Большевистское руководство культурой кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ни до, ни после революции у большевистской партии не было четко разработанной концепции культурной политики. Можно лишь говорить об общих целях и принципах партийной линии в области культуры.

В качестве долговременной перспективы выдвигалась задача создания нового типа культуры - культуры социалистической. Эта утопическая цель рождала бесконечные теоретические споры как среди практиков культурного строительства, так и среди фи­лософов и историков. Что такое социалистическая культура? В каком соотношении она находится с культурой предшествующих эпох? Кто создает эту культуру? Является ли создание социали­стической культуры целью культурной революции? Когда можно считать процесс создания социалистической культуры завершен­ным? Схоластические дискуссии имели очень слабое отношение к реальному состоянию культуры. Но многие теоретические ус­тановки определяли культурную политику. Таким принципиаль­ным положением был классовый подход. Считалось, что в основе новой социалистической культуры должна лежать пролетарская идеология, которая выражает интересы не только пролетариата, но и всех трудящихся, и что культура должна служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм. Отношение новой культуры к культуре предшествующих эпох определялось как преемственность, но единого понимания, что из культурного на­следства переходит в социалистическую культуру, а что отверга­ется пролетариатом, не было.

Практическая линия партии в области культуры, отраженная в многочисленных декретах первых лет советской власти, была направлена на решение двух задач: во-первых, установление партийного контроля за всеми институтами, формирующими об­раз мыслей и настроения в обществе, и, во-вторых, подъем обще­го культурного уровня народа, главным образом рабочих и крес­тьян. Первая задача диктовалась необходимостью удержания власти. Вторая - частью широкого процесса демократических преобразований, вызванных российской революцией 1917 г. В культурной политике партии обе эти задачи были неразрывно связаны. Демократизация культуры шла параллельно с ее идеологизаций.

Советская политика в области культуры на порывала полнос­тью с дореволюционной. Некоторые реформы, подготовленные еще до революции, были осуществлены большевиками. Так, дек­ретом советской власти в 1918 г. были введены новые правила орфографии русского языка, разработанные Российской Акаде­мией наук. Царское правительство откладывало их введение до окончания войны. Был введен новый календарь.

Принципиальные установки в области культуры были сформу­лированы в Конституции РСФСР 1918 г. и в партийной про­грамме РКП(б) 1919 г. Конституция законодательно закрепляла обязанность государства "предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование". В программе правящей партии предусматривались "развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и использование для этих целей аппарата и средств государственной власти", а также меры по широкой демократизации культурной жизни и обеспечению доступа трудящихся к образованию и сокровищам искусства.

Советская система партийно-государственного руководства культурным строительством в основном сложилась к началу 20-х годов. Начало ее создания было положено назначением А.В.Луначарского народным комиссаром по делам культуры в первом советском правительстве. Декретом от 9 ноября 1917 г. для общего руководства культурой была образована Государ­ственная комиссия по просвещению. Предполагалось, что комис­сия во главе с наркомом будет использовать аппарат бывшего Министерства народного просвещения. Но саботаж сотрудников Министерства поставил Госкомиссию перед необходимостью создания нового аппарата. Наркомпрос РСФСР формировался как орган централизованного руководства всеми отраслями куль­туры. Его 25 отделов ведали делами не только просвещения, но и внешкольного образования, литературы, театра, изобразитель­ного искусства, музыки.

На местах создавались отделы народного образования под контролем местных Советов. Им подчинялись все местные уч­реждения культуры, включая общественные и частные. Для уп­равления делами культуры в национальных регионах России в Наркомпросе был создан отдел просвещения национальных меньшинств. По мере образования национальных автономий там создавались свои наркоматы просвещения по образцу российско­го, а отдел просвещения национальных меньшинств был реорга­низован в Совет (Совнацмен).

Специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами духовной культуры, появился в 1920 г. Им стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКЩб) (Агитпроп). Он действовал через Наркомат просвещения и через комфракции, создаваемые во всех учреждениях культуры.

Хотя Агитпроп появился только к концу гражданской войны, наступление на "идеологическом фронте" большевистская партия начала сразу после прихода к власти. Дело воспитания и образо­вания было передано в ведение Наркомпроса. Были закрыты га­зеты, выступавшие против советской власти, национализированы театры и другие зрелищные предприятия, кинодело. Создавалась советская печать, сеть агитационно-пропагандистских'«учрежде­ний.

Были распущены многие общественные, профессиональные и творческие организации, оказавшиеся в оппозиции к советской власти. Прекратили свое существование Всероссийский Учитель­ский союз, Союз деятелей художественной культуры. Союз дея­телей искусств и др. Вместо них создавались новые обществен­ные организации, которые становились послушными орудиями проведения культурной политики большевистской партии. В 20-е годы возникли добровольные общества "Долой неграмотность", Союз безбожников. Общество друзей радио, Общество друзей советского кино, которые ставили своей задачей содействие госу­дарственным и партийным органам. Активное участие в руко­водстве культурой принимали такие общественные организации как комсомол и профсоюзы. Их представители входили в Госко­миссию по просвещению, Наркомпрос, отделы народного обазо-вания на местах.

Особое положение среди общественных организаций занимал Пролеткульт, созданный в сентябре 1917 г. как объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Пролеткульт ставил перед собой задачу создать новую пролетарскую культуру, развить пролетарскую науку, разрабо­тать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата. Руководители Пролеткульта опирались на идеи А.А.Богданова, крупного ученого-марксиста, который еще задол­го до революции разошелся с Лениным и вышел из большевистс­кой партии.

Богданов был первым русским марксистом, сформулировав­шим идею пролетарской культуры. По мнению Богданова, куль­турное развитие пролетариата отставало от экономического и политического. Он считал, что освобождение пролетариата было невозможно без создания собственной культуры. Лозунг куль­турного освобождения пролетариата по Богданову не означал разрыва со старой культурой, напротив, он выступал за усвоение ее завоеваний как материальных, так и духовных и преодоление ее вредного воздействия. Богданов считал, что в борьбе за свое освобождение пролетариат создает три формы организации: про­фессиональные союзы - для экономической борьбы, партию - для борьбы политической и Пролеткульт - для создания собственной культуры'.

Взгляды Богданова на перспективы создания новой культуры были так же утопичны, как и взгляды Ленина, Троцкого, Бухари­на, Луначарского и других лидеров большевистской партии, сто­явших у власти. Главной причиной конфликта было расхождение по вопросу о роли партии в этом процессе. В отличие от своих оппонентов Богданов считал, что сфера деятельности партии ог­раничивается политикой, а Пролеткульт является независимой организацией пролетариата в сфере культуры. Формально Про­леткульт был подчинен Наркомпросу, где существовал специ­альный отдел, но фактически он действовал самостоятельно.

Другие расхождения носили более теоретический характер. Они касались вопроса о социальной базе новой культуры. Богда­нов ограничивал круг творцов пролетарской культуры лишь про­летариатом. Ленин избегал термина "пролетарская культура", предпочитая говорить о культуре социалистической, тем самым подчеркивая, что все трудящиеся слои общества станут создате­лями и носителями новой культуры. По мнению Ленина, социа­листическая культура в основе имеет пролетарскую идеологию, но эту идеологию способны воспринять и выходцы из других со­циальных слоев.

Богданова часто обвиняли в Нигилистическом отношении к культурному наследию прошлого, но его работы не дают осно­ваний для этого. Если нигилизм и проявлялся в деятельности Пролеткульта, то ответственность за это несли активисты про­леткультовского движения.

Противоречия однако не были сняты, и полемика между пос­ледователями Богданова и сторонниками линии ЦК продолжа­лась в 1921-1922 гг. Позиция ЦК выглядела более прагматичной, нежели пролеткультовцев. Задача создания новой кульутры ото­двигалась в отдаленную перспективу, а на первый план ставилось преодоление культурной отсталости. После разгромной критики в "Правде" ошибок тогдашнего председателя Пролеткульта В.Ф.Плетнева деятельность этой организации была полностью подчинена требованиям партии. Ее сеть сокращалась. Формально она продолжала существовать до 1932 г., когда было принято постановление "О перестройке литературно-художественных организаций". Богданов отошел от Пролеткульта и продолжал работать во главе основанного по его инициативе Института пе­реливания крови (по образованию он был медиком). Он погиб в 1928 г., произведя на себе медицинский эксперимент.

1.1. С середины 20-х гг. особое значение приобрела идеологизация всех направлений культурного развития. Принципы классовой борьбы должны были отражаться и в художественной жизни страны. В начале 30-х гг. классовый подход к общественным явлениям был усилен культом личности Сталина и дополнен рядом новых тезисов.

1.2. Усилился авторитарно-бюрократический стиль руководства наукой, литературой, искусством. Наряду с государственными органами отраслевого управления культурой – Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусств (1936) и др. – создавались формально общественные, но фактически огосударствленные Союзы писателей, композиторов и т. д.

1.3. Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим, а подчас и творческим принципам. Унификации подверглись национальные особенности культуры народов СССР.

1.4. Итоги культурных преобразований. Вся культурная и идеологическая работа в этот период была направлена на утверждение марксистско-ленинской идеологии и превращение ее в мировоззрение всех советских людей. На культурное строительство распространялось общегосударственное пятилетнее планирование.

В 1939 г. объявлялось о завершении культурной революции, о чем должно было свидетельствовать выполнение такой задачи, как ликвидация неграмотности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ Все указы Петра, имеющие хоть какое–то отноше ние к культуре, сводятся к двум вариантам: это или попытки переносить на российскую почву нечто, казавшееся Петру полезным. Как пример ? те же косы–литовки, корабли голландского образца,

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 1 октября 1929-го прошло торжественное открытие в Риме Итальянской академии. В ней было четыре отделения: естественных наук, гуманитарных наук, литературы и искусства.15 членам академии положен оклад в 3 тыс. лир ежемесячно. Это очень серьезный оклад,

Гимн партии Большевиков

Гимн партии Большевиков Приятный бонус для читателей: песня, которая несколько раз менялась по своему содержанию. Попробуйте петь на мотив Гимна СССР или России (разницы в музыке нет).Гимн партии Большевиков Музыка: А. Александров Слова: В. Лебедев-Кумач Страны

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

Политика нацистов в области культуры

Политика нацистов в области культуры Культура Германии в период нацизма потерпела значительный урон. На нее отрицательно повлиял массовый отъезд из страны широко известных писателей, публицистов, музыкантов, художников. Снижение уровня развития культуры было также

§ 5. Реформы в области культуры

§ 5. Реформы в области культуры С той же решительностью, с какой Петр брался, например, за реформирование армии, он приступил и к преобразованиям в области культуры. Петровская эпоха стала важным этапом в развитии отечественного просвещения, которое, как и культура в

6. VI съезд партии большевиков

Культуры, области, регионы и модели заселения

Культуры, области, регионы и модели заселения Пространственные единицы, на которые мы ссылались, ограничиваются границами одной общины. Они отражают деятельность максимального числа людей, живших в поселении в некоторое время некого цикла заселения (колонизации). Хотя

ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы)

ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы) 1. Подъем революционного движения в России в 1901—1904 годах. В конце XIX столетия в Европе разразился промышленный кризис. Кризис

4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии.

4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии. В обстановке невероятной травли со стороны буржуазной и мелкобуржуазной печати собрался в Петрограде VI съезд партии большевиков. Собрался он через десять лет после V Лондонского съезда и

ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы)

ГЛАВА II ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ. ПОЯВЛЕНИЕ ВНУТРИ ПАРТИИ ФРАКЦИЙ БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ (1901—1904 годы) 1. Подъем революционного движения в России в 1901—1904 годах. В конце XIX столетия в Европе разразился промышленный кризис. Кризис

4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии.

4. Курс партии большевиков на подготовку вооруженного восстания. VI съезд партии. В обстановке невероятной травли со стороны буржуазной и мелкобуржуазной печати собрался в Петрограде VI съезд партии большевиков. Собрался он через десять лет после V Лондонского съезда и

4. Украинизация в области культуры

4. Украинизация в области культуры Установление советской власти на Кубани оказало заметное влияние на украиноязычную культуру региона. Прежде всего, это проявилось в усилении государственного контроля. Украинская культура Кубани стала рассматриваться как инструмент

1. КУРС ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ НА ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ

1. КУРС ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ НА ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ Конец двоевластия. Империалистическая политика Временного правительства вызывала все большее возмущение народных масс. 3–4 июля рабочие, революционные солдаты и матросы Петрограда вышли на улицы столицы с

2. Задачи большевиков в партии

2. Задачи большевиков в партии В эпоху решительного торжества контрреволюции, последовавшую за разгоном II Думы, всей партийной деятельности силой вещей была предписана задача: наперекор усилиям реакции и при глубоком упадке классовой пролетарской борьбы сохранить

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Исключите лишнее понятие, напишите, почему оно лишнее лишенцы, пролетарии.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Исключите лишнее понятие, напишите, почему оно лишнее лишенцы, пролетарии.

1. Исключите лишнее понятие, напишите, почему оно лишнее
лишенцы, пролетарии, номенклатура, кулаки, бедняки,фаланстеры
2. Для решения какой проблемы была создана Детская комиссия во главе с Ф.Э. Дзержинским?
3. Что такое буржуйки? Почему их стали использовать во время и после революции в городских квартирах?

По определениям определите тему урокаКоренной переворот, перелом в жизни насе.

По определениям определите тему урока
Коренной переворот, перелом в жизни населения
В широком смысле – все, что создано руками человека

§ 12. революция и культура

§ 12. революция и культура

План:1. Интеллигенция и революция. 2. Большевистское руководство культурой 3.

План:
1. Интеллигенция и революция.
2. Большевистское руководство культурой
3. Культура и коммунистическая пропаганда.
4. Образование и наука
5. Борьба с религией и церковью

I. Интеллигенция революция.К середине 1920-х гг. за границей оказались многие.

I. Интеллигенция революция.
К середине 1920-х гг. за границей оказались многие писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники:
И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. З. Шагал
Ряд выдающихся деятелей культуры ушли в глубокую духовную оппозицию
А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков
Оборона Петрограда. Художник А. А. Дейнека. 1928 г.

Расстрел Гумилева Н.С.

Расстрел Гумилева Н.С.

Н.С.Гумилев

II.Большевистское руководство культуройСреди врагов социалистической революци.

29 октября 1918 г. был создан комсомол

29 октября 1918 г. был создан комсомол

III. Культура и коммунистическая пропаганда

III. Культура и коммунистическая пропаганда

Новому времени и новым людям, стоящим у власти, нужны были новые формы, возд.

Д. Моор

В апреле 1918 г. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в ч.

IV. Образование и наукаОсень 1918 г. Единая трудовая школа

IV. Образование и наука
Осень 1918 г. Единая трудовая школа

Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры.Про.

Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота
При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки)
Так началось формирование советской интеллигенции.

V. Борьба с религией и Церковью Большевики ставили перед собой цель воспитать.

Октябрь 1918 – арест Тихона

Октябрь 1918 – арест Тихона

Домашнее задание параграф 12, составить тест из 7 вопросов по теме подготови.

параграф 12, составить тест из 7 вопросов по теме
подготовить пересказ одного из пунктов параграфа




Кроме того, партийное руководство всей образовательно-культурной сферы осуществлял и созданный в апреле 1920 г. Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б), который возглавил Е.А. Преображенский. Помимо Агитпропа в ЦК работали и постоянные комиссии по всем отраслям культуры, в том числе антирелигиозная, библиотечная, клубная, школьная и художественная комиссии, комиссии по вопросам самообразования, радио и кино и т. д.

Кроме того, партийное руководство всей образовательно-культурной сферы осуществлял и созданный в апреле 1920 г. Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б), который возглавил Е.А. Преображенский. Помимо Агитпропа в ЦК работали и постоянные комиссии по всем отраслям культуры, в том числе антирелигиозная, библиотечная, клубная, школьная и художественная комиссии, комиссии по вопросам самообразования, радио и кино и т. д.

Читайте также: