Берт хеллингер кратко биография

Обновлено: 16.05.2024

Биографический очерк

В течение 16 лет жизни в Южной Африке он был приходским священником, учителем, и директором школы для африканских учеников. Он также нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Он стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.

Его участие в программах межрасового экуменического обучения, проводимых англиканским духовенством в Южной Африке в начале 1960 гг., привело к выходу из Ордена. Инструкторы работали с направлением феноменологии. Они занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, без страха, без предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Он был глубоко впечатлен тем, как их методы показывали возможность примирения противоположностей через взаимное уважение.

После того, как он оставил свою работу священника, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. В начале 1970-х годов он переехал в Вену, пройдя классический курс в Венской Ассоциации психоанализа. Он завершил своё обучение в Мюнхенской Ассоциации психоанализа и был принят в качестве практикующего члена. В 1973 Хеллингер покинул Германию во второй раз и переехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Одним из наиболее значительных влияний было влияние Эрика Берна и трансакционного анализа.

Хеллингер много путешествует, читая лекции, проводя семинары и обучающие курсы по всей Европе, в Соединенных Штатах, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.

Метод системной расстановки

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нём два базовых положения:

1) Феноменологический подход — следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход — рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Основные законы Бертом Хеллингером сформулированы так:

    Закон Порядка (противоположность Хаосу). В каждой системе есть свой порядок, старшинство. Этот порядок динамичен в зависимости от вклада элемента в систему. Целое же может восприниматься как Хаос. Энергия любви в семейной системе течет от предков к потомкам, от старших членов системы к младшим.

Критика метода и конфликты

Репутация в психотерапевтическом сообществе в Германии

Отношение к агрессорам и их жертвам

Прочие практические взгляды

Конфликт с последователями

В 2003 году Немецкое общество системных и семейных терапевтов (DGSF) опубликовало Заявление на тему расстановок Хеллингера, в котором, признавая теоретическую полезность метода, высказывались опасения относительно безопасности метода для клиентов. Также общество призвало соблюдать условия, которые, по его мнению, смогут минимизировать опасность от расстановок.

2005—2007 годы стали годами серьёзных мировоззренческих разногласий между Бертом Хеллингером и группой его теперь уже бывших последователей и коллег. Стороны обменивались открытыми письмами и заявлениями, и пиком конфликта стал отказ Хеллингера приехать на международный расстановочный конгресс в Кёльн, после чего немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.

1996 - Ordnungen der Liebe / Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий
1996 - Mit Gabriele ten Hovel: Anerkennen, was ist. Gesprache uber Verstrickung und Heilung
1998 - Die Mitte Fuehlt Sich Leicht an / И в середине тебе станет легко
2001 - Die Quelle braucht nicht nach dem Weg zu fragen / Источнику не нужно спрашивать пути
2001 - Mit der Seele gehen
2003 - Ordnungen des Helfens. Ein Schulungsbuch / Порядки помощи
2003 - Gedanken unterwegs
2004 - Gottesgedanken. Ihre Wurzeln und ihre Wirkung / Богомысли. Их корни и их воздействие
2004 - Rachel weint um ihre Kinder. Familien-Stellen mit Uberlebenden des Holocaust in Israel. Vorwort: Haim Dasberg
2005 - Wahrheit in Bewegung
2005 - Mit Gabriele ten Hovel: Ein langer Weg. Gesprache uber Schicksal, Versohnung und Gluck
2005 - Dergrobekonflikt / Большой конфликт
2005 - Einlangerweg. Gesprache uber Schicksal Versohnung und Gluck / Долгий путь. Беседы о судьбе, примирении и счастье
2008 - Gluck, Das Bleibtwie Beziehungen Gelingen / Счастье, которое остается

Берт Хеллингер изучал философию, теологию и педагогику . В течение 16 лет он работал миссионером католического ордена с зулусами в Южной Африке. Там он интенсивно занимался влиянием групповой динамики. Впоследствии Берт Хеллингер стал психоаналитиком и прошел различные учебные курсы, помимо всего прочего, по первичной терапии, анализу транзакций, эриксоновской гипнотерапии и нейролингвистическому программированию.

В течении следующих лет он, наконец, разработал свой собственный метод: Появились Семейные Расстановки (также: Системно-семейные расстановки) по Берту Хеллингеру. Сегодня они признаны во всем мире и используются во многих областях. В психотерапии, в организационном и бизнес-консультировании, педагогике, медицине, в судебной системе, в жизненных и образовательных консультациях и в пастырской помощи в самом широком смысле.
Это обучение для жизни .

Таким образом, масштаб и эффективность Оригинальных Семейных Расстановок по Hellinger ® расширялись, увеличивались и будут расширяться и увеличиваться. Между тем, Оригинальные Семейные Расстановки по Hellinger ® нашли свое применение в судах и здравоохранении.

Биография Берта Хеллингера

Биография Берта Хеллингера

Хеллингер ( паспортное имя — Антон ) родился 16 декабря 1925 года в семье немецких католиков в городе Леймен. Затем его семья (Хеллингер был средним из 3-х сыновей) жила в Кёльне.

Тема богословия и религии красной нитью проходит через всю его жизнь. Сразу после начальной школы, в возрасте 10-ти лет, Берт поступает в интернат миссионерской конгрегации, чтобы стать священником и миссионером.

В 1944 г. Хеллингер попадает в плен к американцам и работает в лагере для военнопленных на территории Бельгии, где осваивает английский язык. Через год ему удается бежать из лагеря. И уже через 6 недель он вступает в католический религиозный орден Марианхилл и принимает имя Сюйтберт ( Suitbert ), сокращенно Берт . Это имя останется с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.

«Я вступил в Орден и на протяжении года был, так называемым, послушником. Этот первый год является введением в духовную, спиритуалистическую жизнь. Человек не делает ничего другого, кроме медитации, общего моления, духовного чтения и прослушивания лекций. Утром было полчаса совместной медитации, затем церковная служба, несколько раз в день совместное моление, а в промежутках каждый медитировал в одиночку.

В 1946 г. он исполнил мечту детства, получив теологическое образование. Приняв послушничество и, полгода отработав в должности капеллана, переезжает в Южную Африку. Продолжает там изучать английский и педагогику, чтобы преподавать в школах прихода.

Именно там ему приходится столкнуться с серьезными проблемами. И его подчиненные, и его ученики, были не только различного цвета кожи, но и представляли разные нации и вероисповедания, что приводило к жесточайшим столкновениям и конфликтам.

В 1969 г. Хеллингера, как руководителя пасторского семинара миссии, переводят в Германию, где он проводит курсы по групповой динамике. Однако, вскоре Хеллингер замечает недостаточность своего образования в области психотерапии. Он переезжает в Вену и начинает изучать психоанализ, проходя курс собственного анализа.

Какое-то время ему удается совмещать свою деятельность в Ордене с психологией. Но в 1971 году Хеллингер понимает, что ему стало тесно в церковных рамках и принимает решение сложить с себя сан священника. Разрыв с Орденом был долог и труден, это было важнейшее в его жизни решение.

В скором времени он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у них нет. Теперь Берт проводит свои психотерапевтические группы вместе с женой. Еще через год заканчивает обучение психоанализу, сдает все необходимые экзамены и переезжает в Германию. Но вскоре не проходит аттестацию, как психоаналитик.

Берт продолжает непрерывно учиться и много работает. С 1971 г. он разрабатывает и проводит семинары групповой психотерапии, в которых использует многие идеи современной ему психологии и психотерапии. Он проходит обучение лично у Артура Ялома, затем у Милтона Эриксона изучает гипнотерапию и НЛП. Осваивает транзактный анализ Эрика Берна, гештальттерапию Фрица Перлза, семейную психотерапию в разных формах и многое другое.

Но постепенно, к 1980-м годам, кристаллизуется его собственный метод работы – семейная расстановка, как краткосрочная психотерапия, ставшая основой семейно-системной терапии. Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами.

Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер).

В 80-х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейных терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Первое обобщение принципов, лежащих в основе его работы, было сделано врачом-психиатром, исследователем семейных отношений из Гейдельбергского университета Гунтхардом Вебером. Он участвовал в его группе, когда самому Берту Хеллингеру было уже 65 лет. Результатом этого обобщения и стала книга “Кризисы любви”, которая в немецком оригинале называется “Два рода счастья” или “Двоякое счастье” (G.Weber, "Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers ", 1992).

С 1994 г. Хеллингер демонстрирует свою работу публично, его аудиторией бывает одновременно до тысячи и более человек. Теперь Берту уже за восемьдесят, и он по-прежнему не стоит на месте. Им написаны более шестидесяти книг, которые переведены на 25 языков; проведены сотни семинаров от Швеции до России, от Тайваня до Японии и Кореи, от США до Чили и Аргентины, от Израиля до Марокко.

Терапевтическая работа Хеллингера основана на актах признания, уважения, правды, принятия судьбы, смирения и мужества. В последние годы его терапия все больше приобретает характер работы по нахождению согласия и примирения, что в конечном итоге проявляется как служение Миру. Дав тысячам последователям действенный метод помощи, Берт идет дальше, за рамки психотерапии – к большей цельности, глубине, простоте. Он говорит о себе, что на самом деле он философ, а его метод – всего лишь подспорье в этой его основной работе.

Для объективной картины, необходимо упомянуть, что отношение к Берту Хеллингеру неоднозначное. Несмотря на многочисленных и искренних последователей, учеников и просто сторонников, которые смогли на себе испытать, эффективность метода, и благодарны ему. Признание со стороны официальных психотерапевтических ассоциаций происходит с большим сопротивлением. Они готовы рассматривать метод системных расстановок лишь, как один из подходов семейной психотерапии. С чем Берт принципиально не соглашается и борется за статус самостоятельного отдельного метода.

2005—2007 годы стали годами серьезного противостояния между Бертом Хеллингером и его теперь уже бывшими последователями и коллегами. В результате конфликта немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.

Поэтому непростое отношение у Хеллингера и с церковью. Несмотря на то, что принципиальных противоречий у метода с христианством нет и, скорее, многие его идеи перекликаются с религией, полностью принять это сложно. Для большего понимания, можно прочитать отличную дискуссию христианских психологов с критикой и анализом метода.

И в то же время, все отмечают его тактичность, открытость, искренность и много любви и принятия к людям и к Миру.

Берта Хеллингера часто называют отцом системной расстановки. И это действительно так. Несмотря на то, что сам метод начали одновременно применять два психотерапевта, две женщины Лес Кадис в Лондоне и Тео Шёнфельдер в Берлине ( у Тео Берт и увидел первую расстановку, но не в современном ее варианте), Берт стал основоположником метода, поскольку создал его стройную теорию. И, по моему глубокому убеждению (Н.С.) он вывел эту теорию из очень глубокого духовного опыта. Христианского опыта. Хотя расстановки — метод универсальный. Он подходит для всех культур, стран, вероисповеданий. А зародился он в Германии, откуда Берт Хеллингер родом.

Берт Хеллингер - отец семейных расстановок

Фото Берта Хеллингера

Как появились расстановки в России?

Берта пригласила в Москву уникальная женщина, психолог по многим специальностям, председатель модальности Детская психотерапия в ППЛ Альбина Локтионова. В своем интервью она подробно рассказывает, с какими невероятными сложностями и трудностями ей пришлось столкнуться, чтобы визит Берта в москву оказался возможен.

Интервью Натальи Спокойной с Альбиной Локтионовой, организовавшей первые семинары Берта Хеллингера в России.

Можно назвать Альбину пионером системной расстановки в России. В интервью она рассказывает, с каким трудом давался каждый шаг: от представления её Берту на 2-м мировом Конгрессе по психотерапии (он сразу отказался ехать, сказав, что его уже масса народа приглашает, но, к счастью, Альбину порекомендовал ее всемирно известный преподаватель) до самой организации в Москве. Все было проблемой: выбрать зал. который устроил Берта, реклама, удовлетворение всех требований помощников Берта, достойный переводчик и куча разных мелочей. Обо всем этом и многом другом в интервью. Я сама была поражена всеми подробностями. Альбине надо ставить памятник при жизни за ее вклад в распространение расстановок в России. И ещё она передала своё детище очень скромно и самозабвенно в руки Михаила Бурняшева, который благодаря своим талантам организатора и бизнесмена поднял ИКСР и успешно обучает расстановщиков в России и некоторых странах СНГ. А об Альбине уже далеко не все знают. Поэтому я и решила ее расспросить, как это было. Очень советую посмотреть интервью. Я лично низко кланяюсь Альбине как маме расстановок в России.

Биография Берта Хеллингера

Берт Хеллингер (паспортное имя — Антон) родился 16 декабря 1925 года в семье немецких католиков в городе Леймен. Затем его семья (Хеллингер был средним из 3-х сыновей) жила в Кёльне.

Тема богословия и религии красной нитью проходит через всю его жизнь. Сразу после начальной школы, в возрасте 10-ти лет, Берт поступает в интернат миссионерской конгрегации, чтобы стать священником и миссионером.

В 1944 г. Хеллингер попадает в плен к американцам и работает в лагере для военнопленных на территории Бельгии, где осваивает английский язык. Через год ему удается бежать из лагеря. И уже через 6 недель он вступает в католический религиозный орден Марианхилл и принимает имя Сюйтберт (Suitbert), сокращенно Берт. Это имя останется с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.

«Я вступил в Орден и на протяжении года был, так называемым, послушником. Этот первый год является введением в духовную, спиритуалистическую жизнь. Человек не делает ничего другого, кроме медитации, общего моления, духовного чтения и прослушивания лекций. Утром было полчаса совместной медитации, затем церковная служба, несколько раз в день совместное моление, а в промежутках каждый медитировал в одиночку.

В 1946 г. он исполнил мечту детства, получив теологическое образование. Приняв послушничество и, полгода отработав в должности капеллана, переезжает в Южную Африку. Продолжает там изучать английский и педагогику, чтобы преподавать в школах прихода.

Именно там ему приходится столкнуться с серьезными проблемами. И его подчиненные, и его ученики, были не только различного цвета кожи, но и представляли разные нации и вероисповедания, что приводило к жесточайшим столкновениям и конфликтам.

В 1969 г. Хеллингера, как руководителя пасторского семинара миссии, переводят в Германию, где он проводит курсы по групповой динамике. Однако, вскоре Хеллингер замечает недостаточность своего образования в области психотерапии. Он переезжает в Вену и начинает изучать психоанализ, проходя курс собственного анализа.

Какое-то время ему удается совмещать свою деятельность в Ордене с психологией. Но в 1971 году Хеллингер понимает, что ему стало тесно в церковных рамках и принимает решение сложить с себя сан священника. Разрыв с Орденом был долог и труден, это было важнейшее в его жизни решение.

В скором времени он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у них нет. Теперь Берт проводит свои психотерапевтические группы вместе с женой. Еще через год заканчивает обучение психоанализу, сдает все необходимые экзамены и переезжает в Германию. Но вскоре не проходит аттестацию, как психоаналитик.

Берт продолжает непрерывно учиться и много работает. С 1971 г. он разрабатывает и проводит семинары групповой психотерапии, в которых использует многие идеи современной ему психологии и психотерапии. Он проходит обучение лично у Артура Ялома, затем у Милтона Эриксона изучает гипнотерапию и НЛП. Осваивает транзактный анализ Эрика Берна, гештальт-терапию Фрица Перлза, семейную психотерапию в разных формах и многое другое.

Но постепенно, к 1980-м годам, кристаллизуется его собственный метод работы – семейная расстановка, как краткосрочная психотерапия, ставшая основой семейно-системной терапии. Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами.

Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер).

С 1994 г. Хеллингер демонстрирует свою работу публично, его аудиторией бывает одновременно до тысячи и более человек. Теперь Берту уже за восемьдесят, и он по-прежнему не стоит на месте. Им написаны более шестидесяти книг, которые переведены на 25 языков; проведены сотни семинаров от Швеции до России, от Тайваня до Японии и Кореи, от США до Чили и Аргентины, от Израиля до Марокко.

Терапевтическая работа Хеллингера основана на актах признания, уважения, правды, принятия судьбы, смирения и мужества. В последние годы его терапия все больше приобретает характер работы по нахождению согласия и примирения, что в конечном итоге проявляется как служение Миру. Дав тысячам последователям действенный метод помощи, Берт идет дальше, за рамки психотерапии – к большей цельности, глубине, простоте. Он говорит о себе, что на самом деле он философ, а его метод – всего лишь подспорье в этой его основной работе.

Для объективной картины необходимо упомянуть, что отношение к Берту Хеллингеру неоднозначное. Несмотря на многочисленных и искренних последователей, учеников и просто сторонников, которые смогли на себе испытать эффективность метода и благодарны ему, признание со стороны официальных психотерапевтических ассоциаций происходит с большим сопротивлением. Они готовы рассматривать метод системных расстановок лишь, как один из подходов семейной психотерапии. С чем Берт принципиально не соглашается и борется за статус самостоятельного отдельного метода.

2005—2007 годы стали годами серьезного противостояния между Бертом Хеллингером и его теперь уже бывшими последователями и коллегами. В результате конфликта немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.

Поэтому непростое отношение у Хеллингера и с церковью. Несмотря на то, что принципиальных противоречий у метода с христианством нет и, скорее, многие его идеи перекликаются с религией, полностью принять это сложно. Для большего понимания, можно прочитать отличную дискуссию христианских психологов с критикой и анализом метода.

И в то же время, все отмечают его тактичность, открытость, искренность и много любви и принятия к людям и к Миру.

Составлено по информации открытых русскоязычных источников на сайте Марины Сырицы. За что благодарим Марину и всех авторов.

Читайте также: