Бог пан в древней греции кратко самое главное

Обновлено: 05.07.2024

Немного подрос Пан и решил, что не место ему на Олимпе, ведь его манили леса и горы, природа. Там он стал пасти стада животных и играть им на свирели, которую сам смастерил. А нимфы со всех местностей, как услышат трели Пана, тут же спешат к нему, чтобы водить вокруг хороводы и танцевать. Вот уже и сам Пан начинает танцевать с нимфами, к ним подключаются сатиры. В полдень наступает время отдыха, и Пан укрывается от жаркого солнца в тенистой чаще лесной или в прохладном гроте. В это время он может спать или дремать, и всякому, кто дорожит своей жизнью, лучше не беспокоить его в этот миг. Пан очень вспыльчив, в гневе вполне может наслать тяжелый и давящий сон на человека.

Также, то ли со зла, то ли случайно, Пан может внезапно появиться на пути странника и испугать его до поседения. А тем, кто ему не угодил, Пан может отомстить, наслав на них так называемый панический страх и ужас. В таком состоянии человек мечется и старается убежать, не разбирая дороги. Порой, такой способ бегства и приносит человеку смерть, так как он просто не видит, куда бежит и что делает. Так убегали даже целые войска от Пана. Но, если божество не бесить, он будет вполне дружелюбным и спокойным, добродушным и милым. Таким он предстает перед пастухами, которым пытается всячески помочь. Когда пастухи уходят или засыпают, Пан беспокоится об их стадах, холит и лелеет животных, бережет их.

По одной из легенд, даже такого некрасивого полукозла не обошли стрелы Эроса, Пан влюбился. Полюбил он Сирингу – прекрасную нимфу, но разве под стать он ей? Сиринга – охотница в доспехах и короткой кольчуге. Ее нередко путали с самой Артемидой, настолько она была красива и искусна в охотничьем мастерстве. Нимфа была слишком горда и строптива, тут же отвергла она любовь Пана. Повстречавшись с ним, она обратилась в бегство, но путь пересекла река. Взмолилась тогда перед рекой нимфа, и боги речные услышали нимфу, решили ей помочь. Как только Пан хотел обнять ее, как та превратилась в речной тростник. Тогда обнял Пан на прощанье ветки тростника, срезал несколько веточек и сделал из них себе свирель. С тех самых пор Пан и стал на свирели играть, вспоминая о своей неудавшейся любви и жестокой нимфе Сиринге.


Пан был богом пастухов, охотников, а также лугов и лесов горной глуши. Его невидимое присутствие вызывало панику у тех, кто пересекал его владения.

Пан бездельничал в суровой сельской местности Аркадии, играя на свирели и гоняясь за нимфами. Одна из них Питис, убежал от его ухаживаний и превратился в горную сосну, священное дерево бога. Другая Сиринга, сбежал и превратился в заросли тростника, из которых Пан сделал свои свирели. А третья Эхо, была проклята за презрение к богу, оставив после себя только голос, повторяющий его горные крики.

Пана изображали в виде человека с рогами, ногами и хвостом козла, густой бородой, вздернутым носом и заостренными ушами. Он часто появляется в сценах компании Диониса.

Пан был тесно связан с несколькими другими деревенскими божествами, в том числе с Аристеем, богом-пастухом северной Греции, носившим эпитет бога Агрея (охотника) и Номия (пастуха), фригийского сатира Марсия, играющего на свирели, который бросил вызов Аполлону в музыкальном состязании и Эгипаном, бог-коза-рыбы из созвездия Козерога. Иногда Пан превращался в множество Панов или триаду богов по имени Агрей, Номий и Форбант.

Изображение справа -Пан, греко-римская мозаика 2-3 век нашей эры, Археологический музей Хатая.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1.1] Гермес & Дриопа (Homeric Hymn 19 to Pan)
[1.2] Гермес & Пенелопа (Herodotus 2.145, Apollodorus E7.38, Hyginus Fabulae 224, Nonnus Dionysiaca 14.67, Servius ad Aeneid 2.43)
[1.3] Гермес (Plato Cratylus 408b, Pliny Natural History 7.204)
[1.4] Гермес & Каллисто (Scholiast ad Theocritus 1.3)
[1.2] Гермес & Тимбрис (Apollodorus 1.22-23, Scholiast ad Theocritus 1.123)
[1.5] Гермес & Сосе (Nonnus Dionysiaca 14.67)

Дети

[1.1] Паны x12 (Dionysiaca 14.67)
[2.1] Кротос (от Евфемы) (Eratosthenes, Hyginus Fabulae 224, Hyginus Astr. 2.27)
[3.1] Йинкс (от Эхо) (Другие источники)
[4.1] Силен (от Мелии) (Другие источники)
[5.1] Акид (от Семетиды) (Ovid Metamorphoses 13.750)
[6.1] Эвримедонт (Statius Thebaid 11.32)
[5.1] Креней (от Исменийской нимфы) (Statius Thebaid 9.318)

СЛОВАРЬ

ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

РОДОСЛОВНАЯ И РОЖДЕНИЕ ПАНА

Пан и Сатириск, 4 век до н.э., Лувр

Пан и Сатириск, 4 век до н.э., Лувр

ДЕТИ ПАНА

Пан, играющий на свирели, греко-римская фреска из Помпеи 1 век н.э., Национальный археологический музей Неаполя

Пан, играющий на свирели, греко-римская фреска из Помпеи 1 век н.э., Национальный археологический музей Неаполя

ПАН, ЗЕВС И ЧУДОВИЩЕ ТИФОН

Иногда Пана отождествляли с сыном бога и козы Эгипаном, который помогал Зевсу в его сражениях с чудовищем Тифоном. Эгипан и Пан возникают одновременно в 5 веке до н. э. Живопись на греческих вазах показывает, что их часто рассматривали как два разных божества.

Для получения ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации об этом гиганте см. ТИФОН.

Также СРАВНИТЕ историю ЭГИПАН.

ПАН И ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО ДЕМЕТРЫ

Для ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации о поисках Деметры см. МИФЫ О ДЕМЕТРЕ.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОСТЯЗАНИЕ ПАНА И АПОЛЛОНА

Пан отождествляется с фригийским сатиром Марсием в легенде о его музыкальном состязании с Аполлоном. История несколько изменена, чтобы исключить наказание, наложенное на сатира богом.

Для ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации об этом боге см. АПОЛЛОН.

Также СРАВНИТЕ историю МАРСИЯ.

Пан, греко-римская мозаика 4 век н.э., Вилла Романа дель Казале

Пан, греко-римская мозаика 4 век н.э., Вилла Романа дель Казале

ЛЮБОВЬ ПАНА И ЭХО

Для БОЛЬШЕ информации об этой нимфе см. ЭХО.

Пан и Питис, греко-римская мозаика, Национальный археологический музей Неаполя.

Пан и Питис, греко-римская мозаика, Национальный археологический музей Неаполя.

ЛЮБОВЬ ПАНА И СИРИНГИ

Для получения ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации об этой нимфе см. СИРИНГА.

ЛЮБОВЬ ПАНА К ПИТИС

ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ информацию об этой нимфе см. в ПИТИС.

ЛЮБОВЬ ПАНА К СЕЛЕНЕ

Для ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации о богинях см. СЕЛЕНА и ср. ПАНДИЯ

Пан, 4 век до н.э., Художественный музей Толедо

Пан, 4 век до н.э., Художественный музей Толедо

ПАН И НИМФЫ

Пан, 4-го век до н.э., Национальный археологический музей Таранто

Пан, 4-го век до н.э., Национальный археологический музей Таранто

ПАН И СТРАДАНИЯ ПСИХЕИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ информацию о девушке смотрите ПСИХЕЯ.

ГИМНЫ ПАНУ

Пан, 4 век до н.э., Музей изящных искусств Бостона

Пан, 4 век до н.э., Музей изящных искусств Бостона

ПАН – БОГ ПАСТУХОВ И КОЗОПАСОВ

ПАН – БОГ ОХОТЫ И СОБАЧЬИХ СВОР

Пан и коза, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя

Пан и коза, греко-римская мраморная статуя, Национальный археологический музей Неаполя

ПАН – БОГ ПАНИКИ

ПАН – БОГ ДЕРЕВЕНСКОЙ МУЗЫКИ

МИФЫ о Пане как боге деревенской музыки см.:

ПАН – БОГ ДЕРЕВЕНСКОГО ПРОРИЦАНИЯ

ПАН – СПУТНИК РЕИ И КИБЕЛЫ

Пан был богом диких гор, а Рея – их богиней.

Для ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации об этой богине см. РЕЯ.

Пан и тигры Диониса, 3-го век нашей эры, Музей Бардо

Пан и тигры Диониса, 3-го век нашей эры, Музей Бардо

ПАН – СПУТНИК БОГА ДИОНИСА

В древнегреческой мифологии Пан часто был богом в свите Диониса.

Для ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ информации об этом боге см. ДИОНИС.

ПАН И ИНДИЙСКАЯ ВОЙНА ДИОНИСА

СВЯЩЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ

Животными Пана были коза и черепаха. Его растениями были корсиканская сосна, тростник и горный бук.

МИФЫ о священных растениях Пана см.:

ДРУГОЕ О ПАНЕ

У многих древнегреческих богов были верные спутники, которые помогали им в исполнении обязанностей, следили за порядком или поддерживали в увеселениях. К последним можно отнести Пана, который часто появлялся в свите Диониса. Это был весёлый и легкомысленный бог, олицетворение природного начала и силы плодородия.

Вот только мать Пана, увидев своего ребёнка, была настолько испугана, что бросила его. Впрочем, тот инцидент не испортил жизни божеству. Во многих сказаниях Пан выступает как весельчак, для которого не существует правил и границ – даже моральных. Чем же интересен этот бог? И неужели он действительно настолько страшен внешне?

Рождение Пана

Древнегреческий бог Пан не занимал почётного места на Олимпе, однако был достаточно почитаем. Его считали покровителем пастухов, плодородия и скотоводства. Кроме того, Пан являлся символом естественности и природных сил, с которыми взаимодействует человек.

Его родителями были бог торговли Гермес и нимфа Дриопа. Как я уже сказала, мать Пана, произведя на свет дитя, взглянула на него и обмерла от ужаса. Ребёнок родился с козлиными рогами и копытами, да ещё и бородой. Увидев такое “чудовище”, Дриопа закричала и умчалась в лес, оставив малыша одного на поляне. Однако любящий отец не бросил ребёнка. Гермес с теплотой отнёсся к новорожденному – пусть и столь необычному внешне.

Другие боги также отнеслись к Пану дружелюбно. Кстати, имя его подчёркивает основные функции. Исследователи считают, что оно связано с древнегреческим словом “пасти”. И это верно – Пан сам прославился как пастух и покровитель скотоводов.

Появившись на Олимпе, малыш сразу же развеселил всех богов, а Дионис, повелитель виноделия и празднеств, проникся к Пану особенной любовью. Вероятно, ещё тогда бог решил, что непременно включит ребёнка Гермеса в свою свиту.

Пол Рид, современный шотландский художник, так увидел Гермеса и Пана

Пол Рид, современный шотландский художник, так увидел Гермеса и Пана

Жизнь на земле

Несмотря на то, что на Олимпе Пана приняли очень радушно, повзрослевший бог решил не оставаться на священной горе. Намного милее ему были земные леса и поля. Его любимым музыкальным инструментом стала свирель.

Взяв её с собой, он отправился на землю. Жизнь среди лесов оказалась ещё более интересной, чем на Олимпе. Пан играл на своей свирели, привлекая внимание нимф, что веселились и танцевали вокруг музыканта.

Древние греки неспроста связывали Диониса и Пана. Жизнь каждого из этих божеств проходит в постоянном веселье и праздниках. Считалось, что Пана не стоит беспокоить во время полуденного отдыха, когда он делает передышку, чтобы вечером снова заиграть на свирели и пуститься в пляс. Именно поэтому в полдень старались не заходить в лесную чащу.

Пан и Сиринга

О Пане сохранилось несколько интересных преданий, что позволяют создать впечатление о непростом характере этого божества. Одно из них рассказывает о любви этого бога к красавице Сиринге. Она была прекраснейшей среди нимф и, как её наставница Артемида, любила охоту и приключения. Во время одной из прогулок Пан увидел Сирингу в лесу.

Он потерял голову от любви к красавице. Бросившись за ней, бог хотел догнать возлюбленную, однако та бежала очень быстро. Но силы девушки были на исходе, и тогда Сиринга взмолилась богине Артемиде, чтобы богиня спасла её.

Когда Пан уже был близко, он протянул руки, чтобы заключить нимфу в свои объятия. Однако в руках бога оказались лишь ветви тростника. Именно в него обратилась Сиринга, чтобы спастись от преследований Пана.

Чтобы не расставаться с возлюбленной, Пан сделал из тростника свирель. Когда он начинал играть на инструменте, звонкий прекрасный голос Сиринги разносился над лесом. Так и вышло, что даже помимо воли нимфы, она осталась вместе с тем, кто был в неё безумно влюблён.

Сиринга превратилась в тростник, и чтобы не расставаться с возлюбленной, Пан сделал из тростника свирель / Художник Уолтер Крейн

Сиринга превратилась в тростник, и чтобы не расставаться с возлюбленной, Пан сделал из тростника свирель / Художник Уолтер Крейн

Состязание Пана и Аполлона

В своём искусстве играть на свирели Пан достиг невероятных высот, причём этим крайне гордился. Он настолько уверовал, что никто (на земле или Олимпе) не сможет превзойти его в этом искусстве, что решил вызвать на состязание самого Аполлона. Тот являлся покровителем музыки и поэзии, песен и танцев, славился как самый искусный музыкант среди богов. Однако Пан считал, что с лёгкостью превзойдёт Аполлона.

Итак, состязания начались с выступления Пана. Бог заиграл на свирели, после чего раздался простой и весёлый наигрыш пастуха. Мелодия была красивой, но вполне обычной, хотя не лишённой гармонии. Вторым выступал Аполлон. Стоило ему прикоснуться к струнам своей золотой кифары, как полились поистине волшебные звуки. Этот величественный гимн красоте не смел нарушить никто – казалось будто сама природа замерла от восхищения.

Все судьи признали победу Аполлона. Один только царь Мидас, считавший себя знатоком музыки, заявил, что отдаёт голос в поддержку Пана. Услышав такие слова, Аполлон разгневался и схватил царя за уши. В одно мгновение у Мидаса появились ослиные уши, что стали его вечным позором.

С той поры Мидас стал носить высокий колпак, под которым прятал уши. А вот Пану пришлось пристыженному удалиться в лесную глушь. Порой в таких уголках леса раздаются звуки его свирели. Она нередко звучит печально, напоминая о самонадеянности Пана, что разгневал самого златокудрого Аполлона.

Удивительным образом в Пане сочетаются животная страсть и истинно человеческое стремление к красоте, нежная натура и весёлость нрава. Если говорить о последнем мифе, в котором Аполлон одержал победу на соперником, то я не совсем согласна с его трактовкой. Согласитесь, нельзя сравнивать пастушью мелодию и композицию симфонического оркестра, однако каждая из них хороша в своей “стихии”. Именно благодаря Пану пастухи получили свои свирели, что помогали коротать время.

Музыкальный греческий бог. Хранитель дикой природы, покровитель пастушества, скотоводства и плодородия. Пан отличался игривым и веселым нравом. Известен своими шумными гуляниями, которые пугали сельских жителей.

Происхождение

Исследователи считают, что Пан произошел от протоиндоевропейского бога, связанного с пастушеством. Зарождение его образа началось на территории Аркадии. При правлении Птолмеев почитался в том числе на территории Ближнего Востока.

Отождествления с другими божествами

Отождествляется с Фавном и Сильваном . В Малой Азии Пана отождествляли с Марсием .

Греческие авторы называли разных представителей древней мифологии в качестве родителей Пана . Гомер написал гимн, в котором Пан назван сыном бога Гермеса . Матерью Пана в разных источниках выступают разные женщины к примеру царица Пенелопа . Она в нескольких текстах указана как родившая бога Пана то от Гермеса, то от Аполлона . Существует сказание, в котором Пан является сыном Зевса и богини высокомерия Гибрис в других источниках матерью Пана названа Каллисто .

Гомер писал, что родившийся мальчик сильно напугал свою мать. Ребенок выглядел неестественно имел козлиные ноги, рога и бороду. Мальчик весело прыгал и смеялся. Женщина от сына отказалась. Гермес завернул новорожденного в заячью шкуру и отнес на Олимп . Богов необычный малыш развеселил как своим видом, так и поведением. Олимпийцы назвали мальчика Паном . В дальнейшем он не раз помогал им. За это боги сделали Пана созвездием Козерога .

Существует миф о любви Пана и нимфы по имени Эхо , у них даже была дочь Ямба. Появился миф благодаря невозможности объяснить странные звуки, которые пугали селян появляясь из глубин гор, лугов и полей. В дальнейшем неизвестные звуки, нарушающие тишину и пугающие людей, стали называться паническими.

Миф о любви Пана к Селене повествует о том, как бог, добивавшись расположения богини Луны подарил ей часть своего стадо.

Читайте также: