Борьба с язычеством на руси кратко

Обновлено: 02.07.2024

Так уж случилось, что многовековая история нашего народа покрыта пеленой забвения. Много еще существует не разгаданных тайн, связанных с прошлым наших предков.

Русь дохристианская

Как известно, до конца Х века предки наши были язычниками. Они верили в разных богов. Кроме того, верили, что все, что происходит в мире, это деятельность богов. У наших предков было особое отношение к природе.

Более того, они считали, что мир создал великими богами Вишнем, Родом, Сварогом и Велесом. Они верили, что после смерти человек может принять новое обличие, стать деревом, камнем, насекомым или животным.

Поэтому они чтили и глубоко уважали природу, как мать родную. Однако в глубокой древности люди не понимали, как устроен мир. И они считали, что это боги управляют всем. Верили, что существуют добрые и злые силы.

Например, они считали солнце живым существом, которое прогоняет ночную тьму и согревает своим теплом землю. Верили также, что, когда на небе сверкали молнии, грохотал грот – это бог громовник разит своими стрелами врагов, идет страшная небесная война. Бесспорно, радовались, когда светило солнце, было тепло. И боялись, когда дул сильный ветер, сверкала молния, падали деревья под силой ветра.

Религия наших предков

В первую очередь, предки наши чтили бога-громовника под именем Перун, бога ветра Стрибога, божество солнца Даждьбога.

Борьба с язычеством в древней Руси

Все эти боги считались детьми бога неба Сварога. Славяне считали бога Перуна владыкой небесным, главным среди славянских богов. Был он еще и громовержцем, и богом войны.

Даждьбог был покровителем и родоначальником у восточнославянских племен, от которых произошли русские люди. Стрибог заведовал земными просторами и движением воздуха. Все ветры были его внуками. Вторым по могуществу богом после Перуна считался Велес. Он был покровителем богатства, охоты, торговли и домашних животных.

Кроме того, особых храмов у наших предков не было, поэтому молились они своим богам в лесной глуши, на берегах рек и озер, на возвышенных местах.

Прежде всего, делали идолов, т.е. изображали своих богов похожих на людей. Короче говоря, вырезали их из дерева и устанавливали на возвышенных местах, куда они потом приходили молиться. В жертву своим богам наши предки приносили разных животных.

Первые христиане на Руси

Ольга жестока отомстила древлянам за смерть Игоря. Мало того, она сама установила дань, которую должны были платить древляне ей. На этом конфликт был исчерпан.

Во времена правления Игоря, в Киеве уже была христианская церковь. Ольга была умным человеком и понимала, насколько христианская вера выше языческой.

Борьба с язычеством в древней Руси

В Киеве уже, к тому времени, жили люди, которые приняли христианскую веру. Возможно это были купцы, которым приходилось часто бывать в Константинополе, а также варяги. Летописец того времени поведал об одном случае, который произошел в Киеве.

Как-то возвратился князь Владимир из удачного похода на ятвягов, решили бояре и старцы отметить это событие, принести жертву богам. Выбор пал на сына одного варяга-христианина, жившего в Киеве. Не захотел отец отдавать своего сына, чтобы его принесли в жертву языческим богам. Узнал об этом народ и направился к дому варяга. Стали требовать, чтобы он отдал своего сына для жертвоприношения богам. После того как уговоры не помогли, разозлился народ и развалил сени, на крыльце которых стояли отец и сын. Сени рухнули и придавили их обоих. Оба они погибли. Это были первые мученики-христиане в Киеве.

Ольга уже была в преклонном возрасте, когда решила принять христианскую веру. За этот поступок ее до сих пор помнят в России.

В Киеве в то время уже жили христиане. Их праведная жизнь могла привлечь внимание княгини. Ей хотелось больше узнать о вере этих людей. Ольга была первой из княжеской семьи, кто принял крещение.

Принятие христианской веры княгиней Ольгой

Так в 957 году княгиня Ольга прибыла в Константинополь. С ней был священник из Киева, несколько ее родственниц, племянник и более сорока киевских купцов.

Она хотела чтобы сам патриарх совершил крещение. Около трех месяцев прожила она в греческой столице, усердно поучалась закону христианскому.

Константинопольский патриарх Полиевкта совершил над княгиней Ольгой таинство крещения. Крестным отцом Ольги был император Константин Багрянородный. Как и полагалось, при крещении она получила имя Елена в честь матери первого христианского царя. Вместе с ней покрестились и многие из ее сопровождающих.

После крещения патриарх познакомил ее с церковным уставом. Также рассказал как надо правильно молиться и соблюдать посты, о праведном и чистом житии. Ольга прожила 12 лет после крещения, являя образец всех христианских добродетелей.

Борьба с язычеством в древней Руси

Очень хотела Ольга, чтобы ее сын Святослав, принял христианскую веру, но он был не приклонен. И только спустя тридцать лет ее внук Владимир решился принять христианскую веру.

Выбор веры князем Владимиром

Если верить приданиям, то Владимир, внук княгини Ольги, давно уже хотел принять христианство. Он даже отослал десять своих избранных мужей к болгарам, немцам и грекам.

По возвращению этих людей, Владимир созвал бояр своих и старейшин, чтобы в присутствии их выслушать прибывших посланников. Были посланники у болгар, были и у немцев, не понравились им там богослужения. А вот торжественное богослужение в Софийском храме в Константинополе на них произвело большое впечатление.

Крещение князя Владимира

В 988 году князь Владимир принял крещение. Перед этим у него разболелись глаза. Его будущая жена, дочь греческого императора Василия царевна Анна, посоветовала ему поскорее покреститься. Таинство крещения было совершено в церкви святого Василия в Корсуне митрополитом

Борьба с язычеством в древней Руси

корсунским и греческим священником. Когда над Владимиром было совершенно таинство крещения, то он сразу прозрел. Увидев такое чудо, вслед за Владимиром покрестилась и вся его дружина. Владимиру тогда было 26 лет.

При крещении Владимиру было дано христианское имя Василий. Митрополит объяснил ему суть нового учения и дал подробное наставление. А по возвращению его домой в Киев, приняли крещение и все его двенадцать сыновей.

Место то, где сыновья Владимира приняли крещение, и до ныне называется Крещатиком.

Истребление славянских богов в Киеве

После того, как его сыновья приняли крещение, Владимир приказал истребить всех языческих богов в Киеве. Более того, одни боги были изрублены, другие сожжены.

Перуна привязали к конскому хвосту и били его палками, потом сбросили в Днепр. Воины князя не давали ему пристать к берегу, отталкивали его и так гнали до самых порогов.

Борьба с язычеством в древней Руси

Крещение киевлян

В народе еще не все знали о вере христианской, но рассуждали так, что коли князь и бояре приняли это веру, значит она хорошая. Были и такие, которые выжидали, но угроза князя заставила их решиться на принятия крещения.

Борьба с язычеством в древней Руси

На месте, где стоял Перун, была воздвигнута церковь во имя святого Василия, а на месте, где крестились киевляне, поставили церковь святого апостола Петра.

Распространения христианской веры на Руси

После крещения киевлян, митрополит вместе со священником, стал ездить по городам и деревням, чтобы проводить крещения над теми людьми, кто уже уверовал христианскую веру. Так в одних местах народ охотно принимал новую веру, но были и такие места, особенно в областях, населенных чудскими племенами, они сталкивались с сильным сопротивлением людей. В этих местах языческое верование гораздо сильнее укоренилось в умах людей.

Особенно сильное сопротивление было в таких городах как в Муроме, Ростове и особенно в Новгороде. Прежде всего, в краю, в котором находился город Муром, не было особенного князя. Край этот был глухой, заселенный муромой и мордвой.

В конце ХI века в Муром прибыл сын Святослава Черниговского Ярослав. Прибыл он с сыновьями. Язычники встретили его враждебно, даже убили его сына Михаила. Но не смотря на это, Ярослав занял Муром и велел строить в нем церковь.

Чем усерднее старался князь распространить христианство в этом городе, тем более злобными становились язычника. Князю все-таки удалось часть язычников обратить в христианство.

Также как и в Киеве, в назначенный день в Оке произошло крещение жителей города. Позже всех, из славянских племен, приняли крещение вятичи.

Как принимали христианство в Новгороде

Когда новгородцы узнали, что Добрыня, дядя князя Владимира, едет крестить их, то решили не пускать его в город и не отдавать своих богов на поругание. Однако уговоры Добрыни ни к чему не привели. Возбужденные призывом тысяцкого Угоняя, новгородцы разгромили дом Добрыни, разграбили и убили его жену.

Тогда тысяцкий Владимира Путята вместе со своим войском захватил главных зачинщиков возмущения, а Добрыня велел сжечь несколько домом новгородцев для устрашения.

Борьба с язычеством в древней Руси

Как появился обычай носить крестики

Крепко держалось язычество в Новгороде, хотя там уже и существовали христиане. Не все хотели добровольно идти креститься, некоторых удалось уговорить. А тех горожан, которые не хотели идти добровольно, воины Добрыни тащили силой.

Были такие, которые старались уклониться от крещения, говоря, что уже крещенные. Вот тогда-то епископ и стал надевать крестики на крещенных людей, чтобы знать, кто покрестился, а кто нет.

С тех пор и пошел обычай, надевать крестики после принятия крещения.

Заключение

Долго еще держалось язычество в глухих, отдаленных местах. Много времени должно было пройти, чтобы христианство распространилось по всей Руси. Да и многие из тех, кто принял христианскую веру, не понимали ее, а таких легко можно было смутить.

Не было в то время на Руси знающих священников, которые могли бы понятным языком рассказать все об этой вере народу. Греческих священников было мало, но и те, которые были на Руси, не знали славянского языка.

С начало должны были выучить славянский язык, потом уже вести проповеди. Вот поэтому еще долго в народе хранилось двоеверие. С одной стороны они соблюдали христианские законы, а с другой — были приверженцами языческих обрядов и суеверий.

§34. Средства и способы борьбы с остатками язычества. Отношение со стороны церкви и государства. Против язычества боролась церковь и государство. Средства борьбы церкви. Канонические постановления. Кормчая.

Приступая к исследованию борьбы христианства с остатками язычества в древней Руси, мы прежде всего отметим, что против язычества у нас борьба велась с двух сторон: против него боролись церковь и государство. Иногда церковь и государство действовали совместно, иногда вели борьбу самостоятельно. Говоря о борьбе церкви с язычеством, прежде всего необходимо иметь в виду, что христианское богослужение, таинства, церковные обряды, христианское вероучение, распространяемое и внедряемое устно и письменно, – надежнейшим способом служили к искоренению язычества и способствовали его забвению. Наши иерархи и ревнители благочестия прекрасно это понимали и главным образом заботились о выяснении догматов и нравственного учения христианства. Но жизнь показала, что одного этого мало: древние языческие обряды и верования продолжали жить в народе и церковь принуждена была вступить с ними в борьбу. Средствами борьбы церкви против язычества были: канонические постановления, 2) убеждение.

Прежде всего средством борьбы против язычества были канонические постановления вселенской церкви, собранные в книге, известной у нас под именем Кормчей книги. Наши первые митрополиты были греки; приходя на Русь, они приносили с собой греческие церковные традиции, а также, по всей вероятности, и канонические постановления греческой церкви. Но и на славянском языке Номоканон стал у нас известен очень рано, в период до-монгольский 382 . В 13 в. по просьбе митроп. Кирилла 2 была прислана в Россию Кормчая книга с толкованиями канонов в сербском переводе, сделанном арх. св. Саввою. Этот список был представлен митроп. Кириллом 2, на Владимирском соборе в 1274 г. для руководства русским пастырям церкви 383 .

Кормчая содержит много указаний на пороки, суеверия и остатки язычества. Но пользоваться Кормчей для характеристики русской жизни можно с большой осторожностью, так как Кормчая имеет в виду прежде всего греко-римский мир, а не русских людей. Мы знаем, что многие суеверия, упоминаемые в греческих Кормчих и внесенные в славянские переводы, существуют среди русского народа и сейчас. И помимо Номоканона можно привести немалое количество суеверий, поверий и проч., которые распространены как в России, так и в современной Греции, равно как и среди западноевропейских народов. Известно, что народы Европы, происходя от одного арийского корня, в основе своей имеют много общего как в языке, так и в области преданий и поверий. Это доисторическое сродство поддерживалось и обновлялось в историческую эпоху. Некоторые поверья и суеверия могли быть занесены к нам в христианскую эпоху путем торговых или иных сношений: возможно и письменное влияние. Вообще же мы не считаем возможным ссылаться на Кормчую для суждения о русском язычестве. Но в борьбе с русским язычеством русские иерархи весьма успешно могли опираться на постановления Номоканона. Мало того, у нас делались попытки создать постановления в духе Номоканона и на основании его, вследствие чего возникали так называемые худые номоканунцы. Таковы, напр. постановления против употребляющих чай, кофе и табак 384 . В статье против волшебства и суеверий, ссылаясь на соборное постановление, автор упоминает о лопарях и самояди 385 .

§35. Уставы князей. Соборные постановления

К каноническим постановлениям русского происхождения должны быть отнесены уставы наших князей, определявшие область церковного суда, который был одним из средств борьбы против язычества. Стремясь к скорейшему и наиболее глубокому усвоению русским народом христианства, наши князья официально предоставляли церкви право суда над некоторыми видами преступлений. Св. Владимир первый дал тому пример, как это показывает приписываемый равноапостольному князю Устав 386 . Устав св. Владимира пользовался у нас широким распространением: до нас дошло большое количество списков этого памятника со многими вставками и переделками. Какое важное значение придавали уставу Владимира – видно из того, что он служил юридическим руководством даже в 16 ст.; он внесен в Стоглав, глава 63.

Всматриваясь в систему суда по уставу Ярослава, можно заметить, что преступления чисто нравственного характера, не заключавшие в себе вреда ближнему, подлежали суду церкви; как напр. волхвование, браки в близких степенях родства, общение в пище с язычниками, употребление недозволенной пищи и прочее. Проступки же, заключавшие в себе вред ближнему или нарушавшие общественный порядок, напр. умычка девиц, самовольный развод, оскорбление словом и делом, разбирались совместно митрополичьими и княжескими судьями 390 .

§36. Сочинения канонического содержания, составленные отдельными лицами

Средством борьбы против язычества служили также следующие сочинения канонического содержания, составленные отдельными лицами.

Поучение Новгородского ар. Илии – Иоанна, в котором архипастырь убеждает воздерживаться от пьянства и ростовщичества, игры в кости, хождения к волхвам, крестного целования. Священники должны венчать тех, кто сожительствовал без церковного благословения и унимать мирян от святочных игр и кулачных боев 409 .

Правило митр. Максима (грек, рукоположен в 1283 г., умер в 1306г.), содержащее между прочим обличение тех, кто держал жен не от св. апостольские церкви, также о посте в среду и пяток 410 .

§37. Борьба словом убеждения

У упомянутых писателей собственно нет обличения язычества в прямом смысле: с течением времени язычество забывалось, но оставались в народной памяти обряды, обычаи, поверья, начало которых крылось в древне-языческих верованиях. Борьба с этими традициями была в сущности борьбой против древнего язычества, точнее с остатками язычества в народной памяти.

Кроме произведений, принадлежащих определенным писателям, древняя письменность имеет еще огромное количество слов и поучений анонимных или же приписываемых святым отцам, на самом же деле принадлежащих русским писателям. Многие из этих произведений посвящены борьбе против остатков язычества в русском народе. На основании этих памятников мы можем судить, как смотрели наши книжники на свое древнее язычество, и как они его понимали. Изучение памятников этого рода показывает, что излагаемые там взгляды заимствованы из святоотеческой литературы или же непосредственно обоснованы на Библии.

Язычество по учению Библии возникло вследствие забвения истинной богооткровенной религии; осуетившись в умствованиях своих, нечестивцы заменили истину Божию ложью и стали поклоняться и служить твари вместо Творца! 411

Итак, язычество – это поклонение твари. Этот взгляд был усвоен нашими писателями. В слове и откровении св. апостол 412 говорится, что люди впали в великую прелесть и обоготворяли людей: Перун был старейшина в еллинех, Хорс в Кипре и проч. В слове истолкованном мудростью о твари и о недели заповедуется поклоняться Единому Богу, а не твари, написанной во образе человече 413 . Но почитание стихий и видимой природы у нас было очень скоро предано забвению, и нашим книжникам не было нежды укорять русских людей, что они кланяются твари.

Таков взгляд наших древних книжников на наше древнее язычество. Чем дальше шло врем, тем меньше речи в нашей литературе о язычестве. Обличения, конечно, продолжаются, но обличается не язычество, а грех, нарушение христианской заповеди. Если мы и услышим в позднейшие века о язычестве, то это говорится по старой привычке, как риторический прием 425 .

Содержание безыменных слов и поучений мы разбираем в соответствующих главах нашего исследования, а самые произведения с комментариями напечатаны во втором томе настоящего труда.

§38. Отношение светской власти в связи с общим историческим очерком борьбы с язычеством

Наше древнерусское язычество вымирало и забывалось постепенно; церковь и государство боролись с остатками язычества по мере своего разумения. Борьба тянулась на протяжении всей древней Руси, не закончилась и теперь. Борьба велась частичная; русская иерархия и государственная власть не владели до Петра могущественнейшим средством борьбы – просвещением, вследствие чего в борьбе не было системы и определенной последовательности, что неизбежно должно было отразиться на результатах борьбы. В последующих главах мы будем излагать в систематическом порядке мероприятия церкви и государства против остатков язычества. Здесь же кратко отметим важнейшие исторические явления и условия, на фоне которых постепенно христианизировалась древняя Русь.

Выше мы указали, как боролась с язычеством церковь. Ниже мы отметим отношение к остаткам язычества со стороны государства. Имея свои специальные задачи, государство не могло посвятить столько внимания религиозным вопросам, сколько этому посвящала церковь. Тем не менее заботы государства о духовных нуждах народа были весьма велики. Деятельность князей до монгольского периода, посвященная этой стороне народной жизни, нами уже отмечена. Последующие властители Руси обнаруживали не меньшую заботливость в этом направлении, хотя не облекли ее в столь определенные законодательные формы.

15 век весьма темное время для нашего просвещения. Татарщина без сомнения понизила интеллектуальный уровень общества. Необходимо отметить и следующее обстоятельство: когда мы заимствовали от греков христианство, при чем наши первые князья – христиане пытались насадить у нас греческое искусство и настоящее просвещение, само греческое просвещение было в упадке, и упадок этот продолжал прогрессировать. Вначале довольно сильное влияние греческой культуры (в Киевский период) постепенно понижалось и наконец прекратилось. Не заботясь о нашем просвещении и положив в основу своих отношений к России корыстолюбие, греки потеряли авторитет в глазах русских. Особенно удручающее впечатление в России должно было произвести поставление в митрополиты Киприана при жизни св. Алексия (1375 г.) и поставление в митрополиты самозванного кандидата Пимена (1380 г.) 431 Такие поступки не забываются. В конце 15 века татарское иго было свергнуто. Русские освободились от владычества татар исключительно своими силами. Это естественно должно было развить у наших предков национальную гордость. Как раз в это самое время Византия доживала свои последние дни. Для спасения государства византийские императоры решились на соединение церквей с подчинением восточной церкви Риму. На Флорентийском соборе (1437 г.) русский митрополит Исидор, родом грек, был ревностным сторонником папы и унии. Формально заключенная уния не имела никакого успеха и не принесла Византии ожидаемой помощи. Возвратившись из Рима в Москву, Исидор попал в заключение, а 1443 году бежал из России. Поступок Исидора в конец дискредитировал греков в глазах русских, и с тех пор во главе русской церкви никогда не было грека.

Под влиянием нашествия татар на Руси, как обыкновенно бывает при общественных бедствиях, развилась религиозность. Татарское иго рассматривалось, как наказание за грехи. Русские люди искренно были религиозны и всеми силами души стремились быть благочестивыми. При отсутствии собственного просвещения и при отсутствии просвещенного руководства наша религиозность приняла одностороннее направление. Запада и латинства мы боялись, грекам не верили, да они и не могли нам оказать содействия; и вот пришлось нам положиться на себя. В 15–16 веках мы не видим в России ни одного выдающегося писателя, подобного тем, какие были у нас в период до монгольский. Некому было учить темную народную массу. Арх. Геннадий сообщает, что и учиться было мало охотников. И вот вследствие недостатка понимания христианского вероучения, несущественное у нас смешивается с важным, форма с содержанием, обряд с догматом; конечно, предпочтение отдается тому, что наиболее доступно и понятно, т.е. обрядовой стороне. Когда мы заимствовали христианство от греков, в это время у последних еще не выработалось единообразие церковно-богослужебных обрядов. Это разнообразие перешло и к нам. Так, нами было принято двоеперстное и троеперстное сложение для крестного знамени. Впоследствии у греков господствующей формой стало троеперстие, а у нас двоеперстие; у греков была принята трегубая аллилуйя, а у нас сугубая и проч. 432 Впоследствии, когда Русь сознала свою политическую силу, она стала оскорбляться отношением к себе греков. Вряд ли греки в 14–15 вв. стали хуже, чем были раньше, только в это время русские их лучше узнали 433 . Нашим предкам показалось, что греки нравственно пали. Присматриваясь к грекам, русские отметили, что и в деле веры греки отличаются от нас. А так как в то время у нас не отличали обряда от догмата, то обрядовую разность греческой церкви от русской объяснили отступлением греков от древнего благочестия. Впоследствии только подготовлялся. Сомнения русских в православии греков подтвердились на Флорентийском соборе: греки продали православие; но Провидение не замедлило покарать отступников: в 1453 г. Константинополь был взят турками. Истинное православие осталось только в Москве, среди русского народа. Первый Рим пал вследствие гордости, второй Рим – Константинополь вследствие своего отступничества; третий Рим – Москва, истинная хранительница православия, а четвертому Риму не бывать, – вот миросозерцание наших предков, как его выразил старец Филофей. Конечно, в такую законченную форму это миросозерцание выразилось не сразу; начало его восходит задолго до Филофея.

Русские люди, со времен св. Владимира, искренно стремились к истинному правоверию и христианским добродетелям. Древнее язычество тускнело и вымирало. В 15 веке уже не могло быть и речи о сознательной приверженности к древнему нечестию. По-видимому, истинное благочестие ярко сияло в Московском государстве. На самом же деле было нечто иное. В 16–17 вв. развилось у нас множество суеверий: вера в волшебство была всеобщей, многие верили в астрологию; поялилось не малое количество ложных книг и проч. Такое явление в русской жизни возникло вследствие усиленного сближения с Западной Европой, каковое последовало вследствие причин политических и экономических. Заимствуя технические знания у Европы, наше правительство заботливо охраняло чистоту православия. Открытой пропаганды латинства и лютеранства, конечно, не допускалось. Тем не менее западное литературное влияние сказывалось; конечно, заимствовалось то, что находило себе отклик в русских верованиях: новое чужеземное приспособлялось к старому. Так, напр., старое верование в род и рожаниц в 17 в. приняло астрологическую окраску.

В 16–17 вв. и духовная и светская власти прилагали большую заботу о нравственном преуспеянии русского общества: гонению подвергались игры, пляски, песни, скоморохи, волшебство, астрология и проч. Этот курс, по-видимому, установился прочно, хотя правительство в лице новой династии Романовых обнаруживало явное тяготение к Западной Европе. Деятельность великого Преобразователя внесла резкую перемену в отношения государственной власти ко многим явлениям русской жизни: Петр 1 разграничил область деятельности светской и духовной властей. Начиная с Петра, светская власть предоставила духовной заботиться о религиозно-нравственном состоянии русского общества, касаясь этого только в том случае, если оно соприкасалось с общегосударственным строем. Петр даже открыто взял под свое покровительство некоторые деяния, считавшиеся до того времени греховными; напр. устраивая ассамблеи, царь прямо-таки пропагандировал игры и забавы; конечно о древнем язычестве здесь не было и помину. Таким образом, начиная с Петра государство перестает вести борьбу с остатками язычества: это дело предоставляется исключительно духовной власти.

Наша речь о борьбе с остатками язычества в допетровской Руси; но чтобы определить последствия борьбы в указанный период, мы отмечаем, сохранилось ли известное древнее верование до наших дней. В большинстве случаев оказывается, что древне-языческие верования дожили до нашего времени, но смысл их забыт.

Голубинский. Истор. рус. церк., т. 1, полов. 1, стр. 428 и след., 648 стр.

Причины перехода Руси от язычества к христианству, борьба христианства с язычеством на Руси

Еще со школьной скамьи мы знаем, что князь Владимир Святославович крестил Русь в десятом веке. Однако процесс христианизации Руси, ухода от языческой религии начала еще княгиня Ольга. Таковы официальные данные. Но, разумеется, что принятие новой религии – это масштабное, глобальное событие, касающееся всего населения Киевской Руси. И происходил переход очень трудно, тяжело, долго. Ведь в корне взять и поменять мировоззрение населения невозможно на короткий промежуток времени, а тем более с легкостью.

Причины перехода Руси от язычества к христианству

  • Киевская Русь оставалась почти единственным государством, в котором царило язычество. Большинство европейских соседей считало язычников нелюдями, варварами. А это, в свою очередь, плохо отражалось на международных отношениях.
  • Необходимость единой системы: одно государство, один князь, один Бог. А в язычестве богов было много.
  • Необходимость такой религии, которая будет поддерживать княжескую власть, находиться в ее подчинении.
  • Язычество не обеспечивало единства всего населения.
  • Язычество не могло объяснить происходящего на Руси социального расслоения, появления богатых и бедных. Ведь в язычестве все люди равны перед силами природы.
  • Покровитель Руси – Византия, была христианским государством.
  • Владимир хотел жениться на Анне (сестре византийского императора), а это требовало от него принятия христианства.
  • Христианские заповеди, основные положения наиболее полно отвечали потребностям молодого, еще не окрепшего государства. Это, например, любовь к ближнему, запрет на убийства и воровство, уважение старших.

Вообще в своем выборе Владимир не спешил. И это неудивительно, ведь он определял судьбу большого числа людей на сотни лет. Религию нельзя будет поменять просто так, когда захочется. Поэтому князя здесь можно понять.

Проблемы принятия православного христианства

Крещение Руси происходило, если можно так выразиться, насильственно. Люди не желали принимать новую веру, которая значительно отличалась от языческой. И их можно было понять. Ведь власть в лице князя пыталась таким образом влезть в самое сокровенное и интимное, что может быть у человека, - в его веру. Дело дошло до беспорядков. Язычники, которые не хотели креститься, бежали в леса, убивали священников. А сколько было восстаний язычников! Однако политика государства хоть и была насильственной, но не зверской. Была выбрана выжидательная тактика, чтобы переход впоследствии произошел плавно.

Причины перехода Руси от язычества к христианству, борьба христианства с язычеством на Руси

Язычество и христианство на Руси: мнения историков

Язычество и христианство на Руси: их взаимовлияние

Одним из ярких примеров являются домовые церкви. Они были переняты из языческой культуры. Также сохранялся обычай грабить и громить церкви в побежденных городах во время войны. Это явное противоречие христианско религии. Это из язычества.

Что касается христианских икон, то это модифицированные языческие идолы. А в образах православных святых можно часто увидеть черты языческих богов.

Причины перехода Руси от язычества к христианству, борьба христианства с язычеством на Руси

Кроме того, священнослужители часто устраивали пиры прямо в монастырях, которые осуждаются церковью. Разве это не элемент языческой культуры?

Как мы знаем, у древних славян было много различных праздников, находящихся в тесной связи с урожаем, плодородием, хорошей погодой. И, чтобы это как-то искоренить, церковь просто заменяла их на свои, христианские праздники. При этом иногда менялись даты. Вместо праздников, посвященных языческим богам (Купалы, например), теперь были дни святых. Если для языческой культуры были характерны веселые и шумные гуляния с поеданием мяса, то церковь осуждала это. Прямое доказательство тому – посты.

Борьба христианства с язычеством на Руси

Церковь упорно пыталась всеми силами искоренить язычество. Но делалось это лишь поверхностно, наружно. Ведь невозможно залезть человеку в голову, в душу и искоренить язычество на таком глубоком уровне.

Какие же принимались меры? Во-первых, проведение православных обрядов, служб, богослужений на всей территории Киевской Руси. Во-вторых, распространение книг, в которых обличалась языческая религия. В-третьих, уничтожались идолы языческих богов, языческие храмы. На месте последних строили церкви. Кроме того, переименовывались праздники, вводились посты.

Нельзя сказать, что борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси была очень эффективной. Да, происходили значительные внешние изменения. Однако люди продолжали славить языческих богов, поклоняться силам природы.

Причины перехода Руси от язычества к христианству, борьба христианства с язычеством на Руси

Заключение

В итоге можно сказать, что язычество и христианство в Древней Руси, существовавшие в неком союзе, вместе составили закономерный религиозный этап двоеверия. Нельзя дать ему категоричную оценку: хорошо или плохо. Мы просто принимаем этот факт, который подчеркивает самобытность и уникальность русской культуры.

Все природные явления (знамения и т. п.) сохранили свой магический смысл, но стали восприниматься чаще всего как божья кара. Языческое отношение к природе как активной силе дошло до современной поэзии.

Владимир Мономах советует избавляться от врагов тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостыней. Читая его поучения, мы вспоминаем заповеди мыслителей Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и, конечно же, христианские.

Современник Владимира Мономаха митрополит Никифор проводит такую аналогию: как князь распоряжается своими воеводами и слугами, так разум должен повелевать телом.

Христианские представления о добре и зле, входя в соприкосновение с более древними, укреплялись на Руси, отстраняя языческие взгляды в область сказок и преданий. Распространению христианской морали помогали те люди, которые следовали ей в наибольшей степени и впоследствии объявлялись церковью святыми.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

III. Борьба Христианства с языческой мыслью в форме гносиса

III. Борьба Христианства с языческой мыслью в форме гносиса Опасность для Христианства со стороны гносиса Гораздо опаснее для христианства была борьба с язычеством в другой форме, когда язычество шло на компромисс так охотно, что утаило в душе мысль о реформе

Глава V Победа христианства над язычеством

Глава V Победа христианства над язычеством Ободренный таким образом Вахтанг приготовился нанести персам решительный удар, но в это время подоспела к нему просьба Фируза. Деспот просил Вахтанга назначить ему свидание. Был заключен мир, по условиям которого Грузия

Соприкосновение христианства с язычеством.

Соприкосновение христианства с язычеством. Христианский мир был с самого начала в соприкосновении с миром языческим. Уже в Евангелии повествуется о ряде исцелений (дочери хананеянки и др.) больных, не принадлежавших к Израилю. А когда, после Пятидесятницы, развилась и

Борьба за язык — это борьба за веру

Борьба за язык — это борьба за веру Из уст московского священника с самым простым русским именем, совершившего в свое время надо мною Таинство Святого Крещения, довелось как-то услышать слова, сказанные с амвона и глубоко поразившие. С той проповеди, с мысли о родственной,

Борьба за язык – это борьба за веру

Борьба за язык – это борьба за веру Из уст московского священника с самым простым русским именем, совершившего в свое время надо мною Таинство Святого Крещения, довелось как-то услышать слова, сказанные с амвона и глубоко поразившие. С той проповеди, с мысли о родственной,

V. Борьба с язычеством

V. Борьба с язычеством АпологетыСбывались слова Спасителя: наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16: 2).Радостно и восторженно старые и молодые, богатые и бедные шли на смерть, так как смерть была для них — жизнью.Гонения на

Об исполнении пророчества Иоиля над иудейством и язычеством (ст. 19-20)

Об исполнении пророчества Иоиля над иудейством и язычеством (ст. 19-20) Иннокентия, Архиеп. Херсонского. И дам чудеса на небеси горе и знамения на земли низу, кровь и огнь и курение дыма. Солнце преложится во тму и луна в кровь, прежде неже прийти дню Господню великому и

Борьба за идею христианства

Борьба за идею христианства Во всех средиземноморских городах, которые св. Павел посетил во время своих трех миссионерских путешествий, он встречал яростную, угрожающую его жизни оппозицию со стороны ортодоксальных иудеев. В их нападках чувствуется система, и поэтому

16. Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)?

16. Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)? Вопрос:Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)?Отвечает священник

III. Борьба Христианства с языческой мыслью в форме гносиса

III. Борьба Христианства с языческой мыслью в форме гносиса Опасность для Христианства со стороны гносиса Гораздо опаснее для христианства была борьба с язычеством в другой форме, когда язычество шло на компромисс так охотно, что утаило в душе мысль о реформе

Юбилей победы креста над язычеством

Юбилей победы креста над язычеством Перенесемся мыслью за 1600 лет назад. Поставим себя в самом средоточии тогдашнего мира — в Риме, в том Риме, который был в то время владыкою мира, покорившим себе почти все народы земные.Что мы видим тогда?Церковь Божия зело страждет. Уже

Читайте также: