Быть или не быть человечеству кратко
Обновлено: 02.07.2024
Мнение (В.Поляков, д.т.н.): Причины кризиса носят необратимый характер. Они накапливались в прошлом веке, а их разрешение должно произойти в XXI веке. Никакого устойчивого развития экономики и роста всеобщего благосостояния быть не может. Кризис достигнет своего максимума в ближайшие десятилетия. Это естественная ступень развития человечества, через которую придётся пройти с неминуемыми жертвами.
Ситуация обостряется развитием одновременно с экологическим кризисом кризиса системы "человеческое общество".
Разрешение кризисов возможно через локальные войны и не исключена глобальная война. Борьба за выживание на планете грозит глобальной катастрофой. Обостряющаяся борьба за ресурсы при современном росте технического и военного могущества цивилизаций может иметь финалом исчезновение человека с лица Земли.
Для решения проблемы выживания человечества должны изменяться цели общества и способы их достижения. Предстоит мучительный поиск новой экологической ниши, новой нравственности, формирования цивилизации на пути коэволюции с Природой.
Экология выполнила свою задачу, заострив внимание на необходимости спасения человечества. Наш разум должен помочь избежать массового самоубийства.
Реплика: Решения этой проблемы, являющейся единственной проблемой человечества, у ученых, как впрочем, у всех, кроме каббалистов, нет. Значит проблема в том, как можно обратить их внимание на предложения каббалистов. Для этого, не дожидаясь страданий, которые, конечно же, помогут обратить внимание на эти предложения, нам, каббалистам, необходимо всячески облачать свои мысли в приемлемые человечеству формы.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Под цитированной выше иероглифической надписью указан срок - 2003 г. и этот год действительно стал переломным в истории. Это начало Четвёртой Мировой войны США с миром за передел остаточных ресурсов планеты. Это и мощный удар по биосфере. Во время войны в Ираке выброс энергии в биосферу только при взрывах (без учёта пожаров) составлял 10 19 - 10 20 Дж в день, что многократно превышает производство энергии всей биосферой планеты - 1,3 10 18 Дж [3].
- Средняя температура земной поверхности с 1866 по 1997 г. возросла на 0,9 о С, а самые тёплые года за этот период: 2004, 1998, 2003, 2002 года.
- Летом 2004 г. отмечена небывалая за историю скорость таяния шельфовых ледников Антарктиды (ледник Ларсен Б площадью 2850 км 2 откололся и растаял за 35 дней, подняв уровень Мирового океана на 2,5 см); в Северном ледовитом океане площадь ледяного покрытия с 1978 г. уменьшилась на 30 %, а толщина льда - на 1,2 м.
- Сильно замедлилось течение Гольфстрим, обогревающее Европу и, по мнению специалистов, оно может прекратиться в ближайшие годы.
- В Альпах и на Кавказе ледники уменьшились в объёме на половину; у подножия Джомолунгмы отступили на 5 км.
- В 1973-1982 гг. в мире отмечено 1500 природных катастроф, в 1983-1992 гг. - 3500, в 1993-2002 гг. - до 6000.
- Количество пострадавших от природных катастроф с 1990 по 1999 г удвоилось и достигло 188 млн. чел, в 6 раз больше, чем от всех вооружённых конфликтов - 31 млн.
Пора строить Новый ковчег, но дальше разговоров о предотвращении катастроф дело не сдвигается. Зафиксированная Киотским протоколом версия о зависимости изменения климата от возрастания концентрации СО2 и необходимости снижения его выбросов не имеет научных доказательств. Истинная причина роста температуры планеты - повышенное антропогенное производство энергии, вызвавшее изменение энергетических связей в биосфере [3]. Мировое производство энергии давно превысило 20 % от выделения энергии биосферой, что значимо превышает значение порога разрушения биосферных связей. Но сократить производство энергии на планете в десятки раз невозможно, а надежды остановить процессы в сложнейшей термодинамической системе - биосфере не реальны. Затраты миллиардов долларов на снижение выбросов СО2 бесполезны.
Анализ причин экологического кризиса выявил 3 группы [3]: 3 научно-технические (исчерпание пищевых и минеральных ресурсов планеты, например, запасов нефти в мире осталось на 30-50 лет, в России - на 11 лет, перепроизводство в десятки раз энергии и промышленных отходов над биосферными порогами), 3 биолого-психологические (рост народонаселения на планете за век в 3,8 раза до 6,2 млрд., неограниченный рост потребностей людей и технократический образ мышления - надежда на новые технологии) и 3 социально-политические (социальный и масштабный факторы, международная политика, в частности войны).
Причины кризиса носят необратимый характер. Они накапливались в прошлом веке, а их разрешение должно произойти в XXI веке. Никакого устойчивого развития экономики и роста всеобщего благосостояния быть не может. Кризис достигнет своего максимума в ближайшие десятилетия. Это естественная ступень развития человечества, через которую придётся пройти с неминуемыми жертвами.
Для решения проблемы выживания человечества должны изменяться цели общества и способы их достижения. Предстоит мучительный поиск новой экологической ниши, новой нравственности, формирования цивилизации на пути коэволюции с Природой.
- сохранение здоровья нации (не удвоение ВВП, а социальная политика обеспечения благоприятных условий жизни всем гражданам страны);
- развитие человеческого потенциала (воспитание нравственности и глубокое научное образование всех на это способных);
- сохранение своего ресурсного потенциала (это хлеб наших детей!);
- надёжная военная защита границ своей экологической ниши.
Экология выполнила свою задачу, заострив внимание на необходимости самоспасения человечества. Наш разум должен позволить избежать поведения и судьбы лемингов - массового самоубийства.
29 февраля 2000 года, в день когда не стало академика Н.
Н. Моисеева в редакции журнала "Вопросы философии" проходил "круглый стол" по его книге "Быть или не быть человечеству?".
Этой книге он придавал исключительно важное значение. Академик был убежден: если не принять срочных - в масштабе всей планеты - мер, то уже в середине будущего века может разразиться глобальная экологическая катастрофа, чреватая гибелью всего рода человеческого.
Никита Николаевич направил участникам дискуссии обращение, в котором изложил главные мысли своей книги и главные тревоги, глубоко волновавшие его.
Предлагаем Вам полный текст этого обращения, который был опубликован "Независимой газетой" 23 августа 2000 г. - в день его рождения.
Академик Никита Моисеев
Тема, послужившая предметом предстоящей дискуссии, стала особенно актуальной в настоящее время. По моему мнению, человечество на пороге XXI века подошло к такому пределу в своем историческом развитии, который может обозначить некоторый рубеж, отделяющий более или менее благополучную историю рода человеческого от неизвестного и, вероятнее всего, очень опасного будущего. Опасного для судеб наших детей и внуков. Я имею в виду, конечно, не только жителей России. Это относится ко всему планетарному сообществу.
В первую очередь меня заботит судьба России. Наверное, никогда наша страна не была в столь отчаянном положении, как сейчас. Даже в пору Смутного времени в XVII веке ситуация не была более сложной. И если следовать нынешнему ходу событий, экстраполировать в будущее те тенденции, которые мы наблюдаем сегодня, то надо полагать, что народ наш, нашу страну может ожидать толькодальнейшая деградация. Причем во всех направлениях - в области экономики и культуры, в нравственном климате, а особенно в области образования.
Я считаю, что нашему народу надо признать, что обратного пути у нас нет. Надо искать новые дороги. Нужно на новом основании построить новое здание. Но такое основание надо еще разыскать. В том числе и в нашем прошлом, далеком и близком.
И еще нам необходимо поверить в то, что не все потеряно. Почувствовать, что мы не одиночки, что нас много, что у нас общая судьба и что у нас есть то, ради чего имеет смысл идти на жертвы.
Нам нужны новые идеи, планы, публичные дискуссии о путях, которые приведут к рождению новой России, наследницы той, которую мы безвозвратно потеряли. И нам нужно с уважением относиться к нашему прошлому, каким бы горестным оно ни было. Я верю, что мы однажды справимся с нашими бедами и невзгодами. Но нам было бы куда легче жить и работать, если бы мы знали, что во власть придут люди, способные страдать из-за горестного состояния собственного народа, как страдают из-за этого большинство русских людей.
Одной из самых страшных бед современной России я считаю то, что едва ли не четверть русского народа оказалась за границами нашего государства, что многие русские люди превратились в иностранцев, причем нежелательных, в своей собственной стране. В условиях нашего запустения, вечного безденежья помочь этим людям как следует мы не можем. Но обязаны - не перед иностранцами, а перед русскими, перед своей совестью - сказать во всеуслышание: "Мы - разделенная нация!" Сказать всем нашим зарубежным соотечественникам: "Мы, русские, живущие у себя в России, не забыли вас, помним о вас, не отрекаемся от вас и сделаем все возможное для вашего благополучия".
Главный вопрос, который стоит перед всеми нами: есть ли будущее у России, достойное будущее? Нам нужно понять, сможем ли мы вернуться к более или менее благополучному существованию, на какой основе это может произойти и к чему следует стремиться, а что может оказаться пустой иллюзией. Одним словом - что может статься с нами ЗАВТРА?
Очевидно, что, рассуждая о будущем нашей страны, нельзя не учитывать современной международной обстановки. Я думаю, что процессы, которые имели место быть в Советском Союзе и которые привели к катастрофе его распада, а также последующий ход событий нельзя объяснить только слабостью организации псевдосоциалистической экономики СССР, пороками тогдашней власти или ошибочностью выбранного большевиками пути. По моему глубокому убеждению, то, что произошло в нашей стране, - лишь фрагмент общей перестройки мировой системы и прежде всего ее экономической составляющей. Эта перестройка была подготовлена всей предшествующей историей капитализма.
Миропорядок, утвердившийся в послевоенные годы на Западе, иногда принято называть PAX AMERICANA. Такое название не лишено оснований. Даже с учетом активного противодействия Советского Союза оно более всего подходило к описанию планетарного порядка, до недавнего времени игравшего определяющую роль в международной жизни. Этот миропорядок рухнул, как и Советский Союз. И я думаю, что вследствие этого мир надолго потерял стабильность, хотя это обстоятельство не всеми пока осознается. PAX AMERICANA тоже рухнул и, наверное, навсегда. Но, в отличие от того, что было с Советским Союзом, разрушение PAX AMERICANA происходит пока без видимых катаклизмов. Однако под ковром уже идет жестокая война, и исход ее неотвратим.
Вся планета, как и наша страна, находится на пороге неизвестности и непредсказуемости. Можно лишь утверждать с достаточной долей уверенности в своей правоте, что планета и мировое сообщество вступают в новую стадию развития. Человечество превращается в основную геологообразующую силу. Необходимо признать также, что в результате человеческой деятельности нарушилось естественное равновесие природных циклов, восстановить которые известными нам методами невозможно. Деятельность человечества, вероятнее всего, ведет к деградации биосферы и неспособна гарантировать существование Человека в ее составе.
Причина этого заключается в том, что антропогенная нагрузка на биосферу стремительно возрастает и, вероятно, близка к критической. Человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг - и человечество сорвется в пропасть. Одно необдуманное движение - и биологический вид Homo Sapiens может исчезнуть с лица Земли. При этом глобальная экологическая катастрофа может подкрасться совсем незаметно, совершенно неожиданно и столь внезапно, что никакие действия людей уже ничего не смогут изменить.
Хочу подчеркнуть, что такая катастрофа может случиться не в каком-то неопределенном будущем, а, может быть, уже в середине наступающего XXI века.
Изменения, происходящие в окружающей Человека среде, диктуются как оскудевшей Природой, так и изменением цивилизационной парадигмы - постепенным превращением нашей планеты в "единый дом". Люди во всех странах мира оказываются все более зависимыми друг от друга. И такая тенденция становится все более явной и неодолимой. У всех людей возникает все больше общих интересов, главный из которых - сохранить на Земле человечество.
Проблемы взаимодействия человечества с Природой постепенно оказываются предметом большой политики. Противоречия, о которых в начале XX века даже не подозревали, становятся все более острыми и опасными. Стремление к их преодолению могло бы сделаться главным побудительным мотивом для конкретных действий руководящих государственных деятелей. В современных условиях для всей популяции Homo Sapiens становится жизненно важным наиболее полное раскрытие творческого потенциала личности. Поскольку назревающий экологический кризис, грозящий перерасти в глобальную катастрофу, вызван развитием производительных сил, достижениями науки и техники, то и выход из него немыслим без дальнейшего развития этих составляющих процесса цивилизации. Для того, чтобы найти такой выход, потребуется предельное напряжение творческого гения человечества, бесчисленное количество изобретений и открытий. Поэтому необходимо как можно скорее максимально раскрепостить личность, создать возможности для раскрытия своего творческого потенциала любому способному к этому человеку.
Хочу подчеркнуть, что, по моему мнению, новая цивилизация должна начаться не с новой экономики, а с новых научных знаний и с новых образовательных программ. Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы. Новые моральные принципы должны войти в кровь и плоть Человека. Для этого необходимо не только специальное, но и гуманитарное образование. Я убежден, что XXI век будет веком гуманитарного знания, подобно тому, как XIX век был веком пара и инженерных наук.
В заключение я выражаю благодарность организаторам "круглого стола" за проявленную инициативу и надеюсь, что у вас найдутся достойные последователи.
Лицензия на издательскую дея тельность ЛР № 0401 73 от 15 декабря 1996 г .
Бумага офсетная . Печать офсетная . Усл . печ . л . 16,74
Отпечатано с оригинал - макета в ГУП ИПК " Ульяновский Дом печати " 432601, г . Ульяновск , ул . Гончарова , 14
У Вас в руках книга , написанная человеком , который после Московского
Государственного университета в 1941 году ушел на фронт защищать свободу и
независимость своей Родины — Советского Союза и , вернувшись с Победой в чине
капитана Советской Армии , поступил на слу жбу Нау ке , где прошел путь от
младшего научного сотру дника до , выражаясь военным языком , маршала . Никита
Николаевич Моисеев стал действительным членом Академии наук СССР , а теперь
является действительным членом Российской Академии наук .
В 1983 году академик Моисеев с группой сотрудников проверил гипотезу ,
выдвинутую американским уче ны м Карл ом Саганом , о вероятных последствиях
широкомасштабной ядерной войны и на математических моделях подтвердил
предсказание о том , что если бы такая война произошла , на Земле возникла бы
" ядерная ночь ", а затем " ядерная зима ". В результате этих работ люди по иному
стали относиться к проблеме гонки ядерных воору жений .
Книга Н . Н . Моисеева " Быть или не быть . человечеству ?", по - моему мнению ,
заслуживает того , чтобы ее прочитали и осмыслили , по крайней мере , те жители
Земли , которым не безразличны судьбы их детей и внуков . Может быть , после
ознакомления с этой книгой люди буду т по иному относится к проблемам
назревающего экологического кризиса , который " несет в себе уг ро з у не
одномоментной гибели людей в результате ядерного катаклизма , а вероятность еще
более мучи тельно го исчезновения всего Рода Человеческого ".
Основное содержание этой книги , сут ь ее главного послания заключается в
предупреждении о вероятности глобальной экологической катастрофы . Автор
утверждает , что человечество не переживет XXI век , если не изменит
кардинальным образом свое поведение в планетарном масштабе . Он ссылается при
этом на объективные данные о современном состоянии окружающей человека
среды . Приводимые им расчеты свидетельствуют о том , что такие негативные
явления , как загрязнение воды , возду ха и земной поверхности от ходами
человеческой жизнедеятельности , изменение планетарного климата под
воздействием антропогенных нагрузок на биосферу , деградация человеческого
генофонда вследствие алкоголизма , наркомании и других губ ите ль ных социаль ных
недугов , уже в середине будущего столетия могу т достичь таких уровне й , при
которых дальнейшее существование биологического вида Homo sapiens окажется
Однако , ни в Организации Объединенных Наций , ни в каких - либо других
международных организациях в таком аспекте экологические проблемы не рас -
сматриваются . И ни одно правительство в мире не принимает , насколько это
известно , адекватных практических мер для предотвращения глобальной эколо -
В отличие от других учены х , также предупреждающ их о вероятности глобальной
экологической катастрофы в XXI веке , автор представляемой книги высказывает
неординарные идеи и предложения о способах ее предотвращения . Наверное ,
сейчас никто не может представить на су д мировой общественности конкретную
программу действий , которые могли бы гарантировать избавление человечества от
нависшей угрозы самоуничтожения . Поэтому весьма актуальным является
предложение автора начать широкую творческую дискуссию о том , как следу ет
обустроить наш общий дом — биосферу , чтобы он оставался пригодным для жизни
Академик Моисеев полагает , что пока еще возможно предотвратить перерастание
назревающего экологического кризиса в глобальную катастрофу . Человек должен
" осознать свою принадлежность не только своей семье , стране и нации , но и всему
планетарному сообществу . Человек должен почу вствовать себя членом этого сооб -
щества и принять на себя ответственность за су дьбу всего человечества , за жизни
При таком ус л ов ии современные экологические проблемы , возможно , могли бы
быть решены . Когда такой Коллективный Разум утве рдитс я на планете , он мог бы
стать спасителем человечества , но сейчас следует , по - видимому , полагаться не на
сознание людей , а на коллективный инстинкт выживания . На заре человечества
этот инстинкт " вразумил " наших далеких предков ввести и соблюдать запрет на
уби йст во соплеменников , предотвративший их взаимное уничтожение . Этот ин -
стинкт может по будит ь и современных людей прекратить перед лицом
смертельной опасности все ссоры и раздоры и в общей молитве — в каких бы
словах и на каком бы языке она ни произносилась — просить Всевышнего явить
людям свет в конце тоннеля и ниспослать им силы , необходимые для того , чтобы
На таком фундаменте зиждется моя вера в способность человечества обеспечить
свое буду ще е и решимость поставить свой разум , труд и волю на службу этой цели .
Я призываю читателей разделить со мной эту веру и эту решимость .
Да поможет Бог тем , кто верит в Него , а тем , кто не верит — пусть ЭТА КНИГА
Предлагаемая читателям книга представляет собой краткое изложение моих
размышлений , опубликованных в девяностые годы в нескольких книгах .
При подготовке текста я стремился по возможности упр ости ть излагаемый
материал настолько , чтобы он был понятен не только студентам , молодым
специалистам или преподавателям , не имеющим специальной подготовки в
области физики и математики , но и любому человеку , интересующемуся
проблемами , с которыми встретилось человечество на пороге третьего тысячелетия
В книге рассматриваются проблемы очень далекие от основной моей профессии —
прикладной математики , и читателю может показаться несколько странным , что
физикалист решился обсуждать не свои проблемы . Но в этом есть определенная
логика , и может оказаться , что в наше время естественные науки станут ключом к
решению проблем чисто гуманитарных . Мой пу ть от изысканий в области теории
систем к области биосферных процессов и социальных проблем пролегал через
Деятельность Вычислительного Центра Академии наук СССР , где я начал работать
в середине 50- х годов , была ориентирована на решение математических задач ,
возникающих в аэрокосмической области . Однако через десяток лет в нашей
деятельности начали назревать некоторые перемены , которые , как мне кажется ,
были связаны с дву мя обстоятельствами . Во - первых , Советский Союз добился
ракетно - ядерного вооружения со странами американского блока , и военные
ведомства стали терять интерес к разработкам пилотного типа , для научного об -
служивания которых был создан наш Центр . Во - вторых , оборонные отрасли
промышленности обз авелись собственными весьма квалифицированными
научными базами , и обращений за помощью к Академии наук становилось все
В связи с этим Президент Академии наук М . В . Келдыш призвал расширить поле
деятельности Центра . И у нас появились исследовательские груп пы , которые стали
работать в совершенно новых областях : моделирование процессов в экономике ,
программные методы управ лени я , машинное распознавание образов и т . д . В те
годы я познакомился с дву мя замечательными представителями отечественной
науки , оказавшими значительное влияние на выбор новых направлений
деятельности нашего Центра и на мою научную су дьбу . Одним из них был
известный советский почвовед В . А . Ковда . Он работал тогда в штаб - квартире
ЮНЕСКО и во время моего довольно длительного пребывания в Париже помог
мне ознакомиться с деятельностью Римского Клуба по изучению так называемых
глобальных проблем , в том числе связанных с биосферой как некой
целостностью . Другим был один из крупнейших русских биологов Н . В . Тимофеев -
Ресовский . Он настоятельно рекомендовал мне изуч ить основные работы В . И .
Вернадского , посвященные но - осферной проблематике . Он полагал , что
исследование биосферы как целостной системы без математического
моделирования невозможно , и поделился со мной рядом интереснейших
В 1983 году американский астрофизик Карл Саган опубликовал в жу рнале " Амбио "
возможной крупномасштабной ядерной войны и высказал гипотезу о том , что в
результате серии взрывов ядерных бомб и снарядов на Земле может ус т ан ов и ть ся
ядерная ночь и , как следствие , ядерная зима . Наш коллектив был тогда
единственной организацией в мире , располагавшей системой моделей ,
достаточных для численных оценок , и необходимой информацией для того , чтобы
проверить гипотезу Сагана . Соответствующие расчеты , проведенные нами летом
1983 года , полностью подтвердили справедливость гипотезы американского
Но , самое важное , нами было установлено , что после возмущений , вызванных
серией ядерных взрывов и пожарами , имитированными на наших моделях , новое
квазиравновесие , которое могло бы возникну ть в биосфере примерно через год
после виртуальной катастрофы , оказалось бы существенно отличным от ее
предшествующего состояния , а также от того , при котором зародилось
человечество . Мы пришли к выводу , что в такой новой биосфере Человек не смог
В последующие годы в нашем центре был проведен ряд расчетов , показавших
огромные возможности методов компьютерной имитации биосферн ых процессов ,
и у меня и моих коллег сформировалась уверенность в том , что наука в принципе
способна установить такую систему запретов , соблюдение которых гарантировало
бы необходимые усл ов и я для дальнейшего развития человечества . Но возник
вопрос , сможет ли человечество смириться с теми ограничениями , которые реко -
мендовала бы установить нау ка . Хватит ли у человечества силы воли преодолеть
генетический атавизм и принять новую нравственность , необходим ую для того ,
довало проводить в гуманитарной области . Без таких исследований вся наша
технология и новые математические методы моделирования теряли всякий смысл .
И я понемногу стал заниматься разработкой той теории , которую позднее назвал
универсальным эволюционизмом . Разработка этой теории получила определенное
признание , и в 1996 году я был удос тоен за нее премии имени академика Петра
Предлагаемая работа — это книга для чтения , подобная тем , которые издавались в
России в дореволюционные времена для массового , но достаточно образованного
читателя . В ней мне хотелось предельн о просто , насколько это возможно , выразить
мое видение современной планетарной ситуации . Хотя положение на Земле , по
моему мнению , приближается к катастрофическому в энвайронментальной области
и является достаточно сложным в сфере международных экономических и
политических отношений , я не разделяю алармистские оценки и настроения . Моя
главная цель — убед ить читателей в том , что у человечества пока еще есть
возможность избежать глобальной катастрофы и сделать осознанный выбор своего
дальнейшего пути . В связи с этим я полагаю необходимым кратко описать
стержневые события , которые происходили в Природе и в Обществе в прошлые
исторические эпохи . Необходимо рассмотреть также главные события , кото рые
совершаются на наших глазах , проанализировать процесс развития научных
методов познания Мира , разъяснить мои представления о том , с какими
проблемами человечество может встретиться в ближайшем буду щем . Кроме того , я
хочу представить на суд читателей некоторые сценарии общественного развития в
Рассказать обо всем этом в одной книге — проблема , бесконечно трудная и
рассказать так , чтобы неискушенные в естественных науках и других
казалась почти неразрешимой . Но все же я рискнул сделать такую попытку и после
долгих раздумий выбрал предлагаемый порядок изложения моих су ждений по
упомян утым темам , опирающийся на определенную логику , которая , надеюсь ,
Публику я эту книгу , я надеюсь сделать что - то полезное для энвайронментальной
образованности заинтересованных в этом людей . При этом я преследую не только
научные и просветительские , но и практические цели . Сейчас рождается
всепланетарное " Зеленое движение " и связанное с этим глобальное понимание
характера взаимоотношений Человека и Природы . Это ново е , причем
гуманитарное мировосприятие , естественно , не может не влиять на практическую
деятельность людей , учас тв ующи х в этом движении . Система взглядов таких
людей , по - моему , должна иметь научный , в том числе философс кий фундамент .
Кроме того , во многих странах в настоящее время идет интенсивная работа над
проектом Хартии Земли . Решение о разработке такого доку мента было принято на
конференции РИО +5, проведенной в марте 1997 го да известной международной
организацией " Совет Земли ". Эту работу , к сожалению , ведут преимущественно
политики и экономисты . А должны были бы разрабатывать такой документ также
уче ные , в том числе философы , поскольку он должен учитывать не только
политические и экономические , но и нравственные и идеологические факторы .
Доверять эту работу одним политикам и экономистам , по - моему , просто опасно .
Во всяком случае , тем из них , которые не одарены способностью видеть хотя бы на
Политику , и все с этим связанное , я считаю в некоем смысле вторичным ; это —
лишь некий способ существования вида Homo sapiens, су дьба которого должна
быть главной и общей заботой людей . Если Человек не найдет нужного ключа к
своим взаимоотношениям с Природой , то он обречен на погибель . Каковы бы
не были полити ка , демократия , государственное устройст во , желания и
Хочу зара нее предупредить читателей этой книги о том , что они не найдут в ней
конкретных рецептов для спасения человечества . Да таких рецептов и не может
В связи с этим мне хотелось бы обратиться ко всем тем , кто думае т об экологии
Человека , с призывом начать глубокую творческ ую дискус сию по энвайронмен -
тальным проблемам с участием не только профессиональных философов ,
обществоведов и уч е ны х , занимающихся методологическими проблемами
естествознания , но и всех тех , кто считает важным утверждение в умах юношества
определенных мировоззренческих ус тан ов ок , которые способствовали бы лучшему
пониманию проблем , возникших перед человечеством , и поискам решений таких
Предлагаемая вниманию читателей книга не могла бы выйти в свет без активного
участия моего дру га и помощника Алексея Петрухина . Он предложил саму идею
написания этой книги , разработал несколько вариантов ее структуры , проделал
основательную работу по редактированию текста , а также - что особенно важно в
современных российских услов ия х - провел энергичные поиски средств , в том
Спонсором издания этой книги является ЗАО " Корпоративное развитие
нетрадиционных технологий в регионах " — президент Александр Миронов .
Большую работу по техническому оформ лению рукописи проделали сотрудники
АО " Интердиалект +", возглавляемого его президентом Эдуардом Баранчее - вым .
При подготовке макета книги на компьютере неоценимую помощь оказали супруг а
Во многом дополняет и расширяет представление о предмете, выраженное в предыдущей книге "Судьба цивилизации. Путь разума" (1998) с небольшими повторами некоторых мест.
P. S. Если не верить в "универсальный эволюционизм" и прочие теории "самоорганизации" и помнить о Промысле Божием и попущениях Его, читать вполне можно
Главу 3 части 4 "ЗАРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" можно не читать. Полный дарвинизм. Как и 4-ю "ДУХОВНЫЙ МИР".
Читайте также: