Билль об установлении религиозной свободы джефферсон кратко

Обновлено: 19.05.2024

Хорошо понимая, что взгляды и вера людей зависят не от их собственной воли, но невольно подчиняются доказательствам, предложенным их уму, что всемогущий бог создал ум свободным и выразил своим высшим желанием, чтобы он и впредь оставался свободным, для чего сделал его совершенно невосприимчивым к обузданию; что все попытки воздействовать на ум мирскими наказаниями, или возложением тягот, или лишением гражданской правоспособности приводят лишь к приобретению привычки лицемерить и совершать нечестные поступки, что далеко от намерений святого творца нашей религии , который, являясь господином духа и тела, предпочел, однако, распространять ее не принуждением над тем или другим, что было в его силах, но распространять ее, воздействуя лишь на разум; что нечестива презумпция законодательной власти и правителей, гражданских и церковных, которые, хотя они могут ошибаться, как простые люди, взяли на себя руководство верой других, выдавая свои собственные взгляды за единственно правильные и безошибочные, начали навязывать их другим, создали и поддерживали ложные религии в большей части мира во все времена; что заставлять человека вносить денежные суммы на распространение взглядов, которых он не разделяет и которые ему ненавистны,— грех и тирания; что даже заставлять [кого-либо] поддерживать того или иного проповедника собственных религиозных убеждений — значит лишать человека утешительной свободы помогать тому пастору, добродетели которого он хотел бы взять за образец и сила которого ему кажется наиболее убедительной и справедливой, а также лишать духовенство тех мирских вознаграждений, которые исходя из одобрения личного поведения являются дополнительным стимулом для серьезного и упорного труда с целью обучения человечества; что наши гражданские права не зависят от наших религиозных взглядов, так же как они не зависят от наших взглядов в области физики или геометрии, а поэтому объявлять гражданина недостойным общественного доверия, лишая его возможности занимать ответственное положение и получать за это вознаграждение, если он не исповедует или не признает то или иное религиозное учение,— значит несправедливо лишать его тех привилегий и преимуществ, на которые он, как и его другие сограждане, имеет естественное право; что это приводит также к искажению основ той самой религии, которую предполагали поддерживать, подкупая монополией на мирские почести и вознаграждение тех, кто внешне исповедует и признает ее; что хотя в действительности преступник тот, кто не противостоит такому соблазну, однако и того нельзя считать невиновным, кто кладет приманку на пути человека; что взгляды людей не подчиняются гражданской власти и не входят в ее юрисдикцию; что дозволять гражданским властям вмешиваться в область мировоззрения людей и ограничивать исповедание или распространение принципов, считая их неверными,— опасное заблуждение, которое сразу разрушает всю религиозную свободу, поскольку, являясь, несомненно, судьей такой тенденции, [гражданская власть] сделает свои взгляды критерием суждения и будет одобрять или осуждать взгляды других исключительно по тому, насколько они согласуются с ее собственными или отличаются от них; что в справедливых целях гражданской власти должностным лицам надлежит вмешиваться тогда, когда чьи-либо принципы приводят к открытым действиям, направленным против мира и надлежащего порядка; и наконец, что истина сильна и восторжествует, если ее предоставить самой себе; что она — верный и надежный противник заблуждения и ей нечего опасаться конфликтов, если только людское вмешательство не лишит ее естественного оружия — свободной дискуссии и спора; что ошибки перестают быть опасными, если разрешается их открыто опровергать,— [хорошо понимая все это] мы, Генеральная ассамблея Вирджинии, утверждаем закон, согласно которому никого нельзя заставить регулярно посещать или поддерживать какое-либо религиозное богослужение, место [культа] или священнослужителя, а также нельзя принуждать, ограничивать, досаждать или причинять ущерб его личности или имуществу или заставлять его как-то иначе страдать по причине его религиозных воззрений или убеждений; закон, согласно которому все люди свободны в исповедании веры и вольны отстаивать с помощью доводов свои взгляды в вопросах религии, и это не должно ни в коем случае уменьшать или увеличивать их гражданскую правоспособность или как-то влиять на нее.

И хотя нам хорошо известно, что эта ассамблея, избранная народом исключительно в своих обычных целях законодательства, не имеет власти ограничивать акты последующих ассамблей, наделенных полномочиями, равными нашим, и что поэтому объявлять этот акт непреложным не имело бы законной силы, мы свободны все же заявить и заявляем, что отстаиваемые настоящим документом права — естественные права человека, и, если в будущем будет осуществлен какой-нибудь акт в отмену настоящего или для ограничения его действия, такой акт будет нарушением естественного права.

История как развитие свободы общества и индивида. Социальные границы свободы

К. МАРКС БИЛЛЬ ОБ ИНДИИ[373]

К. МАРКС БИЛЛЬ ОБ ИНДИИ[373] Последний из биллей об Индии прошел в третьем чтении в палате общин, и, поскольку палата лордов, находящаяся под влиянием Дерби, едва ли станет протестовать против него, участь Ост-Индской компании может считаться решенной. Нужно признать, что

Ф. ЭНГЕЛЬС АНГЛИЙСКИЙ БИЛЛЬ О ДЕСЯТИЧАСОВОМ РАБОЧЕМ ДНЕ

Ф. ЭНГЕЛЬС АНГЛИЙСКИЙ БИЛЛЬ О ДЕСЯТИЧАСОВОМ РАБОЧЕМ ДНЕ Английские рабочие потерпели значительное поражение, притом со стороны, с которой они менее всего этого ожидали. Суд казначейства, один из четырех высших судов Англии, несколько недель тому назад вынес приговор,

К. МАРКС НОВЫЙ БИЛЛЬ О ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕФОРМЕ В АНГЛИИ[97]

К. МАРКС НОВЫЙ БИЛЛЬ О ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕФОРМЕ В АНГЛИИ[97] Лондон, 1 марта 1859 г.На вечернем заседании 28 февраля г-н Дизраэли посвятил палату общин в тайны правительственного билля о парламентской реформе. Этот билль можно кратко охарактеризовать как билль г-на Лока Кинга,

ГЛАВА XVIII. О ПРАВАХ СУВЕРЕНОВ В ГОСУДАРСТВАХ, ОСНОВАННЫХ НА УСТАНОВЛЕНИИ

ГЛАВА XVIII. О ПРАВАХ СУВЕРЕНОВ В ГОСУДАРСТВАХ, ОСНОВАННЫХ НА УСТАНОВЛЕНИИ Что означает акт установления государства. Мы говорим, что государство установлено, когда множество людей договаривается и заключает соглашение каждый с каждым о том, что в целях водворения мира

ГЛАВА XIX. О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ГОСУДАРСТВ, ОСНОВАННЫХ НА УСТАНОВЛЕНИИ, И О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ

ГЛАВА XIX. О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ГОСУДАРСТВ, ОСНОВАННЫХ НА УСТАНОВЛЕНИИ, И О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ Различных форм государства может быть только три.Различие государств заключается в различии суверена, или лица, являющегося представителем всех и каждого из массы

Основы свободы: взаимоотношения свободы и фундаментализма

Основы свободы: взаимоотношения свободы и фундаментализма Как только мы устанавливаем какое-то взаимоотношение между политикой и религией, мы попадаем ныне под подозрение в фундаментализме. Нам тут же указывают на опыт средневековья или на современное положение в

V. О религиозной философии

V. О религиозной философии Ничто извне не принуждает человека писать романы или рассуждать о парадоксах бесконечности. Значительная часть нашей интеллектуальной деятельности не нагружена прагматическими заданиями. Но и та, что ориентирована как будто утилитарно, не

Критика религиозной морали

Глава третья О религиозной автономии

Глава третья О религиозной автономии 1 Религия связует человека с Богом. Это есть связь духа с Духом; и потому это есть духовная связь. От Бога исходит духовное откровение, которое должно быть свободно и цельно принято человеком. От человека же исходит живое,

Глава четвертая О религиозной гетерономии

Глава восемнадцатая О религиозной цельности

Собор религиозной поэзии

Собор религиозной поэзии А теперь постараемся выстроить еще одно скромное здание – теории, практики и критики подхода Маля, используя ключевые аспекты его текста как своего рода строительный материал, замечая с самого начала, что мы имеем дело со специфической поэзией,

· Всемогущий Бог создал ум свободным;

· Навязывать свои взгляды другим = лишать других свободы;

· Взгляды людей не подчиняются гражданской власти и не входят в ее юрисдикцию:

o Власть и правители могут ошибаться, поэтому им нельзя выдавать собственные взгляды за единственно правильные и безошибочные;

o Гражданским властям надлежит вмешиваться тогда, когда чьи-либо принципы приводят к открытым действиям, направленным против мира.

· Гражданские права не зависят от наших религиозных взглядов, так же как они не зависят от наших взглядов в области физики или геометрии.

· Естественное оружие истины – свободная дискуссия и спор;

· Закон, согласно которому все люди свободны в исповедании веры и вольны отстаивать с помощью доводов свои взгляды в вопросах религии.

· Отстаиваемые настоящим документом права – естественные права человека.

· Решение ассамблеи в принципе могло быть изменено, это не был непреложный акт.

Возвращаясь к его биографии:

1779-1781 – губернатор Вирджинии;

1785-1789 – посол во Франции;

Тем временем 1787 – принятие Конституции, а его там не было;

1789-1793 – гос. секретарь при Джордже Вашингтоне.

Конституция США, преамбула, статья VI, поправка I (1791)

Запрет на издание закона об установлении какой-либо религии или о запрете свободного исповедания оной. Основана на Билле об установлении религиозной свободы.

· Статья 6: никакая проверка религиозности не должна требоваться в качестве условия для занятия какой-либо должности или официального поста на службе Соединенных Штатов.

· Поправка 1: Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной либо ограничивающего свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

Возвращаясь к его биографии:

1796 – выборы президента: Демократическо-республиканская партия vs федералисты; выиграл федералист Джон Адамс.

1800 – очередные выборы; и вот его выбрали;

1801-1809 – собственно президентство.

4 июля 1826 – умер; ровно через 50 лет после подписания Декларации независимости.

На надгробном памятнике: «Здесь похоронен Томас Джефферсон, автор Декларации независимости Америки, автор закона штата Вирджиния о свободе вероисповедания, отец-основатель Университета Вирджинии.

Томас Пейн (1737-1809)

· Родом из небогатой квакерской семьи;

· Не окончил даже местную школу; но был способным и красноречивым – что будет еще не раз отмечено;

· Инцидент со взятками => в 1774 срочно перебрался в Америку, где с упоением стал расписывать ужасы английского правительства;

· Но в 1792, когда он был предан суду, он находился в Париже, будучи избранным членов Конвента;

· Выступал против казни Людовика XVI, чем заслужил ненависть монтаньяров.

· Умер в Нью-Йорке, оставленный почти всеми.

Здравый смысл (1776)

100 т экземпляров были распроданы в первые три месяца после публикации его.

· Выступил против самого принципа монархического правления:

o Как ни удивительно, но Пейн был первым из просветителей, кто высказался против монархии (одни верили в просвещенного монарха, другие считали, что республиканская форма правления пригодна лишь для малых стран);

o Аргументы из Библии: Гедеон, отказавшийся быть царем, и Самуил, отказавшийся дать царя израильтянам;

· Вместо монархии – представительная парламентская республика на основе всеобщего избирательного права:

o На него повлияли идеи диггеров и левеллеров, а также антимонархические сочинения Джона Мильтона;

o На момент написания книжки даже в Америке были серьезные имущественные цензы и цензы по вероисповеданию;

· Идея фиксированной Конституции, разработанной специально созванным Собранием;

С середины 1776 законодательные собрания штатов начинают принимать свои Конституции, а в 1787 принята Конституция единого государства.

Век разума (1794, 1796)

Последний из трактатов Томаса Пейна, в котором содержится смелая критика Библии, богословия и организованной религии.

Его деизм был воспринят консервативной американской общественностью как атеизм.

Исповедание веры автора

· Что побудило его к написанию:

o События во Франции: уничтожение всего национального института духовенства и всего относящегося в принудительным системам религии;

o Чтобы при общем крушении предрассудков мы не потеряли из виду нравственности, человечности и той теологии, которая истинна;

· Во что он верит:

o В единого бога;

o Надеется на счастье за пределами земной жизни;

o В равенство людей;

o Религиозные обязанности состоят в справедливости поступков, милосердии и стремлении сделать наших собратьев счастливыми;

· Во что он не верит:

o В религии, исповедуемые церковью еврейской, римской, греческой, турецкой, протестантской или какой-либо другой; мой собственный ум – моя церковь;

§ Все церковные учреждения – человеческие изобретения, предназначенные для того, чтобы запугать или порабощить человечество, монополизировать власть и доходы;

§ Но он не осуждает: они имеют такое же право на свою веру, как и он;

· Безверие состоит в том, что человек притворяется верующим в то, во что на самом деле не верит;

· Вслед за революцией в системе правительства следует революция в системе религии:

o Связь церкви и государства эффективно запретила всякую дискуссию по установленным вероучениям и основным принципам религии;

o До тех пор, пока не будет изменена система правления, эти вопросы не смогут быть честно и открыто поставлены перед миром.

Оценка личности ИХ и его истории

· ИХ был добродетелен и нравственен,

o Его система не была никем превзойдена;

· История непорочного зачатия:

o Язычество подготовило людей к вере в эту историю, т.к. в то время мысль о небесном происхождении человека была не нова;

o Евреи, которые строго держались веры в одного бога и всегда отвергали языческую мифологию, никогда не верили этим россказням;

· История его воскрешения уравновешивает историю непорочного зачатия;

· Существование такого человека как ИХ и его распятие – историческое событие, не выходящее за рамки возможного;

o Он не только проповедовал превосходную нравственность и равенство людей, но и выступал против продажности священников, поэтому нормально, что его казнили.

Легендарные основы христианства

· Христианская мифология = языческая мифология + иудейские предания;

· Языческое в христианстве:

o Основателю приписано божественное происхождение;

o Троица – уменьшение прежнего множества богов;

o Обожествление героев превратилось в канонизацию святых;

o У язычников богов было на всяких случай жизни, в христианстве столько же святых.

· Иудейское в христианстве:

o История сатаны.

· Основной метод – использование Библии в качестве доказательства противоречий, содержащихся в ней:

o Средневековые философы-богословы: Ибн Эзра и Маймонид;

o Мыслители нового времени: Спиноза и Гроций;

o Английские и французские деисты: Буланже;

· Начинает критику с доказательства того, что Библия не является словом божьим:

o Каждая религия ссылается на книги, называемые откровением или словом божьим:

§ Откровение = нечто, сообщенное непосредственно богом человеку;

§ Откровение, сделанное одному человеку, для 2ого, 3его, 4ого перестает быть откровением, но становится слухом, в который он не обязан верить;

o Откровение не может быть приложена к чему-нибудь, произошедшему на земле, участников или очевидцем чего был сам человек:

· Кропотливый разбор книг ВЗ и НЗ;

o Задача – доказать, что Библия написана людьми и поэтому священность ее вымышленная;

Истинная теология и теология суеверная

· То, что называется теологией, суть изучение человеческих мнений и фантазий относительно бога;

o Она изучает не бога, а труды людей о боге;

· То, что называется натуральной философией и охватывает весь круг наук, в котором астрономия занимает главное место, является истинной теологией (т.е. изучением деяний бога);

o Они не изобретены человеком (в чем пытается убедить нас христианство);

o В их основе – системы принципов, которыми регулируется и управляется вселенная,

o Человек может только открыть эти законы;

o Откуда он черпает знания? Само устройство вселенной преподает человеку эти знания;

o Все знание происходит из изучения истинной теологии.

Лучший способ служения Богу

· Естественная мораль диктуется сознанием;

· Единственная идея служения богу – идея содействия счастью живых существ,

o Наше поведение должно строится по примеру того, как сам бог благостен ко всем;

o Это не может быть осуществлено удалением от общества и затворнической жизнью;

· Слово божье не может существовать в письменном виде – отсутствие универсального языка, ошибки переводчиков и переписчиков, етс;

· Мироздание есть реальное и вечно существующее слово божье; оно показывает на его мощь, мудрость, доброту и милость;

· Обязанность человека – подражание нравственной доброте и милосердию бога.

Свободомыслие в Америке В XVIII в. в Америке шла борьба английских колоний за независимость от метрополии. Поскольку англиканская церковь оправдывала колониализм, в Америке стали распространяться пуританские секты; вместе с тем появилось немало людей, выступавших против религиозного фанатизма с позиций просвещенного разума. В среде протестантизма появляются либералы, разделяющие деистические представления. Ярким представителем американского Просвещения был Б. Франклин (1706 -1790), политик, естествоиспытатель и философ. Б. Франклин, как и все американские просветители, был деистом. Он говорил, что человек - часть великого механизма вселенной, а его поведение зависит от него самого. Мораль, проповедуемая Б. Франклином, в основе была свободной от религии. Он выступал против того, чтобы включать в конституцию США статью, требующую исповедания веры от членов конгресса. Самой лучшей службой Богу он считал творение добра другим его (Бога) детям. Франклин был последовательным антиклерикалом, выступал против преследований инакомыслящих, проповедовал веротерпимость.

Т. Пейн (1737 - 1809), активный участник войны за независимость Америки и затем - Французской революции, критику религии связывал с пропагандой и использованием современного ему естествознания. В сочинении "Век разума" он показал несостоятельность учения христианства о тайнах, чудесах и пророчествах, полагая их вымыслами, использованными для обмана человечества. Пейн стоит за создание новой истинной религии, ". которая не была вымышлена и божественное происхождение которой очевидно, есть чистый и простой деизм. Он должен быть первым и, вероятно, будет последним, во что верит человек". Он делает вывод, что человек может открыть Бога лишь с помощью своего разума. Он анализировал одну книгу Библии за другой и пришел к выводу об их человеческом происхождении.

Джон Коллинз (1676-1729) РАССУЖДЕНИЕ О СВОБОДОМЫСЛИИ, ВЫЗВАННОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ СЕКТЫ, НАЗЫВАЕМОЙ СВОБОДОМЫСЛЯЩИЕ (1713), означал свободомыслие в религии: Под свободомыслием, следовательно, я понимаю применение ума, размышление

ПРАВО мыслить свободно:

1) знание истины - наше право

2) свободное испытание нужно для выяснения лучшего в ремеслах, свободные опыты, искания. то есть науки д.б разрешены

Так что ни одна моральная обязанность, содержащаяся в писании, не может быть точно и определенно понята, если не знать закона природы.

это единственный способ заставить человека понять са­мую возвышенную из всех наук — теологию, или волю бога, содержащуюся в священном писании, значит, свободомыслие помогает (в том смысле, в котором понимал его Коллинз)

не разрешено свободомыслие - будут заблуждения, суеверия.

Поправка I

Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной либо ограничивающего свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб. (Ратифицирована 15 декабря 1791 г.)

Декларация представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс[1]

Когда ход событий принуждает какой-нибудь народ порвать политическую связь, соединяющую его с другим народом, и занять наравне с остальными державами независимое положение, на которое ему дают право естественные и Божественные законы, то должное уважение к мнению человечества обязывает его изложить причины, побуждающие его к отделению.

Он отказывался утверждать законы, в высшей степени полезные и необходимые для общего блага.

Он запрещал своим губернаторам проводить некоторые законы неотложной важности иначе как под условием, чтобы действие их было приостановлено до тех пор, пока он даст свое согласие; когда же действие их бывало приостановлено, он уже больше не обращал на них внимания.

Он соглашался проводить некоторые другие законы, важные для интересов обширных областей, только в том случае, если жители этих областей откажутся от права представительства в законодательном собрании, права, неоценимого для них и страшного только для тиранов.

С единственной целью утомить законодательные собрания и этим принудить их к подчинению себе он созывал их в местах, неудобных и непривычных для них, вдали от тех пунктов, где хранятся правительственные документы.

Распустив палаты, он в течение долгого времени не позволял выбирать новых представителей, вследствие чего законодательная власть, которая не может совершенно исчезнуть, возвращалась к народной массе, и штат в это время подвергался всем опасностям вторжения извне и внутренних смут.




Он старался препятствовать заселению этих штатов, затрудняя с этой целью проведение законов о натурализации иностранцев, запрещая законы, поощрявшие эмиграцию в Америку, и делая условия приобретения земли здесь более обременительными.

Он стремился сделать военную власть независимой от гражданской и поставить первую выше второй.

Он соединился с другими лицами, чтобы заодно с ними подчинить нас юрисдикции, чуждой нашей конституции и непризнаваемой нашими законами; он утвердил акты этой мнимой законодательной власти, которыми предписывались следующие меры:

Размещение среди нас значительных вооруженных отрядов.

Предание солдат, совершивших убийство среди жителей этих штатов, особому суду, в котором их судили только для виду с целью избавить от наказания.

Прекращение нашей торговли со всеми частями света.

Обложение нас налогами без нашего согласия.

Лишение нас во многих случаях преимуществ суда присяжных.

Отправление нас за море для суда за мнимые преступления.

Лишение нас наших хартий, отмена самых дорогих для нас законов и существенное изменение наших правительственных форм.

Приостановление деятельности наших законодательных собраний и предоставление права предписывать нам законы лицам, издавшим эти акты.

Он грабил нас на море, опустошал наши берега, сжигал наши города и убивал наших граждан.

В настоящее время он шлет армию чужеземных наемников довершить дело смерти, разорения и тирании, начатое им с такой жестокостью и таким вероломством, какие едва ли встречались в самые варварские века и совершенно недостойны глав цивилизованной нации.

Он принуждал наших сограждан, взятых в плен в открытом море, поднять оружие против родной страны и убивать своих друзей и братьев или в свою очередь пасть от их руки.

Он возбуждал среди нас внутренние восстания и старался побудить к нападению на жителей наших пограничных областей бесчеловечных диких индейцев, которые, как известно, на войне истребляют всех без различия пола, возраста и положения «существования.

Приманкой конфискации нашего имущества он подстрекал изменнические восстания наших сограждан.

На каждой стадии этих притеснений мы подавали королю петиции, составленные в самых смиренных выражениях, и просили его об оказании нам правосудия; но единственным ответом на все наши петиции были только новые оскорбления.

Твердо уповая на помощь Божественного провидения, мы взаимно обязываемся друг другу поддерживать эту декларацию жизнью, имуществом и честью.

Билль об установлении религиозной свободы[2]

Хорошо понимая, что взгляды и вера людей зависят не от их собственной воли, но невольно подчиняются доказательствам, предложенным их уму, что всемогущий Бог создал ум свободным и выразил своим высшим желанием, чтобы он и впредь оставался свободным, для чего сделал его совершенно невосприимчивым к обузданию; что все попытки воздействовать на ум мирскими наказаниями, или возложением тягот, или лишением гражданской правоспособности приводят лишь к приобретению привычки лицемерить и совершать нечестные поступки, что далеко от намерений Святого Творца нашей религии, Который, являясь господином духа и тела, предпочел, однако, распространять ее не принуждением над тем или другим, что было в Его силах, но распространять ее, воздействуя лишь на разум; что нечестива презумпция законодательной власти и правителей, гражданских и церковных, которые, хотя они могут ошибаться, как простые люди, взяли на себя руководство верой других, выдавая свои собственные взгляды за единственно правильные и безошибочные, начали навязывать их другим, создали и поддерживали ложные религии в большей части мира во все времена; что заставлять человека вносить денежные суммы на распространение взглядов, которых он не разделяет и которые ему ненавистны, – грех и тирания; что даже заставлять [кого-либо] поддерживать того или иного проповедника собственных религиозных убеждений – значит лишать человека утешительной свободы помогать тому пастору, добродетели которого он хотел бы взять за образец и сила которого ему кажется наиболее убедительной и справедливой, а также лишать духовенство тех мирских вознаграждений, которые, исходя из одобрения личного поведения, являются дополнительным стимулом для серьезного и упорного труда с целью обучения человечества; что наши гражданские права не зависят от наших религиозных взглядов, так же как они не зависят от наших взглядов в области физики или геометрии, а поэтому объявлять гражданина недостойным общественного доверия, лишая его возможности занимать ответственное положение и получать за это вознаграждение, если он не исповедует или не признает то или иное религиозное учение, – значит несправедливо лишать его тех привилегий и преимуществ, на которые он, как и его другие сограждане, имеет естественное право; что это приводит также к искажению основ той самой религии, которую предполагали поддерживать, подкупая монополией на мирские почести и вознаграждение тех, кто внешне исповедует и признает ее; что хотя в действительности преступник тот, кто не противостоит такому соблазну, однако и того нельзя считать невиновным, кто кладет приманку на пути человека; что взгляды людей не подчиняются гражданской власти и не входят в ее юрисдикцию; что дозволять гражданским властям вмешиваться в область мировоззрения людей и ограничивать исповедание или распространение принципов, считая их неверными, – опасное заблуждение, которое сразу разрушает всю религиозную свободу, поскольку, являясь, несомненно, судьей такой тенденции, [гражданская власть] сделает свои взгляды критерием суждения и будет одобрять или осуждать взгляды других исключительно по тому, насколько они согласуются с ее собственными или отличаются от них; что в справедливых целях гражданской власти должностным лицам надлежит вмешиваться тогда, когда чьи-либо принципы приводят к открытым действиям, направленным против мира и надлежащего порядка; и наконец, что истина сильна и восторжествует, если ее предоставить самой себе; что она – верный и надежный противник заблуждения и ей нечего опасаться конфликтов, если только людское вмешательство не лишит ее естественного оружия – свободной дискуссии и спора; что ошибки перестают быть опасными, если разрешается их открыто опровергать, – [хорошо понимая все это] мы, Генеральная ассамблея Вирджинии, утверждаем закон, согласно которому никого нельзя заставить регулярно посещать или поддерживать какое-либо религиозное богослужение, место [культа] или священнослужителя, а также нельзя принуждать, ограничивать, досаждать или причинять ущерб его личности или имуществу или заставлять его как-то иначе страдать по причине его религиозных воззрений или убеждений; закон, согласно которому все люди свободны в исповедании веры и вольны отстаивать с помощью доводов свои взгляды в вопросах религии, и это не должно ни в коем случае уменьшать или увеличивать их гражданскую правоспособность или как-то влиять на нее.

И хотя нам хорошо известно, что эта ассамблея, избранная народом исключительно в своих обычных целях законодательства, не имеет власти ограничивать акты последующих ассамблей, наделенных полномочиями, равными нашим, и что поэтому объявлять этот акт непреложным не имело бы законной силы, мы свободны все же заявить и заявляем, что отстаиваемые настоящим документом права – естественные права человека, и, если в будущем будет осуществлен какой-нибудь акт в отмену настоящего или для ограничения его действия, такой акт будет нарушением естественного права.

Декларация представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс[1]

Когда ход событий принуждает какой-нибудь народ порвать политическую связь, соединяющую его с другим народом, и занять наравне с остальными державами независимое положение, на которое ему дают право естественные и Божественные законы, то должное уважение к мнению человечества обязывает его изложить причины, побуждающие его к отделению.

Он отказывался утверждать законы, в высшей степени полезные и необходимые для общего блага.

Он запрещал своим губернаторам проводить некоторые законы неотложной важности иначе как под условием, чтобы действие их было приостановлено до тех пор, пока он даст свое согласие; когда же действие их бывало приостановлено, он уже больше не обращал на них внимания.

Он соглашался проводить некоторые другие законы, важные для интересов обширных областей, только в том случае, если жители этих областей откажутся от права представительства в законодательном собрании, права, неоценимого для них и страшного только для тиранов.

С единственной целью утомить законодательные собрания и этим принудить их к подчинению себе он созывал их в местах, неудобных и непривычных для них, вдали от тех пунктов, где хранятся правительственные документы.

Распустив палаты, он в течение долгого времени не позволял выбирать новых представителей, вследствие чего законодательная власть, которая не может совершенно исчезнуть, возвращалась к народной массе, и штат в это время подвергался всем опасностям вторжения извне и внутренних смут.

Он старался препятствовать заселению этих штатов, затрудняя с этой целью проведение законов о натурализации иностранцев, запрещая законы, поощрявшие эмиграцию в Америку, и делая условия приобретения земли здесь более обременительными.

Он стремился сделать военную власть независимой от гражданской и поставить первую выше второй.

Он соединился с другими лицами, чтобы заодно с ними подчинить нас юрисдикции, чуждой нашей конституции и непризнаваемой нашими законами; он утвердил акты этой мнимой законодательной власти, которыми предписывались следующие меры:

Размещение среди нас значительных вооруженных отрядов.

Предание солдат, совершивших убийство среди жителей этих штатов, особому суду, в котором их судили только для виду с целью избавить от наказания.

Прекращение нашей торговли со всеми частями света.

Обложение нас налогами без нашего согласия.

Лишение нас во многих случаях преимуществ суда присяжных.

Отправление нас за море для суда за мнимые преступления.

Лишение нас наших хартий, отмена самых дорогих для нас законов и существенное изменение наших правительственных форм.

Приостановление деятельности наших законодательных собраний и предоставление права предписывать нам законы лицам, издавшим эти акты.

Он грабил нас на море, опустошал наши берега, сжигал наши города и убивал наших граждан.

В настоящее время он шлет армию чужеземных наемников довершить дело смерти, разорения и тирании, начатое им с такой жестокостью и таким вероломством, какие едва ли встречались в самые варварские века и совершенно недостойны глав цивилизованной нации.

Он принуждал наших сограждан, взятых в плен в открытом море, поднять оружие против родной страны и убивать своих друзей и братьев или в свою очередь пасть от их руки.

Он возбуждал среди нас внутренние восстания и старался побудить к нападению на жителей наших пограничных областей бесчеловечных диких индейцев, которые, как известно, на войне истребляют всех без различия пола, возраста и положения «существования.

Приманкой конфискации нашего имущества он подстрекал изменнические восстания наших сограждан.

На каждой стадии этих притеснений мы подавали королю петиции, составленные в самых смиренных выражениях, и просили его об оказании нам правосудия; но единственным ответом на все наши петиции были только новые оскорбления.

Твердо уповая на помощь Божественного провидения, мы взаимно обязываемся друг другу поддерживать эту декларацию жизнью, имуществом и честью.

Билль об установлении религиозной свободы[2]

Хорошо понимая, что взгляды и вера людей зависят не от их собственной воли, но невольно подчиняются доказательствам, предложенным их уму, что всемогущий Бог создал ум свободным и выразил своим высшим желанием, чтобы он и впредь оставался свободным, для чего сделал его совершенно невосприимчивым к обузданию; что все попытки воздействовать на ум мирскими наказаниями, или возложением тягот, или лишением гражданской правоспособности приводят лишь к приобретению привычки лицемерить и совершать нечестные поступки, что далеко от намерений Святого Творца нашей религии, Который, являясь господином духа и тела, предпочел, однако, распространять ее не принуждением над тем или другим, что было в Его силах, но распространять ее, воздействуя лишь на разум; что нечестива презумпция законодательной власти и правителей, гражданских и церковных, которые, хотя они могут ошибаться, как простые люди, взяли на себя руководство верой других, выдавая свои собственные взгляды за единственно правильные и безошибочные, начали навязывать их другим, создали и поддерживали ложные религии в большей части мира во все времена; что заставлять человека вносить денежные суммы на распространение взглядов, которых он не разделяет и которые ему ненавистны, – грех и тирания; что даже заставлять [кого-либо] поддерживать того или иного проповедника собственных религиозных убеждений – значит лишать человека утешительной свободы помогать тому пастору, добродетели которого он хотел бы взять за образец и сила которого ему кажется наиболее убедительной и справедливой, а также лишать духовенство тех мирских вознаграждений, которые, исходя из одобрения личного поведения, являются дополнительным стимулом для серьезного и упорного труда с целью обучения человечества; что наши гражданские права не зависят от наших религиозных взглядов, так же как они не зависят от наших взглядов в области физики или геометрии, а поэтому объявлять гражданина недостойным общественного доверия, лишая его возможности занимать ответственное положение и получать за это вознаграждение, если он не исповедует или не признает то или иное религиозное учение, – значит несправедливо лишать его тех привилегий и преимуществ, на которые он, как и его другие сограждане, имеет естественное право; что это приводит также к искажению основ той самой религии, которую предполагали поддерживать, подкупая монополией на мирские почести и вознаграждение тех, кто внешне исповедует и признает ее; что хотя в действительности преступник тот, кто не противостоит такому соблазну, однако и того нельзя считать невиновным, кто кладет приманку на пути человека; что взгляды людей не подчиняются гражданской власти и не входят в ее юрисдикцию; что дозволять гражданским властям вмешиваться в область мировоззрения людей и ограничивать исповедание или распространение принципов, считая их неверными, – опасное заблуждение, которое сразу разрушает всю религиозную свободу, поскольку, являясь, несомненно, судьей такой тенденции, [гражданская власть] сделает свои взгляды критерием суждения и будет одобрять или осуждать взгляды других исключительно по тому, насколько они согласуются с ее собственными или отличаются от них; что в справедливых целях гражданской власти должностным лицам надлежит вмешиваться тогда, когда чьи-либо принципы приводят к открытым действиям, направленным против мира и надлежащего порядка; и наконец, что истина сильна и восторжествует, если ее предоставить самой себе; что она – верный и надежный противник заблуждения и ей нечего опасаться конфликтов, если только людское вмешательство не лишит ее естественного оружия – свободной дискуссии и спора; что ошибки перестают быть опасными, если разрешается их открыто опровергать, – [хорошо понимая все это] мы, Генеральная ассамблея Вирджинии, утверждаем закон, согласно которому никого нельзя заставить регулярно посещать или поддерживать какое-либо религиозное богослужение, место [культа] или священнослужителя, а также нельзя принуждать, ограничивать, досаждать или причинять ущерб его личности или имуществу или заставлять его как-то иначе страдать по причине его религиозных воззрений или убеждений; закон, согласно которому все люди свободны в исповедании веры и вольны отстаивать с помощью доводов свои взгляды в вопросах религии, и это не должно ни в коем случае уменьшать или увеличивать их гражданскую правоспособность или как-то влиять на нее.

И хотя нам хорошо известно, что эта ассамблея, избранная народом исключительно в своих обычных целях законодательства, не имеет власти ограничивать акты последующих ассамблей, наделенных полномочиями, равными нашим, и что поэтому объявлять этот акт непреложным не имело бы законной силы, мы свободны все же заявить и заявляем, что отстаиваемые настоящим документом права – естественные права человека, и, если в будущем будет осуществлен какой-нибудь акт в отмену настоящего или для ограничения его действия, такой акт будет нарушением естественного права.


Надгробие Джефферсона. Надпись, как он оговорил, гласит: «Здесь похоронен Томас Джефферсон, автор книги. Декларация независимости США, Статута Вирджинии о свободе вероисповедания и отцом Университет Вирджинии."

В Статут Вирджинии о свободе вероисповедания был разработан в 1777 г. (однако не впервые был введен в Генеральная Ассамблея Вирджинии до 1779 г.) [1] к Томас Джеферсон в городе Фредериксбург, Вирджиния. 16 января 1786 г. сборка ввел статут в закон штата. Статут отменил Церковь Англии в Вирджинии и гарантировано Свобода религии людям всех религиозных вероисповеданий, включая христиан всех конфессий, евреев, мусульман и индуистов. [2] [3] [4] Статут был заметным предшественником Положение о создании и Оговорка о бесплатных упражнениях из Первая поправка к Конституции США.

Статут о свободе вероисповедания - одно из трех достижений, которые Джефферсон проинструктировал включить в его эпитафия. [5]

Содержание

Текст устава

Акт об установлении религиозной свободы.

Принимая во внимание, что Всемогущий Бог создал разум свободным;

Что все попытки повлиять на нее посредством временных наказаний или обременений, или гражданскими недееспособными, имеют тенденцию только порождать привычки лицемерия и подлости и, следовательно, являются отходом от плана святого автора нашей религии, который является Господом, как тела, так и тела. разум, тем не менее, предпочел не распространять его принуждением ни к одному из них, как это было в его Всемогущей силе,

Что нечестивая самонадеянность законодателей и правителей, как гражданских, так и церковных, которые, будучи самими ошибочными и невдохновленными людьми, взяли верх над верой других, сделав свои собственные мнения и образ мышления единственно верными и непогрешимыми, и как таковые, стремясь навязать их другим, установили и поддерживали ложные религии в большей части мира и во все времена;

Что заставлять человека вносить денежные пожертвования для распространения мнений, в которые он не верит, - греховно и деспотично;

Что даже принуждение его поддерживать того или иного учителя его собственного религиозного убеждения лишает его удобной свободы отдавать свои пожертвования конкретному пастору, чьи нравы он сделал бы своим образцом, и чьи силы он считает наиболее убедительными для праведности, и забирает из Министерства те временные вознаграждения, которые, исходя из одобрения их личного поведения, являются дополнительным подстрекательством к серьезным и неустанным трудам для обучения человечества;

Что наши гражданские права не зависят от наших религиозных взглядов больше, чем наши мнения по физике или геометрии,

Таким образом, запрещение любого гражданина как недостойного общественного доверия путем возложения на него неспособности быть призванным к обязанностям доверия и вознаграждения, если он не исповедует или не откажется от того или иного религиозного мнения, наносит ему ущерб этих привилегий и преимуществ. что, как и его сограждане, он имеет естественное право,

Что он имеет тенденцию только искажать принципы той самой религии, которую он призван поощрять, путем подкупа монополией на мирские почести и вознаграждения тех, кто будет внешне исповедовать ее и подчиняться ей;

Что, хотя, действительно, преступники, которые не выдерживают такого искушения, тем не менее невиновны, которые кидают на их пути наживку;

Допустить, чтобы гражданский судья вмешивался в его полномочия в поле зрения и ограничивал профессию или пропаганду принципов на основании их дурных наклонностей, - это опасное заблуждение, которое сразу же уничтожает всю религиозную свободу, потому что он, конечно, судит об этой тенденции. будет делать свое мнение правилом суждения и одобрять или осуждать чувства других только в том случае, если они будут соответствовать его собственным или отличаться от них;

Что для законных целей гражданского правительства достаточно времени, чтобы его должностные лица вмешались, когда принципы перерастают в явные действия против мира и доброго порядка;

И, наконец, эта Истина велика и возобладает, если ее предоставить самой себе, что она является подходящим и достаточным противником ошибки, и ей нечего бояться конфликта, если только вмешательство человека не лишит ее естественного оружия аргументов и споров, ошибки перестают быть опасными, когда им разрешается свободно противоречить:

Будь то постановление Генеральной Ассамблеи, что никого нельзя принуждать к частому посещению или поддерживать какое-либо религиозное богослужение, место или служение вообще, а также нельзя принуждать, сдерживать, приставать или обременять его телом или имуществом или иным образом страдать из-за его религиозные взгляды или убеждения, но что все люди могут свободно исповедовать и аргументированно поддерживать свои мнения в вопросах религии, и что это ни в коей мере не умаляет, расширяет или затрагивает их гражданские способности. И хотя мы хорошо знаем, что это Собрание, избранное народом только для обычных целей Законодательства, не имеет полномочий ограничивать действия последующих Собраний, наделенных полномочиями, равными нашим собственным, и что поэтому объявить этот акт необратимым было бы бесполезно. действие закона; тем не менее, мы вправе заявить и действительно заявляем, что права, заявленные в настоящем документе, являются естественными правами человечества, и что, если в дальнейшем будет принят какой-либо акт, отменяющий настоящее или ограничивающий его действие, такой акт будет нарушением естественное право. [10]

Читайте также: