Борис фомин композитор биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Борис Иванович Фомин (Борис Иванович Фомин, 12 апреля 1900, Санкт-Петербург, Российская империя - 25 октября 1948, Москва, СССР) был Советский музыкант и композитор кто специализировался на Русский романс.

Содержание

биография

Борис Иванович Фомин родился в г. Санкт-Петербург. Его отец Иван Яковлевич (1869–1935) был высокопоставленным армейским чиновником, служившим в Государственном военном управлении, который считал Михаил Ломоносов среди его дальних родственников. Его мать Евгения Иоанновна Пекар (1872–1954), дочь г. Александр IIс фрейлина, был из Австрийский происхождение; она вышла замуж (но вскоре развелась) и Итальянский человек, и именно музыкальные таланты последнего считались унаследованными от его внука, который к четырем годам хорошо играл на аккордеон даже если есть очевидные трудности с удержанием. [4] У Бориса было три сестры: Валентина (на год старше), Лидия и Ольга, младше 8 и 12 лет соответственно. [2]

По воле отца Борис присоединился к реальная школа но его страсть к музыке невозможно было игнорировать. В возрасте двенадцати лет он поступил в класс фортепиано профессора консерватории. Анна Есипова, в список учеников которых вошли Сергей Прокофьев. После смерти Есиповой в 1914 году Фомин под руководством двух ее коллег, Бендицкого и Сахарова, поступил в Санкт-Петербургскую филармонию. Через год он поступил в Санкт-Петербургская консерватория. Его образование было прервано 1917 революция и позже он никогда не пытался его завершить. Оглядываясь назад, биографы утверждали, что диплом консерватории значительно облегчил бы его дальнейшую жизнь. [2]

В марте 1918 г. по приглашению лично Владимир Ленин пополнить военный аппарат нового Большевик правительства, Иван Фомин приехал в Москву и вскоре переехал с семьей в пятикомнатную квартиру на Чистые пруды. В начале 1919 года Борис Фомин ушел добровольцем в Красная армия. Когда он закончил реальное училище, его отправили работать на ремонт и реставрацию прифронтовых железных дорог, но он также развлекался как артист-исполнитель, часто устраивая персональные шоу на платформах вагонов. [2]

Карьера

В 1921 году Фомин вернулся в Москву и написал музыку к оперетте. Карьера Pirpoint Black, со словами Константин Подревский и Алексей Файко. Спектакль имел успех в Москве и Петрограде в 1922 году, но был холодно воспринят большевистской прессой, весьма подозрительно относящейся к жанру в целом. "Музыка там ненамного лучше, чем у Кальман или же Легар", - со всей серьезностью написал" обозреватель "одной газеты. [2] Три написанных им балета (в том числе Макс и Мориц, с Вадим Шершеневич как либреттист) мало что сделал для того, чтобы Фомин получил признание, которого он жаждал. Затем он попробовал свои силы в русском романтике и нашел в нем свое истинное призвание. [2]

Смерть

В 1948 году здоровье Фомина резко ухудшилось, и он обратился в клинику Высокие горы. Друзьям удалось раздобыть для него немного пенициллинредкость в те времена в СССР, доступная только членам номенклатура. Раньше лекарство могло спасти ему жизнь, но теперь было слишком поздно. Борис Иванович Фомин умер 25 октября 1948 года. Его похоронили в Введенское кладбище. [7] [2]

Наследие

Борис Фомин родился в 1900 году в Петербурге. Но вся его жизнь связана с Москвой, куда семья переехала, когда он был ещё юношей. Музыкальные способности Бори Фомина проявились рано. В 4-5 лет он, едва выглядывая из-за аккордеона, играл так, что всем хотелось слушать. Как это часто бывает, папа генерал был очень против потенциальной музыкальной карьеры сына, но пришлось смириться. Борис стал брать уроки музыки у лучших педагогов. Все думали, что он станет пианистом. Но он очень успешно и интересно импровизировал и склонялся к композиции, композитором в итоге и стал.

В Москве молодой Фомин активно приобщился к артистической жизни, но в январе 1919-го ушел добровольцем на фронт и два с половиной года участвовал в Гражданской войне на стороне Красной армии. Там его вскоре решили использовать как фронтового артиста: у него были многогранные способности – он был и пианист, и танцор, и рассказчик, и конферансье, и к тому же певец. Он даже умудрился на фронте поставить веселую оперетту прямо на платформе вагона. Вернувшись с войны, Фомин пробовал себя и в балете, работал пианистом в кинотеатре и даже “цыганом” в одном из московских хоров. Но свое настоящее призвание он в итоге нашел в сочинении русского городского романса.

Романсы Фомина сразу запели и эстрадные звезды в молодом Советском Союзе, и певцы в эмиграции. Его романсы в то время были самыми популярными. Один из первых его романсов – тот, что впоследствии обошел весь мир и исполняется до сих пор – “Только раз бывает в жизни встреча”. Однако большевики решили, что романс есть вредный жанр, он с 1929 года был фактически запрещён, особенно в Москве. Закрылись издательства, печатавшие Фомина, оказались без работы многие исполнители. Остальные получали свои репертуарные списки и программы концертов с грозными красными пометками: “Пошлятина!” и даже – “Контрреволюционный хлам!” В 37-м году Фомина арестовали. Около года он пробыл в бутырской тюрьме. Но выпустили. Говорили, что Сталину нравилась песня Фомина “Саша” в исполнении Изабеллы Юрьевой. Но неизвестно имело ли это отношение к его освобождению.

С началом Отечественной войны, оставаясь в Москве, Фомин сочинил 150 фронтовых песен, создал вместе с друзьями фронтовой театр “Ястребок” – в то время это был единственный театр в Москве. Многие песни Фомина сразу после премьеры разлетались по России. При всём при этом в послевоенный период Борис Фомин, как и многие мастера искусств, связанные с русским и цыганским романсом, опять попал в немилость. Ему запретили концертную деятельность, прекратили издание его произведений, его материальное положение стало катастрофическим.

Как я уже сказал, Борис Фомин специализировался на городском романсе. Поэзия в городском (бытовом) романса не такого высокого пошиба как в классическом романсе. Однако она отражает чувства и переживания основной массы населения. Сегодняшняя наша тема посвящена композитору. Нас, естественно, интересует прежде всего его музыка. Стихотворные тексты романсов сегодня для нас играют второстепенную роль. В романсах, которые вы сегодня услышите заметны музыкальные интонации цыганского романса. С одной стороны это дань бытующей в то время моде, с другой стороны это видимо влияние участия Фомина в цыганском хоре. Надо было как-то зарабатывать на более чем скромную жизнь.

Добавлю ещё, что очень талантливый композитор Борис Фомин написал три оперетты, музыку трёх балетов, несколько фокстротов и танго.

Подревский, как и Фомин, был разносторонне талантлив: прежде всего поэт, вдобавок композитор, музыкант и переводчик. Известно 15 романсов Бориса Фомина на стихи Константина Подревского. Совместно с Борисом Фоминым и другими композиторами, Подревский выступал как автор текстов оперетт, скетчей, сценок, романсов, песен. Его тоже преследовали и клеймили за причастие к вредному жанру романса. Ему тоже солидно подорвали здоровье и умер он в 42 года.

Так хочется хоть раз, в последний раз поверить,
Не все ли мне равно, что сбудется потом;
Любви нельзя понять, любовь нельзя измерить,
Ведь там, на дне души, как в омуте речном.

Пусть эта глубь бездонная,
Пусть эта даль туманная
Сегодня нитью тонкою
Связала нас сама,
Твои глаза зеленые,
Твои слова обманные
И эта песня звонкая
Свели меня с ума.

Проглянет солнца луч сквозь запертые ставни,
А все еще слегка кружится голова,
В ушах еще звучит наш разговор недавний,
Как струнный перебор, звучат твои слова.

Пусть эта глубь бездонная…

Не нужно ничего, ни поздних сожалений,
Покоя все равно мне больше не вернуть.
Так хочется хоть раз на несколько мгновений
В речную глубину без страха заглянуть.

Пусть эта глубь бездонная…

Встреча была для обоих случайной.
Ты не хотела поверить в любовь.
Пусть эта встреча останется тайной
И никогда не повторится вновь.

Память о прошлом пусть вас не тревожит,
Ведь разговор был намеренно строг.
И вот мы расстались, как двое прохожих,
На перепутье случайных дорог.

Мы ничего не сказали друг другу,
Мы расставались, как двое чужих.
Ты не признала хорошего друга
И отреклась от мечтаний своих.

Память о прошлом пусть вас не тревожит…

Я Вам пишу последнее письмо
На Ваш призыв, мольбу о жизни новой.
Я Вам пишу. Уснувшая давно
В груди моей любовь воскресла снова.

Я Вас люблю. Я не хочу скрывать,
Я не смогла забыть мгновений радость.
Я Вас люблю, но все вернуть опять…
Благодарю. Не надо.

Но Вас беречь для радостей чужих
И снова пить лишь горечи осадок,
Все узнавать последней от других…
Благодарю. Не надо.

Зовете Вы все прошлое забыть,
Клянетесь Вы, что все в Вас изменилось.
А вдруг опять захочется шутить
И не солгать Вы будете не в силах?

По вечерам опять напрасно ждать,
Как у врага, у Вас просить пощады,
Сходить с ума, все помнить, все прощать…
Благодарю. Не надо.

Поёт Валерий Агафонов, один из лучших исполнителей романса, о нём можно говорить много, блокадный ребенок, очень рано умер от болезни сердца.

Нет, ни пурпурный рубин, ни аметист лиловый,
Ни наглой белизной сверкающий алмаз
Не подошли бы так к лучистости суровой
Холодных ваших глаз,
Как этот тонко ограненный,
Хранящий тайну черных руд,
Ничьим огнем не опаленный,
Ни в что на свете не влюбленный
Темно-зеленый изумруд.

Мне не под силу боль мучительных страданий;
Пускай разлукою ослабят их года, –
Чтоб в ярком золоте моих воспоминаний
Сверкали б вы всегда
Как этот тонко ограненный,
Хранящий тайну черных руд,
Ничьим огнем не опаленный,
На в что на свете не влюбленный
Темно-зеленый изумруд.

Прости меня за все, за мой обман невольный,
Небрежно-жесткий тон и слов ненужных боль!
Прошу тебя поверь, поверь, мне тоже больно,
Я больше не могу играть смешную роль.

Да! Виноват я сам, я это твердо знаю.
Казалось, что забыть мне будет так легко,
Но только вот теперь, теперь я понимаю,
Что заменить тебя не сможет мне никто!

Я знаю, что и ты все также одинока,
Среди чужих людей повсюду ждешь меня.
Зачем же стали мы друг другу так далеки,
Ведь можно все простить, и все понять любя.

Да, да! Виноват я сам, я это твердо знаю.
Казалось, что забыть мне будет так легко,
И только вот теперь, теперь я понимаю,
Что заменить тебя не сможет мне никто!

Не говори мне этих слов небрежных
И взор не прячь, насмешливо тая.
Ошибся ты – нет чувств, нет мыслей нежных.
Случайным сном была любовь моя.

С тобой не раз мы встретимся, быть может,
Но снова взор не брошу я, любя.
И сердце мне ни что уж не встревожит.
Я не хочу любить, я не хочу любить, я не люблю тебя.

Напрасно все: и взгляды, и улыбки,
Они теперь не властны надо мной.
К чему будить забытые ошибки,
И вспоминать случайный сон пустой.

Но если ты меня обнимешь снова,
И страсть твоя захватит и меня
Не верь тогда волнующему слову.
Я не могу любить, я не могу любить, я не люблю тебя.

В жизни всё неверно и капризно,
Дни бегут, никто их не вернёт.
Нынче праздник, завтра будет тризна
Незаметно старость подойдёт.

Эй, друг гитара
Что звенишь несмело?
Ещё не время плакать надо мной.
Пусть жизнь прошла,
Всё пролетело,
Осталась песня, песня в час ночной.

Где ты юность без конца, без краю,
Отчего так быстро пронеслась?
Неужели скоро, умирая,
Мне придётся спеть в последний раз?

Эй, друг гитара.
Что звенишь несмело
Ещё не время плакать надо мной.
Пусть жизнь прошла,
Всё пролетело,
Осталась песня, песня в час ночной.

Сквозь поток людской
Всплывают в памяти порой
Отрывки детства, друзья соседства
И образ твой.

Сашка, сорванец,
Голубоглазый удалец,
Веселый друг моих забав.
Вообще чудесный, славный парень.

Саша! Ты помнишь наши встречи
В приморском парке, на берегу?
Саша! Ты помнишь теплый вечер,
Весенний вечер, каштан в цвету?
Нет ярче красок
Нигде и никогда!
Саша, как много в жизни ласки,
Как незаметно бегут года.

Где ты, милый мой,
Чудесной юности герой,
Веселый Саша и дружба наша,
Приятель мой?

Помню о тебе
В веселье, в радости, в беде.
И не забыть мне никогда
Твою улыбку и глаза.

Саша! Ты помнишь наши встречи…

Жизнь кипит кругом.
И нам ли думать о былом.
Ведь не стареем, а молодеем
Мы с каждым днем.

Знаю, милый мой,
При встрече дружеской с тобой
Я подойду и обниму,
Потом скажу тебе лукаво:

Саша! Ты помнишь наши встречи…

На фоминскую музыку этого романса американский архитектор, писатель и музыкант Джин Раскин, родители которого были выходцами из России, в 1962 году создал свой вполне достойный текст на эту же музыку. И назвал новую красивую песню на английском языке “Those were the days” (То были дни). Она стала очень популярна во всем мире. Тоже о прошедших днях и об ушедшей любви.

09 Дорогой длинною Федоров-Вишняков В.

Петь будет Сара Горби, родившаяся в Кишинёве в 1900 году и певшая на девяти языках эстрадная певица. Она была в своё время широко известной и популярной интернациональной исполнительницей романсов и песен. Больше всего на еврейском и русском языках. Окончила консерваторию в городе Яссы, вышла замуж за газетного издателя Иосифа Гольдштейна. Переехала с ним в Рим, а затем в Париж. Жили они там до начала Второй Мировой войны. Сара вела активную гастрольную концертную деятельность во Франции и далеко за пределами, была очень популярна в Латинской Америке и в Соединенных Штатах. В 1940 году Сара Горби с мужем покинули Париж и бежали на Гаити, через несколько лет перебрались в США. В 1948 году Сара Горби провела гастрольный сезон в Европе, дала 23 концерта на идиш в лагерях для перемещённых лиц. После образования государства Израиль Сара Горби начала исполнять также и израильские песни на иврите, записала много сефардских народных песен. На русском языке у меня есть 33 её записи, среди которых и песни советских композиторов.

Не все слова в записи следующего романса мне показались разборчивыми. Но текста я на интернете не нашел.

Уходит день, и ночь настанет,
Гадалка мне сказала неспроста,
Что ты уйдешь, разлука сердце ранит,
Сплошная боль, печаль и пустота.

Пусть льется песня, песня роковая,
Пусть льются звуки горя и страстей,
Пусть сердце плачет, ничего не значит,
Пой, цыган, плачь, цыган! Струны не жалей!

Хмельной дурман, оркестр играет,
И смех в углу звенит, там пьют давно.
Что ты ушла, гитара повторяет,
И душу рвет налитое вино.

Пусть льется песня, песня роковая…

Дождь проливным потоком стучит с утра в окно.
Ты от меня далёко, писем уж нет давно.
Ночью я буду, знаю, думать, когда все уснут;
Разве у вас не бывает в жизни подобных минут?

Время бежит сурово, печаль разлук тая.
Как бы хотелось мне снова крепко обнять тебя.
Жду я и верю и знаю, эти минуты придут;
Разве у вас не бывает в жизни подобных минут!

Слова нашего следующего романса сочинил некто П.Финк, о котором сведений раздобыть не удалось. Романс имеет оптимистически-вдохновительный характер. Если грустно на душе, надо включить этот романс.

В те дни, когда горят костры ночные,
И в городах, в кругу своих друзей,
Слыхали вы не раз слова простые,
Напева старой песенки моей.

Полно, сокол, не грусти,
Ну, брось слова напрасные,
Ведь много счастья на пути,
А дни такие ясные.

Вчера с тобой я долго говорила,
Но ты ушёл искать иных путей.
Скрывая боль, тебя я проводила
Напевом старой песенки моей.

Полно, сокол, не грусти…

И если снова боль в душе проснётся,
И зазвучит забытая струна,
Скажу я сердцу: жди, и он вернётся
Любовь и песня, радость и весна.

Полно, сокол, не грусти…

Споёт его Лариса Чураева, о которой я только знаю, что в её репертуаре и старинный романс и романтическая музыка для гитары и романсы на стихотворения поэтов серебряного века и бардовские песни. Живет в Санкт-Петербурге. Я набрёл на афишу её юбилейного концерта, где сказано: “Дипломант международных конкурсов романса Лариса Чураева обладает яркой творческой индивидуальностью, глубиной раскрытия образа, разнообразными тембрами голоса, виртуозным владением гитарой. Поэтому ее выступления всегда встречают горячий отклик в сердцах слушателей.” В моём собрании есть 34 романса в её исполнении.

Повстречались внезапно мы, случайно и странно,
Была так пленительна ваша улыбка.
Но какое-то чувство подсказало мне сразу,
Что любовь наша будет ошибкой.

Я старше вас, и жизнь я лучше знаю,
Она не раз давала мне урок
Недаром я словам не доверяю
И многое читаю между строк.

А теперь мы расстались, оборвалось всё сразу.
Вы прислали письмо мне натянуто-грустное.
А при встрече сказали две каких-то мне фразы,
Никому совершенно не нужные.

Я старше вас, и жизнь я лучше знаю…

Как часто мы, того не замечая,
Стремимся вдаль за новою мечтой.
Вчерашний день нам кажется случайным,
А счастье принесет совсем другой.

Каждому хочется счастье найти:
Любить и быть любимым.
Счастье лежит у нас на пути,
А мы проходим мимо.

Шел крупный снег, и вечер был холодный,
Со мной был друг, любимый и родной,
Но мне казалось: это несерьезно,
А счастье принесет совсем другой.

Но все прошло, и я его забыла,
Прошли года, и я вдруг поняла,
Что это счастье настоящим было,
А я чего-то нового ждала.

Каждому хочется счастье найти:
Любить и быть любимым.
Счастье лежит у вас на пути,
А вы проходите мимо.

А вот исполнительницей сегодня будет – вы не угадаете кто. Я думаю, многие помнят очень давнюю актрису кино, театра и эстрады, превосходно пародирующую детскую речь Рину Зеленую. Она оказывается начинала карьеру как профессиональная певица. Потом она играла эксцентрические роли в пародийных пьесах, исполняла монологи в стихах, частушки, песенки. Вот как её представлял на сцене конферансье:

Вот что о ней пишет Википедия:

А вот всем известная певица, яростный борец за культуру русского романса, Галина Карева. Слова Подревского. Романс “Я всё отдам”.

Любовь, как буря, прошла грозою,
А ты не можешь забыть о ней;
Напрасно хмуря свой взор слезою,
Ты вновь тревожишь тоску о ней.

Умчались тучи, грядой тяжелой
Заря как вестник приходит к нам.
За смех кипучий, за день веселый,
За наши песни я все отдам!

И ты, я знаю, простишь былое,
Простишь мне муку когда-нибудь
Пускай больная душа не ноет,
Подай мне руку и снова в путь.

Умчались тучи, грядой тяжелой
Заря как вестник приходит к нам
За смех кипучий, за день веселый,
За наши песни я все отдам!

Борис Иванович Фомин (1900, Санкт-Петербург — 1948, Москва) — советский композитор, сочинявший преимущественно шлягеры и романсы.

Содержание

Биография

Музыкальные способности Фомина проявились рано: ещё в 4 года он научился играть на аккордеоне. Его родители поначалу восприняли это отрицательно, поскольку желали видеть его крупным чиновником, офицером или учёным, но никак не музыкантом.

Однако, позднее его всё же отдали в реальное училище. Одновременно он брал уроки у пианистки А. Н. Есиповой.

После Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 года его отцу было предложено место в новом госаппарате, и в 1918 году семья переехала в Москву.

В 1919 году ушёл на фронт, затем работал на восстановлении фронтовых железных дорог. Спустя некоторое время начал давать концерты прямо на фронте.

Вернувшись в Москву, продолжил сочинение музыки и пробовал себя во многих музыкальных жанрах, например в оперетте и балете. Однако его призванием был романс.

Однако на Всероссийской музыкальной конференции в Ленинграде в 1929 году романс был признан контрреволюционным жанром и, соответственно, запрещён. После этого творчество Фомина было предано забвению.

В 1937 году Фомин попал в Бутырскую тюрьму, где провёл около года.

По окончании войны Фомина настигла новая волна забвения. Он умер в 1948 году. Похоронен на Введенском кладбище в Москве [1] . Большинство своих произведений Фомин исполнял по памяти и не делал к ним нотных записей. Они не сохранились. До сих пор не найдены и некоторые сочинения, ноты которых были изданы Фоминым в 1920-е годы. [2]

Сочинения

Русские песни

Интимные песенки

Песни Второй мировой войны

Хореографические эскизы

Примечания

Литература

  • Счастливый неудачник. Авт.-сост. Е. Л. Уколова, B.C. Уколов. — М.: Изд-во МАИ, 2000. — 208 с.: ил. ISBN 5-7035-2389-3[1]

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1900 году
  • Умершие в 1948 году
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы СССР
  • Композиторы России
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие в Москве
  • Похороненные на Введенском кладбище
  • Музыканты по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Фомин, Борис Иванович (композитор)" в других словарях:

Фомин, Борис Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с именем Фомин, Борис. Фомин, Борис Иванович: Фомин, Борис Иванович Герой Социалистического Труда (1981). Фомин, Борис Иванович (1900 1948) советский композитор … Википедия

Фомин, Борис — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фомин. Фомин, Борис: Фомин, Борис Иванович: Фомин, Борис Иванович Герой Социалистического Труда (1981). Фомин, Борис Иванович (1900 1948) советский композитор … Википедия

Борис Иванович Фомин — (1900, Санкт Петербург 1948, Москва) советский композитор, сочинявший преимущественно шлягеры и романсы. Биография Музыкальные способности Фомина проявились рано: ещё в 4 года он научился играть на аккордеоне. Его родители поначалу восприняли… … Википедия

Фомин — Содержание 1 Фомин 1.1 A 1.2 Б 1.3 В 1.4 … Википедия

Борис Фомин — Борис Иванович Фомин (1900, Санкт Петербург 1948, Москва) советский композитор, сочинявший преимущественно шлягеры и романсы. Биография Музыкальные способности Фомина проявились рано: ещё в 4 года он научился играть на аккордеоне. Его родители… … Википедия

Введенское кладбище — Кладбище Введенское кладбище … Википедия

Госпремия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Госпремия России — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Государственная премия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия


Русский советский композитор Борис Иванович Фомин родился в 1900 году и прожил 48 лет.

Многие наверняка уверены, что их сочинили какие-то эмигранты.

А может, это вообще песни середины XIX века — скажут другие, — скорей всего, народные или цыганские.

Композиторские возможности его, прямо говоря, уникальны. Хотя имя его, увы, едва ли сравнится в известности с Дунаевским или с Богословским.

Фомин воевал в Гражданскую в Красной Армии, прославился в 20-е как лучший автор романсов в России, в 1937 году попал в Бутырскую тюрьму, где провёл около года; в годы войны вернул себе имя, написав около 150 фронтовых песен, и дав сотни концертов на передовой.

Биография — готовый фильм!

Нотную запись своих песен он не делал — многие утеряны. Но те, что сохранились обеспечивают ему великое имя в числе самых избранных.

Читайте также: