Благотворительность при екатерине 2 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первое десятилетие царствования Екатерины 2 характеризуется подъемом общественной мысли. Императрица живо интересуется прогрессивными движениями общественной мысли, а Западной Европе. В первые годы правления Екатерины 2 ее инициативы в области благотворительности ограничивались вопросами воспитания. Екатерина пытается внедрить в жизнь новую гуманную форму воспитания детей, создать унифицированный тип гражданина, отвечающего насущным задачам быстро растущего государства.

Инициатором создания новой системы воспитания был Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын И. Ю. Трубецкого. В 1763 году он представил Екатерине II план школьной реформы, который императрица подписала специальным манифестом. Согласно проекту создавалась система закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей и подростков. В нее входили воспитательные дома для подкидышей в Москве (1764) и Петербурге (1770) , а позднее в нее еще вошли и училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, а так же институт благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре с отделением для девочек из мещан.

Наибольшую известность из этих учреждений получил Воспитательный дом, который предназначался для воспитания подкидышей в возрасте не более 2-х лет. Сразу же при основании Воспитательного дома при нем было создано родовспомогательное отделение – секретно – родильный госпиталь. Поскольку в большинстве случаев были незаконнорожденные, то роженицам предоставлялось право не называть своего имени. Позволялось даже рожать в маске.

Все обстоятельства сохранялись в тайне. Никто, кроме повивальной бабки, не имел права входить в палату к роженице. По мысли Бецкого воспитательные дома должны были сыграть огромную роль в обновлении российского общества, многие проблемы которого коренились в негативном влиянии невежественного и зараженного предрассудками старшего поколения на юное. Поскольку в семьях дворян, купцов и крестьян такое влияние непреодолимо, так как родители являются естественными воспитателями своих детей, Бецкой возлагал надежды на закрытые государственные учреждения, где молодое поколение будет готовиться к новой жизни в духе лучших идей Просвещения и под руководством гуманных наставников. Разумеется, сироты и бесприютные дети подходили для этой роли лучше всего.

Первоначально воспитание всех питомцев было одинаковым, они получали элементарное общее образование, а затем с 14 – 15 лет мальчики и девочки отдавались для обучения ремеслам в мастерские. В последующем образование приобрело дифференцированный характер. Причем государственных средств на его содержание не выделялось, а предполагались „доброхотные подаяния” благотворителей. Помимо них, Воспитательный дом получил особую привилегию: в его пользу перечислялся специальный налог на ввозимые в страну игральные карты. В 1772 году при нем были образованы три казны — сохранная, ссудная и вдовья. При Екатерине II предпринимались попытки организованной помощи вдовам с малолетними детьми, не имеющим средств к существованию. Учреждается специальная Вдовья казна, с тем чтобы мужья откладывали капиталы для обеспечения существования семьи в случае своей смерти.

Однако призыв не нашел отклика в мужской среде и казна осталась пустой. В 1768 году Россия воевала с Турцией, но когда русские войска вступили в Молдавию, там вспыхнула чума. В 1770 году чума вспыхнула в Брянске и в скоре она снимала свою жатву в Москве. Чиновники не смогли быстро прореагировать на возникшие проблемы, чума распространялась по городу. Началась паника. Генерал – губернатор, гражданский губернатор и обер-полицейский бежали не в силах справится с заразой. В городе поднялся бунт. Обеспокоенная всем этим, а так же и Крестьянской войной 1773 – 1775 года под предводительством Пугачева, Екатерина II проводит в 1775 году государственную реформу по реорганизации губернской структуры империи.

Общеизвестно, что Екатерина II в немалой степени сама подавала пример своимподданным. Так, в 1767 г. российское дворянство и купечество собрало более 52 тыс. рублей на сооружение памятника императрице, однако Екатерина II, прибавив от себя еще 150 тыс. руб, предназначила эти деньги на строительство училищ, сиротских домов, больниц и богаделен.

Однако довольно скоро стало очевидным существование ряда негативных факторов, препятствующим успешному внедрению всего этого. Наиболее остро стояла проблема финансового обеспечения богоугодных заведений. Средств, выделяемых Приказом общественного призрения из государственного бюджета на реализацию программ по оказанию помощи нуждающимся крайне не хватало. Расходы на содержание огромного бюрократического аппарата новой системы социальной защиты населения не покрывали даже функционирующие при Приказах общественного призрения ломбарды и коммерческие объединения, которые призваны были служить их самостоятельным источником доходов. Но тем не менее, несмотря на многочисленные проблемы системы общественного призрения к концу правления Екатерины II в России уже существовала и отличалась многообразием форм и правлений. При Екатерине II система помощи была реорганизована и адаптирована к условиям жизни. Богатые, благородные, образованные люди считали за честь вкладывать свои средства в богоугодные заведения, богадельни, приюты, воспитательные дома. Меценатство всячески поощрялось различными знаками отличия, медалями, а сами филантропы пользовались большим авторитетом в обществе.

Благотворительная деятельность при российских императрицах расцветала, но с момента наступления революции это явление отошло на второй план.

Борьба с нищенством при Петре I

Борьба с нищенством при Петре I и его позиция была крепка довольно длительное время. Подавать и просить милостыню не разрешалось, подобные действия подвергались определенным мерам наказания. Люди, которым нужна была помощь, во времена Петра I старались сильно не афишировать свое проблемное положение - обществом это порицалось.

Отношение правительства к благотворительности в 1793

1793 год значительно нарастил количество нищих по стране, все больше людей решались обратиться за помощью к государству или обществу для того, чтобы выжить.

Понятие светской благотворительности

Понятие светской благотворительности закрепилось к началу эпохи Екатерины II, когда правительство начало действовать. Понемногу в России начали распространяться и популяризироваться идеалы европейского гуманизма. Весь местный бомонд уловил суть и красоту милосердия и стал активно помогать тем, кто в этом нуждается.

Как императрица Екатерина II относилась к благотворительной деятельности

К благотворительной деятельности российская императрица Екатерина II относилась с воодушевлением - первым опытом в благотворительной деятельности стало для нее учреждение воспитательных домов для всех, кто не находился под опекой родителей или попечителей. Все подкидыши, сироты и брошенные младенцы смогли получить еду, кров и воспитание в специальном доме в Москве, а позже и в Санкт-Петербурге. Екатерина II мыслила таким образом: воспитательные дома должны считаться учреждениями государственного образца и всегда быть под покровительством действующего правительства. Все больше и больше знатных и обеспеченных людей привлекалось в систему благотворительной деятельности. Со временем задумки Екатерины II были реализованы в полноценной системе, которая поддерживала сирот, больных и малоимущих до 1918 года.

Екатерина II сделала все, чтобы усилия государства и частных лиц объединились. Для этого она издавала Приказы общественного признания, которые ложились на плечи российских губерний. Такой ход позволил более тщательно попечительствовать сиротским и работным домам, богадельням и медицинским учреждениям.

Нельзя сказать, что о приказе Петра I все позабыли. В некоторых местах по-прежнему задерживали нищих и за это даже предлагали вознаграждение. Просящих милостыню по-прежнему не жаловали на улице - их размещали в работных домах или на территории специальных учебных заведений, где они находились под надзором. Некоторым нравился бродячий образ жизни и они сбегали от своих благодетелей - таких нуждающихся сурово наказывали. Екатерина II считала, что каждый человек должен быть при деле и это дело должно быть полезным обществу.

Важное событие для благотворительности

Важное событие для благотворительности произошло в 1764 году - российская императрица объявила открытие первого Воспитательного общества благородных девиц. В этом же году начали создаваться прообразы органов соцзащиты. Частные лица начали активно участвовать в благотворительной деятельности, те, кто строили благотворительные заведения или облагораживали уже существующие, получали существенные поощрения от правительства. По все стране создавались дома для бедных и сирот, богадельни, медицинские учреждения и прочие социально значимые объекты.

Губернии соревновались, кто больше создаст благотворительных заведений. Причем, все объекты строительства поддерживались государственным казначейством - в помощь благотворителям выдавались по 15 000 рублей, которые можно было использовать во благо общества. Эта весомая сумма увеличивалась в десятки раз за счет пожертвований со стороны частных лиц - местная элита и просто люди, которые хотели оказать помощь нуждающимся, могли давать денежные средства во имя благих дел.

Однажды Екатерина II узнала, что в ее честь хотят установить памятник и для этого собрали более 50 000 рублей. Решив, что это напрасная трата денег, она добавила к этой сумме еще 150 000 рублей и отдала средства на строительство учебных заведений и больниц.

Благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I

Благотворительной деятельностью Мария Федоровна считала не только помощь в виде денежных подаяний, но и просветительную деятельность. Она старалась дать всем, кто находится в тяжелом положении, хорошее образование, которое впоследствии помогло бы нуждающимся обрести самостоятельность в решении финансовых вопросов.

Мария Федоровна, супруга Павла I, несмотря на свое высокое положение, решила встать во главе Воспитательного общества благородных девиц - крупнейшей филантропической организации в России до наступления революции. Учебное заведение даже начали называть ее именем. Мария Федоровна помогала детям, инвалидам, вдовам и престарелым. Императрица активно боролась с младенческой смертностью в сиротских домах, где она на то время приближалась к 100%. Мария Федоровна отдала свою дачу под нужды училища для глухонемых детей, организовывала вдовьи дома для ухода за больными, которые на перспективу стали обществами сестер милосердия.

Екатерина II Великая Когда-то, провожая дочь-невесту Со­

Составить план устроительства новаторских учреждений Ека­терина II поручает хорошо осведомленному в европейских образо­вательных модах стареющему сановнику И. И. Бецкому 1 (1764), ему же впоследствии выпадет некоторое время курировать глав­ные учебные заведения империи.

Поступок самодержицы придворные расценили как сигнал к действию и также совершили разовые пожертвования, многие обязались переводить ежегодно определенные суммы из жалованья либо доходов (окладные подаяния). Составили даже список буду­щих дарителей. 29 благодетелей пообещали оказать помощь в 1763 г., 16 готовы были сделать это в 1764 г., на 1765 г. записа­лись шестеро. Наиболее щедрым благотворителем оказался заводчик и землевладелец Прокофий Акинфиевич Демидов (1710—1786), пе­реводивший крупные денежные вклады на строительство Воспита­тельного дома и Московского университета. Только на открытие Родильного института при Воспитательном доме П. А. Демидов пожертвовал 200 000 р. Императрица на содержание Воспитатель­ных домов выделяла средства регулярно, в общей сложности пожа­ловав за годы своего правления около 2 000 050 р. [4, с. 283], тогда как общие окладные подаяния, поступившие с 1763 по 1787 г., со­ставили менее 40 000 р. Личный вклад И. И. Бецкого в 163 000 р. превысил эту сумму четырехкратно.

Под возведение благотворительного комплекса И. И. Бецкой без труда получил необычайно удачное место — Гранатный двор с Васильевским садом на Яузской улице (между Яузой и Моск­вой-рекой) 2 . Вероятно, по мысли устроителей, власти предержа­щие с вершины Кремлевского холма отчетливее могли рассмот­реть нужды страждущих, задуматься о превратностях судьбы, о горькой сиротской доле и щедрее поддерживать их.


Воспитательный дом (г. Москва)

Московский и петербургский Воспитательные дома являют со­бой заданную властью модель государственного приюта для де- тей-сирот, предусматривающую их обязательное образование.

Несмотря на то что из документов московского Воспитательного дома видно, что среди здоровых в этом доме воспитывались и глухие дети [3, с. 115], нет оснований полагать, будто московский Воспита­тельный дом стал прототипом специальных школ для глухих в отече­стве, как о том иногда пишут [3, 15]. Случайное попадание детей с нарушением слуха в общеобразовательные классы вряд ли можно считать началом организованного специального обучения, тем более что сурдопедагоги в штате упомянутого дома отсутствовали.

27 ноября 1773 г. — Объявление Императорского Воспитатель­ного дома Опекунского совета «О предпринятом гражданами ггорода

Достаточно прочитать названия документов, чтобы понять офи­циальную линию в деле опеки подкидышей-сирот. Опытный мос­ковский Воспитательный дом (1763) задумывался как первый шаг на пути реализации генерального плана. В последствии из-за отсут­ствия или экономии казенных средств для нужд дома экспро­приируется церковная недвижимость в Москве и Нижнем Новгороде (1771). Комплекс расширяется, но нет четких правил комплектова­ния учреждения, не определен порядок доставки иногородних мла­денцев. Часть вопросов снимают указы 1771—1772 гг., но москов­скому и петербургскому домам оказывается не под силу принять всех подкидышей, а в других городах их негде размещать. Младен­цев начинают раздавать на вскармливание в крестьянские семьи за плату. Рушится изначальный замысел воспитания детей в отрыве от губительной среды.

Поражает изобретательность чиновников высокого ранга, же­лавших продемонстрировать государыне собственное рвение, но не войти при этом в расход. Так, изощренный царедворец граф Я. Е. Сивере, объявив о своем желании на личные средства обеспе­чить призрением сирот-подкидышей, незамедлительно, в наруше­ние действующего закона, ввел в подвластных ему землях налог с бань и кабаков для компенсации затрат на содержание частного Воспитательного дома. В той же логике действует нижегородский прокурор А. И. Бахметьев, который под размещение своего частно­го воспитательного дом добился изъятия церковного здания.

Видя пассивность подданных, императрица резко сокращает помощь московскому Воспитательному дому, всего через несколь­ко лет после открытия его пропагандистское предназначение утра­чивается, поднять волну частной благотворительности по царской прихоти не удалось. Государство выступило с почином, на кото­рый не торопились откликаться ни богатые аристократы, ни цер­ковные иерархи. Когда же рядовые жители небольшого городка Осташков, ссылаясь на закон, попросили помочь местным сиро­там, тотчас последовала отповедь и от церкви, и от знати, и от вла­сти. Что оставалось делать доверчивым осташковцам? Осенью 1773 г. горожане выступили с почином организовать частный Вос­питательный дом на собственные средства. Созданный на народ­ные деньги Осташковский дом просуществует вплоть до 1917 г.

Появление частных детских приютов (Олонец, Вытегра, село Капустинец Киевской губернии, Архангельск, Калуга, Смоленск, Старая Русса, Белозерск, Боровичи и т. д.) 1 имело уже мало обще­го с первоначальной идеей Екатерины II и И. И. Бецкого. Столич­ным заведениям покровительствовали монархи и знатные вельмо­жи, провинциальные же существовали за счет местных пожертво­ваний, однако ни те ни другие заведения не являлись воспитатель­ными, тем более учебно-воспитательными заведениями. Условия жизни в частных домах были таковы, что уровень детской смерт­ности постоянно оставался высоким. Так, в Воспитательный дом Гродненского приказа с 1823 по 1827 г. поступило 425 младенцев, из них умерло 341, за тот же срок в воспитательном доме Томско­го приказа из 511 младенцев умерло 485.

Благотворительность на Руси стала развиваться с принятием христианства. В то время она заключалась в раздаче одежды и еды, иногда нуждающимся подавали деньги. Все это было личной инициативой князей, но княжеская милость была непостоянной, и нуждающиеся надеялись только на церковь.

Когда благотворительность стала делом дворян и купцов? Зачем на кружки для сбора милостыни вешали замки? Как проходили благотворительные балы и лотереи?

Князья-благотворители

Князь Ярослав Мудрый открыл первое учреждение для сирот, где обучали три сотни юношей. Князь Андрей Боголюбский приказывал развозить по улицам телеги с едой и кормить бедных.

При монастырях и церквях создавали больничные кельи, богадельни — приюты для содержания нетрудоспособных людей. Церковь брала под свое крыло вдов, сирот, больных, при некоторых монастырях формировались целые слободы нищих.

На церковные и княжеские средства людей кормили, лечили, обучали, давали им кров. Благотворительная деятельность церкви стала особенно востребованной во время монголо-татарского ига, когда выросло количество вдов и сирот, людей с увечьями.

Профессиональные нищие

В 1551 году на Стоглавом соборе царь Иван Грозный обратил внимание, что в богадельных избах, которые содержатся за счет казны и личных пожертвований, живут ненастоящие нищие. Там селились люди, платившие приказчикам небольшие суммы за место.

К ХVII веку нищенство стало массовым, и это вызвало реакцию со стороны государства. Петр I запретил притворное нищенство, в его указе 1691 года говорилось:

Подавать милостыню случайным людям на улице тоже запретили. Историк Василий Ключевский писал:

Настоящим нуждающимся тоже запретили просить милостыню. Пётр приказал задерживать их на улице и распределять по богадельням. Богадельни быстро заняли ведущую роль среди благотворительных учреждений.

В Москве в 1730-1750 годах существовало около 100 богаделен, где проживали в общей сложности 5 тысяч человек. Большинство заведений содержались за счет частных пожертвований.

Как работали богадельни

К XIX веку богадельни открывались уже повсеместно. Средства и помещения для их устройства передавали представители почти всех сословий: дворяне, купцы, мещане. Некоторые богадельни называли в честь благотворителей, например благотворительные заведения графа Апраксина, дом призрения фабрикантов Брусницыных и т. д. На рубеже XIX-ХХ веков богадельни составляли уже половину благотворительных заведений страны, в 1902 году их было 2 083 из 4 382 всех заведений.

Большинство богаделен были небольшими городскими или сельскими заведениями, которые содержали не больше 25 человек и предлагали сносные пропитание и одежду.

Например, в 1902 году в женской богадельне в Нижнем Новгороде могли разместиться 32 женщины. В обычные дни им подавали щи или суп с мясом и рыбой, давали кашу со сливочным маслом. В пост подавали суп с грибами, кашу на подсолнечном масле. Таким был обычный рацион.

В праздники женщины в богадельне могли рассчитывать на мясной или рыбный пирог. Помимо еды в богадельне получали одежду: раз в год женщинам выдавали пару какой-нибудь обуви, платки и два платья. Раз в несколько лет выдавали пальто.

К 1906 году богадельни Российской империи имели общий капитал в 53 миллиона рублей и недвижимость на 41 миллион. Примерно в это же время в богадельнях проживали около 670 тысяч человек со всей империи.

Учреждения императрицы Марии

Помимо богаделен существовали и другие благотворительные учреждения. В 1796 году Павел I передал Воспитательное общество благородных девиц в ведение своей жене, императрице Марии Федоровне.

Уже в следующем году она взяла под свою ответственность воспитательные дома Москвы и Санкт-Петербурга. Это стало началом для формирования Ведомства учреждений императрицы Марии. Ведомство объединило в себе множество учреждений: больницы для бедных, Воспитательные дома, куда принимали бесприютных младенцев, Вдовьи дома, где жили неимущие вдовы мужчин, прежде служивших государству и т. д.

Всего на содержании Ведомства находилось больше 710 тысяч человек. Его капитал составлял 128 миллионов рублей, в том числе в ценных бумагах: благотворительным фондам приходилось выступать в роли игроков на финансовом рынке, чтобы поддерживать свою деятельность.

Ведомство императрицы Марии зарабатывало на заботу о больных и нищих разными путями, например у него была монополия на производство и продажу игральных карт. Весь доход от этой индустрии шел в пользу нуждающихся. Хотя это было государственное учреждение, бюджет Ведомства пополнялся и за счет частных пожертвований. Благотворители отдавали туда землю и здания, жертвовали денежные средства, иногда огромные суммы — до нескольких сотен тысяч рублей за раз.

Благотворительная сфера переживала на рубеже XIX-ХХ веков небывалый подъем, к 1902 году в Российской империи существовало уже 11 040 благотворительных учреждений. По данным за 1900 год, больше 80% этих заведений создавались и находились под покровительством частных лиц.

В 1910 году Всероссийский съезд деятелей по призрению сообщал, что 75% средств в сфере благотворительности собирают за счет частных добровольных пожертвований. В 1913 году благотворительные заведения одного только Санкт-Петербурга получили совокупно 8 миллионов рублей.

Ночлежные дома

В 1860-1870-е годы в Российской империи родился новый тип благотворительных заведений — ночлежные дома. Нужда в них появилась после отмены крепостного права. Крестьяне-отходники стали мигрировать в города в поисках заработка. Не всем везло, конкуренция была велика, многие работоспособные люди оказывались на улице без работы и денег.

Первые ночлежные дома были коммерческими, похожими на дешевые гостиницы с койко-местами в общих комнатах. В таких домах были невыносимые условия, помещения не мыли и не проветривали, люди спали в тесноте и выходили на улицу несколько раз за ночь, чтобы не задохнуться.

Вскоре появились благотворительные ночлежные дома. Они находились под муниципальной юрисдикцией, а содержались за счет частных пожертвований. В этих ночлежках условия были намного лучше. Одежду посетителей дезинфицировали, кровати либо устанавливали на расстоянии 30-40 сантиметров друг от друга, либо разделяли бортиками.

Больным и старикам в таких заведениях позволяли ночевать бесплатно. Здоровые рабочие и даже бродяги платили всего 2-5 копеек за ночь, в некоторых ночлежках за эту сумму предлагали не только койку, но и чай или даже горячий ужин.

Благотворительные ночлежки открывали главным образом по инициативе муниципальных врачей. Например, в 1883 году в Санкт-Петербурге врач Николай Дворяшин предложил создать Общество ночлежных домов, затем члены Общества построили четыре ночлежных дома, которые совокупно вмещали 900 человек.

Жертвовали в эти общества в основном богатые предприниматели. В Москве купец и предприниматель Флор Ермаков отдал в 1895 году 800 тысяч рублей. В Нижнем Новгороде Николай Бугров, владелец мукомольных предприятий, пожертвовал в 1883 году 130 тысяч рублей. В Чите купчиха Мария Игнатьева в 1914 году передала городскому общественному управлению полностью обустроенный ночлежный дом, который стоил около 40 тысяч рублей.

В Томске купцы и промышленники Кухтерины, которые владели спичечной фабрикой и винокуренными заводами, пожертвовали 115 тысяч рублей в городской бюджет на устройство томского ночлежного дома и столовой для бедных. В этой ночлежке можно было переночевать за 5 копеек, в эту цену входил ужин и чай с хлебом на завтрак. Ночлежный дом открылся в 1892 году, в нем помещалось больше ста человек.

Читайте также: