Буддийский период древней индии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цивилизация древней Индии относится к числу древнейших в мире. Особенности и регионы ее развития обуславливались спецификой природных условий в разных районах полуострова Индостан. Эти же факторы обусловили сохранение в Индии возникших в древности экономических и общественных традиций необычно долгое время.

Древнейшая история: доисторический период

По сведениям археологов, древнейшие люди появились на территории Индостана примерно 1,5 млн. лет назад. Артефакты эпохи мустье (средний палеолит) представлены по всей территории полуострова. В каменных орудиях с ряда памятников просматривается отчетливое сходство с африканскими образцами.

Что существенно отличает индийский каменный век от прочих регионов – раннее появление микролитической техники в обработке камня (то есть использование мелких отщепов вместо крупных цельных орудий). Первые микролиты из Индии датируются 48 тыс. лет до н.э. Рано (VII в тыс. до н.э.) произошел в Индии и переход к производящему хозяйству (выращивание риса, скотоводство). Однако важно помнить, что случилось это лишь на некоторых территориях.

Индия весьма разнообразна по природным показателям. Там есть засушливые степные, пустынные и полупустынные участки, большие массивы тропических джунглей, а также долины разливающихся рек (в первую очередь Инда). Эти различия и вызвали несходство темпов и особенностей прогресса населения разных регионов страны.

Индская, или Хараппская цивилизация

Наиболее ранние примеры существования обществ со сложной организацией в Индии датируют примерно 3300-1700 гг. до н.э. Поскольку существовала цивилизация в бассейне реки Инд, она получила название Индской, а также Хараппской (по наименованию одного из крупнейших городов).

Раскопки города Мохенджо-Даро

Индская цивилизация демонстрирует высокий уровень урбанизации – городское население преобладало над сельским. Города (Мохенджо-Даро, Хараппа, Ракхигархи, Локхал и другие) строились по плану, из камня и обожженной глины; в них имелись системы водоснабжения и канализации. Археологи установили, что между жителями не было значительного имущественного неравенства. Нет ясности по поводу государственного устройства, но в пользу наличия единой государственности говорят просматривающиеся в некоторых ремесленных изделиях единые стандарты.

Индская цивилизация была создана дравидами – коренными племенами Индостана (для них характерна темная кожа). Население занималось выращиванием пшеницы и ячменя, разведением крупного рогатого скота, ремеслами, торговлей. Представители Индской цивилизации изготавливали колесные повозки; вероятно, обладали и навыками мореплавания. Из металлов они знали медь и бронзу, умели изготавливать стекло.

Индское общество обладало развитой, высокой культурой. Письменность цивилизации Хараппа до сих пор не расшифрована, но она существовала. Спорными являются и соображения о религии, хотя она была. Археологами найдены многочисленные скульптурные и рисованные изображения, украшения, даже игрушки и элементы игр (вроде костей). Судя по найденным зубам, жителям были известны приемы стоматологии.

Образцы скульптуры Индской цивилизации

Причины упадка Индской цивилизации до конца не установлены. Ученые полагают, что к этому могли привести климатические изменения (нехватка воды) и инфекционные болезни, распространившиеся при увеличении плотности населения.

Ведийская цивилизация

На смену Хараппской в Северной Индии пришла Ведийская цивилизация. Она существовала в промежуток примерно с XV до V в. до н.э. Название связано с главными религиозными сочинениями этой эпохи.

Возникновение этой цивилизации связывают с появлением в Индии арийских племен (предположительно – северных завоевателей-кочевников) и слиянием их культуры с обычаями местного населения. В этот период в стране примерно одинаково развивались земледелие и скотоводство (в ведийский период произошло обожествление коровы); развивались также многочисленные ремесла.

От ведической цивилизации не осталось таких масштабных археологических памятников, как от Индской. Зато о ней имеются многочисленные упоминания в древних религиозных текстах, сохранившихся до наших дней. В ведическую эпоху сформировались основы индуистского вероучения, существующего и в наши дни и имеющего около миллиарда сторонников.

Тогда же сформировалась индийская варновая и кастовая системы, ставшие основой общественного устройства страны на долгие века. Варн выделялось 4: брахманы (жрецы), кшатрии (правители и воины), вайшии (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (прислуга). Каст существовало много (не одна тысяча), они определялись профессиональной принадлежностью. Эти социальные группы были замкнутыми, общение между ними ограничивалось и строго регламентировалось; перейти из одной группы в другую было почти невозможно. Нарушившие такие правила становились неприкасаемыми, то есть изгоями.

Варновая система в Индии

Ведическая цивилизация не имела единой государственности и была представлена несколькими (часто враждующими) объединениями племен. Причиной ее кризиса стали как эти противоречия, так и возникновение иных центров притяжения в виде альтернативных религий.

Буддийский период

Буддийский период охватывает ориентировочно V-IV века до н.э. Он связан с кризисом ведического индуизма и появлением новых лидеров (преимущественно из числа кшатриев). Как можно понять из названия, в этот период зародилась одна из современных мировых религий – буддизм.

Именно в буддийский период индийские княжества столкнулись с персидскими (царь Кир) и греческими (Александр Македонский) завоевателями. Необходимость противостоять им вызвало объединение многочисленных маленьких государств под властью одного правителя.

Империя Маурьев

Памятник Чандрагупте Маурья - основателю династии Маурьев

Империя Маурьев просуществовала до 180 года до н.э. и развалилась в результате сложностей с управлением столь обширной территорией и глубокими различиями в культуре и образе жизни включенных в нее народов.

Классический период и царство Гуптов

Далее столь крупных государств в Индии не возникало в течение многих веков. На рубеже и в начале нашей эры индийскими землями владели различные государства – Греко-бактрийского царства, Индо-скифского царства, Кушанского царства, различных княжеств. В IV-V веках н.э. земли Северной Индии были объединены правителями из рода Гуптов.

В эпоху Великого переселения народов (в V веке н.э.) царство Гуптов было уничтожено ираноязычными кочевниками. Его падение считается концом древней индийской истории.

Значение древнего периода истории Индии

Индия стала одним из первых регионов Земли, где человек перешел к производящему хозяйствованию, создал города, освоил многие ремесла и обработку металлов. Наличие территорий, подходящих для ирригационного земледелия, позволило возникнуть здесь первым сложным общественным образованиям и древнейшим государствам.

В древнюю эпоху в Индии возникли учения индуизма и буддизма, до сих пор имеющие огромное влияние на духовную жизнь многих миллионов людей. Некоторые хозяйственные открытия тоже были сделаны здесь: использование ячменя и пшеницы, центральная система канализации.

Храм ведийского периода в Индии

Для Индии в течение длительного времени было типичным упорное сохранение древнейших традиций в общественном устройстве и повседневной жизни. Поэтому варновая и кастовая системы, возникшие на этапе древней истории, влияют на жизнь Индии до сих пор.

В древности Индия была одним из самых развитых и передовых регионов планеты. К ее упадку привели постоянные внешние нашествия и отсутствие внутреннего единства.

Буддизм является мировой религией наряду с христианством и исламом, это значит, что его последователей не определяют по этническим признакам, исповедовать буддизм может человек любой расы и места проживания. Буддизм считается одной из самых древних религий мира. Его появление произошло в противовес брахманизму еще в первом тысячелетии до нашей эры. В философии Древней Индии буддизм занимал и до сих пор занимает центральное место.

Рисунок 1. Буддизм в Древней Индии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Возникновение буддизма

Буддизм зародился в Северной Индии, его основателем считается Сиддхартха Гаутама, Будда (Пробуждённый). Учения Будды достигли своего расцвета во времена правления царей Бимбисары, Ашоки, Канишки, Милинды и под их покровительством. К этому времени буддизм уже проник во многие соседние и отдалённые страны, такие как Корея, Япония и Китай.

Гаутама является ключевой фигурой в буддизме, главным потрясением для него стало столкновение во время прогулки с бедными и больными людьми. Это перевернуло всю его жизнь, живя во дворце он даже не представлял, что есть люди, которые живут иначе, так в 29 лет он примкнул к группе отшельников, которые странствовали по миру и искали смысл бытия. Гаутама всеми силами пытается понять природу человеческих несчастий и отыскать путь избавления от них, он осознал, что череда перевоплощений неизбежна, всю жизнь он общался с мудрецами и искал ответы на свои вопросы.

Если кратко охарактеризовать причины появления буддизма, то можно отметить, что этому способствовали определенные изменения в жизни народа Древней Индии. Примерно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис это и послужило мощным толчком для развития буддизма.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные понятия и идеи буддизма

Самой важной целью буддизма является достижение нирваны.

Нирвана – это такое состояние души, которое достигается с помощью отречения от комфортных условий внешней среды. Будда, проводил длительное время в медитациях и размышлениях, учился контролировать свое сознание. В результате он пришел к выводу, что люди слишком привязаны к благам, беспокоятся о том, что о них подумают другие люди. Из-за этого душа человека не развивается, а наоборот, деградирует, достижение нирваны может избавить от этой зависимости, человек разрывает цепь и уже не рождается вновь.

Характерной чертой учения Будды является определение жизни как пути страдания. Страдание связано не только с появлением болезней и смерти, но и с желанием возродится в лучшем обличии. Путь освобождения от страданий он видит через полный контроль своего духа над поведением и желаниями.

Особенно заметны отличия буддизма от религии вед. Если в ведах культ жертвоприношения был направлен на достижение благополучия семьи и общества, то целью буддийского учения является спасение личности, речь, конечно, идет именно о религиозном спасении.

Будда не только отрицал индийское деление населения на касты, посвящая в сан монахов-бхикшу безразлично арийцев и шудр (низшая каста), свободных и рабов, извергнутых из низших каст и женщин. Он уничтожал и национальную исключительность, провозглашая неведомое до него на Востоке учение, что все человечество призвано слышать весть о ничтожестве всех существ, о кротости и самоотречении. Все люди не зависимо от своей расы страдают в обычной земной жизни и беды у них одинаковые, все одинаково угнетены скорбью, потому всем им необходимо обратиться к учению милосердия и спокойствия.

Ранний буддизм

Ранние буддистские школы исповедовали в основном сектантский буддизм, в первое время после появления этого учения произошло его разделение на множество мелких течений. В основном эти школы ориентировались на первоисточник учения, не принимая Сутры махаяны.

Тхеравада считается единственным направлением раннего буддизма, которое встречается на территории Индии в настоящее время. Тхераваду до сих пор исповедают в Бирме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, и Лаосе.

Еще одна известная школа раннего буддизма – Сарвастивада, многие учения которой можно встретить в современном тибетском буддизме. Сарвастивада была одной из ветвей индийской Абхидхармы, и сыграла свою роль в становлении доктрины Йогачары, другой школы.

Абхидхарма – буддийское учение, абстрактно и систематично описывающее устройство мира, как явление природы и сознания.

Свод монашеских правил Виная и сегодня используется в Тибете, а также он оказал значительное влияние на правила буддистских монастырей в Китае.

Меняется отношение и к самому Будде. Появляются его изображения, ему посвящают храмы, его почитают как божественное существо, получили развитие идеи о конце света и пришествии Будды-Спасителя.

Буддийские монастыри (вихары) появились во многих индийских областях, они наполнялись большим колличеством монахов (бхикшу). Стремление буддистов объединяться для религиозных действий ещё сильнее проявилось тем, что они возвели у себя соборы для установления догм и правил нравственности и религиозной дисциплины, словом для придания согласия и единства своим религиозным сооружениям.

Четыре истины, являющиеся основой буддизма

  1. Существует понятие дукхи (гнев, страх страдание, низкая самооценка). Все люди находятся под влиянием дукхи, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая порождает зависимость в виде алчности, тщеславия и похоти и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью избавиться от дукхи можно только благодаря пути, который приведет к нирване.

Индуистский ренессанс – возрождение индуизма, явившегося реакцией индуизма на европеизацию.

Большое количество буддистов сегодня сохранялось в Гималаях: в Ладакхе, Аруначал-Прадеше и Сиккиме. В настоящее время к буддистам относятся лишь 0,7 % всего населения Индии.

Время возникновения и распространения буддийской религии. Распространение сельского хозяйства, культура риса. Земледелие развивалось трудно, так как климат был жаркий и отличался повышенной влажностью, почва была трудна для распашки. Появление в сер. I тыс. до н.э. монетной чеканки. Начало урбанизации. В военном деле лёгкие колесницы сменились тяжёлыми квадригами, применялась чаще конница и боевые слоны.

В сельских общинах медленно развивались частнохозяйственные отношения; главным субъектом хозяйства стала отдельная семья, и имущественная дифференциация создавала возможности частной эксплуатации в среде основной массы населения. Распространяются долговая кабала, продажа членов семьи и самопродажа в долговое рабство. Однако традиции общнной взаимопомощи тормозили этот процесс. Семья была патриархальной, была практика усыновления.

Формируется социальная группа крупных частных собственников, состоящая прежде всего из купцов, ростовщиков и верхушки ремесленных корпораций. Увеличилось количество рабов, своих рабов нередко имели и рядовые общинники. Однако рабство по-прежнему носило домашний патриархальный характер - непосредственно в производстве рабы использовались мало.

Держава Маурьев.

В IV-III в. до н.э. было создание общеиндийской державы Маурьев (317-180гг. до н.э.), со столицей в Паталипутре (её описал Мегасфен, прибывший ко двору к Чандрагупте). Борьба за влияние между знатью из государства Магадха - династия Нандов, и Чандрагупты (Сандракотт), который возглавил антимакедонское движение в период завоевательных походов Александра Македонского. Расцвет держава Маурьев достигла в сер. III в. до н.э. при внуке Чандрагупты Ашоке. Ашока объединил многие территории (от Кабула до Декана на Юге /не вошли южные районы Индостана), от устья Инда до устья Ганга. Покровительствовал буддизму как религии, поэтому проводил успешную миссионерскую деятельность, связанную с распространением буддизма.

Завоевание провинцией не уничтожило в них прежних династий. Власть царя была ограничена царским советом, состоящим из родственников царя и представителей наиболее знатных фамилий. Маурии покровительствовали буддизму - нетрадиционной тогда религии. Традиционны были жрецы-брахманы.

В начале II в. до н.э. последний представитель династии Маурьев был убит. С этого времени начался длительный период политической нестабильности и постепенного распада державы. Между тем Северо-Западная Индия испытывала мощный напор извне - вторжения иноземцев.

Первыми появились греко-бактрийцы. В индийской литературе о греках сохранилась память как о жестоких завоевателях. Вслед за ними в I в. до н.э. в Индию проникли восточно-иранские племена - саки (шаки). Образовалось несколько мелких индо-сакских государств. Сакские правители, установившие гегемонию над небольшими соседними царствами, начинали именовать себя "великими" и "царями царей".

На рубеже христианской эры некоторые области Северо-Западной Индии покорились парфянам. Среди индо-парфянских царьков наибольшей известностью пользовался правивший в Таксиле Гондофар. Позднейшая легенда повествует о том, что он был обращен в христианство апостолом Фомой. Индийские христиане впоследствии относились с особым почтением к святому Фоме. В легенде о его миссионерской деятельности, очевидно, нашли отражение активные связи между Индией и Римской империей.

Таким образом, при завоеваниях образовалось множество новых государств. Это отмечается и на найденных старинных монетах. Они содержали изображения богов стран завоевателей и надписи на различных языках. Но постепенно индийский язык начал преобладать.

Итак, в этот период происходило становление независимых государств.

Рассматриваемый период был временем расцвета древнеиндийской экономики. Индийцы научились плавить высококачественную сталь, которая славилась не только в ближайших странах, но и в далеком Средиземноморье. Крепости строились уже не из дерева, а из кирпича и камня, для их штурма использовались стенобитные машины и другие военные механизмы.

О социальном строе Индии можно составить лишь самое общее представление, анализируя сохранившиеся литературные памятники. Основу социальной организации древнеиндийской деревни составляла соседская община. Вероятно, она имела те или иные особенности в различных районах страны, но источники позволяют представить лишь тот тип общинной организации наиболее развитых районов Северной Индии, который сложился к концу древности.

В 4-5 веках новый подъем переживала Магадха под властью династии Гуптов. Расцвет Гуптской державы относится ко времени правления Чандрагупты 2, но уже вскоре после его смерти усилилась тенденция к ее распаду. Ослабленное внутренними усобицами государство не смогло противостоять внешним угрозам. Описание политической истории большинства древнеиндийских государств основано на случайно сохранившихся источниках, главным образом немногочисленных царских надписях. Запечатленные в них отдельные яркие эпизоды не всегда могут быть представлены в ряде последовательных событий. Да и сама политическая ситуация отличалась крайней нестабильностью.

Конец эпохи характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни - путем пожалований или покупки - переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялись кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности в историографии рассматриваются как главные признаки перехода к новому периоду - средневековью.

БУДДИЗМ, одна из мировых религий, зародилась в Индии в 5—4 вв. до н. э. Основатель — Сиддхартха Гаутама (Будда).

Основа учения раннего буддизма — т. н. четыре благородные истины: существуют страдание, причина страдания, возможность от него освободиться и путь, который приводит к освобождению от страдания. Источник страдания — невежество, или неверное представление о мире; путь освобождения — следование учению Будды.

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных индийским обществом. В отличие от брахманизма и идуизма, сословно-кастовая и этническая принадлежность человека не считались существенной. Главным в достижении просветления признавалось духовное и нравственное самосовершенствование.

Хинаяна оформилось к 1 в. до н. э. и во 2—3 вв. н. э. насчитывала более 18 школ. Главное её отличие — утверждение, что на пути к просветлению невозможно оказать помощь другим существам или же от кого-либо её получить. Необходимым условием для самосовершенствования считается пострижение в монахи. Достигших освобождения своими силами и только для себя называют архатами. Достижение состояния архата и освобождение от круговорота рождений и смертей — высшая цель хинаяны.

Канон махаяны создавался в 1 в. до н. э. — 9—10 вв. н. э. Учение махаяны имеет более универсальный характер: состояния будды могут достичь не только монахи, но и миряне, а теоретически и все живые существа. Центральное место в махаяне занимает образ бодхисатвы. Он достигает просветления, но, в отличие от архата, продолжает перерождаться в сансаре из-за великого сострадания, чтобы помочь всем существам также получить освобождение.
Ваджраяна возникла в сер. 1 тыс. н. э. Её учение почти идентично махаяне, однако упор в нём делается на достижении состояния будды за одну человеческую жизнь. Поэтому наряду с методами махаяны широко используются различные йогические практики.

В Индии буддизм пережил несколько эпох расцвета, особым покровительством пользовался при Ашоке (268—232 гг. до н. э.). Результатом миссионерской деятельности этого правителя стало распространение буддизма в соседних странах, в т. ч. на Шри-Ланке; при нём сооружены первые памятники буддийского зодчества. Буддизм был широко распространён при Кушанах на севере и Сатаваханах на юге Индостана (2—3 вв.), при Гуптах (5 в.), Харше (7 в.) и Палах (8—11 вв).

К кон. 1 тыс. он утрачивает свои позиции в Индии, но становится популярным в Средней и Юго-Восточной Азии, проникает в Китай, через него в Корею и Японию, во Вьетнам, позже в Непал, Бутан, Тибет, Монголию, Центральную Азию.

В современной Индии буддизм существует гл. обр. в тибетском варианте (см. ст. Ламаизм). После потери Тибетом независимости его духовный глава (Далай-Лама XIV) находится здесь с сотнями тысяч беженцев. Ныне существует множество школ и направлений махаяны и ваджраяны. В Южной Азии широко распространена одна школа хинаяны — тхеравада (учение старейшин).

Маурьев империя, государство в Индии (ок. 317—180 гг. до н. э.), возникшее на основе царства Магадха (юг современного штата Бихар).

Правившую там династию Нандов сверг Чандрагупта из династии Маурьев (правил в 317—293 гг. до н. э.).

Его воцарение сопровождалось войнами против оставленных в Индии Александром Македонским наместников. Война Чандрагупты с Селевком I Никатором (основателем династии и государства Селевкидов) закойчилась почётным для индийского царя миром (305 г. до н. э.). Его наследник и сын Биндусара (правил в 293—268 гг. до н. э.) в борьбе за сохранение империи подавил восстания в ряде городов, поддерживал дипломатические отношения с империей Селевкидов и эллинистическим Египтом.




Расцвета империя Маурьев достигла при внуке Чандрагупты и сыне Биндусары Агиоке. Император сосредоточил в своих руках законодательную власть, управление армией, налоговой и судебной системой. Важную роль играли два государственных совета — паришад (включал высших сановников, министров и родственников царя) и сабха (включал, помимо членов паришада, богатых купцов, духовных лиц, представителей сельских общин).

Основная масса населения — крестьяне были лично свободными землевладельцами-налогоплательщиками. Рабов использовали в качестве домашних слуг знати и в царских поместьях. Территория империи делилась на земли под непосредственным управлением императора и не провинции, находившиеся в разной степени зависимости от центра и разбитые на районы и округа. Влияние центральной власти распространялось в основном на императорский домен.

Государство почти не вмешивалось во внутреннюю жизнь подвластных территорий: не вводило единые для всех законы, не покушалось на власть местной верхушки. Это способствовало его ослаблению, и после Ашоки начался распад империи. Он завершился к 180 г. до н. э. убийством последнего императора (Брихадратхи) его военачальником.

БУДДИЗМ, одна из мировых религий, зародилась в Индии в 5—4 вв. до н. э. Основатель — Сиддхартха Гаутама (Будда).

Основа учения раннего буддизма — т. н. четыре благородные истины: существуют страдание, причина страдания, возможность от него освободиться и путь, который приводит к освобождению от страдания. Источник страдания — невежество, или неверное представление о мире; путь освобождения — следование учению Будды.

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных индийским обществом. В отличие от брахманизма и идуизма, сословно-кастовая и этническая принадлежность человека не считались существенной. Главным в достижении просветления признавалось духовное и нравственное самосовершенствование.

Хинаяна оформилось к 1 в. до н. э. и во 2—3 вв. н. э. насчитывала более 18 школ. Главное её отличие — утверждение, что на пути к просветлению невозможно оказать помощь другим существам или же от кого-либо её получить. Необходимым условием для самосовершенствования считается пострижение в монахи. Достигших освобождения своими силами и только для себя называют архатами. Достижение состояния архата и освобождение от круговорота рождений и смертей — высшая цель хинаяны.

Канон махаяны создавался в 1 в. до н. э. — 9—10 вв. н. э. Учение махаяны имеет более универсальный характер: состояния будды могут достичь не только монахи, но и миряне, а теоретически и все живые существа. Центральное место в махаяне занимает образ бодхисатвы. Он достигает просветления, но, в отличие от архата, продолжает перерождаться в сансаре из-за великого сострадания, чтобы помочь всем существам также получить освобождение.
Ваджраяна возникла в сер. 1 тыс. н. э. Её учение почти идентично махаяне, однако упор в нём делается на достижении состояния будды за одну человеческую жизнь. Поэтому наряду с методами махаяны широко используются различные йогические практики.

В Индии буддизм пережил несколько эпох расцвета, особым покровительством пользовался при Ашоке (268—232 гг. до н. э.). Результатом миссионерской деятельности этого правителя стало распространение буддизма в соседних странах, в т. ч. на Шри-Ланке; при нём сооружены первые памятники буддийского зодчества. Буддизм был широко распространён при Кушанах на севере и Сатаваханах на юге Индостана (2—3 вв.), при Гуптах (5 в.), Харше (7 в.) и Палах (8—11 вв).

К кон. 1 тыс. он утрачивает свои позиции в Индии, но становится популярным в Средней и Юго-Восточной Азии, проникает в Китай, через него в Корею и Японию, во Вьетнам, позже в Непал, Бутан, Тибет, Монголию, Центральную Азию.

В современной Индии буддизм существует гл. обр. в тибетском варианте (см. ст. Ламаизм). После потери Тибетом независимости его духовный глава (Далай-Лама XIV) находится здесь с сотнями тысяч беженцев. Ныне существует множество школ и направлений махаяны и ваджраяны. В Южной Азии широко распространена одна школа хинаяны — тхеравада (учение старейшин).

Маурьев империя, государство в Индии (ок. 317—180 гг. до н. э.), возникшее на основе царства Магадха (юг современного штата Бихар).

Правившую там династию Нандов сверг Чандрагупта из династии Маурьев (правил в 317—293 гг. до н. э.).

Его воцарение сопровождалось войнами против оставленных в Индии Александром Македонским наместников. Война Чандрагупты с Селевком I Никатором (основателем династии и государства Селевкидов) закойчилась почётным для индийского царя миром (305 г. до н. э.). Его наследник и сын Биндусара (правил в 293—268 гг. до н. э.) в борьбе за сохранение империи подавил восстания в ряде городов, поддерживал дипломатические отношения с империей Селевкидов и эллинистическим Египтом.

Расцвета империя Маурьев достигла при внуке Чандрагупты и сыне Биндусары Агиоке. Император сосредоточил в своих руках законодательную власть, управление армией, налоговой и судебной системой. Важную роль играли два государственных совета — паришад (включал высших сановников, министров и родственников царя) и сабха (включал, помимо членов паришада, богатых купцов, духовных лиц, представителей сельских общин).

Основная масса населения — крестьяне были лично свободными землевладельцами-налогоплательщиками. Рабов использовали в качестве домашних слуг знати и в царских поместьях. Территория империи делилась на земли под непосредственным управлением императора и не провинции, находившиеся в разной степени зависимости от центра и разбитые на районы и округа. Влияние центральной власти распространялось в основном на императорский домен.

Государство почти не вмешивалось во внутреннюю жизнь подвластных территорий: не вводило единые для всех законы, не покушалось на власть местной верхушки. Это способствовало его ослаблению, и после Ашоки начался распад империи. Он завершился к 180 г. до н. э. убийством последнего императора (Брихадратхи) его военачальником.

Читайте также: