Борьба с оффшорами в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Международное сообщество развивает и вводит все новые инструменты, позволяющие усилить контроль над деятельностью своих граждан и корпораций, а также расширяющие возможности по получению различной финансовой информации. Государства объединяют усилия — сотрудничество в данной области уже происходит безотносительно политики, так как правительства, очевидно, поняли, что без международной круговой поруки успех каждого отдельного звена может оказаться под угрозой, а интересы большинства все-таки сходятся.

Показательно дело бывшего российского банкира Сергея Пугачева. Оно наглядно продемонстрировало обширные возможности заинтересованных сторон по сбору информации и запуску деофшоризационного механизма при плотном взаимодействии российской стороны с иностранными финансовыми институтами и государственными органами. Что дальше?

История вопроса

Несмотря на то, что оптимизация налогообложения с использованием офшорных схем существует давно, серьезное межгосударственное обсуждение началось только в 2012 году. Представителями правительств основных развитых стран в рамках Большой двадцатки (G20) официально был поднят вопрос искусственного перевода налогооблагаемой прибыли в безналоговую или низконалоговую юрисдикцию.

Впоследствии, начиная с 2013 года, в рамках Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) составлялся План Мероприятий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting или План BEPS). Этот план утвердили все страны-члены ОЭСР и страны G20 (включая Россию), согласившись сотрудничать на равной основе в вопросах установления стандартов и мониторинга хода выполнения намеченных мероприятий.

Сами мероприятия представляют собой описание проблемных областей, в отношении которых необходимо предпринять конкретные действия. Такие области, среди прочего, включают:

- усовершенствование налогового законодательства (например, правила о контролируемых иностранных компаниях, налогообложение финансовых схем, контроль цен сделок, злоупотребления соглашениями об избежании двойного налогообложения);

- повышение эффективности взаимодействия государств для целей выполнения Плана BEPS с разработкой многосторонних инструментов и единых стандартов обмена информацией между странами.

С принятием достаточно конкретного Плана BEPS ситуация начала развиваться стремительно — как на международном уровне, так и на уровне законодательства участвующих государств.

На примере России можно наблюдать, что за последние пять лет такие меры повлекли существенные изменения в местном налоговом законодательстве, уже качественно изменившие подходы контролирующих органов к мониторингу и контролю и затронувшие практически весь без исключения бизнес.

Что нового на международном уровне?

В 2017 году коллегиально многими государствами были приняты важные документы и решения, что подтвердило фактическую готовность государств сотрудничать между собой, не взирая на политические разногласия.

Так, была подписана Многосторонняя конвенция по выполнению Плана BEPS, членом которой стала и Россия. Данная Конвенция позволяет внедрять согласованные государствами меры по ограничению налоговых льгот для международных структур без внесения изменений в уже действующие международные соглашения.

Утверждены новые виды межстрановой отчетности, позволяющие сопоставить обороты и цены в рамках международных групп компаний и выявить центры прибыли, сформированные в низконалоговых юрисдикциях за счет налоговых манипуляций. Россия также присоединилась к данным стандартам.

Следует обратить внимание, что бенефициары — это не непосредственные владельцы компаний (например, трасты или оффшоры, за которыми раньше пытались спрятать известные и не очень фамилии), а те самые реальные конечные владельцы бизнеса и активов.

Директивой предусмотрено, что данные из реестра могут быть доступны различным категориям заинтересованных лиц, не ограниченным только контролирующими органами. В отдельных странах реестры уже собирают (например, во Франции, Италии, Германии и Ирландии), а данные из них потенциально смогут получить все желающие. Например, такой реестр в Великобритании является открытым, и любой пользователь сети Интернет может получить персональную информацию владельцев британских компаний, официально проживающих, скажем, на ул. Тверская в городе Москва в России. Аналогичный реестр будет составляться и в России уже на основании локального законодательного акта.

Обмен данными

В качестве важного дополнения ко всем принятым и находящимся в процессе разработки мерам с 2017 года стартовал международный обмен информацией по единым стандартам – (Common Reporting Standards или CRS), без которого их эффективность оставалась под вопросом. Страны присоединяются к обмену постепенно в два этапа в течение двух лет, первый из которых уже запущен с сентября 2017 года.

В таком обмене участвуют не только развитые и, очевидно, наиболее заинтересованные в получении информации страны, но и большинство классических офшоров – например, БВО, Каймановы острова, Панама. Участие оффшоров объясняется давлением западного сообщества, в том числе включающим экономические меры и налоговые ограничения, делающие их использование невыгодным для международных структур и владельцев бизнеса.

В настоящее время (по состоянию на февраль 2018 года) всего в обмене насчитывается 147 стран-участниц, в будущем ожидается присоединение и новых членов. С некоторыми из не участвующих в настоящее время стран получение информации по-прежнему возможно на базе международных соглашений.

Россия присоединяется к обмену на втором этапе с сентября 2018 года, и, вопреки ожиданиям некоторых лиц, уже подтверждено, что она будет обмениваться информацией с 73 странами, включая Швейцарию, Великобританию, Кипр, БВО, Каймановы острова.

В стороне от многостороннего обмена пока остались США, имеющие собственную эффективную систему сбора финансовой информации о своих гражданах — FATCA. Однако, нужно признать, что европейский CRS во многом повторяет американский опыт и строится на похожих принципах.

Важно отметить, что информация для обмена поступает через контролирующие органы от финансовых институтов — банков, страховых организаций, инвестиционных и брокерских структур. Иными словами, из всех возможных источников, содержащих финансовую информацию о частных капиталах и имуществе.

Описанные нововведения позволяют государствам получить полную картину о текущем благосостоянии своих граждан без учета границ, сопоставив информацию как из внутренних, так и из внешних источников. Также естественно, что полученная информация может быть основанием для проведения более глубокого расследования и изучения всех связанных и интересующих контролеров обстоятельств.

Безусловно, такие данные должны быть соответствующим образом отработаны, однако это является только вопросом времени и, учитывая заинтересованность государств, скорее всего, достаточно короткого.

По мере углубления финансового и экономического кризиса правительства самых разных стран начали атаку на оффшоры, стремясь пополнить свои бюджеты за счет предприимчивых и состоятельных частных лиц и компаний и Россия не стала исключением.

борьба с офшорами в России

В этой статье я приведу конкретные факты и примеры того, как именно выражается государственными органами контроля и надзора Российской Федерации антиоффшорное противостояние. По причине того, что я не являюсь и некогда не являлась гражданкой России или какой либо из стран СНГ, мне легче смотреть на ситуацию объективно и без эмоций. Эмоции возникают как раз таки у органов контроля и надзора, когда они понимают, что деньги из России утекают не тонким ручейком, а быстрой и полноводной речкой. Речка настолько бурная, что быстро меняет свое русло. Если на пути течения встают преграды. Эксперты считают, что за последние 10 лет в налоговые гавани из России было выведено более 200 млрд. долларов. Естественно, что государство, видя такие крупные суммы, не может оставаться равнодушным к оффшорной теме. Попытки возвратить уже утекшие и продолжающие утекать инвестиции в Россию будут предприниматься постоянно.

Так как мы с вами уже выяснили, что оффшоры будут существовать если не вечно, то очень долго (Вечная жизнь оффшоров и налоговых гаваней.

А вы задумывались о том, какие контрольные мероприятия по борьбе с оффшорами следует учитывать российским компаниям? Вы задумывались, кто еще кроме налоговой с оффшорами борется и каким образом? Я задумывалась, так как безопасность моих клиентов для меня важна и я предоставляю консультации с учетом реальных возможностей контролирующих организаций той или иной страны.

В СССР слово оффшор жители стран СНГ вообще не знали. Открывшись миру, российские бизнесмены получили все плюсы и минусы этой открытости и столкнулись с оффшорами. Если пользоваться оффшорами беспечно, то, можно потратить за рубежом больше, чем составило бы количество сэкономленных налогов. Используя оффшоры не осторожно, можно потерять права собственности для себя и своих наследников.

Во многих странах есть налоговые льготы или налоговые режимы, которые позволяют существенно снижать налоги применительно к отдельным видам деятельности. Подобные государства не рассматриваются как оффшорные. Тем не менее, капиталы из других стран они оттягивают. И здесь бывает зачастую сложно оценить, являются ли подобные меры экономической политикой государства по поддержке определенного региона или сферы деятельности или локальным оффшором. Классический пример, Парагвай. Приехав сюда один раз вы можете оформить ПМЖ в Парагвае и стать налоговым резидентом в стране, где личный доход полученный за рубежом налогом не облагается.

В России правила работы с оффшорными компаниями определяют следующие государственные органы. Я привожу краткий список из семи главных и наиболее сильных и обладающих властью, борцов с оффшорами в Российской Федерации:

Президент и Правительство Российской Федерации.

Зачем ему борьба с оффшорам? Для госбюджета в первую очередь. Чтобы миллиарды уже высланные в оффшорные зоны вернулись на родину президентом были приняты очень разумные меры. Например,решение об амнистии капитала. С 1 марта 2007 года (дата вступления Закона в силу) и до конца 2007 года физические лица и индивидуальные предприниматели могли за 13 % перевести в Российские банки деньги от доходов полученных с 1 января 2001 года до 1 января 2006 года. Платеж считался своевременной уплатой налога, и банки не имели права задавать вопросы об источниках происхождения данных капиталов. Более того, по вопросам прихода и наличия таких средств не могли возбуждаться уголовные или административные дела. В результате амнистии в России легализовали 28 миллиардов рублей.
Чтобы устранить проблемы наследования капиталов, осевших в оффшорных зонах, в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения о порядке наследования.Доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования, не подлежат в России налогообложению, за исключением доходов, полученных от авторских и лицензионных договоров.

Центральный банк России.

Итак, мудрым решением Президент России привлек в экономику России 28 миллиардов. Зачем же центральному банку бороться с оффшорами? Все очень просто – озабоченность оттока капитала за границу. Российские банки и центральный банк теряют деньги на том, что Россия не является оффшорной зоной. Россия слишком велика, чтобы стать оффшорной юрисдикцией.

Федеральная налоговая служба России.

Мотивация у налоговой службы очень сильная. Это их работа. Чем больше налогов соберут чиновники налоговой службы, тем выше будут у них премии. В отличие от деятельности Центрального Банка, налоговые органы анализируют деятельность налогоплательщика по совокупности факторов. И зачастую на практике бывает, что, несмотря на то, что все документы собраны правильно, соответствуют предъявляемым требованиям, по совокупности факторов налоговые органы считают, что налогоплательщик является недобросовестным, извлекает необоснованную налоговую выгоду и пр.

На странице моего блога об оффшорных компаниях и иностранных банковских счетах вы можете найти отдельную статью о том, как налоговая служба ловит недобросовестных налогоплательщиков.

Налоговые органы контролируют правильность применения цены по сделке (в которой участвуют, в том числе и нерезиденты) в следующих случаях:

  • взаимозависимые лица;
  • бартерные операции;
  • внешнеторговые сделки;
  • существует явное отклонение от рыночной цены

Федеральная таможенная служба России.

Эта служба контролирует таможенные аспекты внешнеторговых операций с оффшорами, так как оффшорные компании очень часто используются для снижения таможенных пошлин на Российской границе. Например, благодаря успешной борьбе с использованием оффшоров при ввозе мобильных телефонов на территорию России таможенные платежи, поступающие в бюджет, выросли в 2005 году более чем в 40 раз. Эффективность таможенной службе в борьбе с оффшорами многократно возрастет, когда у нее появится единая база с налоговой. Таможенные органы для реализации своих функций наделены очень широкими полномочиями в уголовно-правовой и административно-правовой сфере. Обладая полномочиями органов дознания и органов следствия, они могут привлекать лиц к уголовной и к административно-правовой ответственности.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора – Росфиннадзор (орган, осуществляющий валютное регулирование и валютный контроль).

Эта организация обладает полномочиями по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, а также может инициировать возбуждение уголовного дела, которое осуществляют соответствующие органы следствия и дознания.

Федеральная служба финансового мониторинга – (орган, ответственный за противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем).

ФСФМ не обладает полномочиями в уголовно-правовой и административно-правовой сфере. Она может лишь приостановить операции по счету в резидентном банке, если такая операция окажется ему подозрительной, и затребовать дополнительную информацию самостоятельно или через агентов валютного контроля (уполномоченные банки).

Уполномоченные банки (резидентные банки Российской Федерации, являющиеся агентами валютного контроля).

Они вынуждены бороться с оффшорами по приказу центрального банка. Российские банки являются агентами валютного регулирования и проверяют сделки резидентов, а также сделки, заключаемые российскими компаниями с нерезидентами – физическими лицами и оффшорами.

Несмотря на старания и полномочия великолепной семерки налоговые гавани будут активно использоваться. Российские компании по – прежнему будут создавать совместные предприятия с оффшорами. Для многих российских компаний регистрация фирмы в оффшоре позволяет рассчитывать на решение коммерческих споров в европейских судах, что чрезвычайно важно при работе со странами ЕС.

Вас, возможно, удивит, что некоторые государственные корпорации и компании уходят в оффшоры, так как российское законодательство не всегда отвечает рыночным реалиями и не предоставляет тех возможностей, которые присутствуют в цивилизованных оффшорах.

Активное использование трастов способствует защите имущества в случае разнообразных внутренних конфликтов и способствует надежному сохранению контроля над своими активами со стороны собственников. Некоторые состоятельные российские бизнесмены защищаются, таким образом, от судебных исков и имущественных претензий со стороны своих бывших жен.

Отправьте вопрос, чем мы можем быть Вам полезны, и получите персонализированное предложение прямо сейчас!

Честно. Консервативно. Конфиденциально.


Совместно
c Адвокатским бюро -->

  • Цель и замысел компании
  • История компании
  • Принципы нашей работы
  • Почему мы
  • Видеоролики
  • Сотрудничество
  • Нас рекомендуют
  • Услуги в сфере российского и международного налогообложения
  • Косвенное налогообложение
  • Международное налогообложение
  • Международное налоговое планирование
  • Налоговый аудит
  • Налоговое и бухгалтерское сопровождение
  • Налогообложение сделок
  • Налогообложение физических лиц
  • Корпоративное налогообложение
  • Услуги по подготовке финансовой отчётности зарубежных компаний
  • Услуги по подготовке финансовой отчетности на Кипре
  • Специальный налоговый режим на Кипре Intellectual Property Box (IP-box)
  • Услуги по подготовке финансовой отчетности для оффшорных компаний
  • Услуги по подготовке финансовой отчётности в UK
  • Услуги по подготовке финансовой отчётности в Гонконге
  • Услуги по подготовке финансовой отчётности в Ирландии
  • Услуги по трансформации и подготовке финансовой отчётности согласно МСФО (Международные стандарты финансовой отчётности)
  • Второй паспорт и вид на жительство за инвестиции
  • Вид на жительство в Австрии
  • Вид на жительство в Испании
  • Вид на жительство в Италии
  • Вид на жительство в ОАЭ
  • Вид на жительство в ОАЭ (Пенсионная виза)
  • Вид на жительство в Португалии
  • Гражданство Антигуа и Барбуды
  • Гражданство Гренады
  • Гражданство Доминики
  • Гражданство Вануату
  • Гражданство Сент-Люсии
  • Гражданство Сент-Китс и Невиса
  • Гражданство Черногории
  • Постоянное место жительства Кипра
  • Уведомление о наличии второго гражданства или ВНЖ
  • Услуги для IT-бизнеса
  • Получение лицензий в Эстонии, связанных с криптовалютой
  • Консультации по деятельности, связанной с криптовалютами
  • Gambling, консультации, получение необходимых лицензий, сопровождение
  • Forex деятельность, консультации, получение необходимых лицензий, сопровождение
  • Платежная система UNLIMINT
  • Платежная система PAYONEER
  • Льготы для IT-бизнеса в Армении
  • Специальный налоговый режим на Кипре Intellectual Property Box (IP-box)

Борьба с оффшорами. Каким образом государства борются с оффшорами?

Но я решил исследовать этот феномен не с политической точки зрения (за виолончели могут и посадить), а с экономической: что значат офшоры для экономики России.

Я выложил только карту России, хотя можете там посмотреть любую страну:


Это карта показывает, куда бегут активы из России.

А теперь посмотрим, откуда приходят инвестиции в Россию.


Что мы видим?

А видим то, что в кризисный 2009 год прямые инвестиции составили 36,5 млрд. долларов, в предкризисный 2008 год – 74,78 млрд.долларов. Далее идет падение в 2 раза и почти восстановление в 2013 году до 69,219 млрд.$ или 92,56% от предкризисной величины.

А потом наступили санкции в 2014 году или -68,2% за один год. Если кажется Вам большое падение, то посмотрите на 2015 год – 4,839 млрд.$ или -93,01%, т.е. практически их нет.

Санкции нам не страшны, согласно заявлениям из телевизора. Конечно, не страшны! Инвестиций уже не нет, ничего не страшно нам.

Хорошо, посмотрим, кто же вкладывал все эти годы в нашу страну, посмотрим кто этот смелый иностранный инвестор, не побоявшийся вложиться в Россию?
Причем это все инвестиции – прямые вложения, участие в капитале, долговые инструменты согласно данным ЦБ.



Я указал список стран, вложивших за 8 лет в экономику страны более 100 млн.долларов. Заметьте, на последнем месте есть даже Панама)
А посмотрите, кто в лидерах-то – Кипр! Киприоты больше всего любят нашу страну. Вот так, какие они молодцы. Кризис у них, банки закрывались недавно, депозиты сгорали, ЕС их спасал, а они вкладываются в нашу страну! Хотя за 2015 год отток идет больше всего -7,176 млрд. долларов.
А есть еще страны, которые в основном получали из России инвестиции, а не вкладывали в нашу страну:

Какие-то необычные страны для инвестиций, не кажется ли Вам?
Остров Мэн, Виргинские острова 242 млн.долларов, Белиз, Новая Зеландия, Сент-Китс и Невис. Кто там Газпром или Роснефть трубопровод строит на 5,6 млрд. долларов?

А знаете, что? Давайте их проверим на офшоры! Нет, официально на сайте ФНС есть список стран:
Панама любимая есть) Меня здесь удивил Китай в этом списке. Большая любовь-дружба-жвачка с офшором?!
Выделим эти страны из общего списка, и получится:

Из официальных оффшоров, признанных ФНС на май 2016 года, поступило 212,919 млрд.долларов из 25 стран. Неплохо нас любят офшоры!
Это за 9 лет они так вложились в нас. Кстати, Панама вложила 118 млн.долларов.
НО! Россия тоже может ответить оффшорам, и их любит:

Правда, гораздо скромнее: всего на 6,92 млрд. долларов за 9 лет.

Догадываетесь к чему я клоню?
Теперь посмотрите список весь снова:


Неужели, Вы думаете, что Кипр, Нидерланды, Виргинские острова и Люксембург реальные инвесторы в Россию?
Они просто оффшоры, НО! У них есть соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения и раскрытие информации.

Всё! Они показывают все, но не становятся от этого менее привлекательными для бизнесменов. Там налоги ниже! Туда в легкую можно перевести деньги, а потом переводи куда хочешь дальше (в Панаму) без проблем. Но об этом узнают наши налоговики!

Ну и что, если тебе скрывать нечего, ты предприниматель и просто оптимизируешь налогообложение. Поэтому основные инвестиции в Россию идут из этих офшоров. А если ты хочешь скрываться по полной, то используй Панаму. Это путь не для бизнесменов, а чиновников, которым есть что скрывать.

А бизнесмены просто оптимизируют налогообложение.
Более того, в изначальном списке ФНС в конце 2015 года Австрия, Великобритания и Швейцария фигурировали в этом списке, но потом исчезли под давлением бизнеса.


Итак, полностью белые оффшоры – Кипр, Нидерланды и Люксембург. На них приходится 263,160 млрд.дол. А если еще добавить Виргинские острова, Австрию и Швейцарию – 100,582 млрд.$, то получится, что на белые оффшоры приходится – 363,742 млрд.$ или 47,33% всех инвестиций за 9 лет в страну.

А если еще добавим черные оффшоры – официальные, то получится 576,671 млрд.$, из которых 212,929 млрд. зеленых приходится на черные оффшоры.

Если посмотрите на список тех, кто вкладывается в нашу страну, то с 1-го по 6-е место вкалыдвают оффшоры, далее на 7-м месте – непонятно кто. ЦБ не знает кто это (** В том числе инвестиции нерезидентов в недвижимость на территории Российской Федерации.)

А теперь скажите мне, как Вы будет бороться с основным инвестором – офшором, вкладывающим 75% ВСЕХ инвестиций в страну?

У нас же инвесторов не обижают, холят и лелеют. Так что борьба с оффшорами ни к чему хорошему не приведет! Нельзя такую борьбу проводить! Они нас кормят.

Об этом бесполезном и проигранном мероприятии читайте здесь.

Так что не надо с ними бороться, а надо любить их.
Что еще остается делать, если кроме них в нас никто не хочет вкладываться?

Читайте также: