Биография серен кьеркегор кратко

Обновлено: 02.07.2024

Считается одним из основоположников концепций экзистенциализма, идей экзистенциального ужаса, экзистенциального кризиса, рыцаря веры, бесконечного качественного различия; трех сфер человеческого существования, Индивидуальность есть Истина

Содержание

Биография

Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в дворянской семье, 5 мая 1813 года.

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

Этапы творчества

Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

Основные идеи

Три стадии человеческого существования

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

  • эстетическая,
  • этическая,
  • религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живет так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он течет по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живет сегодняшним днем и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Тогда человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить ее и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.

Отчаяние



Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

Страх

Страх возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Экзистенциализм

В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Этот и ряд других моментов послужили распространению точки зрения, согласно которой датский мыслитель является представителем иррационализма.

Русское написание имени



Наиболее употребительные написания фамилии философа на русском языке: Кьеркегор. К датской практической транскрипции наиболее близко произношение фамилии как Киргегор (транслитерация — Киркегаард). В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.

С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому — Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор [источник не указан 579 дней] .

Серен Обю Кьеркегор (1813-1855) – датский религиозный философ, психолог и писатель. Родоначальник экзистенциализма.

В биографии Серена Кьеркегора есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Кьеркегора.

syoren-kerkegor

Биография Серена Кьеркегора

Серен Кьеркегор появился на свет 5 мая 1813 года в Копенгагене. Он рос и воспитывался в семье зажиточного купца Петера Кьеркегора. У своих родителей философ был самым младшим ребенком.

После кончины главы семейства, его детям досталось приличное состояние. Благодаря этому Серен смог получить хорошее образование. В возрасте 27 лет он успешно окончил теологический факультет Копенгагенского университета.

Однако после поступления в вуз и ознакомления с греческой философией, Серен пересмотрел свои религиозные взгляды. Он начал анализировать написанное в Библии под другим углом.

Философия

В 1841 г. Кьеркегор обосновался в Берлине, где много времени уделял размышлению о жизни и природе человека. Одновременно с этим он пересматривал те религиозные учения, которых придерживался в детстве и юности.

В этой книге Серен Кьеркегор описывал 3 этапа существования человека: эстетический, этический и религиозный. По мнению автора наивысшей стадией развития человека является религиозная.

syoren-kerkegor-4

Еще при жизни Серен Кьеркегор стал родоначальником экзистенциализма – направления в философии 20-го века, акцентирующего свое внимание на уникальности бытия человека. Он крайне негативно отзывался о рационализме, а также критиковал сторонников субъективного подхода к философии.

Кьеркегор называет существующими только те вещи, которые не дают повода размышлять о себе, поскольку размышляя о чем-то, человек вмешивается в природный процесс течения вещей. Следовательно, объект уже изменен наблюдением и поэтому перестает существовать.

В экзистенциальной философии именно посредством переживания событий, а не раздумий, считается возможным познать окружающий мир. Объективная истина познается, а экзистенциальная – должна быть только пережита.

В последние годы биографии Серен Кьеркегор особенно критиковал выхолащивание христианской жизни, а именно стремление жить благополучно и комфортно и при этом называть себя христианином. Из всех форм власти он выделял монархию, тогда как самой худшей считал демократию.

Личная жизнь

Когда Кьеркегору было около 24 лет он познакомился с Региной Ольсен, которую был старше на 9 лет. Девушка также интересовалась философией, в связи с чем у молодых людей было много общих тем для общения.

В 1840 г. Серен и Регина объявили о своей помолвке. Однако почти сразу парень начал сомневаться в том, что сможет быть примерным семьянином. В связи с этим, после заключения помолвки он все свободное время посвящал писательской деятельности.

Примерно через год Кьеркегор написал девушке письмо, в котором сообщил о разрыве отношений. Он объяснял свое решение тем, что не сможет совместить работу с супружеской жизнью. В итоге, мыслитель до конца жизни оставался холостым и не обзавелся потомством.

Смерть

Серен Кьеркегор умер 11 ноября 1855 года в возрасте 42 лет. В разгар эпидемии гриппа он заболел туберкулезом, который и стал причиной его смерти.

Сёрен Обю́ Кье́ркегор (Киркегаард) (дат. Søren Aabye Kierkegaard). Родился 5 мая 1813, Копенгаген. Дата смерти — 11 ноября 1855, там же. Датский философ, протестантский теолог и писатель.

Биография
Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в семье разбогатевшего купца — бывшего крестьянина Петера Кьеркегора, 5 мая 1813 года.

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

Этапы творчества
Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

эстетическая,
этическая,
религиозная.
В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.

Отчаяние
Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

Страх
Страх (Angst) возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Оценка такой позиции как иррационалистической оспаривается в исследовательской литературе.

Русское написание имени
Наиболее употребительное написание фамилии философа на русском языке — Кьеркегор. В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.

С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому — Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор.

У Бердяева встречается написание Киркегардт

Датский психолог и писатель Сёрен Кьеркегор относил себя к религиозным философам. Именно его называют отцом экзистенциализма — направления, которое акцентирует внимание на уникальности бытия человека. За созданные при жизни труды мужчину не раз критиковала датская церковь, а имя Сёрена подвергалось насмешкам и издевательствам в официальной печати.

Детство и юность

Философ родился весной 1813 года в Копенгагене. Его отец родом из бедной семьи крестьян, но мужчине удалось разбогатеть и стать купцом. Сёрен был младшим ребенком в семье, а когда кормилец семейства скончался, то оставил отпрыскам внушительное наследство.

Это помогло юноше получить хорошее образование, он поступил в Копенгагенский университет и, защитив диссертацию, получил степень магистра. Тема работы была посвящена концепциям авторов и романтиков Древней Греции.

Родители воспитывали всех детей, включая младшего Сёрена, в почитании и любви к Богу. В студенческие годы у юноши стали меняться взгляды на мир, чтобы разобраться в собственных мыслях, он заново изучает греческую философию и уже под другим углом смотрит на все, что написано в Библии.

Философия

Многочисленные раздумья о жизни не давали Сёрену покоя в родном городе, и в 1841 году для обретения себя и понимания собственных религиозных взглядов он переезжает в Берлин, где и начала формироваться философия Кьеркегора.

При этом сам Кьеркегор не остался в долгу, он написал статью, осуждающую и унижающую собственных критиков, которую тоже опубликовал. Но это не лишает мужчину вдохновения, и вскоре он выпускает произведение, в котором на сотнях страниц излагает свою философию. Читателей вдохновляло его творчество, его тексты разбирали на цитаты и афоризмы.

Еще при жизни Сёрена называли основоположником экзистенциализма, мужчина яро критиковал рационализм и приверженцев субъективного подхода к философии. По его мнению, существующими называются только те вещи, которые не дают о себе мыслить, так как, задумываясь о чем-то, человек вмешивается в естественный процесс течения вещей. Из-за этого объект уже изменен наблюдением, поэтому перестает существовать. В экзистенциальной философии именно переживание событий считалось главным способом познать окружающий мир, а не его измышление.

Личная жизнь

Личная жизнь философа сложилась не совсем успешно. Когда Сёрену исполнилось 24 года, он повстречал юную Регину Ольсен, 15-летняя девушка тогда тоже изучала философию, а потому между молодыми людьми было много тем для общения. Первоначально Кьеркегор относился к ней только как к другу, но постепенно взаимное влечение увеличилось, и в начале осени 1840 года он признался избраннице в чувствах. Но почти сразу мужчина стал сомневаться в себе как в истинном семьянине, поэтому после помолвки решил углубиться в работу.


Регина Ольсен, возлюбленная Сёрена Кьеркегора / Museum of Copenhagen

Пара не жила вместе, и девушка понимала, что работа — это лишь предлог, чтобы держаться от нее подальше. Тем не менее они поддерживали общение посредством писем. Но летом 1841 года Регина получает от Сёрена письмо, в котором он объясняется с избранницей и разрывает помолвку.

Такой шаг мужчина предпринял из-за убеждения, что не сможет совмещать писательское призвание с браком, по своей натуре он был меланхоличен, о чем свидетельствуют фото портретов, где тот представлен в образе задумчивого мечтателя. Ольсен была убита горем и долгое время пыталась убедить возлюбленного вернуть отношения. Несмотря на любовь Кьеркегора, сделать ей этого так и не удалось. При жизни жену и детей мужчина не завел, Регина так и осталась его единственной любовью.

Смерть

На 43-м году жизни биография Кьеркегора оборвалась. При эпидемии гриппа мужчина заболел туберкулезом, врачи не сумели спасти его от заболевания, которое и стало причиной смерти. Он умер осенью 1855-го, похоронен в родном Копенгагене.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Философ родился и жил все время в Копенгагене, но когда мы пытаемся отыскать его настоящие корни, они неожиданно обнаруживаются в другом месте — на западе страны, в Ютландии. Деревня Сэддинг расположена к югу от городка Скьерн, примерно в двадцати километрах от моря. Возле маленькой средневековой церквушки некогда лежали два хутора, которые сдавались в аренду и назывались церковными, поскольку плата за них предназначалась священнику. Отсюда фамилия Кierkegaard — по-датски (kirke — цeрковь, gaard — хутор). Так звали еще его прадеда, арендовавшего один из этих хуторов, так звали и его сына Педера, в бедном доме которого на свет появилось девять детей.

Четвертым по счету был Микаэль Педерсен (1756-1838), отец философа. В детстве Микаэль пас на пустоши овец. Голодный, заброшенный, он однажды поднялся на холм и проклял Бога, чего был не в силах забыть даже в 82-летнем возрасте. Все, кто только мог, уезжали из Сэминга. Дядя Микаэля, Нильс Сединг, обосновался в Копенгагене и открыл торговлю шерстью. В 1768 г. Микаэль поступил к нему в ученье. Микаэль был дважды женат. Первая жена умерла два года спустя после бракосочетания. Вторая, Ане Лунд, была прислугой в его доме, и он женился на ней, когда выяснилось, что она от него забеременела. У них впоследствии родилось семеро детей. Самый младший, Сёрен, появился на свет 5 мая 1813 г.

Местом рождения великого философа был дом (потом его снесли) на Новой площади —Нюторв. Родители были абсолютными противоположностями, не похожими друг на друга. Сутуловатый отец, крутой, властный и маленькая толстенькая мать, нежная и веселая, которая очень любила своих детей и внуков. Мать не умела писать, зато читала по слогам. Она всегда давала свободу действий маленькому непоседливому Сёрену, который учился в Школе гражданских добродетелей, куда ходил с 1821 по 1830 годы. Отец же сыграл роковую роль в жизни своего сына. Он воспитывал его любить распятого Христа. Хотел, чтобы был похож на своего отца — таким же угрюмым христианином. Он был начитан и часто проводил философские беседы со своими сыновьями.

Педер, писатель-теолог, священник, в 1856 г. получил сан епископа. А в 1867 был назначен министром. Но вечная боязнь ответственности одержала верх. Под конец Педер Кристиан сошел с ума и умер.

В 1830-е не оставляла мысль о том, что Господь разгневан на их семью, потому что отец еще в детстве (вспомним ту злосчастную пустошь, на которой он пас овец) проклял Бога, и за этот грех, ни один член семьи не сможет прожить более 33 лет, превысить возраст Христа. В 1819 и 1833 годах у Микаэля умерло 2 сына, а в 1822, 1832 и 1834 — он потерял 3-х дочерей. В 1834 скончалась также его жена. Впоследствии Сёрен был очень удивлен, что в 1848 ему исполнилось 35 лет, а его старшему брату в 1839 — 34.

Здесь явно ощутимы реминисценции ветхозаветного стиля, которым был наполнен отчий дом. И раз это представлялось само собой разумеющимся, что судьба отца была карой за то, что тот, будучи ребенком, вслух проклял Бога, и самоочевидным было для него, что все его дети по этой причине должны будут умереть, не дожив до тридцати четырех лет, а отец переживет их, точно так же абсолютно само собой разумеющейся была для него мысль, что благодаря своим необыкновенным дарованиям он предназначен к некой особой миссии.

Сёрен предвидит возможность получить более высокий приказ, вследствие которого отринет от себя все, включая невесту, чтобы смочь исполнить свою миссию. И эта мысль прочно и надолго утвердилась в нем так, что в конце концов вовлекла его в смертельный спор с церковью. Однако сначала в его грандиозных планах вроде бы наступила небольшая заминка — он-таки благополучно преодолел этот порог, пережил Христа. Божье заклятье было вроде бы снято. Но вместо Божьего, свое заклятье наложила на него современная литература.

Пока длилась помолвка, доставившая и немало сладостных мгновений, он пытался убедить Регину порвать с ним, но тщетно. Тогда 11 августа 1841 он отослал ей обручальное кольцо. Регина заклинала его не покидать ее. Он было уступил, однако 11 октября порвал с ней окончательно. Его поведение возмутило семью статского советника Ольсена и взбудоражило общественное мнение.

Кьеркегор уехал в Берлин 25 октября. После разрыва Регина вернула ему обручальное кольцо. Он отдал его переделать. Заключенные в оправу бриллианты, один крупный и четыре поменьше, образовали крест. Носил он это кольцo не снимая до самой своей смерти. Сейчас оно хранится в Музее истории Копенгагена.

2 октября 1855 его поместили в госпиталь. Он запретил подпускать к себе священника и отказался от последнего причастия. Также он запретил присутствие духовных лиц на его похоронах. Но в соборе Богоматери, где проходила церемония, проповедь произнес епископ Педер, брат философа.

Читайте также: