Бизнес в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Малый бизнес уже давно доказал свою состоятельность, особенно это касается стран с развитой рыночной экономикой. Он эффективен как в экономическом плане, так и в социальном. В России малое предпринимательство существует чуть более 20 лет и на современном этапе развития переживает переход от стартового пункта к пункту, где оно более развито на качественном уровне.

Наиболее точно развитие малого бизнеса в России охарактеризовано в таблице ниже, из которой совершенно ясно, что эффективность функционирования малого бизнеса во многом зависит от ряда причин, в том числе и от отраслевых.

Ключевые показатели деятельности малых предприятий (без учёта микропредприятий) по различным видам экономической деятельности за 2012 г.

Средняя численность работников, чел.

В основной массе малых предприятий по данным на начало 2013 г. самую внушительную долю составили предприятия, занимающиеся торговлей и общественным питанием – 28,8%. Следом за ними идут предприятия по работе с недвижимым имуществом, предоставление услуг аренды – 20,6%. Промышленность обосновалась на третьем месте с процентом 14,9. Очевидно, что для этих отраслей характерна максимальная сосредоточенность численности работников. Говоря об объёмах оборотных средств, можно отметить, что малые предприятия лидируют в отрасли торговли и общественного питания, строительстве и промышленности. Инвестиции в основной капитал имеют самое большое значение и объём в строительстве, операциях с недвижимым имуществом, аренде, предоставлении услуг и сельском хозяйстве.Из таблицы становится совершенно ясно, что порядка 70% всех малых предприятий работают в базовых отраслях экономики. Сюда включены промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт и связь.

Повысить уровень эффективности общественного производства поможет стремление к тому, чтобы доля малых предприятий преобладала в реальном секторе. Однако, чтобы это осуществить, необходимо создать приемлемые условия. Стремления малого бизнеса в сферы экономики. Которые его обеспечивают наибольшую прибыль и рентабельность вполне адекватны и приемлемы. По мере того, как сферы заполняются, малый бизнес направляется в другие сферы, которые становятся на тот момент для него более привлекательными. Этот процесс логичный и закономерный.

Вырисовывается следующая картина по распределению малых предприятий по отдельным федеральным округам: Самая большая доля в 66% приходится на три федеральные округа: Центральный – 32%, Северо-Западный – 14%, Приволжский – 20%. Важно сказать и о том, что внутри федеральных округов также наблюдается неравномерность распределения.

Из общего числа малых предприятий Центрального федерального округа более 40% сосредоточено в Москве, а из общего числа малых предприятий Северо-Западного федерального округа более 56% приходится на Санкт-Петербург.

Согласно проведённым исследованиям, такая неравномерность в распределении малых предприятий по отдельным округам страны обуславливается разными причинами, которые в большинстве своём зависят от:

  • Уровня индустриального развития региона.
  • Отношения между региональными властями и представителями малого бизнеса.
  • Условий, которые сложились в регионе для развития малого предпринимательства.
  • Численности населения в различных экономических районах страны.
  • Уровня развития инфраструктуры, которая необходима для нормального функционирования малого бизнеса.

Развитие малого предпринимательства в России

Малый бизнес в России развивался в достаточно сложных экономических, политических и социальных условиях. Что не могло не сказаться на его специфических особенностях. Именно в период становления малого предпринимательства в стране проходили сложнейшие инфляционные процессы, экономический кризис, а также проводилась жёсткая кредитно-финансовая политика. Логично, что такие условия не могли благоприятно влиять на развитие всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого бизнеса.

Но в этот непростой период было не только негативное влияние, положительное влияние на развитие малого предпринимательства также оказывалось. В целом факторы, способствующие развитию малого бизнеса в РФ можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

  • Законодательная база.
  • Налоговая система.
  • Система кредитования.
  • Система поддержки и развития малого бизнеса.
  • Информационная система вместе с иными элементами рыночной инфраструктуры.
  • Организационно-правовая форма предприятий.
  • Менеджмент предприятий с организационной структурой.
  • Высокий экономический потенциал.
  • Мотивирование работников системы.

Самым главным внутренним фактором, который поистине эффективно влияет на деятельность малых предприятий – менеджмент, который состоит в том числе и из правильного построения малого предприятия и управления всего его подразделениями.

Малые предприятия прекращают своё существование в основном из-за неэффективного менеджмента.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что в период с 1990-2013 гг. в России были бы созданы нормальные условия для развития малого предпринимательства и была бы обеспечена правильная поддержка со стороны государства, то на сегодняшний день уровень экономического развития страны был бы значительно выше.

К сожалению, на данный момент Россия внушительно проигрывает странам с развитой экономикой.

Малому бизнесу в Росси не отводится большая роль, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5-6 раз, на долю занятых в малом предпринимательстве приходится в 5-7 раз, по количеству малых предприятий на 1000 жителей приходится в 6-12 раз меньше предприятий.

Это даёт повод задуматься над тем, что на данный момент в огромной стране большой неиспользованный потенциал для развития малого предпринимательства. Более того, предстоит повысить его роль в экономике страны.

Для последних двадцати лет характерно стихийное развитие малого бизнеса, и, как правило, полное отсутствие поддержки со стороны государственного и регионального управления. В силу этого можно рассуждать о негативных и позитивных явлениях в его развитии.

Позитивные факторы развития малого бизнеса в РФ:

  • Увеличение роли и значимости бизнеса с каждым годом.
  • Расширение площадей развития малого предпринимательства и проникновение во все сферы общественного производства.
  • Развитие не только количественных характеристик малого бизнеса, но и качественных.

Говоря о специфических особенностях развития малого предпринимательства в России, следует упомянуть следующие факторы:

  • Хаотичное развитие малого бизнеса, которое происходило без государственного вмешательства и регулирования.
  • Возросшая роль малого бизнеса в отношении решения вопросов, касающихся экономических и социальных проблем. Хотя до максимально возможного уровня очень далеко.
  • Теневой бизнес имеет большую долю от всего малого бизнеса.
  • Существует множество ниш, которые ещё не заполнили представители малого бизнеса.
  • Малый бизнес серьёзно проник в торговлю, общественное питание и другие привлекательные сферы общественной деятельности, где по прошествии некоторого времени были созданы условия для получения большой прибыли. Для малого бизнеса также характерно проникновение во все сферы деятельности, даже в те, где рентабельность намного ниже, чем в уже освоенных.
  • Малые предприятия находятся в разобщённом состоянии. Они редко поддерживают технологические или хозяйственные связи.
  • Малый бизнес находится на этапе, когда состоится кооперирование со средним бизнесом и крупными предприятиями.
  • Для российского малого бизнеса не характерна интеграция в мировую экономику. Это относится в том числе и к экспорту производимой продукции, а также международной специализации и кооперированию.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что малый бизнес в России – это слабо развитый пласт хозяйства страны, который имеет все возможности принести огромную прибыль, но для этого необходимо создать адекватные условия.

Российский бизнес – достаточно специфическая модель предпринимательства, поэтому многие зарубежные бизнесмены и инвесторы его попросту не понимают. Однако рыночные отношения начали зарождаться в России весьма недавно, тогда как в Европе они существуют уже сотни лет.

Особенности российского бизнеса

Среди основных особенностей российского бизнеса необходимо выделить следующие:


Такая особенность, как коллективизм, означает, что человек редко открывает дело в одиночку и стремится найти компаньона (минимум одного). В европейской и американской моделях такой проблемы не возникает: бизнес за рубежом является такой же нормой, как для россиян – наемный труд.

Мобильность персонала вызвана тем, что российская организация не способна вызвать у работника чувства приверженности и ответственности за результаты деятельности фирмы в целом. Поэтому в России легкомысленное отношение к занятости – увольнение не является трагедией ни для одной из сторон.

Коррупция, пожалуй, самая страшная проблема российского бизнеса, которая заключается в том, что при наличии начального капитала и желания открыть честный бизнес, существует определенный лимит, выше которого подняться будет невозможно.

Источником инвестиционной привлекательности является нестабильность внешней среды, в которой функционируют российские компании. Одним из ключевых критериев для инвестора является надежность фирмы, однако, отечественному бизнесу в этом плане похвастаться, увы, нечем.

Отсутствие образования и опыта у руководителей разных рангов – это следствие многих факторов: неспособности ВУЗов подготовить квалифицированных специалистов из-за невозможности предоставить им достаточно практики, а также нежелания самих граждан учиться.

Как видно, основные особенности российского бизнеса в то же время являются его недостатками. Есть ли преимущества?

Положительные стороны российского бизнеса

В качестве преимуществ российского бизнеса перед другими моделями можно выделить два следующих фактора:


Гибкость и адаптивность российских организационных структур – пожалуй, главные их преимущества. Отечественные компании гораздо быстрее приспосабливаются к условиям внешней среды, что, очевидно, является положительным эффектом от политической и экономической нестабильности.

Другой плюс – налог на прибыль. Показатель налога является одним из самых низких в мире, что демонстрирует следующая диаграмма:


Относительно налогов плюсом является и общая система налогообложения, что несвойственно многим крупным странам. Например, в США налог на прибыль в каждом штате имеет разные значения (то же отчасти применимо и к Канаде и Швейцарии). В некоторых штатах США налог составляет половину прибыли.

Основные направления российского бизнеса

В выборе направлений кроется еще одна проблема российского бизнеса. Она становится понятна при взгляде на следующую диаграмму от Росстата:



Что говорят россияне о желании иметь бизнес

Свой бизнес россияне мечтают открыть в основном в той сфере, где сейчас работают по найму. 28% заявили, что хотели бы открыть дело в услугах, 14% — в продажах, 10% — в области искусства и развлечений.

35% из тех, кто хочет открыть бизнес, уже озаботились созданием для этого денежных накоплений, 22% начали анализировать рынок и конкурентов, 21% готовили бизнес-план, а 17% продумывали концепцию проекта.


Однако у мечтающих о своем бизнесе достаточно и страхов. Так, помешать открытию дела, по мнению респондентов, могут нехватка в финансировании (так ответили 46%), новые ограничения для предпринимателей из-за коронавируса (37% — напомним, опрос проводился еще до решения о введении новых санкций), а 13% боялись ошибок в прогнозах по выбранной модели бизнеса.


В каком состоянии российский малый бизнес

По данным ФНС, на февраль 2022 года в России почти 5,9 млн малых и средних предприятий (МСП). Из этого числа подавляющее большинство — микропредприятия (5,669 млн), 212 тыс. малых предприятий и всего 17 тыс. средних. Микробизнес — это компании, в которых не больше 15 сотрудников, а годовой оборот меньше 120 млн рублей; малый бизнес — не больше 100 человек и оборот до 800 млн рублей; средний бизнес — не больше 250 человек и оборот до 2 млрд рублей.

Больше всего субъектов МСП в Центральном федеральном округе — 1,870 млн, причем около половины из них — в Москве. На втором месте — Приволжский федеральный округ (1,040 млн субъектов МСП, сопоставимо с ЦФО за исключением Москвы), меньше всего — в Северо-Кавказском федеральном округе (206 тыс.).

Отметим, что по сравнению с февралем 2021 года число субъектов МСП в стране выросло на 211 тыс., по сравнению с февралем 2020 года — снизилось на 25 тыс., а относительно февраля 2019 года — на 170 тыс. То есть рост произошел только относительно 2021 года, когда экономика страны наиболее сильно чувствовала ущерб от пандемии.


Профессор кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко замечает — ситуация с открытием бизнеса в России является стабильно негативной на протяжении последних лет шести-семи.


— В этом смысле это некая дополнительная подушка, — замечает Чепуренко.

Говоря о том, сколько человек на самом деле хотели бы открыть свой бизнес, профессор кафедры экономической социологии замечает, что статистика их вообще не учитывает, увидеть, какой процент желающих открыть свое дело действительно воплощает это в реальность, невозможно.


По данным Росстата от 2019 года о малых и микропредприятиях, более половины их оборота пришлось на оптовую и розничную торговлю, на втором месте — строительство (около 10%), далее идут обрабатывающие производства, продажа и ремонт транспортных средств, транспорт, а также операции с недвижимостью.

Как государство помогает бизнесу



При этом в целом, заметил Егор Иванков, сейчас бизнес находится в состоянии правовой неопределенности.


— И здесь, конечно, вопрос в скорости и эффективности с обеих сторон — насколько быстро государство сможет реагировать на запросы бизнеса, — сказал Иванков. — Поэтому предприятиям и предпринимателем из сектора и малого, и микробизнеса нужно формировать инициативу.

Почему не стоит паниковать в ситуации новых санкций

— Что делать после принятия международным сообществом новых ограничительных мер, пока не очень ясно, — говорит Александр Чепуренко. — Потому что пока непонятны масштаб и скорость воздействия этих мер на российскую экономику.

Он полагает, что, скорее всего, уровень жизни большинства россиян упадет, платежеспособность населения сократится.

— Если учитывать, что примерно половина малого бизнеса работает в сфере торговли и общественного питания, то именно этот сегмент и будет сильно затронут, — говорит Чепуренко. — А вот что будет происходить в сфере, скажем, строительства или информационных технологий, бизнес-услуг — пока сказать довольно трудно.



Он замечает, что в условиях ограничений на поездки в Европу и США многие россияне как раз перестанут уезжать из страны и будут максимально пользоваться сферой услуг в Российской Федерации.

Оганова отмечает, что нужно нащупать возможность, которая позволит сохранить имеющийся бизнес: сократить максимально расходы, при необходимости, возможно, придется пойти и на оптимизацию штата, как бы сложно это ни было. Она также призывает фиксировать ущерб и убытки, если они связаны с нынешней форс-мажорной ситуацией, потому что это может быть потенциальным поводом для исков для возмещения ущерба.


В любом случае нужно готовиться к длительному затяжному прыжку, по максимуму сохранять то, что имеется, — говорит Оганова. — И, как всегда, нащупывать тренды.

Место для шага вперед


— Не я сказал, что кризис — это большое окно возможностей, — говорит Алексей Порошин. — Простой пример: сегодня огромное количество психологов в условиях ощущения неопределенности предлагают людям свою помощь и на этом зарабатывают. Кроме того, однозначно будет дефицит иностранной техники, европейской мебели, айфонов и тому подобных вещей — и бизнес, который найдет лазейки и через третьи страны сможет поставлять эту продукцию в Россию, будет зарабатывать достаточно серьезные деньги.

По его словам, те организации, которые в условиях повышения ставок и приостановки кредитования рядом банков смогут выдавать деньги бизнесменам, также смогут очень хорошо зарабатывать.

Умелые предприниматели некоторыми трудностями будут пользоваться, — заметил Порошин. — Много появится новых бизнесов, о которых мы вчера еще не догадывались.

Наталья Оганова отмечает, что сейчас важно понять, какие деньги вы можете вложить в открытие бизнеса.


— Если вы собираетесь потратить рубли, которые накопили к этому периоду, то, возможно, это и неплохая идея, — говорит она.

Однако, замечает она, покупательская способность населения резко падает, в связи с чем нужно определиться с тем, какое направление будет на сегодняшний день наиболее востребовано, каков спрос и каков интерес у нынешнего потребителя.


Александр Чепуренко замечает, что сейчас возникнет и стихийный запрос на импортозамещение.

Егор Иванков отметил, что кризисы оставляют и возможность зарабатывать.

Ниши однозначно можно найти, — считает Иванков. — Конечно, всё будет зависеть от инструментов, какие мы получим, но главное здесь — побороть свои страхи.



По его словам, у российского бизнеса всегда были проблемы со стратегическим планированием, но возможности для него есть даже сейчас — достаточно посмотреть на совершенно конкретные задачи, которые могут перед бизнесом стоять в абсолютно прикладной плоскости: в производстве, промышленности, микроэлектронике. Даже в креативной индустрии, считает он, сохраняются хорошие возможности.

Говоря о рисках для людей, которые задумывались над открытием своего дела, Иванков замечает, что в нынешней ситуации есть и своя ценность.

Сейчас отсеются люди: те, которым страшно, даже подходить к бизнесу не будут, а те, кто понимает, что это риск, на это пойдут, — говорит он. — Это осознанный риск — и они не будут потом искать виноватых, они будут делать всё, чтобы дело получилось.

При этом, замечает он, некоторые модели бизнеса, которые существовали ранее, будут рассыпаться — уже нельзя будет выстроить бизнес со скрытыми владельцами и активами.

— Система вскрывается, мы попали в тот цикл, когда за карточным столом все должны сбросить карты, — говорит Иванков. — Через какое-то время это начнет происходить. Мир перестраивается, а вместе с ним появляются другие возможности.

Бизнес в России

Если вы читаете эту статью, то почти наверняка знаете о бизнесе в России не понаслышке. А как смотрят на бизнес в России иностранцы? И что можно познавательного о бизнесе в России им рассказать .

Сегодня есть тенденция, что все больше детей и подростков в России хотят стать государственными муниципальными служащими, ведь сейчас это практически гарантирует стабильно будущее. А вот количество взрослых, желающих, чтобы их дети занимались бизнесом, значительно выросло по сравнению с прошлыми годами.

Это говорит о том, что отношение к бизнесу в России сильно изменилось. Люди стали понимать: в этой сфере больше возможности реализовать себя. Также людей привлекает перспектива финансового благополучия. Сегодня мы имеем возможность наблюдать развитие огромного количества стартапов в России, различных масштабов и направлений. Однако огромный интерес россияне проявляют к бизнесу за рубежом. Это массовая тенденция, касающаяся как молодых начинающих предпринимателей, так и уже состоявшихся бизнесменов. Одна из причин этого явления – недоверие к государству, его системе контроля предпринимательства.

Многие молодые специалисты, закончившие получать образование (возможно, бизнес образование) в России, уезжают из страны, чтобы начать свое дело. Стоит отметить, что наши соотечественники отличаются решительностью, гибкостью мышления и обилием бизнес-идей.

Сегодня благодаря санкциям, антисанкциям и скачкам валютного курса конкуренция в России значительно уменьшилась. К вспышке новых проектов это не привело. Но стали расширятся и укрепляться уже существующие предприятия.

Бизнес в России

В России существует электронный документооборот, однако на практике пока это не развито настолько сильно, как в Европе. Интересный факт, что в России бухгалтеров больше, чес во всем европейском пространстве. Вести бизнес в России сложно. По простоте ведения бизнеса наша страна занимает 120 место (из 183).

Малый бизнес в России

Сфера услуг – самая развитая область для малого бизнеса в России. Существуют и развиваются в большом количестве различные кафе и рестораны, магазины и ателье, службы доставки и производства сувенирной продукции. Очень популярны франшизы, так как они снижают риск и упрощают работу над созданием бизнеса.

На видео: Малый и средний бизнес в России, старт бизнеса, подводные камни

Малый и средний бизнес в России. Чем заняться?

  • Как уже говорилось выше, наиболее популярной в нашей стране является сфера услуг. Потребителями тут могут выступать как частные лица, так организации любого уровня. Рассмотрим наиболее популярные направления в сфере услуг.
  1. Услуги общественного питания. Рестораны, бары, пиццерии, кафе, закусочные, столовые и магазины-кулинарии – все эти заведения пользуются большой популярностью. Они различаются по размеру, стилю и ценам, но каждое из них найдет своего клиента.
  2. Жилищно-коммунальные услуги. Это очень разноплановая отрасль. Сюда можно отнести услуги по ремонту, обслуживанию и содержанию помещений.
  3. Финансовые услуги. Сегодня нам трудно представить свою жизнь без них. Это обслуживание банковских карт, переводы денежных средств, пополнение счета, выплата пенсий и заработных плат и т.д.
  4. Информационные услуги. Сюда относятся как консультационные услуги так и различные курсы, школы и т.д.
  5. Услуги аренды
  6. Туристические услуги
  7. Гостиничные услуги
  8. Транспортные услуги
  9. Услуги сферы развлечений
  • Конечно же, как и в любой стране, у нас очень перспективны IT-технологии. Количество людей, задействованных в этой сфере, неуклонно растет. Преимуществами такого бизнеса является удаленность и возможность начать бизнес с минимальным стартовым капиталом.

На видео: Инвестиции в России

Особенности российского бизнеса

Характерное отличие российского бизнеса от практически любого другого в том, что, создавая бизнес в России, предприниматель вынужден бороться не столько с конкурентами, сколько с государством. Хотя, на сегодняшний день существуют различные моратории на проверки для малого и среднего бизнеса.

Бизнес в России

Высшее руководство нашей страны часто говорит об упрощении условий для ведения малого и среднего бизнеса. Однако, сегодня сделано крайне мало шагов в этом направлении. В стране тяжелая налоговая нагрузка и сложная система законов. Это делает создание бизнеса в России делом сложным и высокорисковым.

На видео: Комментарий эксперта о бизнесе в России

Понравилась статья из нашего справочника? Сохраните в соц. сетях, расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этой статье из справочника, а именно - Бизнес в России, ПРОГОЛОСУЙТЕ - это анонимно и всем видно. Может есть чем поделиться и дополнить?

Читайте также: