Братья карамазовы смысл произведения кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от лица рассказчика-биографа, который приводит определенные факты и дает им оценку. Такая форма повествования указывает на достоверность происходящего, хотя образ рассказчика отдален от самого автора. Это способствует усилению авторского мнения посредством чужого отношения.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Для Ф.М. Достоевского были важны не сами действия, а души и характеры героев. Автор поднимает проблемы жестокости, вседозволенности, эгоизма и милосердия, веры и неверия.

Основная тема, поднятая писателем в романе, - так называемая карамазовщина, которая олицетворяет нравственную деградацию. С данным понятием связаны желания, относящиеся не к разуму человеку, а к чувству в разном его проявлении. Здесь поднимаются проблемы корысти и наживы, чести и бесчестия, сладострастия и своеволия.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В центре повествования лежит судьба семейства Карамазовых. Роман повествует о семейных взаимоотношениях, которые основаны на безразличии отца к собственным детям. Судьба их довольно трагична. Сын Дмитрий знакомится с собственным отцом, когда ему исполняется 18 лет. Именно с образом Дмитрия связаны основные сюжетные линии: отца семейства кто-то убил, в результате чего за убийство осудили Дмитрия.

7. Система образов произведения.

Ф.М. Достоевский показывает три поколения: отцы и дети, а также новое поколение, символизирующее зарождающуюся Россию.

Отец семейства – эгоистичный, развращенный страстями человек. Его сыновья – Дмитрий, Иван, Алеша и незаконнорожденный Павел Смердяков. Все они являются олицетворением общества 60-х гг. Братья Карамазовы – символичный единый образ. Каждый из них несет на себе какую-то индивидуальную черту: Иван – разум, Дмитрий – чувство, Алексей – воля.

Примечательно, что почти все семейство имеет трагичную судьбу: отец был убит, Павел кончает жизнь самоубийством, Дмитрий уходит на каторгу, а Иван сходит с ума. Остается лишь Алексей, на которого ложится надежда на изменение.

8. Композиция произведения.

Произведение Ф.М. Достоевского содержит 12 частей, которые представлены в традиционной форме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Ф.М. Достоевский использует в романе прием психологизма, автор ярко и выразительно изображает внутренний мир героев. Также в романе присутствует прием антитезы, многие герои противопоставлены друг другу. Повествование отличается своей философичностью и глубиной.

10. Отзыв о произведении.

Последний роман Достоевского выстроен на фоне безысходности и уныния. С первой до последней строки ощущается мрачная атмосфера тяжелого быта и сложных человеческих взаимоотношений. Фёдора Карамазов – далеко не образец подражания. Его разгульный образ жизни практически до ее конца и потакание своим низменным желаниям составляют канву романа и приводят к его основе. У него есть сыновья и объект обожания – Грушенька. Но его любовь к ним отталкивает своей формой и сущностью. Он сам понимает пустоту своей жизни, катастрофический недостаток в ней любви и принимает смерть от рук одного из своих сыновей.

Такой же недостаток любви извращает сущности и некоторых других персонажей романа. Даже убийцы – что обвиненный, что настоящий – не могут быть обвинены без некоторого оправдания со стороны читателя. Ведь именно отсутствие любви толкает одного на ужасные мысли, другого на ужасное преступление. Обвиненный несправедливо безропотно принимает наказание, понимая, что это единственный путь очищения и успокоения души. Настоящий убийца совершает самоубийство, не выдержав душевных мук. Еще один сын также погружен в мрачные мысли и руководствуется эгоистичными и преступными целями. Это в конце концов приводит его к сумасшествию желает смерти отца, через которое он и приходит к очищению своей души.

Но именно на фоне разворачивающихся событий и торжества низменных пороков становится отчетливо видна светлая нить смысла романа. Каждый из героев, испытав все сложности жизни и муки душевных терзаний, в конце концов находит душевное спокойствие в покаянии. Роман гулким набатом призывает читателя к покаянию, предлагает осознать эфемерность мирского и пагубность преходящего. В основном это воплощается в представления Алеши и Зосимы, но во многих местах романа эту нить можно проследить и в повествовании других персонажей.

К покаянию герои приходят через веру. Олицетворением этого пути является описание взглядов и жизни именно Алеши и Зосимы. Великое противостояние их жизнелюбивых и человеколюбивых принципов мраку и пороку общества выделяет роман из подобных ему. Все ужасы и тяготы распада человеческой личности происходит, по мнению автора, от потери неизбывности веры. Это и приводит многих героев романа к равнодушию и одиночеству. Но в конце концов все из них приходят к выводу о доминанте веры над мирским, пусть некоторые и не осознали это самостоятельно.

Постулат всепрощения сквозит из многих глав романа, ярко контрастируя с ощущением безысходности. Основные положительные герои романа пошли еще дальше и попытались развить эту мысль до простого и гениального: надо все понять и все простить. Сразу ничего не сбудется, сначала обязательно надо пройти через невзгоды одиночества и мракобесия общества. Только так люди смогут на примере понять свет веры и ее яростную, но мягкую силу.

Еще более основательная мысль вложена в слова Алеши, когда он говорит, что жизнелюбие является половиной спасением. И спасение при этом достигается вовсе не аскетизмом, отшельничеством и уходом в монастырь, нет. Напротив, из романа доносится громкий призыв идти в люди, объяснять им, доносить им, что всепрощение и человеколюбие достигается лишь в социуме. Что сила и прощение в единстве и взаимоуважении. Лишь единением общества и индивидуальности можно найти успокоение и счастье для всех вместе и каждого в отдельности. Так перед читателем выстраивается четкое представление о гармонии мирского и вечного вместо их противопоставления. Незачем ударяться из крайности в крайность, ведь правильнее всего будет их связать и сбалансировать их между собой. А каким именно образом можно их сбалансировать, ясно показано на страницах великого романа.

Книгу рекомендует кинокритик, продюсер Лев Карахан

Лев Карахан

Фото Владимира Ештокина

Автор

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) — прозаик, критик, публицист.

История создания

О чем роман?

Интересные факты о романе

-1-

-2-

Достоевский скончался через два месяца после публикации этого своего — последнего — романа.

-3-

Действие романа разворачивается в вымышленном провинциальном Скотопригоньевске, который по описанию и достопримечательностям во многом отражает облик города Старая Русса, где Достоевский писал книгу.

-4-

-5-

-6-

У героев романа существуют реальные прототипы. Например, одним из источников образа Ивана Карамазова стала фигура мыслителя Владимира Соловьева, чьи философско-религиозные взгляды были близки Достоевскому. Прообразами Зосимы стали иеромонах Амвросий Оптинский и святитель Тихон Задонский.

-7-

Для того чтобы ускорить работу над книгой, жена писателя Анна Григорьевна помогала супругу — стенографировала большую часть текста под диктовку Достоевского.

Подробнее на эту тему читайте здесь и здесь .

— А там может случиться топор? — рассеянно и гадливо перебил вдруг Иван Федорович. Он сопротивлялся изо всех сил, чтобы не поверить своему бреду и не впасть в безумие окончательно.

— Топор? — переспросил гость в удивлении.

— Ну да, что станется там с топором? — с каким-то свирепым и настойчивым упорством вдруг вскричал Иван Федорович.

Что приснилось Алеше?

«…Глагола им Иисус: наполните водоносы воды, и наполниша их до верха.

«Но что это, что это? Почему раздвигается комната… Ах да… ведь это брак, свадьба… да, конечно. Вот и гости, вот и молодые сидят, и веселая толпа и… где же премудрый архитриклин? Но кто это? Кто? Опять раздвинулась комната… Кто встает там из-за большого стола? Как… И он здесь? Да ведь он во гробе… Но он и здесь… встал, увидал меня, идет сюда… Господи.

Да, к нему, к нему подошел он, сухенький старичок, с мелкими морщинками на лице, радостный и тихо смеющийся. Гроба уж нет, и он в той же одежде, как и вчера сидел с ними, когда собрались к нему гости. Лицо все открытое, глаза сияют. Как же это, он, стало быть, тоже на пире, тоже званный на брак в Кане Галилейской…

— Тоже, милый, тоже зван, зван и призван, — раздается над ним тихий голос. — Зачем сюда схоронился, что не видать тебя… пойдем и ты к нам.

Голос его, голос старца Зосимы… Да и как же не он, коль зовет? Старец приподнял Алешу рукой, тот поднялся с колен.

— Веселимся, — продолжает сухенький старичок, — пьем вино новое, вино радости новой, великой; видишь, сколько гостей? Вот и жених и невеста, вот и премудрый архитриклин, вино новое пробует. Чего дивишься на меня? Я луковку подал, вот и я здесь. И многие здесь только по луковке подали, по одной только маленькой луковке… Что наши дела? И ты, тихий, и ты, кроткий мой мальчик, и ты сегодня луковку сумел подать алчущей. Начинай, милый, начинай, кроткий, дело свое. А видишь ли Солнце наше, видишь ли ты Его?

— Боюсь… не смею глядеть… — прошептал Алеша.

Что-то горело в сердце Алеши, что-то наполнило его вдруг до боли, слезы восторга рвались из души его… Он простер руки, вскрикнул и проснулся…

Опять гроб, отворенное окно и тихое, важное, раздельное чтение Евангелия. Но Алеша уже не слушал, что читают. Странно, он заснул на коленях, а теперь стоял на ногах, и вдруг, точно сорвавшись с места, тремя твердыми скорыми шагами подошел вплоть ко гробу. Даже задел плечом отца Паисия и не заметил того. Тот на мгновение поднял было на него глаза от книги, но тотчас же отвел их опять, поняв, что с юношей что-то случилось странное. Алеша глядел с полминуты на гроб, на закрытого, недвижимого, протянутого в гробу мертвеца, с иконой на груди и с куколем с восьмиконечным крестом на голове. Сейчас только он слышал голос его, и голос этот еще раздавался в его ушах. Он еще прислушивался, он ждал еще звуков… но вдруг, круто повернувшись, вышел из кельи.

Он не остановился и на крылечке, но быстро сошел вниз. Полная восторгом душа его жаждала свободы, места, широты. Над ним широко, необозримо опрокинулся небесный купол, полный тихих сияющих звезд. С зенита до горизонта двоился еще неясный Млечный Путь. Свежая и тихая до неподвижности ночь облегла землю. Белые башни и золотые главы собора сверкали на яхонтовом небе. Осенние роскошные цветы в клумбах около дома заснули до утра. Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною… Алеша стоял, смотрел и вдруг как подкошенный повергся на землю.

Как создавалось произведение

В 1874 году Ф.М. Достоевский решил написать драму с психологическим подтекстом на основе истории человека, с которым он познакомился накануне. Д. Ильинского осудили вместо преступника, убившего его отца. В итоге двухлетней работы получился роман с серьезным философским смыслом.

Писатель консультировался с медиками и юристами, чтобы достоверно отобразить судебный процесс и историю болезни главного героя. Ему хотелось реалистично описать происходящие события, поэтому было потрачено много сил и времени.

Проблематика романа

Ф.М. Достоевский коснулся в произведении многочисленных общественных проблем:

  • нравственное и духовное развитие России;
  • отношения между родственниками;
  • проблема отцов и детей;
  • религия;
  • преступление и наказание.

Больше всего автора беспокоит состояние русского общества, его будущее, которое невозможно без анализа исторических ошибок.

На заметку! На протяжение всего романа Федор Михайлович постоянно приводит цитаты из Библии, напоминает читателям о законах Божьих, поднимает религиозные темы.

C самого начала читатель погружается в гнетущую атмосферу безысходности. Автор блестяще рисует тяжелый быт, душевные переживания, межличностные отношения. Федор Карамазов, отец троих сыновей, ведет разгульный образ жизни, потакает своим низменным желаниям, не имеет определенной цели. Вроде бы, Федор любит сыновей, преклоняется перед Грушенькой, но его чувства вызывают лишь отвращение. В его жизни нет искренней, честной любви. В результате Федора Карамазова находят с проломленным черепом.

Описываемые события, произошедшие в результате пороков и безнравственности, раскрывают светлые стороны романа. Персонажи, пережившие муки и страдания совести, находят успокоение в раскаянии. Ф.М. Достоевский старается донести до читателя, как важно осознать собственные ошибки, жить по совести, отодвинув на задний план мирские потребности и желания.

На заметку! На примере Алеши и Зосимы автор призывает читателей не забывать о вере, как лучике в темном царстве пороков и нравственного разрушения.

С начала и до конца в романе звучит призыв к покаянию. Нужно ощутить одиночество, пережить страхи, познакомиться с несовершенством общества, чтобы в результате осознать, что вера – единственное спасение.

Главные герои романа

Главные персонажи романа:

На заметку! В разговоре с лакеем Смердяковым тот сознается, что убил Федора Карамазова. Но виноватым делает Ивана, ведь именно он озвучил теорию вседозволенности.

  1. Алексей. Мечтал служить Богу, поэтому монастырь и старца Зосиму считает своим спасением. Младший брат умеет искренне сопереживать, сочувствовать, считает, что всех нужно прощать.
  2. Смердяков. В доме ходят слухи, что молодой лакей – внебрачный сын Федора Карамазова. Смердяков неглупый, но с детства страдает из-за своего происхождения. Мечтает уехать в Москву. Иван любит разговаривать с лакеем, озвучивая собственные жизненные теории. Смердяков решает, что средний брат ненавязчиво подталкивает его к убийству в желании препятствовать женитьбе отца. Когда Смердяков осознает, что неверно истолковал посыл Ивана, он кончает жизнь самоубийством.
  3. Грушенька. Девушку когда-то соблазнил офицер, и теперь она бессовестно играет на чувствах других людей. Но раскаивается, считая себя виновной в трагедии, и отправляется за Дмитрием на каторгу.

Эпиграф романа

После прочтения слов Иоанна Богослова, взятых в качестве эпиграфа, становится непонятно, как можно правильно жить, если для этого необходимо умереть. На самом деле, смысл подразумевает умерщвление низменной души для возрождения нравственности и любви.

Почему роман имеет такое название?

Смысл гениального произведения Ф.М. Достоевского учит читателей быть добрыми, не забывать о нравственных и духовных ценностях, приходить на помощь ближним. Человек отвечает за свои мысли и поступки, а за любым преступлением неминуемо последует наказание.

Читайте также: