Будущее санкт петербурга кратко 2021

Обновлено: 07.07.2024

• Как добиться синхронизации в модернизации коммунальной инфраструктуры, благоустройстве и повышении эффективности всего городского хозяйства?

• Значение инфраструктуры в интеграции цифровых технологий в экономику и городское хозяйство.

• Что позволит ускорить путь от точечной цифровизации и интеллектуализации отдельных сервисов и элементов инфраструктуры к полноценному Smart City?

• Как распространить опыт уже работающих систем (безопасный город, электронное здравоохранение, информационное моделирование зданий, управление транспортными системами) на всю систему функционирования города – от обустройства ЖКХ до пространственной организации городских территорий?

Участие в сессии принял Андрей Кашин – начальник Управления инфраструктурных технологий и развития интеграционных систем Комитета по информатизации и связи.

С более подробной информацией можно ознакомиться по ссылке.

Будущее Петербурга – за новыми территориями

Генплан Санкт-Петербурга предусматривает расширение площади города на 1000 гектар за счет намывных земель. Именно освоение новых территорий – наиболее перспективный вариант модернизации городской среды.

Петербург – город, обладающий уникальным географическим положением и культурным наследием, привлекающий миллионы туристов ежегодно. Но это же одновременно мешает развитию города как современного мегаполиса. Сохранения архитектурных ансамблей и исторических памятников не дает возможности возводить новые кварталы в наиболее интересных и престижных районах Северной столицы. Поэтому взгляды девелоперов уже давно обратились к морю – и возведению намывных территорий.

Будущее Петербурга – за новыми территориями

В Петербурге ежегодно вводится в эксплуатацию около 3 млн м2 жилья, ещё около 2 млн м2 — в Ленобласти, преимущественно, в пригородных районах, которые можно считать продолжением городской застройки. В перспективе ожидается некоторое снижение — в соответствии с планом, который Комитет по строительству Санкт Петербурга согласовал с Минстроем. Но ниже 2 млн м2 планка всё же не опустится.

Самый яркий пример развивающейся территории в Петербурге сегодня, безусловно, — Приморский район. "Долгое время территория была исключительно спальной, — рассказывает начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований "Главстрой Санкт-Петербург" Дмитрий Ефремов. — Но, оказавшись на пересечении двух ключевых объектов — "Лахта центра" и "Газпром Арены", она становится визитной карточкой, лицом нового современного Петербурга".

К перспективным зонам в Приморском районе с точки зрения нового строительства Дмитрий Ефремов относит район Юнтолово, площадки около Новоорловского лесопарка, земли вдоль Парашютной улицы в сторону КАД, Каменку и окрестности Лахтинского озера. В частности, одним из первых проектов вблизи Лахты стал ЖК "Юнтолово" компании "Главстрой Санкт-Петербург", сочетающий несколько классов жилья, а также высотные здания с малоэтажными корпусами.

Для локации актуальна и реновация промзон под жилую застройку — в частности, в районе улицы Оптиков (ЛОМО), Чёрной речки (Северный завод) и улицы Полевая Сабировская.

То, насколько активным может быть редевелопмент, хорошо видно на примере территории между станциями метро "Чёрная речка" и "Лесная". "Ещё пять лет назад здесь располагались преимущественно заводы, а сегодня свои проекты в локации реализуют около десяти застройщиков, — рассказывает Наталья Кукушкина, главный специалист по маркетингу Группы ЦДС. — Удачное расположение участков в непосредственной близости от исторического центра города позволяет возводить здесь жилые комплексы комфорт- и бизнес-класса, а через несколько лет в этой локации сформируется дорогой, модный, социально однородный район, что в целом повысит инвестиционную привлекательность этой территории". Одним из первых проектов в этом районе стал квартал бизнес-класса ЦДС "Чёрная речка", возводимый на месте абразивного завода "Ильич".

Активно застраиваются и бывшие промышленные территории в Московском районе — сейчас это один из лидеров по объёмам ввода первичного жилья в Петербурге, отмечает директор по маркетингу ГК "Ленстройтрест" Ян Фельдман.

Сергей Степанов, директор по продажам компании "Строительный трест" указывает на продуктивную деятельность девелоперов в Невском и Выборгском районах. "В ближайшие несколько лет активное развитие придётся на южные приграничные районы города и области, — говорит эксперт. — В частности, на юго-западную часть Петербурга, где мы строим квартал комфорт-класса NEWПИТЕР. При пошаговом освоении территорий, единовременном строительстве инфраструктуры этот район становится всё более привлекательным для покупателей недвижимости".

Заместитель генерального директора СК "ЛенРусСтрой" Максим Жабин также считает, что до сих пор были недооценены южные пригороды, но уже сейчас они начинают стремительно развиваться — это и проект компании в Новогорелово, и другие объекты в Ломоносовском районе, в Новоселье.

И всё же не первый год в области лидером остаётся Всеволожский район, где сосредоточены основные возводимые объёмы жилья по региону, замечает Ян Фельдман.

Вопрос ещё и в том, насколько на самом деле должен расти город в квадратных метрах ежегодно. Девелоперы уверены — спрос отрегулирует предложение. "Жилья в Петербурге надо строить столько, сколько готов потребить город, — полагает Максим Жабин. — Это легко просчитать, оценив спрос за 3–5 лет и убавив оттуда 10–15%, чтобы девелоперы конкурировали не ценой, а продуктом". Но реализация такой схемы возможна, если подключение к сетям будет компенсироваться девелоперам из бюджета, например, в форме субсидий.

Внутри городской черты главные перспективы застройки по-прежнему связаны с редевелопментом. Так, по мнению Натальи Кукушкиной, большой потенциал есть у Матисова острова, на котором сейчас размещаются судостроительные верфи. "Разговоры о редевелопменте этой территории ведутся уже давно, и, если этот проект всё же будет реализован, Матисов остров может превратиться в новую элитную локацию на карте города", — отмечает она.

Дмитрий Ефремов видит перспективы для редевелопмента на Выборгской набережной, в крупных промзонах Московского и Приморского районов. "При реализации таких проектов важен комплексный подход к застройке "серых" территорий, — напоминает он. — Помимо красивых жилых кварталов Петербургу нужны общественно-деловые пространства, благоустроенные набережные и пешеходные зоны, дополнительное озеленение".

"Сегодня в Петербурге есть участки в Невском, Красногвардейском и Калининском районах, здесь расположено много промышленных предприятий, которые требуют преобразования, — дополняет Ян Фельдман. — Эти локации подойдут для реализации проектов жилой застройки при условии решения вопросов социальной инфраструктуры". По словам эксперта, в центре и Московском районе тоже есть участки, где можно возвести точечные объекты.

"Я, безусловно, за то, чтобы промышленные здания были вынесены за черту города, но не просто так, потому что тут им не нашлось места, а с позиции необходимости и целесообразности, — комментирует Максим Жабин. — Необходима корректировка Генплана, чтобы на месте промпредприятий создавалось не только жильё, но и коммерческая инфраструктура, новые рабочие места, связанные не со сложным производством, а с офисной деятельностью, IT, сервисом и т.п." А для более стремительного преобразования требуется, в первую очередь, строительство метро. Как отметил Максим Жабин, именно появление новых станций и веток подземки позволило Москве активнее развивать более удалённые районы города и даже области.

"Для гармоничного развития города должна выстраиваться политика культурной децентрализации, чтобы люди, живущие не в центре, могли сходить не только в ресторан и торгово-развлекательный комплекс, но и посетить театры, музеи, — соглашается Ян Фельдман. — Большой вклад в такое развитие вносит создание общественных пространств, вокруг которых формируются культурные кластеры".

Дмитрий Ефремов видит большой потенциал в проектах по созданию намывных территорий — для этого привлекателен не только Васильевский остров, но также Курортный и Красносельский районы.

Можно говорить и о новых ещё не застроенных локациях: как в черте города, так и за его пределами. В качестве примера Наталья Кукушкина приводит посёлок Парголово в Выборгском районе Петербурга и Новосаратовку на юго-востоке от города. "В таких локациях у девелопера есть возможность создать идеальный проект, спроектировав район с учётом всех современных тенденций в области градостроительства и предусмотрев всю необходимую инфраструктуру, — поясняет она. — Работа по заранее утверждённому мастер-плану позволяет избежать ошибок других городов-спутников, где ввиду хаотичной застройки могло не остаться свободных участков для строительства пожарного депо или, например, поликлиники".

Хорошие перспективы у южного и юго-западного направления видит Ян Фельдман: "Например, территория между Ропшинским и Красносельским шоссе в ближайшем будущем будет активно развиваться, как и локации между Гатчиной и Колпино, которые обладают большим потенциалом".

Формирование городов-спутников — процесс не сегодняшнего дня. В какой-то мере можно считать таковыми Пушкин и Петергоф на юге, Сестрорецк и Зеленогорск — на западе, Всеволожск и Мурино — на севере от города. Одни входят в административные границы мегаполиса, другие нет.

"Безусловно, Петербургу нужны города-спутники, но не в том виде, в котором они существуют сегодня, являясь спальными районами для работающих в городе жителей, — отмечает Алексей Белоусов, генеральный директор СРО А "Объединение строителей СПб". — Эти агломерации должны иметь собственные компактные производства, хорошо развитую инфраструктуру, чтобы жители таких мест могли работать и полноценно отдыхать, не выезжая далеко от дома".

Как отмечает Сергей Степанов, города-спутники так или иначе будут появляться, по данной модели развиваются все мегаполисы. Каждый год в Петербург приезжают десятки тысяч человек на учёбу или работу, всем им необходимо доступное и комфортное жильё, да и сами петербуржцы приобретают квартиры в строящихся домах на границах города и области, например, в Кудрово.

"Спутники будут появляться, город будет разрастаться, — прогнозирует Максим Жабин, — лучше сформировать план будущего строительства здесь и сейчас, иначе девелопер, как основной участник процесса, не будет ждать, пока их установят, а будет сам их диктовать и строить хаотично, а к чему это приводит – мы уже видели". По мнению эксперта, основной бум развития как города-спутника ждёт Пушкин и район, его окружающий, — уже сейчас в оборот вовлекаются огромные наделы земли вдоль скоростной и трассы Москва-Петербург, и строительство здесь будет идти с большой скоростью.

Какими станут новые кварталы, во многом зависит от девелопера. "Он может построить современный жилой комплекс с интересной концепцией, оригинальной архитектурой и насыщенной инфраструктурой, — поясняет Ян Фельдман. — А может сделать выбор в пользу скучного проекта, основной характеристикой которого станет только количество квадратных метров". По его словам, очень важно формировать именно среду, включающую социальные объекты, коммерческую инфраструктуру, комплексное благоустройство территории, создание точек притяжения не только для будущих покупателей, но и для жителей соседних районов. "Например, в голландском квартале "Янила", финском городке "Юттери" и шведском квартале "IQ Гатчина" мы создаём все возможности для гармоничной жизни, воспитания детей, досуга, занятий спортом. Здесь есть вся необходимая инфраструктура, — подчёркивает эксперт. — Таким образом, многие покупатели, посмотрев несколько объектов в черте города, делают выбор в пользу проектов в ближайшей Ленобласти".

По мнению Алексея Белоусова, удачным примером города-спутника можно считать Зеленоград в Подмосковье: город формировался как кластер по производству микроэлектроники. Здесь возводились заводы, создавались тысячи рабочих мест и для людей, работающих на этих предприятиях, строилось жильё.

Подобные города-спутники — с рабочими местами, притягательной инфраструктурой, новым жильём, которые при этом не создают дополнительную нагрузку на транспортные сети существующих мегаполисов уже не назовешь "спальными районами", подчеркнул Алексей Белоусов. И такие проекты необходимы не только Петербургу и Ленобласти, они будут востребованы также в других регионах.

Незаслуженно забытым остаётся исторический центр города — все разговоры о его масштабной реконструкции, о внесении изменений в федеральное и региональное законодательство, позволяющее эту реконструкцию выполнять, так и остаются разговорами. И это одна из самых серьёзных проблем Петербурга — затягивание процесса реставрации и реконструкции исторических зданий приводит к лавинообразной ситуации, когда крайняя степень ветхости и разрушения таких сооружений не оставляет шанса на их восстановление, поскольку восстанавливать уже нечего. Для девелоперов, ввиду невнятности законодательства, такая работа в центральной части города чревата неприятностями с градозащитниками и судебными издержками, поэтому берутся они за это неохотно. А ведь эта территория, наравне с землями серого пояса имеет огромный потенциал для развития города и могла бы быть очень привлекательной для застройщиков.


В Петербурге осталось не так много свободных участков для нового жилищного строительства. В связи с этим в последние годы акцент смещается в сторону редевелопмента — перестройки бывших промышленных территорий, сконцентрированных вокруг исторического центра города. Например, большинство городских набережных исторически заняты промышленными предприятиями, так как река являлась важной транспортной артерией для поставки материалов и грузов. Сегодня с развитием логистики и тенденцией к выносу вредных производств за черту города, эти территории освобождаются и обретают новую жизнь. Многие участки после должной подготовки подходят для жилищного строительства, особенно учитывая, в каких интересных локациях они расположены.

Сегодня в Петербурге есть перспективные свободные участки для застройки в удалённых районах и на территориях бывших промышленных зон. Много неосвоенных территорий находится в Ленинградской области. При реализации таких проектов важен комплексный подход к застройке "серых" территорий. Помимо красивых жилых кварталов Петербургу нужны общественно-деловые пространства, благоустроенные набережные и пешеходные зоны, дополнительное озеленение. Большой потенциал имеют проекты по созданию намывных территорий. При условии решения административных и инфраструктурных проблем такие земли могут быть привлекательны для строительства комфортного жилья с хорошими видовыми характеристиками.


Начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований "Главстрой Санкт–Петербург"

Потенциальная застройка локаций внутри КАД связана с редевелопментом, который позволит Петербургу не только избавиться от депрессивных территорий, но и получить новые зоны устойчивого комплексного развития. Бывшие и действующие промышленные предприятия занимают в Петербурге довольно внушительную территорию в несколько тысяч га. Как правило, они находятся в обжитых районах с развитой транспортной, коммерческой и социальной инфраструктурой. Другое их преимущество в том, что к ним уже подведены инженерные сети.


В Петербурге нет забытых территорий. Городские локации можно разделить на два типа. К первому относятся те, которые пока невозможно освоить в силу определённых причин, например, из-за функционального назначения земли, полного отсутствия возможности подключения к инженерной инфраструктуре и ряда других. Вторая категории — это территории, где можно достаточно оперативно приступать к освоению после решения градостроительных вопросов и демонтажа существующих зданий. С каждым годом таких участков становится всё меньше. В городской черте практически любая территория привлекательна. Если девелоперу удаётся решить вопросы градостроительных ограничений и социальной инфраструктуры, то проект с большой долей вероятности будет успешен.


Резервов для жилищного строительства хватает — и не надо рассматривать только первый круг границ с Петербургом. Мы видим сейчас Новосаратовку, бывший аэропорт Ржевка, южную часть Петербурга. Эти территории в ближайшие годы будут застроены, и начнет застраиваться второй круг. И уже сейчас необходимо прикладывать определённые усилия, чтобы перераспределить точки концентрации на развивающиеся районы, не стараться аккумулировать всё в городской черте. Это и рабочие места, и точки притяжения в виде парков, культурных кластеров, также необходимо найти баланс с реновацией существующей жилой застройки. Иначе всё это ещё раз повторится с теми же проблемами, с которыми мы столкнулись при создании новых районов в начале 2000-х.

Управление массивными структурами, такими как государство или мегаполис, требует особого подхода. Казалось бы, стратегия развития, расписанная до мелочей на десятилетия вперед, должна привести к успеху. Однако Россия и сопредельные республики в прошлом веке почти 70 лет жили четко следуя плану, по крайней мере, в экономике. С закономерного итога такой политики минуло уже 30 лет, но до сих пор находятся те, кто верит в универсальный рецепт успеха. Именно такие люди руководят Санкт-Петербургом.

Генплан Петербурга — бессмысленный и беспощадный

Генплан Петербурга — бессмысленный и беспощадный

Генеральный план Северной столицы — тема многострадальная не менее, чем сам город, находящийся под управлением тех, кто этот документ принимал и обновлял. Например, последнюю группу поправок, предусматривающих курс развития Петербурга аж до 2050 года, не могут принять с начала 2020. Этому находят самые разные причины: то документ не одобрили в специальной комиссии, то не согласовали с властями Ленобласти, то не нашли общий язык с Минобороны, то проходили выборы в Законодательное собрание. В последний раз об отсрочке объявил главный архитектор города Владимир Григорьев.

Проблема в том, что из-за смены состава ЗакСа документу придется проходить почти весь путь заново — то есть согласование во вновь сформированной комиссии по внесению изменений в Генплан, затем его опять загрузят в Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП), после чего предстоят общественные обсуждения, которые благодаря московскому примеру теперь будут проходить дистанционно. Иными словами, общественность утратит почти все рычаги влияния на решения, принимаемые властями по поводу развития города.

Здесь будет город заложен

Почему такое внимание к Генплану? Вопрос очень сложный. Во-первых, действие нынешнего закончилось еще 1 марта этого года. То есть власти формально уже почти девять месяцев не имеют даже примерного понимания, что делать с городом — не на что опираться. В еще большем смятении находится строительное сообщество, которое не может оценить риски будущих проектов. Все находятся в ожидании.

О том, что конкретно будет в итоговой редакции нового Генплана, судить сложно. Но часть деталей удалось раскрыть — некоторые из них сообщили сами власти, а какие-то добыли журналисты. Например, планируется интеграция Петербурга и Ленобласти в одну агломерацию (мы писали отдельную статью о том, почему это закономерный результата развития мегаполисов). Это означает слияние транспортной, экономической, социальной, рекреационной инфраструктур и т.д. Да, продление метро в область тоже предусмотрено.

Также в новый Генплан вошли пресловутый Восточный скоростной диаметр, схема пассажирских перевозок по южному полукольцу с пересадочными узлами от Бронки через Гатчину до Сертолова. Еще одна идея — увеличение вдвое мощности мусороперерабатывающего завода в Янино, что не нравится руководству Ленобласти.

СМИ пишут, что власти также задумали отказаться от образования новых искусственных намывных территорий и отдать набережную Финского залива под застройку апартаментами. Кроме того, комиссия по городскому хозяйству и имущественным вопросам разработала законопроект, предлагающий сделать часть ж/д инфраструктуры объектами регионального значения. Она же позже предложила внести в Генплан систему развития велодорожек.

Это лишь немногие изменения, которые могут быть внесены в новую редакцию Генплана Петербурга. Какой будет финальная редакция, пока приходится гадать.

Надёжный, как швейцарские часы

Для общего понимания картины лучше ознакомиться со словами председателя комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, а также нового главного архитектора города Павла Соколова.

Некоторые эксперты рынка недвижимости, городские активисты и депутаты ЗакСа считают, что Генплан Петербурга является документом стратегического городского планирования лишь декларативно. На деле же он не ставит реальные цели и задачи, так как не обязывает выполнять заложенные в нем показатели. И поэтому они хронически игнорируются. Вместо комплексного подхода к развитию территории власти попросту занимаются ее зонированием, тем самым действуя в интересах девелоперов. Это подтверждается и систематическим переводом нежилых зон в жилые, где тут же начинается стройка новых кварталов.

Немало головной боли бизнесу доставляет отсутствие связи между положениями о территориальном планировании, картографическими материалами и материалами по обоснованию самого Генплана. Это вынуждает желающих что-то построить на определенном участке тратить время и деньги на дополнительную аналитическую работу.

Есть и положительные моменты, хотя таковыми их можно назвать только с большой натяжкой. Например, старый Генплан, так или иначе, активизировал тренд на вывод промзон Петербурга за пределы КАД. Кроме того, город постепенно избавляется от свалок. Однако одновременно все это становится головной болью властей Ленобласти. А мы помним, что сейчас во всю идет интеграция регионов в одну агломерацию.

Есть два плана.

Многие эксперты сходятся во мнении, что невозможно пытаться одновременно развивать все территории города, как предполагает Генплан. Вместо такого консервативного подхода они предлагают мастер-планы, более гибкую систему, когда власти определяют перспективную территорию, а специалисты создают для нее проекты детальной планировки. Это дает пространство для осмысления и обсуждения. Данная идея витает в воздухе уже не первый год.

По второму пути пошла Москва. Мэр Сергей Собянин в последние годы активно отстаивает концепцию мастер-планов. Он аргументирует свою позицию тем, что четко следовать единому курсу невозможно, особенно когда стратегию развития нужно выстраивать на десятки лет вперед.

Примечательно, что отстаивающий мастер-планы Собянин, напирает на то, что курс развития территорий должны определять власти, а конкретные решения будут принимать специалисты. В Петербурге руководство скорее считается с интересами застройщиков, когда пользуется конъюнктурой и переносит стадию общественных обсуждений на дистанционный формат. Ни в одной из этих стратегий мнение горожан не находится ни на первой, ни даже на второй позиции. Диалог, как и в XX веке, ведется с патерналистских позиций. Поэтому дискуссия о том, по какому принципу проводить урбанизацию, ведется, что называется, наверху.

Читайте также: