Библиотеки средневекового китая кратко

Обновлено: 08.07.2024

Трудно назвать такую область науки, литературы или искусства, в которую средневековый Китай не внёс бы значительный вклад. Его замечательные изобретения и достижения обогатили всё челове­чество.

Именно китай­цы впервые изобрели книгопечатание. Прав­да, обилие иероглифов — в китайском языке их десятки тысяч — ограничило его возмож­ности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново изобре­тено Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и компас. Китайские астрономы составили удивительно точный календарь (с погреш­ностью всего 27 секунд в год), знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предсказывать.

Китайцы обладали глубокими познания­ми в медицине, истории, географии. В XV в. их флот совершил грандиозное по масштабам плавание к восточному побережью Африки.

Высочайшего расцвета достигла в Китае художественная литература. Золотым веком китайской поэзии называют эпоху Тан, ко­гда творили такие замечательные мастера, как Ли Бо и Ли Фу. Развивался и жанр романа.

Китайское искусство развивалось в тес­ном взаимодействии с искусством соседних стран. Вместе с буддизмом пришли из Индии прежде неизвестные в Китае тради­ции храмового зодчества, скульптуры и живописи. Началось сооружение пещерных монастырей с исполинскими (до 15-17 м) статуями Будды.

Император и государство в Китае воспринимались как единый символ космического порядка, и китайские дворцовые библиотеки были государственными. Императоры читали здесь сами и держали специальных чтецов. Цинь Ши-хуан-ди (III в. до н.э.) запретил иметь библиотеки кому-либо еще и издал указ о сожжении всей неугодной литературы.

Монастырские библиотеки стали появляться в Западной Европе в V–VI вв. Это были весьма скромные по величине собрания – книги нередко умещались в одном сундуке или шкафу. В бенедиктинских монастырях, согласно уставу, монахи обязаны были заниматься как физическим трудом, так и чтением, и переписыванием книг.

В VIII в. арабы научились изготавливать бумагу. Это сыграло важную роль в распространении книг во всех странах арабского Востока. Если библиотеки средневековой Европы были совсем небольшими, то в странах Азии, Африки и завоеванной Испании создавались крупные книгохранилища – сотни тысяч и даже миллионы томов. По одной из легенд, монголы, завоевавшие Багдад, бросили все библиотечные книги в реку Тигр. Образовался мост, по которому могли свободно идти люди, а вода в реке почернела от чернил.

В Х в. одним из крупнейших центров арабского мира стала Кордова. Библиотека кордовского халифа аль-Хакама II составляла около 400 тыс. томов, среди которых встречались редчайшие манускрипты. В городе возникло много и частных библиотек, владелицами некоторых были богатые женщины. Сохранилось имя одной из них – Аикса; она даже отказалась от семейной жизни и полностью посвятила себя собиранию библиотеки. Вообще, приобретение книг в Кордове, как и вообще в Халифате, считалось модным, а наличие частной библиотеки было знаком высокого социального статуса.

В ХVIII в. прошел слух, что в Абиссинии сохранилась в целости библиотека царицы Савской, Кто и когда пустил эту библиографическую утку, неизвестно… Серьезные научные книги утверждали, что папа Григорий VIII (1572-1585) послал двух своих ученых людей в Абиссинию, где они проделали большую исследовательскую работу, результаты которой были записаны. Согласно этим исследованиям, чудесная библиотека библейской царицы действительно существует. Хранится она в монастыре на горе Амара. Основателем ее был царь Соломон, который в каждый из своих визитов к царице Савской одаривал ее ценнейшими рукописными произведениями. Здесь есть и книги Сивилл, и книга Ноя о математике, и записи философских бесед Авраама, и книги самой царицы Савской. А всего, говорит неизвестный мистификатор, в этой библиотеке десять миллионов сто тысяч книг, которые записаны на белом пергаменте и заключены в шелковые футляры… Но впоследствии обнаружилось, что все это лишь легенды. Во всей Абиссинии только у ее правителя – негуса – оказалась небольшая домашняя библиотечка, на полках которой стояли не сочинения древних пророков, а современные французские бульварные романчики.

i-957

Хранилище рукописей Питака- тайк

Одной из крупнейших в Юго-Восточной Азии была священная библиотека Питака-тайк в государстве Паган; ныне это территория Мьянмы – бывшей Бирмы. (В этих местах для письма использовались пальмовые листья, а переплетами служили дощечки из редких пород дерева). Библиотека располагалась в многоярусном здании, сохранившемся до наших дней.

московская-башня-кирилло-белозерского-монастыря.jpg

Здание библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря

В 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал первую, очевидно, библиотеку в Киевской Руси (можно считать ее и первой из российских библиотек). Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников древней Руси – Евангелия, Книги пророков, жития святых; здесь хранились и важные государственные документы. 500 томов – таким собранием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара 1124 г., возможно, была уничтожена в 1240 г. во время разгрома Киева войсками Батыя. В XI–XII вв. библиотеки возникают при монастырях и соборах в Новгороде, Чернигове, Владимире.

Более 200 лет татаро-монгольского ига на Руси привели к тому, что на большей части территории монастырские библиотеки погибли, а книг домонгольского периода фактически не осталось. Сохранились, в основном, те библиотеки, которые находились на севере и на новгородских землях.

biblioteca1

Саламанка. Библиотека старейшего в испании университета.

p1050440.jpg

Королевская библиотека. Копенгаген.

Среди частных библиотек Европы особое место составляли королевские. Первая из них – библиотека французских королей. Основу ее заложил Карл V (1364-1380); инвентарная роспись на тысячу книг из его собрания и сейчас хранится в Парижской национальной библиотеке. Многие из королевских библиотек впоследствии вошли в состав библиотек национальных, и память об этом сохранилась в названиях – Королевская библиотека в Копенгагене, которую королевская семья на протяжении веков пополняет ценными книгами; Королевская библиотека Швеции, которой в 2001 г. исполнилось 340 лет; Королевская библиотека им. Альберта I в Брюсселе.

В средние века Китай был значительно культурнее стран Европы. В Китае впервые в мире был изобретено книгопечатание. Уже в IX веке здесь научились делать оттиски с резных деревянных досок. На досках вручную вырезались обратные изображения рисунков и письменных знаков. Затем доски покрывали тушью и прижимали к ним лист бумаги. Опытные китайские печатники могли за день работы снять с одной доски около тысячи отпечатков. Конечно, по сравнению с нашим временем, когда печатная машина за один час выпускает десятки тысяч газет, тысяча отпечатков - цифра небольшая. Но сколько времени понадобилось бы для того, чтобы эту же тысячу страниц переписать от руки?!

Задолго -до европейцев китайцы открыли и подвижной (разборный) шрифт. Но в Китае его трудно было применять. Ведь китайское письмо - не алфавитное. Почти каждое слово или слог обозначаются в Китае своим условным знаком. Поэтому для печатания разборным шрифтом требовалось изготовить несколько десятков тысяч таких знаков (иероглифов). А это было слишком сложно и дорого.

В стране распространялись книги, возникали крупные библиотеки. В VIII веке в Китае стала выходить первая в мире ежедневная печатная газета (за девять столетий до того, как появилась первая газета в Европе),

Изобретение книгопечатания явилось великим культурным достижением талантливого китайского народа.

Наука

Большим уважением пользовалась в Китае историческая наука. Много династий императоров сменило друг друга на протяжении долгих тысячелетий китайской истории. В стране установился обычай, согласно которому каждая новая династия составляла историю предшествующей. Эту работу выполняли учёные-историки. Они же подготовляли материалы для того, чтобы при следующей династии можно было написать историю предыдущей. Вместе с описанием династий в летопись попадали факты и из истории народа.

Много важных изобретений родилось в Китае. Ещё в глубокой древности там изобрели компас. В средние века он был усовершенствован и стал широко применяться в мореходстве. Один

из тогдашних компасов имел вид рыбки из намагниченной стали. Лёгкая рыбка плавала на поверхности воды в чашке и показывала головой на юг. В Китае был изобретён и прибор, отмечающий колебания почвы во время землетрясений.

китайский храм китай средние века

В VII веке китайцы сделали великое открытие в области химии: они узнали, как из смеси серы, селитры и древесного угля получить порох. Спустя некоторое время порох начали применять в военном деле. Через арабов порох проник и в Европу. В Китае были сделаны первые в мире огнемёт, ружьё и пушка, ряд приборов, работающих на сжатом воздухе, впервые использованы бумажные деньги, применены живительные лекарства из растительных соков.

Наука пользовалась в Китае большим почётом. Ещё в VIII веке здесь была открыта первая в мире Академия наук, членами которой являлись наиболее выдающиеся учёные страны.

Китайский храм

Китайские постройки легко узнать по крутым, изогнутым скатам крыш, широким, украшенным резьбой карнизам. Они производят впечатление необычайной лёгкости. Многие из них сохранились по сей день.

В Северном Китае, например, и сегодня стоит деревянная многоэтажная пагода (храм), воздвигнутая в XII веке.

Искусство

Китайский народ создал бессмертные творения искусства. Замечательными мастерами своего дела были средневековые китайские архитекторы. В начале XV века в Китае воздвигли настоящее строительное чудо - девятиэтажный храм, целиком сделанный из фарфора. На нём было множество фарфоровых колокольчиков, звеневших при малейшем дуновении ветра. Другой знаменитый храм сделали целиком из железа.

Китайские архитекторы обладали тонким художественным вкусом. Они умели так располагать и окрашивать постройки, что те как бы сливались с окружающим пейзажем.

Конечно, красивые и удобные жилища были доступны лишь знатным и богатым людям. Трудящиеся могли лишь издали любоваться прекрасными творениями талантливых архитекторов.

Замечательна китайская народная живопись и резьба по кости и камню. Живописцы умели, используя чёрную и цветную тушь, создавать картины поразительной тонкости и необыкновенного сочетания красок. Резчики выдалбливали из слоновой кости десятки узорных шаров, помещённых один в другом. Из камня они вырезали фигурки людей и животных, потрясающие своей жизненностью.

Лучшие произведения искусства были собраны китайцами в первом в мире специальном музее.

Культурные достижения Китая широко распространились по странам мира. Многие китайские изобретения достигли Европы. Япония, Корея и Вьетнам заимствовали китайскую письменность (японцы пользуются ею до сих пор). Для всего Востока Китай был признанным светочем культуры.

ПРИЛОЖЕНИЕ - МАРКО ПОЛО О КУЛЬТУРЕ И БЫТЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ (XIII ВЕК)

. Народ тут торговый и промышленный. Живут тут подданные великого хана, идолопоклонники; деньги у них бумажные. Город в округе около ста миль , и двенадцать тысяч каменных мостов в нём, а под сводами каждого моста или большей части мостов могут проходить суда. Не удивляйтесь, что мостов тут много: город, скажу вам, весь в воде, и кругом вода; нужно тут много мостов, чтобы всюду пройти.

Было там двенадцать ремёсел, и для каждого ремесла было двенадцать тысяч домов; в каждом доме было по меньшей мере десять человек, а в ином пятнадцать, а то и тридцать или сорок; не все, конечно, мастера, но и работники, что по указанию мастера работают. Много здесь богатых купцов, и шибко они торгуют.

К югу есть озеро, по берегам много прекрасных дворцов; выстроены они на славу; богаче и лучше их придумать нельзя, это дома знатных и именитых людей. Много тут ещё церквей и языческих монастырей; идолов там многое множество. В этом городе, знайте по истине, все улицы вымощены камнем и кирпичом; так же точно и все дороги в области; и верхом ездить, и пешком ходить по ним хорошо. В этом городе, скажу вам, добрых четыре тысячи бань; люди по нескольку раз в месяц ходят туда, потому что чистоту в теле соблюдают; бани эти самые красивые, самые лучшие и самые просторные на свете.

Ландшафты жизни

Библиотека была основана Фань Цином (1506-1585), ставшим в 27 лет чиновником, работавшим в китайских провинциях. Позже он стал заместителем военного министра. Он испытывал огромную страсть к книгам. Особое внимание в своей книжной коллекции уделял местным хроникам, записям политических событий, экзаменационным документам и поэзии. Он любил лично делать копии редких экземпляров. В 55 лет, выйдя в отставку, он занялся созданием библиотеки, которая была открыта через пять лет. В ней находилось 70 тыс. томов книг. На Юге Поднебесной насчитывалось в то время около 500 частных библиотек. Но ни одна из них не могла сравниться с библиотекой Фань Цина.
Кроме стабильности общества, хранитель библиотеки должен любить книги, быть богатым, чтобы их покупать, и иметь возможность их хранить. При жизни владельца библиотеки создана четкая система управления хранения книг. Согласно правилам, книги принадлежали всем членам семьи. У каждого был ключ от библиотеки, но открыть ее они имели право при присутствии остальных. Нарушившему правило запрещалось участвовать в поклонении предкам. В феодальном обществе это было серьезное наказание. Все свое состояние и книги Фань Цин завещал своему сыну. С тех пор его потомки следуют семейным правилам и хранят коллекцию.

image003.jpg

Основатель библиотечной коллекции Фань Цин.

Посторонним входить в библиотеку был запрещен. Для сохранности библиотечного фонда предпринимались строгие меры безопасности. Помещение хорошо проветривали, на прилегающей территории высаживали специальную траву, отпугивающую моль. Каждый член семьи имел свой ключ, но заходить в библиотеку разрешалось только всем вместе. Фолианты из павильона выносить было строжайше запрещено, перед посещением книгохранилища нельзя было пить алкоголь и курить, а за продажу рукописи грозило изгнание из семьи. Для пожарной безопасности вокруг библиотечного павильона соорудили кирпичные стены. Если бы в соседних постройках произошел пожар, огонь не смог перекинуться на здание библиотеки.

В настоящее время Тяньигэ, как объект культурного и исторического значения, находится под охраной государства. Музей включает библиотеку, сад семьи Фань, зал каллиграфии и зал местных хроник. А рядом с ним находятся залы предков семейства Чэнь и Цин.

В конце правления династии Мин и начале правления династии Цин в библиотеки жил мыслитель Хуан Цзунси (1610 -1695) – один из самых знаменитых философов неоконфуцианцев. Он стал первым человеком, который, не будучи родственником владельца этой частной библиотеки, получил право на ее посещение. После этого библиотека Тяньигэ начала открывать свои двери для других читателей.

Выдающийся китайский философ, общественно-политический деятель и ученый-энциклопедист занимался историей, географией, математикой, астрономией, теорией музыки и календарных расчетов, основал Чжэцзянскую историческую школу. Он вел политическую и вооруженную борьбу с вторгшимися в Китай маньчжурами. Прекратив сопротивление в 1649 году, поселился у себя на родине и занялся исключительно научной и литературной работой.

В настоящее время в музеи Тяньигэ имеются следующие выставочные залы: библиотека, история развития Тяньигэ, новая местная периодика, стелы Нинхойтана, начальный источник игры мацзян, учение Байюньчжуан Восточного Чжэцзяна и резиденция Иньтай. В павильоне краеведения собрано более 6730 экземпляров различных современных книг о краеведении Китая. Вызывают восхищение храм Циныиичжи, его культура и народные произведения изобразительного искусства тонкой работы.

image007.jpg

image009.jpg

Читальный зал

image011.jpg

Средневековые кресла в читальном зале

image013.jpg

Владелец библиотеки Фань Цин любил в читальном зале встречаться с друзьями.

image015.jpg

Из библиотеки дорога идет в сад семьи Фань

image017.jpg

На территории библиотечного мемориала несут службу многочисленные драконы.

image019.jpg

image021.jpg

image023.jpg

image025.jpg

image027.jpg

image029.jpg

image031.jpg

Азартная игра маджонг отличается от пасьянса Маджонг, представляющего собой игру для одного игрока, аналог карточного пасьянса.

image033.jpg

Азартная игра маджонг отличается от пасьянса Маджонг, представляющего собой игру для одного игрока, аналог карточного пасьянса.

image035.jpg

После основания Китайской Народной Республики коммунистическая власть запретила азартную игру как символ капиталистического разложения. Лишь после завершения Культурной революции запрет был снят, и игра снова начала обретать популярность, став любимым времяпрепровождением жителей Китая. Сегодня маджонг официально признан видом спорта.

image041.jpg

Резиденция Иньтай демонстрирует домашнюю обстановку и зодчество домов, где жили чиновники Цинской эпохи.

image043.jpg

image045.jpg

Храм Циныиичжи

image047.jpg

image049.jpg

На память о посещении библиотечного музея

image051.jpg

Среди посетителей музея много родителей с детьми.

image053.jpg

image055.jpg

image057.jpg

image059.jpg

В пруду разводят декоративных рыбок

image061.jpg

Из библиотечного мемориала виден современный небоскреб.

Читайте также: