Бикамерализм в структуре российского парламента кратко

Обновлено: 02.07.2024

ГлавнаяГосударство и правоНомер 10 Бикамерализм как принцип устройства парламента: исторический опыт и проблемы современной России

  • 10
  • Бикамерализм как принцип устройства парламента: исторический опыт и проблемы современной России
  • Александра Червинская

При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

4. См.: Юртаева Е.А. Государственный совет в России (1906 - 1917 гг.) // Государство и право. 1996. № 4. С. 145 - 152.

Палата – общее собрание депутатов парламента. Существует два варианта – юникамерализм – однопалатный парламент, такой вариант преобладает в мировой практике – 87 стран (62 из них – третьего мира, из крупных – Китай, Турция , Украина, Пакистан) Бикамерализм – соответственно две палаты. Это большая редкость (67 стран - Россия, США, Великобритания, Германия, Австрия, 24 из них - федерации).

Итак, основными причинами для введения бикамеральной структуры являются:

· Федеративное устройство (верхняя палата – представительство субъектов)

· Исторические предпосылки (Великобритания)

· Система сдержек и противовесов (США).

Что касется соотношения полномочий между палатами, то, как правило, верхняя палата одобряет законы. В США – имеют одинаковые полномочия, разделены сферы.

Бикамерализм является одной из ведущих тенденций развития парламентаризма в современном мире.

Одновременно проблемы российского бикамерализма — полномочий, способа формирования, места и роли в политической системе второй палаты Федерального Собрания — Совета Федерации — постоянно находились в поле зрения и российской власти, и российских политиков, и российской общественности. С разной интенсивностью, однако, постоянно в стране идет дискуссия по этим проблемам. Кроме того, с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. дважды серьезно менялись принципы формирования, роль и место верхней палаты российского парламента, одновременно многое менялось в отношениях между законодательной и исполнительной властью в Центре, федеральной и региональными органами власти, способах и эффективности представительства интересов региональных социумов.

. Соотношение полномочий ГД и СФ??

ГД: назначение по представлению президента ПМ, доверие правительству, назначение и отставка главы ЦБ, амнистия, назначение половины Счетной палаты, импичмент.


Бикамерализм или Двухпалатная система — структура парламента (а иногда и других представительных органов), при которой он состоит из двух палат.

Палаты парламента различаются по составу, порядку формирования, кругу полномочий. Как правило, одна из палат является верхней, другая — нижней. Это означает, что законы сначала принимаются нижней палатой, а затем поступают на одобрение верхней. Верхняя палата обычно не имеет права вносить в закон изменения, ее задача — принять либо отклонить его. На практике это приводит к тому, что политически более важной является нижняя палата, так как в ней происходит основное обсуждение каждого законопроекта. Кроме того, обычно именно перед нижней палатой отчитывается правительство страны. В то же время если у президента или главы правительства есть право распустить парламент, оно, как правило, распространяется лишь на нижнюю палату.

Смысл разделения парламента на две палаты может заключаться в:

  • необходимости обеспечить как пропорциональное представительство всего населения страны, так и равное представительство отдельных территорий независимо от их размера. Так, в федеративных государствах верхняя палата обычно представляет регионы и состоит из равного числа депутатов от каждого субъекта федерации;
  • обеспечении большего консерватизма в принятии законодательных решений. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя: для ее членов устанавливается более высокий возрастной ценз, она может избираться не напрямую населением, а, например, региональными органами власти, наконец, она может состоять из вовсе не избираемых гражданами лиц. В результате верхняя палата более склонна занимать позиции, близкие правительству страны, либо направленные на недопущение резких перемен.

Двухпалатные парламенты преобладают в странах Европы и Америки. Они существуют, в частности, в Мексике, Бразилии, Аргентине, Канаде, США, России, Великобритании, Германии, Франции, Польше, Испании, большинстве бывших британских колоний.

История знает и многопалатные парламенты (Испания), и парламенты с двумя равноправными палатами (СССР, Швейцария, Румыния).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Бикамерализм" в других словарях:

БИКАМЕРАЛИЗМ — см. Двухпалатная система … Юридический словарь

бикамерализм — (фр. bicamerlsme) двухпалатная структура парламента в буржуазных странах. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. бикамерализм а, мн. нет, м. (англ. bicameralism … Словарь иностранных слов русского языка

БИКАМЕРАЛИЗМ — см. ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА … Энциклопедический словарь экономики и права

БИКАМЕРАЛИЗМ — см Двухпалатная система … Энциклопедия юриста

БИКАМЕРАЛИЗМ — создание двух палат в парламенте государства (см.: Двухпалатная система (структура). (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права

бикамерализм — двухпалатная система структура общенациональных парламентов, при которой они состоят из двух палат, как правило, формируемых по разному и обладающих разной компетенцией. Нижняя палата всегда избирается непосредственно населением. Верхняя… … Большой юридический словарь

бикамерализм — бикамерал изм, а … Русский орфографический словарь

ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА (БИКАМЕРАЛИЗМ) — такая структура общенациональных представительных учреждений парламентов, при которой парламент состоит из двух палат, как правило, формируемых по разному и обладающих разной компетенцией. Традиционно нижняя палата считалась более демократической … Юридическая энциклопедия

ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА, БИКАМЕРАЛИЗМ — такая структурапарламентпалатаинтересысроквозрастной ценз и др.). В большинстве современных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних палат (например, во многих государствах финансовые законопроекты могут быть… … Энциклопедический словарь экономики и права

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Соотношение бикамерализма и монокамерализма : достоинства и недостатки. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Соотношение бикамерализма и монокамерализма: достоинства и недостатки. Предмет: конституционное право Группа: ГМБ-1601-03-00 Работу выполнила : Милькова Анна

Монокамерализм – однопалатная структура представительных учреждений, признанных общенациональными органами. Монокамерализм, как система, полностью не допускает деление парламентов на отдельные палаты. В настоящее время порядка 60% от общего числа парламентов мира строятся по структуре монокамерализма, которая характерна для унитарных государств (за исключением ОАЭ и Танзании). Также, в последние годы отмечен процесс перехода среди унитарных государств от монокамерализма к двухпалатной структуре (например, Польша, Румыния, Хорватия, Чехия и т.д.) Бикамерализм - двухпалатная система, т.е. структура общенациональных парламентов, при которой они состоят из двух палат, как правило, формирующихся по-разному и обладающих разной компетенцией. При этом нижние палаты всегда избирается непосредственно населением. Верхние формируется различными способами - путем непрямых выборов (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Япония). В некоторых странах верхние палаты формируются по наследственному признаку (Великобритания), либо члены их назначаются главой государства (Канада). Иногда применяется смешанный порядок. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как правило, более высокие требования. Определения.

XX в. В XX ст. от двухпалатной структуры высшего законодательного органа отказались Албания, Греция, Дания, Исландия, Куба, Мальта, Перу, Португалия, Турция, Швеция, Эстония. В истории парламентаризма 6-ти стран из этого списка были непродолжительные периоды существования двухпалатного парламента: Албания (1921– 1945 гг.), Греция (1926–1935 гг.), Дания (1849–1953 гг.), Куба (1940–1952 гг.), Мальта (1921–1947 гг.), Эстония (1938–1940 гг.) [7]. В Швеции и Исландии парламенты состояли из двух палат со дня их основания до 1970 г. и до 1991 г., соответственно, в Португалии — с 1826 г. по 1976 г. Парламент Перу был преобразован в однопалатный в 1993 г. В период диктатуры президента А. Фухимори.

XX в. Переход от монокамерализма к бикамерализму в ХХ ст. зафиксирован в парламентской истории Алжира, Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Габона, Гаити,Ирландии, Испании, Казахстана, Камбоджи, Лесото, Мавритании, Мадагаскара, Марокко, Намибии, Польши, Руанды, Румынии, Таджикистана, Чехии, Эфиопии. Причем в большинстве из них двухпалатные парламенты сменили однопалатные в 90-х годах ХХ в., за исключением Испании, где после непродолжительных периодов монокамерализма (1934–1939 гг., 1942–1976 гг.) к бикамерализму вернулись в 1976 г., а также Чехии и Нигерии, где двухпалатные парламенты существуют с 1971 г. и 1979 г., соответственно. В перечень стран, сменивших структуру парламента в ХХ в., следует добавить Южно-Африканскую Республику, но в отличие от вышеперечисленных государств ЮАР к бикамерализму пришла не путем отказа от монокамерализма, а в результате изменения трехпалатной структуры парламента на двухпалатную.

XIX в. В XXI веке от бикамерализма в пользу монокамерализма отказалось только два государства — Хорватия (2001 г.) и Непал (2007 г.), в то время как список приверженцев бикамерализма пополнили Афганистан, Бахрейн, Бурунди, Бутан, Зимбабве, Йемен, Сенегал, Судан, Тунис, Узбекистан.

Бикамерализм в структуре российского парламента Законодательную власть РФ осуществляет Федеральное Собрание-парламент России . Федеральное Собрание состоит из двух палат , каждая из которых имеет организационную самостоятельность, индивидуальный способ формирования, компетенцию, основания и порядок прекращения полномочий . Палаты Федерального Собрания собираются на совместные заседания лишь в случаях , прямо перечисленных в ч.3 ст.100 Конституции РФ. Поэтому позиционирование Федерального Собрания в качестве государственного органа весьма условно , фактически в публичных правоотношениях участвуют его палаты: Совет Федерации и Государственная Дума.

Читайте также: