играли, от души.

Ребята, а какие пословицы вы знаете о казаках?

• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

• Казачья смелость порушит любую крепость.

• Кто пули боится, тот в казаки не годится.

• Смекалка во всяком деле казака выручает

• Казачьему роду нет переводу.

• Чти родителей своих.

• По главному казаку и семья ценилась.

• Жизнь сладка, где семья крепка.

Казаки не только занимались хозяйством, семьями, они любили свою Родину и защищали её когда на русские земли нападали враги.

— Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

1 реб. Казаки были сильные люди, если вдруг начиналась война – казак садился на коня, и воевал до победы.

2 реб. Казак смелый, отважный воин: воевал на коне с винтовкой через плечо.

3 реб. Каждый казак имел личное оружие – саблю, винтовку, лошадь.

Казачка : А какая главная казачья заповедь?

— А кто главный у казаков?

Дети: Главный у казаков Атаман.

Казачка : Молодцы казачата! Посмотрите, что это за казачий экспонат? Нагайка (повторить 2 раза детям)

— Для чего служила нагайка казакам?

Дети : Нагайка — короткая плеть, служила оружием.

Дети стоят в кругу по цепочке передают нагайку под музыку, по команде воспитателя: Стоп! в руках которого оказалась к этому времени нагайка, отвечает на вопрос.

— Как называли предводителя войска казаков? — Атаман.

— Как назывался казачий населенный пункт? — Станица.

— Как называется казачья шапка? — Папаха.

— Какое оружие было у казаков? — Шашка.

— Как называется казачий дом? — Хата, курень

— Из чего поили чаем гостей? Самовара.

— Воду приносили из чего? Колодец.

-Лучший друг казака (конь).

-Как у казаков назывался рыбий суп (уха).

— В чем готовили казачки еду? (чугунках)

-Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печка)

Любимое угощенье казачат (пряник).

Казачка : Молодцы казачата. Как хорошо поговорили мы с вами о казаках.

Шутки, прибаутки, веселье!

А у меня есть вкусное угощение.

Очень даже вкусные.

(Казачка : выносит на подносе пироги).

Берите, не стесняйтесь,

Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.

Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль.

За учение уму – разуму.

А нам пора с вашего двора.

Экскурсия в музей казачества (фотоотчет)

Экскурсия в музей казачества (фотоотчет) Хочу пригласить вас на экскурсию в наш музей казачества. Открылся он у нас в прошлом году. Экспонаты для музея собирались силами сотрудников.

Оформление уголка казачества

Оформление уголка казачества Доброго всем времени суток! Спешу поделиться с Вами радостным событием, которое произошло в нашей группе. В первый свой рабочий день.

1. Обобщить знания детей об истории возникновения казачества на Кубани.

Закрепить знания о национальных особенностях кубанских казаков, их быте и занятиях, о предметах обихода

ВложениеРазмер
traditsii_i_byt_kazakov.docx 22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

Детский сад № 11 комбинированного вида

Конспект НОД в старшей группе

Воспитатель: Титенко М.А.

  1. Обобщить знания детей об истории возникновения казачества на Кубани.
  2. Закрепить знания о национальных особенностях кубанских казаков, их быте и занятиях, о предметах обихода.
  3. Уточнить и пополнить словарь детей, развивать познавательный интерес к истории своего народа.
  4. Прививать любовь к песням, воспевающим красоту, величавость нашего края.
  5. Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание как можно больше узнать о ней.
  6. Развивать умение связно и полно отвечать на вопросы.
  1. Беседы с детьми о быте Кубанских казаков, истории их заселения на Кубани.
  2. Рассматривание иллюстраций, старых фотографий, знакомство с казачьими песнями, стихами, пословицами.
  3. Посещение кубанской комнаты в детском саду.
  4. Знакомство с предметами кубанского быта.
  5. Лепка предметов посуды из глины.

Вос-ль: Ребята, скажите, пожалуйста, на какой планете мы с вами живём?

Дети: Мы живем на планете Земля.

Вос-ль: (показывает глобус) это макет нашей планеты Земля. А как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Наша страна называется Россия.

Вос-ль: Это наша большая Родина. Назовите, пожалуйста, столицу нашей Родины. (назвать президента)

Дети: Столица нашей Родины город – Москва.

Вос-ль: Россия- это Родина для всех жителей России, а у каждого есть своя, малая Родина, там где вы родились, где проходит ваше детство. Скажите, пожалуйста, как называется станица, в которой мы живём?

Дети: Станица называется Новощербиновская.

Вос-ль: Ребята, а где находится наша станица?

Дети: Наша станица находится в Краснодарском крае на Кубани.

Вос-ль: А скажите пожалуйста, а как называется главный город Краснодарского края?

Дети: Главный город это Краснодар.

Вос-ль: А кто из вас знает как зовут губернатора Кр. Края.

Дети: Губернатор- Кондратьев Вениамин Иванович.

Вос-ль: Какое замечательное место наша родная Кубань! Мне на память пришли стихи Кубанского поэта Сергея Иванова.

« Я влюблена в эту землю с детства,

В этот богатый, прекрасный край,

Мне подарили его в наследство,

Жемчуг России, неземной Рай.

Вос-ль: Ребята, а кто из вас знает стихи о Кубани?

1-й ребенок: Ты Кубань, ты наша Родина,

Нет тебя прекрасней,

Нет земли богаче и щедрей,

Ты- жемчужина страны моей.

2-й ребёнок: Ты красив и весел

Щедр ты по – Кубански.

Край хлебов и песен,

Край наш Краснодарский.

Вос-ль: Ребята, поэт не случайно называет наш край Раем. Об этих замечательных местах узнали запорожские казаки, которые жили на Украине. И потянулись на Кубань казаки со своим атаманом, а потом привезли сюда и свои семьи. Стали они не только защищать границы нашей Родины, но и строить себе дома, разводить скот. Казаки жили в посёлках. Ребята, а как назывались эти посёлки?

Дети: Посёлки назывались- Курени.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, чем занимались казаки?

Дети: Казаки состояли на военной службе, занимались разведением лошадей, ловлей рыбы.

Вос-ль: Постепенно казаки стали заниматься земледелием, так как земля на Кубани очень плодородная. Ребята, так что же выращивали казаки?

Дети: Казаки выращивали рожь, пшеницу, овощи, фрукты.

Вос-ль: У каждого казака было своё подворьё. Дома в которых жили казаки назывались хаты. (спросить детей)

Дети: Дома казаков назывались хаты.

Вос-ль: Дети, а как вы думаете, из чего строили казаки свои хаты?

Дети: Казаки свои хаты строили из самана.

Вос-ль: Правильно, казаки замешивали глину с соломой и делали саман. Саман сушили на солнце, а потом из него строили хаты, Хату обмазывали глиной, белили побелкой.

А скажите пожалуйста, чем казаки покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой, камышом.

Вос-ль: Ребята мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые близкие, самые дорогие люди. Скажите пожалуйста, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: Это наши родственники, родычи, предки.

Вос-ль: Правильно дети, близкие предки- это ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. А дальние предки- это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сейчас мы с вами попадем в хату, в которой живёт казачья семья. Но для этого надо нам надеть на голову казачью папаху. Сделать круг, повернуться вокруг себя три раза и сказать:

Вот и попали мы на подворье казака. Дети, обратите своё внимание на то, что подворье огорожено. А кто знает, чем огораживали подворье?

Дети: Казаки огораживали плетнём, а делали его из хвороста и камыша.

Вос-ль: Ребятки, да в этой хате есть хозяева: ( здороваются)

Казачка(девочка) Здравствуйте, хлопчики, и девчата! Милости просим в хату.

Казак (мальчик) Гость во двор – хозяину радость. Будьте как дома.

Вос-ль: Ребята! Обратите внимание, что в казачьей хате, в правом углу висит икона, украшенная рушником. Это святой угол, рушник вышивали из красных и чёрных ниток. Красный цвет означает любовь, радость жизни, а чёрный цвет – означает печаль.

Хозяин с хозяйкой, какая у вас одежда красивая, необыкновенная, расскажите о ней пожалуйста.

Казачка: Мы, казачки, любим наряжаться, носим пышные цветные юбки с оборками и кружевами, вот такие кофточки и яркие шали.

Казак: Это черкесска, на ней есть кармашки для патронов, называются они – газыри. Под черкесской есть рубашка – бешмет. Черкесску я подпоясываю ремешком, на ремешок надевается кинжал, сабля. На голову одеваю папаху из каракуля.

Вос-ль: Спасибо, вам за рассказ. Эту одежду казаки переняли у адыгейцев, людей, которые уже жили на кубанской земле. Ведь у нас на Кубани живут люди разных национальностей (назвать)

Хозяюшка, мы видим у тебя много посуды. Ребята, обратите внимание, что эта посуда отличается от нашей современной. Для приготовления еды брали вот такой чугунок – он тяжёлый – чугунный, но зато каша в нём вкусная, пальчики оближешь. Молоко хранили в глиняной посуде – глэчик, молоко в нём долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. Ну, а чаем угощали из самовара. Дети, вы в детском саду пьёте компот, а казачки его называют – узвар.

Вос-ль: А запомнили ли хлопчики и девчата, как называется посуда?

Дети: Для молока – глэчик

Для теста – макитра.

Суп, кашу – варили в чугунке.

А вот это коромысло, на нём приносили воду, а бельё глади вот этим предметом, называется он – рубель, видите, какой он ребристый, на каталку наматывали мятое полотенце и с силой проводили по нему рубелем – бельё получалось гладким. А это прялка – на ней пряли шерсть , из которой получалась вот такая пряжа, из которой вязали носки, рукавички. А вот это скрынь, так на Кубани называют сундук, в нём хранили одежду. (задать вопросы)

Дети: Ответы детей.

Вос-ль: А я хочу спросить вас хлопчики и девчата, без чего хаты не бывают? И загадка про это есть.

Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают – глотает …(печь)

Вос –ль: Правильно, казачки еду готовили в печи.

Ну, молодцы. Настоящие казачата! Ребята, а вы знаете поговорки о казаках.

Дети: Конь казаку лучший друг.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Сам погибай, а коня выручай.

Вос-ль: А какие традиции есть у казаков?

Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью.

На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.

На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Ребята, сегодня мы узнали очень много интересного о Кубани, о быте и традициях кубанских казаков. Казаки вмести дружно работали, а потом веселились.

Широко льётся по станице удалая казачья песня. Из покон веков кА Кубани любили петь.

Быт кубанских казаков

Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как жили казаки. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи — казаки — запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов.

Обживая земли, казаки строили себе дома (жильё) их называли: мазанки, хаты. Хаты строили из самана. Саман — это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.

Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Для чего?

Белый цвет — это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали вот таким плетнём.

Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно (радушие — сердечное, ласковое отношение к людям). Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником. Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески.

В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

Издавна так повелось, что главный запах Кубани — душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом — солью. Хлеб — соль — символы гостеприимства и радушия.

— Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

— Обратите внимание на посуду, которая стоит на столе:

(Вывешиваются слова на доску и поясняются)

Глечик — сосуд для хранения молока, в нём молоко долго не скисает.

Макитра — крупный сосуд, в котором квасили капусту, держали варенье.

Миска — посуда, из которой кушали всей семьей борщ, вареники. Первым начинал черпать борщ глава семьи мужчина — казак, отец семейства.

Первая посуда была из глины и дерева.Она была праздничная и будничная. Праздничная посуда могла быть из стекла или глиняная посуда украшенная керамикой.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья. Одним из украшений дома — были фотографии на стене.

Чем же угощали на Кубани?

в) — У нас на Кубани угощали не только блинами, но и пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, яблоками. И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай, но вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар. Своим горячим чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

А вот какие чугуны стояли в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда — то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

Одежда казаков.

На голове казака кубанка — головной убор, на нём одет бешмет— рубашка, поверх одевается синий кунтуш (куртка), на ней навешаны газыри, раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно ремень — украшенный металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля, также надеты шаравары и сапоги.

Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку —спидницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками.

Замужние женщины носили платок на голове или шлычки — на волос собранный в узелок одевалась шапочка.

Труд казаков

Кубанская земля славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Из простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавались произведения искусства, но ценность изделия определялась не материалом, а мастерством и фантазией.

Люди занимались гончарным делом. В каждой кубанской семье была необходимая глиняная посуда: макитра, миска, кувшин.

Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли на Кубани горшечниками.

Занимались кузнечным делом — каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли. Плуги, лопаты, вилы и т.д.

Занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были салфетки кружевные.

Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше — для взрослых, поменьше — для детей.

-Хороша хата, но если казак не трудится, то семья останется голодной.

Чем же были заняты казаки.

— Основным промыслом казаков было животноводство.

— Каких животных держали казаки?

Ответ: Они держали коров, коз, овец, гусей, кур, уток.

— Что получали от этих животных?

Ответ: Этот вид промысла давал населению мясо, кожу, меха, молоко, яйца, перо.

— Охота на диких животных, пчеловодство играли важную роль в жизни людей.

— Краснодарский край омывает два моря, какие?

— Поэтому казаки занимались и рыболовством, так как в нашем крае много лиманов, два моря, реки.

В этих водах водилось много рыбы.

— Какие виды рыб вы знаете?

Ответ: Бывает морская рыба и речная.

— Так же казаки занимались выращиванием зерновых культур.

Какие зерновые культуры выращивали на Кубани?

Ответ: В нашем крае выращивали и выращивают пшеницу, овес, ячмень, подсолнечник, кукурузу, рис.

— Деревянной сохой (сельскохозяйственное орудие для вспашки земли), казаки вспахивали землю,

бороной (сельскохозяйственное орудие для мелкого рыхления почвы) (в виде грабель) разравнивали землю,

— а затем становились в ряд, и держа в руках небольшой мешочек с зерном раскидывали его по полю.

(Вывешиваются слова — соха, борона).

— Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни — ни шагу. Песня — целительница, песня — плач, песня — пляска. От всех бед и печалей спасала песня .

— Ребята, первым занялся выращивание риса Дмитрий Жлоба (фото). Это наш земляк.

В 1922 году Дмитрий Петрович Жлоба поселился в станице Павловской и начал освоение Кубанских плавней. Никто не верил, что вековые дебри камыша можно превратить в прекрасные плантации риса. Коллектив под руководством Д.П.Жлобы давал стране тонны риса, вселял веру в огромные возможности мелиорации на Кубани: вот почему помнят кубанцы Д.П.Жлобу, связывают с его именем трудовые победы по освоению бросовых земель плавневой зоны.

— Здесь на кубанской земле выросли и стали известными всей стране крупнейшие ученые: Павел Пантелеймонович Лукьяненко и Василий Степанович Пустовойт (показать портрет), они занимались выращиванием высокоурожайных сортов пшеницы и семян подсолнечника.

Обычаи и традиции

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи.

Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.

Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, пасху.

Основные традиции:

Уважительное отношение к старшим, уважение к женщине (матери, сестре, жене), почитание гостя.

Уважение старшего — одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.

При встрече молодой парубок (парень), казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже не знакомый, мог побить загордившегося молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына.

Казак голоден, а конь сыт. Без коня казак кругом сирота. Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. Жена кланялась в ноги коню, чтобы уберёг мужа. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой конь, а уже за ним шли родные и близкие.

Очень уважали гостей. Гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест, которому нужен был приют, отдых. Гостю отводилось самое лучшее место за столом и на отдыхе. Даже старик уступал своё место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он не ехал. Он никогда не брал еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят, как гостя, накормят и его и коня.

Казак рождался воином, и с появление на свет начиналась его военная школа. Ребёнку дарили подарки: патроны, пули, лук, стрелы, ружьё. Когда ребёнку исполнялось 40 дней, отец сажал его на коня и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у него появлялись зубы, его снова сажали на коня и везли в церковь. В 3 года дети уже свободно ездили на лошади, а в пять скакали по степи.

А мать надевала на шею сына ладанку , в которую была зашита горсть земли и молитва от врага. Эта ладанка была своего рода талисманом, и, считалось, что защищала казака от худого.

Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали. Любили украшать вышивками свою одежду. Мальчики помогали отцу.

Читайте также: