Брикс и еаэс кратко

Обновлено: 17.05.2024

Члены БРИКС характеризовались как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них как мощной и развивающейся экономики, так и большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

Россия — 6-я экономика мира по ВВП по ППС, крупнейшие запасы минеральных ресурсов, имеет крупнейшую в мире территорию, одна из двух крупнейших в мире ядерных держав.

Индия — 3-я экономика мира по ВВП по ППС, дешёвые интеллектуальные ресурсы, одна из двух стран с более чем миллиардным населением;

Южно-Африканская Республика — 30-я экономика мира по ВВП по ППС, разнообразные природные ресурсы.

Эти события, как уверены эксперты, могут изменить состояние мировой экономики и политики в целом. На фоне кризиса доверия к старым интеграционным проектам – например, Европейскому cоюзу, который уже заявил, что он не планирует далее расширяться, новые игроки выглядят свежо и привлекательно. То же самое можно сказать и о Банке БРИКС, особенно в ситуации, когда МВФ демонстрирует неспособность к реформированию, что вызывает недовольство со стороны стран с развивающейся экономикой.

С 1 января 2015 года начал свою работу Евразийский экономический союз. ЕАЭС, ШОС и БРИКС стали практически сразу регулировать новые интеграционные процессы в меняющемся мире и укреплять свои позиции. При этом, как отмечают наблюдатели, новые объединения не собираются останавливаться на достигнутом – у них планов громадье.

В 2016 году наиболее значимым нормативно-правовым актом, влияющим на инвестиционный климат мирового сообщества в целом, будет Таможенный кодекс ЕАЭС. На сегодняшний день этот важный для экономического развития стран – членов союза документ разработан и готов регламентировать таможенную деятельность, но юридической силы он пока не имеет. Документ создан на базе норм ныне функционирующего Таможенного кодекса Таможенного союза России.

На этом фоне нет ничего удивительного в том, что интерес к ЕАЭС как к новому и уже доказавшему свою жизнеспособность интеграционному проекту растет. Владимир Путин в одном из своих выступлений отметил, что около 40 стран готовы подписать соглашение о создании зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. Напомним, в 2015 году соглашение о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС подписал Вьетнам. В начале года к нему присоединились Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения. Заявки на присоединение подали Сирия и Азербайджан, и наблюдатели не исключают того, что положительное решение по их запросам может быть принято уже в этом году, особенно если к этому времени удастся урегулировать сирийский военный конфликт.

Все происходящее вокруг ЕАЭС и БРИКС (для которого одним из главных событий уходящего года стал запуск собственного банка) говорит о том, что оба союза подтвердили на практике неплохие перспективы для дальнейшего своего развития. Эксперты считают, что их успех в немалой степени обусловлен тем, что создатели ЕАЭС и БРИКС учли ошибки, допущенные в процессе создания и развития другого широко известного интеграционного проекта – а именно Европейского союза. Речь не идет о том, чтобы над экономическим сотрудничеством возникла политическая надстройка: страны ЕАЭС и БРИКС вправе проводить внешнюю и внутреннюю политику по своему усмотрению, что стало особенно заметным в контексте санкционной войны, разгоревшейся между Россией и ЕС.

Государства, входящие в ЕАЭС и БРИКС, не стали вводить санкции против нашей страны, но и не стали вступать в конфронтацию с ЕС, и никто от них таких жертв во имя солидарности не требовал.

Не меньший интерес у аналитиков вызывает дальнейшее поведение Банка БРИКС, который рассматривается как институт, со временем способный составить конкуренцию МВФ. К Международному валютному фонду и особенно к его действиям в греческом, аргентинском и украинском кейсах много вопросов. От Банка БРИКС ждут, с одной стороны, более взвешенной политики управления рисками, а с другой, меньшей политизированности при принятии решений. Собственно говоря, того же самого ждут и от ЕАЭС, и от БРИКС в целом.

В начале июля в Уфе (Республика Башкортостан) пройдёт саммит организаций ШОС и БРИКС. В рамках саммита состоится встреча лидеров БРИКС, ЕАЭС и ШОС. Для Казахстана уфимские события носят достаточно серьёзный характер, несмотря на то, что РК не является членом БРИКС.

На мой взгляд, БРИКС – это организация, которой Казахстану следует уделять пристальное внимание. Дело не только в том, что в государствах БРИКС проживает более 40% населения Земли, а их экономика демонстрирует устойчивый рост, но и в том, что в этой организации участвует наш союзник – Российская Федерация. Да и само создание БРИКС является российской инициативой объединения динамично развивающихся экономик мира. По данным ряда рейтинговых агентств, экономика стран БРИКС к 2050 году превысит экономику "большой семёрки". Это обусловлено тем, что перед странами Запада у БРИКС есть несколько преимуществ. Например, они богаты природными и трудовыми ресурсами.

Интересно, что согласно прогнозам, страны БРИКС к 2050 году станут ведущими экономическими лидерами. На долю стран БРИКС к 2050 году будет приходиться более 40% мирового ВВП по сравнению с примерно 27% сегодня.

А Казахстан к 2050 году хочет попасть в тридцатку развитых стран мира. Так что цели у нас примерно одинаковые.

Повестки предстоящего саммита формально не пересекаются, поскольку задачи немного разные. БРИКС – это всё-таки организация более глобального взаимодействия, это, прежде всего, экономическое сотрудничество. А ШОС – это многофункциональная структура, где есть несколько ключевых сфер сотрудничества.

Те же "четыре зла", которые начинались с "трёх зол": угрозы терроризма, сепаратизма, экстремизма, а потом прибавилась борьба с наркобизнесом и незаконным оборотом оружия.

Сейчас ШОС пытается обнаружить в себе новую повестку дня. Вопросы экономического взаимодействия выходят на первый план. Хотя эту организацию некоторые скептики подвергают критике, как и БРИКС. Их иногда называют "высокопоставленными дискуссионными клубами". Бывает так, что договорённости, осуществляемые в рамках двустороннего взаимодействия, например, между Казахстаном и Россией или Казахстаном и Китаем, причисляют к успехам ШОС. В какой-то степени это оправдано, потому что внешняя надстройка позволяет контактам улучшаться и взаимодействовать более эффективно.

Где больше политики и где больше экономики? Если посмотреть основные приоритеты председательствования России в 2015 году в БРИКС и ШОС (в первой – девять приоритетов, во второй – шесть), то в них отчётливо сказано о необходимости усиления политического взаимодействия. О чём это говорит?

О том, что попытка выстроить многополярный мир продвигается системно, в первую очередь, Российской Федерацией, а также и другими государствами, которые входят в БРИКС.

Не секрет, что в 2015 году, на саммите ШОС, мы можем ждать принятия многих важных инициатив. Во-первых, это стратегия развития до 2025 года. Что в ней будет заложено, пока неясно. Можно разглядеть лишь очертания. В отличие от ЕАЭС, где мы можем спрогнозировать развитие данной организации до 2025 года, потому что есть определённые маркеры, даты, когда будут создаваться общие рынки – энергетический, валютный и другие. А в плане развития как ШОС, так и БРИКС такие вот чёткие перспективы обнаружить труднее.

Во-вторых, необходимо помнить, что в ШОС собираются принять новые государства – это Индия и Пакистан. На очереди – Иран. Тогда уже конфигурация этой организации сильно изменится. Пока же она напоминает бутерброд – центральноазиатские государства находятся между Китаем и Россией.

Что касается саммита БРИКС, то и там могут быть приняты серьёзные инициативы. Во-первых, Банк развития стран БРИКС, как замена Всемирному банку: капитал в нём может составить 100 млрд долларов, также пул валютных резервов объёмом около 100 млрд долларов.

Консультации по созданию аналога SWIFT, международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей – это существенный вызов мировой финансовой системе.

Насколько это реально – также вопрос дискуссионный, поскольку не все страны БРИКС склонны политизировать организацию, и есть некоторые противоречия. Я вспоминаю цитату представителя Индии, сказанную на одном из саммитов БРИКС, который говорил, что "наши отношения должны развиваться по принципу свободной любви".

Для БРИКС также характерно, что любая из стран-участниц может претендовать на лидерство в этой организации. Несмотря на то, что инициатива создания объединения исходила от России, каждому из государств есть что предложить. Технологическую, производственную площадку даст Китай, ресурсы могут дать Россия и Южная Африка, Индия предоставит интеллектуальные ресурсы и дешёвую рабочую силу, Бразилия – сельскохозяйственную продукцию.

Ситуация такова, что институционализация этих организаций продолжается, и потому важнейший вопрос сегодня: как дальше будет происходить их взаимодействие? Способны ли они изменить финансовую, экономическую, геополитическую ситуацию, либо это только попытка показать свою самость, самостоятельность, попытка выстроить многополярный или трёх-, четырёхслойный мир?

Также всё более актуальным становится вопрос дальнейшей эволюции ЕАЭС и то, насколько интеграция этого союза с ШОС и БРИКС способна изменить статус кво в мире.

Отношения между ШОС и ЕАЭС (ранее – ЕврАзЭС) успешно выстраивались с 2006 по 2014 годы в рамках подписанного Меморандума о взаимопонимании. За это время был накоплен большой опыт взаимодействия. ЕАЭС является молодым объединением, при этом его перспективы более чем внушительны. В свою очередь, ШОС доказала, что интеграция соседствующих стран выгодна с экономической точки зрения.

Тесная интеграция в единый рынок ЕАЭС будет способствовать тому, что и в крупных альянсах Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан выступят в качестве единого игрока.

Например, в системе БРИКС страны ЕАЭС способны обеспечить рынок всеми минеральными ресурсами, а также рабочей силой. При этом Россия, Казахстан и Беларусь могут обеспечить самодостаточность региона, ввиду того, что интеграция их экономик весьма сильная. Это значит, что страны ЕАЭС способны быть поставщиками ресурсов, при этом не являясь сырьевым придатком. Таким образом, существующие интеграционные объединения функционируют в едином ключе, дополняя друг друга. Разная направленность и формы интеграции способствуют усилению влияния данных государств на мировой арене.

Со стороны видится, что формируется многополярный мир с несколькими центрами политического и экономического влияния, технологическими и финансово-валютными центрами. Ранее стороны уже продемонстрировали всему миру способность договариваться путём равноправного диалога по широкому кругу вопросов, в том числе и по делимитации и демаркации границ.

Мне импонирует термин, который запустили в информационное пространство, но он пока не прижился: вместо "стран третьего мира" мы теперь называемся "восходящими державами". Я имею в виду страны БРИКС и Казахстан в рамках ЕАЭС.

Отмечу также, что ни БРИКС, ни ШОС, ни ЕАЭС не позиционируют себя как организации, которые кому-то противостоят. Хотя в некоторых СМИ постоянно отражается желание ЕАЭС противопоставить ЕС, ШОС противопоставить НАТО, а БРИКС противопоставить "Большой семёрке". На самом деле нигде в документах об этом не говорится. И для того чтобы противопоставить, надо хотя бы нарастить мясо, чтобы было чем хвастаться. Пока всё находится в развитии.

И в завершение хочу привести такую аналогию: как известно, открыть какое-нибудь предприятие или фирму достаточно легко, а закрыть, напротив, тяжело. Мне кажется, что с международными организациями происходит то же самое. Так что все они ещё долго и, надеюсь, эффективно будут работать для нашего общего будущего.

Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Общая численность населения стран ШОС равна 1 млрд. 455 млн человек (2007 год), четвёртая часть населения планеты. Экономика КНР — вторая (после США) экономика мира по номинальному ВВП, первая по ВВП по паритету покупательной способности (c 2014 года).
ШОС не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, АРФ АСЕАН), а занимает промежуточную позицию.Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией;
Россия — богата минеральными ресурсами;
Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы;
Китай — мощная производственная база;
Южно-Африканская республика — природные ресурсы.
Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран (43 % от населения планеты[5]) обусловливает дешевизну труда в них, что является препятствием для высоких темпов экономического роста.

В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволят им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к утрате лидирующей позиции современной западной экономической элиты, и к переходу на другую модель экономического управления, не нуждающуюся в наличии элиты как таковой.

ОДКБ Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года.

Ваше мнение, камрады? Может ли ШОС, ЕАЭС, ОДКБ или БРИКС развиться в нечто большее? Недавно ЕС объявил о намерении создать свою армию - могут ли вышеперечисленные блоки трансформироваться в единый военно-политический блок с экономическими возможностями?о-экономическим?
Каковы перспективы ЕАЭС? Сможет ли он противопоставить экономические возможности по сравнению с ЕС? Что даст присоединение к ЕАЭС КНР? Может ли экономический союз в дальнейшем перейти на новый виток сотрудничества? Каковы варианты появления обновленного СССР-2, только в новом составе и масштабе? Не является ли развитие ЕАЭС тем самым поводом спустить поводок - объявить против России экономические санкции под видом воздействия из-за Крыма и ситуации на Донбассе, а по факту с целью ослабления экономики России? И т.д. и т.п.

Читайте также: