Биологическая грамотность это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Далеко не каждый из сегодняшних учеников станет в будущем врачом или микробиологом, вирусологом или агрономом, но все они, ныне сидящие за партой, выйдут во взрослую жизнь и каждый день будут в той или иной степени сталкиваться с биологией. Собственное здоровье и здоровье будущих детей, возможность продления человеческой жизни и современные достижения медицины, трансгенные организмы и клонирование, экологические проблемы и охрана окружающей среды – все эти вопросы касаются каждого из нас. И задача учителя биологии сегодня – сформировать биологически грамотного члена современного общества, человека, который сможет адекватно ориентироваться в огромном потоке информации, принимать корректные решения и отвечать за них.

Авторам удалось очень удачно сочетать научность изложения с определенной эмоциональностью, усиливающей восприятие проблем современного мира. Язык изложения ясный, доступный, без заигрывания и упрощения, с одной стороны, но при этом и без унылой наукообразности, с другой.

Учебник завершает линию Н.И.Сонина. Однако структура книги, особенности компоновки материала и стиль изложения, доступный для учащихся с любым уровнем подготовки, позволяют использовать этот учебник на завершающем этапе изучения биологии в школе после учебников всех существующих линий.

Остановимся несколько более подробно на структуре и особенностях нового учебника. В чем его преимущество? Почему после знакомства с ним даже учителя, долгие годы работающие по другим авторским линиям, приобретают его для себя?

Практически в каждом параграфе существует дополнительный текст. Во многих учебниках дополнительная информация вынесена за пределы параграфа и, как правило, находится после вопросов и заданий. Психологи, работающие с подростками, утверждают, что большинство учащихся, дочитав до конца параграф, не обращают внимания на материал, находящийся за его пределами. В представляемом учебнике дополнительная информация, обрамленная тонкой зеленой рамкой, находится внутри параграфа. В верхнем углу рамки стоит маленький зеленый квадратик. Точно такой же значок находится в тексте параграфа, в той его части, к которой и приводится данная дополнительная информация. Даже не желая того, читающий обязательно свяжет взглядом два ярких одинаковых знака на развороте. А это значит, что дополнительная информация будет увидена. Вынесенная в рамки информация не является обязательной для изучения и запоминания. Ее задача – заинтересовать, заставить задуматься, захотеть поделиться новыми сведениями с другими и узнать больше.

Обратимся теперь к внетекстовому компоненту. К нему относят аппарат организации усвоения знаний, аппарат ориентировки и иллюстративный аппарат.

Вопросы для повторения и задания, которые направлены на усвоение, закрепление и повторение материала урока, приводятся после каждого параграфа. В конце каждого из пяти разделов находятся блоки вопросов для обсуждения, разбитые по темам. Это задания уже более высокого уровня, требующие размышлений и сопоставлений, вопросы частично поисковые и творческие.

К аппарату ориентировки, кроме нумерации страниц, названий и номеров глав и параграфов, относится также и шрифтовое выделение. Во многих школьных учебниках на одной странице может встречаться сразу несколько типов шрифтов, что очень усложняет процесс чтения и усвоения материала. В новом учебнике для базового уровня шрифтовое выделение используется только в случае действительной необходимости. К сожалению, современные школьники не умеют работать с текстом. И это относится не только к биологии, но и к литературе и истории, физике и географии. Порой ответ на вопрос учителя сводится к тому, что ученик выхватывает взглядом нужное определение, выделенное жирным шрифтом, и повторяет его вслух, запомнив на уровне иконической памяти, длительность которой не превышает одной секунды. Данная информация не будет усвоена и осмыслена. Если же при подготовке учащийся будет вынужден самостоятельно найти в тексте некое определение, подчеркнуть его карандашом, если он сам выделит причины или следствия, то такая переработанная информация будет усвоена гораздо более полно и надежно.

По оценкам учителей, это по-настоящему современный учебник, созданный специально для базового уровня преподавания биологии на ступени среднего (полного) общего образования.

Изучение биологии в старшей школе чрезвычайно важно для полноценного формирования современного человека. Однако к старшим классам учащийся подходит уже с определенным багажом знаний, полученных в основной школе.

Учителям и учащимся всех регионов нашей страны хорошо известна линия учебников по биологии для основной школы Н.И. Сонина. Как любое произведение, эта линия имеет своих сторонников и своих оппонентов. Кто-то легко перешел на современную систему изучения биологии, с интересом включился в процесс сотворчества, создавая уроки на прекрасных разворотных иллюстрациях учебников, используя богатейший материал учебно-методического комплекта. Кто-то остался верен традиционному подходу к изложению материала. Однако равнодушных рядом с этими учебниками не осталось.

Большую помощь при изучении курса биологии окажут компьютерные диски, созданные к учебникам линии. Благодаря им даже сложные вопросы становятся понятными и доступными. Пользуясь дисками, можно не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.

В методическом аппарате учебника 6 класса, кроме ссылок на компьютерный диск, присутствуют также ссылки на интернет-сайты, где учащиеся смогут найти иллюстрации или дополнительную информацию по теме урока.

Биологическая грамотность становится
социально необходимой, поскольку основной
объект биологии – жизнь. Поэтому интерес к
предмету я поддерживаю использованием
разнообразных методов и форм организации
познавательной деятельности.

4. Теоретические основы

• Биологическая грамотность -это
М.В. Гусев (1934-2005)
способность применять
биологические знания,
адаптироваться к изменениям,
прогнозировать и нести
ответственность за принятые
решения в повседневной, и
профессиональной деятельности.

5. Актуальность

Культура общества привела к разрушению равновесия между средой и
человеком;
Необходимо вырастить новое поколение людей, способных жить в
согласии со своей средой обитания;
Владея теоретическими знаниями, учащиеся не осознают собственной
роли в устранении биологических проблем.
.

6. Задачи биологического развития

Формирование основных
природоведческих
представлений и понятий;
Вовлечение детей в
разнообразные виды
деятельности в природе и по
её охране;
Расширение и углубление
представлений о взаимосвязях в
природе;
Воспитание бережного
отношения ко всему живому на Земле,
любви к природе;
Формирование навыков биологически
грамотного, нравственного поведения
в природе; развитие первоначальных
географических представлений.

7. Этапы работы

Этапы
Сроки
1.Инфармационно - поисковый
2012-2015г
2.Организационно -деятельностный
2016-2018г
3.Обобщающий
2019г

8. 1этап

1.Теоретический обзор литературы экологического содержания.
2.Изучение интегрированных программ по биологическому воспитанию.
3.Предварительная диагностика уровня биологической культуры учащихся.
Компоненты: познавательный,
Уровни: высокий,
эмоциональный,
средний,
деятельностный.
низкий.

9. 2этап

10. Проект Мусор рядом с нами

• В нашем городке
существует такая
проблема, как
неорганизованный выброс
мусора. Мы не редко
становимся свидетелями
того, как мусор
выбрасывается не в урны
или специальные
контейнеры, а прямо под
ноги или в кусты.
• Каждый человек выбрасывает в
год около 400 кг бытовых
отходов, которые содержат
пищевые отходы – 40%,
макулатуру – 15%,
текстиль – 5%,
древесину – 5%,
бытовую технику – 0,5%,
пластик – 20 %,
металлолом – 3%,
стекло – 3 %. И это только
мусор, попавший на свалки. А
сколько мусора выбрасывается в
лесополосе, на обочинах?

12. Проблемы

• Большинство людей даже не
задумываются о том, сколько
лет разлагается мусор, и какой
непоправимый вред он наносит
природе. А ведь сроки разложения
отходов достигают тысяч и
миллионов лет.
• Выбрасывая несортированный
мусор на свалку, человек решает
свою локальную проблему: мусора
в доме больше нет. В масштабе
человечества это превращается в
серьезную угрозу.

13. Время разложения отходов

• Обращение к жителям:
Да, возможно изменить
тенденцию увеличения
выброшенного мусора
каждый отдельный
житель городка не
может. Но в наших
силах перестать
бросать мусор себе под
ноги, загрязняя в
первую очередь свой
родной и любимый
город.

15. Вывод

Проведя исследования, мы пришли к следующим
выводам:
1. Мусор является результатом технического прогресса с которым надо бороться уже сейчас
иначе мы окажемся, через несколько лет в куче мусора;
2. Для естественной переработки мусора требуются долгие годы и даже столетия, это зависит
от материала из которого сделан предмет;
3. В результате исследования было выявлено, что в среднем каждый житель за неделю
выбрасывает 1,7 кг. мусора, в месяц 6,8 кг., в год 88,4 кг.
4. Санитарное состояние нашего города можно считать удовлетворительным;
5. В ходе данных исследований было доказано, что мусор, выбрасываемый в мусорное ведро
можно использовать вторично. По результатам социологического опроса было отмечено, что
жители нашего города, в большей степени, соблюдают чистоту в городе.

16. Заключение

Человечество – часть природы. В процессе трудовой деятельности люди используют
ресурсы природы, при этом нарушают биологический круговорот веществ и
производят огромное количество отходов, которые природа не в состояние
переработать. Поэтому надо так разработать технологию производства, чтобы отходы
одного производства в качестве сырья передавались другому производству. Надо
учиться у природы рациональному использованию природных ресурсов. А для этого
надо изучить закономерности природных процессов и применять их в своей
повседневной жизни.
Я считаю, что тема нашей работы актуальна в настоящее время. Работа имеет
практическое значение. Если бы каждый человек познакомился с нашей работой, то
на наших улицах стало бы меньше мусора, в лесных массивах и в черте города
сократилось бы количество несанкционированных свалок.

Электронная библиотека изданий программы "МГУ-школе"

д.пед.н., ведущий научный сотрудник биологического факультета, МГУ

Особая роль в современных условиях развития качественно новых технологий, кризисного состояния жизненной среды принадлежит биологическому (и, в качестве его существенной составной части, экологическому) образованию. Биологическая грамотность населения в целом – это важнейший инструмент для достижения более сбалансированного развития общества. Она – основа сохранения здоровья; естественнонаучного мировоззрения, определяющего биосферное понимание существования и развития жизни на планете, а также развитие инновационной эколого-сбалансированной экономики. Одним из ученых, очень хорошо понимающим важность биологической грамотности и много сделавшим для того, чтобы внедрить это понятие в сознание общества, создавшим научную группу для исследования на биологическом факультете всех уровней биологического образования, был бывший декан биофака профессор М.В. Гусев.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Биологическая грамотность. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Содержание Введение Теоретические основы Актуальность Задачи биологического развития Этапы работы Проект мусор рядом с нами Проблемы Время разложения отходов Вывод Заключение Список литературы

Введение Биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии – жизнь. Поэтому интерес к предмету я поддерживаю использованием разнообразных методов и форм организации познавательной деятельности.

Теоретические основы Биологическая грамотность -это способность применять биологические знания, адаптироваться к изменениям, прогнозировать и нести ответственность за принятые решения в повседневной, и профессиональной деятельности.

В нашем городке существует такая проблема, как неорганизованный выброс мусора. Мы не редко становимся свидетелями того, как мусор выбрасывается не в урны или специальные контейнеры, а прямо под ноги или в кусты. В нашем городке существует такая проблема, как неорганизованный выброс мусора. Мы не редко становимся свидетелями того, как мусор выбрасывается не в урны или специальные контейнеры, а прямо под ноги или в кусты.

Проблемы Большинство людей даже не задумываются о том, сколько лет разлагается мусор, и какой непоправимый вред он наносит природе. А ведь сроки разложения отходов достигают тысяч и миллионов лет. Выбрасывая несортированный мусор на свалку, человек решает свою локальную проблему: мусора в доме больше нет. В масштабе человечества это превращается в серьезную угрозу.

Обращение к жителям: Да, возможно изменить тенденцию увеличения выброшенного мусора каждый отдельный житель городка не может. Но в наших силах перестать бросать мусор себе под ноги, загрязняя в первую очередь свой родной и любимый город. Обращение к жителям: Да, возможно изменить тенденцию увеличения выброшенного мусора каждый отдельный житель городка не может. Но в наших силах перестать бросать мусор себе под ноги, загрязняя в первую очередь свой родной и любимый город.

Читайте также: