Борьба вокруг нового союзного договора кратко

Обновлено: 08.07.2024

Новоогарёвский процесс — процесс формирования нового союзного договора из-за назревшего кризиса между союзными республиками СССР.

Данный процесс, начавшийся в апреле 1991 года, получил своё имя по названию подмосковной резиденции Михаила Горбачёва в Ново-Огарёво. В новоогарёвском процессе принимали участие 9 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР и Туркменская ССР и союзный центр как самостоятельный участник дискуссий.

В ходе дальнейших заседаний был выработан проект Союза Суверенных Государств (ССГ), подразумевающий создание мягкой федерации вместо Союза Советских Социалистических Республик. Права республик существенно расширялись (в том числе Союз мог передать часть своих исключительных полномочий республике, на территории которой они будут осуществляться, при одобрении этого другими республиками). Подписание союзного договора было намечено на 20 августа 1991 года.

Первый раз подписанию договора помешали события 19-21 августа. Государственный комитет по чрезвычайному положению отстранил Михаила Горбачева от власти.

Однако, после провала ГКЧП по-прежнему продолжалась работа над новым Союзным договором о создании ССГ уже как конфедерации. Последний раз главы большинства республик и президент СССР сделали заявление в ноябре 1991 года, которое транслировалось на телевидении. Подписание договора было намечено на декабрь.

Точку в Новоогарёвском процессе поставило подписание 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик Беловежского соглашения, заявившего о прекращении существования СССР и создании организации СНГ. 21 декабря в Алма-Ате к соглашению присоединились главы еще восьми союзных республик.

25 декабря 1991 года президент СССР ушёл в отставку.

Новоогарёвский процесс — процесс формирования нового союзного договора из-за назревшего кризиса между союзными республиками СССР.

Данный процесс, начавшийся в апреле 1991 года, получил своё имя по названию подмосковной резиденции Михаила Горбачёва в Ново-Огарёво. В новоогарёвском процессе принимали участие 9 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР и Туркменская ССР и союзный центр как самостоятельный участник дискуссий.

В ходе дальнейших заседаний был выработан проект Союза Суверенных Государств (ССГ), подразумевающий создание мягкой федерации вместо Союза Советских Социалистических Республик. Права республик существенно расширялись (в том числе Союз мог передать часть своих исключительных полномочий республике, на территории которой они будут осуществляться, при одобрении этого другими республиками). Подписание союзного договора было намечено на 20 августа 1991 года.

Первый раз подписанию договора помешали события 19-21 августа. Государственный комитет по чрезвычайному положению отстранил Михаила Горбачева от власти.

Однако, после провала ГКЧП по-прежнему продолжалась работа над новым Союзным договором о создании ССГ уже как конфедерации. Последний раз главы большинства республик и президент СССР сделали заявление в ноябре 1991 года, которое транслировалось на телевидении. Подписание договора было намечено на декабрь.

Точку в Новоогарёвском процессе поставило подписание 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик Беловежского соглашения, заявившего о прекращении существования СССР и создании организации СНГ. 21 декабря в Алма-Ате к соглашению присоединились главы еще восьми союзных республик.

На IV Съезде народных депутатов РСФСР (май 1991 года) было принято решение о проведении выборов президента РСФСР, которые были назначены на 12 июня. Лучшие шансы быть избранным на этот пост имел Б.Н.

Первые выборы президента РСФСР (и единственные в стране с таким на­званием) состоялись 12 июня 1991 года. В отличие от последующих выборов, вместе с президентом избирался вице-президент по единому избирательному бюллетеню (аналогично системе выборов президента США). Президент из­бирался на 5-летний срок [188] . Выборы прошли в первую годовщину принятия

Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Этот день был объяв­лен государственным праздником Российской Федерации (с 2002 года — День России).

На пост президента баллотировались Б.Н. Ельцин, Н.И. Рыжков, В.В. Ба- катин, А.Г. Тулеев, А.М. Макашов, В.В. Жириновский. Ни один из кандидатов не смог составить серьезной альтернативы действовавшему председателю Вер­ховного Совета РСФСР. Регламентом проведения выборов был предусмотрен второй тур, однако Б.Н. Ельцин победил уже в первом, набрав 57,3% голосов, на втором месте оказался Н.И. Рыжков — 16,8%, на третьем В.В. Жиринов­ский — 7,8%.

Горбачев усмотрел в этом новую атаку на президента СССР со стороны реваншистских сил. Требование было отклонено.

Надо отметить, что ярые российские сторонники сохранения СССР, да и большинство россиян, искренне голосовавших на референдуме за это, не за­давались вопросом: что думают по данному поводу жители прибалтийских государств, Грузии, Азербайджана, среднеазиатских республик? Как можно сохранить Союз, если они выступают против и даже не участвовали в рефе­рендуме? Люди, как правило, не осознавали, что их призывы любым спосо­бом сохранить Союз, по существу, означали призывы к гражданской войне.

Через два дня (25—26 июля) состоялся последний Пленум ЦК КПСС. На повестке дня стоял вопрос о проекте новой Программы КПСС и подготов­ке к очередному XXIX Съезду КПСС, которому не суждено было состояться. При обсуждении проекта Программы М.С. Горбачев пытался найти обтека­емую формулу рыночного социализма и обосновать идею о том, что стране нужна рыночная экономика, способная составить конкуренцию развитым западным государствам. В заключение своего выступления он заявил, что не­обходимо проявить широту взглядов и терпимость к инакомыслию. В дискус­сии он услышал обвинения в свой адрес в отступлении от идей коммунизма, в переходе на социал-демократические позиции, отказе от атеизма. Но эти трения внутри КПСС уже не оказывали существенного влияния на политиче­скую ситуацию в стране. Главным был Союзный договор.

Чтобы ослабить позиции союзных республик на переговорах о Союзном договоре, Горбачев по­пытался привлечь к его подготовке не только со­юзные, но и автономные республики в составе союзных.

Российские политики увидели в этом враждебный шаг по отношению к РСФСР, пото­му что тем самым статус автономий поднимался до уровня республик. В результате напряжение в борьбе за суверенитет перекинулось на внутри­республиканский уровень.

В договоре была статья о создании Союза Суверенных Республик — суве­ренного федеративного демократического государства как правопреемника СССР.

Новая аббревиатура (ССР) принципиально меняла характер будуще­го Союза. Участниками договора становились государства, обладающие всей полнотой суверенной политической власти.

К полномочиям нового Союза относились внешняя политика, обеспече­ние государственной безопасности, защита суверенитета Союза и его субъ­ектов, внешнеэкономическая деятельность. Для выполнения этих функций предполагалось формировать союзный бюджет. Предусматривалась следую­щая структура власти: глава государства — президент, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью и избираемый на всеобщих выбо­рах, и двухпалатный Верховный Совет, одна палата которого — Совет Союза — избирается непосредственно населением, а другая — Совет Республик — фор­мируется высшими органами власти республик. Съезд народных депутатов не предусматривался. Должны были быть сформированы Кабинет министров, Конституционный суд, прокуратура. На основе Союзного договора предстоя­ло выработать и новую Конституцию ССР.

Достаточно сбалансированно была разведена компетенция Союза и вхо­дящих в него государств в сфере обороны, безопасности, правоохранительных органов, внешней политики, денежной эмиссии.

Однако спорными остава­лись вопросы: какие союзные министерства должны остаться, какой должна быть налоговая система?

Не работали на новый Союзный договор и перспективы общего рынка. Ведь в республиках еще не проведилась приватизация, не было частных соб­ственников предприятий, которые могли бы получить весомые преимущества от общего рынка.

Толстяк на связи продолжает рассказывать о событиях Перестройки, начатые в статьях У порога Перестройки , Еще несколько слов о Перестройке , Сохранить СССР: референдум и подготовка Союзного договора . Теперь перейдем к подготовке текста нового Союзного договора.

СССР подошел к порогу распада. Республики теперь возглавляли избранные президенты, которые никак не зависели ни от ЦК КПСС, ни от союзного правительства или парламента. Высшими органами власти являлись легитимно избранные на основе законодательства СССР 1988 – 1989 гг. представительные органы власти, которые стали пользоваться своим конституционным правом выхода из СССР. Именно в этих условиях началась работа по согласованию союзного договора.

В ходе первого заседания было принято совместное заявление, в котором было провозглашено, что

24 мая в Ново-Огарево прошло первое заседание Подготовительного комитета для работы над проектом нового союзного договора.17 июня Подготовительный комитет, Горбачев и лидеры 9 республик согласовали проект Союзного договора. Проект был направлен Верховным Советам республик и союзному Верховному Совету. После завершения переговоров 24 июля 1991 г. Горбачев представил проект договора. 15 августа его окончательная редакция была опубликована в "Советской России".

Вариант, опубликованный 15 августа, состоял из 26 статей. В преамбуле фигурировали государства, которые подписывают договор. В качестве основных принципов договора провозглашались

1. каждая республика, участник договора – суверенное государство. Союз Советских Суверенных республик – СССР – суверенное федеративное демократическое государство

2. государства, образующие Союз, сохраняют за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития

3. государства обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное и административно-территориальное устройство

Провозглашалась преемственность нового государства по отношению к прежнему СССР. Членство было объявлено добровольным. Было провозглашено общее гражданство.

К предметам ведения Союза были отнесены:

К совместному ведению были отнесены:

5. определение стратегии социально-экономического развития, создание условий для формирования общесоюзного рынка, проведение единой финансовой, денежной, налоговой, ценовой политики

Предусматривались такие органы власти союза, как

2. Президент Союза – высшая исполнительно-распорядительная власть, он гарант соблюдения Союзного договора, Конституции, главнокомандующий Вооруженными силами Союза

Столицей Союза должна была стать Москва.

Однако, не были четко прописаны такие положения, как налоговые сборы республик в союзный бюджет. Не был прописан вопрос о республиканской и союзной собственности. Ничего не говорилось о статусе тех республик СССР, которые не участвовали в Новоогаревском процессе – Армения, Грузия, Латвия, Литва, Эстония и Молдавия. Республики же назывались суверенными государствам, а в связи с этим возникал вопрос о международном статусе каждой отдельной республики и союза в целом.

К договору предполагали присоединиться 8 из 15 республик.

В ходе конфиденциальных встреч Горбачева с Ельциным и Назарбаевым 29 – 30 июля обсуждались и кадровые перестановки. Горбачев согласился на смещение консерваторов В. С. Павлова, В. А. Крючкова, Язова, Пуго, Янаева. Назарбаеву Горбачев намеревался предложить пост главы правительства союзного государства. Также на этих встречах было намечено подписание союзного договора на 20 августа. 2 августа в своем телеобращении Горбачев озвучил эту дату, 3 августа текст телеобращения был опубликован.

Относительно перспектив проекта в литературе бытуют разные мнения.

Некоторые считают, что подписание договора позволило бы избежать развала СССР, другие считают, что СССР все равно было бы не спасти. По мнению некоторых исследователей, это должно было стать даже не конфедерацией, а клубом государств. Но аналогии с Евросоюзом не подходят: Европа объединилась, имея перспективы роста, помогая друг другу, а советские республики находились на грани коллапса. С одной стороны, это позволило бы сохранить единое экономическое пространство, единую валюту, единое руководство. С другой стороны, договор являлся фактически приговором СССР в его прежнем состоянии, поэтому договор вызывал такое неприятие у сторонников сохранения единства Советского Союза.

Но этот проект так и не был реализован.

4 августа М. С. Горбачев уехал в Форос, но это уже совсем другая история…

Автор Роман Наливайко

Читайте и смотрите наши материалы про русскую и советскую историю:

Если вы хотите продолжения, новых статей и видео про историю, культуру, искусство, гуманитарную науку и образование, то для развития канала ставьте лайки, подписывайтесь на канал , смотрите наше видео на ютуб-канале , смотрите больше материалов в группе В Контакте комментируйте, конструктивная критика принимается.

Подписание нового союзного договора стало последней попыткой сохранить единое государство, реформировав его в соответствии с новыми принципами. Каким должен был стать Союз Суверенных Государств, вспоминает Лайф.


Фото © Христофоров Валерий/Фотохроника ТАСС

12 июня отмечается День России. 29 лет назад в этот день была принята декларация о суверенитете РСФСР. После распада СССР эта дата стала государственным праздником.

Декларация РСФСР считается важнейшим звеном так называемого парада суверенитетов, который в конечном счёте привёл к крушению союзного государства. Но в промежутке между этим парадом нелояльности союзному центру и распадом советского государства была предпринята последняя попытка спасения Союза. И если бы она оказалась успешной, на карте мира вместо СССР появился бы Союз Суверенных Республик.

Подрыв устоев

Фото © Норман Эрих / Фотохроника ТАСС

Фото © Норман Эрих / Фотохроника ТАСС

Попытки создания нового государства, основанного на принципиально иных началах, стали ответом на демонстративную нелояльность республиканской номенклатуры, которая ширилась по мере развития перестройки. На словах элиты союзных республик клялись в верности заветам Ильича и поддерживали перестройку, но на деле взяли курс на независимость.

Пионерами выступили прибалтийские республики, провозгласившие суверенитет (но пока ещё не независимость) к 1989 году. Силовое решение конфликта между центром и окраинами было теоретически возможно, но по ряду причин неприемлемо, надо было искать какое-то компромиссное решение. В качестве возможного варианта решения проблемы рассматривалось подписание нового союзного договора, отвечавшего веяниям времени.

Важной составляющей перестройки были постоянные апелляции к ленинским принципам, которые провозглашались непогрешимыми. Но за почти 70 лет своего существования СССР превратился в государство, весьма отдалённо напоминавшее то, каким оно изначально задумывалось вождём пролетариата. Поэтому всё большую популярность набирала идея подписания нового союзного договора, который устранит все возникшие перекосы и недоразумения, накопившиеся за несколько десятилетий.

Парад суверенитетов

Фото © Дмитрий Соколов и Валентин Соболев /Фотохроника ТАСС

Фото © Дмитрий Соколов и Валентин Соболев /Фотохроника ТАСС

16 мая 1990 года в Большом Кремлевском дворце открылся первый Съезд народных депутатов РСФСР, имевший историческое значение. После долгой и упорной борьбы с незначительным перевесом голосов и только с третьей попытки съезду всё же удалось избрать председателем Бориса Ельцина.

Это произошло 29 мая. А уже 12 июня съезд проголосовал за Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Она не провозглашала независимость, однако устанавливала приоритет республиканских законов над союзными.

Декларация РСФСР породила новую политическую реальность, вслед за ней о своём суверенитете объявили все остальные союзные республики и даже многие автономии. Теперь оставалось только два варианта: либо окончательно разойтись, либо попытаться договориться о проживании в общем доме по новым правилам. И союзный центр предпринял последнюю попытку спасти государство.

Союз нерушимый республик суверенных

Фото © Чумичев Александр / Фотохроника ТАСС

Фото © Чумичев Александр / Фотохроника ТАСС

В декабре 1990 года Верховный совет одобрил идею Горбачёва о концепции нового союзного договора, который был призван заменить заключённый ещё в 1922 году. Горбачев также настоял на проведении всесоюзного референдума о сохранении СССР, который должен был добавить легитимности его идее.

17 марта 1991 года состоялся первый и последний в истории СССР референдум. Латвия, Литва, Эстония, Армения, Грузия и Молдова не участвовали в голосовании, поскольку взяли курс на независимость и разрыв связей с СССР. 76,4% участников проголосовали за сохранение Союза как обновлённой Федерации.

В апреле 1991 года в Ново-Огарёво начались обсуждения нового Союзного договора, в которых под председательством Горбачёва участвовали лидеры союзных республик и автономий. Переговоры были весьма напряжёнными, поскольку взгляды сторон на будущий Союз не совпадали даже в мелочах. Не было единства даже в том, как именно будет называться новое государство. Одни выступали за прежнее название, другие — за Союз Суверенных Государств.

Но главные споры развернулись вокруг денег и полномочий. Союзный центр хотел получать значительную часть налогов от республик для наполнения союзного бюджета, республики хотели оставлять деньги у себя, передавая в общий бюджет лишь небольшую фиксированную часть доходов. Лидеры автономий требовали себе равных прав с республиками и настаивали на вхождении в обновлённый Союз в качестве самостоятельных суверенных единиц, а не в составе республик.

Каким должно было стать новое государство

Фото © Зотин Игорь / Фотохроника ТАСС

Фото © Зотин Игорь / Фотохроника ТАСС

Только к июлю 1991 года удалось достичь шаткого согласия. Предполагалось создание мягкой федерации со значительным усилением самостоятельности республик в новом государстве.

Под непосредственным контролем союзного центра оставалось только руководство едиными вооружёнными силами, обеспечение госбезопасности, а также координация внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Республиканским лидерам удалось добиться уступок в бюджетных вопросах, предполагалось, что налоги и сборы будут фиксированными, а их размер будет определён в новых соглашениях с республиками. Каждая республика получала право вести внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность. Сохранялись общий рынок и почти все производственные цепочки.

Парламент Союза мог стать двухпалатным и состоять из Совета республик, куда каждая из них делегирует своих представителей, и Совета Союза, который избирается гражданами путём голосования.

Главой государства оставался президент, избиравшийся всеобщим голосованием (за всю историю СССР ни разу не было прямых и всеобщих выборов главы государства) на пятилетний срок. Отмечалось, что президент не может занимать этот пост более двух сроков подряд.

В новом государстве оставалось девять союзных республик: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Таджикистан. Предполагалось, что со временем к договору присоединятся Молдова и Армения.

Союз Суверенных Республик (государств) задумывался как современное демократическое государство со значительно меньшей степенью централизации, чем в прежнем СССР, но с большим уровнем интеграции, чем, к примеру, современный Евросоюз.

Крах Союза

Фото © Сергей Мамонтов / ТАСС

Фото © Сергей Мамонтов / ТАСС

Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года. Однако оно было сорвано выступлением ГКЧП, которое стало последним ударом по союзному государству. Одна республика за другой провозгласили свою независимость, в РСФСР президент Ельцин переподчинил себе все союзные ведомства, а глава СССР Горбачёв оказался королём без короны. Формально он ещё оставался главой государства, но рычагов власти уже не имел.

В новых условиях подписание прежнего Союзного договора было уже невозможно, поэтому проект в очередной раз подвергся правкам. Теперь ССГ планировался уже не как мягкая федерация, а скорее, как рыхлая конфедерация. Дошло до того, что республики получили право на создание своих вооружённых формирований, численность которых предстояло определить в отдельных договорах.

Но и новый проект с максимальными уступками в пользу республик согласились подписать не все. Из числа участников выбыла Украина, после путча взявшая курс на независимость. После этого заупрямился Ельцин, давший понять, что не будет вступать в Союз без Украины.

Подписание договора, назначенное на декабрь 1991 года, было сорвано во второй раз. 8 декабря, через неделю после украинского референдума о независимости, лидеры РСФСР, УССР и БССР подписали Беловежские соглашения, констатировавшие распад СССР.

Трудно сказать, насколько жизнеспособным был бы новый союз в случае его создания. Очевидно, что для реализации этого проекта было выбрано неудачное время. Он стал запоздалым ответом на процессы, которые зашли слишком далеко. То, что в 1986 году было бы воспринято как фантастическая щедрость союзного центра, в 1991 году уже казалось союзным республикам недостаточным.

Если бы союзный центр выступил с подобной инициативой на несколько лет раньше, он мог бы диктовать свою волю республиканской номенклатуре, а не наоборот, и сделать процесс реформирования более управляемым. Но к тому моменту, когда президент СССР взялся за эту проблему, перед республиканскими лидерами уже маячила перспектива независимости и они были не столь сговорчивы, как раньше.

Читайте также: