Бог и государство бакунин кратко

Обновлено: 30.06.2024

Выдающийся русский мыслитель М.А. Бакунин был революционером, теоретиком и практиком анархизма. Главной идеей его жизни была свобода, являвшаяся мотивом теоретической и революционно-практической деятельности. Он был фанатичным приверженцем свободы и видел в свободе ту среду, в которой может развиваться ум, достоинство и счастье людей.

М.А. Бакунин родился в Тверской губернии, в дворянской семье в 1814 г. Его злейшими врагами стали бог и государство, а его деятельность условно делится на два периода: 30-40-е годы и 60-70-е годы 19 века. Между этими периодами было тюремное заключение и ссылка. Как участник Пражского и Дрезденского восстаний он был приговорен к смертной казни и выдан русскому правительству в 1851 г. Бакунин был заключен в Петропавловскую крепость, затем сослан в Сибирь, откуда бежал в 1861 г.

В 1844 г в Париже происходит его первая встреча с К. Марксом, оказавшая на мировоззрение Бакунина определенное воздействие, но позже у них появились резкие разногласия, которые в рамках Первого Интернационала перешли во фракционную борьбу.

Вторая половина 40-х годов характеризуется увлечением идеями панславизма – в частности, его привлекла идея создания всемирной и свободной славянской федерации. В основе панславянских идей лежали концепции славянофилов о том, что славянские народы самобытны и молоды и у них великая историческая миссия. Мировоззрение и основы анархистской концепции Бакунина сформировались в 40-е годы под влиянием гегелевской диалектики.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Анархизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Активная революционная и пропагандистская деятельность Бакунина приходится на 60-70-е годы. В это время оформились его социальные идеи, которые распространились в целом ряде стран Европы и в России.

Взгляды Бакунина на государство

К идеологии радикального анархизма М.А. Бакунин пришел от критического восприятия действительности через революционно-демократический этап. Анархизм представляет собой разновидность социалистической идеологии, проповедующей создание общества будущего на принципах равенства и справедливости.

Футурология и теория революции являются важными составляющими идеологии анархизма. Футурология раскрывает идеал общества будущего, а теория революции показывает каким способом можно осуществить этот идеал в условиях государства.

Отрицая тождество общества и государства, Бакунин считает, что общество является естественной формой существования человека, который вполне благополучно и долго существовал без государства.

Государство, по его мнению, имеет искусственный путь возникновения. Он отрицает договорные формы появления государства и считает, что в природе существуют объективные предпосылки, приводящие к возникновению государственной формы существования общества.

Анархия – безвластие, что является основной сущностью этого понятия, а наличие власти ведет к существованию всех негативных социальных явлений.

Государство в человеческом обществе является социальным выражением власти и состоит из законодательства, судебной системы, аппарата управления.

Любая власть по убеждению Бакунина, создает привилегии для её обладателей, поэтому от неё необходимо избавиться, чтобы она, как явление, навсегда ушла из человеческого общества. Отвергает он и политическую власть, считая, что в её основе тоже лежит принуждение.

Разрабатывая свою теорию борьбы с существующим строем и, анализируя взгляды ученых, он приходит к новым положениям, которые стали основой его историософии.

Для образования государства, считает М.А. Бакунин, существуют субъективные и объективные предпосылки. Субъективные предпосылки заключаются в рабской психологии масс, позволяющей навязать себе государственную форму правления, а объективные предпосылки связаны с борьбой за существование и инстинктом власти.

Взгляды Бакунина на общественное управление

В этом проекте Бакунин выступает как радикальный социалистический федералист. Он считает, что централизованное государство надо заменить децентрализованной федерацией на 3-х уровнях – низовом, региональном, общегосударственном.

Каждая организация, по мнению Бакунина, должна идти от общины к центральному единству, т. е. снизу вверх, путем федерации. Между общинами должен находиться хотя бы один автономный посредник в лице департамента, области или провинции.

Признает он и принцип представительной демократии и выступает за прямое избрание народом всех представителей или советников – общественных, судебных, гражданских служащих, путем предоставления права голоса всем взрослым мужчинам и женщинам.

Государство является центром концентрации власти и чем выше в вертикали власти находится какой-либо государственный институт, тем большими полномочиями он обладает.

При сохранении определенной свободы местных органов, центральный орган имеет право отменить их решения, если они идут вразрез с интересами государства и противоречат его законам.

Без всякого контроля она сама распоряжается своим имуществом и финансами, издает собственные законы, без утверждения свыше, сама определяет свое внутреннее устройство.

По проекту Бакунина общины могут объединяться в провинциальные федерации. Провинция избирает одно или двух - палатный провинциальный парламент, который не вмешивается во внутреннее управление общинами.

Парламент должен выбрать провинциальную конституцию, утверждать законы провинции, устанавливать налоги, контролировать работу выборного правительства, а также утверждать или отменять его решения.

Нация, считает Бакунин, это не что иное, как федерация автономных провинций. В проекте был предусмотрен и Национальный суд.

Эти же самые принципы должны лежать в основе строительства интернациональной федерации стран и народов.

Будущее общество, по мнению Бакунина, является строем ничем не ограниченной свободы и независимости человека от всякой власти.

Читайте также: