Битва при бадре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сражение при Бадре – это первое большое сражение мусульман. До него Посланник Аллаха тоже выходил сражаться, но не было битвы. Теперь же Пророк, выступил с целью арестовать караван курайшитов взамен тому, что эти курайшиты забрали у них дома.

Причины битвы

Последователи Мухаммада постоянно подвергались всяческим издевательствам со стороны курайшитов. Мухаммад переселил своих сподвижников в Эфиопию, дабы этого больше не происходило. Затем он со своими людьми отправились в Медину, где ими было решено принять ислам.

Спустя какое-то время у Мухаммада появляется поддержка населения Медины и небольшая армия. Однако армия курайшитов была намного большей. Мухаммад долгое время нападал на караваны, а также стремился вернуться в Мекку, где курайшиты захватили добро мусульман.

Состав сил

Битва при Барде была небольшой, в ней участвовал чуть более 1300 человек в общем. Армия Мухаммада насчитывал по разным источникам приблизительно 300 человек. А армия курайшитов составляла 1000 воинов. При этом силы Мухаммада серьезно уступали вражеским в числе конницы и верблюдов. Некоторым всадникам приходилось сидеть по двое на одном верблюде.

Битва при Бадре

Мухаммад узнал о большом караване курайшитов и пожелал на него напасть. Для ареста каравана вышел отряд из 313 человек, в котором было восемьдесят два мухаджира, шестьдесят один из племени Авс и сто семьдесят из племени Хазрадж. Не было ни одного дома торговцев Мекки, доля имущества которых не была бы в этом караване, куда знатные курайшиты собрали свое лучшее имущество.

Посланник Аллаха выступил из Медины по направлению к Бадру, месту, расположенному в ста пятидесяти пяти километрах к юго-западу от Медины. Для успеха подобной операции было абсолютно необходимо сохранить втайне от людей, идущих с этим караваном, факт выхода отряда мусульман из Медины. Для этого Посланник Аллаха сначала двинулся в путь совсем в другом направлении и только потом свернул к Бадру.

Перед началом сражения, мусульмане лишили курайшитов воды и основное сражения, как раз-таки, развернулось у водопоя. По численности мусульмане серьезно уступали, однако благодаря их воинской доблести и настойчивости им удалось одержать победу над язычниками-курайшитами.

В битве при Барде погибло около четырнадцати мусульман и около семидесяти курайшитов. Еще такое же число язычников было взято в плен, остальное же войско бежало с поля боя. Только двух пленников было велено убить – за самые тяжкие преступления против мусульман. Остальные же были выкуплены родственниками, а семьи тех, у кого было недостаточно средств на выкуп, получили своих близких бесплатно.

Последствия и особенности сражения

Хоть битва имела и большие последствия, а также огромное значение в целом, ее масштаб был очень мал, в ней погибло не больше ста человек с обеих сторон. Мусульмане говорят, что это была единственная битва в истории, где на стороне мусульман сражались ангелы. По их мнению, силы Мухаммада не могли бы победить сильную армию курайшитов без помощи ангелов.

Битва при Бадре – это первая крупная победа мусульман над язычниками и в целом, поворотная точки борьбы в этой войне, которая в дальнейшем была выиграна мусульманами. После этой битвы началось масштабное распространение ислама на территории Аравийского полуострова.

Ислам со временем превращается в могущественную религию. Ислам после битвы при Бадре возрастал в огромных масштабах до 627 года, когда мусульмане проиграли курайшитам, но это было их последние поражение против них, затем Мекка попала в руки мусульман.


Ночь семнадцатого числа месяца Рамадан была названа "ночью различения" (лайлат аль-фурк`ан). Это ночь, в которой Всевышний Аллах возвысил слова веры над словами неверия и отделил истину от лжи, ночь, в которой Всевышний Аллах показал свою религию и отличил дурное от благого. В эту ночь произошли и два важных события в истории Ислама.

Первое важное событие заключается в том, что 17-я ночь месяца Рамадан, согласно достоверным мнениям, является ночью, в которой был ниспослан Коран.

شهر رمضان الذي انزل فيه القران هدي للناس وبينات من الهدي والفرقان. سورة البقرة .

Второе важное событие заключается в том, что в ночь 17-го Рамадана произошло сражение при Бадре.

Причины сражения при Бадре

Сражение при Бадре – это первое большое сражение мусульман. До него Посланник Аллаха тоже выходил сражаться, но не было битвы. Теперь же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), выступил с целью арестовать караван курайшитов взамен тому, что эти курайшиты забрали у них дома, имущество, и лишили всего. Для ареста каравана вышел отряд из 313 человек, в котором было восемьдесят два мухаджира, шестьдесят один из племени Авс и сто семьдесят из племени Хазрадж. Не было ни одного дома торговцев Мекки, доля имущества которых не была бы в этом караване, куда знатные курайшиты собрали свое лучшее имущество.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выступил из Медины по направлению к Бадру, месту, расположенному в ста пятидесяти пяти километрах к юго-западу от Медины. Для успеха подобной операции было абсолютно необходимо сохранить втайне от людей, идущих с этим караваном, факт выхода отряда мусульман из Медины. Для этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сначала двинулся в путь совсем в другом направлении и только потом свернул к Бадру.

Поддержка ансаров и мухаджиров

Ансары присягнули Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в местности Акаба, в Мине, что будут помогать ему, и это было первым испытанием для ансаров (жителей Медины).

Путь к Бадру

После этого мусульмане продолжили свой путь к Бадру, и, подойдя к нему в ту же ночь, что и многобожники, остановились около северного горного прохода. На это место указал Хаббаб ибн аль-Мунзир, сказавший, что следует подойти к воде ближе и быстрее мекканцев, чтобы самим запастись водой, а потом засыпать колодцы и заставить врага мучиться от жажды, что и было сделано. Заняв свои позиции, мусульмане поставили паланкин, который должен был служить для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) командным пунктом, и выставили вокруг него охрану из молодых ансаров под командованием Саада ибн аль-Мунзира.

Дождь укрепил землю под ногами мусульман там, где они остановились. А земля, где остановились неверные, была унавоженной, а когда пошел дождь, она стала скользкой. Всевышний Аллах показал верующим количество неверных малым. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) видел во сне, что их - малое количество. Также количество мусульман Он показал неверным маленьким. Увидев их, верующие посчитали их ничтожными, они были уверены, что с помощью Всевышнего выиграют бой. В их сердца не вселилось ничего из страха, и это добавило храбрости. Неверные также предполагали, что мусульман мало, и они себе говорили, что проглотят их одним разом, и уверенные в своём превосходстве, расслабились. Они установили котлы, разложили еду, напитки, вина, и привели с собой певиц, танцовщиц. Это пренебрежение, которое охватило их сердца, стало причиной их поражения. А тот душевный подъём, поселившийся в сердца сподвижников, у которых не было страха перед большим количеством противников, также стал причиной их победы.

Подготовка к бою и помощь ангелов

Начало битвы при Бадре

Сподвижники, участвовавшие в битве при Бадре

У Посланника Аллаха в битве при Бадре была только одна лошадь. Из 313 человек было меньше десяти, у которых были мечи. Бывало так, что Посланник Аллаха давал некоторым палку, и как только тот брал её, она в его руках превращалась в меч. Известному сподвижнику Укашат Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал свой посох, и он превратился в меч в его руках. Он сражался этим мечом, пока не умер, после чего его дети хранили и передавали по наследству этот меч как ценную реликвию.

Смерть Абу Джахля

Потери при Бадре

В битве при Бадре погибло четырнадцать мусульман - шесть мухаджиров и восемь ансаров. Этих людей похоронили близ Бадра, и могилы их сохранились до сих пор.

Достоинства участников сражения при Бадре

Уступайте место участникам сражения при Бадре

Слова учёных о сражении при Бадре

Эта ночь – "ночь различения" (лайлат аль-фурк`ан) и это событие настолько велики, что их результат имел огромное значение не только для сподвижников, но и для последующих поколений и для всей уммы в целом.

Учёные упоминают другой вопрос, касающийся битвы при Бадре и его участников:

Имам ас-Суюти и многие другие говорят, что «каждая эпоха нуждается в людях, у которых сердца подобны сердцам участников битвы при Бадре.

313 особое число

Количество воинов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в битве при Бадре было 313. Такое же количество было вместе с Талутом, когда Давуд воевал с Джалутом (Голиафом). В некоторых рассказах передаётся, что первыми, кто присягнёт Имаму Махди, который выйдет ближе к концу света, и о котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) рассказал нам в достоверном хадисе, будут 313 человек.

Учёные говорят, что в каждое время должно быть 313 человек, сердца и качества которых подобны сердцам участников битвы при Бадре, ради которых Аллах отвращает бедствия от мира и людей.

Мы знаем, что самым ценным в человеке является душа, жизнь. А их души были самыми бесценными, но они с лёгкостью отдавали свои души на пути служения своему Любимцу (да благословит его Аллах и приветствует). Этими высокими чувствами были преисполнены они, а также их отцы, матери и жёны, находившиеся дома. Если Всевышний создал что-то в каком-то месте, это явление повторяется каждый раз, когда повторяется время. Мы нуждаемся в том, чтобы глубоко прочувствовать происходившее в битве при Бадре, и тайну, которую открыл Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) после битвы для будущих поколений.

[1] Местность в Йемене. То есть он имел ввиду с этим, что они готовы пойти за Пророком даже в такую даль.

битва при бадре

Первым крупным сражением, которое состоялось у мусульман с курайшитами, стала битва при Бадре, которая произошла после ряда небольших столкновений, имевших место в период с 623 по 624 год между мусульманами и жителями Мекки.

В каком году произошла битва при Бадре? Битва при Бадре между мусульманами и курайшитами состоялась в семнадцатый день священного месяца Рамадан во второй год по Хиджре, то есть семнадцатого марта в 624 году. Произошло это сражение в западной части Аравийского полуострова в Хиджазе.

Чем знаменита битва при Бадре: силы мусульман составляли 313 человек, силы неверующих – 1000 человек. На момент сражения при Бадре армия мусульман включала около девяноста мухаджиров, плюс шестьдесят один воин из числа представителей племени Аус, а также сто семьдесят воинов-хазраджцев. Все мусульманские воины были плохо вооруженные в отличии от мекканских многобожников имеющих конных воинов.

Причины противостояния мусульман и курайшитов

На протяжении пророческой деятельности в Мекке Пророк Мухаммад ﷺ и его сподвижники терпели со стороны курайшитов притеснения, угрозы и нападки, их подвергали бойкотам, нападали, нанося побои, угрожающие жизни, а некоторых из числа невольных мусульман даже убили. Части мусульман пришлось переселиться сначала в Эфиопию, а затем, после клятвы мединских мусульман о верности и помощи Пророку ﷺ и всем мусульманам, мекканские мусульмане вместе с Пророком ﷺ переселились в Медину, которая тогда носила название Ясриб. Жители Медины приняли решение обратиться в ислам, и Посланник Аллаха ﷺ чувствовал поддержку со стороны мединского населения.

Все караваны курайшитов идущие в торговлю в Сирию проходили мимо Медины, Посланник Аллаха ﷺ принял решение преградить в очередной раз путь одному из этих караванов, которые обогащали многобожников и давали им возможность подготавливаться к полномасштабной войне с мусульманами. Также у мусульман в Мекке оставалось еще многое из того имущества, что было отнято у них при переселении. У курайшитов не было договора с мусульманами, и они продолжали причинять мусульманам всевозможный вред в Мекке и других местах, где у курайшитов было влияние.

Мусульмане потратили много времени на то, чтобы подготовиться, узнав как можно больше информации об армии противника, однако армия курайшитов превосходила мусульман численностью, так как они были подготовлены и знали, что рано или поздно мусульмане предпримут очередную попытку напасть на караван.

Битва при Бадре: ее особенности

Битва при Бадре имела огромное историческое и стратегическое значение, но потери в результате сражений составили всего 6,4%: сообщается, что из тысячи воинов со стороны Мекки погибло семьдесят человек, а из трех сотен мусульман погибло всего полтора десятка.

Когда до Посланника Аллаха ﷺ дошла информация о том, что некоторые из числа людей племени Бану Хашим, а также ряд других людей в данной битве принимали участие не по своей воле, он ﷺ запретил убивать этих людей. Также Пророк Мухаммад ﷺ запретил убивать своего дядю по той же самой причине, а также Абу аль-Бухтурий, поскольку он в мекканский период деятельности Посланника Аллаха ﷺ воздерживался от проявления негатива в сторону как самого Посланника Аллаха ﷺ, так и мусульман. Но он был убит в сражении с аль-Муджаззаром ибн Зийадой аль-Балавий.

В текстах, посвященных жизнеописанию Посланника Аллаха ﷺ, как и в Священном Коране, упоминается, что в битве при Бадре принимали участие даже ангелы Всевышнего Аллаха. Упомянуто в Сире, что невысокий мусульманин возгордился, когда ему удалось сделать своим пленником курайшита, который был высоким и большим, но тогда его пристыдили со стороны, сказав, что он не смог бы сделать это, если бы ему не помог ангел.

Подготовка

После того, как Пророк Мухаммад ﷺ услышал весть о том, что из Сирии возвращается большой караван мекканцев, который возглавляет Абу Суфьян ибн Харб, Посланник Аллаха ﷺ принял решение арестовать караван. По дошедшей до него информации, в составе каравана было три или четыре десятка людей из племени курайшитов.

Информация о том, что планируется нападение со стороны мусульман, также дошла и до Абу Суфьяна, когда его караван был на подходе к Хиджазу. Тогда один из его людей отправился в Мекку за подмогой, и вся знать курайшитов отправилась на подмогу, кроме Абу Лахаба, вместо которого отправился на битву аль-Ас ибн Хишам ибн аль-Мугира. На битву при Бадре отправились представители от каждого рода курайшитов, и только представители клана Бану Адий ибн Кааб не присоединились к армии многобожников.

Пророк Мухаммад ﷺ отправился в поход восьмого числа в месяц Рамадан, это был понедельник, а его обязанности остался исполнять Амр ибн Умм Мактум. Позднее вернулся Абу Любаба, которого Пророк Мухаммад ﷺ назначил на должность главы Медины.

Известно о том, что расстояние до Бадра составляло сто пятьдесят километров от Медины, и для того, чтобы мекканцы не узнали о походе мусульман, сначала Пророк Мухаммад ﷺ двинулся в другую сторону, и только после этого через какое-то время свернул к Бадру. Долина Бадра была окружена со всех сторон высокими горами, и только через три прохода можно было попасть туда: все торговые караваны пользовались северным проходом, поскольку этот путь шел мимо поселений людей, там были места, где можно было остановиться на привал в тени пальм и у воды.

Знамя из рук Посланника Аллаха ﷺ получил Мусаб ибн Умайр, а два черных знамени перед самим Посланником Аллаха ﷺ несли один воин из ансаров (Саад ибн Муаз) и один из мухаджиров (Али ибн Абу Талиб).

У мусульман было около семидесяти верблюдов на которых они поочередно передвигались, и только две лошади, а конница язычников составляла сотню коней. Пророк Мухаммад ﷺ, Марсад ибн Абу Марсад аль-Ганави и Али ехали по очереди на одном верблюде.

Кайсу ибн Абу Саасаа, представителя племени Бану Мази ибн ан-Наджжар, назначили главным по тылу.

Когда мусульмане достигли Ирк аз-Зубй, им встретился кочевой араб, но он не сообщил им о враге никаких сведений. Когда же мусульмане достигли селения ас-Сафра, там сообщили, что в этом селении проживают люди племени Бану ан-Нар племени Бану Хурак, и оба эти рода происходят из Бану Гифар. После этого мусульмане проехали между этими племенами, пересекли Зафиран, после чего сделали остановку.

Подход к Бадру и уход каравана от преследования

Бадр

Пророк Мухаммад ﷺ получил информацию о том, что мекканцы отправились помогать своему каравану.

Подойдя к долине Бадра, Посланник Аллаха ﷺ оставил свое войско и в сопровождении одного из своих сподвижников поехал вперед. Он встретил бедуина, и тот поведал, не имея представления о том, с кем он разговаривает, где находятся курайшиты и где находятся мусульмане. По возвращении в свое войско, Посланник Аллаха ﷺ дождался вечера и послал Али вместе с аз-Зубайром ибн аль-Аввамом, Саадом ибн Абу-Ваккасом и еще рядом сподвижников узнать у водопоя все о местонахождении и численности курайшитов. Эта делегация наткнулась на водопой курайшитов, где повстречали слугу Бану аль-Хаджаж Аслама и слугу Бану аль-Ас ибн Сайд Арида Абу Йасара.

Расспросив этих слуг, мусульмане узнали, что в числе курайшитов присутствуют такие знатные люди, как мекканец Шэйба ибн Рабиа, Утба ибн Рабиа, Хаким ибн Хизам, Абу аль-Бухтури ибн Хишам, аль-Харис ибн Амир ибн Науфаль, Науфаль ибн Хувалид, ан-Надр ибн аль-Харис, Туайма ибн Адий ибн Науфаль, Абу Джахль ибн Хишам, Замаа ибн аль-Асвад, сыновья мекканца аль-Хаджажа Мунаббах и Нубайх, Умаййа ибн Халаф, Амр ибн Абд Вадд и Сухайль ибн Амр – эти люди представляли собой всю мекканскую знать.

Тогда было решено послать на разведку Адия ибн Абу аз-Загба и Басбаса ибн Амра, которые раздобыли информацию, что курайшиты должны прибыть к послезавтра или даже уже следующему дню.

Когда же до Абу Суфьяна дошла информация о том, что мусульмане находятся уже близко к тому месту, где он должен проходить, он принял решение обойти Бадр слева, свернув с дороги и проехав по его берегу. После того, как караван был благополучно приведен, Абу Суфйан послал гонца курайшитам, которые спешили на помощь каравану, что опасность миновала.

Когда мекканец Абу Джахль получил это известие, он принял решение отправляться в Бадр, задержаться там на три дня, повеселиться и поведать кочевникам арабам о походах курайшитов, чтобы заставить их бояться. Со стороны Аль-Ахнаса ибн Шэрика последовал курайшитам совет возвращаться, но к его совету прислушались только представители рода Бану Зухра и все они вернулись. Вместе с ними вернулся также со своими людьми Талиб ибн Абу Талиб.

После того, как курайшиты отправились дальше, они сделали остановку в долине, миновав песчаный холм аль-Аканкаль, который располагался между Аканкалем и Бадром в низовьях долины Йальйиль. Двигаться дальше курайшитам помешал начавшийся дождь. Для мусульман же выпал лишь моросящий дождик, которым Аллах очистил их и удалил от них скверну сатаны. Кроме того, дождь уплотнил им песок, благодаря чему они могли стоять на твердой земле и лучше подготовить свои позиции. Поэтому мусульмане первыми достигли воды. Пророк Мухаммад ﷺ выслушал предложение Аль-Хубаба ибн аль-Мунзира и дал согласие на военную хитрость: после того, как мусульмане достигли воды, Посланник Аллаха ﷺ повелел засыпать все колодцы, а из того колодца, к которому подошли мусульмане, сделали водоем. В результате этой военной хитрости только у мусульман была вода, а курайшиты остались без водопоя.

Для Пророка Мухаммада ﷺ поставили палатку.

После того, как курайшиты спустились с холма аль-Аканкаль, часть из них отправилась к водоему, и все они были перебиты мусульманами, за исключением Хакима ибн Хизама, который после обратился в мусульманскую веру.

После этого курайшиты направили разведчика к мусульманской стоянке, который вернулся с информацией, что численность войск мусульман составляет около трех сотен человек, и в бой с ними посоветовал курайшитам не вступать. Но Абу Джахль на сражении настаивал, поэтому курайшиты отправились к колодцу, чтобы сразиться с мусульманами.

Поединок

Перед битвой, по обычаям, противоборствующие стороны выставляли на поединок своих самых отважных и сильных воинов. Первым вышел на поединок со стороны мекканцев аль-Асвад ибн Абд аль-Асад аль-Хазуми: его противником стал Хамза ибн Абд аль-Мутталиб, и в этой схватке он стал победителем. Затем вместе с сыном аль-Валидом ибн Утба и братом Шэйбой ибн Рабиа вышел Утба ибн Рабиа, который вышел вперед и вызывал мусульман на поединок. Против него вышли три человека из ансаров, но с ними курайшиты отказались сражаться, поскольку заявили, что сражаться будут только с людьми из своего племени (по некоторым источникам, они заявили, что сражаться будут только с людьми уважаемыми и благородными).

Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал, чтобы вышел Убайд ибн аль-Харис, а также Хамза и Али. Шэйбу убил Хамза сразу же, а от рук Али погиб аль-Валид. В результате недолгого обмена ударами и Утба, и Убайда были ранены. Хамза и Али бросились на помощь Убайде и убили Утбу, а раненого Убайду отнесли к мусульманам.

Итогом поединка стала победа мусульман. Пророк Мухаммад ﷺ предупредил мусульман, чтобы они не нападали, если на то не будет его личного приказа, а в случае окружения им следует отгонять стрелами курайшитов.

Начало сражения

После этого Посланник Аллаха ﷺ выровнял мусульманские ряды, зашел в свою палатку, в которой его ждал Абу Бакр ас-Сиддик, и стал совершать намаз.

Среди мусульман первым убили вольноотпущенника Умара ибн аль-Хаттаба Михджа, который погиб от прилетевшей курайшитской стрелы.

сражение при Бадре

Смерть Абу Джахля и бегство многобожников

Против мусульман в битве принимал участие и Абу Джахль, который был предводителем язычников и являлся основным притеснителем Пророка Мухаммада ﷺ и его противником. Он участвовал в сражении при Бадре вместе с сыном Икримой. Отыскав на поле боя его, Муаз ибн аль-Джамух, выходец из племени Бану Салима, ранил его, отрубив ему полноги, но за него вступился сын Икрима, который лишил Муаза руки.

В хадисе из сборников Муслима и Бухари со слов Абд ар-Рахмана ибн Ауфа рассказывается, что мусульмане выстроились в ряд во время битвы при Бадре, и когда Абд ар-Рахман ибн Ауф посмотрел налево и направо, он увидел, что по обе стороны от него стоят юноши ансары, и пожалел о том, что рядом с ним не находятся воины более могучие. Но тогда один из юношей спросил у него, знает ли он Абу Джахля, и Абд ар-Рахман ибн Ауф ответил, что знает, и тогда парень сказал, что наслышан, что этот человек оскорбляет Посланника Аллаха ﷺ, и поклялся Богом, что если ему встретится Абу Джахль, то не расстанется с ним до тех пор, пока один из них двоих не умрет. Тогда Абд ар-Рахман поразился его словам, но второй юноша сказал ему то же самое. Когда Абд ар-Рахман увидел Абу Джахла, расхаживающего между своими солдатами, Абд ар-Рахман указал на него юношам ансарам, и тогда они бросились к Абу Джахлю и закололи его.

После смерти нескольких глав курайшитских племен в ходе битвы, мекканцы дрогнули и обратились в бегство, а мусульмане стали преследовать их, убив часть беглецов и захватив часть их в плен.

После завершения боя, по приказу Пророка Мухаммада ﷺ, люди стали искать Абу Джахля и он попался на глаза Абдаллаху ибн Масуду, Абдуллах сказал, что Абу Джахаль был буквально при смерти. В период пророчества в Мекке Пророк Мухаммад ﷺ подвергался притеснениям от Абу Джахла с неоднократными неудавшимися попытками Абу Джахля убить Посланника Аллаха ﷺ. Также и Абдуллах ибн Масуд претерпел немало мучений по вине Абу Джахля – он был заперт в темнице по его приказу подвергался пыткам и побоям. Когда же Абдаллах обратился к раненому Абу Джахлю с требованием признать поражение, он услышал от него немало оскорблений, после чего Абдуллах отрубил Абу Джахлю голову.

Захоронение мертвых

Пророк Мухаммад ﷺ приказал собрать все тела убитых, после чего их сбросили в колодец аль-Калиб, и только тело, которое принадлежало Умаййе ибн Халафе, настолько раздулось, что заполнило всю кольчугу, поэтому его тело закидали камнями и землей.

Обхождение с пленниками

Мусульмане взяли военнопленных и добычу, и двоих из пленников предали казни: эти язычники, которых звали ан-Надр ибн аль-Харис и Укба ибн Абу Муайт, были известны тем, что предпринимали по отношению к мусульманам особенно враждебные действия. Из всех курайшитов наиболее враждебно по отношению к Пророку Мухаммаду ﷺ был настроен именно его родственник ан-Надр, который опускался даже до того, чтобы оскорблять Посланника Аллаха ﷺ, плевав ему в лицо, а в сражении при Бадре он выступал в качестве командира.

Одному из пленников, Сухайлу ибн Амру, Умар ибн аль-Хаттаб собрался было выбить передние зубы, чтобы впредь он не смог выступать с речами, направленными против Пророка Мухаммада ﷺ, но Посланник Аллаха ﷺ сказал, что Сухайл ибн Амр может в будущем занять такую позицию, которую не будет осуждать Умар.

Пророк Мухаммад ﷺ распределил пленников среди своих сподвижников и приказал, чтобы с ними обходились хорошо, и сподвижники неукоснительно следовали этому приказу: пленников кормили хлебом, а сами сподвижники обходились финиками. По словам Абу Азиза ибн Умайра, одного из таких пленников, командира группы курайшитов, мусульмане, приступая к ужину или обеду, кормили хлебом, а сами довольствовались одними финиками. Он также упоминал, что если у кого-то из пленников выпадал из рук кусок хлеба, то мусульмане тут же подавали ему этот кусок. Абу Азиз вспоминал, что ему было стыдно, поэтому он пытался отдать свой кусок хлеба мусульманам, чтобы те тоже поели, но они даже не прикасались к хлебу и снова отдавали его пленному. Позже Абу Азиза выкупила у мусульман его мать за четыре тысячи дирхамов.

Среди пленников мусульман был также Амр ибн Абу Суфьян ибн Харба, и его отец отказался выкупать у мусульман своего сына. Он напал на совершающего малый хадж старика мусульманина Саада ибн аль-Нугмана ибн Аккаля, принадлежащего роду Амр ибн Ауф, захватил его и его сына, нарушив обещание курайшитов не совершать нападений на паломников, которые отправляются в хадж, и относиться к ним по-доброму. Когда же представители рода Бану Амр ибн Ауф отправились к Пророку Мухаммаду ﷺ, они обратились к нему с просьбой обменять на Саада Амра ибн Абу Суфьяна, и Посланник Аллаха ﷺ согласился сделать это.

За одного пленника мусульмане брали выкуп от одной до четырех тысяч дирхамов, и только неимущие освобождались от выкупа: Абу Азза Амр, у которого было много детей, но сам он был беден, был освобожден просто так.

Итоги битвы

Сражение при Бадре стала для мусульман первой победой и означала, что в борьбе мусульман против курайшитов наступил коренной перелом.

Битва окончилась полным разгромом курайшитов, мусульмане победили, обратив язычников в бегство. В ходе этого сражения были взяты в плен самые знатные из курайшитских воинов, а также были убиты одни из самых злостных врагов мусульман и Пророка Мухаммада ﷺ среди которых был и Абу Джахль. По итогам битвы при Бадре, потери мусульман составили четырнадцать человек. Потери многобожников составили семь десятков человек, и такое же число воинов было захвачено в плен.

Жителям Медины весть о победе мусульман сообщили гонцы Абдулла ибн Раваха и Зейд ибн Хариса: первого направил Посланник Аллаха ﷺ в верхнюю часть города, а второго – в нижнюю часть.

Битва при Бадре стала первым столкновением мусульман с курайшитами.

Почему столь малая по потерям битва при Бадре имела огромные последствия: как первая крупная победа мусульман в бою против курайшитов, она стала поворотной точкой в их противостоянии и дала возможность исламу в дальнейшем масштабно распространяться по Аравийскому полуострову.

Говоря о том, кто победил в битве при Бадре, особое значение имеет и то, каково было численное превосходство проигравших над победителями. Сражение при Бадре стало для всех мусульман примером того, как даже небольшой отряд людей может победить превышающее его втрое по численности войско врага, если их целью является стремление возвысить имя Всевышнего Аллаха.

После победы в битве при Бадре три года мусульмане посвятили тому, чтобы умножить свои усилия по распространению ислама, и это продолжалось вплоть до того, как в ходе сражения при Ухуде в 627 году мусульмане потерпели крупное поражение.

Бадр – ныне небольшой город, расположенный в 130 километрах от Медины. С давних времён это место оказывалось на пути караванов, которые связывали богатую и влиятельную Мекку с другими городами и странами арабского мира – прежде всего, из Ближнего Востока (Сирии). Через два года после переселения мусульман из Мекки в Ясриб (Медину) Бадр стал местом ожесточённого противостояния войска правоверных численность в 300 с лишним человек (300-317 по разным источникам) с курайшитами, под боевыми рядами которых оказалось в разы больше солдат – от 1300 до 2000.

Причина битвы при Бадре

Как было отмечено ранее, эпохальное сражение произошло тогда, когда мусульмане уже покинули Мекку и основались в Медине. Верующие в Единого Творца на протяжении нескольких лет, находясь в крайне непростом положении, были вынуждены терпеть издевательства со стороны многобожников. Перечислению трудностей и тягостей, с которыми сталкивались мусульмане в первые годы призыва Пророка Мухаммада (с.г.в.), можно посвятить отдельный, огромный по объёму материал, но здесь мы не будем останавливаться на деталях.

Тотальная ненависть по отношению к миссии Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) привела впоследствии к двум волнам миграции мусульман из Мекки – сначала в Эфиопию (без Мухаммада, с.г.в.), а потом в Медину (уже с Пророком, с.г.в.). В результате этих процессов верующие теряли практически всё ранее нажитое честным трудом имущество.

После отъезда из Мекки Посланнику Аллаха (с.г.в.) удалось сформировать общественный консенсус между жителями Медины (их стали называть ансарами – помощниками, людьми, готовыми помочь братьям по вере) и мухаджирами (мусульманами, переселившимися из Мекки). Заручившись поддержкой местных жителей, Пророком (с.г.в.) было принято решение вступить с мекканскими многобожниками в открытое противостояние. Учитывая тот факт, что мусульмане остались практически ни с чем после переселения, в качестве цели для первых атак были выбраны караваны, в которых перевозились богатства мекканской экономической и политической элит.

При этом важно понимать, что битва при Бадре изначально не рассматривалась мусульманами как, собственно, битва. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) полагал, что караваны, двигающиеся в Мекку, не имели серьёзной военной поддержки, а потому удар по ним не должен был представлять серьёзного препятствия для мусульман. Посланник Всевышнего (с.г.в.) даже не настаивал на том, чтобы в поход вышли значительные для ведения военных действий силы. Именно поэтому, кстати, в сражении при Бадре не принимали участия некоторые влиятельные сподвижники.

Однако мнение о том, что мекканцы фактически оставят на произвол судьбы свои богатства, было ошибочным. Предводитель каравана Абу Суфьян всерьёз опасался мести со стороны мусульман, из-за чего вёл себя весьма мнительно и находился на постоянной связи с разведчиками и гонцами, которые помогали наладить коммуникацию с имевшимися в Мекке военными силами. После того, как стало понятно, что мусульмане готовятся к удару, мекканцы за очень короткое время сумели мобилизовать в свои ряды 1300-2000 человек и организовать снабжение войска всем необходимым посредством помощи от 9 самых влиятельных и богатых жителей города.

Ход сражения и его итог

Грамотная разведка позволила Абу Суфьяну опередить войско мусульман и пойти в обход изначально предполагавшегося маршрута. Тем не менее, этот факт стал причиной разногласий в рядах мекканского войска, которое шло на помощь каравану. Нашлись как те люди, которые не хотели вовсе воевать, так и те, кто настаивал на решительном ударе по мусульманам, дабы в дальнейшем начать полномасштабное наступление на Медину. Естественно, отсутствие единства в отношении общей стратегии повлияло на боеготовность многочисленного войска мекканцев.

У мусульман также были сомнения относительно дальнейшей перспективы похода после того, как стало ясно, что караван мекканцев уходит от основного пути, и навстречу к ним (мусульманам) выдвигается войско из Мекки. Заключительный Божий посланник (с.г.в.), верно оценив весь масштаб военно-политической ситуации, в которой неожиданно оказалась его армия, принял решение принять вызов и доблестно сражаться на ратном поле с противником.

В итоге сражение состоялось. Мусульмане, несмотря на значительный численный перевес противника, сумели одержать победу.

Битва при Бадре стала примечательна несколькими моментами. Во-первых, в делах двух сторон активное участие принимали ангелы и сатана Иблис, соответственно. Если последний всеми силами настраивал мекканцев на кровопролитие в битве с мусульманами, то ангелы помогали мухаджирам и ансарам в противостоянии превосходящему по численности противнику. Во-вторых, битва при Бадре стала одним из примеров того, как должны вестись военные действия последователями ислама. То есть акцент был сделан на то, чтобы противник понял, насколько сильна гуманитарная составляющая в военной доктрине мусульман. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) призвал своих сторонников не убивать и не калечить сильно тех, кто хорошо и нейтрально относился к мусульманам в Мекке, избежать разного рода зверств в отношении пленных. Это привело к тому, что, несмотря на многосотенную численность сражающих с обеих сторон, на боевом поле погибли 14 мусульман и 70 мекканцев.

Значение битвы при Бадре

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Это было одно из знаменательнейших событий в истории исламской уммы.

Как мы знаем, Мухаммад ﷺ был родом из Мекки и оттуда же были родом первые мусульмане. Мекка была в то время крупным центром язычества. Ежегодно туда стекались языческие паломники со всех концов Аравии. В этих условиях, ислам представлял для мекканцев серьёзную угрозу их традиционным и экономическим устоям. Первые мусульмане подвергались гонению и даже насилию, из-за чего им пришлось уйти к своим единоверцам в Медину. Таким образом, мекканцы завладели всем имуществом мусульман. Мусульмане лишились всего: своих домов и всех богатств, которыми обладали.

Однажды, узнав о том, что в Мекку направляется большой караван, возвращающийся из Сирии, Мухаммад ﷺ решил перехватить его и тем самым вернуть мусульманам утраченное имущество. Караван сопровождали около 50 человек, во главе с одним из предводителей Мекки, Абу-Суфьяном. Для ареста каравана Мухаммад ﷺ собрал 313 человек. Чтобы сохранить свой план в тайне, вначале он двинулся в совсем иную сторону и лишь потом повернул в сторону каравана. Однако, Абу-Суфьян догадался о его планах и тоже развернул караван.

Он отправил в Мекку одного из своих людей. Абу-Суфьян приказал ему разорвать на себе одежду и покрыться грязью и в таком виде явиться на собрание знатных курайшитов (курайшиты – это правящее племя Мекки) с новостью о том, что Мухаммад ﷺ захватил их караван. Эта новость привела предводителей курайшитов в ярость и они начали собирать войско. Тогда же к ним явился Иблис, в образе вождя племени Бану Кинан Сураки ибн Малика, и начал подбадривать мекканцев, обещая им победу.

Абу-Джахль – так звали предводителя курайшитов, собрал со всей Мекки 1300 воинов, 100 коней и 1000 верблюдов и со всей этой армией направился на встречу Мухаммаду ﷺ. Дойдя до Джухфы Абу-Джахль получил известия от Абу-Суфьяна, о том что их караван в безопасности и что они могут возвращаться обратно в Мекку. Войско уже было собралось в обратный путь, однако Абу-Джахль возгордился и захотел сразиться с Мухаммадом ﷺ. В итоге, часть мекканцев, в количестве 300 человек, отправились назад в Мекку, а остальные двинулись дальше.

Об этом вскоре узнал и Мухаммад ﷺ. Он спросил своих сподвижников, согласны ли они выступить против многобожников. Получив утвердительный ответ, он направился навстречу мекканскому войску и дойдя до Бадра, разбил там лагерь.

Утром, 17 числа месяца Рамадан 2 года по хиджре или 624 года по солнечному календарю, мекканское войско достигло Бадра.

Мусульман было всего 313. Они взяли с собой только 2 верблюдов и 70 коней. С таким малым количеством они вышли против тысячной армии, которая превосходила их по всем показателям. Мусульмане не были готовы к поединку. Ведь они отправились туда для ареста каравана.

И вот, в тот день, Мухаммад ﷺ воззвал к Господу о помощи. Аллах послал к нему на помощь тысячу ангелов во главе с Джибрилем. Иблис, в тот день, находился в составе мекканского войска. Увидев ангелов спускающихся с небес, он бежал прочь с поля боя и бросился в воды Красного моря.

Итак, с помощью Аллаха, мусульмане разгромили неверных и вынудили их бежать, оставив умирать на поле боя своего предводителя Абу-Джахля. Неверных в той битве погибло 70. Столько же было взято в плен. Мусульмане потеряли 14 человек.

Мухаммад ﷺ пробыл в Бадре ещё три дня. Все 14 мучеников были похоронены там же, в Бадре. До сих пор могилы этих великих людей сохранились на том же самом месте.

Читайте также: