Блеск папской власти кратко

Обновлено: 05.07.2024

После разделения Церквей папская власть под­нимается на такую высоту, что для православно­го Востока представляются только две возможно­сти: или преклониться перед самодержавием Римского престола, или уклониться от всякого церковного общения с ним. Середины не могло быть, ибо папская власть никаких компромиссов не признавала. Уже папа Григорий VII Гильдебранд (1073) обнаружил такое стремление к возве­личению своей власти, что даже римские истори­ки признают, что власть его выходила за должные пределы и почти уничтожала все права епископов и Церквей, от которых он настоятельно домогался беспрекословной покорности. Григорий VII прово­дил ту мысль, что воля папы составляет закон для всего человечества, а власть папская служит ис­точником всякой другой власти. Она не может быть ограничена ни Вселенским Собором, ни обы­чаем, ни законом. Поэтому все, не повинующиеся его велениям или не имеющие общения с Римс­кой кафедрой, почитались им схизматиками и ере­тиками. Следуя этому завету, папа Лев IX кинул в лицо всей Восточной Церкви анафему, отвергав­шую эти чудовищные и неслыханные от первых веков христианства папские притязания. Провоз­глашенный Григорием VII принцип, что автори­тет папы стоит выше всякой другой власти, какая только существует на земле, папа Иннокентий (XII—XIII вв.) постепенно проводит в жизнь и че­рез это становится универсальным духовным мо­нархом, соединив в одно великое теократическое государство отдельные народы и государства За­пада. Его власти подчиняются императоры, коро­ли и владетельные князья, считая за честь слу­жить ему.

Чтобы еще более ослабить епископскую власть и подчинить своей власти епископов всех областей, папы посылают туда своих легатов, дав им полномо­чие следить на месте за всеми отраслями церковно­го управления и надзирать за епископами. Власть легатов была неограниченная, и там, где появлялся легат, епископская власть переставала действовать.

Утвердив за собой церковно-судебную и правитель­ственную власть, папы стали единственным источ­ником церковного законодательства. Григорий VII установил в Римской Церкви тот принцип, что толь­ко папа властен издавать новые законы, вызываемые нуждами времени. Основываясь на этом принципе, Бонифаций VIII утверждал, что всякое право, все за­коны должны исходить от воли папы, ибо папа стоит выше всех законов и установлений Церкви — он яв­ляется их первоисточником. Поэтому, если папа что-нибудь повелевает или запрещает, даже если это противоречит существующим законам, веление его должно выполняться свято. Это, так сказать, развя­зывало папам руки и давало им возможность своей волей изменять древние вселенские каноны, не гово­ря уже о декретах самих пап.

Григорий VII строгими узаконениями навсегда упрочил в Западной Церкви безбрачие духовенства и запретил богослужение на ином языке, кроме латинского и, таким образом, нарушил данное сла­вянам двести лет назад папой Иоанном VIII разре­шение молиться на их родном языке, чем еще бо­лее умножил причины церковного разрыва между Западом и Востоком.

Все это можно было бы признать за сказку, если бы все это не было запечатлено на страницах прав­дивой истории, прочитывая которую истинное хри­стианство должно испытывать горечь и стыд за безумную гордость римских духовных владык.

Вот при каком необузданном своеволии пап ста­вился вопрос о единении христианских Церквей. Но мог ли он разрешиться в том братском духе, к которому так любвеобильно стремилась Восточная Церковь, на этот вопрос пусть ответит дальнейшая история.

Римский император Константин Великий (306-337 г.) заключает
с христианской церковью союз, издав зимой с 312 г. на 313 г. эдикт
о веротерпимости (Миланский эдикт), и новая вера после 325 г. становится государственной. Серией законов он освобождает священно-служителей от личных повинностей и податей, разрешает делать
в церковь различные вклады, предоставляет клирикам право составлять завещания. Церковь стала пользоваться самостоятельностью, но под контролем императоров. Духовенство существовало за счет добровольных приношений прихожан.

Епископ, стоявший во главе главного города диоцеза и имевший власть над другими городами административного округа, стал именоваться архиепископом. В гражданско-административном языке епископство еще получило название митрополит и, следовательно, епископ митрополии – главный город епархии (провинция по-гречески называлась епархией во главе с эпархом) или диоцеза.

Митрополит наделяется следующими правами: 1) наблюдение за церковными порядками провинции и за своевременным замещением
в ней вакантных епископских кафедр и управление делами последних до их избрания; 2) созыв поместных соборов и председательствование на них; 3) принятие жалоб и доносов на епископов и установление порядков суда над ними; 4) без его согласия подчиненные епископы не могли предпринимать ничего важного; 5) обозрение провинции; 6) объявление
в своей области монаршьих постановлений по церковным делам.

С упразднением власти светских правителей экзархов по делам церкви вселенские соборы утвердили за старейшими митрополитами диоцеза полную церковную власть над всеми епископами и создали новую высшую степень иерархии – патриаршество. Вначале это был лишь почетный титул, а с третьего Халкидонского собора 451 г. этот титул получили пять иерархов церкви, совмещающих в себе права высшей церковно-правительственной юрисдикции.

Высшим церковным органом стали считаться соборы, которые устанавливали догматы церкви. В них первоначально участвовали только епископы, затем и настоятели монастырей.




С V в. усиливаются столкновения римских пап с восточными епископами, отстаивая требования признания их верховенства
в религиозных распрях.

Однако, не довольствуясь духовным владычеством, папы начинают стремиться захватить и светскую власть, вступая в борьбу с германскими императорами, западноевропейскими королями и епископами. С этой целью они ловко пользовались обрядом коронования, стремясь провести то убеждение, что коронование императорской короной – привилегия именно пап.

Идея о превосходстве духовной власти над светской постепенно становится господствующей. Подложный документ, так называемая Лжеисидоровая декреталия (составлена в Испании в VII в. и бездоказательно приписывается Исидору Севильскому) окончательно подорвала самостоятельность национальных церквей. Цель подложного декреталия – доказать, что уже в I в. власть римских пап стояла выше всего на свете, и, что ей должны подчиняться не только митрополиты и епископы, но даже соборы и императоры. Посредством Лжеисидоровых декреталий этому папе удалось утвердить свою верховную власть над всеми странами Западной Европы. Папа стал рассылать во все государства своих легатов учреждать духовенство.

Однако власть пап над королями не всегда была удачной; светские властители сопротивлялись, и им даже удавалось иногда взять верх над папами. Например, в начале Х в. за восемь лет ими было возведено и низвергнуто восемь пап. Падению влияния пап способствовало и их безнравственное поведение. Так, Иоанн ХII имел открытый гарем, пил за здоровье дьявола, играл в кости, совершал в конюшне церковные обряды рукоположения.

Папский престол становится игрушкой в руках светских феодалов, возводивших на него своих детей и родственников, как это произошло
с Бенедиктом IХ, ставшим папой в 12 лет, а затем выгодно продавшим свой пост. Даже существует легенда, что папский престол занимала женщина, под именем Иоанна VIII.

Из своего униженного положения папам удалось на время подняться благодаря союзу с германскими императорами
Оттонами I, II и III (962-1002 г.).

Достигнув большой силы на западе, папы заявляют свои претензии и на восточную церковь. Однако этого сделать не удалось, и в 1054 г. восточная и западная церкви разделяются (окончательно в ХIII в.) на восточную – православную и западную – католическую. Причем каждая из них оставила за собой название кафолической (всемирной) или
в латино-романском произношении, католической.

Надо сказать, что культурное значение папства в средние века было довольно велико. Папство сблизило народы Западной Европы
в одно громадное целое, дало Европе определенное миросозерцание, явившееся большой объединяющей силой; оно умственно и нравственно воспитывало средневековое общество.

И КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Римский император Константин Великий (306-337 г.) заключает
с христианской церковью союз, издав зимой с 312 г. на 313 г. эдикт
о веротерпимости (Миланский эдикт), и новая вера после 325 г. становится государственной. Серией законов он освобождает священно-служителей от личных повинностей и податей, разрешает делать
в церковь различные вклады, предоставляет клирикам право составлять завещания. Церковь стала пользоваться самостоятельностью, но под контролем императоров. Духовенство существовало за счет добровольных приношений прихожан.

Епископ, стоявший во главе главного города диоцеза и имевший власть над другими городами административного округа, стал именоваться архиепископом. В гражданско-административном языке епископство еще получило название митрополит и, следовательно, епископ митрополии – главный город епархии (провинция по-гречески называлась епархией во главе с эпархом) или диоцеза.

Митрополит наделяется следующими правами: 1) наблюдение за церковными порядками провинции и за своевременным замещением
в ней вакантных епископских кафедр и управление делами последних до их избрания; 2) созыв поместных соборов и председательствование на них; 3) принятие жалоб и доносов на епископов и установление порядков суда над ними; 4) без его согласия подчиненные епископы не могли предпринимать ничего важного; 5) обозрение провинции; 6) объявление
в своей области монаршьих постановлений по церковным делам.

С упразднением власти светских правителей экзархов по делам церкви вселенские соборы утвердили за старейшими митрополитами диоцеза полную церковную власть над всеми епископами и создали новую высшую степень иерархии – патриаршество. Вначале это был лишь почетный титул, а с третьего Халкидонского собора 451 г. этот титул получили пять иерархов церкви, совмещающих в себе права высшей церковно-правительственной юрисдикции.

Высшим церковным органом стали считаться соборы, которые устанавливали догматы церкви. В них первоначально участвовали только епископы, затем и настоятели монастырей.

С V в. усиливаются столкновения римских пап с восточными епископами, отстаивая требования признания их верховенства
в религиозных распрях.

Однако, не довольствуясь духовным владычеством, папы начинают стремиться захватить и светскую власть, вступая в борьбу с германскими императорами, западноевропейскими королями и епископами. С этой целью они ловко пользовались обрядом коронования, стремясь провести то убеждение, что коронование императорской короной – привилегия именно пап.

Идея о превосходстве духовной власти над светской постепенно становится господствующей. Подложный документ, так называемая Лжеисидоровая декреталия (составлена в Испании в VII в. и бездоказательно приписывается Исидору Севильскому) окончательно подорвала самостоятельность национальных церквей. Цель подложного декреталия – доказать, что уже в I в. власть римских пап стояла выше всего на свете, и, что ей должны подчиняться не только митрополиты и епископы, но даже соборы и императоры. Посредством Лжеисидоровых декреталий этому папе удалось утвердить свою верховную власть над всеми странами Западной Европы. Папа стал рассылать во все государства своих легатов учреждать духовенство.

Однако власть пап над королями не всегда была удачной; светские властители сопротивлялись, и им даже удавалось иногда взять верх над папами. Например, в начале Х в. за восемь лет ими было возведено и низвергнуто восемь пап. Падению влияния пап способствовало и их безнравственное поведение. Так, Иоанн ХII имел открытый гарем, пил за здоровье дьявола, играл в кости, совершал в конюшне церковные обряды рукоположения.

Папский престол становится игрушкой в руках светских феодалов, возводивших на него своих детей и родственников, как это произошло
с Бенедиктом IХ, ставшим папой в 12 лет, а затем выгодно продавшим свой пост. Даже существует легенда, что папский престол занимала женщина, под именем Иоанна VIII.

Из своего униженного положения папам удалось на время подняться благодаря союзу с германскими императорами
Оттонами I, II и III (962-1002 г.).

Достигнув большой силы на западе, папы заявляют свои претензии и на восточную церковь. Однако этого сделать не удалось, и в 1054 г. восточная и западная церкви разделяются (окончательно в ХIII в.) на восточную – православную и западную – католическую. Причем каждая из них оставила за собой название кафолической (всемирной) или
в латино-романском произношении, католической.

Надо сказать, что культурное значение папства в средние века было довольно велико. Папство сблизило народы Западной Европы
в одно громадное целое, дало Европе определенное миросозерцание, явившееся большой объединяющей силой; оно умственно и нравственно воспитывало средневековое общество.


Урок формирует представление о развитии христианской церкви в Средневековой Европе. Определяет её роль в жизни Средневековой Европы. Рассматривает процесс возвышения церкви и Папства, причины раскола христианской церкви. Определяет причины появления ересей и меры, которые предпринимала церковь для борьбы с ними.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

В XI–XIII веках церковь в Западной Европе достигла огромного влияния. Без её ведома не обходилось ни одно значимое событие.

Средние Века – время христианской цивилизации. Жизнь всего общества и отдельного человека проходила в неразрывной связи с религией.

Средневековый европеец видел себя только христианином.

Только так можно было достойно прожить жизнь.

Окружающий мир, быт, любые события и сам человек были частью установленного Богом порядка.

Вера в Бога, молитва и церковь были частью повседневности.

Установленный порядок

Церковь считалась посредником между людьми и Богом. Поэтому духовенство – служители Бога на землепричислялось к высшему сословию феодального общества.

Они молились за всех. Объясняли верующим основы христианской морали.

Христианская мора̀ль основывалась на учении Библии и выражалась в заповедях.

Истинный христианин был обязан верить в единого Бога. Усердно трудиться. Почитать свою семью. Жить скромно. Почитать закон. Быть нравственным.

Соблюдая заповеди, человек мог заслужить место в Раю.

Даже грешник может спасти свою душу раскаянием и исповедью.

Церковь помогала больным и нуждающимся. Призывала людей всех сословий поддерживать друг друга. Осуждала погоню за богатством.

Но при этом церковь являлась крупнейшим феодалом Средневековья.

Церковь получала доход с пожалованных ей земель. Многие люди дарили или завещали монастырям земли и имущество в качестве платы за отпущение грехов.

С населения Европы взималась десятѝна – налог на содержание духовенства и храмов.

Широко применялась продажа церковных должностей.

Священные реликвии, выставляемые в храмах, привлекали множество верующих, готовых платить за возможность к ним прикоснуться.

За крещение, венчание, отпевание и другие церковные обряды также бралась плата.

Наконец церковь заявляла, что могла прощать грехи за деньги.

Специальные грамоты – индульгѐнции обещали прощение любых грехов.

Всё зависело от суммы, которую был готов выложить грешник.

В церквях и монастырях скапливались богатства. Постепенно они стали давать их в долг.

Церковь становилась ростовщико̀м.

До XI века христианская церковь в Европе оставалась единой.

В Западной Европе главой был Па̀па Рѝмский. В Византии, землях Руси и на Балканах – Константино̀польский Патриа̀рх.

Христианство

Разногласия между Папой и Патриархом существовали давно.

Они оспаривали друг у друга право на главенство в христианском мире. К этому добавлялось расхождения в церковных обычаях.

На Западе для богослужения пользовались не всем понятной латынью. На Востоке – местными языками. На Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам. На Востоке – только монахам.

На Западе и на Востоке почитали своих святых и покровителей, разными были обряды, богослужение.

В 1054 году произошёл окончательный раскол христианской церкви на две ветви: Западную (католѝчество) и Восточную (правосла̀вие).

Папа и Патриарх предали друг друга ана̀феме (проклятию) и отлучили от церкви.

Власть церкви в Западной Европе не всегда была абсолютной.

После распада империи Карла Великого Папы лишились поддержки.

С X века императоры Священной Римской империи стали возводить на папский престол своих ставленников. Церковь теряла влияние, упали её авторитет и доходы.

Ситуация изменилась с избранием Папой Григо̀рия VII (1073–1085 годы).

Между ним и германским императором Генрихом IV произошёл конфликт.

Григорий VII

Генрих хотел сохранить право назначать епископов самостоятельно, и

Григорий отлучил императора от церкви и объявил его правление незаконным. В империи начались мятежи.

Император стал искать примирения с Папой. В 1077 году он направился в Италию. Папа укрылся в замке Кано̀сса.

Три дня Генрих простоял под стенами замка. Наконец он был допущен к Папе и вымолил у него прощение. Рим стал возвращать своё влияние.

При Иннокѐнтии III (1198–1216 годы) власть Пап достигла наивысшего могущества.

Он воспользовался тем, что католическая церковь оставалась единой организацией. В то время как государства Западной Европы переживали период раздробленности.

Ему удалось расширить границы Па̀пской области. Добиться от королей Англии, Польши, Пиренѐйских и других государств признания вассальной зависимости от Пап.

Иннокентий III

Его считали высшим судьёй в католическом мире. Он вмешивался в отношения между правителями и во внутренние дела стран.

Влияние церкви распространилось на все стороны жизни Средневековой Европы.

За время Раннего Средневековья были утверждены главные догма̀ты христианства: учение о Тро̀ице (Бог триедин: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух). О непоро̀чном зачатии Христа (от Святого Духа). О роли церкви как единственного посредника между Богом и человеком.

Не все верующие понимали догматы. Многим были не по душе действия церкви.

Время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Их называли еретика̀ми. Возмущение еретиков вызывало непомерное богатство церкви, десятина, распущенность духовных лиц.

Такие люди ставили церковь в опасное положение. Их стали преследовать.

Церковь и еретики

Для борьбы с еретиками был создан специальный церковный суд – инквизѝция. Он расследовал преступления против веры, карал виновных в ереси. Инквизиция стала удобным инструментом в руках церкви.

Также для противодействия ереси были созданы нѝщенствующие мона̀шеские ордена̀. Такие как Франциска̀нцы и Доминика̀нцы. Они проповедовали идеи христианства, помогали беднякам, следили за настроением в обществе.

Подведём итоги.

Церковь к XIII веку закрепила свою ведущую роль в обществе.

Стала крупнейшим феодалом.

В XI веке произошло разделение церкви на католичество и православие. Укрепилось могущество Пап.


Церковь – это корабль. Кто-то может на нём спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он всё равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперёд и все пассажиры. Главное – находиться внутри Церкви… Церковь – это корабль. Кто-то может на нём спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он всё равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперёд и все пассажиры. Главное – находиться внутри Церкви… Паисий Святогорец


ВО ГЛАВЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРА



План урока: 1. Блеск папской власти 2. Борьба церкви с ересями. 3. Борьба с еретиками. 4. Монашеские братства. Римский папа. Средневековый рисунок





Диктат Папы. 1075г. Какова власть Папы Римского над католической церковью? Какова власть Папы Римского над императорами? Какова власть Папы Римского над верующими? Какой вывод о власти папы римского можно сделать на основе вышеизложенного?


ПРИЧИНЫ МОГУЩЕСТВА ПАПСКОЙ ВЛАСТИ: Закончите предложения: Церковь владела огромными…… В раздробленной Европе церковь была….


2. Борьба церкви с ересями. Пьер Ле Гро. Религия изгоняет Ересь и Ненависть. Скульптурная группа в алтаре Святого Игнатия церкви Иль-Джезу, Рим. 1695—1699




3. Борьба с еретиками.


Наставление о приемах преследования еретиков. 1260г. По каким признакам определялся еретик или сочувствующий ереси?


Наставление о приемах преследования еретиков. 1260г. 2. Как воздействуют на уличенного в ереси человека, чтобы доказать его вину? iron maiden - Железная дева.


Наставление о приемах преследования еретиков. 1260г. 3. Какое наказание предусматривала церковь еретикам? Можно ли было избежать наказания?


4. Монашеские братства.


Заполните таблицу: Монашеские ордены. Название ордена. Когда созданы Кем основаны Девиз, цель организации Символика Госпитальеры 1099 г блаженный Гвидон забота о паломниках


Заполните таблицу: Монашеские ордены. Название ордена. Когда созданы Кем основаны Девиз, цель организации Символика Госпитальеры 1099 г блаженный Гвидон забота о паломниках Доминиканцы 1214-1216 гг Святой Доминик Восхвалять, Благословлять, Проповедовать Иезуиты 1540 г св. Игнатий Лойола занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью Бенедиктинцы 529 г св. Бенедикт Нурсийский молитва, религиозное искусство, миссионерская работа


Что такое? учение, отличающееся от церковного вероучения Ересь – приверженец ереси Еретик - общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью. Инквизиция -


Причины появления ересей: Развитие городов Развитие образования Самостоятельное чтение Библии верующими Вольномыслие горожан



Читайте также: