Блонский память и мышление кратко

Обновлено: 07.07.2024

Рассматривая память в ее развитии, вскрывая ее внутреннюю связь с речью и мышлением, выясняя социальные корни развития памяти, Блонский, в противоположность сложившемуся в эмпирической психологии взгляду на существование четырех разорванных, не связанных между собой и неподвижных видов памяти (моторная память (память-привычка), аффективная память, образная память, вербальная память), видит в них четыре последовательных уровня памяти, из которых каждый имеет свои специфические законы.

Блонский показывает, что в онтогенезе, как и в филогенетическом развитии, выступают следующие виды памяти:

1. Моторная;

2. Аффективная;

3. Образная;

4.Логическая.

На втором году жизни наблюдаются зачатки свободных воспоминаний, относящихся к недавним событиям. У трехлетнего ребенка время воспоминаний охватывает несколько месяцев, у четырехлетнего – достигает года.

Блонский считает, что дольше всего в памяти маленького человека сохраняются неприятные воспоминания. Он объясняет это с позиций самосохранения: человек, забывающий неприятные события, был бы очень неосторожным и скоро бы погиб. Для того чтобы быть осторожным, надо не только иметь соответствующий опыт, но и помнить его.

Блонский также считает, что позднее детство – школьный возраст – является возрастом учения. И делает вывод, что учение ребенка, при прочих равных условиях, идет эффективней всего, если:

1) ребенок чувствует, что то, что он учит, нужно ему;

2) ребенок учит сознательно, осмысливая то, что учит;

3) достаточно повторяет и достаточно упражняется;

4) имеет достаточный успех и потому учится с большей охотой.

Разногласия между исследователями памяти можно объяснить субъективными причинами. Теории различных исследователей с различной степенью совершенства соответственно квалификации исследователей отражают одно и то же явление: память. Но разногласия настолько велики и в то же время настолько велика квалификация многих из этих исследователей, что закрадывается подозрение, в субъективных ли совершенствах исследователей только причина их разногласий. с самого начала научной разработки этой проблемы память рассматривается в теснейшей связи с воображением, а объектом памяти считаются образы. Так рассматривала память античная психология. Такого же взгляда на нее, полностью или частично, придерживается ряд представителей новой психологии. Условимся называть память, имеющую дело с образами, образной памятью. Тогда мы можем сказать, что многие исследователи изучали, исключительно или преимущественно, образную память, и именно с изучения этой памяти началась история проблемы памяти. Но совершенно ясно, что те, которые изучают выучивание движений, изучают совершенно другой вид памяти. Если первые исследователи сближали память с воображением, то эти сближают память с привычкой. Условимся эту память называть, как это нередко делают, моторной памятью Техника экспериментального изучения так называемой механической памяти обычно состоит в предъявлении тем или иным способом бессмысленного вербального материала, который испытуемым известное количество раз вербально повторяется. Правда, не всегда, не во всех случаях давался вербальный материал, и не всегда испытуемый вербально повторял. Но огромное большинство исследований проводилось именно так, и именно на них были получены все основные положения экспериментальной психологии памяти. Ясно, что такие исследования были, собственно говоря, исследованиями выучивания определенных речевых движений, поскольку влияние смысла тщательным образом элиминировалось. Понятно поэтому, что эти исследования принципиально мало чем отличались от исследований, например, выучивания ручным движениям. Речь идет все о той же моторной памяти, памяти-привычке. Моторная память, или память-привычка, образная память, или память-воображение, логическая память, или память-рассказ (на уточнении терминологии мы пока не останавливаемся), — вот три основных вида памяти, как они устанавливались из анализа истории проблемы памяти. Так, например, Аристотель изучал главным образом образную память, Уотсон — память-привычку, а Жане — память-рассказ. Наряду с этими тремя основными видами памяти некоторыми исследователями называется еще один вид памяти — аффективная память, память чувств. Особенно Рибо настаивал на существовании этой памяти, хотя не было недостатка и в тех исследователях, которые отрицали ее. Откладывая разбор дискуссии по этому вопросу до одной из следующих глав, допустим пока в виде предположения существование и этого — четвертого основного вида памяти. Разногласия между исследователями памяти объясняются в значительной степени тем, что они исследовали различные виды памяти. Таким образом, противоречия исследователей в этом отношении являются отражением реальных противоречий в самой изучаемой ими действительности — памяти, отражением тех противоречий, которые реально существуют между различными видами памяти.




По утверждению Жане, логическая память имеется у ребенка начиная только с 3 или 4 лет. Когда заканчивается развитие этой памяти, мы не знаем, но педагогический опыт показывает, что развитие этой памяти продолжается еще в юношеском возрасте.

Аффективная память наименее изучена, и еще даже не улеглась дискуссия о том, существует ли она. Поэтому здесь наши предположения могут быть особенно гадательны. Однако кое-какие предположения, правда довольно неопределенные в смысле сроков, можно попытаться сделать. Если ребенок плачет или испугался после чего-нибудь, то здесь его плач и испуг — непосредственный результат действия данного стимула. Но если он плачет или испугался перед чем-нибудь, только от одного вида его, причем нет оснований предполагать здесь унаследованной инстинктивной реакции, то, пожалуй, наиболее правдоподобно предположить, что вид данного стимула оживил его прежнее чувство, т. е. что здесь имеет место аффективная память. Такие аффективные реакции до непосредственного действия данного стимула почти не изучены, в частности относительно сроков появления их. Но во всяком случае, они уже, несомненно, имеются у 6-месячного ребенка, даже, кажется, раньше.

В онтогенетическом развитии раньше всего выступает моторная память и, может быть, затем, но вскоре — аффективная память, несколько позже — образная память и гораздо позже — логическая память.

Так, на основании онтогенетических и филогенетических данных удалось установить, что основные виды памяти являются как бы членами одного и того же последовательного ряда, и в филогенезе и в онтогенезе они развиваются в определенной последовательности друг за другом. Чем ближе к началу этого ряда, тем в меньшей степени имеет место сознание, и даже наоборот, активность его мешает памяти. Инстинктивные и привычные движения обычно совершаются автоматически, без участия сознания, а когда мы на автоматически совершенные привычные движения направляем сознание, то этим производство таких движений скорее затрудняется. Даже очень опытный танцор может сбиться, думая, как ему двигать ногами. Дискуссия о том, существует ли аффективная память, как увидим, возникла в значительной мере потому, что произвольная репродукция чувств трудна, почти невозможна, тогда как непроизвольно они то и дело репродуцируются.

Как образная, так и логическая память лежат уже в сфере сознания. Но и здесь их положение по отношению к сознанию различно: вряд ли кто станет оспаривать, что в логической памяти сознание принимает гораздо большее участие.

Таким образом, можно предположить, что различные виды памяти, развивающиеся последовательно одно за другим, находятся на различных уровнях сознания, относятся к различным ступеням развития сознания. Это еще раз укрепляет нас в предположении, что виды памяти не что иное, как различные уровни памяти, или, точнее и правильнее, различные стадии развития памяти, различные ступени.

ВГУ ФИПСИ

Волошенко В. В.

Ткачёва О. А.

Мирошниченко А. Д.

Генетическая теория памяти П.П. Блонского.

Рассматривая память в ее развитии, вскрывая ее внутреннюю связь с речью и мышлением, выясняя социальные корни развития памяти, Блонский, в противоположность сложившемуся в эмпирической психологии взгляду на существование четырех разорванных, не связанных между собой и неподвижных видов памяти (моторная память (память-привычка), аффективная память, образная память, вербальная память), видит в них четыре последовательных уровня памяти, из которых каждый имеет свои специфические законы.

Блонский показывает, что в онтогенезе, как и в филогенетическом развитии, выступают следующие виды памяти:

1. Моторная;

2. Аффективная;

3. Образная;

4.Логическая.

На втором году жизни наблюдаются зачатки свободных воспоминаний, относящихся к недавним событиям. У трехлетнего ребенка время воспоминаний охватывает несколько месяцев, у четырехлетнего – достигает года.

Блонский считает, что дольше всего в памяти маленького человека сохраняются неприятные воспоминания. Он объясняет это с позиций самосохранения: человек, забывающий неприятные события, был бы очень неосторожным и скоро бы погиб. Для того чтобы быть осторожным, надо не только иметь соответствующий опыт, но и помнить его.

Блонский также считает, что позднее детство – школьный возраст – является возрастом учения. И делает вывод, что учение ребенка, при прочих равных условиях, идет эффективней всего, если:

1) ребенок чувствует, что то, что он учит, нужно ему;

2) ребенок учит сознательно, осмысливая то, что учит;

3) достаточно повторяет и достаточно упражняется;

4) имеет достаточный успех и потому учится с большей охотой.

Разногласия между исследователями памяти можно объяснить субъективными причинами. Теории различных исследователей с различной степенью совершенства соответственно квалификации исследователей отражают одно и то же явление: память. Но разногласия настолько велики и в то же время настолько велика квалификация многих из этих исследователей, что закрадывается подозрение, в субъективных ли совершенствах исследователей только причина их разногласий. с самого начала научной разработки этой проблемы память рассматривается в теснейшей связи с воображением, а объектом памяти считаются образы. Так рассматривала память античная психология. Такого же взгляда на нее, полностью или частично, придерживается ряд представителей новой психологии. Условимся называть память, имеющую дело с образами, образной памятью. Тогда мы можем сказать, что многие исследователи изучали, исключительно или преимущественно, образную память, и именно с изучения этой памяти началась история проблемы памяти. Но совершенно ясно, что те, которые изучают выучивание движений, изучают совершенно другой вид памяти. Если первые исследователи сближали память с воображением, то эти сближают память с привычкой. Условимся эту память называть, как это нередко делают, моторной памятью Техника экспериментального изучения так называемой механической памяти обычно состоит в предъявлении тем или иным способом бессмысленного вербального материала, который испытуемым известное количество раз вербально повторяется. Правда, не всегда, не во всех случаях давался вербальный материал, и не всегда испытуемый вербально повторял. Но огромное большинство исследований проводилось именно так, и именно на них были получены все основные положения экспериментальной психологии памяти. Ясно, что такие исследования были, собственно говоря, исследованиями выучивания определенных речевых движений, поскольку влияние смысла тщательным образом элиминировалось. Понятно поэтому, что эти исследования принципиально мало чем отличались от исследований, например, выучивания ручным движениям. Речь идет все о той же моторной памяти, памяти-привычке. Моторная память, или память-привычка, образная память, или память-воображение, логическая память, или память-рассказ (на уточнении терминологии мы пока не останавливаемся), — вот три основных вида памяти, как они устанавливались из анализа истории проблемы памяти. Так, например, Аристотель изучал главным образом образную память, Уотсон — память-привычку, а Жане — память-рассказ. Наряду с этими тремя основными видами памяти некоторыми исследователями называется еще один вид памяти — аффективная память, память чувств. Особенно Рибо настаивал на существовании этой памяти, хотя не было недостатка и в тех исследователях, которые отрицали ее. Откладывая разбор дискуссии по этому вопросу до одной из следующих глав, допустим пока в виде предположения существование и этого — четвертого основного вида памяти. Разногласия между исследователями памяти объясняются в значительной степени тем, что они исследовали различные виды памяти. Таким образом, противоречия исследователей в этом отношении являются отражением реальных противоречий в самой изучаемой ими действительности — памяти, отражением тех противоречий, которые реально существуют между различными видами памяти.

По утверждению Жане, логическая память имеется у ребенка начиная только с 3 или 4 лет. Когда заканчивается развитие этой памяти, мы не знаем, но педагогический опыт показывает, что развитие этой памяти продолжается еще в юношеском возрасте.

Аффективная память наименее изучена, и еще даже не улеглась дискуссия о том, существует ли она. Поэтому здесь наши предположения могут быть особенно гадательны. Однако кое-какие предположения, правда довольно неопределенные в смысле сроков, можно попытаться сделать. Если ребенок плачет или испугался после чего-нибудь, то здесь его плач и испуг — непосредственный результат действия данного стимула. Но если он плачет или испугался перед чем-нибудь, только от одного вида его, причем нет оснований предполагать здесь унаследованной инстинктивной реакции, то, пожалуй, наиболее правдоподобно предположить, что вид данного стимула оживил его прежнее чувство, т. е. что здесь имеет место аффективная память. Такие аффективные реакции до непосредственного действия данного стимула почти не изучены, в частности относительно сроков появления их. Но во всяком случае, они уже, несомненно, имеются у 6-месячного ребенка, даже, кажется, раньше.

В онтогенетическом развитии раньше всего выступает моторная память и, может быть, затем, но вскоре — аффективная память, несколько позже — образная память и гораздо позже — логическая память.

Так, на основании онтогенетических и филогенетических данных удалось установить, что основные виды памяти являются как бы членами одного и того же последовательного ряда, и в филогенезе и в онтогенезе они развиваются в определенной последовательности друг за другом. Чем ближе к началу этого ряда, тем в меньшей степени имеет место сознание, и даже наоборот, активность его мешает памяти. Инстинктивные и привычные движения обычно совершаются автоматически, без участия сознания, а когда мы на автоматически совершенные привычные движения направляем сознание, то этим производство таких движений скорее затрудняется. Даже очень опытный танцор может сбиться, думая, как ему двигать ногами. Дискуссия о том, существует ли аффективная память, как увидим, возникла в значительной мере потому, что произвольная репродукция чувств трудна, почти невозможна, тогда как непроизвольно они то и дело репродуцируются.

Как образная, так и логическая память лежат уже в сфере сознания. Но и здесь их положение по отношению к сознанию различно: вряд ли кто станет оспаривать, что в логической памяти сознание принимает гораздо большее участие.

Таким образом, можно предположить, что различные виды памяти, развивающиеся последовательно одно за другим, находятся на различных уровнях сознания, относятся к различным ступеням развития сознания. Это еще раз укрепляет нас в предположении, что виды памяти не что иное, как различные уровни памяти, или, точнее и правильнее, различные стадии развития памяти, различные ступени.

Память и мышление, Блонский Павел

Правообладателям

Оглавление

Обложка книги

Читайте еще:

Производственная кампания наняла меня заведовать всей продукцией. В кампании были моральные проблемы и прибыль была низкой. Владелец понимал, что мое знание психологии могло помочь. Я работал на кампанию в течение десяти месяцев и внес много улучшений, но затем я был уволен. Я не хотел.

Это прирожденные вожаки и лидеры, они энергичны и са моуверенны. Им необходимо распространять и ощущать свое влияние, а еще лучше — власть над людьми.

Враждебность и агрессия среди наций и народов являются, по мнению Юнга, проявлениями более глубокого кризиса, который он отождествил с психологическим и религиозным расколом внутри отдельного человека и между группами. Наблюдения, сделанные им в последние годы жизни, отражают, среди прочего.

Контраст важен в искусстве и дизайне, в каком-то смысле он является для них обязательным требованием. Он создаёт края и границы и выделяет фигуры на каком-либо фоне. Если контраст равен нулю, вы ничего не увидите. Слишком мало контраста делает рисунок безликим. А слишком много контраста может.

Действительно, вспомните Горького, который, живописуя сцену насилия, так вошел в образ героя, что сам стал испытывать физические страдания и на его теле появилась кровоточащая рана — стигма. Почему же тогда у некоторых участников опыта, о котором рассказал ученый, была такая спокойная.

Вслед за изменением положения пальцев изменится и внутреннее состояние. Управлять страхом трудно, а телом – намного легче. Ведь мышечная система связана с нервной, и она переключит внутренние ощущения со страха на покой. Во всяком случае, ниндзя всегда так делают, и поэтому их ничто не может.

Обратимся к вопросу о том, почему вообще формируется характер и какова его экономическая функция. Изучение динамической функции и значения характерного реагирования показывает, что характер по своей сути является нарциссическим оберегающим или защитным механизмом. Так же как сегодня в ситуации.

. Принимать ребенка таким, какой он есть. . Исходить из интересов ребенка. . Строго придерживаться определенного режима

- участвовать в ведении и выписке больных территории обслуживания, помещенных в психиатрическую больницу в связи с суицидной попыткой; в последующем наблюдать их амбулаторно в течение года

Павел Блонский - Память и мышление

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Память и мышление"

Описание и краткое содержание "Память и мышление" читать бесплатно онлайн.

Достигшее известной ступени развития мышление начинает в свою очередь воздействовать на память. Основываясь на экспериментальных данных и полемизируя с некоторыми теориями, относящимися к проблемам забывания и логической памяти, автор показывает, как на высшей стадии развития памяти, при достаточно развитом мышлении, происходит запоминание и припоминание при помощи понятий (так называемая логическая память) и как таким образом запоминаемый материал становится мыслями запоминающего субъекта.

В заключение дается объяснение с точки зрения развиваемых в книге положений некоторым психопатологическим явлениям. Именно показывается, как по мере деградации интеллекта начинает выступать порой взамен мышления или даже вопреки ему память, начиная с высших форм ее и кончая воображением, аффективной гипермнезией и привычными автоматическими движениями, при одновременном ослаблении высших форм памяти. С этой точки зрения разбираются некоторые явления навязчивых или переоцененных идей, бреда, фобий, галлюцинаций, автоматизма и т. д.

Развиваемая автором генетическая теория памяти позволяет без особого труда связать ее с популярным в неврологии учением о генетически различных нервных уровнях, начиная с подкоркового и идя дальше к большим полушариям — их ольфакторным, оптическим и речевым уровням.

П. П. Блонский Память и мышление

Главный редактор В. Усманов

Зав. психологической редакцией А.Зайцев

Зам. зав. психологической редакцией В. Попов

Руководитель проекта М. Корнилова

Ведущий редактор Н. Марченкова

Корректоры С. Щевякова

Верстка М. Петров

ББК 88.351.2+88.351.31 УДК 159.9953+159.955 Блонский П. П. Б70 Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3000 - книги и брошюры.

Подписано к печати 26.03.2001. Формат 84x108 Тираж 7000 экз. Заказ № 183.

Книга впервые опубликована в 1935г.

Переводы даны по тексту издания G. R. Т. Ross: Aristotle. De sensu and de memoria. Cambridge, 1906, 451a 16-19. 450a 14, 450b 24 - 451a 3.

Переводы даны по тексту издания G. R. Т. Ross: Aristotle. De sensu and de memoria. Cambridge, 1906, 449b 16; 449b 31; с 247-248.

Там же, 451b 19-25; 452a 29.

Там же, 453а 11-16.

См. там же, с. 259-201.

Plotini Enneades, изд. Н. Miiller, 1880, t. II, p. 99-103.

Цит. но кн.: Л. А. Ческис. Томас Гоббс. М., 1924, с. 82, 87, 86.

Д. Локк. Опыт о человеческом разуме. Пер. Савина. М„ 1898,с. 125.

Д. Локк. Опыт о человеческом разуме. Пер. Савина М, 1898, с. 125.

Leibniz. Monadologie. Paris, 1905, S. 52, 53.

Л. А. Ческис. Томас Гоббс. М., 1924, с. 88.

Hobbes. Leviathan, ed. Molcsworth. London, 1839, p. 71. Human nature, то же издание, 1840, p. 27.

А. Бэн. Психология. Пер. Белкина. Т. I. M., 1902, с. 241-245.

W.James. The Principles of Psychology. V. 1. London, 1901, p. 598. К Leidesdorf. Lchrbuch der psychischen Krankheiten. Erlangen, 1865, S. 53.

Эббингауз, Геккон (1850-1909) — немецкий психолог, экспериментальным путем изучавший высшие психические процессы. Особенно известен исследованием закономерностей памяти.

Я. Ebbinghaus. Grundziige der Psychologic. В. I, § 60, 1905.

Я. Ebbinghaus. Grundziige der Psychologic. B. I, § 60, 1905, S. 634.

Мейман, Эрнст (1862-1915) — немецкий психолог и педагог, отстаивавший необходимость основывать педагогический процесс на данных научной психологии.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Память и мышление"

Книги похожие на "Память и мышление" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Память и мышление, П. П. Блонский - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

О книге

Краткое содержание

Советский философ, педагог и психолог Павел Петрович Блонский оставил яркий след в истории отечественной науки - сначала как выдающийся знаток и блестящий интерпретатор философии платонизма ("Философия Плотина", 1918; 2-е изд. ЦК88, 2007), а в дальнейшем как один из корифеев советской психологии и автор генетической теории памяти. В своей книге "Память и мышления" (1935) Блонский показал, что четыре вида памяти - моторная, аффективная, образная и вербальная - представляют собой четыре последовательных стадии психического развития человека. Интеграция биологического и социокультурного знания позволила ученому представить впечатляющую картину эволюции не только памяти, но и человеческого поведения в целом. Книга будет полезна психологам, педагогам, врачам, студентам и аспирантам соответствующих специальностей, а также широкому кругу заинтересованных читателей.

Павел Блонский - Память и мышление

Павел Блонский - Память и мышление краткое содержание

Память и мышление - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

2. Проблема памяти в новой философии.

У Платона и неоплатоников проблема памяти и воспоминания не только психологическая, но в первую очередь философская проблема, так как она теснейшим образом связана с общей проблемой знания и истины: истинное знание есть воспоминание об идеальном мире. Точно так же и у Аристотеля, стоиков и эпикурийцев проблема памяти тесно связана с общей философской проблемой опыта. Философской остается эта проблема и в новое время. Философы XVII-XVIII вв. то и дело занимаются этой проблемой, особенно те из них, которые придают опыту большое значение. Гоббс, Локк и французские материалисты XVIII в. — вот те писатели этого времени, у которых мы найдем наиболее интересные страницы о памяти.

Читайте также: