Александр 1 начало правления реформы сперанского кратко

Обновлено: 04.07.2024

Реформы Сперанского — это спектр проектов и действий, которые реализовывались в Росии в период с 1802 по 1812 годы во время правления царя Александра I.

Их суть заключалась в создании раздельных ветвей власти при сохранении самодержавия. Основные идеи: разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; классовые разделение общества на 3 сословия; создание совещательного совета при императоре; гарантия природных прав граждан; выборность Государственной Думы.

Сначала эти новшества были поддержаны государем, но впоследствии реформатор был отправлен в отставку и ссылку. Вернулся он из нее через 2 года.

Основные положения проекта

Реформы, которые проводил Сперанский, условно можно разделить на 3 периода:

  • 1802 – 1807 годы;
  • 1808 – 1810 годы;
  • 1811 – 1812 годы;

На основании разработанного проекта основная власть исходила от царя. При нем создавался совещательный орган. В дальнейшем шло формирование 3 направлений власти: на уровне государства, губерний, округов и волостей.

Схема устройства власти представлена на схеме.

Государь — стоит во главе всего правления

Орган совещательного характера

Правительственный Сенат и Министерства

Дума на уровне государства

Управление на уровне губерний

Дума на уровне губерний

Суд на уровне губерний

Управление на уровне округов

Дума на уровне округов

Суд на уровне округов

Управление на уровне волостей

Дума на уровне волостей

Суд на уровне волостей

Начальный этап — 1802 – 1807 годы

Работая в этот период времени, Сперанский занимался ликвидацией коллегий, которые сформировались еще со времен правления Петра I. В связке с Кочубеем, были созданы министерства во главе с кабинетом министров.

Параллельно шла публикация докладов Сперанского, где он высказывал свои мысли относительно прав, которые должны органично распределяться между всеми государственными органами.

Несмотря на то, что все эти действия еще не носили переломного характера, они явились основой для будущих кардинальных реформ.

Второй этап – реформы 1808 – 1810 годов

В этот период жизни государственного деятеля со стороны Александра I к нему существовало доверие. Он получил высокую должность и приступил к написанию плана реформ. В них выделялись основные ключевые моменты:

Изучая французское законодательство, Сперанский разработал базовую модель управления государством. Состояла она из 3 ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательным органом являлась Дума, выборы которой проводились в несколько этапов. Сначала выбирались депутаты волостной думы. Те в свою очередь выбирали членов уездной думы. По тому же принципу состоялся выбор в губернскую думу. Последние же делали выбор членов Государственной Думы.

Руководство Государственной Думой осуществлялась канцлером. Эта была назначаемая императором должность.

Предварительно законы разрабатывались совещательным органом, который работал при императоре. Все проекты подавались в законодательный орган, где голосованием они возводились в ранг законов.

На основании проекта, все общество делилось на 3 класса: дворянство, купцы, трудовой народ.

Первые 2 класса обладали политическими правами, а трудовой народ только гражданскими.

Закреплялись права за крепостными крестьянами. При наличии у них достаточного капитала им разрешалось использовать его в качестве выкупа.

Разработка проекта была закончена в 1810 году. На первом этапе был сформирован совещательный орган, как голова всего управления. Руководителем его был назначен Сперанский. Сложнее обстояло дело с формированием Думы, поскольку этот аппарат был выборный. До его становления все законы принимались совещательной организацией. Здесь же решались финансовые вопросы империи.

На этом реформы не закончились. Они еще нуждались в доработке.

Последний этап реформ – 1811 – 1812 годы

На последнем этапе Сперанским были доработаны некоторые моменты управленческого аппарата. На основании этого был выпущен документ со следующими поправками:

  1. Должно было произойти разделение Сената. Теперь он становился Правительственным и Судебным.
  2. Параллельно создавалась судебная вертикаль. Формировались суды губернские, окружные и волостные.
  3. Крепостным предоставлялись гражданские права.

Однако все эти реформы не нашли отражения в жизни, кроме создания Государственного Совета.

Причины не реализации реформ

Со стороны дворянства на Сперанского обрушился шквал критики. Им не нравилось, что на основании данного проекта придется выплачивать увеличенные налоги. Высказывались и недовольства относительно наделения политических прав некоторым сословиям.

Доверие императора было небезграничным. В результате после очередной с ним встречи Сперанский был отстранен от занимаемой должности. Затем, по непонятным причинам, был отправлен в ссылку, из которой вернулся через 2 года.

Таким образом, проект не был реализован. Причины носят следующий характер:

  1. Нежелание и сопротивление дворянства.
  2. Проявление нерешительности со стороны императора.
  3. Опасения царя. Создания системы 3 ветвей власти могло ограничить его права.
  4. Опасность со стороны наполеоновской Франции, которая грозила войной.

Основные итоги

Несмотря на незавершенность реформ Сперанского, эти идеи постоянно витали воздухе в течение последующего времени. Так в 1654 году все-таки была создана судебная вертикаль власти. Формирование Государственной Думы тоже произошло в 1906 году. Для этого потребовалось 100 лет.


Михаил Сперанский представлял собой крупного государственного деятеля Российской империи первой трети XIX века. Он успел поработать и в столице на должности государственного секретаря и в Сибири в качестве губернатора.

В период правления Александра I

Первое возвышение Сперанского на государственной службе произошло в короткое правление императора Павла I. В 1799 он в возрасте 27 лет получил должность статского советника.

Михаил Сперанский

Рис. 1. Михаил Сперанский.

После вступления на престол в 1801 году Александра I Сперанский получил должность управляющего экспедицией гражданских и духовных дел в канцелярии высшего совещательного органа Российской империи. Его чин был повышен до действительного статского советника. Чиновник имел высокую работоспособность, он мог трудиться до 18 часов в сутки. Он также оказался мастером по составлению канцелярских бумаг и положи начало преобразованию делового русского языка. Именно при участии Сперанского в 1803 году был опубликован “Манифест о вольных хлебопашцах”.

Он несколько облегчил участь крепостных крестьян. Они могли получить от помещиков свободу с землей, но к 1825 году только 37 тыс. человек этого добились.

В 1806 году он лично познакомился с императором Александром I и даже побывал на встрече с Наполеоном в Эрфурте в 1808 году. В 1810 году в Российской империи появилось новое учреждение – Государственный совет, а Сперанский стал первым по влиянию сановником и вторым лицом в государстве после Александра I. Однако, в 1812 году император к нему охладел и отправил в опалу – в Пермь.

В 1816 году Сперанский поработал на должности пензенского губернатора, а с 1819 занял должность генерал-губернатора Сибири и отправился работать в Иркутск. Во время нахождения в Сибири реформы Сперанского были связаны с введением гласности, борьбой с коррупцией, разделение региона на восточную и западную части, с созданием коллегиальных органов местности власти.

В 1821 году он вернулся в Санкт-Петербург и был назначен Александром I на должность руководителя Комиссии составления законов.

Кратко о проектах Сперанского по реформированию страну можно говорить с 1802 года, когда он составил несколько политических записок. Например, “О коренных законах государства”. Его прогрессивные идеи, в том числе и конституционной монархии, опередили свое время, но по причине общей отсталости Российской империи не были осуществлены.

Император Александр I

Рис. 2. Император Александр I.

В период правления Николая I

При новом императоре Михаил Сперанский находился на государственной службе с 1825 по 1839 год. Основной задачей в этот период для него стало составление нового свода законов Российской империи. С чем он успешно и справился к 1832 году. С 1835 до 1837 года он также преподавал политические и юридические науки наследнику престола – будущему императору Александру II.

Проведенные Сперанским преобразования можно представить в такой таблице:

Год

Реформа

Создание Государственного совета, он начал деятельность с 1 января 1810 года

Второй этап министерской реформы и составление им законодательного акта “Общее учреждение министерств”

Реформы Сибирского края

Создание свода законов Российской империи

Несмотря на все свои успехи в сфере государственного управления, Михаил Сперанский был возведен в графский титул только в январе 1839 года, в день своего 67-летия. Через 40 дней он скончался от простуды.

Император Николай I

Рис. 3. Император Николай I.

Что мы узнали?

Реформы Сперанского при Александре 1 и Николае I проходят в школьном курсе истории 8 или 9 класса. Он стал образцом деятельного, но не всегда успешного реформатора первой трети XIX века.

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Михаил Сперанский

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Цели реформы Сперанского - таблица

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского - таблица

Первый этап (1802-1807)

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Александр I : начало правления. Реформы Сперанского М.М.

История 9 класс

Новый император (Александр I 1801-1825г.)

- его воспитание контролировала бабка – Екатерина II

- был отдалён от родителей, ему прививались идеи просвещения;

- одним из воспитателей был Ф. Лагарп – либерал, широко образован

- отец привил ему любовь к парадам и маневрам

- был полон желания обновить страну («управлять по законам и сердцу бабки своей - Екатерины II )

НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ 1801-1803 гг.

Цель: ограничить самодержавие

Реформа управления

1802 – УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТРЕСТВ

1802 - ИЗМЕНИЛИСЬ ФУНКЦИИ СЕНАТА

- коллегий учреждено 8 министерств

-основаны на единоличной власти, а не на принципе коллегиальности;

- министерствам подчинялись органы власти на местах

Построено централизованное управление огромной страной

СЕНАТ - теперь исполнял судебные функции, контролировать функции местных властей

1803-1804 г. –РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

приходские школы - для крестьян, уездные училища – для мещан, губернские гимназии - для дворян.

Стран поделена на 6 округов со своим университетом.

Создана единая сеть учебных заведений

РЕФОРМЫ В ОТНОШЕНИИ КРЕСТЬЯН

1801 г. – предоставлено право купцам, государственным крестьянам покупать ненаселённые земли

1803 г. – указ о вольных хлебопашцах

1804 г. – в Прибалтике крестьяне были признаны наследными владельцами своих земельных наделов

Помещикам было разрешено отпускать крепостных на волю с земельными участками

Взамен на наследное владение были определены размены крестьянских повинностей и платежей

Это был первых указ, дававший возможность освободить крестьян. Однако, он пост не применялся

Это был первый шаг к отмене крепостного права

РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.М. СЕРАНСКОГО

(цель: ликвидация крепостного права и ограничение самодержавия);

А именно М.М. Сперанский предлагал:

1. образовать органы самоуправления на местах (думы – волостные, уездные, губернскую, государственную)

2. разделение властей (законодательная- Дума, исполнительная – министерства, законодательная – Сенат);

3. образование Государственного совета – в помощь императору в управлении страной;

4. установление трёх сословий: дворяне, среднее состояние (купцы, мещане, государственные крестьяне), работные люди (крепостные, домашние люди, рабочие);

6. избирательные права могли иметь только собственники движимого недвижимого имущества;

7. выборы в Гос. Думу должны были быть четырёхступенчатыми (волостные, окружные, губернские, государственная Дума);

8.руководить Думой должен был канцлер, назначенный царём

В целом Александр 1 одобрил проект Сперанского и его ПОСТЕПЕННОЕ внедрение

1810 г. – учреждён Государственный Совет (законосовещательный орган при императоре)

1811 г. – Сперанский подготовил «Уложения Правительствующего Сената, который должен был быть разделён на (Правительствующий и Судебный),

ПРИДВОРНЫЕ НЕ ПОДДЕРЖАЛИ ПОПЫТКИ ИМПЕРАТОРА ПРЕДОСТАВИТЬ КРЕПОСТНЫМ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА, а Александр помнил судьбу отца и не рискнул пойти против консервативно настроенных дворян

Реформа страны Михаилом Сперанским проводилась в 1802-1812 года, в момент правления Александра Первого. Основная суть процесса заключалась в определении отдельных ветвей власти, особенно при желании сохранения самодержавия государства. Поначалу все представленные новшества поддерживались правителем, но после ответственным за проведение реформ был назначен человек, который прекрасно понимал основу структуры составления государственного реформирования.


Кратко про суть реформ

Вдохновителем введения изменений становится Михаил Сперанский, который предложил государю полностью реформировать политическую часть страны. Он рассматривал все тонкости правления в прошлые годы и старался выразить недовольство по поводу организования новой власти по принципу ее выделения ветвей власти.

Кратко про реформы Сперанского упоминаются в материалах, которые составлялись в те времена. Реформа поначалу казалась гениальной идеей, которая в результате становится историческим наследием государства. Но единственная цель заключалась в следующем:

  • Сохранить самодержавие;
  • Изменить госуправление;
  • Положить начало конституции России;
  • Предотвратить проявление революции.

Этап 1 (1802-1807)

Повысив доверие со стороны царя, назначение Сперанского на государственную должность показывает положительные показатели. Сперанский подготавливает важный пакет документаций, который будет вестись до настоящего времени. В этот список вошли:

  • Основа политической стороны власти страны;
  • Создание всеобщего совещательного органа, который будет проводиться исключительно в присутствии самого правителя;
  • Социальные значения. Реформа предполагает открыть определенное число классов: дворянство, купечество, крестьянство, рабочий класс.
  • Реализация новой идеи, связанной с природным правом.
  • Рассматривались вопросы по социальной мобильности.
  • Выборный отдел относительно государственной думы.

Так при Николае 1 реализовался новый подход к политическому развитию.


Этап 3 (1811-1812)

Почему реформы не были реализованы

Но из-за непонимания действий Сперанского его начали критиковать, большинство министров ополчились против него. Для большинства людей основания реформы были не обоснованными. Тогда основателю реформы пришлось сформировать влиятельную группу, которая была защитником его стараний. Но вскоре мужчина вынужден провести остаток жизни в Сибири, противники правителя формируют собственное сообщество, которое нацелено на разрушении власти. Известный в то время критик не желал, чтобы политическими правами были наделены крестьяне и рабочие. Критик считал, что дав волю рабочему народу, нынешняя власть лишится возможности управлять, а власть ускользнет от рук тех, кто в реальное время собирался пойти против императора государства.

Читайте также: