Буржуазное право франции кратко

Обновлено: 05.07.2024

2. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ВО ФРАНЦИИ

1. Буржуазная революция 1789-1794 гг. и ее
основные этапы.
2. Формирование буржуазного государства в
ходе революции:
а) “Декларация прав человека и гражданина”
1789 г.
б) Конституция 1791 г.
в) Государственный строй в период
якобинской диктатуры.
Конституция 1793 г.

3. Расстановка классовых сил накануне революции

4. 3 этапа Французской буржуазной революции

I период – господство
конституционалистов –
блока крупной
финансовой буржуазии и
либерального дворянства
III период – господство
широкого блока
революционно –
демократических сил
– якобинцев
II период – господство
жирондистов – более
радикальных слоев
крупной и средней
торгово –
промышленной
буржуазии

7. Клятва в зале для игры в мяч

Декларация прав человека и гражданина
(август 1789 г.)
права человека, естественные и
неотъемлемые
свобода
собственность
безопасность
сопротивление
угнетению
Состоит из 17 статей
Любая власть в государстве, в
том числе и королевская,
рассматривалась как
производная от воли нации.
Общество имело право
требовать отчета от каждого
должностного лица по
“вверенной ему части
управления” (ст. 15).

Конституция 1791
Высший орган – Национальное собрание
Избирательное право
Содержание преамбулы (краткое вступление)
Пассивные граждане
отменялась сословные
отличия и дворянские
титулы,
ликвидировались
цехи и
ремесленные
корпорации
упразднялась система
продажи и наследования
государственных
должностей и иные
феодальные установления
75%
Активные
граждане
идея равенства: “Ни для какой части нации, ни для одного
индивида не существует более особых преимуществ или
изъятий из права, общего для всех французов”.
Король рассматривался как
верховный глава государства
и исполнительной власти, на
него возлагалось
обеспечение общественного
порядка и спокойствия
Конституция ввела для активных граждан
два условия:
1) быть включенными в список
национальной гвардии муниципалитета
2) принести гражданскую присягу.
Конституция окончательно закрепила
сложившееся в ходе революции новое
административное деление Франции
на департаменты, дистрикты (округа),
кантоны.
Конституция предусмотрела
введение во Франции
неизвестного ранее института
присяжных заседателей

14. Второй этап революции (август 1792 – июнь 1793 гг.).

• 10 августа 1792 г. король был отрешен от престола и
заключен в тюрьму Тампль.
• 17 августа 1792 г. учрежден Чрезвычайный уголовный
трибунал (гильотина на пл. Карусель).
• 26 августа 1792 г. двухстепенные выборы Национального
Конвента на основе всеобщего мужского избирательного
права.
• С 21 сентября 1792 г. новое летосчисление.
• Декрет 25 сентября 1792 г. : Франция - республика,
единая и неделимая.
• 21 января 1793 г. казнен Людовик XVI.

16. Партийный состав Конвента

Конституция 1793
Не введена полностью.
Из 83 департаментов
только 24
контролировались
Правительством
быстро разработана и принята, вынесена на референдум
I часть: Декларация прав человека и гражданина
Против
II часть: 122 статьи Конституции
2 вида нормативных актов
декреты
законы
За
Высший орган – Национальное Собрание
Закреплено всеобщее мужское избирательное право
В колониях Франции отменено рабство
Демократический способ формирования
правительства:
от каждой области представитель; из 83
путем жеребьевки выбирают 24 человека,
через год Правительство должно быть
сменено на 1/2

Система органов власти Якобинской
диктатуры
Конвент
Мероприятия якобинцев
высший гос.орган
Система комитетов
Решение аграрного
вопроса
(ликвидация
крупного
землевладения)
Отражение иностранной
интервенции
(удалось сформировать
армию -1 млн.чел.
Комитет
общ.спасения
min 9 - max 16 человек
Основной руководящий
орган якобинцев
Комитет
общ.безопасности
Борьба с Контрреволюцией
находил
наказывал
Революционный трибунал
Карательный орган
Специальные комиссары конвента
Революционные комитеты на местах
Свыше 40.000
Органы революционной пропаганды
8 тыс.филиалов

Комитет общественного
спасения
(апрель 1793г.)
• Руководство внешней
политикой страны,
внутренней и внешней
обороной
• Осуществление контроля
над другими госорганами
страны
• Составление списков
кандидатов в другие
комитеты
Комитет общественной
Безопасности
(октябрь 1792)
• Расследование
контрреволюционных дел
• Арест и предание суду
врагов республики

20. Социально – экономические мероприятия якобинцев.

21. Декрет конвента о Революционном трибунале 10 июня 1794 года

22. 27 июля 1794 года (9 термидора)

23. Якобинская диктатура

24. Дальнейшее развитие государственного строя Франции в период нового времени


Директория (1795 – 1799 гг.)
Консульство (1799 – 1804 гг.)
Первая империя (1804 – 1814 гг.)
Реставрация Бурбонов (1814 – 1830 гг.)
Июльская монархия (1830 – 1848 гг.)
Вторая республика (1848 – 1852 гг.)
Вторая империя (1852 – 1870 гг.)
Парижская Коммуна (18 марта – 28 мая 1871 г.)
Третья республика (1870 – 1940 гг.)

27. Институционная система

28. ПАНДЕКТНАЯ СИСТЕМА

29. Сравнительная характеристика документов Французской буржуазной революции

Параметры сравнения
Форма правления
Форма терр. устройства
Законодательная власть
Исполнительная власть
Институт главы государства
Судебная власть
Права и свободы
Избирательное право
Декларация
1789 г.
Конституция
1791 г.
Конституция
1793 г.

Первый гражданско-процессуальный кодекс Франции, устанавливающий процедуру гражданского судопроизводства для всех инстанций, был издан в 1806 году. Исключение составляли лишь кассационный и третейский суды: на них действие закона не распространялось. В основу документа лёг ордонанс о гражданском правосудии от 1667 года, обусловивший характер нового кодекса.

Новый гражданско-процессуальный кодекс (ГПК) получился слишком громоздким и неудобным в применении, т. к. требовал издания большого количества процессуальных документов и соблюдения не меньшего количества сложных формальностей.

Становление трудового права

История трудового права во Франции представляет собой процесс длительный и непростой. Она началась с конфликтов между работниками и работодателями, отказывающимися хоть немного улучшить условия труда. Очень быстро противостояние достигло масштабов, требующих вмешательства государства. Именно в этот период власти задумались над разработкой трудового законодательства.

Первые попытки пресечения организованного рабочего движения были предприняты в 1791 году: согласно принятому закону Ле Шапелье, были запрещены собрания рабочих с целью обсуждения условий труда, стачки, объединения лиц по профессиональному признаку. Спустя двадцать лет, в 1810 году, в уголовный кодекс (УК) были перенесены все основные положения этого закона.

Разрабатывать трудовое законодательство начали в первые годы после французской буржуазной революции (1789 год). Уже в начале XIX века, в соответствии с основным положением Гражданского кодекса Франции 1804 г., трудовые отношения становятся частью свободы заключения контрактов. Теперь между работодателем и наёмным рабочим должен был заключаться договор по одному из трёх направлений:

  • наём людей для оказания услуг другому лицу за вознаграждение;
  • наём временных рабочих и слуг;
  • наём подрядчиков (каменщиков, плотников и т. п.).

Однако законность свободе формирования рабочих объединений с целью защиты экономических прав придали лишь в 1884 году во времена Третьей республики.

Третья Французская республика – период в истории Франции с 1870 до 1940 г.

Справедливости ради следует отметить, что правительство Третьей республики делало уступки рабочему классу в вопросах регулирования труда.

Начиная с 1890 года запрещалось произвольно увольнять рабочего: об увольнении необходимо было заранее предупреждать, а в случае незаконного увольнения рабочей через суд мог потребовать возмещение ущерба.

В 1898 г. был принят закон, в соответствии с которым предприниматель нёс ответственность за производственный травматизм рабочих.

Трудовое законодательство как часть французской правовой системы начало формироваться лишь на рубеже XIX-XX веков.

Уголовное право

Буржуазная революция во Франции привнесла значительные изменения в уголовное право, перестроив его по новому буржуазному типу. В 1791 году был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), отличавшийся простой и чёткой системой.

Первая часть кодекса была посвящена описанию наказаний, которые должны были применяться исключительно на основании закона. Из нового закона были изъяты типичные для феодального периода наказания, связанные с членовредительством, однако в целом карательные меры за многие преступления оставались достаточно суровыми.

Публичная смертная казнь полагалась за более чем 40 преступлений. Были узаконены каторжные работы, ссылки, различные виды тюремного заключения, включавшие и длительные сроки пребывания в одиночной камере, а также меры, направленные на лишение человека чести, его публичное предание позору или осмеянию (выставление в ошейнике у позорного столба, проведение по улицам города без одежды либо вымазанном в смоле и перьях и т. д.)

Во второй части кодекса давался исчерпывающий перечень преступных деяний, которые следовало рассматривать как преступления. Эта часть также отличалась прогрессивностью по сравнению с уголовным правом феодального периода. Так, из списка преступлений были исключены деяния религиозного характера, а меры наказания стали соответствовать характеру совершенного преступления.

Важной отличительной чертой УК 1791 года является чёткое соотношение конкретного наказания конкретному преступлению, что полностью исключало произвол и злоупотребления судом при выборе меры наказания. Эта отличительная черта нового закона полностью отражала победу буржуазного законодательства над прежней дореволюционной системой судопроизводства, пронизанной казуистикой, делавшей её совершенно неэффективной, а также подверженной злоупотреблениям королевских судей.

Согласно новому УК, все преступления следовало делить на две группы:

  • совершённые против частных лиц;
  • совершённые против публичных интересов.

В свою очередь преступления, совершённые против личных интересов, подразделялись на дополнительные категории:

  • против личности;
  • против собственности.

Большая часть статей закона была посвящена охране собственности: этому вопросу были отведены 48 статей из 125.

Особенности Уголовного кодекса времён Наполеона

В период правления Наполеона во Франции был разработан новый Уголовный кодекс 1810 года. Многие внесённые в него изменения были признаны регрессивными, возвращающими право Франции в дореволюционные времена, однако в целом, если учитывать реалии того времени, документ признается вполне прогрессивным. Этот документ провозглашал (хотя и формально) равенство граждан перед законом, чётко описывал критерии преступления, а также полагающийся круг наказаний.

Структура кодекса была усложнена, но придерживалась структуры закона 1791 года. Документ содержал вступительную часть и четыре книги. Преамбула и первые две книги представляли собой общую часть уголовного законодательства, в которой излагались основные понятия и принципы уголовного права. Третья и четвертая книги представляли собой особенную часть, содержащую конкретный перечень преступных деяний и определяемые за их совершения виды и меры наказания.

Кодекс содержал множество прогрессивных нововведений. В частности, в нём:

Кодекс чётко определял круг возможных наказаний. С одной стороны, здесь наблюдался явный прогресс в сравнении с аналогичным документом 1791 года, поскольку были отменены многие отличавшиеся чрезмерной жестокостью наказания эпохи феодализма. С другой – были восстановлены наказания, отменённые в 1791 году, в частности пожизненная каторга, выселение для пожизненного проживания в колонии, смертная казнь с предварительным отсечением руки, гражданская деградация, также было введено клеймление в качестве дополнительной позорящей меры наказания.

К разряду мучительных наказаний относились:

  • смертная казнь (мера не применялась к подросткам до 16 лет и беременным женщинам);
  • каторжные работы, которые могли быть временными, начиная от пяти лет до пожизненных;
  • помещение в смирительный дом;
  • насильственное переселение в колонии.

В качестве дополнения к мучительным наказаниям могли применять выставление в ошейнике у позорного столба, клеймление, изгнание, гражданскую деградацию (пожизненное лишение человека всех занимаемых постов, а также всех прав гражданина Франции, закреплённых в ст. 28 УК).

К исправительным наказаниям, в соответствии с кодексом, относились:

  • тюремное заключение сроком от 6 дней до 6 лет;
  • шарфы с конфискацией имущества;
  • лишения части политических, гражданских и семейных прав.

К мерам полицейского наказания относились тюремное заключение сроком от пяти дней либо штраф с конфискацией.

Кодекс предусматривал смягчение наказания некоторым группам лиц. Так, в соответствии с ним, лица возрастом моложе 16 лет должны были подвергаться более мягким формам наказания либо вообще освобождаться от него. Стало возможным освобождать от ответственности за содеянное лиц, совершивших преступление под принуждением либо в состоянии безумия. Однако кодекс 1810 года не определял нижнюю планку возраста для привлечения к уголовной ответственности. Эта поправка была внесена в УК только в 1912 году. Согласно ей, от уголовной ответственности освобождались дети моложе 13 лет.

Отдельные статьи кодекса посвящались ответственности лиц за соучастие в преступлении. К соучастникам отнесли укрывателей, пособников, подстрекателей. Зная о готовившимся или совершенном преступлении, гражданин должен был сообщать об этом в соответствующие инстанции, в противном случае его можно было привлекать за соучастие. Если преступник попытался совершить преступление, но какие-либо внешние обстоятельства (а не его желание) воспрепятствовали воплощению деяния, это действие квалифицировалось как покушение на преступление и приравнивалось к преступлению завершённому.

Повторное преступление (рецидив) влекло ужесточение наказания. Так, например, если лицо совершало повторное преступление, за которое полагалось выставление к позорному столбу, то его приговаривали к более жёсткому наказанию – заключению в смирительный дом. Если за второе преступление полагалось заключение в смирительный дом, то его приговаривали к срочным каторжными работам с обязательным предварительным клеймлением. Если второе преступление предполагало пожизненную каторгу, то преступника приговаривали к смертной казни.

В законодательстве начала XIX века оставалось ещё множество пробелов. Так, например, ещё не были разработаны общие вопросы, посвящённые определению формы вины, давности и совокупности преступлений.

Перечень преступлений выделял правонарушения публичные, направленные против безопасности общественного спокойствия, имперской конституции, безопасности государства и частные, направленные против частных лиц и их собственности.

Публичные интересы выносились на первое место, а вопросы их защиты рассматривались как более важные. К преступлениям, направленным против общественных интересов, относилось:

  • измена;
  • шпионаж;
  • попытки ниспровержения существующего строя, а также изменения образа правления;
  • попытки покушения на императора и членов его семьи;
  • политическая агитация, выражающаяся в расклеивании листовок, публичных выступлениях с призывами к изменению внутреннего строя либо угрожающими внешней безопасности.

Большая часть статей в разделе о деяниях и проступках против частных лиц посвящалась защите имущества. Жёстко наказывались кражи: в большинстве случаев наказанием являлись срочные каторжные работы, нередко – пожизненные. Кодекс ввёл жёсткие уголовные меры наказания, направленные против бродяжничества, нищенства, против лиц, не имеющих определённого места жительства. Также были запрещены любые объединения рабочих и их выступления.

Судебный процесс

В 1811 году во Франции был введён в действие уголовно-процессуальный кодекс, принятый ещё в 1808 году. Этот документ стал итоговым в преобразовании уголовного процесса. Он разграничил обвинение и следствие. Суд стал проходить в две стадии: дознание и суд с вынесением приговора. На первой стадии следственные судьи осуществляли дознание, опрашивая свидетелей, обвиняемого, проводили следственные эксперименты, совершали осмотр места преступления. На этой стадии все действия дознавателей являлись тайной, и защитники к участию не допускались. Следственные судьи обладали очень широкими полномочиями, спектр которых расширился ещё больше после изменения законодательства в 1856 году. Вторая стадия представляла собой непосредственно судебное разбирательство с целью вынесения приговора. Подсудимый имел право на адвоката. Со стороны обвинения выступал прокурор. После его выступления адвокат имел право на ответное слово. Само судебное разбирательство строилось на принципах гласности, устности и состязательности.

После того, как были заслушаны все доводы обвинения и защиты, присяжные заседатели выносили вердикт. При этом единогласия во мнении от присяжных не требовалось: достаточно было простого большинства голосов. Согласно законодательству, присяжных было 12 человек. Начиная с 1845 года квалификационным большинством признавалось единое мнение восьми заседателей. На роль присяжных могли претендовать лица старше 30 лет, обладающие гражданскими и политическими правами. В число присяжных не могли входить лица, принимающие участие в деле в качестве свидетеля, переводчика, эксперта, должностного лица исправительной полиции.

После заслушивания сторон обвинения и защиты, но перед вынесение решения присяжными, председательствующий суда выступал с речью, в которой подводил итоги всех стадий разбирательства: фиксировал внимание присяжных на выдвигаемых обвинениях и доказательствах, а также чётко формулировал вопросы, на которые присяжные должны были дать ответ.

Дела о полицейских правонарушениях рассматривались единолично мировым судьёй. Дела о проступках разбирались судом исправительной полиции, состоявшим из трёх профессиональных судей. В стране действовали Апелляционный суд с присяжными заседателями, а также Кассационный суд, являющийся высшей судебной инстанцией.

Континентальная система права

  1. Кодификации точнее всего сумели отразить потребности современного капиталистического общества.
  2. Сама идея кодификации для большинства стран Европы была знакома, т. к. была унаследована из римского права.
  3. Немаловажную роль сыграла языковая близость стран Европы и Латинской Америки (романская основа).

Континентальное право на основе кодификации окончательно утвердилось в этих странах под влиянием кодексов Наполеона. По мере расширения колониальных владений Франции, Германии и иных метрополий с утвердившейся моделью континентального права ширился и круг стран, внедрявших эту систему на своих территориях (например, колонии Франции в Северной Африке).

Основные принципы современного континентального права

Современное континентальное право объединяет правовые системы большинства Европейских стран, включая Российскую Федерацию (РФ). Эта система в корне отличается от права англосаксонского. Ещё со времён Наполеона основным источником континентального права был признан закон, в соответствии с которым следовало принимать подзаконные акты. Вся правовая система была разделена на отрасли, а они в свою очередь на две подсистемы: частного права и публичного.

К области публичного права относятся:

  • конституционное;
  • уголовное;
  • административное;
  • международное публичное.

К области частного права относят:

  • семейное;
  • гражданское;
  • трудовое;
  • международное частное.

Важной отличительной чертой континентальной правовой системы является жёсткое разделение деятельности органов власти на законодательную и правоприменительную. Монополией на законотворчество обладают законодательная ветвь власти. Главным государственным законом является писанная конституция. Судебные органы не являются самостоятельным источником права: они представляют собой самостоятельную правоприменительную ветвь власти.

Предпосылки возникновения Французской буржуазной революции

Вторая половина ХVIII века во Франции характеризуется кризисом и падением феодального строя, постепенным развитием капиталистических производственных отношений, которым препятствовал господствовавший в стране абсолютизм.

Предпосылками к росту недовольства у населения послужили следующие обстоятельства:

  1. Феодальные отношения в деревне тормозили расширение внутреннего рынка. Торгово-промышленная буржуазия и крестьяне были заинтересованы в ликвидации феодальной собственности.
  2. Цеховые и корпоративные ограничения, мелочная регламентация тормозили свободу предпринимательской деятельности и совершенствование производства. И буржуазия, и трудящиеся были заинтересованы в ликвидации цехового строя, торговых монополий, в отмене внутренних таможенных сборов, в установлении свободного и единого рынка, в установлении единой правовой системы, единой системе мер, весов, банковского кредита и т.д.
  3. Третье сословие требовало гласного суда, равного налогообложения, местного самоуправления.
  4. Отсутствие перспектив реформ в политической и социально-экономической областях, поддержка абсолютной монархии наиболее реакционными кругами дворянства и духовенства.
  5. Неурожаи и торгово-промышленные кризисы конца XVIII века.

Особенностью французской буржуазной революции являлось наличие собственной революционной идеологии, основанной на учениях французских философов о разделении властей, народном суверенитете, о естественных прав и свобод человека.

Начало буржуазной революции. Учредительное собрание

В 1789 году из депутатов третьего сословия, части дворянства и духовенства было образовано Учредительное собрание, положившее начало первому этапу буржуазной революции. Учредительное собрание взяло на себя функции верховной власти во Франции, основную долю его состава представляли крупно-финансовая буржуазия и представители либерального дворянства.

Учредительное собрание на протяжении 1789-1791 годов приняло целый ряд важнейших законодательных актов:

  • Декларация прав человека и гражданина По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина подробнее ;
  • аграрные декреты, упразднившие феодальную собственность на землю и все феодальные институты;
  • декреты о национализации и распродаже земель церкви;
  • избирательные цензы;
  • закон Ле-Шапелье о запрете феодально-сословных и профессиональных союзов и корпораций;
  • Конституция.

Готовые работы на аналогичную тему

Конституция Франции 1791 года

3 сентября 1791 года была принята Конституция, закрепившая сложившиеся политико-правовые порядки.

Основные положения Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее :

  1. В сфере прав, свобод человека и общих вопросов: отмена дворянских титулов и сословных отличий, ликвидация цехов и ремесленных корпораций; упразднение наследования и продажи государственных должностей; введены свободы вероисповедания, обращения к властям, передвижения и мирных собраний; введены частичная социальная помощь инвалидам, сиротам, безработным, частичное бесплатное начальное образование.
  2. В области государственного управления и судопроизводства: исполнительная власть принадлежала монарху (поддерживал дипломатические отношения, верховный главнокомандующий, утверждал объявление войны); король обладал правом отлагательного вето в отношении решение Законодательного собрания (исключение составляли акты конституционного или финансового характера); однопалатное Национальное законодательное Собрание осуществляло законодательную власть; административное деление страны на кантоны (районы), дистрикты (округа), департаменты; формирование местной администрации на выборной основе.
  3. Деление всех граждан на активных (имеющих избирательное право) и пассивных (не имеющих избирательного права) избирателей.

В результате принятия Конституции во Франции установилась конституционная монархия, которая носила дуалистический характер. На колонии Франции Конституция не распространялась.

Узаконив новый порядок, Учредительное Собрание свою миссию посчитало выполненной.

Установление якобинской диктатуры. Конституция 1793 года

В результате восстания 10 августа 1792 года к власти пришла средняя и мелкая торгово-промышленная буржуазия. Был создан новый представительный орган Национальный Конвент По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Национальная гвардия подробнее , в который вошли жирондисты и якобинцы. Конвент По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционное правоотношение подробнее отменил выкуп поземельных повинностей, упразднил королевскую власть и объявил Францию республикой (в сентябре 1792 года). Во Франции была установлена Первая республика.

В результате восстания 1793 года к власти пришли якобинцы (представители мелкой буржуазии и городских низов). В результате была установлена якобинская диктатура. Якобинцы сокрушили остатки феодального строя и основы буржуазной демократии, приняли важные аграрные декреты, ввели систему государственных пособий и некоторые другие нормы. Законодательная власть принадлежала Национальному Конвенту, который стал постоянно действующим органом.

Комитет общественного спасения осуществлял исполнительную власть. Большую роль играл Комитет общественной безопасности По данной теме мы уже выполнили реферат Административно-правовой механизм обеспечения общественной безопасности подробнее , которому подчинялись революционные комитеты на местах и полиция. В системе органов якобинской диктатуры большое значение придавалось революционному трибуналу. Постепенно диктатура якобинцев стала превращаться в диктатуру Робеспьера По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Политические воззрения Якобинцев: Марат и Робеспьер подробнее .

24 июля 1793 года Конвент принял новую декларацию прав человека и гражданина и новую Конституцию, в которых определялись следующие положения:

Феодальная система права в ходе французской революции подверглась коренной реформе. Отмена на прежних институтов и средневековых норм проводилась смело и решительно. Лозунги революции явились фундаментом буржуазного права и законности.

Самым знаменитым памятником права Франции нового времени является Гражданский кодекс Наполеона. Работа по систематизации норм гражданского права, указанию первого консула началась еще летом 1800. В работе над Кодексом принял участие Наполеон, вступил в силу 6 марта 1804 г. В 1807 г. его называли Кодексом Наполеона, в 1816 г. - Гражданским кодексом. В 1852 г. восстановили прежнее название.

Кодекс состоит из вводного титула и трех книг. Всего насчитывается 2281 статья, Структура расположения правовых норм заимствована у римлян и построена по системе: "лица — вещи — сделки". Первая книга посвя­щена правовому положению физических лиц, брачно-семейным отношениям. Вторая книга содержит нормы имущественного права, трактует положение о частной собственности. В третьей книге помещены предписания о способах приобретения и распоряжения собственнос­тью (договорное, наследственное право, имущественные отношения супругов и т, д.).

Кодекс, однако, ограничил права наследодателя: часть наследства, в том числе земля* принадлежала законным детям. Здесь не признавалась полная свобода завещания. Полные правовые гарантии находит свобода предпри­нимательской деятельности. В Кодексе не было норм, допускающих вмешательство государства в трудовые от­ношения. Официально признавалось равенство участни­ков договора личного найма. Важное значение имели статьи Кодекса о незыблемости договора, о его обяза­тельной силе для сторон. В нем фиксируется правило, по которому договор имел силу закона для участников соглашения или сделки. Должник отвечал перед кредиторами только своим имуществом, его нельзя было упрятать в долговую тюрьму, как это практиковалось в некоторых странах.

В области семейного права Кодекс признавал гос­подство мужа над женой и сильную отцовскую власть.

Только брак, оформленный гражданскими властями, порождал права и обязанности супругов, детей и т.д. Муж обязан был оказывать покровительство жене, жена - слушаться мужа. Жена не могла без согласия мужа распоряжаться имуществом, выступать в суде, т.е. ее имущественные права были ограничены. Ребенок, ро­дившийся вне брака, не имел права отыскивать своего отца.

За более чем вековую историю существования Кодекса Наполеона в его основные положения было внесено не так уж много поправок. Основные положения Кодекса действуют и в настоящее время.

Кодекс состоит из четырех книг. Первые две книги можно отнести к общей части кодекса, так как рассматривают общие вопросы наказаний, их виды, уголовную ответственность.

Третья и четвертая книги относятся к особенной ча­сти, где содержится перечень преступных деяний. В Ко­дексе установлена традиционная трехчленная класси­фикация преступных действий: преступления - наибо­лее тяжкие преступные деяния, проступки, полицейс­кие нарушения.

В Кодексе устанавливаются основания ответственно­сти и освобождения от ответственности. Минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности не был установлен, но к лицам, не достигшим 16 лет, приме­нялись более мягкие наказания. Преступления и про­ступки делились на два вида: публичные и частные. Уго­ловный кодекс обеспечивал охрану частной собственно­сти: более половины статей посвящены этим правоотно­шениям. За различные виды имущественных преступ­лений устанавливались суровые наказания. В последу­ющие годы Кодекс неоднократно подвергался измене­нию.

В начале XIX в. был принят Уголовно-процессуальный кодекс. Он утвердил трехстепенную систему судов, соответствующую делению на три вида правонаруше­ний, установленных Уголовным кодексом. Первой ин­станцией был мировой судья. Второй инстанцией был суд исправительной полиции, который состоял из двух отделений: по уголовным и гражданским делам. Касса­ционный суд возглавлял судебную систему. Имелась прокуратура, в функции которой входило поддержание обвинения и контроль за действиями должностных лиц суда. Действовала состязательно-розыскная форма про­цесса.

Читайте также: