Благотворительность в древней руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Начиная с X в. на Руси разрушаются родоплеменные отношения.

Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в развитии претерпевают как бы два этапа своего становления. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

И второй период — со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Простейшие виды благотворительности заключались первоначально и почти исключительно в кормлении нищих. Князья, духовенство и лучшие люди земли, поучались великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и ближнего, как самого себя.

Исходя из таких побуждений и выражаясь в таких формах, благотворительность была, не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием лично-нравственного здоровья.

При таком воззрении благотворительная помощь бедным была делом отдельных лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей.

Святой Владимир, как известно, позволял “всякому нищему и убогому” приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлял повозки с едой, при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы.

При Ярославе было открыто первое в Новгороде училище на триста юношей.

Владимир Мономах, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками.

Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

Всеволод Юрьевич (с 1177 по 1213 г.) после бывшего в 1185 г. во Владимире ильного пожара оказал большую помощь горожанам при возобновлении ими построек и помог им в обзаведении.

Александр Ярославович Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена.

Иоанн Данилович был прозван Калитой за тот мешок, который он носил с собою, раздавая из него милостыню.

Дмитрий Донской был так внимателен к бедным и страждущим, что кормил их из своих рук.

Во второй половине XII в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения.

Это обусловливается рядом причин:

ростом монастырского и церковного призрения,

ростом татаро-монгольских набегов и данничества, а также тем, что князья становятся хозяевами—вотчинниками своего удела. Удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства, строительством городов, защитой мигрантов, охраной земель от набегов соседей.

Весь период характеризуется спадом княжеской охранной деятельности, и лишь отдельные князья находили новую парадигму действий по защите и поддержке земель — вотчин, а следовательно, и населения.

К ним относятся князья Александр Ярославич, а позднее Иван Калита, которые в качестве защиты и поддержки населения выбирают не средства войны, а средства дипломатии. Во всем этом просматриваются особенности в функциях поддержки нуждающихся на данном этапе.

В целом можно отметить, что в России в XVIII в.,

во-первых, была предпринята попытка создания сети государственных учеб­но-воспитательных учреждений,

во-вторых, были сформулирова­ны ценные идеи, о социальном воспитании граждан,

в-третьих, сложился некоторый опыт общественного воспитания детей и мо­лодежи.

Вопрос №20 Государственная, частная, приходская благотворительность в Российской империи в конце XIX века. Вопрос №21 Деятельность благотворительных обществ и союзов в социальной сфере в России в XIX веке.

Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург Пирогов создали самое знаменитое из подобных обществ – Крестовоздвиженское.

В 1846 году при Николае I в Петербурге было создано знаменитое общество посещения бедных.

В 60-х годах, едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы.

В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке.

К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты.

К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности.

Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества.

Вопрос №15 Основные тенденции благотворительности в Древнерусском государстве.

Начиная с X в. на Руси разрушаются родоплеменные отношения.

Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в развитии претерпевают как бы два этапа своего становления. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

И второй период — со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Простейшие виды благотворительности заключались первоначально и почти исключительно в кормлении нищих. Князья, духовенство и лучшие люди земли, поучались великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и ближнего, как самого себя.

Исходя из таких побуждений и выражаясь в таких формах, благотворительность была, не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием лично-нравственного здоровья.

При таком воззрении благотворительная помощь бедным была делом отдельных лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей.

Святой Владимир, как известно, позволял “всякому нищему и убогому” приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлял повозки с едой, при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы.

При Ярославе было открыто первое в Новгороде училище на триста юношей.

Владимир Мономах, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками.

Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

Всеволод Юрьевич (с 1177 по 1213 г.) после бывшего в 1185 г. во Владимире ильного пожара оказал большую помощь горожанам при возобновлении ими построек и помог им в обзаведении.

Александр Ярославович Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена.

Иоанн Данилович был прозван Калитой за тот мешок, который он носил с собою, раздавая из него милостыню.

Дмитрий Донской был так внимателен к бедным и страждущим, что кормил их из своих рук.

Во второй половине XII в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения.

Это обусловливается рядом причин:

ростом монастырского и церковного призрения,

ростом татаро-монгольских набегов и данничества, а также тем, что князья становятся хозяевами—вотчинниками своего удела. Удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства, строительством городов, защитой мигрантов, охраной земель от набегов соседей.

Весь период характеризуется спадом княжеской охранной деятельности, и лишь отдельные князья находили новую парадигму действий по защите и поддержке земель — вотчин, а следовательно, и населения.

К ним относятся князья Александр Ярославич, а позднее Иван Калита, которые в качестве защиты и поддержки населения выбирают не средства войны, а средства дипломатии. Во всем этом просматриваются особенности в функциях поддержки нуждающихся на данном этапе.

Вопрос №15 Основные тенденции благотворительности в Древнерусском государстве.

Начиная с X в. на Руси разрушаются родоплеменные отношения.

Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в развитии претерпевают как бы два этапа своего становления. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

И второй период — со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Простейшие виды благотворительности заключались первоначально и почти исключительно в кормлении нищих. Князья, духовенство и лучшие люди земли, поучались великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и ближнего, как самого себя.

Исходя из таких побуждений и выражаясь в таких формах, благотворительность была, не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием лично-нравственного здоровья.

При таком воззрении благотворительная помощь бедным была делом отдельных лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей.

Святой Владимир, как известно, позволял “всякому нищему и убогому” приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлял повозки с едой, при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы.

При Ярославе было открыто первое в Новгороде училище на триста юношей.

Владимир Мономах, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками.

Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

Всеволод Юрьевич (с 1177 по 1213 г.) после бывшего в 1185 г. во Владимире ильного пожара оказал большую помощь горожанам при возобновлении ими построек и помог им в обзаведении.

Александр Ярославович Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена.

Иоанн Данилович был прозван Калитой за тот мешок, который он носил с собою, раздавая из него милостыню.

Дмитрий Донской был так внимателен к бедным и страждущим, что кормил их из своих рук.

Во второй половине XII в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения.

Это обусловливается рядом причин:

ростом монастырского и церковного призрения,

ростом татаро-монгольских набегов и данничества, а также тем, что князья становятся хозяевами—вотчинниками своего удела. Удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства, строительством городов, защитой мигрантов, охраной земель от набегов соседей.

Весь период характеризуется спадом княжеской охранной деятельности, и лишь отдельные князья находили новую парадигму действий по защите и поддержке земель — вотчин, а следовательно, и населения.

К ним относятся князья Александр Ярославич, а позднее Иван Калита, которые в качестве защиты и поддержки населения выбирают не средства войны, а средства дипломатии. Во всем этом просматриваются особенности в функциях поддержки нуждающихся на данном этапе.

В целом можно отметить, что в России в XVIII в.,

во-первых, была предпринята попытка создания сети государственных учеб­но-воспитательных учреждений,

во-вторых, были сформулирова­ны ценные идеи, о социальном воспитании граждан,

в-третьих, сложился некоторый опыт общественного воспитания детей и мо­лодежи.

Вопрос №20 Государственная, частная, приходская благотворительность в Российской империи в конце XIX века. Вопрос №21 Деятельность благотворительных обществ и союзов в социальной сфере в России в XIX веке.

Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург Пирогов создали самое знаменитое из подобных обществ – Крестовоздвиженское.

В 1846 году при Николае I в Петербурге было создано знаменитое общество посещения бедных.

В 60-х годах, едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы.

В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке.

К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты.

К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности.

Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества.

Вопрос №15 Основные тенденции благотворительности в Древнерусском государстве.

Начиная с X в. на Руси разрушаются родоплеменные отношения.

Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в развитии претерпевают как бы два этапа своего становления. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

И второй период — со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Простейшие виды благотворительности заключались первоначально и почти исключительно в кормлении нищих. Князья, духовенство и лучшие люди земли, поучались великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и ближнего, как самого себя.

Исходя из таких побуждений и выражаясь в таких формах, благотворительность была, не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием лично-нравственного здоровья.

При таком воззрении благотворительная помощь бедным была делом отдельных лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей.

Святой Владимир, как известно, позволял “всякому нищему и убогому” приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлял повозки с едой, при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы.

При Ярославе было открыто первое в Новгороде училище на триста юношей.

Владимир Мономах, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками.

Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

Всеволод Юрьевич (с 1177 по 1213 г.) после бывшего в 1185 г. во Владимире ильного пожара оказал большую помощь горожанам при возобновлении ими построек и помог им в обзаведении.

Александр Ярославович Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена.

Иоанн Данилович был прозван Калитой за тот мешок, который он носил с собою, раздавая из него милостыню.

Дмитрий Донской был так внимателен к бедным и страждущим, что кормил их из своих рук.

Во второй половине XII в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения.

Это обусловливается рядом причин:

ростом монастырского и церковного призрения,

ростом татаро-монгольских набегов и данничества, а также тем, что князья становятся хозяевами—вотчинниками своего удела. Удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства, строительством городов, защитой мигрантов, охраной земель от набегов соседей.

Весь период характеризуется спадом княжеской охранной деятельности, и лишь отдельные князья находили новую парадигму действий по защите и поддержке земель — вотчин, а следовательно, и населения.

К ним относятся князья Александр Ярославич, а позднее Иван Калита, которые в качестве защиты и поддержки населения выбирают не средства войны, а средства дипломатии. Во всем этом просматриваются особенности в функциях поддержки нуждающихся на данном этапе.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Как зарождалась благотворительность? – ответ на этот вопрос, уходит корнями во времена античной Греции. Что же касается России, то документальные сведения о ее возникновении отсутствуют. Сейчас конечно же ситуация изменилась и благотворительность является достаточно распространенным явлением. Возможно, в нашей стране она развита не так хорошо, как за рубежом, но тем не менее сегодня существует множество различных отечественных объединений, оказывающих помощь нуждающимся, а также организаций, реализующих донорские программы. Но с чего же все началось?

Как зарождалась благотворительность в России? И что положило начало развитию подобных альтруистических тенденций и послужило ключом к открытию людских сердец? - В нашей статье мы собрали и готовы поделиться с вами всей доступной информацией об истории благотворительности в России, начиная с 1 века н.э. и до перестройки.

Истоки благотворительности на Руси в дохристианскую эпоху

Истоки благотворительности на Руси традиционно принято связывать с принятием христианства (988 год). Но на самом деле православные традиции помогли лишь организовать и систематизировать ту благую деятельность, которая велась нашими предками — восточными славянами еще задолго до прихода православной веры.

*Западные путешественники, посещавшие в то время русские земли, не раз отмечали в своих записях, что славянам были свойственны такие качества, как человеколюбие, отзывчивость, способность к состраданию и сопереживанию. Проявлялось это в языческую эпоху в основном в том, как были организованы родственные связи наших предков.

Истоки благотворительности в России, как отмечают историки, следует искать в поведении наших предков восточных славян, которые всегда заботились о старшем поколении, присматривали за детьми, по какой-либо причине оставшимися без родителей, ухаживали за больными и помогали нуждающимся.

Восточные славяне заботились о старшем поколении, присматривали за детьми, по какой-либо причине оставшимися без родителей, ухаживали за больными и помогали нуждающимся

История благотворительности в России с принятием христианства

История благотворительности в России началась еще в эпоху язычества, но с принятием христианства значительно изменился ее характер. Первым русским правителем, стремившимся сделать добрые дела более организованными, стал князь Владимир Святославович (960–1015 гг.), при котором, собственно, и произошло крещение Руси. При нем были построены первые больницы и богадельни, а также возведены церкви и монастыри. На содержание этих заведений Владимир жертвовал десятую часть своих доходов.

Князь Владимир Святославович был признан истинным отцом бедных

Развитие истории благотворительности при становлении Российского государства

История благотворительности в Российском государстве приобрела более организованный характер во времена царствования Владимира Святославовича и становления Киевской Руси. Но, не смотря на это, она тогда по-прежнему являлось делом лишь отдельных персон, небезучастных к судьбам страждущих. Прежде всего, нищих и юродивых, которые, согласно христианской традиции, считались образцами святости.

В дальнейшем дело князя Владимира продолжили и другие великие русские правители. Но затем, в годы монголо-татарского нашествия, все благотворительные функции взяла на себя церковь. Впоследствии она надолго закрепила за собой эту позицию и во времена войн и стихийных бедствий всегда оказывала помощь пострадавшим и давала приют нуждающимся. Именно при монастырях организовывались приюты, госпитали и сиротские дома.

История благотворительности в нашей стране претерпела множество изменений, прежде чем прийти к своему современному состоянию. Было несколько важных этапов, в которые кардинально менялся подход к ее осуществлению.

Частная благотворительность-люди помогают едой нуждающимся

Благотворительность - когда появилась Российская империя

Благотворительность - когда появилась Российская империя, претерпела ряд метаморфоз и реформ, связано это было, прежде всего, с именами Петра I, Екатерины II и Марии Федоровны, а также императора Александра I. Несмотря на то, что деятельность этих правителей отличалась по своей направленности, все же в ней имелись и некоторые общие тенденции.

Они выражались в следующем:

  • Государство стремилось полностью взять под собственный контроль заботу о нуждающихся, постепенно забирая эту привилегию у церкви. Значительные шаги в этом направлении были сделаны еще Петром I, а в дальнейшем его деятельность продолжила Екатерина II.
  • Во времена правления Петра I, а позже и Екатерины II было построено множество заведений для сирот, лечебных учреждений и домов призрения, дающих приют престарелым людям и калекам. В воспитательные дома при императрице принимали незаконнорожденных младенцев, что для России было своеобразным ноу-хау в сфере благотворительности.
  • Появились специальные государственные организации, ставшие ответственными за исполнение благотворительных целей. Марией Федоровной было основано Ведомство специальных учреждений, занимающихся помощью нуждающимся (1797). Что важно, сословие при поступлении в одно из таких заведений не имело значения, иначе говоря, помогали всем. Чуть позже, в 1802 году, Александр I объявил об основании Императорского Человеколюбивого общества, ведущего схожую с фондом Марии Федоровны деятельность.

Истории благотворительности времен русских императоров и императриц послужили положительным примером для многих других представителей русского общества, имеющих средства для ведения подобной деятельности. Поэтому в нашей стране в то время активно функционировали сословные и частные благотворительные заведения. Но с приходом революции 1917 года всему этому пришел конец.

Сословные и частные благотворительные заведения во времена правления Петра I, а позже и Екатерины II

Благотворительность в постреволюционный период

Благотворительность в России в постреволюционный период подверглась национализации, все частные и общественные средства и имущество переданы государству, а сами организации были упразднены соответствующими декретами.

  • Детский фонд имени В. И. Ленина, занимающийся проблемами сиротства.
  • Общество Красного Креста, готовившее медицинских сестер, способных в случае необходимости оказать первую помощь нуждающимся.

Период перестройки также был ознаменован созданием Фонда культуры, Фонда здоровья и милосердия, Детского фонда и многих других благотворительных организаций.

Благотворительность в постреволюционный период-Общество Красного Креста, готовившее медицинских сестер

Особенности истории благотворительности в постсоветский период

История благотворительности после распада СССР вновь стала возрождаться в нашей стране. Изначально этому способствовали зарубежные организации, которые оказывали помощь преимущественно российским деятелям культуры, науки и искусства.

К числу таких обществ можно отнести:

В дальнейшем эти организации расширили свою деятельность, и у них появились филиалы на территории нашей страны. Чуть позже в России стали создаваться и собственные благотворительные общества, ведущие свою деятельность в различных сферах.

Первыми из них были такие фонды, как:

Чаще всего современные фонды оказывают помощь именно подрастающему поколению

Благотворительность в России сегодня

Как зарождалась благотворительность в России после кризиса 90х и с какими сложностями приходилось сталкиваться общественным фондам? – Вопросы требующие отдельной статьи. Но с уверенностью можно утверждать, что мы сделали огромный шаг вперед, за последние пятнадцать лет в нашей стране было создано большое количество новых благотворительных организаций. Их деятельность направлена на поддержку различных групп населения, но, по статистике, чаще всего современные фонды оказывают помощь именно подрастающему поколению.

С момента, когда зародились истоки благотворительности в России, прошло уже более десяти столетий. За этот период было сделано, действительно, многое, и наметившаяся в последнее время в обществе стремление оказать помощь нуждающимся не может не радовать.

*Однако нам еще есть куда стремиться, и есть чему поучиться у западных коллег. Будем надеяться, что, следуя их опыту, в ближайшие десятилетия нам удастся решить хотя бы некоторые из множества существующих в нашей стране на сегодняшний день социальных проблем.


Оглавление

  • Слово об авторах
  • Предисловие
  • Глава I. Истоки милосердия на Руси
  • Глава II.Благотворительная деятельность в Российской империи (XVIII–XX вв.)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Милосердие как призвание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава I. Истоки милосердия на Руси

История российской благотворительности, развиваясь под влиянием православия, была нормой жизни для аристократии, зажиточного купечества и крестьян. Неотъемлемой частью поведения россиян являлись подаяния нищим, сиротам, тюремным узникам, пожертвования на храмы. Благотворительность, как повседневная форма православного благочестия и милосердия, сформировалась ещё в Древней Руси.

Милосердие — готовность помочь немощным, больным, сиротам, престарелым выражалось на Руси в делах благотворения, оказания помощи тем, кто в ней нуждался. В христианской этике милосердие — это долг человека, который стремится к совершенству. Милосердие — это не только проявление бескорыстного доброделания, но и понимание других, сострадательное отношение и деятельное участие в их жизни. Милосердие и сострадательное отношение к людям всегда были долгом и обязанностью христианина. Со времён принятия христианства на Руси церковь стала занимать ведущую позицию в делах милосердия и благотворительности.

В 988 г. Православие становится официальной государственной религией, и вся церковно-монастырская помощь стала осуществляться за счёт жертвователей. В соответствии с Уставом князя Владимира под патронаж церкви попадали больницы, богадельни, странноприимные дома (приюты). По Уставу купеческой организации князя Всеволода, регламентирующей и финансирующей деятельность монастырей, они должны были служить филантропическим целям на случай старости, болезней, инвалидности.

Приходы церквей оказывали помощь в строительстве богаделен, больниц, собирали деньги на нужды бедных. Монастыри на Руси при поддержке княжеской власти оказывали помощь неимущим, содержали больных, сирот и убогих. Среди них особо выделялись Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Белозерский монастырь. В течение столетий в них, а также во многих монастырях Волыни, Владимира, Великого Ростова находили пристанище убогие благодаря пожертвованиям богатых и знатных людей того времени.

С XI в. образцами общественного здравоохранения стали лечебницы при монастырях, одной из которых была лечебница, построенная в XIV в. при святителе Сергии Радонежском. Здесь больным оказывалась бескорыстная помощь, которая впоследствии стала основой и примером больничного уклада для всех монастырей.

Особенностью благотворительности древнерусского периода было участие в судьбе нищих и обездоленных. Это было необходимым условием для спасения души по христианскому учению. Всяческое благодеяние должно было быть, по возможности, тайным, анонимным. Только так можно получить душевную пользу от добрых дел, снискать Божию милость. Удельные князья, богатые и знатные люди накануне больших церковных праздников тайно посещали тюрьмы, богадельни, больницы и бедных, чтобы раздать милостыню. В Древней Руси все нуждающиеся, больные и неимущие были средством нравственного воспитания, помогая людям учиться любить ближнего.

Великая княгиня Ольга, приняв православную веру, занималась попечительством о бедных и бездомных. Во многих древнерусских летописях она упоминается как добрая христианка, которая окружила своей заботой немощных и больных.


Её внук, Великий князь Владимир, принявший православие и крестивший Древнюю Русь, определил общественное призрение (заботу о сиротах, обездоленных) как одну из главных функций государства. Его Устав, принятый в 996 г., став основой для деятельности благотворительных учреждений, действовал до XVIII в. В основе Устава лежали правила и законы православной греческой церкви [6] .

Один из самых почитаемых князей Древней Руси — князь Ярослав Мудрый (978—1054). Он был сыном Великого князя Владимира Крестителя. Великий князь Ярослав Мудрый продолжил традиции благотворения. Он учредил сиротское училище на 300 воспитанников. В народе его прозвали Мудрым за любовь к просвещению, заботу о русском народе, мудрость в решении государственных вопросов.

Он не любил воевать, как его предшественники. При нём получили своё развитие первые в Древней Руси библиотеки, монастырская медицина и просвещение. Благодаря его поддержке преподобные Антоний, Домиан, Феодосий Печерский помогали больным, нищим и бездомным. Около Киево-Печерской Лавры был построен приют для нищих, слепых, хромых и прокажённых.

Великий князь Владимир Мономах (1053–1125) считал своей обязанностью заботу о страждущих и больных. Своим детям и внукам он завещал исполнять свой наказ о защите и помощи нуждающимся. Его сын, Великий князь Ростислав, все имущество, оставленное в наследство, раздал церкви, монастырям и нуждающимся. Великий князь Роман Мстиславович также посвятил свою жизнь делам милосердия, не оставив ничего себе из имущества. Даже хоронили его на народные пожертвования. Необходимо отметить и благотворительную деятельность Великого князя Черниговского Николая Давидовича, жившего в XII в. Он построил на свои средства монастырь, целиком предназначавшийся для больных. Врач Пётр Сирянин обслуживал эту обитель и заботился о находящихся там больных.

Малоизвестным фактом является благотворительная деятельность князя Александра Невского, прославившего себя победой над шведами в Невской битве 1240 г. и немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242 г.). Он был мужественным и храбрым воином, дальновидным политиком. За счёт своей казны князь Александр Ярославович выкупал из плена русских воинов, раздавал милостыню. В 1247 г. он издал Указ об обязанностях бояр брать под свою защиту всех обездоленных — вдов, сирот, больных.


Русское государство сложилось на Руси в XV веке в эпоху правления Великого князя Ивана III Великого (1440–1505). Он проводил успешную внутреннюю и внешнюю политику по собиранию русских земель, свержению монголо-татарского ига. В результате его 43-летнего правления в Восточной Европе на месте разрозненных феодальных княжеств была создана новая крупная держава, воспринимавшая себя, как возрождённая Древняя Русь.

В ходе правления Ивана III произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы, а также превращение этого города в центр единого Русского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны от зависимости Золотой Орды, принят свод законов Русского государства.

В конце XV в. Великий князь Иван III издал законы о выделении средств монастырям и церквям на нужды благотворения. В исторических документах встречаются также описания организации общественного призрения (приютов для сирот, вдов и т. п.) [8] . В Москве был воздвигнут нынешний кирпичный Кремль.

Его жена Софья Палеолог (1455–1503) — Великая княгиня Московская, бабушка Ивана Грозного, происходившая из византийской императорской династии Палеологов, поддерживала желание своего мужа, князя Ивана III, расширить и укрепить Московское государство. Софья Палеолог родила великому князю Ивану III девять детей — пять сыновей и четырёх дочерей.


Легенда гласит, что в состав приданого Софьи Палеолог входили книги, вошедшие позже в основу собрания знаменитой библиотеки Ивана Грозного. По прибытии в Москву в 1472 г. Софья Палеолог увидела последствия пожара Москвы 1470 г. Поняв, что книги могут сгореть, она распорядилась хранить их от пожара в подвале под церковью Рождества Богородицы в Кремле.

Первый царь из династии Романовых Михаил Фёдорович(596—1645) поручил Патриаршему приказу позаботиться об открытии сиротских домов, пожертвовал земли на нужды Покровского монастыря в Москве. Его сын, Алексей Михайлович (1629–1676) содержал в своём дворце богомольцев, болеющих, странников. Принятое при его царствовании Соборное уложение (1649 г.) содержало статьи об общественном призрении, содержании богаделен для больных и престарелых нищих [12] .

Одним из замечательных людей XVII в. был московский благотворитель Фёдор Михайлович Ртищев (1626–1673). Он принадлежал к числу выдающихся государственных деятелей России того времени. Вся его жизнь являлась служением страждущим и нуждающимся в помощи.


По его распоряжению была организована специальная служба, объезжавшая Москву, подбирая упавших и валявшихся на улицах столицы людей. Среди них были пьяные и больные, престарелые и слепые, и другие калеки. Их привозили в особый дом, устроенный за счёт его денежных средств, оказывали помощь в зависимости от причин и обстоятельств, лечили или отпускали.

Ф. М. Ртищев купил дом, предназначавшийся для престарелых, слепых, больных, потратив на его содержание свои последние доходы. После его смерти дом, ставший больницей, носил имя Фёдора Михайловича Ртищева. Приют ещё долго существовал благодаря поддержке анонимных дарителей. Благодаря его благотворительности образовались два типа заведений: 1) амбулаторные приюты (для нуждающихся во временной помощи), 2) постоянные учреждения (богадельни, где больные жили до самой своей кончины). Так добрый почин Ф. М. Ртищева способствовал дальнейшему развитию и устройству благотворительной деятельности в государственных масштабах.


В XVII в. Указ царя Фёдора Алексеевича, изданный в 1682 г., предписывал нищенство не считать неприкосновенным. Отныне только больные, калеки, неспособные работать могли рассчитывать на государственную помощь. Люди, способные к труду, должны были работать. Для этого создавались специальные дома трудолюбия.

o0i09.jpg

Именно щедрость и хорошо организованная адресная помощь неимущим были мерилом успеха предпринимателя, давая возможность получить общественное признание и всеобщее одобрение.

Внимание исследователей-социологов привлекает тот факт, что, несмотря на широкое распространение нищенства в России, первые организованные попытки оказать помощь нуждающимся были сделаны только при Петре I.

В случае, если бродяга не был крепостным, его препровождали на принудительные работы. Бывшие нищие могли рассчитывать на некоторую врачебную помощь и бесплатную похлебку, а также телесное наказание за бродяжничество. При всей своей категоричности царь-реформатор положительно относился к помощи детям и старикам. Именно при нем были построены первые богадельни и детские приюты.

Намного благосклоннее к частным податям относилась дочь Петра – императрица Елизавета. Как и ее последовательница, Екатерина II, она считала необходимым поощрять помощь нуждающимся, но только в организованном виде.

899.jpg

А в блестящий екатерининский век просвещения было модным жертвовать на образовательные учреждения, детские приюты, поддерживать юные дарования. Сама Екатерина II стала примером для знати, выдав на нужды младенцев-подкидышей 100 тыс.рублей серебром из собственного кармана. Но самым главным достижением императрицы стала система домов призрения (призревать – заботиться, опекать). В их задачи входили организация школ, приютов для сирот, богаделен, работных домов и смирительных заведений для душевнобольных. По сути, была создана государственная система, как прообраз будущих министерств социальной политики, в которой Екатерина II сумела объединить все виды благотворительной деятельности.

С конца XVIII в. начался расцвет такого вида благотворительности, как меценатство. Оно проявилось в виде покровительства искусству, наукам, собирании больших библиотек, коллекций, созданий художественных галерей и театров. Именно в это время были заложены основы крупнейших мировых коллекций художественных ценностей, таких как Эрмитаж, российская государственная библиотека, галерея Академии художеств.

Власти, кровно заинтересованные в благотворительности, которая значительно экономила средства государственной казны, активно поддерживали меценатов. Для добровольных жертвователей на общественное благо создавались особые условия: аристократам вручались высшие государственные награды, купцам жертвовались дворянские титулы, безродным промышленникам присваивались генеральские чины.

Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды. Наибольшего размаха меценатство достигло во второй половине ХIХ начале XX вв.

po;i.jpg

Каждый старался привнести свою лепту в нашу победу, жертвовал самым необходимым, показывая пример будущим поколениям благотворителей и меценатов.

Эпоха 2000-х по праву считается временем становления нового российского класса – класса благотворителей и меценатов. Отныне благотворительность перестала носить случайный характер. Отмена многих льгот, предусмотренных для благотворителей в начале 90-х годов, позволила частично зачистить плоскость меценатства от недобросовестных налогоплательщиков.

Миллионы людей показали удивительную способность сопереживать совсем незнакомым людям, говорить теплые слова поддержки, жертвовать с трудом заработанные деньги на кров или лечение нуждающимся. И эта великая сила тепла, великодушия и самоотверженности способна согреть каждого обездоленного, множество раз опровергая догму о человеческом одиночестве.







Нужна помощь

Идет укладка теплого пола рядом с купелью для крещения полным погружением в храме свт.Иннокентия. Начался монтаж конструкций иконостаса. За февраль на 27.02.2022 собрано 32 695 руб. (+6875 руб. за неделю). Спасибо!

Дорогие друзья, мы начали редизайн! Спасибо за участие в опросе, мы получили больше 3 страниц полезных предложений и уже их применяем! На поддержку интернет-проектов Дома милосердия за февраль на 27.02.2022 собрано 6 503 руб. (+390 руб. за неделю). Спасибо!

Благословение на Великий пост духовным чадам о.Сергия

Благословение на Великий пост духовным чадам о.Сергия. Ежедневное чтение св. Евангелия по общецерковному правилу со 2-ой недели Великого Поста.

Трансляция богослужений

Ближайшие трансляции - в субботу Всенощное бдение в 17.00, и Литургия в воскресенье в 10.00.

Статьи

Статьи/ Истоки благотворительности и милосердия на Руси

Истоки благотворительности и милосердия на Руси

Княжеская и великокняжеская благотворительность на Руси

Киевский князь Ярослав Владимирович (1016 г.) в Церковный и Земский уставы разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал сиротское училище, в котором 300 детей жили на полном обеспечении. Дело отца продолжили сыновья Всеволод и Изяслав.

Владимир Мономах

Всегда помогал бедным и больным князь Владимир Мономах, сын Всеволода. Он творил милостыню, призывая к благотворительности детей и дружину: Странние и нищие накормляли и напояли, аки мати дети своя, избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу.

Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, на собственные средства открыла в Киеве женское училище для всех сословий и сама обучала в нем ремеслам и грамоте.

князь Андрей Боголюбский

Князь Андрей Боголюбский приказал возить по улицам продукты питания и раздавать бедным. Св. благоверный князь Александр Невский тратил свои средства на выкуп пленных. Св. князь Дмитрий Донской помогал погорельцам строить новые дома, раздавал милостыню.

Русские монастыри как центры православной благотворительности
Важное место занимала благотворительность в мирском служении Православной Церкви. Монастыри на Руси раздавали нуждающимся еду и милостыню, строили дома призрения для больных и стариков. Отец русского монашества прп. Феодосий Печерский благословил отчислять на нужды бедных десятую часть монастырских доходов, устроил отдельный двор, где жили нищие и калеки.

Истоки системы общественного призрения

С середины XVI в. после Стоглавого собора (1551 г. на Руси начинается переход от благотворительности как личного дела правителей и инициативы Церкви к созданию системы общественного призрения. Собор определил: Действительно нуждающихся прокаженных и состарившихся отделять от нищих промышленников, переписывать их по всем городам, устроить для них богадельни мужские и женские под ведением добрых священников и целовальников на счет частной милостыни.

С этого времени создаются государственные благотворительные учреждения (например, богадельни). Церковь же по-прежнему зримо являла, что милосердие и благотворительность выступают основными ценностями Православия: монастыри и приходы содержали сиротские приюты, школы, больницы, создавали библиотеки, раздавали бесплатные обеды.

Кандидат филологических наук Инна Юрьевна Серова

Другие материалы по теме:

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Начались работы по строительству храма свт.Василия Великого - закладка состоялась 9 февраля 2017 года, принимаются имена на вечное поминовение на сваи. Устроена дорога на стройплощадку, установлена мойка для колес выезжающей техники, ведется работа по разметке свайного поля для храма. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Похожие материалы:

Откликнуться на нужду

Филька

Инвалида детства Фильку привезли в больницу в очередной раз помирать. Возможно, это бы и произошло, если бы не сердобольная санитарка детского отделения тетя Фима, Ефимия Степановна, которая, всей душою жалея несчастного, брала на себя уход за ним и даже лечение.

К служению призывается весь народ Божий

Читайте также: