Бинарная природа человека это кратко обществознание

Обновлено: 07.07.2024

Антропогенез – 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К главным проблемам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, его движущие силы на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Важнейшими факторами прогрессивного развития людей были: совершенствование социальной организации и производственной деятельности; развитие способов общения людей (в первую очередь речи), общественной жизни коллективов (системы социальных институтов).

Периодизация антропогенеза: а) археологическая (технологическая) периодизация: палеолит, мезолит, неолит; б) социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо; род (родовая община); соседская община.

Теории происхождения человека:

1) Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая) – подразумевает божественное происхождение человека.

2) Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина) – естественно-научная теория, согласно которой человек является биологическим видом, происхождение его – природное, естественное.

3) Трудовая теория (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса) – утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд.

4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время).

5) Катастрофизм – система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.

6) Телеологизм – философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.

Человеквысшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной (двойной), а сам человек – биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества.

Человек – существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способен создавать орудия и пользоваться ими, воспринимает и соблюдает общественные нормы поведения, выполняет определенные общественные функции и играет социальные роли. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие.

Человек – существо духовное. Духовный мир человека (микрокосм человека) – сложная система, которая включает в себя: духовные потребности в познании окружающего мира; знания о природе, обществе, человеке, самом себе; убеждения, взгляды, вера в их истинность; способность к различным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели и ценности.

Человек, обособившись от животного мира, начал создавать вторую, искусственную среду обитания – культуру.

На формирование человека влияют три группы факторов: биологические данные (особенности физического строения и нервной деятельности, темперамент и др.); социокультурные условия (социальное окружение, среда обитания и др.); индивидуальная история.

Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:

а) натуралистический – преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;

б) социологический – признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Человек – явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.

Таким образом: человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начала).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.2.2. Низшие формы биологической опасности

2.2.2. Низшие формы биологической опасности Насекомые могут создавать для вас больше неудобств и опасности, чем нехватка пищи и воды. Наибольшая опасность исходит от их способности переносить заразную и зачастую с фатальным исходом болезнь через укус.1) Передаваемые таким

БИОМАГНЕТИЗМ — РЕЗУЛЬТАТ ОТРАВЛЕНИЯ?

Результат

Результат От 75 до 100 баллов. Вы сохранили много стимулов к жизни. Вы открыты, оптимистичны, доброжелательны, может быть, немного эксцентричны, общительны. Ваш энтузиазм заразителен, и людям нравится быть в вашем обществе. Эти качества не только поддерживают иммунную

6.2. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественног

6.2. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции.

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции Идеи изменяемости органического мира находили своих сторонников уже с античных времен.

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы. Приспособленность организмов к среде обитания. В результате длительного эволюционного процесса у всех организмов постоянно развиваются и

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира.

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда,

Человек есть общественное животное

Двойственная (бинарная) природа человека про­является в том, что каждый член человеческого обще­ства может рассматриваться с двух сторон. Во-первых, человек является биологическим существом, обладаю­щим естественными потребностями в еде, питье, про­должении рода. безопасности. Человеку, рассматри­ваемому с этой точки зрения, присущи врожденные инстинкты, в нем генетически заложены качества, создающие его неповторимость и индивидуальность. С этой точки зрения человек отличается от животного только тем, что он способен обучиться, изменять свое поведение путем взаимодействия с другими людьми.

С другой стороны, человек постоянно развивает свое мышление, индивидуальный характер, знание об окружающей среде посредством общения с другими людьми. Без влияния других людей индивид остается на уровне животного, не может стать полноправным членом человеческого общества. Следовательно, чело­век может также рассматриваться как существо об­щественное, которое формируется через нахождение в человеческом обществе, через связи с другими индиви­дами.

Бинарная природа человека должна постоянно учитываться при изучении социальной реальности. Дей­ствительно, в некоторых ситуациях человек может вести себя руководствуясь инстинктами и естественными биологическими потребностями, но в других случаях поведение человека ориентировано на других людей, культуру и социальные связи.

Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность

Двойственная природа человека наложила отпеча­ток на понятия, которые позволяют, ориентируясь на его основные характеристики, понять человеческую сущность. Мы говорим о члене человеческого обще­ства с разных точек зрения, причем используем при атом различные понятия.

Факторы, влияющие на процесс формирования личности

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на ее формирование действует ряд факторов.

• В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индиви­да, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования лично­сти. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладыва­ют отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Био­логическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинако­вых индивидов с точки зрения их биологической

• Вторым фактором, оказывающим влияние на фор­мирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружаю­щая нас природная среда постоянно воздейству­ет на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, вырос­шие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравне­ние горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через, изменение своей личностной структуры.




• Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социаль­ных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или

социальной группы. По этой причине представи­тели каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие мо­дальной личности, воплощающей в себе те обще­культурные ценности, которые общество привива­ет своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабелъную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

• Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. В Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что. через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об­общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть проте­кающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

• Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать инди

видуалъный опыт, человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че­ловек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физиче­ского окружения. Последовательность таких ситу­аций является уникальной для каждого человека, и он ориентируется на будущие события, исходя из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Лекция 4

Личность

Бинарная природа человека

Двойственная (бинарная) природа человека про­является в том, что каждый член человеческого обще­ства может рассматриваться с двух сторон. Во-первых, человек является биологическим существом, обладаю­щим естественными потребностями в еде, питье, про­должении рода. безопасности. Человеку, рассматри­ваемому с этой точки зрения, присущи врожденные инстинкты, в нем генетически заложены качества, создающие его неповторимость и индивидуальность. С этой точки зрения человек отличается от животного только тем, что он способен обучиться, изменять свое поведение путем взаимодействия с другими людьми.

С другой стороны, человек постоянно развивает свое мышление, индивидуальный характер, знание об окружающей среде посредством общения с другими людьми. Без влияния других людей индивид остается на уровне животного, не может стать полноправным членом человеческого общества. Следовательно, чело­век может также рассматриваться как существо об­щественное, которое формируется через нахождение в человеческом обществе, через связи с другими индиви­дами.

Бинарная природа человека должна постоянно учитываться при изучении социальной реальности. Дей­ствительно, в некоторых ситуациях человек может вести себя руководствуясь инстинктами и естественными биологическими потребностями, но в других случаях поведение человека ориентировано на других людей, культуру и социальные связи.

Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность

Двойственная природа человека наложила отпеча­ток на понятия, которые позволяют, ориентируясь на его основные характеристики, понять человеческую сущность. Мы говорим о члене человеческого обще­ства с разных точек зрения, причем используем при атом различные понятия.

Факторы, влияющие на процесс формирования личности

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на ее формирование действует ряд факторов.

• В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индиви­да, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования лично­сти. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладыва­ют отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Био­логическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинако­вых индивидов с точки зрения их биологической

• Вторым фактором, оказывающим влияние на фор­мирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружаю­щая нас природная среда постоянно воздейству­ет на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, вырос­шие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравне­ние горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через, изменение своей личностной структуры.

• Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социаль­ных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или

социальной группы. По этой причине представи­тели каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие мо­дальной личности, воплощающей в себе те обще­культурные ценности, которые общество привива­ет своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабелъную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

• Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. В Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что. через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об­общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть проте­кающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

• Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать инди

видуалъный опыт, человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че­ловек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физиче­ского окружения. Последовательность таких ситу­аций является уникальной для каждого человека, и он ориентируется на будущие события, исходя из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Животное

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропосоциогенез — параллельное становление человека и общества, в результате которого произошло выделение человека над остальными живыми организмами. Антропосоциогенез — исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное и представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества).

Одна из основных проблем в философии — проблема человека. Ключевым в этой проблематике является вопрос о происхождении человека. Антропогенез — теория происхождения человека, в которой рассматривается процесс его возникновения и развития. Существует несколько теорий происхождения человека:

  • РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕОРИЯ подразумевает божественное происхождение человека. Душа — источник человеческого в человеке.
  • ТЕОРИЯ ПАЛЕОВИЗИТА. Человек является существом внеземным; пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
  • ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ Ч.ДАРВИНА. Человек является биологическим видом, происхождение его природное естественное; генетически человек связан с высшими млекопитающими.
  • ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ Ф.ЭНГЕЛЬСА. Главная причина появления человека и его эволюции — труд; под влиянием труда у человека формировалось сознание, а также язык и творческие способности.

ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

На протяжении своей жизни человек проходит следующие стадии:

Природное и общественное в человеке

2) Личность — человек, являющийся субъектом отношений и сознательной деятельности. Содержит в себе устойчивый комплекс социальных свойств индивида, характеризующих его в обществе. Социально и духовно развитый человек.

3) Индивидуальность — уникальность отдельно взятого человека. Включает в себя своеобразие внешнего облика и всех присущих социально значимых черт человека. Психически и личностно неповторимый человек.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

Формирование личности происходит на протяжении всего существования человека и обуславливается многими факторами, влияющими на скорость и качество этого процесса. Индивид не может стать личностью до тех пор, пока не усвоит традиции, ценности и другие нормы общества. Факторы:

  • наследственность;
  • воспитание;
  • социальное окружение;
  • способности, талант;
  • историческая эпоха;
  • стремление к самосовершенствованию.

ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Поскольку для человека характерна постоянная потребность в расширении своих знаний об окружающем мире, он может одновременно выступать и субъектом, и объектом познания.

Человек — объект познания исследует самого себя. Для этого он использует методы:

Человек — субъект познания для исследования окружающей действительности использует чувственное и рациональное восприятие:

  • в процессе научного познания;
  • в процессе воспитания и социализации;
  • в процессе трудовой деятельности;
  • в процессе творческой деятельности.

Также встречаются случаи пребывания человека одновременно в двух ролях в процессе самонаблюдения. Это возможно в медицине, психологии и методике обучения.

Примеры реальных заданий ЕГЭ

1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) использование предметов, данных природой
3) стремление понять окружающий мир
4) генетически обусловленные модели поведения
5) общение с помощью членораздельной речи
6) способность к целеполаганию

Ответ: 124.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды — да, это биологическая природа.
2) использование предметов, данных природой — да, это биологическая природа.
3) стремление понять окружающий мир — нет, это социальная природа человека.
4) генетически обусловленные модели поведения — да, это биологическая природа.
5) общение с помощью членораздельной речи — нет, это социальная природа человека.
6) способность к целеполаганию — нет, это социальная природа человека.
Источник:
ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2 (задание 4)

1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) осознанная постановка цели
3) использование природных материалов
4) наличие словесной речи
5) забота о потомстве
6) стремление понять закономерности развития природы и общества

Ответ: 135.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды — да, этот признак отражает его биологическую природу и свойственен не только человеку, но и животному.
2) осознанная постановка цели — нет, это свойственно только человеку.
3) использование природных материалов — да, этот признак отражает его биологическую природу и свойственен не только человеку, но и животному.
4) наличие словесной речи — нет, это свойственно только человеку.
5) забота о потомстве — да, этот признак отражает его биологическую природу и свойственен не только человеку, но и животному.
6) стремление понять закономерности развития природы и общества — нет, это свойственно только человеку.
Источник:
Досрочный вариант ЕГЭ по обществознанию. 14.04.2020 Вариант 1 (задание 4).

Пример 3. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Ответ: 125.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена. — Да, это обусловлено особенностями развития человеческого организма.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств. — Да, личность — это индивид как активный участник общественных отношений.
3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности. — Нет, он их усваивает в процессе социализации.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности. — Нет, скорее биологической.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах. — Да, задатки раскрываются в способности только если у человека есть мотивация и возможность их развивать в обществе.
Источник:
Демонстрационные версии ЕГЭ—2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 (задание 2).

Пример 4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность — зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Ответ: 125.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность — зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена. — Да, так как это особенность организма человека.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств. — Да, они обретаются в процессе социализации.
3) Человек наследует моральные нормы. — Нет, он усваивает их в процессе социализации.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности. — Нет, это биологическая сущность человека.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах. Да, задатки развиваются в способности в определенных социальных условиях.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 (задание 2)

Ответ: 25.
Комментарий: Пункты 2 и 5 являются лишними, так как они они имеют биологическую природу.
Источник:
Досрочный вариант ЕГЭ-2021 (задание 1)

Природное и общественное в человеке

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Биосоциальная природа человека" из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))

Человек — это живая система, представляющая собой единство физического (биологического) и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В то же время на уровне сознательной психики человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Именно биопсихосоциальная природа человека определила его как высшую ступень эволюции живых организмов на Земле.

Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

Биологическое существо - человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens.

Так, биологическое, указывает на то, что человек является неотъемлемой частью природы. Биологически человек связан с иными формами жизни, схож с другими живыми организмами:

  • анатомией и физиологией (костная, мышечная, нервная системы и т.д.);
  • физиологическими (естественными) потребностями (питание, вода, воздух и т.д.);
  • наличием инстинктов (инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, инстинкт поиска и усвоения пищи и пр.)

Существует множество историй, сохранившихся до наших дней о детях, воспитанных волками, медведями, обезьянами, ягуарами. Но, в отличие от истории сказочного героя Маугли, эти дети лишены даже самых элементарных социальных умений и навыков. Так, они испытывают сложности с такими простыми вещами как прямохождение, одевание, речь. Феральные дети не проявляют интереса к обществу людей, с трудом учатся говорить и являются неразвитыми. Многие из реальных подобных детей умерли в раннем возрасте, потому что не смогли приспособиться к новой жизни.

Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности.

Попытки рассматривать человека только с одной из сторон, приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Общая черта биологизаторских концепций — истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Представители социологизаторских концепций абсолютизируют значение общественных отношений и считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избежать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал.

Читайте также: