Фольклор 13 15 веков на руси кратко

Обновлено: 02.07.2024

Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII—XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV—XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.

Литература

Архитектура

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове).

Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV—XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней.

В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля — Успенский собор. В 1484— 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487—1491гг.) была построена Грановитая палата.

Живопись

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV—XV веков.

Основные документы эпохи

Небывалый подъем устного народного творчества в конце $XIII$ - начале $XIV$ веков был вызван борьбой с иноземными завоевателями. Созданные народом в эти годы сказания, былины и легенды призывали русских людей к самоотверженной борьбе за свержение татаро-монгольского ига.

Одной из наиболее известных легенд данного периода является Сказание о невидимом граде Китеже, городе, который погрузился на дно озера, но так и не сдался врагу.

Кроме того в былинах, песнях, сказаниях и воинских повестях этого периода нашли отражение представления русских людей о собственном прошлом и окружающем мире. В это время был существенно переработан и расширен первый цикл былин о Киевской державе. Вторым циклом древнерусских былин стал Новгородский. В нём, в отличие от Киевского цикла, прославляется могущество, богатство и свободолюбие этого вольного города. Особо подчеркивается героизм и мужество горожан защищавших город от врагов. Главными героями новгородских былин стали купец Садко, богатырь Василий Буслаев.

Летописание

Летописание в рассматриваемый период не потеряло своего значения, несмотря на разорение большинства его центров, исключая Новгород, в котором оно вообще не прерывалось. Уже к концу $XIII$ века новыми центрами летописания становятся Тверь и Москва, начинается настоящий расцвет летописного жанра.

Летописи этого периода отличаются существенными особенностями, обусловленными обострением политической борьбы политических центров за лидерство в объединении русских земель.

При всем отличии политических тенденций и стиля повествования все летописи $XIV$ - $XV$ веков отчетливо носят общерусский характер. Специфическими чертами всего русского летописания это время становятся искренний патриотизм и идея объединения всех русских княжеств в борьбе с иноземными захватчиками.

Усиление Москвы и рост ее могущества определило особую роль московского летописания. После грандиозной победы в Куликовской битве его содержание сосредотачивается на идее объединения всех русских земель под главенством Москвы. Это отчетливо заметно как в Троицкой летописи (начало $XV$ века) - общерусском летописном своде московского происхождения, так и особенно в Московском летописном своде конца $XV$ века. Обе летописи были составлены с целью обосновать историческую миссию Москвы в объединении Руси.

Готовые работы на аналогичную тему

Исторические повести и хронографы

Особенно популярным литературным жанром в этот период становятся исторические повести. Речь в них идет о жизни реальных исторических деятелей или конкретных исторических фактах. Довольно часто повести включались в летописные тексты.

Например, борьбе с татаро-монгольскими завоевателями посвящены повести о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, об Александре Невском, о Щелкане, сообщающая о тверском восстании $1327$ года. Куликовской битве $1380$ года посвящен целый ряд исторических повестей: о побоище на Дону, Сказание о Мамаевом побоище, Задонщина.

Многие из исторических повестей $XIV$ – $XV$ веков часто относят к жанру устного народного творчества, это объясняется их народнопоэтической основой и тематической общностью. Интерес к мирной истории, желание понять свое место среди других народов мира вызвали к жизни новый для Древней Руси вид литературы – хронографы. В середине $XV$ века Пахомий Лагофет составил первый русский хронограф, в нем история Руси была показана во взаимосвязи с историей всех славянских народов.

Житийная литература

Подъем житийной литературы в те времена в значительной степени был вызван начавшимся процессом объединения русских княжеств, а также стремлением обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый создали жизнеописания виднейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, оказавшего значительную поддержку московскому князю Дмитрию во время борьбы за престол и в войне с татаро-монголами.

К житийной литературе данного периода относятся не только жития церковных, но и государственных деятелей, что роднит ее с историческими произведениями.

Хождения

Значительное развитие получила так же литература путешествий или хождения. В конце $XV$ века возникла новая разновидность данного жанра - светские хождения, наиболее ярким ее образцом стали записки купца из Твери Афанасия Никитина, повествующие о его путешествиях в Индию (Хождение за три моря).

Хождение за три моря стало первым европейским письменным трудом об обычаях, религии и хозяйстве Индии.

Вы прекрасно понимаете, что захват Руси татаро-монголами, установление татаро-монгольского ига и борьба русских земель против завоевателей не могли не найти своего отражения в произведениях культуры этого периода. Большое количество литературных произведений 13 — 14 века связана именно с татаро-монгольским игом и борьбой против него.

Культура Руси 13-14 веков

Произведения того времени

Былины

Татаро-монгольское иго отразилось не только в письменных памятниках, но и в устном народном творчестве. Именно в 13 — 14 веках окончательно оформляются русские былины. Формально богатыри боролись там не с татаро-монголами, изначально они описывали взаимоотношения между Русью и степными кочевниками — печенегами, хазарами и половцами, но в 13 веке былины были переписаны под изменившуюся историческую обстановку, и персонажами, с которыми стали бороться русские богатыри стали именно татаро-монголы. Вообще, само слово былины в те времена не существовало. Их считали историческими песнями и называли старинами, то есть песнями, которые рассказывают о реально происходивших событиях прошлого. Термин былины появился только в 1839 году, когда этим словом были обозначены исторические песни, дошедшие до нас только в устном варианте.

Еще одна легенда, дошедшая до нас из устного народного творчества 13 веков связана с градом Китежем. Этот город был основан владимирскими князьями в Нижегородской земле на берегу озера Светлояр. Согласно легенде, когда татарские полчища приблизились к этому городу, город погрузился на дно озера и теперь, проплывая по этому озеру, якобы, можно увидеть шпили его башен и, даже, услышать перезвон колоколов. Безусловно, история о городе Китеже это только легенда, но она хорошо отражает ощущение русских земель. Русские люди были готовы спрятаться от татаро-монгол куда угодно, даже на дно озера.

Русское летописание

После сравнительно небольшого перерыва, вызванного нашествием Батыя, возобновляется русское летописание.

Возникновение новых литературных жанров

В это время возникают новые литературные жанры. Создается большое количество произведений агиографической литературы. Так историки называют Жития Святых. В Житиях описывались жизнь и деяния людей, которые были канонизированы православной церковью.

Русское иконописание

Современные искусствоведы считают, правда, что она была создана не до, а после сражения. Впрочем, это не исключает версии, что до нее могла существовать другая икона с похожим сюжетом и таким же названием, которую и использовал Дмитрий Донской.

Андрей Рублев

Если Феофан Грек представлял все-таки византийское иконописание, то в 14 и 15 веках на Руси появляются собственные иконописцы, иконы которых сохранились до нас, и мы можем назвать имена их авторов.

Считается, что Андрей Рублев умер в то время, когда работал над этими орнаментами и был похоронен в Москве в 1428 году во время морового поветрия, когда в Москве свирепствовала эпидемия чумы.

Иконописец Дионисий

Каменное строительство

После небольшого перерыва на Руси возобновляется каменное строительство. Далеко не все монастыри, основанные в это время, дошли до нас. Но некоторые, в том числе наиболее известные, сохранились. В 14 веке Сергием Радонежским был основан Троице-Сергиев монастырь, который ныне называется Троице-Сергиева лавра. Главный собор этого монастыря находится практически в неизменном виде с 15 века. К западу от Москвы находится город звенигород, в котором, примерно в том же самое время, был возведен Саввино-Сторожевский монастырь, основные постройки которого также относятся к эпохе 15, самое позднее к началу 16 веков.

Ущерб от татаро-монгольского ига

Татаро-монгольского иго нанесло непоправимый ущерб русским городам. Историками подсчитано, что из 74 городов Руси около 40 не восстановились вообще, а некоторые из тех, что сохранились, были основаны на другом месте. Одним из таких городов, который был переоснован на другом месте, был подмосковный город Звенигород. От старого города остался один-единственный Успенский собор и небольшая цепочка крепостных валов, которые были возведены вокруг старого городища. Если вы сейчас отправитесь в Звенигород, то вы увидите это место, оно называется Городок, в центре которого стоит одинокий Успенский собор, построенный, как раз, в начале 15 века. Весь остальной город ныне находится на другом месте.

Итак, мы рассмотрели с вами основные вопросы, связанные с культурой русских земель в 13 — 14 веках. Вы прекрасно понимаете, что для настоящего возрождения культуры Руси необходимо было восстановить свою политическую и экономическую независимость. Это станет делом русских князей 15 и 16 веков.

Татары увели в свои земли большое количество русских ремесленников. Города, служившие местом ремесла, были разрушены. Этими факторами обусловлен упадок ремесленного производства. Однако уже в конце XIII века началось его постепенное возрождение. Начали развиваться обработка металла, ювелирное производство, искусство резьбы по дереву, литейное дело.

Литература и письменность.

Главными произведениями письменности на Руси после монгольского нашествия остались летописи, литературные и религиозные сочинения. Как известно, после начала раздробленности на Руси в каждой столице княжества существовало собственное летописание. После установления монголо-татарского ига летописцев перестают занимать события в других землях, и они пишут исключительно о внутренних делах в своём княжестве. Этот факт говорит об усилении разобщённости русских земель после нашествия Батыя.


Памятник Евпатию Коловрату в Рязани.

Литературные сочинения того времени отражают важнейшие события борьбы с ордынскими захватчиками. Так, были написаны “Слово о погибели Русской земли”, “Повесть о разорении Рязани Батыем” (в неё вошло сказание о Евпатии Коловрате). Эти сочинения показывают храбрость и самоотверженность русских воинов во время защиты русских земель от татар.

Позднее в конце XIV-начале XV вв. были созданы произведения, освещающие события Куликовской битвы: “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Этот факт говорит о том, что современники придавали победе Дмитрия Донского огромное значение. Сочинения также прославляют отважность защитников Руси.

Также в XIII веке были созданные многочисленные жития святых: Александра Невского, митрополита Петра, Михаила Ярославича Тверского, Сергия Радонежского и т.д. Они преподносили нравственные уроки русским людям.

Известнейшим произведением XV в. было “Хождение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина, который первым из русских побывал в Индии. Сочинение описывает экзотику зарубежных стран, но в то же время проникнуто тоской по родине, Руси.

Архитектура

После нашествия монголо-татар каменное зодчество на Руси пришло в упадок на


Московский Кремль при Иване III. А.М. Васнецов.

Юге и Северо-Востоке. Оно сохранилось лишь в не разорённом Новгороде, где были построены церкви Николы на Липне, Фёдора Стратилата, Спаса на Ильине улице. При Иване Калите каменное строительство было начато в московском Кремле. В эпоху Дмитрия Донского был воздвигнут первый каменный Кремль на Северо-Востоке Руси.

Позднее каменное зодчество развивалось и в других городах. Появились Успенский Собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и др.

Во второй половине XV века развернулось облагораживание московского Кремля. Сам детинец стал краснокирпичным. Были разобраны храмы, построенные при Иване Калите и воздвигнуты новые. Для этого Иван III пригласил итальянских мастеров. В то время появились те самые соборы, которые можно наблюдать и по сей день. Был построен Успенский собор под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковскими мастерами был воздвигнут Благовещенский храм. Также появилась Грановитая палата (итальянские архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари).

“Троица”. А. Рублёв.

Изобразительное искусство

Читайте также: