Битва за атлантику кратко

Обновлено: 05.07.2024

Битва за Атлантику. Борьба США и Великобритании с нацистской Германией за коммуникации в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях во время 2-й мировой войны. Термин "Битва за Атлантику" впервые официально употребил Уинстон Черчилль в речи 6 марта 1941 в связи с резко возросшими потерями английского торгового флота. Коммуникации в Атлантике имели жизненно важное значение для США и Великобритании, которые не могли вести длительную войну на Европейском театре военных действий без крупных океанских перевозок, поэтому одной из главных задач для них было достижение господства в Атлантике. Для гитлеровской Германии, особенно после нападения на Советский Союз, Атлантика была второстепенным театром, на который она не могла выделить значительных сил и средств. Главная цель Германии в этом регионе заключалась в подрыве экономики Великобритании и США путем нарушения океанских перевозок союзников. Для этого она использовала подводные лодки, часть авиации и надводных кораблей. Однако стремление Германии уничтожить как можно больше транспортных судов противника, без учета характера перевозимых грузов, приводило к тому, что германские силы действовали в основном на слабо охраняемых коммуникациях союзников. В то же время жизненно важные и потому сильно охраняемые коммуникации оставались в безопасности. Поэтому Германии хотя и удалось в ходе войны потопить в Атлантике значительное количество транспортов, но, в конечном итоге, нанести существенный ущерб военно- экономическому потенциалу Великобритании и США она не смогла.

Борьба на коммуникациях в Атлантике прошла через 3 основных периода, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.

(сентябрь 1939 - июнь 1941) характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию. В результате было потоплено транспортов и боевых кораблей (союзников и нейтральных стран) общим водоизмещением 7,6 млн. т. Из них на долю подводных лодок пришлось 53,4 %, авиации - 18,7 %, надводных кораблей - около 12 % , мин - 11,8 %, по неизвестным причинам - 4,1 %. Германия за это время потеряла 43 подводных лодки.

(июль 1941 - март 1943) характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника. К концу периода против 100-130 немецких подводных лодок, находившихся в океане, действовало около 3 тыс. кораблей и 2700 самолетов союзников. Хотя на отдельных этапах этого периода немцам удавалось топить значительное количество транспортов (в 1942 - 7,8 млн. т), относительная эффективность немецких подводных лодок (в расчете на 1 действующую лодку в море) снизилась в 3-4 раза по сравнению с 1-м периодом. За время 2-го периода союзные и нейтральные страны потеряли транспортов и боевых кораблей общим водоизмещением около 10 млн. т, из них 80 % от подводных лодок. За это же время германский флот потерял 155 подводных лодок.

(апрель 1943 - май 1945) отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти. За 25 месяцев Германия потопила суда союзников общим водоизмещением 3 млн. т (из них от подводных лодок 73 %), потеряв при этом свыше 600 подводных лодок, в среднем по 19 лодок в месяц, в то время как в 1-й период среднемесячные потери составляли менее 2 лодок.

Потери судов союзных и нейтральных стран за всю войну от Германии составили около 21 млн. т водоизмещения, из них от подводных лодок - 68,1 %, авиации - 13,4 %, мин - 6,5 %, надводных кораблей - 7,2 % и по неизвестным причинам - 4,8 %. ВМС Германии потеряли свыше 800 подводных лодок.

Литература:

Морисон С.Э. Битва за Атлантику выиграна. Май 1943 - май 1945. Пер. с англ. М., 1959;

Роскилл С. Флот и война. Пер. с англ. Т. 1-3. М., 1967-74;

Дёниц К. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне. Пер. с нем. М., 1964.

Атлантика.jpg

Содержание

Общие данные

Характеристики участвующих сторон



Сопоставление "Лузитании" с маленькой подводной лодкой, послужившей причиной гибели трансатлантического парохода. Вырезка из газеты





Ход сражения



Эта наиболее известная военная кампания Второй мировой войны навсегда вошла в учебники истории.

Участники антигитлеровской коалиции - Штаты и Англия вели отчаянную борьбу с Германией за главенство в Атлантическом океане.

Намереваясь задушить Англию в Атлантике, нацисты развернули ускоренное строительство субмарин. Именно подлодки стали для Германии главным средством борьбы с английскими и американскими суднами.

То, что произошло, стало лишь первым звеном цепочки трагических событий на морских просторах Атлантики. Гросс-адмирал Карл Дениц, который считался в Германии едва ли не морским божеством, самолично взялся за усмирение непокорных англичан. Королевский флот Её Величества был ему как кость в горле. Этот старый вояка был в прошлом командиром подлодки. Он, как никто другой, отлично понимал своих подчиненных и их потребности. Осенью 1942 года Дениц издал специальный приказ своим командирам субмарин. В нём он под страхом смертной казни запрещал как-либо помогать командам потопленных кораблей. Немцам запрещалось бросать своим утопающим врагам спасательные жилеты или вытаскивать их из воды.

В период с 1940 по 1941 годы Германия всецело господствовала в акватории Атлантического океана. Её субмарины находились в непосредственной близости от Атлантики, так как после захвата Франции немецкие базы были перенесены на атлантическое побережье. Теперь немцы полностью контролировали флот своего врага. Англия несла серьёзные потери. Монархия была если не обескровлена, то очень серьёзно ранена. В 1942 году субмарины Гитлера уже можно было заметить возле побережья Союза. Именно немецкие подлодки уничтожили арктический конвой PQ-17.

Как бы там ни было, но бои в Атлантике имели и позитивные последствия для всей Европы. Битва за Атлантику дала мощнейший толчок развитию судостроения и усилению ВМС Англии и США.

Эти два государства в дальнейшем продолжали всецело контролировать акваторию Атлантического океана. Германия в итоге не только потеряла Атлантику, но и проиграла войну.

Битва за Атлантику – борьба Америки и Великобритании против нацистской Германии и Италии за коммуникации в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях в ходе Второй мировой войны. Не имея возможностей уничтожить ВМС (военно-морские силы) союзников в прямом столкновении, немцы сосредоточились на их коммуникациях, как самом слабом звене.

Намереваясь прервать жизненно важные для Англии коммуникации в Атлантике и заставить ее выйти из войны, нацисты развернули ускоренное строительство подводных лодок в больших количествах и превратили их в главное средство борьбы с транспортными судами и военными кораблями Великобритании и Америки.

Предыстория

Битва за Атлантику 1939—1945 (1)

Подводная война. Тактика

Три основных этапа Битвы за Атлантику

Борьба на коммуникациях в Атлантике проходила через три основных периода, обусловленных кардинальными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.

Первый период

• 1939 год, сентябрь — июнь 1941 года: характеризуется тем, что поначалу на атлантических коммуникациях с обеих сторон были задействованы незначительные силы. Со второй половины 1940 года Германия ввела в действие кроме подлодок и надводных кораблей также авиацию. Как результат было уничтожено транспортов и боевых кораблей (союзников и нейтральных стран) общим водоизмещением 7,6 млн. т. Из них на долю подлодок приходилось 53,4%, авиации — 18,7%, надводных кораблей — около 12%, мины — 11,8%, по невыясненным причинам — 4,1%. Немцы за это время потеряли 43 субмарины.

Битва за Атлантику 1939—1945 (2)

Второй период

• 1941 год, июль — март 1943 года: характерен тем, что главные силы фашистской авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против Советского Союза. Это дало возможность союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с вражескими подлодками.

К концу периода против 100–130 немецких подлодок, находившихся в океане, действовало около 3 000 кораблей и 2700 самолетов союзников. Хотя в отдельные этапы этого периода нацистам удавалось топить значительное количество транспортов (в 1942 г. — 7,8 млн. т), относительная эффективность подводных лодок немцев (в расчете на 1 действующую подводную лодку в море) снизилась в 3–4 раза по сравнению с 1-м периодом.

За время Второго периода союзные и нейтральные государства потеряли транспортов и боевых кораблей общим водоизмещением около 10 млн. т, из них 80% от подводных лодок. За этот же период немецкий флот потерял 155 подлодок.

Третий период

• 1943 год, апрель — май 1945 года: отмечается коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями Третьего рейха на советско-германских фронтах. Эти обстоятельства, а также высадка союзных войск в июне 1944 года в Сев. Франции, лишение неприятеля важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подлодок и блокада их в базах в резкой степени снизили эффективность действий немецких субмарин, их потери продолжали катастрофически расти.

За 25 месяцев немцы потопили корабли союзников общим водоизмещением 3 млн. т (из них от подлодок 73%), потеряв при этом более 600 подводных лодок, в среднем по 19 подлодок в месяц, в то время как в Первый период среднемесячные потери были меньше 2-х субмарин.

Участие Италии

1940 год, август – Италия направила в помощь немецким союзникам 27 субмарин, которые были размещены на базе в Бордо, чтобы атаковать союзническое судоходство в Атлантике. Техническая характеристика итальянских подлодок с трудом позволяли использовать их для конвойных атак. Всего до 1943 г. итальянским подводным лодкам удалось потопить 109 кораблей общим водоизмещением 593 864 тонны.

Потери сторон

Сравнительные потери сторон в конвоях, зима 1942—1943 гг.

Битва за Атлантику 1939—1945 (4)

Потери американского торгового флота

Битва за Атлантику 1939—1945 (5)

С конца 1941 года после вступления Америки во Вторую мировую войну подводный флот немцев переключил основные усилия на борьбу с американскими ВМС и американским торговым флотом. Причем значительная часть немецких подлодок начала действовать непосредственно у атлантического побережья США. Как результат, в январе 1942 года потери англо-американских кораблей в Атлантике превысили 500 000 рег. тонн, а в мае-июне 1942 года составили соответственно 704,673 000 и 823,656 000 рег. тонн.

Карл Дениц

1938 год — Карлу Деницу понадобились подлодки океанского типа для действий на коммуникациях противника…

Но со временем, потери союзников благодаря усовершенствованию системы противолодочной обороны, стали снижаться. Тем не менее, до октября 1942 года нацистам удалось потопить суда общим водоизмещением более 14 млн. рег. тонн.

Результат

Быстро расширялось судостроение в Великобритании и США. С лета 1943 г. ежемесячно в строй возвращалось больше судов, чем немцам удавалось потопить в море. В результате план Германии сорвать англо-американское судоходство в Атлантике потерпел крах. Господство в океане полностью перешло к Америке и Англии. И хотя до конца войны фашистам удалось потопить суда общим водоизмещением около 21 млн. рег. тонн, суммарные потери их подлодок превышали 800 единиц.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: