Библиотечные ресурсы это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Библиотечный урок в 5 классе.

Андреева Светлана Степановна

Тема: Информационные ресурсы библиотеки.

Тип урока : урок формирования умений и навыков.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

I. Образовательные: научить приемам и способам работы с информацией любого рода; дать им общее представление о библиотечной терминологии; познакомить со справочной литературой школьной библиотеки: обучить владению основами работы со словарями и энциклопедиями, умению выбрать нужную книгу; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов школьной библиотеки и Интернета.

II . Развивающие: развивать устную речь учащихся; умение обобщать изученное.

III . Воспитательные: используя возможности материала, способствовать воспитанию у молодого поколения патриотических и гражданских чувств на примере именитых земляков (В.И.Даль), на событиях из истории России.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; умения работать в команде; развитие мышления, внимания, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

· Регулятивные УУД: научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в словарях, энциклопедиях, в интернете.

· Познавательные УУД: формировать у учащихся интерес и уважение к справочной литературе; укреплять интерес к познанию окружающего мира, к литературе и к чтению.

· Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свою точку зрения; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу); работа в группах, наглядный метод.

Приёмы: диалог, выступление, выразительное чтение стихов.

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации взаимодействия

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

- Доброе утро всем присутствующим в нашей библиотеке.

Сегодня в гостях у нас – библиотекари окружных школьных библиотек. Посмотрите на них, ребята, улыбнитесь, и начнём наш урок.

Итак, мы на библиотечном уроке. И начнём мы его вот с такой ситуации.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

2. Проблемная ситуация

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Представьте себе, что во всём городе отключили свет, а вам надо срочно подготовить доклад к уроку истории.

- Что будете делать? (Выслушать каждого и подвести ребят к тому, что придётся воспользоваться книгой в бумажном варианте, возможно, пойти в библиотеку).

Отвечают на вопросы.

3. Актуализация знаний.

Открытие нового знания.

3.1. Раскрытие сущности новых понятий

- Что же такое библиотека?

- По аналогии с данным словом какие слова имеют тот же корень -ТЕКА?

(Аптека – учреждение, где хранятся лекарства, и их можно купить;

медиатека – это часть библиотеки, касающаяся электронного фонда и всей его инфраструктуры.

картотека – систематизированное собрание карточек с какими-то сведениями, материалами, например, библиотечная картотека.

Отвечают на вопросы. Вспоминают слова с аналогичным корнем.

3.2. Знакомство с отделами библиотеки.

В библиотеке много печатных единиц (книг, журналов, брошюр) и у каждой имеется своё место на полках. В любой библиотеке, будь она маленькой, как наша школьная, или большой, как городская, окружная или краевая , имеются отделы:

АБОНЕМЕНТ – отдел библиотеки, дающий право пользования печатной и электронной продукцией - (т.е. книга, учебник, журнал, газета) - в течение определённого срока.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ - отдел библиотеки, где находятся энциклопедии, словари, газеты, журналы, видео, CD , которые на дом не выдаются, потому что могут понадобиться читателям в любой день. Хорошо, что они всегда под рукой.

КНИГОХРАНИЛИЩЕ – эта территория закрыта для читателей (пользователей). Здесь хранится многоэкземплярная литература (учебники), особо ценная и малоспрашиваемая литература.

Внимательно слушают педагога-библиотекаря, запоминают названия отделов библиотеки.

3.3. Знакомство с библиотечными терминами

- Для своих родителей вы являетесь кем? (Детьми).

- В транспорте вы являетесь кем? (Пассажирами).

- В кинотеатре, театре? (Зрителями).

- Придя в библиотеку, вы кем будете являться? (Читателями).

- А кто такой читатель? (Человек, который занят чтением каких-нибудь произведений, посетитель общественной библиотеки, читального зала.)

- Читатель в библиотеке получает документ. Какой? (Читательский формуляр).

- А для чего он нужен? (Для права пользования библиотекой).

-И чем же мы можем воспользоваться в нашей библиотеке?

Отвечают на вопросы.

3.4. Работа с таблицей

- Где в нашей библиотеке мы можем взять информацию? И какую?

Таблица. (Приложение 4).

- Сегодня мы обратимся к справочной литературе.

Работают по таблице.

3.5. Переход к справочной литературе.

- Вы никогда не задумывались, сколько слов в русском языке?

(Ученые полагают, что более 500 тысяч слов).

- А как вы думаете, где они хранятся?

Отвечают на вопросы, понимая, что знаний для этого у них недостаточно.

4. Творческая практическая деятельность

4.1. Практическая работа с энциклопедиями (работа по группам).

- На вертушке, которую так любят малыши, – множество энциклопедий. Работая группами, ответьте, пожалуйста, на данные вам вопросы, (Каждой группе даются карточки с вопросами, по которым они выбирают энциклопедии).

Вопросы для первой группы:

Вопросы для второй группы:

- Задание выполнили. Молодцы! Идём дальше.

Каждая группа показывает выбранные ими энциклопедии, получают жетоны за правильно выполненное задание.

4.2. Информация педагога-библиотекаря о языковых словарях.

библиотечно-библиографические ресурсы — Информационный, материально технический и кадровый потенциал, которым располагают библиотеки для осуществления своих функций. [ГОСТ 7.0 99] Тематики информационно библиотечная деятельность EN library and bibliographic resources FR ressources de… … Справочник технического переводчика

библиотечно-библиографические ресурсы — Rus: библиотечно библиографические ресурсы Eng: library and bibliographic resources Fra: ressources de bibliothèque et ressources bibliographiques Информационный, материально технический и кадровый потенциал, которым располагают библиотеки для… … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

ГОСТ 7.0-99: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно- библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения — Терминология ГОСТ 7.0 99: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения оригинал документа: 3.2.2.23. абонент библиотеки: Физическое или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Дом Верховного Совета Украины — Дом Верховного Совета Украины … Википедия

Гомельская областная универсальная библиотека имени В.И.Ленина — Логотип Месторасположение Беларусь Гомель Площадь Победы … Википедия

Гомельская областная универсальная библиотека имени В. И. Ленина — Гомельская областная универсальная библиотека имени В.И.Ленина … Википедия

Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева — первая общедоступная бесплатная городская публичная библиотека в Москве. Основана в 1885 г. по инициативе и на средства Варвары Алексеевны Морозовой (1848 1917) для увековечивания памяти великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 … Википедия

Зачастую библиотеки являются единственным доступным информационным центром, особенно в условиях района, села. Они формируют информационную среду с учетом местных особенностей социально-экономического развития, учитывая хозяйственный профиль, общую социокультурную ситуацию, потребности населения. Поэтому информационная функция – одна из основных в работе библиотек и особую актуальность приобрела в последнее время.

Информационная деятельность и нашей Маслянинской центральной библиотеки стала одним из приоритетных направлений работы. У пользователей библиотеки, а также всех желающих, появилась возможность получать информацию не только из печатных источников, но и из телекоммуникационной сети Интернет.

Для того чтобы качественно и оперативно удовлетворять информационные запросы пользователей, центральная библиотека систематически изучает разнообразные источники информации, ведет поиск, отбор, оценку поступающих материалов, тем самым формирует и совершенствует информационные ресурсы библиотеки.

  1. СБА библиотеки включает: каталоги, картотеки, библиографические пособия.

а) Подготовленные в библиотеке :

· Папки-досье (пресс-папки).

· Информационные уголки, стенды.

· Альбомы краеведческого характера.

· Аудиокниги. Музыкальные диски.

Использование компьютерной техники значительно расширило информационные ресурсы и образовательные услуги библиотеки. Пользователям нашей библиотеки для удовлетворения информационных потребностей предложены следующие услуги:

составление библиографических списков, указателей, пресс-дайджестов по темам (в т.ч. по запросам пользователей);

поиск информации в Интернет-ресурсах;

поиск информации в правовых справочно-поисковых системах (Консультант Плюс: "Российское законодательство", Версия Проф, Комментарии Законодательства, Новосибирский Выпуск; ФСО России: Законодательство России и Новосибирской области, Официальные и периодические издания: полнотекстовые электронные версии журналов - Собрание законодательства РФ и др.);

ЭБД (электронные библиографические картотеки: "Официальные документы РФ", "Официальные документы местных органов власти", "Информационный центр" /Администрации и Совета депутатов Маслянинского района Новосибирской области/);

образовательные услуги (обучение навыкам поиска и обработки информации, повышение уровня информационной культуры читателей);

поиск информации по электронным каталогам, в т.ч. НГОНБ, и использование электронной доставки книг из библиотек России;

ВБА И МБА по печатным изданиям из фондов других библиотек;

распечатка и запись на съёмный носитель пользователя.

Информационная деятельность Маслянинской центральной библиотеки ведется по нескольким направлениям:

- Осуществляется информационное обеспечение органов местной власти. Ведётся индивидуальное и групповое информирование руководителей и сотрудников структурных подразделений местных муниципальных образований /района, посёлка/, а также глав и ведущих специалистов села.

Для юношества проводится работа по формированию информационной культуры. Ежегодно проводятся библиотечные уроки, которые сопровождаются практическими занятиями ("АК. Правила пользования", "СК. Правила пользования", "СБА библиотеки", "Информационные ресурсы библиотеки" и др.). Проводятся индивидуальные и групповые консультации по СБА, ведется обучение самостоятельной работе в Интернет и использованию компьютерной техники.

· Справочно-информационные издания по учебным заведениям России, Новосибирска и Новосибирской области, Маслянино.

· Литература о профессиях.

· Библиографические списки и буклеты.

Проводятся Дни информации, информационные часы, библиографические обзоры, выставки-просмотры по темам: "Абитуриент, сделай свой выбор", "ВУЗ рассказывает о себе", "Угадай профессию" и др.

· советы молодому специалисту (консультации психологов);

· все о вступительных экзаменах (в т. ч. ЕГЭ).

- Осуществляется обеспечение населения социально-бытовой информацией. Так, большая часть информационных потребностей нашего населения (в т. ч. пенсионеры) связана с правовыми вопросами (решения местной Администрации, документы о льготах, социальном обеспечении и др.), вопросами трудоустройства, образования, медицинского обслуживания, обустройством быта.

Создан ряд библиографических картотек, благодаря которым пользователи получают новую своевременную информацию. Такие как:

- Ведется информационная поддержка работников культуры и искусства. Основными потребителями информации в нашем райцентре являются: работники ДК, музея, руководители и участники народных коллективов самодеятельности ДШИ (детской школы искусств), студенты, учащиеся, а также все, кто интересуется искусством. Имеются картотеки:

1. Библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио- и видеодокументы, электронные документы, базы данных, в том числе, базы данных Интернет, озвученные книги, другие издания специальных форматов для слепых и слабовидящих и т. п.), представленных в достаточном количестве

2. Документный фонд любой библиотеки обязан отвечать принципу толерантности, сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, не содержать документы, пропагандирующие вражду, насилие, жестокость, порнографию.

3. Политика формирования фонда ориентирует библиотеку на стратегию доступа ко всей имеющейся информации, а не только к ее собственным ресурсам. Каждая библиотека Краснокамского муниципального района становится участницей распределенного единого библиотечного фонда библиотечной системы в целом и получает к нему свободный доступ.

В этой связи основными характеристиками фонда библиотеки являются:

- информативность, соответствие потребностям граждан,

4. Объем фонда библиотеки должен составлять от 2 до 6 экз. на одного жителя в зависимости от плотности проживания.

Там, где имеются значительные социокультурные различия или иные особые обстоятельства, средний показатель может корректироваться (увеличиваться или сокращаться), так как величина фонда зависит практически от реальных потребностей местных жителей, места и роли конкретной библиотеки, близости других библиотек, доступа к внешним ресурсам и др.

Центральная библиотека для обслуживания жителей всей территории должна располагать увеличенным объемом фонда: 4 - 8 экз. документов на одного жителя.

Для сохранения значимости документного фонда библиотеки и обеспечения выполнения нормативов муниципального задания необходимо постоянное обновление информационных ресурсов и комплектование вновь издаваемой печатной и электронной продукцией фондов библиотек. В составе фонда должно содержаться до 50 % наименований документов, изданных за последние 5 лет на различных носителях.

Ежегодное пополнение фонда - не менее 250 документов (книги, периодика, аудио-, видео документы, электронные документы, базы данных, озвученные книги и др.) из расчета на 1000 жителей.

Расчет финансирования комплектования производится по формуле:

- коэффициент, характеризующий количество книг, приобретаемых в год на 1000 жителей;

- средняя стоимость 1 документа;

- число жителей, проживающих в зоне обслуживания библиотеки.

Аналогично рассчитываются показатели фонда, его пополнения и для жителей в возрасте до 14 лет.

5. В универсальном фонде библиотеки, если в микрорайоне обслуживания нет специализированной детской библиотеки, литература для жителей в возрасте до 14 лет должна составлять от 30 до 50 % фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

6. При комплектовании фонда библиотеки необходимо учитывать потребности этнических групп получателей, национальных меньшинств. Доля этих документов в составе фонда и текущего комплектования должна составлять не менее 10 %.

Величину собраний для этнических групп пользователей целесообразно определять с учетом международных принципов (например: при численности 500 жителей - 100 томов; при численности до 2000 жителей - из расчета 1 том на 10 человек).

7. Центральная библиотека в соответствии с региональным законодательством об обязательном экземпляре документов получает 1 экз. местных изданий бесплатно.

Объем фонда периодических изданий центральной библиотеки рассчитывается, исходя из количества населения (но не менее 150 названий), центральной детской библиотеки - населения в возрасте до 14 лет (не менее 50 названий) Краснокамского муниципального района.

9. Показатели для фонда аудиозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей, электронные документы (в том числе снабженных субтитрами для людей с ослабленным слухом) должны быть не менее 10 единиц на 1000 жителей. Ежегодное пополнение - не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписей из расчета на 1000 жителей.

10. Библиотека стремится обеспечить достаточную полноту фонда справочных и библиографических изданий: универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, краеведческие и туристические справочники, атласы, маршрутные карты, адресные книги, пособия, программы в помощь обучению, образованию и развитию, информационные издания для обеспечения разных сфер жизнедеятельности региона и данной местности, информационные бюллетени новых поступлений и др.

Фонд справочных и библиографических изданий должен составлять до 10 % к общему фонду и быть доступен любому пользователю в любое время работы библиотеки.

11. Библиотека сохраняет культурные традиции и отражает местную историю в контексте истории и культуры всего края и страны. В этой связи ценность ее фонда возрастает от наличия в нем книжных памятников местного уровня (при этом не ставится ограничений в собирании и хранении памятников; регионального и национального уровня), краеведческих изданий, местных документов, документов на языках этнических групп, других уникальных коллекций.

Центральная районная библиотека сохраняет в своем фонде "книжные памятники", краеведческие издания, местные документы, документы на языках этнических групп, других уникальных коллекций и т. п. обо всем районе и всех поселениях, входящих в состав Краснокамского муниципального района.

12. Библиотека является источником библиографических данных о собственном фонде и о внешних библиотечных ресурсах. В этой связи в справочно-библиографическом аппарате центральной библиотеки находит адекватное отражение не только фонд самой библиотеки, но и местонахождение документов или информации в других библиотеках района.

Информация обо всей поступающей в библиотеку литературе, о содержании и объеме поступлений, источниках приобретения в обязательном порядке доводится до сведения жителей Краснокамского муниципального района.

До 90 % фонда в библиотеке может быть представлено на открытом доступе.

Доступ к документам, которые отсутствуют в фонде библиотеки, но могут быть получены посредством каналов межбиблиотечной связи, осуществляется по предварительному заказу (внестационарное обслуживание, межбиблиотечный абонемент, электронная доставка документов). Организатором этой связи является центральная библиотека.

13. Сроки хранения отдельных частей фонда библиотеки зависят от существующих потребностей и спроса со стороны пользователей, а также от состояния документов, степени их устарелости или износа.

Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны оставаться в составе фонда библиотеки и центральной библиотеки. Единственный экземпляр таких документов может храниться в печатном виде (если имеются для этого условия) или быть записан на электронный носитель.

14. Библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной сигнализации и др. Для обеспечения сохранности в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые носители и т.д.).

15. При центральной районной библиотеке организуются депозитарий, обменно-резервный фонд документов.

16. Для эффективного использования документов в процессах библиотечного и информационного обслуживания, качественного предоставления услуг населению библиотека должна иметь соответствующие технические средства и средства связи: персональный компьютер на 1000 жителей, сканер, ксерокс, телефон-факс, канал связи для обеспечения доступа к сети Интернет, видео-, аудиокомплексы и др.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: