Бихевиористский подход к власти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Большое место в исследованиях властных отношений занимает бихевиористское направление – изучение различных аспектов поведения человека, как на уровне политической системы в целом, так и внутри отдельных политических институтов и организаций. При этом политическая реальность трактуется как часть естественной природной реальности, а все явления и процессы политической жизни выводятся и объясняются как производные от фундаментальных характеристик человеческих индивидов.

Для бихевиористов – это актуализация некоторого волевого устремления к достижению и использованию власти, которое придает политический смысл всякому поведенческому акту и рассматривается как доминирующая черта человеческой психики и сознания. А стало быть, и как определяющая форма политической активности (политической деятельности) человека. Отсюда выводится максима: политический человек – это человек, стремящийся к власти.

В рамках бихевиористского направления различают несколько моделей власти.

Вторая – рыночная модель – представляет политические отношения как рынок власти. Последняя (власть) продается, покупается и реализуется благодаря этим отношениям. Такие правила рыночной торговли, как учет спроса и предложения, стремление к выгоде, конкуренция продавцов и т. д. выступают единственными регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивая функционирование политической системы. Действующие на рынке власти политические субъекты пытаются выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы (от природной воли к власти до ресурсов, уже накопленных в ходе политической деятельности и аккумулированных в имидже), и добиться их общественного признания (т. е. обменять на власть).

Следует особо подчеркнуть, что эти, равно как и изложенные выше, взгляды на власть далеко не исчерпывают тот обширный спектр подходов, который существует в данной проблематике. Очевидно, что ни одно из приведенных определений не дает исчерпывающей характеристики власти как социальному феномену, а раскрывает только те или иные ее свойства или группу свойств, те или иные стороны и формы проявления.

Мы знаем, что современная политическая наука возникла на стыках двух древнейших существующих гуманитарных наук — философии и права. Между тем, еще в 19 веке были предприняты попытки создания социальных науки, изучающих законы развития общества примерно в той же мере, что и естествознание изучает законы природы. Одной из таких попыток и связанас явлением, известным как бихевиоризм.

Если отталкиваться от принципа, по которому наука должна заниматься изучением только непосредственно наблюдаемым. Первыми бихевиористы были психологи, провозгласившие переход от изучения сознания к анализу людского поведения. Бихевиористы-социологи сформировали базис изучения определенного поведения как в юридически оформленных (формальных), так и в не формальных группах. Следующими по очереди были политологи. Инициаторы и последователи данного движения, которое принадлежало в большинстве чикагской школе американской политической науки, представителями которой являлись Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Л. Уайт и др., они выделяли первоочередность изучения политического поведения в институтах, группировках и в процессе политики в целом. Особое внимание они уделяли анализу не самого государства, скореевласти и процесса ее реализации.

Бихевиоризм в политической науке представляется методологической ориентацией, целью которой является анализ политических явлений при помощи наблюдения за поведением людей и групп, состоящих из них.

Оба понятия — поведение и наблюдение,— которые использованыв этом определении, самостоятельно не имеют нужды в дефинициях. Политическое поведение понимается любое поведение человека — словесное (вербальное) либо невербальное, характеризующее его в образе члена конкретной политической совокупности. Другими словами, изучение политического поведения представляется исследованием политической жизни общества через призму поведения человека.

Под наблюдением необходимо понимать истребование информации разнообразными способами - непосредственными и косвенными. Различается наблюдение естественного и искусственного характера. Естественное наблюдение мы наблюдаем тогда, когда политическое поведение в существующих независимых от нас условиях, к примеру, анализ итогов выборов. Политическое поведение искусственного характера мы может наблюдать, когда изучающий самостоятельно провоцирует интересующее его поведение, наиболее часто путем анкетного исследования, реже — при лабораторном эксперименте.

Готовые работы на аналогичную тему

Следует особо останавливаться на следующих преимуществах, дающих политической науке применение бихевиористских методов.

Во-первых, это выражается в учете психологического образа политики, который раньше вообще не принимался во внимание.

Ч. Мерриам полагал, что основой политической реальности служат индивидуальная человеческая воля и страсти, а особенно - жажда власти, возможности применения силы. Сначала бихевиоризм стремился искать, применять методы исследования, которые позволяют не только оценивать внешнее поведение , а так же его результаты, но и определять психологическое объяснениеданного поведения, другим языком говоря, такие методики, которые могли бы позволить увидеть отношения в сфере сквозь отражение переживаний его участников-людей.

Во-вторых, бихевиоризм всегда характеризовался ориентацией на количественные исследовательские методики. Базисными для любого исследования в политической сфере всегда признавались такие требования, как опора на данные, которые получены в процессе выборочных обследований, контентного анализа и т. д., их строгая системность и обработка математического плана. Классическими трудамибихевиористской политической науки признаны:

Они построены путем обобщения крупнейших массивов данных.

Происхождение и развитие сравнительной политологии

В границах бихевиоризма разработаны базисные методики прикладных политических исследований:

  • статистические исследования активности в политике, в основном это исследования, которые касаются выборов;
  • анкетирование и опросы;
  • 3эксперименты лабораторного типа;
  • применение теории игры при изучении механизма принятия решений в политической сфере.

Бихевиористская политология была основополагающим видом эмпирического— то естьсориентированного на сбор, обработку данных - исследования в политике. Эмпирическая наука занимается описанием реальности, а так же объяснением ее. Противоположным эмпирическому подходу является нормативный,который задается преимущественно вопросами о том, чем должна являться политика, а не тем, чем она является. Нормативистский характер носили множественные построения сторонников традиционного институционализма.


Статья раскрывает понятие бихевиорализма, его структуру, роль в политике, в частности, об отношении к распределению власти. Этим вопросами задавались Чарльз Мерриам и Гарольд Лассуэлл. Исследование данной темы является актуальной т. к. для анализа политических явлений необходимо понимание поведения отдельных субъектов, их мотивов.

Ключевые слова: бихевиорализм, политика, государство, власть, политическое поведение, методология.

На различных этапах развития политической теории всегда существовала объективная необходимость в изучении поведения и особенностей психологии индивидов и их групп с целью получения более полных знаний о политическом мире. Так, с развитием бихевиоралистского направления в политологии, изучение политического поведения человека приобрело научный характер, основываясь на эмпирическом наблюдении, а не на абстрактных умозаключениях.

Бихевиорализм представляет собой направление политической науки, в рамках которого основное внимание сосредоточивается на исследовании: а) проблем рационального выбора индивида в политике и на политических результатах и последствиях взаимодействия рациональных индивидов; б) проблем коммуникации; в) политических фактов, и прежде всего политического поведения, с помощью методов квантификации; г) рамок и связывающих ограничений политического взаимодействия.

Бихевиоралистскому подходу к политическому исследованию соответствуют эмпирическое наблюдение и проверка. Характерно изучение всех случаев, не ограничиваясь, относящихся только к изучаемому вопросу. Весомость имеет статистика, рассматривающая данные как эмпирические свидетельства, качественный и количественный анализ равнозначен.

Бихевиоралисты считали, что не только эмпирические, но и научные теории должны быть фальсифицированы. Таким образом, бихевиоралисты следовали теориям Карла Поппера о ревизии традиционного позитивизма, критериям фальсифицируемости [7, с. 25]. Однако Лакатос писал, что теории социальных наук имеют нефальсифицируемые базисные высокоабстрактные утверждения, недоказуемые эмпирически [4, с. 10]. В связи с этим можно сказать, что если из этого положения выводятся утверждения, проверяющиеся эмпирически, то вся теория фальсифицируема. Это дает возможность выявить условия для признания теории научной.

Впервые бихевиорализм к политике применили в 20-е годы XX века Чарльз Мерриам и Гарольд Лассуэлл [3, c. 106].

Так, Чарльз Мерриам считал, что метафизика препятствует объективности. Использование методов анализа бихевиорализма позволило рассматривать политическую реальность как естественную, а политический процесс стал доступным эмпирическому анализу [2, с. 28]. Репликация связана с природой человека. Исходя из этого, можно утверждать, что политический процесс — это реализация воли, придающая смысл поведенческому акту, доминанта которой — стремление к власти, цели политического действия [2, с. 107].

Политическая система общества, по Лассуэллу, — структура, где власть распределена между ее элементами с соблюдением баланса сил, стремящихся и достигающих власти. Нарушение баланса в сторону централизации или рассеивания власти, ведет к дисфункции и распаду всей системы.

На основе этих данных можно сказать, что задача государственной власти заключается в сохранении баланса. Сталкивающиеся воли к власти формируют взаимодействия, теряющие подвижность. Субъекты вступают в соглашения, итог закрепляется в правилах и нормах, они ограничивают волю к власти и реализуют ее.

Политический бихевиорализм является одним из современных направлений политической науки, позволяющим изучить стремления к власти и реализацию этой воли. Как утверждают сторонники бихевиоралистского подхода, именно на поведенческих особенностях индивидов, выраженных в стремлении к власти, основывается общественная организация в целом и ее отдельные институциональные проявления, в частности, государство, религия и т. д.

  1. Алексеева Т. А. Современные политические теории: Курс лекций. — М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 464 с.
  2. Василенко И. А. Политология. — М.: Юрайт, 2018. — 423 с.
  3. Горелов, А. А. Политология: конспект лекций: учебное пособие. — М.: КноРус, 2018. — 180 с.
  4. Гранин Ю. Д. Философия науки, история и современность: учебное пособие в 2-х частях. Часть 2. — М.: Просвещение, 2011. — 74 с.
  5. Кузьменко Г. Н. Философия и методология науки: учебник для магистратуры / Г. Н. Кузьменко, Г. П. Отюцкий. — М.: Юрайт, 2016. — 450 с.
  6. Пушкарева, Г. В. Политический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2014. — 365 с.
  7. Философия науки: учебное пособие для вузов / Под ред. А. Г. Троегубова. — Тула: ТулГУ, 2006. — 136с.

Основные термины (генерируются автоматически): власть, государственная власть, политический процесс, политическое действие, политическое поведение, реализация воли, стремление, теория, эмпирическое наблюдение.

Люди за свою историю сумели видоизменить многие социальные отношения, но фундаментальные принципы функционирования социальных групп - остались теми же самыми, которые были ими унаследованы от гоминид. Сегодняшний уровень экономического развития создает иллюзию о возможности существования человека независимо от своей единицы виды, но это не так. В действительности - люди, как и тысячи лет назад, могут выжить, лишь существуя в своих единицах человечества, в которых по-прежнему главенствует иерархический инстинкт приматов.

книга Григорьева ЭПОХА РОСТА

ПОЛИТОЛОГИЯ: Учебное пособие для высших учебных заведений

Автор: КРАЙТЕРМАН В.С.

Власть многолика. Поэтому существуют различные способы объяснения происхождения и природы власти.

Прежде всего, концепции и определения власти зависят от подходов к ней.

Социологический подход рассматривает власть как взаимодействие, по крайней мере, двух сторон – субъекта и объекта власти. М. Вебер определял власть как способность и возможность одного лица в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других лиц. В основе власти лежат отношения господства и подчинения. Субъект власти – это тот, кто господствует, влияет на других и добивается поставленных целей. Объект власти – это тот, кто подчиняется, выстраивает своей поведение в зависимости от содержания и направления властного воздействия. Т. Парсонс считал, что в качестве субъекта власти может выступить не только личность, но и группа лиц. Он обратил внимание на то, что власть способна принимать решения и добиваться их выполнения путем мобилизации ресурсов общества на достижение поставленных целей.

В рамках этих двух подходов сформировались основные концепции власти.

Поведенческий подход к власти - стал основой формирования теологической, биологической, бихевиористской, психоаналитической и мифологической концепций власти:

(Бихевиористская и психоаналитическая концепции власти опираются на многочисленные данные практических исследований поведения личности в конкретных политических ситуациях. Исследователям этих направлений удалось изучить причины деструктивного, разрушительного политического поведения личности, мотивы поддержки власти индивидом, найти множество способов влияния и контроля над поведением личности и социальных групп, расширить научные представления о власти).

ПЕРЕЙТИ к статье ВЛАСТЬ Википедия

Социологический подход лёг в основу структурно-функциональной, конфликтологической и дуалистической концепций власти.

2.1. Структурно-функциональная концепция власти вытекает из общей теории действия Т. Парсонса. Общество – это структурно расчлененная целостность, в которой каждый элемент выполняет определенные функции. Интеграция элементов общества осуществляется путем социального действия. Одни субъекты выполняют социальные роли управляющих, другие – управляемых. Социальная роль личности соответствует занимаемому ею в обществе положению (социальному статусу) и предполагает определенное, ожидаемое поведение этой личности. Власть выполняет в обществе ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые общественными целями; мобилизует ресурсы общества на достижение общезначимых целей. (Структурно-функциональная концепция власти разрабатывалась также Р. Мертоном, Э. Шилзом и другими западными исследователями).

2.2. Конфликтологическая концепция (теория) власти впервые была разработана К. Марксом. В марксистском варианте эта концепция трактует власть как классовое господство – владычество одного класса над другими, вытекающее из собственности господствующего класса на средства производства. Это экономическое неравенство составляет фундамент всех других форм неравенства в обществе (политического, социального, этнического, регионального, культурного). Власть присутствует везде, где есть неравенство. Власть господствующего класса, подавляя угнетенные социальные слои, использует механизмы не только экономического, но и внеэкономического (государственного) принуждения.

2.2.1. В интерпретации Р. Дарендорфа конфликтологическая концепция власти имеет иной оттенок. В развитом индустриальном обществе ХХ в., считает Р. Дарендорф, конфликт возникает не только между общественными классами, сколько между властвующими и подчиненными вообще. Но этот конфликт может и должен быть признан и урегулирован, поскольку власть одних людей над другими составляет основу социальной стабильности.

Помимо перечисленных концепций власти, существуют и другие.

3.1. Так, телеологическая концепция власти (Б. Рассел) считает власть способом достижения поставленных целей. Согласно Б. Расселу, властвует тот, кто способен выдвинуть обдуманную цель, спрограммировать средства её достижения и с помощью этих средств реализовать поставленную цель. Всё, что нас окружает, есть результат достижения известных целей.

3.2. Мобилизационная концепция власти (К. Дойч) видит во власти инструмент мобилизации общественных ресурсов на достижение социально-значимых целей.

Читайте также: