Биомедицинская этика и нравственное самосознание медицинского сообщества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однако у такого подхода есть изъяны.

Когда люди, в том числе врачи, неукоснительно следуют абсолютному долгу, они не учитывают личные обстоятельства другого человека, представления другого человека о добре и зле, о желаемом и неприемлемом. Когда люди принимают решения в ситуации ценностного конфликта, апелляции к своим обязательствам, как правило, недостаточно. Врачебный долг предписывает тот или иной тип поведения, но не говорит, почему врач должен поступать именно так, не говорит о более глубоких ценностях, которые лежат в основе тех или иных норм.

Биоэтика пытается разработать в медицине ориентиры, которые помогут предотвратить использование биологических и медицинских технологий во вред — как отдельному человеку, так и человечеству в целом.

Как знание, биоэтика исследует нравственные параметры достижений биологических и медицинских наук, опираясь на междисциплинарный подход. С 70-х по 90-е годы XX века она развивалась описательно: фиксировала коллизии, возникающие между людьми, вынужденными принимать решение в ситуациях, связанных с развитием медико-биологического знания.

Например, если у больного возникала просьба об эвтаназии, или если исследователь занимался вивисекцией, или возникал вопрос об оправданности практики абортов.

Ответы на указанные фундаментальные вопросы очень непросты. Но биоэтика создает знание особого типа, когда врач (исследователь) и пациент (испытуемый) стремятся в диалоге к равноправию и взаимному учету аргументов.

В том, что происходит с человеком, биоэтика выделяет два аспекта. Первый — объективный — это то, что происходит с телесностью человека во время болезни, то, как реалии болезни искажают соматические и психические проявления человеческой жизни. В этом аспекте, безусловно, компетентен профессионал (врач/исследователь). Но более важен второй аспект — биографический. Только сам пациент знает, как бы он хотел, чтобы к нему относились при болезни, в чем смыслы его собственной жизни, задаются ли они светским или религиозным мировоззрением. Только сам пациент знает об экономических и социальных обстоятельствах, сопровождающих его болезнь.

Более того, врач-исследователь и пациент-испытуемый могут занимать различные позиции относительно понимания блага и должного. При этом они обладают различным исходным уровнем специальных знаний и компетенций, у пациента специализированные научные знания могут вообще отсутствовать.

Эта идея очень трудно пробивает к себе дорогу в среде профессиональных медиков.

Многие врачи считают, что их профессию следует охранять от вмешательства непрофессионалов. Однако биоэтика все ощутимей начинает регулировать деятельность людей в ситуациях, которые порождены развитием медицины.

Первый блок биоэтических ситуаций — это проблемы начала жизни: вопросы о статусе эмбриона, об оправданности абортов и экспериментов с фетальными (зародышевыми) тканями, об обоснованности использования новых репродуктивных технологий — искусственного оплодотворения, суррогатного материнства.

Второй блок проблем, которые обсуждаются в биоэтике, — вопросы, связанные с концом жизни: проблемы умирания, критериев смерти, легализации эвтаназии.

Третий блок — это проблемы, связанные с возможностью вмешательства медицины в психическую и физическую целостность человека — при трансплантациях, в экспериментировании, при оказании психиатрической помощи.

Четвертый блок — конфликт между интересами государства, общества, с одной стороны, и интересами индивида — с другой, в вопросах охраны здоровья. Например, родители отказываются от вакцинации своего ребенка, и у них есть на это право, но общество заинтересовано в том, чтобы в той или иной популяции для предотвращения эпидемии была привита определенная доля детей.

Впрочем биоэтика — это не только знание особого рода или учебная дисциплина, это еще и социальный институт. Существуют структуры, организующие сам биоэтический дискурс. Это биоэтические комитеты или комиссии. Они работают на уровне государств, при всех крупных клиниках или биомедицинских исследовательских центрах и объединяют медиков, представителей религиозных конфессий и общественных организаций, юристов, специалистов по биомедицинской этике и просто рядовых граждан. Сейчас ни один ведущий мировой научный журнал не примет статью, основаннную на экспериментах с участием людей или животных, без предварительного заключения биоэтического комитета.

Каковы эти правила? На какие принципы разрешения биоэтических проблем обращает внимание биоэтика? Если мы говорим о человеке, то это принципы правдивости, конфиденциальности, а самое главное — уважения к автономии человеческой личности.

Некоторые полагают, что практически весь комплекс проблем развития современной медицины, порождающей конфликты между новыми возможностями науки и традиционными ценностными основаниями, можно урегулировать правом. Однако в области биомедицины право часто опаздывает по сравнению с темпами развития практик, нуждающихся в регулировании. Например, на сентябрь 2015 года в России законодательно не отрегулированы вопросы детского донорства (закон о донорстве, в том числе и детском, находится в стадии принятия), и это несмотря на то, что возможности трансплантологии чрезвычайно велики.

Биоэтика стремится к тому, чтобы законы обрели этическое оправдание, и были выявлены сферы, где законодательное регулирование еще не сложилось, либо принципиально невозможно. Так, если законом будут детально описаны права личности в биомедицине, то это не предотвратит возможных конфликтов между правами и свободами разных людей. Например, между правом пациента получить помощь опытного врача и нежеланием этого врача производить оттачивание своих навыков на лабораторных животных. Между правом потребителя получить безопасное косметическое средство и установкой производителя на отказ от использования животных для тестирования новых средств.

Правовые нормы и нравственные ценности не всегда совпадают, а иногда даже находятся в противоречии. В истории XX века есть множество примеров того, как легальные практики были совершенно антигуманными — например, практика эвтаназии в нацистской Германии.

Биоэтика только начинает занимать место в общественном сознании как особого рода знание и практика. И в будущем ее роль будет только нарастать.

Понятие биомедицинской этики, ее основная задача и содержание. Развитие биоэтики, ее основные проблемы, объект, предмет и социально-философские рассуждения. Биомедицина в разные эпохи нашего времени. Биоэтика и принцип уважения прав и достоинств человека.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.02.2015
Размер файла 21,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал федеративного государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

“Российский государственный социальный университет в г. Тольятти Самарской обл.

(Филиал РГСУ в г. Тольятти)

Студентки 2 курса группы Эс-12

Преподаватель: Лопарева Д.К.

Содержание

2. Биомедицина в разные эпохи нашего времени

3. Биоэтика и принцип уважения прав и достоинств человека

Введение

Биомедицинская этика - быстро развивающаяся область междисциплинарных исследований. Проблемам биомедицинской этики посвящена деятельность крупных научных международных конференций и издается ряд специализированных журналов. Специализированные комитеты и комиссии по биомедицинской этике учреждены при национальных врачебных ассоциациях, а также при ряде международных организаций, таких как Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМА и т.д. В 1996 году Советом Европы была принята Конвенция "О правах человека и биомедицине". С вступлением в силу Конвенции принципы и положения биоэтики приобретают силу закона в странах-членах Совета Европы, включая Россию.

Биомедицинская этика представляет собой адекватный современным общественным условиям этически обоснованный ответ на острейшие моральные проблемы, поставленные прогрессом медицинской науки и биомедицинских технологий. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.

Биоэтика - область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения.

Содержание биоэтики

Объект биоэтики

Нравственность человеческого поведения в биологически-медицинской сфере и в сфере здравоохранения относительно ее соответствия моральным нормам и ценностям. Дозволенности медицинских вмешательств в человеческий организм с точки зрения права, в частности, тех вмешательств, связанных с развитием биологических и медицинских наук. Использование биологических наук на службе человеку с целью улучшить условия жизни. В сферу интересов биоэтики включаются также проблемы создания и интродукции в биосферу трансгенных растений и животных, использование генетически модифицированных пищевых продуктов.

Предмет биоэтики

Охрана здоровья и жизни человека от момента оплодотворения до естественной смерти, которая выражается через различные формы лечения. Нравственные аспекты войны, убийства, аборта, самоубийства, эвтаназии.

Социально-философские рассуждения

Биоэтика или этика жизни - это раздел прикладной этики, философской дисциплины, изучающей проблемы морали прежде всего относительно человека, определяет, какие действия по с моральной точки зрения являются допустимыми, а какие - недопустимыми. Или другими словами: биоэтика - это органичное сочетание новейших достижений биологической науки имедицины с духовностью. В современном обществе она стала признаком цивилизованности.

Утверждение основ биоэтики внесет соответствующую долю в практическую реализацию в обществе принципами христианского бытия, построению цивилизации любви и формирования здорового образа жизни граждан. Данные биоэтики является дополнительным импульсом для углубления богословского понимания достоинства человеческой личности, ибо освещают доселе неизвестные аспекты человеческого существования.

2. Биомедицина в разные эпохи нашего времени

3. Биоэтика и принцип уважения прав и достоинств человека

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли к проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности.

Причинами возникновения биоэтики стали:

В настоящее время произошло то, что нормы традиционной медицинской этики систематически не срабатывают (модель Гиппократа, Парацельса, деонтология), а некоторые приходится характеризовать по новому или пересматривать.

Развитие науки явилось серьезным источником многих конфликтов и дилемм, которые уже не возможно разрешить на уровне традиций медицинской этики. В биоэтике основным становится конфликт прав.

Сегодня остро стоит вопрос об участии пациента в принятии врачебного решения, т.е. право на выбор врача, ЛПУ, выбор каким именно методом лечиться и лечиться вообще, право на информированное согласие и т.д. В биоэтике эти права оформляются как принцип автономии пациента и правило добровольного информированного согласия.

Современный этап развития врачебной этики связан с последствиями научно-технической революции и в первую очередь в узкой специализацией и внедрением в медицину новейших достижений науки. Широкое применение медицинской техники привело к разделению клинической медицины на ряд узких специальностей, которых насчитывается уже более ста. Отсюда принцип или систему врач-больной заменили на новый врач-приборы-больной. С одной стороны узкая специализация и технизация медицины расширяет возможности врача, а с другой - врач, внимательно следящий за стрелкой прибора, забывает взглянуть в лицо больному, и это рассматривается пациентом как неумение и нежелание врача разобраться в его заболевании. Обилие врачей консультантов по узким специальностям в случае упущений в диагностике затрудняет моральную, а иногда и юридическую ответственность. Что может способствовать проявлению халатного отношения к своим обязанностям.

Наиважнейший проблемой современной этики является то что охрана здоровья должно быть право каждого человека, а не избранной части населения, которые могут себе это позволить.

Заключение

Все многообразие определений биомедицинской этики свидетельствует как о значимости предмета рассмотрения, так и об отсутствии единого подхода к терминологии. Не претендуя на исключительность, автор считает, что более точное определение этой отрасли научных знаний необходимо вырабатывать с учетом исследований уровней социальной регламентации и механизмов правового регулирования медицинской деятельности. В этой связи, автор предлагает следующий вариант определения биоэтики.

Биомедицинская этика - это междисциплинарная наука, занимающаяся изучением морально-этических, социальных проблем медицинской деятельности в условиях применения новейших достижений медицинской науки и экспериментальной биологии, в контексте реализации прав и защиты законных интересов человека и гражданина.

Подводя итог анализу моделей взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами в контексте биомедицинской этики, следует отметить, что:

- патернализм, как традиционная для отечественного здравоохранения модель взаимоотношений, постепенно уступает место более демократичным моделям отношений между субъектами медико-правовых отношений;

- контрактная модель представляется наиболее приемлемой формой взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами в контексте наиболее полной реализации прав граждан и эффективного правового регулирования медицинской деятельности;

- в процессе правового обучения медицинских работников необходимо учитывать, что отношения с пациентами должны строиться на принципах контрактных взаимоотношений, строго регламентированных законодательством РФ;

- законодательная регламентация в сфере медицинской деятельности должна совершенствоваться с учетом контрактной модели взаимоотношений между медицинскими работниками, ответственными за качественное оказание медицинской помощи, и пациентами, принимающими участие в процессе выполнения медицинского вмешательства по мере сил и возможностей и выполняющими рекомендации медицинского персонала.

Список литературы

1. Деонтология в медицине. Под ред. Б. В. Петровского. -- М., 2006

2. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. Матвеев В.Ф. - М., 2004

3. Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2 / Отв. ред. Ф.Г.Майленова. М.: ИФ РАН, 2008.

Подобные документы

Основные формы вреда в современной биомедицинской этике. Принцип уважения автономии пациента. Противоречия между принципом "не навреди" и принципом справедливости. Благодеяние как обязательство. Модель медицинской деонтологии и принцип соблюдения долга.

реферат [21,1 K], добавлен 26.02.2015

Формирование и развитие биоэтики. История совершенствования морально-этических принципов в медицине. Модель Гиппократа как эталон врачебной этики. Модель Парацельса, или Принцип "делай благо". Деонтологическая модель. Принцип уважения автономии пациента.

презентация [990,0 K], добавлен 18.12.2015

Объективные предпосылки возникновения и развития биоэтики как научной дисциплины. Предмет изучения, функции и основные проблемы биоэтики. Биоэтика как естественное обоснование человеческой морали. Нравственные принципы отношения биоэтики к жизни.

реферат [20,9 K], добавлен 14.10.2010

Биомедицинская этика как наука. История, предмет и проблемы биоэтики. Характеристика аборта как медицинской проблемы, его этические и общесоциальные аспекты. Способы сокращения числа абортов, методы работы с населением, воспитание моральных принципов.

курсовая работа [37,1 K], добавлен 08.08.2014

Этика как философская наука о нравственности. Основные категории "гуманизм", "свобода", "равенство", "справедливость" и их современное содержание. Биоэтика: основные причины появления и специфика проблем. Этические традиции отечественной медицины.

Нравственное измерение человеческого бытия и нравственная мотивация врачебной деятельности.­­­­­­ Гуманистическая специфика меди­цинской науки и практики. Конфликт цели и средства в биомедицинской науке. Профессионализм и профессиональная ответственность. 2. Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право, религия, нравы, обычаи и мораль. Религиозные и фило­софские истоки биомедицинской этики. Особенности биомедицинской этики как профессиональной этики. Проблема научного статуса профес­сиональной этики. 3. Этика Гиппократа (V-IV вв. до н.э.): гуманность (филантропия); заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социаль­ное доверие к профессии; моральные добродетели врача. Врачебная этика и христианские ценности милосердия, добротолюбия и сострадания. 4. Медицинская этика в зарубежных странах в Новое время, Корпо­ративно-сословная медицинская этика Т. Персиваля (конец XVIII века). 5. Развитие медицинской этики в дореволюционной России. Нравст­венные установки земской медицины. Этические идеи в трудах А.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова. Вопросы врачебной этики в газете В.А. Манассеина "Врач". Пироговские съезды. 6. Медицинская этика в СССР. Социальный и морально-этический контекст достижений советской медицины. Проблемы медицинской эти­ки в трудах НА. Семашко и Н.Н. Петрова. Концепция медицинской де­онтологии. Присяга врача Советского Союза 1971 года. 7. Клятва врача 1999 года ("Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993 г.), ст. 60). 8. Злоупотребление в медицине нацистской Германии. Суд над наци­стскими медиками. Нюрнбергский кодекс. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах.

Всемирная медицинская ассоциация (ВМА и ее документы по медицинской этике.

10. Современные биомедицинские технологии и новые ситуации мо­ рального выбора.Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека. Концепция фундаментальных прав человека. Мо­ральныеконфликты всовременной биомедицине. Биомедицинская этика и нравственное самосознание медицинского сообщества. Основопола­гающие документы биомедицинской этики.Конвенция Совета Европы "О правах человека и биомедицине" 1996 года.

Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.

11. Структура и уровни этического знания: теория, принципы, прави­ла, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора. Проблема основания морального выбора: божественное откровение, природная очевидность, социальный договор, этический императив. Личность в ситуации нравственного выбо­ра. Свобода воли, совести и творчества.

12. Характер и основные виды этических конфликтов в современной биомедицине (конфликты на уровне ценностных установок и приорите­тов, моральных принципов и правил, уникального нравственного выбора). Потребности, способности и интересы. Моральные ценности и научное знание. Мораль и право. Санкции в праве и санкции в морали. Институционализация биомедицинской этики. Нравственная культура как основа врачебного профессионализма.

Основные этапы истории этики в ее отношении к развитию теоре­тической и практической медицины. Онтоцентризм и антропоцентризм в этике.

13. Идеалистическо-деонтологическое, религиозное моральное созна­ние. Учение о моральном долге И. Канта, и его связь с моральными про­блемами современной медицины.

14. Теория добродетелей Аристотеля и ее современные варианты.Утилитаристские концепции блага, принцип полезности (Юм, Бентам, Миль Дж.С, современный американский утилитаризм). Теория обще­ственного договора и ее развитие в современных теориях медицинской этики. Теория моральных обязательств primafacie У.Д. Росса. Современ­ные этические теории: либеральные и консервативные тенденции в эти­ке.

15. Учение о добре в русской философской традиции (Вл. Соловьев). Специфическая роль литературы в формировании отечественного нрав­ственного сознания (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов, В.В.Ве­ресаев, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын и др.).

16. Факторы, обусловливающие трансформацию традиционной про­фессиональной медицинской этики в современную биомедицинскую этику. Понятие "биоэтики" в концепции В.Р. Поттера и его эволюция в современной биомедицине. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики. Этика как наука и этика биомеди­цинской этики. Основные аспекты биомедицинской этики как междис­циплинарной области. Взаимоотношения биомедицинской этики с фило­софией, клиническими и медико-профилактическими дисциплинами, ме­дицинской социологией, психологией, правом, естественными науками и богословием.

17. Этическая теория и биомедицинская этика.Нормативная и де­скриптивная этика. Роль этических кодексов и принципов в медицинской практике.

18. Принцип "делай благо!" - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи. Нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента.

19. Принцип "не навреди!" - ответственность за бездействие и за не­правильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия дей­ствия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классифи­кация разновидностей "вреда", вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Про­блема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств.

20. Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия автономия). Уважение автономии пациента: по­лучение согласия на медицинское вмешательство, уважение права отказа от получения медицинской помогли, обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения и осуществления контроля за их прове­дением ("терапевтическое сотрудничество" врачей и пациентов). Тради­ционный медицинский патернализм (сильный и слабый). "Суррогатное" принятие решения и его правила.

21. Принцип справедливости. Аристотелевская формула справедливо­сти. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибу­тивная справедливость). Проблема справедливости в русской философс­кой традиции (Вл. Соловьев, Ив. Ильин). Современные теории справед­ливости (Дж. Ролус, Р. Нозик).

Основные правила биомедицинской этики.

Формирование нравственно-ответственной личности человека и специалиста образца нового столетия – сложная проблема для всего человечества. Это связано с тем, что формирование свободного, автономного и ответственного индивида, с одной стороны, широко декларируется, но с другой – остается трудно разрешимой задачей. Актуальность темы, по мнению автора, обусловлена необходимостью усиления роли биоэтического образования в сфере подготовки будущих специалистов. В предложенной статье раскрываются некоторые вопросы реализации принципов и норм биоэтики в аспекте легитимации медицинской деятельности, устанавливаются критерии и особенности формирования биоэтической ответственности студентов-медиков.


1. Апресян Р.Г., Шамов И.А. Совещание ЮНЕСКО по проблемам преподавания этики и биоэтики //Вопросы философии, 2005. - № 7. - С. 159-163.

2. Козырев А.П., Косилова Е.В., Маркин В.И. Об итогах IV Российского философского конгресса //Вопросы философии, 2006. - № 2. - С. 79-88.

4. Миронов А.В. Техноэтика как перспектива социально-гуманитарного знания // MONSTERA: Философские проблемы социально-гуманитарного знания / Сб. науч. ст. Вып. 4. - М., 2004. - С. 169-178.

Известно, что уровень подлинной гуманитарно-этической (интеллигентной) культуры влияет не только на общее развитие личности, но и на все сферы жизни и, как одно из следствий, на профессиональную деятельность человека. Среди медиков сильно предубеждение, что профессионализм должен превалировать над всем, включая культуру и нравственные ценности. Но, зачастую именно в процессе обучения, будущий медработник приобретает узко-функциональный подход к своей специальности и сохраняет его как устойчивый феномен. С этой своей задачей медицинское образование справляется более или менее успешно. Хотя в теории и практике образования давно доказано, что профессия, нравственность и ответственность - это органически взаимосвязанные феномены. Подобно тому, как нравственная культура является интуицией нравственного разума, так и интуиция ответственности проявляется в свободной, творчески созидательной деятельности.

Биоэтическое образование становится сегодня исключительно важным для любого специалиста: оно развивает духовно-нравственную сферу личности, помогает включить специальную деятельность в общекультурный контекст, наделяя ее ценностно-мировоззренческим значением. Прогресс медицинской науки и практики актуализирует проблему качественных изменений в сфере медицинского образования, направленных на поиск адекватных моделей биоэтически ориентированного образования и просвещения. В развитии нравственного сознания медицинского сообщества громадное значение имеет введение курсов биоэтики в учебные программы медицинских учебных заведений разного уровня. Биоэтика, как социальный феномен, создает предпосылки для выработки философских оснований исследования особенности процесса формирования социально-профессиональной ответственности современного студенчества.

В формировании биоэтического мировоззрения важная роль принадлежит как естественнонаучным, так и специальным дисциплинам. Но главная роль в формировании биоэтического мировоззрения, безусловно, должна принадлежать социально-гуманитарным наукам. В сфере медицинского образования социально-гуманитарная подготовка объективно является наиболее важным компонентом общепрофессиональной подготовки, чем в других специальностях. Это связано с тем, что в практической деятельности медицинского работника особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции, а среди многообразия всех личностных проявлений медика особого внимания заслуживает нравственно-этический компонент его самосознания.

В медицинском образовании особую актуальность приобретает проблема поиска путей интеграции знания с целью формирования разносторонней, нравственной, активной, творческой личности, осознающей свою ответственность через профессиональную деятельность. Необходимо также подчеркнуть культурно-воспитательное значение социально-гуманитарного знания, где центром кристаллизации междисциплинарного взаимодействия наряду с философией может стать биоэтическое познание. Отдельные вкрапления биоэтики в образовательное пространство не способны разрешить проблему. Биоэтическое мышление носит мировоззренческий, а не узкопрофессиональный характер, ибо в центре внимания оказывается человек, с его многообразными правами, ценностями, свободами. Поэтому, важное значение в этом плане имеет этическая/ценностная направленность образования, которая объединяет различные средства для достижения целей и задач в сфере формирования биоэтического сознания студентов.

Заслуживает внимание и тот факт, что наши студенты отмечают необходимость более широкого использования на занятиях дискуссионных форм. Биоэтика, как учебная дисциплина и предмет преподавания, призывает к живым дискуссиям, обсуждению конкретных этических ситуаций и дилемм, апеллирует к нравственной позиции самого студента, его собственному отношению к проблеме. Это и поднимает биоэтическое мышление до статуса философского. Оно помогает определить моральные критерии поведения, влияет на динамику профессионального самосознания, выработку критериев биоэтически ответственного мышления и поведения.

Как поисковая форма человеческого знания биоэтика выходит на более широкий уровень мировоззренческих, ценностных и онтологических представлений, ставит проблемы, с которыми никогда раньше не сталкивалось человечество. Посредством биоэтики философия смыкается с другими науками о человеке в исследовании биогенетических угроз, возникающих в поле преобразования телесности. Вместе с тем, биоэтика, фиксируя возможности радикального преобразования физической и психической идентичности человека, порождает новый виток антропологической рефлексии в философии. При разработке программы курса по биоэтике для студентов гуманитарных специальностей мы исходили из необходимости разграничения его содержательных и дидактических задач.

К содержательным структурам предмета биоэтики были отнесены следующие:

  • обозначение категориального аппарата биоэтики с учетом разнообразия терминологических интерпретаций;
  • ознакомление с основными подходами, принципами и направлениями биоэтики, образующими своего рода биоэтический кодекс;
  • анализ современных проблем биоэтики в аспекте ее соотнесенности с социально-мировоззренческими концепциями, касающимися места и роли человека в природе и социуме;
  • ориентирование в проблемном поле биоэтики, ее основаниях и перспективах.

Таким образом, решение проблемы воспитания биоэтико-гуманистического потенциала личности будущего специалиста-медика выдвигает перед медицинскими образовательными учреждениями целый ряд принципиально новых задач. Назовем некоторые из них.

  1. В условиях переживаемого кризиса информационно-технической цивилизации важное значение в научно-образовательном комплексе приобретает сближение и интеграция научных знаний и соединение их с нравственно-гуманистическими ценностями биоэтики.
  2. Биоэтическое измерение человеческого существования становится в наше время условием сохранения антропологической (родовой) и психической идентичности человека. Поэтому, биоэтические принципы могут реализоваться посредством осознания их практической необходимости, и не ограничиваться только их спекулятивным провозглашением.
  3. Взамен технократическому подходу утверждать гуманистическую парадигму медицинского образования. В отношении к медицинской науке, как впрочем, и к содержанию всего корпуса общемедицинских дисциплин, изучаемых в профессиональной школе главными должны стать не методологическая рефлексия и гносеологический анализ, а биоэтическая оценка и экспертиза применения полученных знаний, умений и навыков в медицинской практике.

Особую значимость имеет перенос теоретического концепта биоэтики из стадии медико-философских исследований в практическую плоскость учебно-воспитательного процесса. В новых условиях углубляется, прежде всего, содержание и смысл сложившихся ранее аксиологических параметров медицинского образования, ядром которой отныне становится биоэтический императив. Воспитательное воздействие биоэтического образования достигается путем целенаправленного формирования гуманистически ориентированных форм сознания, представлений, понятий. А принадлежность биоэтического знания как одной из форм интеллектуального и нравственного воздействия придает человековедческую направленность содержанию медицинского образования.

Наличие единого пространства проблем существенно сближает философию и биоэтику. Философы также активно участвуют в разработке теоретических оснований биоэтики во взаимодействии с другими специалистами. При этом, как было отмечено выше, они значительно раздвигают рамки биоэтического дискурса в сторону философской рефлексии над глобальными проблемами человеческой цивилизации. Философская методология позволяет расширить проблемно-содержательные границы биоэтического дискурса, в рамках которого возможно по-новому осмыслить фундаментальные мировоззренческие вопросы, затрагивающие пределы человеческого существования. Как теоретическое ядро мировоззрения философия функционально ответственна за формирование соответствующего нашей эпохи социального типа личности.

В этой своей человекотворческой (воспитательной) функции философия не только не противопоставляется образованию, но все более может осознаваться как непременное условие универсальной целостности образования. Мировоззренческая парадигма философии задает конституирующие ориентиры ментальности мышления в приложении к различным областям бытия человека, общества, природы; обладает наибольшими возможностями синтезирования различных аспектов практических проблем, наиболее актуальных для нынешнего этапа человеческого существования и нуждается сегодня в качественном обновлении. В качестве одного из ведущих показателей сформированности биоэтической ответственности медицинского работника является уровень развитости его биоэтико-мировоззренческого потенциала в единстве с другими аспектами гуманистической ментальности.

Исходя из вышеназванных позиций, мы определяем биоэтическую ответственность медицинского работника как систему духовных установок личности на социальные объекты (человека или живое существо), обусловленную моральными ценностями и нормами общества, а также нравственными нормами и ценностями медицины и здравоохранения на современном этапе их развития. Установка на формирование нравственно-ответственного самосознания как личностно-значимого приобретения медицинского работника связана с осознанием абсолютной слитности общественно значимых норм моральной ответственности с человеческим бытием, практикой медицинской деятельности.

Рецензенты:

Азаматов Д.М., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа.

Хазиев В.С., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа.

Читайте также: