Бодалев личность и общение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Алексей Бодалев родился в городе Сарапул (Удмуртия) 13 октября $1923$ года. Он окончил в $1950$ году отделение психологии факультета философии в Ленинградском университете. После этого работал учителем психологии и логики, а также классным руководителем в 207-ой школе Ленинграда вплоть до $1956$ года. В $1953$ году получил степень кандидата психологических наук. А в $1966$ году состоялась защита докторской диссертации по психологии. С1967 года являлся профессором, а с $1969$ года заведующим кафедрой общей психологии в Ленинградском Государственном Университете. В период с 1972 по 1976 год – он декан факультета психологии в этом же университете. В $1979$ году Бодалев переезжает в Москву и занимает должность декана факультета психологии в МГУ им. М.В.Ломоносова, где работает до $1986$ года.

Бодалев в разные годы являлся членом-корреспондентом, академиком АПН, вице-президентом АПН СССР, а также академиком Российской академии образования, Международной академии психологических наук, Международной академии акмеологических наук, Международной академии педагогических наук.

Вклад в развитие психологии

Бодалев активно занимался исследованиями в области общей, педагогической, социальной психологии и акмеологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Алексей Александрович впервые в отечественной психологической науке последовательно осветил феноменологию познания одним человеком другого. Описал процессы восприятия, воображения, памяти, мышления, актуализирующиеся при взаимодействии людей друг с другом. Бодалев проследил взаимосвязи между характеристиками данных процессов и спецификой мотивационно-потребностной сферы у индивидов, участвующих в общении и их поведением. В результате проведенных исследований он указал различия данных процессов в проявлениях ценностно-ориентационной сферы, в специфических особенностях поведения при межличностном взаимодействии, которые зависят от возраста, профессии, пола участников общения. Впервые им были изучены механизмы и закономерности формирования первого впечатления о другом человеке.

Бодалев первым раскрыл предмет акмеологии.

Акмеология - наука, возникшая на пересечении гуманитарных, естественных, общественных дисциплин и исследующая развитие человека в качестве личности, субъекта деятельности в зрелости и, в частности, при достижении им высокого уровня в этом развитии.

На сегодняшний день опубликовано около четырехсот научных работ Бодалева, из них пятьдесят увидели свет на иностранных языках. Основные его труды:

ПОЗНАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА

Бодалев А.А . Личность и общение. Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 271 с.

Не случайно при оценке работ А.А. Бодалева и его учеников возникает затруднение в определений сферы психологической науки, к которой можно отнести то или иное исследование, так как общепсихологический, социально-психологический, возрастной, дифференциальный и педагогический планы анализа неотделимы друг от друга. Они же и придают своеобразие разработкам в области личности и общения.

проблем: противоречия различных общественных классов, противоречия индивидуалистического и коллективистского мировоззрения, противоречия индивидуального сознания при частной и общественной собственности и т.п.

Особое внимание автор уделяет вопросам сложных взаимопереходов особенностей восприятия, понимания, общения личностей, относящихся к различным поколениям. Передача опыта, стереотипов, идеалов наиболее очевидна при сравнении людей в исторически близкие отрезки времени. Преемственность особенностей понимания и оценки людьми друг друга помогает каждому из последующих поколений увидеть свое место в новых исторических условиях. Таким образом, сравнительно частная психологическая проблема личности и общения становится значимой для развития социологии и педагогики.

В следующих трех статьях рассматриваются вопросы успешности общения и способностей, стиля общения и формирования эмоционального опыта, доверительного общения и формирования свойств личности. Для более глубокого осмысления этих вопросов автор использует не только экспериментально-психологические исследования, но и художественный, публицистический материал, что не только усиливает образность развиваемых идей, но и доказательность теоретических положений.

А.А. Бодалев последовательно раскрыл особенности восприятия и понимания в зависимости от возрастно-половых, индивидуальных и профессиональных особенностей людей. Весь этот материал дает достаточно четкое представление о всей феноменологии, механизмах и закономерностях познания людьми друг друга. Книга не лишена некоторых недостатков.

1) Так, например, А.А. Бодалев показал особенности социальной перцепции в зависимости от пола людей. Но было бы интересно рассмотреть эти особенности в однополом мужском, женском или разнополом общении. Наши исследования, в частности, показали существенные различия адекватности и идентификации при переходах от одного сочетания к другому (см.: Межличностные отношения, 1979).

2) В первом разделе книги А.А. Бодалев подчеркивает значение физических недостатков человека в общении (внешний вид, болезни, травмы и т.д.). Это очень существенный момент в восприятии, понимании и развитии личности. К сожалению, в дальнейшем эта интереснейшая область исследований не получила своего эмпирического и теоретического развития. А ведь она демонстрирует взаимопереходы детерминации природного и социального, врожденного и приобретенного.

3) В книге неоднократно приводятся разнообразные данные, связанные с особенностями отражения людьми друг друга в совместной

игровой, учебной и экспериментально-лабораторной деятельности. Целесообразно объединить эту разрозненную информацию в одной главе. Разработка вопросов восприятия и понимания людьми друг друга в процессе совместной игровой, учебной и особенно трудовой деятельности позволит глубже понять природу деятельностного опосредования общения людей. Больше того, результаты этих исследований прямо ориентированы на практическое использование в средней школе учителями, в высшей школе — преподавателями и кураторами, на производстве — управленческим аппаратом.

В целом рецензируемая книга представляет собой капитальный труд, имеющий большой теоретический и практический интерес.

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр . Под общей редакцией А. А. Бодалева . 2011 .

Полезное

Смотреть что такое "Психология общения: школа Бодалева А. А." в других словарях:

Исследование общения в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы: школа Кондратьевой С. В. — С начала 1960 х гг. проблемы профессионализма в О., психич. регуляции и саморегуляции пед. деятельности и О. изучались под рук. С. В. Кондратьевой сначала на каф. психологии Дрогобычского пед. ин та им. И. Франко (Украина), а с 1979 г. на каф.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Синягина, Наталья Юрьевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Синягин. Наталья Юрьевна Синягина (род … Википедия

общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия

Синягина — Синягина, Наталья Юрьевна Наталья Юрьевна Синягина (род. 16 … Википедия

КАРПОВА Наталия Львовна — (р. 1952) российский психолог, докт. психол. наук (1999). Закончила филол. отделение Куйбышевского пед. ин та (1975), аспирантуру филос. ф та МГУ им. М. В. Ломоносова и в 1984 г. защитила канд. дис. по философии «Этико педагогические взгляды В. А … Психология общения. Энциклопедический словарь

Панасюк, Александр Юрьевич — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.

В книгу включены труды известного психолога, действительного члена Академии педагогических и социальных наук, автора многих работ по психологии общения и межличностного познания.

В книге рассматриваются психологические свойства личности, которые проявляются в общении людей, а также особенности восприятия и понимания человека человеком. Книга предназначена для психологов, педагогов, социологов.

4303000000—027

Международная педагогическая
академия, 1995.

В последние годы среди проблем, все сильнее привлекающих внимание ученых, одно из первых мест стала занимать проблема личности. Уточняется определение этого сложнейшего образования в психике человека, углубляется представление о структуре личности и входящих в нее элементов, все более глубоко освещаются аспекты, связанные с развитием личности в онтогенезе.

Ни в малейшей степени не умаляя большой перспективности всех этих исследований и четко просматривая наличие теснейшей взаимосвязи между ними, а также взаимодополняемости получаемых результатов, в настоящее время необходимо обратить специальное внимание на целенаправленное и последовательное развитие вширь и вглубь еще одного направления в исследовании психологии личности и факторов, обусловливающих ее формирование, а именно на теоретическую, экспериментальную и методическую разработку проблем личности и общения во взаимосвязи их друг с другом.

Сейчас в психологической науке не только в теоретическом плане все прочнее утверждается мысль о многообразии, многоуровневом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в общении, и важнейшей роли самого этого общения, наряду с трудом и другими видами деятельности, в формировании личности, но и на экспериментальном уровне без скидок на сложность прослеживаются все психические характеристики человека, выступающего в качестве объекта и субъекта общения, и столь же научно, скрупулезно анализируется многостороннее действие этого общения на участвующую в нем личность.

В серии исследований, которые были начаты мной двадцать лет назад под влиянием идей моих учителей в психологии Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева и которые продолжаются и сейчас моими учениками и соратниками Б. А. Еремеевым, А. Г. Гусевой, С. С. Дашковой,

Читайте также: