Билль о реформе в великобритании кратко

Обновлено: 04.07.2024

2 Англия - конституционная монархия Король (королева) Парламент Палата лордов (пожизненное представительство) Палата общин (выборное представительство) Консерваторы (тори) Либералы (виги)

6 Чартизм - движение за избирательную реформу. ПРИЧИНЫ возникновения антирабочая политика правительства кризисные явления в экономике ( гг.) сохранение политического бесправия рабочих после избирательной реформы 1832г.

10 Чартистское движение ВТОРОЙ ЭТАП 1840г. – основание Национальной чартистской ассоциации Апрель 1842г. – выработка новой петиции (добавлены новые требования): уничтожение работных домов; ликвидация монополий буржуазии и аристократии Май 1842г. – передача петиции в парламент (3318 тыс. подписей) и её отклонение Лето 1842г. – массовые стачки и вооруженные столкновения

11 Чартистское движение ТРЕТИЙ ЭТАП 10 апреля 1848 г. – подача в парламент третьей петиции (5700 тыс. подписей) Весна – осень 1848 г. – отклонение петиции (признание значительной части подписей поддельными), репрессии против чартистов и спад в движении

12 Итоги чартистского движения. 1.Сокращение рабочего дня до 10 часов. 2.Ограничение детского труда. 3.Повышение зарплаты квалифицированным рабочим. 4.Отмена имущественного ценза. 5.Введение всеобщего избирательного права для мужчин. Право голоса получило все взрослое мужское население - каждый глава семьи. 6.Введение тайного голосования г. - из делегатов лондонских тред-юнионов создан Профессиональный совет для защиты интересов рабочих г. - создан существующий и сегодня Британский конгресс тред-юнионов. Деятельность парламента усиливала веру трудящихся в возможность улучшения своего положения мирным путем - путем проведения реформ.

13 Чартистское движение ПРИЧИНЫ упадка чартизма 1. Стабилизация экономики страны в начале 50-х годов 2. Рост благосостояния высококвалифицированных рабочих 3. Снятие социальной напряженности за счет эмиграции и ограбления колоний

21 Внешняя политика. Дата войны С кем велась война Итоги 1841 г.КитайОткрытие портов для английских судов

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА В АНГЛИИ КАК ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП УТВЕРЖДЕНИЯ ВЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ

Аннотация. В статье проведен историко-правовой анализ избирательной системы Англии, сформировавшейся в ходе проведения реформ английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг., выделены основные политико-правовые предпосылки избирательных реформ XIX в., результаты их проведения.

Ключевые слова: Англия, избирательные реформы, парламент, избирательное право.

ELECTORAL REFORMS OF THE XIX CENTURY IN ENGLAND AS THE END-POLITICAL POLICY OF THE APPROVAL OF THE INDUSTRIAL BOURGEOISIE

Annotation. The article contains a historical and legal analysis of the electoral system in England, which was formed during the reform of the English electoral legislation in 1832, 1862, 1867, 1884–85, highlighted the main political and legal prerequisites for electoral reforms of the 19th century, and reflected the results of their conduct.

Key words: England, electoral reforms, parliament, electoral law,

Произошло увеличение электората почти в два раза. Между тем закон сохранил диспропорцию избирательных округов. Аграрный юг по–прежнему продолжал преобладать в парламенте. Десять южных графств с четвертью населения Англии имели треть мест. Вместе с тем осталась неизменной диспропорция представительства графств. Так, например, Миддлсекс, с большим населением, чем графство Ланкашир, избирал 14 депутатов против 26 от Ланкашира. В то же время представительство от ряда графств значительно сократилось, например, Корнуолл стал посылать 13 вместо 44 депутатов. 56 местечек (за исключением 15, относившихся к югу) потеряли свое представительство. Создано 22 новых избирательных округа, 14 из них – в индустриально развитых городах севера страны. Однако еще осталось 5 местечек с электоратом менее 200 человек, а 115 депутатов представляли округа с населением менее 500 человек. Хотя и раздавались скептические голоса, утверждавшие, что закон проведен в интересах собственников и рабочие не получат ничего от реформы, билль был встречен восторженно, по всей стране прокатилась волна празднеств и многочисленных митингов. Героям событий – вигам, стоявшим во главе правительства, благодарные граждане подносили ценные подарки на память об этом событии.

Реформа 1832 г. прекращала связь с феодальными традициями представительства и способствовала превращению Палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечивала доступ промышленной буржуазии в парламент, включив таким образом ее в компромисс с аристократией.

К 1850–1860 гг. утвердилось политическое господство промышленной буржуазии в форме классического буржуазного парламентаризма. Палата общин к середине XIX в. оттеснила на второй план Палату лордов и свела к минимуму политическое влияние королевской власти. Однако в результате реформы 1832 г. в парламент получила доступ лишь верхушка промышленной и торговой буржуазии, которая не была заинтересована в коренной ломке унаследованных еще от средневековья законов и обычаев.

В результате реформы 1867 г. общее число избирателей увеличилось больше чем на миллион. Однако 2/3 мужского населения Англии – основная масса рабочих, не говоря о женщинах, – по-прежнему были лишены избирательных прав. До 1870 гг. сохранялось открытое голосование [4, С. 192] .

В последней четверти XIX в. был принят ряд законов, предусматривавших дальнейшую демократизацию избирательного права. Среди них особое место заняли законодательные акты 1884 и 1885 гг., оформившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями явились снижение и упорядочение имущественного избирательного ценза, введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения. Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, сложный порядок регистрации избирателей стали серьезными недостатками новой избирательной системы [5, С. 446] .

Итак, реформы английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг. имели далеко идущие последствия, так как покончили со средневековой системой формирования высшего представительного органа – палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформ стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция – магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Реформы избирательного права соответствовали проведенным ранее мероприятиям по демократизации государственно-политической системы Англии и способствовали наделению реальной властью представителей буржуазных кругов .

1 Акт о народном представительстве 1867 года // Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. Книга 1: Внутриполитическое развитие. Часть 2: XIX в. Благовещенск: Издательство БГУ, 2010. – С.121.

2 Альмухаметова М.Ш., Кузнецов А.В. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / М.Ш. Альмухаметова, А.В. Кузнецов. – Тюмень: Изд-во Тюменского госуд. ун-та, 2014. – 280 с.

3 Минькова А.А., Явнова И.И. Парламентская реформа в Великобритании 1832 года /А.А. Минькова, И.И. Явнова // Инновационная наука. – 2016. – № 10-3. – С. 196-197.

4 Потапов И.В. Роль электоральных реформ в преобразовании Великобритании в парламентскую монархию в XIX в. / И.В. Потапов // Управленческое консультирование. – 2008. – № 4. – С. 184-193.

5 Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. – М: Юрайт, 2013. – 811 с.

6 Сажина В.В., Тагунов Д.Е. История государства и права зарубежных стран: курс лекций / В.В. Сажина, Д.Е. Тагунов. – Минск: Тетра-Системс, 2006. – 340 с.

1) Автор текста принадлежал к либералам (вигам). Это следует из исторического факта, что билль был принят в палате лордов перевесом вигов в один голос, а автор текста причисляет себя к победившим.
Томас Маколей (1800— 1859) - один из виднейших либеральных британских историков, публицистов и литературных критиков.
2) Результат голосования с перевесом всего в один голос говорит о том, что в парламенте были сильны позиции тори (консерваторами, земельной аристократией) и в парламенте шла ожесточенная борьба между тори и вигами.
3) Гласность и открытость работы парламента.

  • Ограничено представительство в парламенте от "гнилых" и "карманных местечек. 56 местечек лишились права посылать депутатов в парламент совсем; 30 - ограничили свое представительство до одного депутата от каждого местечка.
  • Крупные промышленные города, не имевшие представительства в парламенте, получили такое право.
  • Несколько увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами:
    • избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимой собственностью, которая приносила не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бедных;
    • избирательным правом наделялись арендаторы – на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочной - не менее 50-ти фунтов стерлингов;
    • равного представительства;
    • переизбрания парламента каждый год;
    • всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и проживающих в данном месте не менее 6-ти месяцев;
    • отмена имущественного ценза;
    • тайного голосования;
    • вознаграждения труда депутатов.
    • Преобразование политических партий. Преемницей вигов стала либеральная партия, выражавшая интересы господствующей промышленной буржуазии, а преемницей тори - консервативная партия, представлявшая крупных землевладельцев и финансовых магнатов. Появилось понятие постоянного партийного членства. Созданные местные партийные организации взяли на себя функции составления избирательных списков и агитации среди избирателей.
    • Дальнейшее развитие принципа ответственного правительства. Исполнительную власть получила партия, победившая на выборах и обладавшая большинством в палате общин.
    • Влияние короля на деятельность правительства все более ослабевает. Старая формула "король не может быть не прав" оформляется в конституционный принцип, определяющий положение короны - "король царствует, но не управляет".
    • Новое перераспределение мест в парламенте (11 местечек лишились права посылать депутатов; 35 - ограничили свое представительство до 1 депутата).
    • Снижение имущественного ценза.
    • Ценз оседлости был увеличен до 1 года.
    • Снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза - установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов;
    • Введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения (один депутат от 50-54 тыс. жителей).
    • профсоюзы рабочих добиваются легального существования;
    • отменяется уголовное наказание за организацию забастовок;
    • признаются свобода слова и свобода совести.

    Характерной особенностью общественно-политической жизни Англии конца XIX - начала XX веков стало усиление рабочего движения и возникновение рабочих партий. В 1883 г. возникла Социал-демократическая федерация, в 1884 г. - Фабианское общество - организация социалистической направленности; в 1893 г. появилась Независимая партия труда. На базе различных рабочих организаций в 1906г. была образована единая Лейбористская партия Великобритании, ставшая представлять интересы мелкой буржуазии и рабочей аристократии. Традиционные партии либералов и консерваторов до конца XIX в. сохраняют свои позиции. Однако наблюдается постепенное стирание различий между ними. Консервативная партия превращается в партию крупной финансовой буржуазии, а либеральная теряет свою социальную опору и вообще сходит с политической арены.

    Подъем рабочего движения в 90-е годы XIX в. в условиях экономического спада вызвал в политической сфере кризис парламентаризма, проявившийся в усилении органов исполнительной власти и бюрократизации аппарата управления. Росту авторитета правительства способствовал ряд обстоятельств. Расширение избирательного корпуса вызвало увеличение социальной базы парламента, что заставило правящие классы подумать о необходимости контроля над ним и ограничении его полномочий. В 1882 г. был принят билль о правилах прекращения прений, позволивший правительству останавливать обсуждение проблемы. Развитие партийной дисциплины способствовало превращению палаты общин в орудие правительства, которое располагало большинством в нижней палате. Рядовые члены партии, ставшие депутатами палаты общин, часто были солидарны с лидером своей партии, возглавлявшим кабинет министров.

    Читайте также: