Борьба с терроризмом в великобритании кратко

Обновлено: 28.06.2024

АВ 2004г. Выпуск 10 Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом: российский и зарубежный опыт

Развитие уголовного законодательства по борьбе с терроризмом в Великобритании, имеющей значительный опыт в этой области, шло по двум основным направлениям.
К первому направлению относилось издание уголовных законов, применяемых только на территории Северной Ирландии:
Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1973 г.;
законы 1975 и 1977 г.г., внесшие изменения в Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1973 г.;
Закон о Северной Ирландии (молодые люди) 1974 г., предусматривавший возможность содержания в тюрьмах в ожидании суда несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет включительно, обвиняемых в совершении различного рода общеуголовных преступлений на территории Северной Ирландии;
Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1978 г. консолидировавший нормы всего предшествующего законодательства в данной области;
Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996 г.

На остальную территорию Соединенного Королевства первоначально распространялось действие других уголовных законов. Там действовал Закон о предотвращении терроризма (временные положения) 1974г., а затем - с аналогичным названием Законы 1976 и 1984 гг., которыми предыдущие статуты были значительно изменены и дополнены.

До принятия в 2000 г. Закона о терроризме (действует с изменениями, внесенными Законом об уголовной юстиции и полиции 2001 г.) основными законами, регламентировавшими практику привлечения к уголовной ответственности за терроризм, являлись:
Закон о предотвращении терроризма (временные положения) 1989 г. с дополнениями;
Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996 г.;
Закон об уголовной юстиции (терроризм и сговор) 1998 г.

Все перечисленные акты содержали оговорки о том, что они, как это видно даже из названий, представляют собой "чрезвычайные" или "временные положения", и поэтому срок их действия обычно ограничивался периодом в 12 месяцев.
Однако министр внутренних дел Великобритании был наделен полномочием по своему усмотрению продлевать срок действия любого из этих актов (в целом или отдельных норм) на те же 12 месяцев, причем количество "продлений'' не ограничивалось законом.

В 1978 г. в связи с присоединением Великобритании к Европейской конвенции по борьбе с терроризмом были изданы Закон о борьбе с терроризмом и Закон о лицах, подлежащих защите в соответствии с международным правом, содержащие ряд важных положений уголовно-правового характера.
Английский законодатель в процессуальной области готов идти на ограничение отдельных гражданских прав и свобод, когда речь идет о борьбе с терроризмом. Так, Закон о предотвращении терроризма (временные положения) 1989 г. предусматривал широкие полномочия полиции, расследующей террористическую деятельность. Например, полицейский мог арестовать и обыскать без приказа любого человека, подозреваемого в причастности к террористической деятельности, связанной с Северной Ирландией или с другой территорией.

Значительные изменения, касающиеся допустимости доказательств при установлении членства лица в запрещенной организации, были внесены Законом об уголовной юстиции (терроризм и сговор) 1998 г., дополнившим Закон 1989 г. и Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996 г.
Согласно этим правилам таким доказательством является устное свидетельство офицера полиции в ранге суперинтенданта и выше о том, что обвиняемый принадлежит к запрещенной организации или состоял ранее ее членом. При этом Закон все же предусматривал, что, хотя такое заявление офицера полиции считается допустимым доказательством, обвинение не может строиться только на основании такого единственного свидетельства.

В 2000 г. в Великобритании был принят новый Закон о терроризме, которым прежнее законодательство было реформировано и значительно дополнено. Закон 1989 г. был отменен, однако значительная часть его предписаний (с определенной модификацией) вошла в новый Закон.
В Законе 2000 г. предусмотрено, что его основные положения впредь будут носить постоянный характер, хотя ежегодно министр внутренних дел обязан отчитываться перед парламентом о ходе его применения.
С введением нового законодательства отпала необходимость в сохранении специальных положений, касающихся Северной Ирландии. Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996 г. также полностью прекратил свое существование.

С принятием Закона 2000 г. антитеррористические меры могут применяться не только к "ирландскому терроризму", а ко всем формам терроризма - ирландскому, международному или внутреннему, что делает этот статут всеобъемлющим. Это вытекает из того развернутого определения терроризма, которое дается в Законе.
Под ним понимается - применение серьезного насилия (или угроза его применения) против любого лица; причинение серьезного вреда (или угроза его причинения) имуществу; создание серьезного риска здоровью или безопасности общества или его части; а также серьезное вмешательство в обеспечение жизнедеятельности общества или подрыв электронных систем, если эти действия совершаются с целью повлиять на правительство, запугать общество (или его часть) по политическим, религиозным или идеологическим основаниям.
Если же при осуществлении своих замыслов исполнитель использует огнестрельное оружие или взрывчатые вещества, его действия являются терроризмом, независимо от наличия цели повлиять на правительство или запугать общество.
Под действие данного закона подпадают террористические акты, совершенные не только на территории Великобритании, но и за ее пределами в отношении любых лиц и любого имущества.

Другое существенное изменение коснулось списка организаций, деятельность которых запрещена на территории Великобритании: после принятия данного Закона этот список стал единым для Северной Ирландии и Великобритании и может включать также международные организации.

Закон о противодействии терроризму, преступлениях и безопасности был принят в декабре 2001 г. после трагических событий, произошедших в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. в связи с необходимостью дальнейшего развития законодательства в тех областях жизни, которые особо нуждаются в дополнительной защите от терроризма.
Закон 2001 г. наделил правительство новыми полномочиями в области: а) обеспечения возможности сбора и обмена информации, необходимой для предотвращения террористических актов, между министерствами; б) модернизации процедуры иммиграции; в) усовершенствования системы безопасности на ж/д и воздушном транспорте; д) усиления контроля за токсичными веществами, которые могут стать целью террористических актов или могут быть использованы террористами.

© Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы, 2008
© Правовое управление, Информационно-аналитическое управление 2000-2008

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Терроризм в Великобритании , после установки домашнего офиса (Европол и) серьезной угрозы против государства в 1834 человек были арестованы в Великобритании между Сентябрь 2001 г. а также декабрь 2009 г. в связи с терроризмом , из них 422 человека были обвинены в терроризме и 237 были осуждены

Резюме

Запрещенные организации

Некоторые организации были запрещены в рамках законодательства, включая Закон о терроризме .

Международные организации

Некоторые международные организации считаются государством террористическими и запрещены на местном уровне, например:

Ирландские организации

Правительство Великобритании запретило некоторые ирландские организации, такие как:

Инциденты

Профиль британского террориста

Конфиденциальное сканирование MI5 12 июня 2008 г. нескольких сотен лиц, которые, как известно, причастны к насильственной экстремистской деятельности или тесно связаны с ней, пришли к выводу, что британские террористы представляют собой разнородную популяцию людей, не соответствующих ни одному типичному профилю, ни одному и тому же пути радикализации

Половина из них родились в Соединенном Королевстве, большинство имеют британское гражданство, остальные, за некоторыми исключениями, законно проживают на территории Соединенного Королевства. Большинство британских террористов - мужчины, но женщины часто знают о незаконной деятельности своих мужей, братьев и детей. Большинство из них радикализируется в молодом возрасте, до 25 лет, меньшинство вовлекается в насильственный экстремизм в возрасте около 30 лет. Лица старше 30 лет могут иметь жену и детей, а также не иметь никаких связей. Для МИ5 это ставит под сомнение идею о том, что террористы - это молодые мусульмане, управляемые своим сексуальным разочарованием и ослепленные своим фанатизмом (представление о Шахиде ) обещанием девственниц в раю, которые будут наградой для благословенных .

Те, кто причастен к британскому терроризму, имеют степень от полного отсутствия квалификации до степени BAC. Но большинство из них занято на низкоквалифицированных или малоизвестных должностях.

Отнюдь не ревностные в своей религиозной практике, многие из тех, кто участвует в терроризме, не исповедуют свою веру регулярно. Многим не хватает понимания религиозных представлений, и поэтому они могут считаться новичками с точки зрения религии. Очень немногие из них воспитывались в крайне религиозных семьях, а количество (доля) новообращенных выше среднего. Некоторые из них употребляют наркотики, алкоголь и общаются с проститутками. В отчете утверждается, что устоявшаяся религиозная идентичность защищает от насильственной радикализации, в то время как влияние духовенства в радикализации британских террористов ослабло за годы, предшествовавшие составлению отчета?

Противодействие терроризму

ВС газеты , полученный в январь 2007 просочившаяся записка британского правительства, первоначально датированная 17 января с подробным описанием предлагаемого плана по размещению рентгеновских камер на фонарных столбах для идентификации террористов по их одежде. В меморандуме говорится, что официальные лица Министерства внутренних дел считают, что в результате обнаружение оружия и взрывчатых веществ может стать проще . Однако социальная приемлемость немаркированных интрузивных мер обнаружения и реакция, необходимая в случае тревоги, являются ограничивающими факторами. Министерство внутренних дел никак не отреагировало на обнародование этой записки. В 29 августа 2014 г. Правительство Великобритании повысило уровень террористической угрозы до серьезного, поскольку премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и министр внутренних дел Тереза ​​Мэй предупреждают, что террористическая атака весьма вероятна из-за Даиш . Тереза ​​Мэй признала, что, хотя уровень угрозы является вторым по величине, спецслужбы не предупреждали о немедленном нападении. Дэвид Кэмерон, со своей стороны, признал, что страна столкнулась с более глубокой и большей угрозой безопасности, чем любые предыдущие угрозы.

Государственный терроризм

В какой-то момент против Великобритании были выдвинуты обвинения в государственном терроризме в Северной Ирландии .

The FIGHT against TERRORISM IN the UK of the Events of recent years, in particular, in Ukraine, the promotion of a European proto-government terrorist organizations in the fight against Gaddafi and al-Assad proves that, unfortunately, terrorism has become an acceptable tool in the struggle - be for spheres of geopolitical influence. “Instability surrounds the Western part of Eurasia South to Northern Africa, from the South-East in the middle East, and now East Ukraine. Everywhere in these regions, the security situation in recent years has deteriorated dramatically. Thirteen years after the beginning of the “war on terror” for terrorist activity on the planet has greatly increased”. This situation gives the current threat of terrorism a new dimension. One of its goals the terrorists consider the impact on public opinion and on the subjects of decision-making by intimidation, which leads to deterioration of the situation in the state or region, and in the modern global society to a series of major terrorist attacks increasingly have the potential to destabilize and operation of the world political system. The communication component is an important aspect in terrorist activities, as respectively international security. In this regard, a timely and essential analysis of communication strategies of developed countries in this field. Communication, counter - terrorism can be successful if the combination of open and closed communications. The last well-developed systems of intelligence and counterintelligence of the European States. In the aftermath of the terrorist attacks of 11 September 2001, most governments, the EU has continuously expanded States anti-terrorist police and security services. For example, the budget of the British MI-5 was increased by almost 30% from May 2004 to June 2005.

(События последних лет, в частности, на Украине, содействие европейских правительств террористическим организациям в борьбе против М. Каддафи и Б. Асада доказывают, что, к сожалению, терроризм стал приемлемым инструментом в борьбе за сферы геополитического влияния. “Нестабильность опоясывает западную часть Евразии, с юга в Северной̆ Африке, с юго-востока на Ближнем Востоке, а теперь и с востока на Украине. Везде в этих регионах ситуация с безопасностью в последние годы резко ухудшилась. Через тринадцать лет после начала “воины с террором” террористическая активность на планете сильно выросла”. Такое положение вещей̆ придает сегодня террористической̆ угрозе новую окраску.
Одной̆ из своих целей̆ террористы считают воздействие на общественное мнение и на субъектов принятия решений путем устрашения, которое приводит к ухудшению обстановки в государстве или регионе, а в современном глобальном обществе, серия крупных терактов всё чаще способна дестабилизировать функционирование мировой̆ политической̆ системы. Коммуникационная составляющая является важным аспектом в террористической̆ деятельности, как и соответственно международной̆ безопасности. В связи с этим своевременным и необходимым представляется анализ коммуникационных стратегий развитых стран мира в данной̆ области. Коммуникационное противодействие терроризму может быть успешным при сочетании открытых и закрытых коммуникаций. Последние хорошо развиты в системах разведки и контрразведки европейских государств.
В период после терактов 11 сентября 2001 года большинство правительств ЕС постоянно расширяло штаты антитеррористической̆ полиции и служб безопасности. К примеру, бюджет британской̆ МИ-5 был увеличен почти на 30% с мая 2004 по июнь 2005 года)

A brief overview of the antiterrorist structures of the UK. Britain has a long history of countering the threats of terrorism and political extremism. An important role is played by intelligence and counter - intelligence. So, a permanent parliamentary Committee on intelligence and security. It was founded in accordance with the 1994 law “On the intelligence services”, its main goal originally was to cost analysis, management systems and policies of three of the country's secret service: security Service (Security Service – MI5, MI5), Secret intelligence service (Secret Intelligence Service – SIS, Military or Intelligence – MI6, MI6) and GCHQ (Government Communications Headquarters – GCHQ). Members of the Committee in accordance with the 1989 act “On state secret” work in the privacy mode. The Committee reports directly to the Prime Minister, and through him to Parliament, publishing including annual reports on own work (they are in the public domain on the website of the UK government). The Committee has a Secretariat composed of the Secretariat of the Cabinet of Ministers. In the report of the parliamentary Committee on intelligence and security for 2001-2002 notes that the major legislation that today provides - out activities of intelligence and security entered into force in early 2000-ies. Among them, the 2000 law “On Terrorism”, the Act on the legal regulation of investigatory powers (Regulation of Investigatory Powers Act – RIPA) 2000 - Yes, the Law on combating terrorism (Anti-Terrorism Crime and Security Act – ATCSA) 2001 and the Law on data protection (Data Protection Act – DPA) 1998. These laws have increased the requirements for security services. The mechanism of the state intelligence service (there is even quite an official term National Intelligence Machinery), in addition to the three above-mentioned intelligence, includes the headquarters of the military intelligence (Defence Intelligence Staff – DIS) and the joint intelligence Committee (Joint Intelligence Committee – JIC), consisting of the Secretariat of the Cabinet of Ministers.


ВСЕ ФОТО

Последний всплеск террористической активности начался в 1970 годы. В 1970 году ИРА раскололась на две организации: "официальную" ИРА и "временную" ИРА. Раскол произошёл по вопросу использования вооружённого насилия в политической борьбе
BBC News

Теракты 11 сентября вынудили британское правительство предпринять дополнительные меры безопасности, следствием чего стало принятие в 2001 г. антитеррористического закона, предусматривающего также ужесточение мер в борьбе с преступностью и в области обеспе
AFP

Первой в истории Англии попыткой теракта считается "Пороховой заговор" – неудавшийся взрыв парламента в 1605 году. Впоследствии многие государственные и политические деятели становились мишенью заговорщиков, которые пытались взорвать их, в ХХ века жертвами терроризма все чаще становились и простые люди.

Однако при всем при этом Великобритания считалась безопасной в целом страной и никогда не относилась к числу государств, сильнее всего страдающих от терроризма (в первую десятку таких стран входят, например, США, Россия, Израиль, Индия, Пакистан, Уганда или Колумбия).

А с террористическими актами в самой Британии долгое время ассоциировались боевики ИРА (Ирландской республиканской армии) – порождение длящегося уже более 900 лет англо-ирландского конфликта. Еще в период до Второй Мировой войны ИРА провела целую серию взрывов объектов энергетики, связи, коммуникаций, городского хозяйства на территории метрополии (исключая Шотландию и Уэльс).

Последний всплеск террористической активности начался в 1970 годы. В 1970 году ИРА раскололась на две организации: "официальную" ИРА и "временную" ИРА. Раскол произошёл по вопросу использования вооружённого насилия в политической борьбе. "Официальная ИРА" предполагала использование оружие только в целях самообороны. "Временная ИРА" ориентировалась на ведение активной террористической деятельности, в том числе на территории Англии. Террористы Временной ИРА осуществляли нападения на высокопоставленных должностных лиц, британских военных и полицейских в Северной Ирландии, Великобритании и Европе, на членов Северо-Ирландских лоялистских (протестантских) военизированных групп.

С 1970 по 1985 от рук ИРА погибло около 1800 человек, к настоящему времени количество жертв приближается к 2000.

В 1972 году им удалось провести беспрецедентную по масштабам серию взрывов, когда члены террористической группы ИРА практически одновременно взорвали 22 бомбы в разных городах Англии. Они назвали этот день "Кровавая пятница" - в знак отмщения за "Кровавое воскресенье" 17 января 1972 года, когда британские войска открыли огонь по мирным демонстрантам-католикам в городе Лондондерри (Дерри).

В 1979 году боевики Ирландской Республиканской Армии доставили бомбу на борт яхты, где находился видный британский политик - лорд Маунтбеттен. В результате взрыва лорд и еще три человека погибли. Вероятно, это первый случай, когда террористы организовали взрыв бомбы на борту тщательно охраняемого судна.

20 июля 1982 года террористы осуществили серию взрывов в Лондоне: в Гайд-парке погибли 2 солдата; в Риджес-парке было убито 6 военных музыкантов.

В декабре 1983 года террористы организовали взрыв перед универмагом Harrods' в Лондоне, в результате чего 5 человек погибло и 37 было ранено. В 1984 году последовал взрыв в "Гранд-отеле" в курортном городе Брайтон на съезде Консервативной партии, 32 - ранено и 6 погибло, премьер-министр Маргарет Тэтчер чудом избежала гибели.

7 февраля 1991 года боевики ИРА обстреляли из миномета рабочую резиденцию премьера Джона Мейджора на Даунинг-стрит и скрылись. Никто не пострадал.

10 апреля 1992 года у здания Балтийской биржи в Сити был взорван автомобиль. Погибли 3 человека, 91 ранен. В теракте обвинили боевиков ИРА.

24 апреля 1993 года в Сити взорван грузовик, в результате повреждено несколько зданий. Полиция заранее получила предупреждение, но не успела завершить эвакуацию. Погиб 1 человек, 44 ранены. В теракте обвинили ИРА.

9 февраля 1996 года в подземном гараже в деловом районе Доклэндз взорван автомобиль. 2 человека погибли, более 100 получили ранения разной степени тяжести. Ответственность взяла на себя ИРА.

30 апреля 1999 года в баре Admiral Duncan в Сохо взорвалась мина, начиненная гвоздями. 2 человека убиты, более 80 ранены. Ответственность взяла на себя подпольная группировка неонацистского толка "Белые волки".

20 сентября 2000 года в центре Лондона из гранатомета обстреляна штаб-квартира разведывательной службы MI6. Никто не пострадал. Ответственность возложили на боевиков ИРА.

4 марта 2001 года на улице Вуд-лэйн в Уайт-Сити перед главной студией телекомпании BBC взорван автомобиль. Пострадал 1 человек. В теракте обвинили боевое крыло ИРА.

Только к концу 1990-х в обществе наметился перелом, связанный с ростом влияния как среди протестантов, так и среди католиков умеренных партий, открыто декларирующих приоритет экономических и социальных вопросов.

Как Британия борется с террором

Как следует из досье на сайте Агентура.Ру, Великобритания располагает тщательно разработанным и антитеррористическим законодательством, основывающемся на Законе о терроризме от 2000 года. Он оказался жизненно важным инструментом в борьбе с терроризмом, предоставляющим полномочия для ареста финансовых средств террористов на границах страны и предотвращения конкретных правонарушений, способствующих совершению терактов и осуществлению мероприятий в террористических целях. Он же поставил вне закона деятельность таких организаций как "Аль-Каида".

В стране разработана долгосрочная антитеррористическая стратегия, известная под аббревиатурой Contest. В ней четыре направления: "предотвращение", "преследование", "защита" и "готовность".

Теракты 11 сентября вынудили британское правительство предпринять дополнительные меры безопасности, следствием чего стало принятие в 2001 г. антитеррористического закона, предусматривающего также ужесточение мер в борьбе с преступностью и в области обеспечения безопасности.

В соответствии с этим Законом, были еще более усилены меры безопасности на воздушном транспорте. В частности, были предоставлены дополнительные полномочия для снятия с рейсов и ареста людей на некоторых служебных территориях, а также для задержания рейсов по соображениям безопасности. Было ужесточено законодательство и в отношении химического, биологического и ядерного оружия в целях обеспечения лучшей защиты и безопасности гражданских ядерных объектов от нового и более расширенного перечня противоправных действий.

Были усилены меры безопасности и в отношении потенциально опасных объектов, которые могли бы быть избраны террористами в качестве целей. Дополнительные меры были внесены и в перечень мероприятий по пресечению каналов финансирования террористов.

Наибольшую известность в данном Законе получило право бессрочного ареста без суда и следствия с последующей депортацией иностранных граждан, подозреваемых в причастности к террористической деятельности.

В марте 2005 года в Великобритании после длительных дебатов был принят Закон о предотвращении терроризма. Новый закон отменил такую меру пресечения для подозреваемых в терроризме, как заключение под стражей без предъявления обвинения. Ранее она была признана британскими лордами-судьями противоречащей правам человека. Вместо этого новый закон вводит для данной категории лиц такие меры контроля, как ограничение передвижения или домашний арест. При этом к подозреваемым могут применяться ограничения в пользовании телефонной связью, интернетом, поездках по стране и встречах с другими людьми. Положения нового закона будут едиными как для британских подданных, так и для граждан иностранных государств.

Наибольшие споры вызвал вопрос о том, кто должен принимать решения о применении подобной меры пресечения. Первоначально правительство предложило, чтобы это делал глава МВД Соединенного Королевства. Однако парламентарии не согласились с возложением на выборного чиновника роли, традиционно принадлежавшей судьям. В итоге данное положение из закона было изъято, и решение по мере пресечения будет принимать все же судья.

Немного статистики

В 2003 году Скотланд-Ярд затратил рекордные 37 миллионов фунтов стерлингов на проведение различных операций по обеспечению общественной безопасности. В 2002 году на эти же цели было израсходовано 18 миллионов фунтов, а годом ранее - 8,6 миллиона.

Значительная часть затрат (10,5 миллиона) пошла на финансирование антитеррористических мер во время и после войны в Ираке. Самым дорогим общественным мероприятием по затратам на обеспечение безопасности стал ежегодный карнавал в Ноттингхилле (одном из районов Лондона) - 5,7 миллиона фунтов стерлингов.

Ему чуть уступает по сумме затрат, но не по количеству задействованных полицейских выставка новейших военных технологий в Лондоне, - 4,4 миллиона. Безопасность на ней обеспечивали в общей сложности 15 359 полицейских, в то время как для поддержания порядка на карнавале в Ноттингхилле — 10 170 полицейских.

Четвертое место в перечне самых значительных расходов Скотланд-Ярда занимает визит в Великобританию президента США Джорджа Буша в ноябре 2003 года. Он обошелся британским налогоплательщикам в 3,9 миллиона фунтов стерлингов, а охраняли хозяина Белого дома больше 11 тысяч полицейских.

Визит президента Владимира Путина в июне того же года был менее затратным - 370 631 фунт стерлингов, а его безопасность обеспечивали 1458 полицейских.

Читайте также: