Бог сатурн в римской мифологии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Сатурн (латинский: Сатурн [saːˈtʊrnʊs] ) был богом в древнеримская религия, и персонаж в Римская мифология. Он был описан как бог зарождения, разложения, изобилия, богатства, сельского хозяйства, периодического обновления и освобождения. Мифологическое правление Сатурна изображалось как Золотой век изобилия и мира. После Римское завоевание Греции, он был отождествлен с греческим Титаном Кронос, став известным как бог время. Супругой Сатурна была его сестра Операции, с которым он был отцом Юпитер, Нептун, Плутон, Юнона, Церера и Веста.

Сатурн особенно отмечался во время фестиваля Сатурналии каждый декабрь, пожалуй, самый известный из Римские фестивали, время пиршества, смены ролей, свободы слова, дарения подарков и разгула. В Храм Сатурна в Римский Форум размещались государственная казна и архивы (эрариум) из Римская Республика и ранний Римская империя. Планета Сатурн и день недели Суббота оба названы в его честь.

Содержание

Мифология

Римская земля сохранила воспоминания об очень далеких временах, когда Сатурн и Янус царствовал на месте города до его основания: Капитолий назывался монс Сатурний. [1] Римляне отождествляли Сатурн с греческим Кронос, мифы которых адаптированы для Латинская литература и Римское искусство. В частности, роль Кроноса в генеалогии греческих богов была перенесена на Сатурн. Еще Ливий Андроник (3 век до н.э.), Юпитер назывался сыном Сатурна. [2]

Этимология и эпитеты

Квинт Луцилий Бальб дает отдельную этимологию в Цицерона De Natura Deorum (О природе богов). В этой интерпретации сельскохозяйственный аспект Сатурна вторичен по отношению к его первичной связи со временем и сезонами. Поскольку Время все поглощает, Бальбус утверждает, что имя Сатурн происходит от латинского слова удовлетворительно; Сатурн, будучи антропоморфный представление Время, который наполняется или насыщается всеми вещами или всеми поколениями. Поскольку сельское хозяйство так тесно связано с сезоны и, следовательно, понимание циклического течения времени, следует, что сельское хозяйство тогда будет связано с божеством Сатурном.

Храм Сатурна располагался у основания Капитолийский холм, согласно традиции, записанной Варроном [14] ранее известный как Сатурний Монс, и ряд колонн от последней перестройки храма все еще стоит. [15] Храм был освящен в 497 г. до н.э., но район Сатурни был построен королем Тулл Гостилий что подтверждают археологические исследования, проведенные Э. Гьерстадом. [16] В нем размещалась государственная казна (эрариум) на протяжении всей римской истории.

Время фестиваля

В римской религии

Богословие и поклонение


Руины Храма Сатурна (восемь колонн справа) в феврале 2010 г., с тремя колоннами от Храм Веспасиана и Тита (слева) и Арка Септимия Северуса (центр)

Фигура Сатурна - одна из самых сложных в римской религии. Г. Дюмезиль воздерживался от обсуждения Сатурна в своей работе о римской религии на основании недостаточного знания. [18] Наоборот, его последователь Доминик Брикель предпринял попытку тщательной интерпретации Сатурна, используя Трехфункциональная теория индоевропейской религии Дюмезиля, взяв за основу древние свидетельства и труды А. Брелиха и Г. Пиккалуги. [19]

Основная трудность, с которой сталкиваются ученые при изучении Сатурна, заключается в оценке того, что является оригинальным в его фигуре, а что является следствием более поздних эллинизирующих влияний. Более того, некоторые черты бога могут быть общими для Кроноса, но, тем не менее, очень древними и могут считаться свойственными римскому богу, в то время как другие, безусловно, появились позже и появились после 217 г. до н. Э., Года, в котором греческие обычаи Крония были введены в Сатурналии. [20]

Анализ Брикеля

Среди черт, которые определенно характерны для римского бога, Брикель выделяет:

  1. время его праздника в календаре, которое соответствует дате освящения его храма (греческая Крония, напротив, имела место в июне – июле);
  2. его связь с Lua Mater, и
  3. место его культа на Капитолии, восходящее к далеким временам. [21]

Эти три элемента с точки зрения Брикеля указывают на то, что Сатурн является верховным богом. Строгая связь бога с культами Капитолийского холма и, в частности, с Юпитером подчеркивается легендами об отказе богов. Ювентас и Терминус покинуть свое жилище в святынях на Капитолии, когда должен был быть построен храм Юпитера. Эти два божества соответствуют богам-помощникам правителя в ведической религии (Брикель ссылается на Дхритараштра и Видура, фигуры Махабхарата) и к Циклопы и Hecatoncheires в Гесиод. В то время как боги-помощники принадлежат ко второму божественному поколению, они становятся активными только на уровне третьего в каждом из трех случаев - Индии, Греции и Рима, где они становятся своего рода продолжением Юпитера. [22] )

Дюмезил постулировал разделение фигуры верховного бога в индоевропейской религии, которую воплощают ведические боги. Варуна и Митра. [23] Из двух первый показывает аспект волшебной, сверхъестественной, внушающей трепет силы созидания и разрушения, а второй показывает обнадеживающий аспект гаранта правового порядка в организованной общественной жизни. В то время как в Юпитере эти двойные черты слились воедино, Брикель видит в Сатурне образы суверенного бога Земли. Варунианский тип. Его характер становится очевидным в его мастерстве в течение ежегодного кризиса во время зимнего солнцестояния, воплощенном в силе подрыва нормального кодифицированного социального порядка и его правил, что проявляется в празднике Сатурналии, в мастерстве ежегодного плодородия и обновления, в силе уничтожения, присутствующей в его паредра Луа, в том факте, что он является богом вневременной эры изобилия и щедрости до времени, которую он восстанавливает во время ежегодного кризиса зимнего солнцестояния.

В римском и этрусском исчислении Сатурн - обладатель молнии; никакой другой бог земледелия (в смысле специализированной человеческой деятельности) не является таковым. [24] Следовательно, власть, которую он имеет в сельском хозяйстве и богатстве, не может быть у бога третьей функции, то есть производства, богатства и удовольствий, но это проистекает из его магической власти над созиданием и разрушением. Хотя эти черты можно найти и у греческого бога Кроноса, похоже, что эти черты были свойственны самым древним аспектам римского Сатурна, таким как его присутствие на Капитолии и его связь с Юпитером, который в рассказах о прибытии Пеласги в стране Sicels [25] и что из Аргей приказывает ему приносить человеческие жертвы. [26]

Брикель заключает, что Сатурн был верховным богом того времени, которое римляне считали уже не актуальным, а именно легендарного происхождения мира до цивилизации. [27]

Римские культовые практики


Сатурн с головой, защищенной зимним плащом, с серпом в правой руке (фреска из Дома Диоскуров в Помпеях, Археологический музей Неаполя)

Культ за пределами Рима

Сатурналии

Римская легенда


Облегчение, оказанное Лувр Предполагается, что изображает скрытый трон Сатурна, либо римское произведение I века нашей эры, либо копия эпохи Возрождения

У римлян было принято изображать божественные фигуры как королей Лациума во времена их легендарного происхождения.

Макробиус прямо заявляет, что римская легенда о Янусе и Сатурне является выдумкой, поскольку истинное значение религиозных верований не может быть открыто выражено. [42] В мифе [43] Сатурн был оригиналом и автохтонный правитель Капитолий, который, таким образом, был назван Монс Сатурний в старые времена и на котором когда-то стоял город Сатурния. [44] Иногда его считали первым королем Latium или даже всю Италию. [45] В то же время существовала традиция, что Сатурн был иммигрантским богом. Янус после того, как его узурпировал его сын Юпитер и изгнал из Греции. [46] По мнению Верснеля, его противоречия - иностранец с одним из старейших святилищ Рима и бог освобождения, которого держат в оковах большую часть года, - указывают на способность Сатурна стирать социальные различия. [47]


Гладиаторский Munera

Сатурн хтонический природа соединила его с подземным миром и его правителем Дис Патер, римский эквивалент греческого Plouton (Плутон на латыни), который также был богом скрытого богатства. [53] В источниках 3-го века нашей эры и позже Сатурн записан как принимающий гладиаторский предложения (мунера) во время или около Сатурналий. [54] Эти гладиаторские бои, которые длились десять дней в декабре, были представлены квесторы и спонсируется фондами из казны Сатурна. [55]

Практика гладиаторских Munera подвергся критике со стороны Христианские апологеты как форма человеческого жертвоприношения. [56] Хотя нет никаких свидетельств такой практики во время Республиканская эпоха, предложение гладиаторов привело к более позднему предположению, что первобытный Сатурн требовал человеческих жертв. Макробиус говорит, что Дис Патер был умиротворен человеческими головами, а Сатурн - жертвенными жертвами, состоящими из мужчин. (virorum жертва). [57] Фигурки, которые обменяли в подарок (сигиллярия) во время Сатурналий, возможно, представляли замену токенов. [58]

На монетах


В 104 г. до н.э. плебейский трибун Луций Апулей Сатурнин выпустил денарий изображающий Сатурн, едущий в колеснице с четырьмя лошадьми (квадрига), автомобиль, связанный с правителями, торжествующие генералы, и боги солнца. Сатурнин был популяризатор политик, предложивший раздачу зерна беднякам Рима по заниженным ценам. Глава богиня рома появляется на аверсе. Сатурнианские образы сыграли на имени трибуна и его намерении изменить социальная иерархия в его пользу, опираясь на политическую поддержку простых людей (плебс) а не сенаторская элита. [59]

Немало любителей астрономии считают Сатурн самой красивой планетой, что является одной из самых крупных в нашей Солнечной системе. Своё имя она получила от древнеримского бога, что так же, как и его “звёздный” тёзка, играл значительную роль – только в мире богов.

Сатурн считался покровителем сельскохозяйственных работ, богом земледельцев. Ежегодно римляне устраивали пышные празднества, посвящённые этому божеству. Прототипом образа Сатурна считают греческого Кроноса, но характеры и даже деятельность этих богов значительно различаются. Кто же он – бог, давший имя знаменитой планете с кольцами?

Образ Сатурна

Культ Сатурна был одним из самых распространённых в Италии. Это неудивительно, ведь прекрасная земля позволяла заниматься земледелием, а жизнь племён во многом зависела от собранного урожая, а именно – от щедрости Сатурна.

Как и многие другие представители древнеримского пантеона, Сатурн был “списан” с греческого бога. Вот только Кронос, в отличие от своего римского “коллеги” отличался большей жестокостью и нетерпимостью. Кроме того, в греческих преданиях рассказывается, что Кронос был низвергнут в Тартар. Сатурн же у римлян считался одним из самых уважаемых божеств. Более того, мифы говорят, что именно Сатурн был вторым правителем Рима.

Сатурн - бог земледелия

Сатурн – бог земледелия

Облик бога ясно указывает на мудрость и суровость этого бога. На многочисленных скульптурах, сохранившихся до нашего времени, он изображён высоким пожилым мужчиной с длинными волосами и бородой.

Иногда за спиной Сатурна можно увидеть крылья. Несмотря на почтенный возраст, всё во внешности бога говорит о его силе воли, могуществе и решимости. Это образ опытного правителя, мудрого царя, что превыше всего ставит справедливость.

Римляне считали Сатурна одним из самых лучших правителей, что существовали в мифах или наяву. Все люди для этого бога равны. Он покровительствует земледельцам, является воплощением сил плодородия и власти. На изображениях он часто держит в руках косу или серп, что указывает на его прямую связь с сельскими работами, которым он покровительствует.

Нечасто можно встретить скульптуры Сатурна, на которых он пожирает младенцев. Основой такой трактовки образа стала всё та же связь с Кроносом, который, согласно преданиям, поедал своих детей, чтобы никто из них не сверг его с царского престола.

Джованни Франческо Романелли - Хронос похищает Эроса1740

На изображениях встречаются самые разные образы Сатурна
Художник Джованни Франческо Романелли

Сатурн — бог-правитель Рима

О Сатурне римляне рассказывали немало преданий. Один из самых известных мифов рассказывает, что юный бог вынужден был сбежать от своего отца Коэлуса.

Сатурн отправился в город Лаций, где правивший там Янус радушно встретил его. Поскольку бог Янус мог видеть как прошлое, так и будущее, народ доверился своему царю – а тот видел, что Сатурн сыграет важную роль в истории Рима.

Как оказалось в дальнейшем, Янус был абсолютно прав. Период его правления и власти Сатурна, что стал верным последователем и соратником, называют “золотым веком” Древнего Рима.

Сатурн являлся божеством процветания и достатка, а также мудрости. Благодаря ему римляне научились выращивать виноград и другие ценные культуры, Сатурн рассказал людям о правилах земледелия, научил их жизненным премудростям.

Более того, при Сатурне, как гласят легенды, народ Рима стал цивилизованным и образованным. Просвещённый бог не мог допустить, чтобы его подданные были невежественными и дикими людьми.

Сатурн

Сатурн – бог мудрости, процветания и рабов

Древние римляне считали, что каждый бог нуждается в подношениях. Если задобрить бога, то можно заручиться его поддержкой, что поможет достичь желаемого. Храмы Сатурна народ посещал практически каждый день, оставляя подношения своему великому богу.

Очень важно было соблюдать правила принесения даров богу. Голова человека, совершающего жертвоприношение, всегда закрывалась вуалью. Римляне верили, что Сатурн – бог истины и справедливости, а потому требует от человека скрыть своё лицо. Благоволил Сатурн к тем, кто был достоин этого.

Яркий праздник сатурналий ежегодно проводился в Древнем Риме. Он длился целую неделю, начиная с 17 декабря. На время торжеств общественная деятельность приостанавливалась, школы временно закрывались, чтобы учащиеся могли повеселиться вместе со своими семьями. Атмосфера свободы и веселья царила повсюду.

Сатурналии - необыкновенный праздник Древнего Рима

Сатурналии – необыкновенный праздник Древнего Рима

Из-за интересного обычая, соблюдавшегося многие века во время сатурналий, Сатурна называли богом рабов. Поскольку божественный покровитель считал всех людей равными, на сатурналии было принято отпускать на волю рабов. Если хозяева не могли это сделать, то следовало поменяться с рабами местами.

В это время тяжёлую работу выполняли хозяева, а для прислуги накрывали пышный праздничный стол. Рабы могли надевать одежду хозяев, разговаривать с ними на равных и даже отдавать приказы. Римляне верили, что Сатурн благоволит к тем, кто соблюдает эту необычную традицию.

Храм Сатурна, возведённый в V веке до нашей эры, можно назвать хранилищем всех богатств государства. Именно там находилось всё золото и серебро Римской империи.Там выделялись средства на общественные нужды и гладиаторские бои. Согласно поверьям, Сатурн оберегал богатства, ведь сам являлся божеством процветания и благополучия.

Храм Сатурна и Храм Веспасиана, Рим, 1860-е годы.

Храм Сатурна и Храм Веспасиана, Рим, 1860-е годы.

Сатурн – интересный и яркий бог, в честь которого была названа прекрасная планета-гигант. Я уверена, что не только знать, но и простые люди, даже рабы Древнего Рима искренне любили своего бога. Главным качеством Сатурна было стремление к справедливости, а идеи равенства всех людей, независимо от их сословия и материального достатка, по-прежнему остаются актуальными.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Сатурн является римским богом сельского хозяйства, посевных работ, урожая и семян. Интерпретированный как самое многофункциональное божество в римской религии, Сатурн также воспринимается как бог богатства и изобилия. Шестая, самая дальняя от Земли планета, также называется Сатурном, и занимает самое большое количество времени для завершения одиночного орбитального круга. Предполагается, что эта планета была названа в честь бога Сатурна из-за его отношения к греческому богу Хроносу, богу времени.

Характеристики

Сатурн часто изображается пожилым человеком с длинной белой бородой и вьющимися волосами. В некоторых описаниях у Сатурна есть крылья. Его изображают сильным, мускулистым и немного завуалированным.

Сатурн был интеллектуальным и волевым богом. Поскольку он контролировал Золотой век, он был связан с рождаемостью, сельским хозяйством, силой и справедливостью. Для него все люди были равными, и поэтому его правление было справедливым.

Связанный с Сатурном персонаж

Сатурн был приравнен римлянами к греческому богу Кроносу. В генеалогии греческих богов характер Кроноса был адаптирован к Сатурну. Однако Сатурн отличался от Кроноса, потому что последний, согласно легенде, содержался в тюрьме в Тартаре. Сатурн, напротив, считался одним из ранних королей Рима во времена золотого века римского процветания. Как утверждается в мифологии, он преподавал римское земледелие и другие ремесленные навыки.

Изобразительное искусство

В искусстве Сатурн обычно изображается с косой, серпом или обрезным ножом. В других случаях его изображают пожирающим детей из-за его связи с Кроносом. Эта разносторонняя интерпретация является показателем истечения времени и появления новых поколений. На настенной картине в Помпеях, Сатурн изображен в белом халате и с вуалью на лице. В правой руке он держит серп и его поза отчетливо показывает, что он готовится к действию.

Мифы о Сатурне

Согласно легенде, Сатурн убежал от своего разгневанного отца Коэлуса и поселился в Риме, в городе Лаций. Двуликий Янус благословил появление Сатурна. Янус был богом рождения и смерти, прошлого и будущего, а также начала и конца. Поэтому римляне доверившись его мнению, с почтением отнеслись к Сатурну. В течение длительного времени в период Золотого века Сатурн вместе с Янусом правили городом Лаций. Город процветал, а люди жили в достатке и гармонии. Сатурн обучал римлян как правильно выращивать и использовать виноград. Он учил их быть цивилизованными. Отсюда следует, что он также являлся богом богатства.

Пути поклонения

Римляне всегда считали, что если они будут приносить жертвы богам, то боги будут милостивы к их просьбам и молитвам. Сатурн был одним из наиболее часто почитаемых богов и часто получал жертвы и дары в своем храме. Во время этих жертвенных обрядов голова жертвующего была покрыта, в отличие от жертвоприношений другим римским богам, где голова человека не обязательно должна была покрываться вуалью. Причиной этому являлся тот факт, что Сатурн воспринимался как отец истины, и в знак уважения не подобало показывать лицо.

Праздник Сатурналия

Фестиваль Сатурналий, который был одним из самых фундаментальных, популярных и живых событий в римском календаре, был назван в честь Сатурна. Первоначально он отмечался 17 декабря, но позже он был продлен до семи дней, начиная с той же даты, но заканчивался 23 декабря. Этот ежегодный фестиваль попадал в период зимнего солнцестояния. Во время фестиваля люди радовались, пели, танцевали, угощались вкусными блюдами, играли в разные игры. Праздник был абсолютно для всех. В честь фестиваля выпускали на волю рабов и хозяева менялись с ними местами.

Рабы одевались в одежду хозяев, а те в свою очередь подчинялись им. Они все ели за одним столом и общались как равные. На время праздника происходил переворот всех социальных норм. Пока длился фестиваль отменялись казни и другого рода наказания. Таким образом, фестиваль Сатурналий помог привлечь всех людей на один уровень и способствовал идее равенства и братства. Однако после фестиваля сборщики налогов возвращались, и продолжались вестись все финансовые счета. Это показывает другую сторону Сатурна - урегулирование счетов. Позже римские христиане заменили Сатурналию Рождеством. Торжества были похожи: также было полно еды, питья и подарков.

Храм божества

В 498 году до н. э. римляне построили Храм Сатурна возле Капитолийского холма в Риме. Ранее этот холм был известен как Сатурн Монс, иначе известный как Гора Сатурна. Храм оставался центром и постоянно восстанавливался на протяжении веков. В Храме Сатурна размещалась государственная казна, которая была там некогда найдена. С тех пор Храм начал использоваться как официальное место, где содержалось все золото и серебро Римской империи, что символизировало роль Сатурна как бога изобилия. Именно оттуда брались средства для проведения гладиаторских боев, которые проходили в декабре в течение десяти дней. Предположительно, статуя Сатурна внутри здания была изготовлена из дерева и наполнена маслом. Ноги статуи были обернуты шерстью, которую убирали лишь на время празднования Сатурналий.

Литература

Магия

В магической практике божество рассматривают, как покровителя времени и смерти. Ранее он считался Богом земледелия и жизненных сил. Отвечает за карму.


Сату́рн (лат. Saturnus ) — исконный древнеримский бог [1] , культ которого был одним из самых распространённых в Италии. Соответствует греческому Кроносу [2] . Его именем названа планета [3] .

Как явствует из этимологии слова (Saturnus от satus — посев), Сатурн был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию, доисторическим царём страны, переселившимся из Греции в Италию.

Рассказывали, что Сатурн, низвергнутый с трона Юпитером, после долгих скитаний по морю прибыл в Лаций. По Вергилию, это бог, пришедший с Олимпа в Италию [4] . В Риме существовало предание, что Сатурн на корабле доехал по Тибру до Яникула, здесь нашёл у Януса дружественный приём и затем основал себе убежище на другом берегу реки, у подошвы Капитолия, который раньше назывался холмом Сатурна. Исконное население Лация называлось Сатурновым; о поселянах, живших мирным трудом своих рук на лоне природы, говорили впоследствии как об остатке Сатурнова поколения. По Аврелию Виктору, он прибыл в Италию при Янусе, воздвиг город Сатурнию [5] .

Оттого же древнейший безыскусный национальный размер, которым были сложены изречения Фавна и произведения древнейших поэтов, назывался Сатурновым (сатурническим) или Фавновым. С именем Сатурна было связано представление о золотом веке, когда народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, сословных неравенств и собственности. В его время жизнь была изобильна [6] , всё было общим [7] . Когда Сатурн, подобно другим добрым царям и благодетелям человечества в римской мифологии, исчез, с ним исчез и чудный век, оставивший по себе лишь воспоминание.

Культ

Святилища Сатурна можно было встретить всюду; многие местечки и города полуострова названы по имени бога; сама Италия, по преданию, именовалась в древности Сатурновой землёй (лат. Saturnia tellus ).

В самом Риме святилище Сатурна, основанное, по преданию, Янусом (по др. Геркулесом), находилось у подошвы Капитолийского холма и считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация.

Учредителем культа Сатурна считается Тулл Гостилий; постройка храма на месте древнего святилища относится к первым временам Республики.

Под храмом, который был воздвигнут совместно в честь Сатурна и его супруги, богини Опс, находилось римское казначейство (aerarium Saturni), состоявшее как бы под охраной бога, при котором человечество знало изобилие и счастье. Изображение Сатурна в течение целого года, за исключением декабрьских празднеств, у подножия было увито шерстяными лентами и как бы заковано, чтобы исходящая от бога благодать вечно была связана с городом и народом. Обряд богослужения в честь Сатурна совершался по древнеримскому чину, хотя при священнодействии жрец и молящиеся стояли с открытой головой (это называлось lucem facere), вероятно — вследствие влияния греческой обрядности и, в частности, по указанию Сивиллиных книг. Праздник Сатурна назывался Сатурналии.

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.417
  2. ↑ Ливий Андроник, фр.2 Уормингтон; Овидий. Метаморфозы I 113
  3. ↑ Нонн. Деяния Диониса II 173
  4. ↑ Вергилий. Энеида VIII 319
  5. ↑ Аврелий Виктор. Происхождение римского народа III 1
  6. ↑ Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 36, 1; Вергилий. Георгики II 548
  7. ↑ Юстин. Эпитома Помпея Трога XLIII 1, 3

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Читайте также: