Биологическая грамотность это кратко
Обновлено: 05.07.2024
Далеко не каждый из сегодняшних учеников станет в будущем врачом или микробиологом, вирусологом или агрономом, но все они, ныне сидящие за партой, выйдут во взрослую жизнь и каждый день будут в той или иной степени сталкиваться с биологией. Собственное здоровье и здоровье будущих детей, возможность продления человеческой жизни и современные достижения медицины, трансгенные организмы и клонирование, экологические проблемы и охрана окружающей среды – все эти вопросы касаются каждого из нас. И задача учителя биологии сегодня – сформировать биологически грамотного члена современного общества, человека, который сможет адекватно ориентироваться в огромном потоке информации, принимать корректные решения и отвечать за них.
Авторам удалось очень удачно сочетать научность изложения с определенной эмоциональностью, усиливающей восприятие проблем современного мира. Язык изложения ясный, доступный, без заигрывания и упрощения, с одной стороны, но при этом и без унылой наукообразности, с другой.
Учебник завершает линию Н.И.Сонина. Однако структура книги, особенности компоновки материала и стиль изложения, доступный для учащихся с любым уровнем подготовки, позволяют использовать этот учебник на завершающем этапе изучения биологии в школе после учебников всех существующих линий.
Остановимся несколько более подробно на структуре и особенностях нового учебника. В чем его преимущество? Почему после знакомства с ним даже учителя, долгие годы работающие по другим авторским линиям, приобретают его для себя?
Практически в каждом параграфе существует дополнительный текст. Во многих учебниках дополнительная информация вынесена за пределы параграфа и, как правило, находится после вопросов и заданий. Психологи, работающие с подростками, утверждают, что большинство учащихся, дочитав до конца параграф, не обращают внимания на материал, находящийся за его пределами. В представляемом учебнике дополнительная информация, обрамленная тонкой зеленой рамкой, находится внутри параграфа. В верхнем углу рамки стоит маленький зеленый квадратик. Точно такой же значок находится в тексте параграфа, в той его части, к которой и приводится данная дополнительная информация. Даже не желая того, читающий обязательно свяжет взглядом два ярких одинаковых знака на развороте. А это значит, что дополнительная информация будет увидена. Вынесенная в рамки информация не является обязательной для изучения и запоминания. Ее задача – заинтересовать, заставить задуматься, захотеть поделиться новыми сведениями с другими и узнать больше.
Обратимся теперь к внетекстовому компоненту. К нему относят аппарат организации усвоения знаний, аппарат ориентировки и иллюстративный аппарат.
Вопросы для повторения и задания, которые направлены на усвоение, закрепление и повторение материала урока, приводятся после каждого параграфа. В конце каждого из пяти разделов находятся блоки вопросов для обсуждения, разбитые по темам. Это задания уже более высокого уровня, требующие размышлений и сопоставлений, вопросы частично поисковые и творческие.
К аппарату ориентировки, кроме нумерации страниц, названий и номеров глав и параграфов, относится также и шрифтовое выделение. Во многих школьных учебниках на одной странице может встречаться сразу несколько типов шрифтов, что очень усложняет процесс чтения и усвоения материала. В новом учебнике для базового уровня шрифтовое выделение используется только в случае действительной необходимости. К сожалению, современные школьники не умеют работать с текстом. И это относится не только к биологии, но и к литературе и истории, физике и географии. Порой ответ на вопрос учителя сводится к тому, что ученик выхватывает взглядом нужное определение, выделенное жирным шрифтом, и повторяет его вслух, запомнив на уровне иконической памяти, длительность которой не превышает одной секунды. Данная информация не будет усвоена и осмыслена. Если же при подготовке учащийся будет вынужден самостоятельно найти в тексте некое определение, подчеркнуть его карандашом, если он сам выделит причины или следствия, то такая переработанная информация будет усвоена гораздо более полно и надежно.
По оценкам учителей, это по-настоящему современный учебник, созданный специально для базового уровня преподавания биологии на ступени среднего (полного) общего образования.
Изучение биологии в старшей школе чрезвычайно важно для полноценного формирования современного человека. Однако к старшим классам учащийся подходит уже с определенным багажом знаний, полученных в основной школе.
Учителям и учащимся всех регионов нашей страны хорошо известна линия учебников по биологии для основной школы Н.И. Сонина. Как любое произведение, эта линия имеет своих сторонников и своих оппонентов. Кто-то легко перешел на современную систему изучения биологии, с интересом включился в процесс сотворчества, создавая уроки на прекрасных разворотных иллюстрациях учебников, используя богатейший материал учебно-методического комплекта. Кто-то остался верен традиционному подходу к изложению материала. Однако равнодушных рядом с этими учебниками не осталось.
Большую помощь при изучении курса биологии окажут компьютерные диски, созданные к учебникам линии. Благодаря им даже сложные вопросы становятся понятными и доступными. Пользуясь дисками, можно не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.
В методическом аппарате учебника 6 класса, кроме ссылок на компьютерный диск, присутствуют также ссылки на интернет-сайты, где учащиеся смогут найти иллюстрации или дополнительную информацию по теме урока.
Биологическая грамотность становится
социально необходимой, поскольку основной
объект биологии – жизнь. Поэтому интерес к
предмету я поддерживаю использованием
разнообразных методов и форм организации
познавательной деятельности.
4. Теоретические основы
• Биологическая грамотность -это
М.В. Гусев (1934-2005)
способность применять
биологические знания,
адаптироваться к изменениям,
прогнозировать и нести
ответственность за принятые
решения в повседневной, и
профессиональной деятельности.
5. Актуальность
Культура общества привела к разрушению равновесия между средой и
человеком;
Необходимо вырастить новое поколение людей, способных жить в
согласии со своей средой обитания;
Владея теоретическими знаниями, учащиеся не осознают собственной
роли в устранении биологических проблем.
.
6. Задачи биологического развития
Формирование основных
природоведческих
представлений и понятий;
Вовлечение детей в
разнообразные виды
деятельности в природе и по
её охране;
Расширение и углубление
представлений о взаимосвязях в
природе;
Воспитание бережного
отношения ко всему живому на Земле,
любви к природе;
Формирование навыков биологически
грамотного, нравственного поведения
в природе; развитие первоначальных
географических представлений.
7. Этапы работы
Этапы
Сроки
1.Инфармационно - поисковый
2012-2015г
2.Организационно -деятельностный
2016-2018г
3.Обобщающий
2019г
8. 1этап
1.Теоретический обзор литературы экологического содержания.
2.Изучение интегрированных программ по биологическому воспитанию.
3.Предварительная диагностика уровня биологической культуры учащихся.
Компоненты: познавательный,
Уровни: высокий,
эмоциональный,
средний,
деятельностный.
низкий.
9. 2этап
10. Проект Мусор рядом с нами
• В нашем городке
существует такая
проблема, как
неорганизованный выброс
мусора. Мы не редко
становимся свидетелями
того, как мусор
выбрасывается не в урны
или специальные
контейнеры, а прямо под
ноги или в кусты.
• Каждый человек выбрасывает в
год около 400 кг бытовых
отходов, которые содержат
пищевые отходы – 40%,
макулатуру – 15%,
текстиль – 5%,
древесину – 5%,
бытовую технику – 0,5%,
пластик – 20 %,
металлолом – 3%,
стекло – 3 %. И это только
мусор, попавший на свалки. А
сколько мусора выбрасывается в
лесополосе, на обочинах?
12. Проблемы
• Большинство людей даже не
задумываются о том, сколько
лет разлагается мусор, и какой
непоправимый вред он наносит
природе. А ведь сроки разложения
отходов достигают тысяч и
миллионов лет.
• Выбрасывая несортированный
мусор на свалку, человек решает
свою локальную проблему: мусора
в доме больше нет. В масштабе
человечества это превращается в
серьезную угрозу.
13. Время разложения отходов
• Обращение к жителям:
Да, возможно изменить
тенденцию увеличения
выброшенного мусора
каждый отдельный
житель городка не
может. Но в наших
силах перестать
бросать мусор себе под
ноги, загрязняя в
первую очередь свой
родной и любимый
город.
15. Вывод
Проведя исследования, мы пришли к следующим
выводам:
1. Мусор является результатом технического прогресса с которым надо бороться уже сейчас
иначе мы окажемся, через несколько лет в куче мусора;
2. Для естественной переработки мусора требуются долгие годы и даже столетия, это зависит
от материала из которого сделан предмет;
3. В результате исследования было выявлено, что в среднем каждый житель за неделю
выбрасывает 1,7 кг. мусора, в месяц 6,8 кг., в год 88,4 кг.
4. Санитарное состояние нашего города можно считать удовлетворительным;
5. В ходе данных исследований было доказано, что мусор, выбрасываемый в мусорное ведро
можно использовать вторично. По результатам социологического опроса было отмечено, что
жители нашего города, в большей степени, соблюдают чистоту в городе.
16. Заключение
Человечество – часть природы. В процессе трудовой деятельности люди используют
ресурсы природы, при этом нарушают биологический круговорот веществ и
производят огромное количество отходов, которые природа не в состояние
переработать. Поэтому надо так разработать технологию производства, чтобы отходы
одного производства в качестве сырья передавались другому производству. Надо
учиться у природы рациональному использованию природных ресурсов. А для этого
надо изучить закономерности природных процессов и применять их в своей
повседневной жизни.
Я считаю, что тема нашей работы актуальна в настоящее время. Работа имеет
практическое значение. Если бы каждый человек познакомился с нашей работой, то
на наших улицах стало бы меньше мусора, в лесных массивах и в черте города
сократилось бы количество несанкционированных свалок.
Электронная библиотека изданий программы "МГУ-школе"
д.пед.н., ведущий научный сотрудник биологического факультета, МГУ
Особая роль в современных условиях развития качественно новых технологий, кризисного состояния жизненной среды принадлежит биологическому (и, в качестве его существенной составной части, экологическому) образованию. Биологическая грамотность населения в целом – это важнейший инструмент для достижения более сбалансированного развития общества. Она – основа сохранения здоровья; естественнонаучного мировоззрения, определяющего биосферное понимание существования и развития жизни на планете, а также развитие инновационной эколого-сбалансированной экономики. Одним из ученых, очень хорошо понимающим важность биологической грамотности и много сделавшим для того, чтобы внедрить это понятие в сознание общества, создавшим научную группу для исследования на биологическом факультете всех уровней биологического образования, был бывший декан биофака профессор М.В. Гусев.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Биологическая грамотность. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Содержание Введение Теоретические основы Актуальность Задачи биологического развития Этапы работы Проект мусор рядом с нами Проблемы Время разложения отходов Вывод Заключение Список литературы
Введение Биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии – жизнь. Поэтому интерес к предмету я поддерживаю использованием разнообразных методов и форм организации познавательной деятельности.
Теоретические основы Биологическая грамотность -это способность применять биологические знания, адаптироваться к изменениям, прогнозировать и нести ответственность за принятые решения в повседневной, и профессиональной деятельности.
В нашем городке существует такая проблема, как неорганизованный выброс мусора. Мы не редко становимся свидетелями того, как мусор выбрасывается не в урны или специальные контейнеры, а прямо под ноги или в кусты. В нашем городке существует такая проблема, как неорганизованный выброс мусора. Мы не редко становимся свидетелями того, как мусор выбрасывается не в урны или специальные контейнеры, а прямо под ноги или в кусты.
Проблемы Большинство людей даже не задумываются о том, сколько лет разлагается мусор, и какой непоправимый вред он наносит природе. А ведь сроки разложения отходов достигают тысяч и миллионов лет. Выбрасывая несортированный мусор на свалку, человек решает свою локальную проблему: мусора в доме больше нет. В масштабе человечества это превращается в серьезную угрозу.
Обращение к жителям: Да, возможно изменить тенденцию увеличения выброшенного мусора каждый отдельный житель городка не может. Но в наших силах перестать бросать мусор себе под ноги, загрязняя в первую очередь свой родной и любимый город. Обращение к жителям: Да, возможно изменить тенденцию увеличения выброшенного мусора каждый отдельный житель городка не может. Но в наших силах перестать бросать мусор себе под ноги, загрязняя в первую очередь свой родной и любимый город.
Читайте также: