Библия и античное наследие кратко

Обновлено: 02.07.2024

Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало – из чего все произошло.

Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал не просто более широкое и всесторонние развитие второй важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной переворот в разработке мировоззренческой проблематики. С того времени на передний план выходит проблема отношения человека к миру. Уже софисты подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Для философии специфическим является не раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субъективно, личностно окрашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека.

Идеи античных философов образовали фундамент для дальнейшего развития европейской философской мысли.

28. Христианская картина мира

Человек в христианстве начинает занимать промежуточное положение: с одной стороны, благодаря душе – он ближе к Богу, с другой же – при наличии тела – ближе к природе. Жизнь человека становится лишь краткосрочным мгновением подготовки либо к вечному райскому существованию, либо к существованию в адских муках. Все окружающее средневекового человека рассматривается через призму Бога и его вероучения, выраженного в Священном Писании.

Христианская теология своим учением о трансцендентном Боге создает своеобразную религиозную картину мира, которая получила название теоцентрической. В соответствии с теоцентризмом источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Высшую цель жизни видят в служении триединому Богу: Богу-Отцу, Богу-Сыну и Богу-Духу Святому.

Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало – из чего все произошло.

Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал не просто более широкое и всесторонние развитие второй важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной переворот в разработке мировоззренческой проблематики. С того времени на передний план выходит проблема отношения человека к миру. Уже софисты подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Для философии специфическим является не раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субъективно, личностно окрашено, в нем нельзя абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека.

Идеи античных философов образовали фундамент для дальнейшего развития европейской философской мысли.

28. Христианская картина мира

Человек в христианстве начинает занимать промежуточное положение: с одной стороны, благодаря душе – он ближе к Богу, с другой же – при наличии тела – ближе к природе. Жизнь человека становится лишь краткосрочным мгновением подготовки либо к вечному райскому существованию, либо к существованию в адских муках. Все окружающее средневекового человека рассматривается через призму Бога и его вероучения, выраженного в Священном Писании.

Христианская теология своим учением о трансцендентном Боге создает своеобразную религиозную картину мира, которая получила название теоцентрической. В соответствии с теоцентризмом источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Высшую цель жизни видят в служении триединому Богу: Богу-Отцу, Богу-Сыну и Богу-Духу Святому.

Многоликая и богатая культура античности, сложившаяся в средиземноморском регионе, оказала воздействие на весь древний мир, а затем и на ср. — век. и новую Европу. Это воздействие затронуло религ., филос., правовую, науч. области, а также искусство, быт и технику. Без определяющего влияния античности вся история мира была бы иной.

прекращается. Иудейский писатель Аристобул (2 в. до н.э.) находит много общего в Библии и антич. философии и объясняет это тем, что древние греки заимствовали свои доктрины из ПИСАНИЯ (позднее эту т. зр. воспримут ранние отцы Церкви). Кн. *Премудрости Соломона написана под очевидным влиянием антич. лит–ры. В свою очередь, в греко–римской среде растет интерес к библ. религии (Псевдо–Лонгин, Гекатей), вызывая к жизни движение прозелитизма. В евангельскую эпоху *койне стал общим языком евреев и всего остального населения Римской империи, что благоприятствовало апостольской проповеди. Приход в Церковь множества прозелитов способствовал усвоению христианством ряда антич. понятий (в к–рые было вложено новое содержание). Хотя ЕВАНГЕЛИЯ и ПОСЛАНИЯ еще проникнуты семитическим стилем, характерно, что вся новозав. канонич. лит–ра написана уже не на *арамейском языке — языке Христа Спасителя и первых апостолов, — а на койне, и, т.о., в лит. отношении является уже частью греч. письменности. В дальнейшем происходит достаточно быстрая и активная эллинизация христианства.

Это лишь нек–рые черты различия, из–за к–рых возникло немало трудностей в эпоху эллинизации христианства. Задачу соединить библейское понимание мира и человека с приемлемыми для христианства элементами античности выполнили отцы Церкви. См. ст. МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ; ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА КНИГА; ЭЛЛИНИЗМ И БИБЛИЯ.

 *А р с е н ь е в Н.С., Эллинистич. мир и христианство, Варшава, 1933; *Г э т ч Э., Эллинизм и христианство, в кн.: Общая история европ. культуры, СПб., 1911, т. 6; *Л о в я г и н Е.И., Об отношении писателей классических к библейским, по воззрению христ. апологетов, СПб., 1872;

Библиологический словарь. — М.: Фонд имени Александра Меня . Н.Ф. Григоренко, М.А. Мень . 2002 .

Однако церковь оказалась вынуждена взять для себя кое-что из античного наследия. Без его отдельных элементов стало бы непонятным само христианское вероучение, сложившееся еще до падения Римской империи. Отвергая на словах античную философию, многие теологи раннего средневековья, воспитанные в традициях античной культуры, при разработке догматов веры широко использовали позднеримскую философию — неоплатонизм (например, Августин).

Геометрия содержала элементарные знания о фигурах и чертежах, необходимые для возведения храмов. Музыка учила петь и сочинять церковные гимны, астрономия обучала способам исчисления сроков наступления христианского праздника пасхи.




Не менее фантастическими были географические представления. Центром Земли считался Иерусалим. На Востоке (который на картах изображался вверху), помещалась гора, где, по преданию, некогда находился земной рай и откуда вытекали четыре реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.

Символизм наложил отпечаток на всю средневековую культуру. Непосредственное реалистическое восприятие мира в искусстве и литературе этого периода часто облекалось в форму символов и аллегорий.

Однако церковь оказалась вынуждена взять для себя кое-что из античного наследия. Без его отдельных элементов стало бы непонятным само христианское вероучение, сложившееся еще до падения Римской империи. Отвергая на словах античную философию, многие теологи раннего средневековья, воспитанные в традициях античной культуры, при разработке догматов веры широко использовали позднеримскую философию — неоплатонизм (например, Августин).

Геометрия содержала элементарные знания о фигурах и чертежах, необходимые для возведения храмов. Музыка учила петь и сочинять церковные гимны, астрономия обучала способам исчисления сроков наступления христианского праздника пасхи.

Не менее фантастическими были географические представления. Центром Земли считался Иерусалим. На Востоке (который на картах изображался вверху), помещалась гора, где, по преданию, некогда находился земной рай и откуда вытекали четыре реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.

Символизм наложил отпечаток на всю средневековую культуру. Непосредственное реалистическое восприятие мира в искусстве и литературе этого периода часто облекалось в форму символов и аллегорий.

Ранний иудаизм и раннее христианство существовали в условиях преобладания эллинистической культуры. Эта культура, наследие Александра Великого, сформировалась на основе древнегреческой мысли, традиций и образа жизни. В Римской империи, которая с 41 года до н. э. была основой политического и экономического единства и стабильности всего древнего Средиземноморья, существовало множество малых национальных культур, большинство из которых стремились сохранить свои самобытные традиции. Одной из таких этнических культур была еврейская, существовавшая в двух формах — в Палестине и в диаспоре. Еврейская эллинистическая литература, написанная в основном на древнегреческом языке с использованием литературных форм и традиций, присущих литературному искусству Эллады, сохранилась лучше других национальных литератур греко-римского периода. Это произошло благодаря не столько иудаизму, сколько христианам, сохранившим и переработавшим основной пласт ранней еврейской литературы, написанной в период с 200 года дон. э. по 100 год н. э. История этой литературы ярко демонстрирует возрастающее преобладание эллинистической литературной традиции.

Эллинизм и иудаизм были традиционными культурами, в рамках которых на основании тщательно сохраняемых образцов литературных текстов формировались культурные и религиозные

From Harper's Bible Commentary ed J. Mays et. al. Copyright © 1988 by HarperSan Francisco. Reprinted by arrangement with HarperSan Francisco, a division of HarperCollins Publishers.

Ранняя еврейская литература

В раннем иудаизме (начиная с 250 года до н.э. и до составления Мишны, примерно в 200 году н. э) возникла многообразная литература, большая часть которой (за исключением произведений Филона Александрийского, Иосифа Флавия, рукописей Мертвого моря и раввинистической литературы) сегодня ассоциируется с двумя собраниями — апокрифами и псевдоэпиграфами. Апокриф (в переводе с греческого значит «потаенный*) — термин, относящийся к собранию из тринадцати-пятнадцати книг (или дополнений к книгам) еврейского происхождения, сохранившихся (за исключением 2-й Ездры) не в еврейском Ветхом Завете, а в Септуагинте, т. е. христианском Ветхом Завете на греческом языке. Хотя некоторые из этих книг были написаны на еврейском и арамейском языках (например, 1-я книга Маккавейская, книга Сираха, книга Товита, книга Иудифи), они дошли до нас только в переводе. Поскольку греческие варианты этих книг обычно входили в Септуагинту, они почитались в качестве священныхнеко-торыми евреями диаспоры, а позднее и христианами. Двенадцать из этих книг были включены св. Иеронимом в латинскую Вульгату как часть римско-католического Ветхого Завета. Среди литературных жанров, представленных в апокрифах, можно найти историографию (1-я книга Ездры, 1-я и 2-я книги Маккавейские), художественную литературу или новеллы (книга Товита, книга Иудифи, дополнения к книге Есфири и книге Даниила), послания или проповеди (Послание Иеремии), апокалиптику (2-я книга Ездры) и молитвы (Молитва Манасии, Молитва Азарии в Песне трех юношей).

БИБЛИЯ И ЛИТЕРАТУРД АНТИЧНОСТИ

Раннее христианство и эллинизм

Раннее христианство произошло от иудаизма, который, в свою очередь, находился под сильным влиянием эллинизма. Таким образом, история ранней христианской литературы отражает движение от эллинизированных еврейских культурных традиций к усилению эллинизма. С исторической точки зрения раннее христианство было эллинистической религией. К середине Г века н. э. стало заметно расти противоречие между обращенными в христианство язычниками и евреями-христианами. Оно продолжало усугубляться до тех пор, пока христианство полностью не отделилось от иудаизма и не стало самостоятельной религией.

На первый взгляд, в Новом Завете присутствуют пять основных литературных жанров: биография (четыре евангелия), история (Деяния апостолов), послания (ап. Павла и общие послания), проповеди (1-е Иоанна и, возможно, Послание к евреям) и апокалипсис (Откровение Иоанна). Если биографии и послания были более характерны для греко-римской литературной культуры, то исторический жанр присутствует как в греко-римской, так и в еврейской историографии; проповеди восходят корнями к еврейской синагоге и к нравственным наставлениям в популярной эллинистической философии, а жанр апокалиптики связан исключительно с традициями ранней еврейской литературы. Для того чтобы более точно определить роль каждого из литературных жанров в сложных взаимоотношениях, которые существовали в римский и эллинистический период между греко-римской и еврейской литературными культурами, нужно рассмотреть их подробнее,

В древнем мире только в еврейской и греческой культуре возникли похожие формы исторических писаний. Их развитие в обеих культурах произошло примерно в одно и то же время, независимо друг от друга (VI—V вв. до н. э.) и в схожих исторических и политических условиях (столкновение с могущественной Персидской империей в 539—332 гг. до н. э.).

Существовало несколько малых жанров греко-римских исторических повествований (например, генеалогия, этнография, история края, летопись-хронология). Самыми популярными были жанры исторической (военной) монографии, общей или всеобщей истории н древней истории. Военная монография, рассказывавшая о наиболее важной для того времени войне, строилась на том убеждении, что политические и военные кризисы являются основными способами изменения истории. В древности образцами этого жанра были военные монографии Геродота и особенно Фукидида(Ув.дон. э.). Общая или всеобщая история начиная

с IV в. до н. э. описывала греческую или римскую историю от первого известного события до современного автору периода. Поли-бий (200—118 гг. до н. э.) — самый ранний представитель жанра всеобщей истории, чьи труды дошли до нас. Древняя история (древний вариант социальной истории) сочетала различные формы систематического исследования прошлого (этнологию, географию, генеалогию, историю края) с хронологической классификацией исторических личностей, уделяя особенное внимание внутренним (политическим) и внешним (военным) событиям. «Римские древности*- Дионисия Галикарнасского (конец I в. до н. э.) — пример этого жанра.

Ранняя еврейская иаориография

Библия и ПИТЕР*ТУРА АНТИЧНОСТИ

Евангелие отЛуки и Деяния апостолов

как эллинистическая история

Лука пишет на изысканном греческом, на что указывают два пассажа (Лк. Ы-4; Деян. 15:24-26). Всвоем произведении (Евангелие, Деяния) он использовал многие литературные жанры включая исторические прологи (Лк. 1:1-4; Деян. 1:1-5),генеалогиюв типично эллинистической форме (восходящей от последнего потомка к самому раннему предку, Лк. 3:23-38), беседы (7:36-50; 11:37-54; 14: i -24), рассказы о путешествиях, рассказы от первого лица множественного числа, речи (в Деяниях содержится трид-

Бивлия и ЛИТЕГДТУРА АНТИЧНОСТИ

цать две речи, составляющие 25% всего повествования), цитаты, драматические эпизоды (Лк. 4:16-30; 24:13-25; Деян. 25:13-26:32), отступления от темы (Лк. 3:23-38; Деян. 17:21; 18:24-25) и обобщения (Деян. 2:46-47). Следуя тогдашней традиции использования архаизмов, он писал крупные отрывки на греческом языке Септуагинты (Лк. 1:5-2:52). Лука по-новому использовал древние историографические традиции, рассматривая ранние христианские общины как аналогию этнической общности. Подобно древним и новым еврейским историкам, он уделял основное внимание Палестине и особенно Иерусалиму, но, кроме того, следуя греко-римской историографической традиции всеобщей истории, он рассматривал некоторые эпизоды истории раннего христианства разных частей древнего Средиземноморья.

БибЛМЯ И ЛИТЕРАТУРА АНТИЧНОСТИ

Ранние еврейские апокалипсисы

Ранние христианские апокалипсисы

В раннем христианстве, как и в древнем иудаизме, существовало стремление к описанию эсхатологических событий (например, Мк. 13 и параллельные места; 2 Фес. 2:1-12). Откровение Иоанна, единственный новозаветный апокалипсис, — самое длинное из подобных повествований, содержащее описание одного видения (с 4:9 по 22:11). Автор создал цельное литературное произведение, объединив целый ряд еврейских, христианских и греко-римских источников и преданий. В отличие от еврейских апо-

калипсисов, Откровение не псевдонимично, поэтому автор не скрывает истинные обстоятельства написания произведения, а, скорее, предпринимает попытку связать свою собственную концепцию конца (эсхатона) с конкретной ситуацией в семи церквях, к которым он обращается (Откр. 2-3). В трех ранних христианских апокалипсисах присутствует тенденция использования приемов эллинистической литературы откровения. Очевидна проеврейс-кая направленность Откровения Иоанна. «Пастырья Гермы (первая половина II в. н. э.) сочетает еврейские традиции литературы откровения с эллинистическими, а Откровение Петра в основном следует эллинистической модели литературы откровения.

Евангелия и биография

Особенности древних биографий

БИБЛИЯ И ЛИТЕРАТУРА АНТИЧНОСТИ

информация извлечена из трудов самих поэтов или пророков). Древний восточный и западный способ характеристики персонажей имеет некоторые общие черты: во-первых, их общественной деятельности уделяется большее внимание, чем личной; во-вторых, им придаются типические черты (т. е. они рассматриваются в качестве образцов общественных ценностей, а не как личности); в-третьих, их характер не развивается, остается неизменным. Эти три фактора отличают древнюю биографию от современной.

Признаки биографического жанра в евангелиях Евангелие от Марка, самое раннее из евангелий (примерно 70 год и. э.), имеет с греко-римской биографией больше общих черт, чем е любым литературным жанром иудаизма. Недавние исследования языка Евангелия от Марка показали, что оно было написано популярным литературным стилем, который не совпадал ни с повседневным языком, зафиксированным в некоторых папирусах, ни с изысканным языком богатых и образованных греков. В евангелиях отМатфея и Луки четко прослеживается стремление придать Евангелию от Марка более литературный вид путем усовершенствование его стиля и добавления материала в начало и конец рассказанной Марком истории: о рождении Иисуса, его явлении после Воскресения и его вознесении (у Луки). По форме Евангелие от Марка и другие евангелия являются греко-римскими биографиями, а по содержанию онн определенно следуют иудео-христианским концепциям. Таким образом, литературные особенности евангелий являются результатом слияния приемов эллинистической биографии с уникальными христианскими воззрениями на значение Иисуса.

Синоптические евангелия (от Матфея, от Марка и от Луки), как и другие эллинистические биографии, включают в себя многие литературные формы, такие, как истории о чудесах, анекдоты (хреи и апомнемоневматы), поговорки н афоризмы (гномы), притчи и истории об Иисусе. Содержанием евангелий является религиозное утверждение об Иисусе с позиций христианства, подобно тому, как содержанием эллинистических биографий философов было утверждение их учений. Иисус, изображенный в евангелиях, является образцом, поскольку он олицетворяет и устанавливает христианское вероучение и христианские ценности, образцом, аналогичным персонажам греко-римских биографий.

Эпистолярная и проповедническая литература

Послание было одним из наиболее выразительных литературных жанров древности. Практически любой письменный текст мог получить эпистолярную форму и считаться посланием.

Ранние еврейские послания

В еврейской литературе послания никогда не являлись самостоятельным жанром. Единственное апокрифическое послание — Послание Иеремии, скорее, является проповедью. Часто посла-

ния являются частью исторических или художественных произведений. В отличие от античных греческих и латинских посланий (главным образом, папирусов), которые издавна были предметом интенсивных исследований, на арамейские и еврейские послания до недавнего времени обращали мало внимания, главным образом, из-за небольшого количества уцелевших экземпляров. Общее количество сохранившихся арамейских посланий около ста двадцати, в основном они относятся к V—IV вв. до н. э. Кроме того, шесть из них входят в арамейскую часть Ветхого Завета; восемь посланий, написанных по-арамейски около 132—135 годов н.э., приписывают еврейскому революционеру Бар-Кохбе. До нас дошло также около пятидесяти еврейских посланий, большинство из которых датируется 630—583 годами до н. э.; одиннадцать входят в ветхозаветные тексты; еще пять — послания Бар-Кохбы, написание на древнееврейском языке.

Сохранившиеся со времен античности греко-римские послания делятся на три вида: документальные — обыкновенные письма того времени, в основном извлеченные археологами из-под груд мусора во время раскопок в Египте греко-римского периода; литературные — они были написаны образованными людьми античности, сохранились в собраниях сочинений и считались образцами эпистолярного жанра и художественного литературного стиля; служебные или официальные послания, составленные в царских или имперских канцеляриях. Они содержат дипломатические, административные и другие правительственные вопросы, и сохранились благодаря тому, что были вырезаны на камне или цитировались в исторических произведениях.

Ранние христианские послания сложнее, чем большая часть документальных, литературных или официальных греко-римских посланий. Так же, как биографии и основные типы исторических писаний, они принадлежат комплексному литературному жанру, который вмещает в себя множество малых литературных форм. Новозаветные послания составлены из многих литературных форм, и некоторые из них, скорее всего, передавались устно, прежде чем были включены в то или иное послание. Среди них литургические формы (благословения, славословия, гимны, покаяния, евхаристические и крещенские формулы), керигматические формулы и наставления (перечисления добродетелей и пороков, нормы повседневной этики).

Некоторые из новозаветных посланий являются псевдоэпиграфами, т. е. в целях более широко признания они написаны от имени таких известных христианских лидеров, как Павел, Иаков, Петр и Иуда. Псевдонимичность — литературный феномен древности, встречающийся, главным образом, в греко-римской лиге-

ратурной культуре. Характерной чертой еврейской литературы была анонимность, поэтому псевдонимичность вошла в моду лишь в эллинистический период в связи с написанием апокалипсисов от имени известных древних евреев. Авторы псевдоэпиграфических сочинений времен раннего христианства, как и в греко-римский период, выступали под чужим именем. Широкое распространение этого феномена в древности и особенно во времена раннего христианства позволяет предположить, что многие авторы считали псевдонимичность вполне оправданной, если цели их сочинений были достаточно важными. Исследователи согласны в том, что некоторые из посланий Павла, например Послание к Ефеся-нам и пасторские послания (1 и 2 Тим., Титу), псевдонимичны. Возможно, то же самое относится к Посланию к Колоссянам и 2-е Фессалоникийцам. Четыре из семи общих посланий также часто считаются псевдонимичными — Иакова, 1-е и 2-е Петра и Иуды. Псевдономичность, присущая десяти из двадцати семи новозаветных текстов, была способом решения проблемы кризиса авторитетов, возникшей в связи с уходом апостольского поколения.

Для большинства ранних христианских посланий характерна делиберативность, хотя часто в них присутствует несколько эпистолярных функций. Послание к Филимону и 3-е Иоанна — образцы эпистолярного жанра, содержащие, главным образом, наставления. То же самое относится к 1-му Фессалоникийцам, но в нем важное значение придается также утешению (4:13-18). Некоторые исследователи считают Послание к Галатам апологетическим (т. е. вариантом судебной риторики), другие — письмом-советом (т. е. составленным по правилам делиберативной ритори-

БИБПИЯ и литердтурд АНТИЧНОСТИ I61

ки), а третьи — сочетанием этих двух видов. Жанр Послания к римлянам также является спорным. Некоторые исследователи считают его эпидиктнческим, другие — апологетическим, наставительным или сочетающим все три вида риторики. Вероятно, это прояснится в ходе дальнейших исследований. 1 Aune D. The Bible and the Literature of Antiquity: The Greco-Roman

Читайте также: